Фрески андрея рублева где сейчас. Андрей рублев - владимир - история - каталог статей - любовь безусловная. Росписи восточной стены Успенского собора

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны и содержит мало достоверных фактов. Так в многообразных источниках указывается разная дата рождения. Скорее всего, он родился в Московском княжестве (по другим сведениям – в Новгороде) около 1360-1370 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе, в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене Андронике).
Андрей – это монашеское имя живописца; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху к тому же поручили вместе с Феофаном Греком и такую ответственную работу – создание иконостаса, чрезвычайно важной детали внутреннего убранства храма.

Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным и другими мастерами в Успенском соборе во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В

1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В конце XIV - начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412г., или 1425-1427гг.) Рублёв создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица» (ф.2, находится в Государственной Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок, 10, зал 60), на сюжет «гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким не только богословским, но и поэтическим, философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас» (ф.3), «Апостол Павел» (ф.4), «Архангел Михаил» (ф.5), все относят к одному периоду: рубежу XIV-XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, все работы в Третьяковской галерее), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В последние годы жизни (1427-1428) Андрей Рублев работал над росписями древнейшего из сохранившихся московских храмов – Спасского сбора Андроникова монастыря в Москве (ф. 6, Андроньевская площадь, д.10), где скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года и здесь же был погребен.

Некрополь монастыря не сохранился, разорен в 1927г. В 1947г. в год празднования 800-летия Москвы в Андрониковом монастыре, на волне послевоенного патриотического подъема, был учрежден заповедник.

С 1959г. на территории монастыря стал действовать Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи, а с 1985 года музейный комплекс получил нынешнее официальное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

И его ученики, им-то и было поручено написать трехъярусный иконостас для Успенского собора. Фресками собор был расписан позже - в 1513-1515 г.г. Как гласит летопись, украшали собор "иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня ". К сожалению, всё то, что мы сейчас видим, исполнено в 17 веке. Что за росписи были первоначально, мы никогда не узнаем. Древние фрески, как это ни странно, были не записаны новыми слоями краски, что обычно практикуется, а сбиты вместе со штукатуркой по приказанию царя Алексея Михайловича, первого государя из династии Романовых. Но летописцы пишут, что он велел их скопировать "на образцы". Над новыми росписями трудились до 150 мастеров, которые прибыли в Москву из разных городов. Cчитается, что они пользовались снятыми копиями и воссоздали первоначальный внутренний облик собора.
Если вам интересно, то давайте посмотрим на некоторые иконы и сюжеты.
На заднем плане фотографии - иконостас. Сами понимаете, фотографии делались с риском изгнания из храма. А брать их из Сети не хочется. Поэтому прошу скидку на качество из-за "вредных условий труда".
В Древней Руси первые большие иконостаты появились в 15 веке. Что же такое иконостас? Это несколько рядов икон, в центре которых находится восседающий на троне Христос, к которому обращены молящиеся Святые. Кроме того, здесь помещаются иконы со сценами из жизни Христа и Богородицы, церковные праздничные иконы, образы апостолов и пророков. То есть, это своеобразная церковная энциклопедия. Поверьте, читать её - чрезвычайно интересно. Особенно здесь, в этом древнем храме.
Иконостас Успенского собора, который мы сейчас видим, был создан в 1653 году.

Самый главный ряд в иконостасе - это деисусный чин. Он здесь второй снизу, над царскими вратами. Центральная икона - "Спас в силах". В центре - Спаситель, а по углам в блестящих нимбах апокалиптические животные, которые олицетворяют "тварный мир" - вселенную с четырьмя сторонами света. " И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему".(Из Откровения Иоанна Богослова). Если вы интересуетесь искусством и иконами, то не могли не заметить, что евангелисты Св.Лука всегда изображается с быком, Св.Марк - со львом, Св.Иоанн - с орлом, а Св.Матфей - с ангелом.
Рядом со Спасом - Иоанн Предтеча, Архангел Михаил и Апостолы.

Самые почетные места в иконостасе - справа и слева от царских врат. Справа - очень древняя икона, которая называется "Спас - Златая риза". Её еще называют "Спас императора Мануила" так как по преданию её написал византийский император Мануил. Это подлинная, очень древняя икона, датируемая 11 веком. И хотя она была полностью переписана в 1700 году, это, конечно, не умаляет её ценности. Предполагают, что эту икону привез в Москву Иван Грозный в 1570 году после похода на Казань.
Что же в ней необычного? Если вы внимательны, то должны заметить, что нет обычного благославляющего жеста правой руки Спасителя. Он указывает на Евангелие. Согласно преданию, император Мануил изобразил Спасителя согласно канону - благословляющим правой рукой. Но однажды он рассердился за что-то на священника и хотел его выгнать. И в эту же ночь ему приснился сам Спаситель, который показывал своей рукой вниз, т.е. смири свою гордыню. Проснувшись император увидел, что и на иконе произошло то же самое. Затем эта икона попала в Новгород и патриарх Никон поместил её на самое почетное место, чтобы цари помнили, что духовная власть всегда превыше светской.
Рядом с иконой "Спас - Золотая риза" находится еще одна ценнейшая храмовая икона 14-15 в. "Успение", написанная Дионисием.

К сожалению, мне не удалось хорошо сфотографировать второе почетное место в иконостасе - образ Богоматери. Здесь вы можете её увидеть слева от царских врат. Именно на этом месте до ВОСР всегда стояла чудотворная «Богоматерь Владимирская» XII века - древнейшая российская святыня. О ней я вам уже немного рассказывала и показывала. Этой иконе посвящено столько статей, что повторяться не буду. Отмечу только, что сейчас она находится в Замоскворечье, в храме Николая Чудотворца в Толмачах - домовом храме Третьяковской галереи. Что такое домовой храм - не знаю. Но при первой же возможности постараюсь побывать там. Потому что этот образ - неповторим. И то, что эта икона уцелела в войнах, пожарах, междоусобицах, при разных властях и дележах этой самой власти, наводит на мысль, что она, действительно - чудотворная.

Давайте еще раз посмотрим на мой любимый образ. «Богоматерь Владимирская» XII века - слева. Это ей посвящена поэма Максимилиана Волошина. "...Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке"...

Как нежны руки, обнимающие младенца, какой тревожно-скорбный и вместе с тем, какой милосердный и всё понимающий про нас, взгляд. А как Младенец прильнул к Ней, как обхватил ручонками Её шею. И еще обратите внимание - только на этой иконе мы можем увидеть левую пяточку Младенца.
Справа - список (копия), т.е. «в меру и подобие» святыни, созданный в 1514 году для Успенского собора Московского Кремля, который сейчас находится на иконостате. С чудотворных икон всегда писали копии, которые также почитались не менее святыни. Они находились в храме, но именно их использовали при крестных ходах, во времена праздников, или же для каких-то других церковных треб, чтобы сберечь подлинник. http://www.pravoslavie.ru/put/30910.htm
В Успенском соборе еще много древних и очень почитаемых икон. Но мне, к сожалению, не удалось их сфотографировать.

Посмотрим на росписи собора. Большую часть стен занимают росписи, посвященные земной жизни Пресвятой Богородицы - собор ведь именуется Успением Пресвятой Богородицы.
Перед нами, как я понимаю, традиционная византийско-древнерусская живопись. Мы видим, что всё изображено в одной плоскости, не прописаны детали, особенно это касается лиц. Лица спокойны, потому что это лики святых - они уже там, где нет никакой земной суеты. Может потому, в этом храме так спокойно?
Иконописцы, изображая какой-либо сюжет должны были строго следовать определенным канонам. Но каждый из них старался передать все нюансы определенного события, цветом. Посмотрите на эту цветовую гамму. Сколько в ней оттенков! Но мы всегда спешим. Нам всегда не хватает времени, чтобы спокойно сесть, поднять голову в тот, в другой мир и понять, что хотел сказать нам неизвестный мастер, живший много-много веков назад.

На колоннах-столбах, которые придают храму удивительно неповторимый вид, изображены 135 святых и мучеников.

В нижних ярусоах стен изображены Вселенские соборы, съезды высших церковных иерархов, проходившие в 4-7 в.в., а также размещены огромные иконы с житиями святых. И ведь, действительно, настоящая энциклопедия древнерусской жизни. Но как мало мы о ней знаем.

На западной стене по канону изображен Страшный суд. Изображение очень интересное. Слева вверху перед Спасителем коленопреклоненные Адам и Ева, изображенные в одеждах и с нимбами, т.е. они прощены. А ниже их - мерзкий змий, Совсем внизу - бесы, грешники и огненный Ад. Что изображают животные - не соображу никак.

В 17 веке в Москву из Грузии привезли две святыни: частица одежды Иисуса Христа и один из гвоздей, которым Он был прибит к кресту. По преданию, этот гвоздь хранит то место, где он находится. Эти святыни поместили в медный ажурный шатер, который символизирует Голгофу. Этот шатер был выполнен в 1624 году "старостой котельного цеха" по заказу царя Михаила Федоровича. Сейчас там находится гробница Святого патриарха Гермогена, который погиб от голода в плену.
Если вы помните, я уже сообщала о том, что первым в Успенском соборе был погребен святой митрополит Петр, который и считается его основателем. После этого здесь стали традиционно хоронить русских архипастырей, здесь же они и принимали рукоположение. А у гроба митрополита Петра удельные князья и бояре присягали на верность государю.

Хочу показать вам Царское церковное место, которое в старину называли - Мономахов трон. В 2001 году исполнилось 450 лет со времени его создания. Только представьте себе - 450 лет этому деревянному резному молельному месту! Все русские цари и императоры перебывали в нём. Потому это не только произведение искусства, а и ценнейшая историческая реликвия. Создали его новгородские мастера по приказу Ивана Грозного и увенчали его двуглавым византийским орлом, "что должно было свидетельствовать о преемственности московской власти от Первого и Второго Рима". И который затем стал российским гербом. Трон стоит на четырех опорах в виде страшных зверей, что символизирует государственную власть и силу. "Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли» (Петр Первый)<
Екатерина Вторая, как Самодержица Всероссийская, сама возложила на себя венец, находясь в Мономаховом троне, о чем и свидетельствует эта замечательная гравюра, взятая из Википедии. Кстати, здесь же, в Успенском соборе Екатерина Вторая приняла православие.

Успенский собор бвл не только местом проведения церковных служб, здесь также проводились светские и прочие мирские мероприятия. Венчание на царство, венчание-бракосочетание, похороны, рукоположение, отречение от престола, принятие православия, коронация императоров и императриц - все эти события происходили в главном храме Российского государства. И как хорошо, что некоторые из них были запечатлены на полотнах художниками. Ведь цифровые камеры тогда никто не мог себе даже представить. Даже в самых смелых фантазиях народ не шел далее ковров-самолетов и сапог-скороходов. А так как мои "запретные" фотографии уже вам показаны, в следующей части будут художественные репродукции, обнаруженные в Интернете.

Первым в Успенском соборе в 1498 году венчался на великое княжение внук Ивана Третьего - Дмитрий. Необходимо отметить, что коронация проходила по византийскому обряду. (Еще один след Византии). С 1547 года Иван Четвертый уже короновался царским венцом. И даже Лжедмитрий в 1605 году венчался на царство, а год спустя "брал шлюб" с Мариной Мнишек. Летописцы оставили запись о том, что из-за очень маленького роста царственной полячке сделали скамеечку, чтобы она смогла прикладываться к иконам.

"Миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года"

Михай Зичи, будучи придворным художником у Алексанра II , запечатлел всевозможные торжественые моменты в жизни государя и его царственной семьи. Здесь изображен момент коронации Марии Александровны.

Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года". Всё тот же художник Михай Зичи.

Последняя коронация в Успенском соборе свершилась 14 мая 1896 года. Короновался последний российский император Николай II . Причем пожелал короноваться на престоле Михаила Федоровича - основателе династии Романовых. И хотя на нижеследующей картине государи изображены в коронационных мантиях, прочитала, что Николай II был в форме лейб-гвардии Преображенского полка, а Александра Федоровна в парчовом платье, расшитом монахинями московского Иоанновского монастыря. Для императрицы был поставлен трон, принадлежавший Ивану Третьему, который привезла в подарок мужу Софья Палеолог.

Коронация - это прекрасно. Но переживал Успенский собор и тяжелые времена. В июле 1812 года император Александр Первый посетил Успенский собор. чтобы приложиться к мощам святителей и дать обет победить Наполеона.

Все мы хорошо знаем, как Москва встретила французов. К счастью, Кремль уцелел от пожаров. Многие ценности из храмов были вывезены до вступления армии Наполеона в Москву. Но очень многое и осталось. Особенно массивные ценности. Знаменитое серебрянное паникадило (люстра для свечей), выполненное мастерами в 1660 году и весившее свыше 60 пудов, раки святителей, покрытые серебрянными досками, оклады икон, украшенные драгоценными камнями и жемчугом - всё это было похищено и вывезено. Это же надо было додуматься - устроить посреди собора горн, чтобы в нем переплавлять ризы с икон. Да еще и оставлять на столбах надписи, сколько было переплавлено пудов золота и серебра. А чтобы не ошибиться, на крюк, где висело серебрянное паникадило повесили весы и взвешивали на них полученные от плавки слитки золота и серебра. 375 икон было поцарапано и изувечено. В глаза на ликах Святых вбивали гвозди. А собор обогревали кострами, поэтому все росписи покрылись копотью. Царские ворота забили гвоздями, а тела митрополитов выбросили из рак. Ну и, конечно же, здесь же сделали конюшню.

Картина Василия Васильевича Верещагина.

Кое-что из драгоценностей удалось вернуть. По сей день в центре собора висит гигантское паникадило "Урожай", отлитое из трофейного серебра, отбитого казаками у французов. А 23 апреля 1814 года в соборе было торжественное богослужение в честь победы над Наполеоном.

В ноябре 1917 года Успенский собор был поврежден при артобстреле, но богослужения в нем еще совершались. А что было дальше по всей России, красноречиво говорит картина Ильи Глазунова.

В марте 1918 года все кремлевские соборы были закрыты, но В.И.Ленин милостиво разрешил провести в Успенском соборе последнюю службу на Пасху. А дальше началось очередное изъятие ценностей. Ценнейшими реликвиями платили контрибуцию за Брестский мир, а стоимость определялась по весу бесценных произведений церковного искусства. С Владимирской Богоматери были сняты все драгоценные украшения и переданы в Госхран. Но нужно отметить, что в 1924 году эта икона, как и несколько других древних икон были отреставрированы и переданы в Третьяковскую галерею.

С 20 июня 1955 года Кремль был открыт для свободного доступа. А в Успенском соборе организовали музей. С 1990-х годов в Успенском соборе Московского Кремля регулярно совершаются богослужения.

Использованная литература: http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm

Путеводитель "Московский Кремль"

Фрески Успенского собора Владимира

В 1408 Даниил Черный и Андрей(именно в таком порядке художники названы в летописи) получили заказ на поновление древнего митрополичьего кафедрального собора во Владимире. Этот храм, построенный в XII веке, был расписан еще в домонгольский период, но к XV столетию прежняя живопись сильно пострадала. Заменившие ее фрески Андрея и Даниила сохранились частично.

Именно фрески Успенского собора являются тем памятником-“камертоном”, по которому исследователи имеют возможность настроиться на волну подлинно рублевской образности и стиля, выделить наиболее характерные для мастера приемы письма, особенности живописного построения формы, закономерности композиционной структуры. Ярче всего запоминаются типично рублевские лики с нависающими шарообразными лбами мыслителей и по-детски широко раскрытыми глазами, пытливо и доверительно, милостиво и кротко смотрящими на нас с апостольских скамей.

Время оказалось беспощадным к этому великолепному ансамблю. Особенно пострадал колорит росписей, лишившийся былой звучности цвета в некогда лазурных фонах и золотистой охры в письме ликов и одежд. Реставрация владимирских фресок началась в 1918 и была продолжена в 1970-1980е. На сегодняшний день состояние бесценной живописи Андрея Рублева и Даниила все более усугубляется неблагоприятным воздействием на нее в ходе постоянных богослужений, совершаемых в действующем храме.

Анализ художественного произведения искусства на примере картины Микеланджело Буонарроти "Страшный суд"

Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира

Собор представляет собой традиционный базиликальный храм, с тремя нефами, трансептом, четырьмя башнями и большой криптой. Это массивное монументальное здание, сложенное из красноватого песчаника, с колоннами внутри...

Архитектура Шпейерского собора

Многие элементы храма подчеркивают его устремленность вверх. Например, высокие башни, расположенные на западной и восточной сторонах. В облике этого храма...

Вознесенский (Софийский) собор

Территория собора занимает практически всю Софийскую площадь, за некоторым исключением в северо-восточном углу, занятом трансформаторной будкой...

Декоративное пано для настенной росписи

Фреска в интерьере известна с незапамятных времен. Еще в Древней Греции и Риме удивительной красоты фрески украшали стены соборов, общественных мест, домов горожан. Это предмет гордости монументальной живописи...

Зодчество Древней Руси

Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди...

Иконопись Феофана Грека

Церковь Спаса Преображения была расписана фресками спустя четыре года после ее постройки. Единственное сообщение об этой росписи содержится в Новгородской третьей летописи, составленной в конце XVII века...

Основы монументально-декоративной живописи в европейском искусстве

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период эгейской культуры (2-е тыс. до н.э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин...

Несмотря на символичность архитектуры, идеи?ныи? замысел собора полнее воплощен в художественном убранстве, точнее, в мозаиках и фресках, выполненных по лучшим образцам византии?ского искусства...

Софийский собор в Киеве, Новгороде, Полоцке

До половины XI столетия, или до построения нынешнего Софийского собора, в Новгороде были святые храмы. Присланный сюда от Великого Князя Владимира Киевского первый Новгородский епископ Иоаким Корсунянин...

Софийский собор в Киеве, Новгороде, Полоцке

Внешние массы храма отличаются исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощные выступы, членящие фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями, как бы укрепляют здание по основным его осям...

Софія Київська в контексті світоглядних уявлень русичів

Фрески прикрашали у давнину всі бокові стіни споруди, галереї, башти і хори. В 17 столітті первісний живопис під час ремонту частково оновлювався клейовою фарбою. У процесі реставраційних робіт фрески 11 ст. розчищено з-під пізніших нашарувань...

Творчество Андрея Рублева

С именем Андрея Рублева издавна связывают еще два иконных комплекса, происходящих из иконостасов Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Только второй из них сохранился на своем первоначальном месте...

Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге

В честь военных побед на Руси нередко воздвигали храмы. Церковь в крепости, вероятно, и была построена после этого события, а потому не случайно посвящена св. Георгию, считавшемуся верным помощником в борьбе с врагами. Само строительство...

Фрески, украшающие главный кафедральный собор Владимирской епархии, реставрированы в 1882-84 году. Они долгое время были почти все скрыты под штукатуркой и открыты при расписании собора лишь в 1882 году.

Честь открытия этих фресок принадлежит Высокопреосвященному Феогносту, ныне архиепископу Новгородскому. Судя по летописным известиям, собор был украшен живописью неоднократно: и в 1161 году, и при Всеволоде III, и наконец вся живопись внутри собора была восстановлена в 1408 года знаменитым иконописцем Андреем Рублевым; — знатоки древнерусского искусства и относят большинство открытых в соборе фресковых изображений именно к началу XV века. В тех местах, где живопись не сохранилась, фрески написаны были вновь по эскизам, одобренным Императорским Московским Археологическим обществом и составленным по образу Староладожских и Спас-Нередицких близ Новгорода, сохранившихся от XII в. Чтобы судить насколько хорошо произведена реставрация фресковой живописи, следует сравнить фрески на стенах с точными копиями фрагментов, открытых из под штукатурки, сохраняющимися на хорах собора в рамах за стеклом, точность коих засвидетельствована строительной комиссией.

Особенно хорошо сохранились древние фрески под хорами и на западной стене, изображающие картину страшного суда. На западной стене над входной аркой художник изобразил уготование престола: на престоле евангелие, восьмиконечный крест с тростью и копием; у подножия креста сосуд, в котором находится кровь распятого Богочеловека, омывшая грехи человеческого рода; к сосуду прикреплены весы праведные, здесь же Адам и Ева в коленопреклоненном положения, как виновники человеческого грехопадения, вина которых искуплена распятым Спасителем. По сторонам престола Богоматерь и Предтеча, умоляющие Господа о помиловании грешников; за ними по одному ангелу с жезлами и с печатью Бога живого (Апокалипс. XXI гл.) в руках. Продолжение картины с той и другой стороны составляют апостолы на престолах с раскрытыми книгами, среди которых узнаются четыре евангелиста по вписанным на листах книг буквами; мт лк мр iw, и ангелы в несколько рядов с жезлами. Мысль этого изображения заключается в том, что апостолы, как ближайшие производственники дарованного во Христе спасения человеческого, будут соучастниками в суде Господа над людьми. Центральная часть этого изображения – Сам Христос, представленный на своде между арками, седящим в круге, образованном из серафимов: строгая фигура Спасителя, задрапированная в мантию, представлена в решающем моменте последнего суда: правой рукой Спаситель делает жесть, призывающий праведников к наследию уготованного им царствия небесного, левая выражает отвержение грешников. Подле Спасителя – солнце, луна и звезды, утвержденные в небе, имеющем форму полотна, свиваемого двумя ангелами, в соответствия со словами псалма: «вся яко риза обветшают и яко одежду свиеши и я изменятся».

По соседству с изображением Спасителя представлены внутри арки в круге символические фигуры четырех царств: Макдонского – в виде грифона, Римского – в виде крылатого дракона, Вавилонского – в виде медведя и антихристова – в виде рогатого зверя. Такова Обстановка страшного суда.

Отсюда художника переходит к изображению самого процесса суда. Он представил двух ангелов, из которых один трубит вниз, другой вверх, созывая живых и умерших на суд. По звуку этих труб земли и море отдают своих мертвецов. Земля изображена здесь в виде женщины с жезлом в правой руке и гробом в левой, вокруг нее воскресающие фигуры людей в белых однообразных повязках, и представители царства зверей, птиц и пресмыкающихся: лев, слон, пеликан, змей. Рядом другое античное олицетворения – моря, также в виде женщины с длинными распущенными волосами: правой рукой она держит оснащенный корабль, подле которого плавают морские рыбы.

По звуку тех же труб восставляют лики святых царей, представленных здесь в костюмах ветхозаветных праведников, и в шапочках, а один в диадеме; лики святых мучеников в мантиях и хитонах, лики св. святителей в кресчатых фелонях с короткими волосами, лики преподобных в нижних одеждах, перетянутых широкими поясами, мантиях и один в клобуке в виде колпака; наконец лики святых жен…

Суд совершился. За ним следует блаженство праведников и мучение грешников. Ап. Петр с ключем в правой руке ведет святых в рай; вдали Ап. Павел, в левой руке его свиток, в котором написано «придите со мной благих», правой указывает на место блаженства праведников. Надпись: «идут святые в рай». Там благоразумный разбойник с крестом в левой руке среди райских деревьев, с надписью «благоразумный разбойник свет невечерний». Самое блаженство праведников представлено в двух видах: в одном месте изображена кисть правой руки, в которой находятся праведные души: очевидно художник понял буквально известное библейское выражение «праведных души в руце Божии»; в другом месте он изобразил лоно Авраамово: на широком возвышении сидят Авраам в виде старца, Исаак в виде зрелого мужа и Иаков в виде довольно молодого человека; у Авраама в пазухе души праведных в виде детей; рядом с ним еще несколько детских фигур, в нимбах и белых сорочках; кругом райская деревня. Картина рая дополнена изображением Богоматери на троне среди двух ангелов, на стене под сводом юго-западной части храма. На левой стороне под аркой ангел показывает упавшему перед ним пророку Даниилу на сбытие его пророчества, указывая ему рукой на Судью праведного.

22 августа "Первый канал" показал сюжет о фресках преподобного Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира, которые находятся "на грани гибели". "Эксперты утверждают, что они в катастрофическом состоянии и нуждаются в серьезной реставрации. Причем, срочно", – сказано в телерепортаже. Журналистка "Первого канала" взяла интервью у гендиректора ОАО "Владспецреставрация", искусствоведа Александра Скворцова, который отметил, что фрески за время своего существования "каким-то чудом пережили пожар, но теперь здесь прохудилась кровля. Дыра в крыше для храма – всe равно, что стихийное бедствие". "И в итоге вода у нас подошла к фрескам Рублeва. Практически уже на фресках. А это катастрофа. Если кровлю новую не поставим, деньги не выделят, ну и всe. Год-два – и Рублeва уже не будет", – бьет тревогу А.Скворцов.

В репортаже "Первого канала" следом за искусствоведом Скворцовым слово было предоставлено генеральному директору Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисе Аксеновой, которая, не обращая внимания на такие "мелочи" как дыра в кровле, речь повела о другом. Оказывается сохранности икон преподобного Андрея мешают... православные верующие. Дело в том, что собор находится в совместном пользовании епархии и музея-заповедника. И вот г-жа Аксенова выходит с "конструктивным" предложением превратить храм в музей. "О чeм говорить, у нас кафедральный собор. Там идут службы. Дождь, люди, естественно, приходят во влажной одежде. Влажность мгновенно повышается", – утверждает она. Дело, оказывается, в "мокрых прихожанах".

"Первый канал" предоставил также слово и секретарю Владимиро-Суздальской епархии архимандриту Иннокентию (Яковлеву), который обратил внимание на тот факт, что собор куда более напряжeнно используется самим музеем-заповедником. Каждый день проходит огромное количество групп. Туристов бывает в соборе на порядок больше. "Нельзя допустить, чтобы фрески Рублева погибли, в последнее время к фрескам не было никакого внимания, мы только смотрим на фрески и молимся на них. Бить тревогу, безусловно, надо, но к этой проблеме следует подойти научно. Научно-техническая база музея для сохранения фресок недостаточна. Епархия считает, что за фресками должен быть установлен постоянный мониторинг, который должен осуществлять научно-исследовательский институт, имеющий серьезную научно-техническую базу. Ученые должны обследовать фрески. Если они вынесут обоснование, согласно которому службы в соборе можно проводить не чаще двух раз в неделю, то мы будем служить только два раза в неделю", – сказал архимандрит Иннокентий (Яковлев).