Химические ошибки в литературных произведениях. Химические ошибки в литературных произведениях Какую химическую ошибку допускали журналисты когда

При химических явлениях или химических реакциях, как вы знаете, происходит превращение одних веществ в другие. Эти превращения сопровождаются внешними признаками: появлением осадка или газа, изменением цвета, выделением или поглощением теплоты, появлением запаха.

Вспомните те опыты, которые вам демонстрировал учитель на первых уроках. Взаимодействие мрамора - карбоната кальция СаС03 - с соляной кислотой НСl сопровождалось обильным выделением углекислого газа - оксида углерода (IV) СО2. А пропускание его через прозрачную известковую воду - гид-роксид кальция Са(ОН)2 - происходило с образованием осадка - карбоната кальция СаСО3.

Понаблюдаем за протеканием некоторых химических реакций и установим признаки, которые подтверждают образование новых веществ п появление у них новых свойств - нерастворимости или малой растворимости в воде, запаха, цвета и др.

В пробирку нальем 2 мл раствора хлорида железа (III) FеСl3, а затем добавим несколько капель раствора роданида калия KNСS. Мы увидим появление кроваво-красного раствора нового вещества - роданида железа (III) Fе(NСS)3.

Смешаем порошки железа и серы, новые вещества при этом не появились. Железо из этой смеси будет притягиваться магнитом, а при опускании смеси в воду сера всплывает на по-верхность, то есть смесь можно очень просто разделить. Однако если эту смесь порошков железа и серы нагреть, то начнется химическая реакция, которая будет продолжаться далее без нагревания с выделением теплоты - мы увидим, как смесь раскалится. После окончания реакции получится новое вещество - сульфид железа (II) FeS. Оно серого цвета, тонет в воде и не притягивается магнитом.

Подожжем в железной ложечке немного серы - ока загорится синеватым пламеием и даст обильный едкий дым сернистого газа - оксида серы (IV) 802. О протекании реакции можно судить по изменению цвета, появлению газа с резким запахом, выделению теплоты и света.

Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называются реакциями горения.

Реакцию мгновенного горения порошка магния использовали при фотографировании в качестве «вспышки», пока не появилась электрическая лампа. Реакции горения - это частный случай большой группы химических реакций, протекающих с выделением теплоты .

Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими (зкзо - «наружу»), а протекающие с поглощением теплоты - гндотермическими (эндо - «внутрь»).

К последним, например, относится реакция разложения воды при высоких температурах, с образованием молекул водорода и кислорода.

В заключение рассмотрим, какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция.

1. Необходимо, чтобы реагирующие вещества соприкоснулись, и чем больше площадь их соприкосновения, тем быстрее идет химическая реакция. Поэтому твердые вещества измельчают и перемешивают или растворяют, а растворы веществ, которые хорошо растворяются в воде, сливают.

2. Второе важное условие - нагревание. Для экзотермических реакций оио необходимо только для того, чтобы реакция началась, а для эндотермических реакций - необходимо нагревание на протяжении всей реакции.

2. Условия течения химических реакций.

3. Реакции и эндотермические.

4. Реакция горения.

В крепко заваренный свежий чай в стакане опустите кусочек лимона или несколько кристаллов лимонной кислоты. Что наблюдаете?

Приготовьте с помощью лимонной кислоты домашним шипучий напиток. Немного кислоты на кончике чинной ложки растворите в воде, а затем добавьте в полученный раствор столько же пищевой (питьевой) соды. Что наблюдаете?

Старинные медные монеты и бронзовые изделия часто бывают покрыты зеленоватым налетом, а серебряные черным. О чем говорит появление этих налетов? Как очистить изделия от них?

Какую химическую ошибку допускают журналисты, когда в своих репортажах пишут, например, такую фразу: "Место происшествия освещалось непрерывными вспышками магния"?

Расскажите об устройстве и работе огнетушителя.

Почему загоревшиеся нефтепродукты или вспыхнувшие электрические провода нельзя тушить водой ? Как погасить их?

Акекдоты к уроку химии , цитаты по химии , учебники для всех классов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Проверяющий эксперт рассказал «ПУ» о самых распространенных ошибках в ЕГЭ по химии прошлого года. Итак, на что нужно обратить внимание при подготовке:

1. Составление уравнений реакций оксидов с водой. Запомните, что ни амфотерные, ни основные оксиды с водой не реагируют. Основные оксиды с водой реагируют только в том случае, если получаются сильные основания – щёлочи.

2. Составление уравнений реакций азотной кислоты с металлами. Важно: азотная кислота взаимодействует со многими металлами, окисляя их не за счет Н+, а за счет азота в высшей степени окисления (+5) . В результате таких реакций практически не выделяется H2. В реакции образуются: нитрат металла, продукт восстановления азота и вода.

3. Определение продуктов разложения нитратов. Повторите схемы, по которым разлагаются щелочные и щелочноземельные металлы, нитраты металлов, расположенных в электрохимическом ряду напряжений металлов от Mg до Cu включительно, и нитрат Li, нитраты металлов, расположенных в электрохимическом ряду напряжений металлов правее Сu. Помните, что есть особый случай – разложение NH4NO3.

4. Определение продуктов реакции металлов и неметаллов со щелочами. Обратите внимание, что медь и железо со щелочами не реагируют, а цинк и алюминий в щелочах растворятся. Кроме того, хлор реагирует со щелочами, а в ходе реакции происходит диспропорционирование галогенов.

5. Определение среды при составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций. Важно помнить, что если реакция происходит в щелочной среде, среди её продуктов не может быть кислоты, и наоборот, если среда, в которой протекает реакция, была кислой – в продуктах реакции не может быть щелочи.

6. Определение продуктов окисления гомологов бензола. Не забывайте, что при окислении гомологов бензола перманганатом калия, если углеводородный радикал, соединенный с бензольным кольцом содержит два и больше углеродных атома, происходит разрыв углеродной цепи углеводородного радикала, в результате чего образуются ароматические карбоновые кислоты.

7. Определение возможностей диспропорционирования и конпропорционирования. Прорешайте еще раз уравнения и вспомните, что при взаимодействии диоксида азота с водой и со щелочью происходит диспропорционирование азота: образуется соответственно азотная и азотистая кислота (в случае с водой) и смесь нитрата и нитрита (в случае реакции со щелочью).

8. Игнорирование правила Марковникова и правила Зайцева. Еще раз перечитайте правило и потренируйтесь в решении задач, где надо его применять.

9. Невнимательное прочтение условий задачи, которое не даёт возможности корректно её решить. Формулировка заданий на тестовых ЕГЭ и на основном, бывает, отличается. Дочитывайте до конца условия.

10. Общие ошибки при составлении уравнений реакций. Обратите внимание, что при составлении уравнений реакций очень важно правильно расставить все коэффициенты.

В отличие от физических явлений при химических явлениях, или химических реакциях, как вы знаете, происходит превращение одних веществ в другие. Эти превращения сопровождаются внешними признаками: образованием осадка или газа, изменением цвета, выделением или поглощением теплоты, появлением запаха и др.

Вспомните те опыты, которые вам демонстрировал учитель на первых уроках. Взаимодействие мрамора - карбоната кальция СаСО 3 - с соляной кислотой НСl сопровождалось выделением углекислого газа - оксида углерода (IV) СО 2 . А пропускание его через прозрачную известковую воду - раствор гидроксида кальция Са(ОН) 2 - происходило с образованием осадка - карбоната кальция СаСО 3 .

Понаблюдаем за протеканием некоторых химических реакций и установим признаки, которые подтверждают образование новых веществ и появление у них новых свойств - нерастворимости или малой растворимости в воде, запаха, цвета и др.

В пробирку нальём 2 мл раствора хлорида железа (III) FeClg, а затем добавим несколько капель раствора роданида калия KSCN. Мы увидим появление кроваво-красного раствора нового вещества - роданида железа (III) Fe(SCN) 3 .

Смешаем порошки железа и серы, новые вещества при этом не появились. Железо из этой смеси будет притягиваться магнитом, а при опускании смеси в воду сера всплывает на поверхность, т. е. смесь можно очень просто разделить. Однако если эту смесь порошков железа и серы нагреть, то начнётся химическая реакция, которая будет продолжаться далее без нагревания с выделением теплоты - мы увидим, как смесь раскалится. После окончания реакции получится новое вещество - сульфид железа (II) FeS. Оно серого цвета, тонет в воде и не притягивается магнитом (рис. 92).

Рис. 92.
Разделение смеси порошков железа и серы (слева). Взаимодействие железа с серой (справа)

Подожжём в железной ложечке немного серы - она загорится синеватым пламенем и даст обильный едкий дым сернистого газа - оксида серы (IV) SO 2 . О протекании реакции можно судить по изменению цвета, появлению газа с резким запахом, выделению теплоты и света.

Реакцию мгновенного горения порошка магния использовали при фотографировании в качестве «вспышки», пока не появилась электрическая лампа. Реакции горения - это частный случай большой группы химических реакций, протекающих с выделением теплоты (рис. 93).

Рис. 93.
Реакции горения:
а - свечи; б - магниевой ленты

К последним, например, относят реакцию разложения оксида ртути (II), которую вы можете посмотреть на фотографиях (рис. 94), так как из-за токсичности ртути и её соединений эту реакцию в условиях школы проводить запрещено.

Рис. 94.
Разложение оксида ртути (II):
а - исходное вещество оксид ртути (II) (красного цвета); б - один из продуктов реакции - ртуть (серебристо-белого цвета)

Схематично экзотермические и эндотермические реакции представлены на рисунке 95.

Рис. 95.
Реакции:
а - экзотермическая; б - эндотермическая

В заключение рассмотрим, какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция.

  1. Необходимо, чтобы реагирующие вещества соприкоснулись, и чем больше площадь их соприкосновения, тем быстрее идёт химическая реакция. Поэтому твёрдые вещества измельчают и перемешивают, а хорошо растворимые вещества растворяют и растворы сливают.
  2. Второе важное условие - нагревание. Некоторые реакции (как правило, экзотермические) идут без нагревания, и только для некоторых экзотермических реакций оно необходимо лишь для того, чтобы реакция началась, а вот для эндотермических реакций необходимо нагревание на протяжении всей реакции.
  3. Некоторые реакции протекают под действием электрического тока,света и т. д.

Ключевые слова и словосочетания

  1. Признаки химических реакций.
  2. Условия течения химических реакций.
  3. Реакции экзо- и эндотермические.
  4. Реакция горения.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания

  1. В крепко заваренный свежий чай в стакане поместите кусочек лимона или несколько кристаллов лимонной кислоты. Что наблюдаете?
  2. Приготовьте с помощью лимонной кислоты домашний шипучий напиток. Немного кислоты на кончике чайной ложки растворите в воде, а затем добавьте в полученный раствор столько же пищевой (питьевой) соды. Что наблюдаете?
  3. Старинные медные монеты и бронзовые изделия часто бывают покрыты зеленоватым налётом, а серебряные - чёрным. О чём говорит появление этих налётов? Как очистить изделия от них?
  4. Какую химическую ошибку допускали журналисты, когда в своих репортажах писали, например, такую фразу: «Место происшествия освещалось непрерывными вспышками магния»?
  5. Расскажите об устройстве и работе огнетушителя.
  6. Почему загоревшиеся нефтепродукты или вспыхнувшие электрические провода нельзя тушить водой? Как их погасить?