История ГМЗ «Царицыно. История ГМЗ «Царицыно Образование и ученые степени

Казанцев Александр Петрович - конструктор-изобретатель, писатель-фантаст, музыкант, шахматист.

В 1930 году окончил . В фантастике дебютировал в 1936 году. Участник Великой Отечественной войны.

В студенческие годы А. П. Казанцев поражал однокурсников и профессоров феноменальными математическими способностями. Полученные им в институте крепкие знания и хорошая подготовка позволили быстро пройти путь от рядового механика до главного механика Министерства черной металлургии, заняться научной работой и занять пост директора НИИ. Мало кто знает об изобретении А. П. Казанцева – создании во время ВОВ сухопутной торпеды или, так называемой, танкетки. Танкетку-камикадзе начиняли взрывчаткой и направляли к вражеским позициям прямо из окопа. Такие торпеды взрывали доты при прорыве Ленинградской блокады. То, что не под силу было авиации, артиллерии, пехоте, сделали когда-то задуманные Казанцевым и осуществленные вместе с профессором А. Г. Иосифьяном танкетки.

Одним из первых в СССР начал разрабатывать тему пребывания представителей внеземных цивилизаций на Земле, автор гипотезы о том, что Тунгусский метеорит - космический корабль (об этом книга "Гость из Космоса", 1958).

Незадолго до появления первого отечественного лунохода Александр Петрович Казанцев предсказал его появление в своей повести «Лунная дорога».

Связь с Томском, городом своей юности, поддерживал до конца дней. Был большим романтиком и оптимистом.

В 1952 году писал: "...уже сейчас мы с вами дышим весенним воздухом, весенним воздухом коммунизма. Под грохот начавшихся великих строек, преобразующих природу, под песни миллионов людей, жаждущих мира и счастья, идет самая замечательная весна человечества, весна коммунизма" (эпилог романа "Мол "Северный").

Книги

  • "Пылающий остров" (1941),
  • "Мол "Северный" (1952),
  • "Сильнее времени" (1973),
  • "Фаэты" (1971-73),
  • "Клокочущая пустота" (1984),
  • "Острее шпаги" (1983) и др.

Многие из которых переведены на иностранные языки.

Его интересы были необыкновенно разносторонними: получив в юности музыкальное образование, он был автором фортепьянного концерта, баллады "Рыбачка". Был мастером спорта по шахматам, судьей всесоюзной категории по шахматным композициям и международным арбитром. Более 30 лет состоял членом редколлегии журнала "Изобретатель и рационализатор".

Награжден орденами Отечественной войны, Красной звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, орденом «Знак Почёта», медалями.

Исполняющий обязанности заведующего кафедрой операционного менеджмента

Профессор кафедры операционного менеджмента

ОБРАЗОВАНИЕ И УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ

  • Доктор экономических наук, Ленинградский инженерно-экономический институт (ЛИЭИ), 1982.
  • Кандидат экономических наук, ЛИЭИ, 1970.
  • Аспирантура, Машиностроительный факультет ЛИЭИ, 1966-1970.
  • Диплом специалиста, специальность «Экономика и организация машиностроительной промышленности», Машиностроительный факультет ЛИЭИ, 1963.

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

  • Операционный и производственный менеджмент
  • Инновационный менеджмент
  • Компьютерные деловые игры

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ОБЩЕЕ ЧИСЛО - БОЛЕЕ 160)

Монографии, учебники и учебные пособия

  • Управление операциями: Учебник. Под общ. Ред. А.К.Казанцева,.-М.: ИНФРА-М, 2013. -478 с. _ (Высшее образование:Бакалавриат) (соавт. с В.В.Кобзевым, В.М.Макаровым)
  • NBIC-технологии: инновационная цивилизация ХХ1 века. Под ред. А.К.Казанцева и Д.А.Рубвальтера. М.:ИНФРА-М,2012, (Научная мысль), (соавт. с Киселевым В.Н., Рубвальтером Д.Ф., Руденским О.В)
  • Информационные технологии в управлении, производстве, жизнедеятельности (cоавт.Андреева М.А. Колмаков В.В. Крюков Д.Н.) Тюмень.: Ист Консалтинг, 2010
  • Организация производства на предприятиях машиностроения» Под ред. Проф. В.А.Козловского, проф. В.В. Кобзева. (Экономика и управление на предприятии) , СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. (соавт. с Кобзевым В.В., Козловским В.А., Макаровым В.М., Кузиным Б.И.)
  • Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Под ред. А.К.Казанцева, Д.А.Рубвальтера. М.: ИНФРА-М, 2009.(соавт. с РубвальтеромД.А., Голиченко О.Г., Чаусоой Л.С.,и др.)
  • Информационно-технологические ресурсы российской экономики / Под ред. А. К. Казанцева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. (соавт. с Серовой Л.С., Серовой Е.Г)
  • Научно-инновационный комплекс высшей школы России.Стат. сборник. / Под ред. А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели/ М.: Наука.2005(соавт. Л.Э.Миндели, И.Е.Зиновьева)
  • Основы инновационного менеджмента: теория и практика / Под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: Экономика, 2004. (в соавт. с Миндели Л.Э., Серовой Л.С., Минько И.С. и др.)
  • Основы производственного менеджмента: М.: ИНФРА-М, 2002 (соавт. с Л.С.Серовой).
  • Основы менеджмента. Практикум. . М.: ИНФРА-М, 2002 (соавт. С Малюком В.И., Серовой Л.С.)
  • Общий менеджмент / Под ред. А.К.Казанцева. М.: ИНФРА-М, 2001.
  • Комплексный анализ эффективности работы НИИ и КБ. Л.: Машиностроение, 1983.
  • Экономический анализ в управлении исследованиями и разработками. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.

Статьи в научных журналах

  • Asset approach to IT cost management in industrial companies / with M. Andreeva / Perspective of Innovations, Economics and Business. Burgas, Bulgaria , 2009, т. 3, № 3.ISSN 1804-1519
  • Indicators of innovative economy: analysis of the situation and measurement. / with , I. Nikitina I. / Proceedings of the 5 International Conference on ADVANCES IN PRODUCTION ENGINEERING WARSAW, 2010. (ISBN 978-83-7204-903-2)
  • Management of basic research: The analysis of the international practice // Economy & Business. Vol. 2, Part I (with I.A.Nikitina).
  • Имитационное моделирование управления организацией: опыт разработки деловых компьютерных игр // Вестник C.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2006. Вып. 4. С. 186-206 (соавт. с Л.С.Серовой).

Статьи в профессиональных журналах

  • Подготовка молодых научных кадров для национальной инновационной экономики: анализ ситуации и перспективы развития / А.К. Казанцев, И.А.Никитина// Ж-л «Современные наукоемкие технологии», №1, 2010, ISSN 1812-7320
  • Инновационные ресурсы высшей школы России // Инновации. 2006. № 7. С.38-48 (соавт. с С.А.Фирсовой).
  • Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий // Инновации. 2006. № 2 (соавт. с Д.А.Мешкис). С.68-80

Учебные кейсы

  • Baltyisky Zavod JSC Information Strategy (Case) The European Case Clearing House (ECCH). - 2012. - 612-051-1 / L.S. Serova
  • Baltyisky Zavod JSC Information Strategy (Teaching Note) The European Case Clearing House (ECCH). - 2012. - 612-051/ L.S. Serova
  • ИТ-стратегия ОАО «Балтийский завод» // Стратегическое управление российскими компаниями: Сб. учебных кейсов / Под ред. И.В. Гладких, В.С. Катькало, С.П. Куща. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2004 (соавт. с Л.С.Серовой и Е.Е. Миневич).

ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАЖИРОВКИ

  • Институт исследования систем и инноваций (ISI) (г. Карлсруе, Германия), 2008.
  • Центр технологических инноваций (VTT), Хельсинки (Финляндия), 2007.
  • Варшавский политехнический университет (Польша), 1996, 1998, 2000, 2002
  • Лаппеенрантский технологический университет (Финляндия), 1976.
  • Высшая школа техники и экономики г. Ройтлингена (Германия), 1991.
  • Высшая школа техники и экономики (г. Берлин, ГДР), 1968-1969.

НАГРАДЫ И ГРАНТЫ

  • Заслуженный деятель науки Российской Федерации, 2002.
  • Правительственные награды - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», медали «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; «60 лет победы в Великой отечественной войне 1941-1945гг.»; «В честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»; «В ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга», знак «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации, 2000.
  • Почетный профессор Варшавского политехнического университета, 2002.
  • Научные гранты по федеральным программам и программам Минобрнауки РФ (всего за период 2002-2012 гг. 17 конкурсных проектов), научные проекты по программе «Тасис» .
  • Благодарность за высокие достижения в области подготовки научно-педагогических и управленческих кадров и в связи с 20-летием ВШМ СПбГУ

ДРУГАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Член Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники, 2002-2004.
  • Член редколлегии журнала «Вестник «С.-Петерб.ун-та. Сер. Менеджмент, 2002-2009.
  • Член редакционной коллегии журнала «Организатор производства», 1993 -
  • Член Совета по защите докторских диссертаций при СПбГУ (ВШМ), 2002-.
  • Действительный член Международной академии теории и практики организации производства, 1995-
  • Заведующий сектором организационно-экономических проблем управления инновационной деятельностью Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) Минобрнауки РФ, 1999-.
  • Член Ученого совета Института проблем развития науки РАН, 2008-.
  • Член Ученого совета Центра исследований и статистики науки Минобрнауки РФ, 2006-.2013
  • Член научного комитета «International Conference on Advances in Production Engeneering -APE». Warsaw, 2000-
  • Член Международного редакционно-консультативного совета научного журнала «Основы менеджмента» («Foundations of Management s » - FoM) Варшавского политехнического университета, Польша,
  • Член профессиональной ассоциации European Decision Science Institute (EDSI), International Organization for Management of Technology, 2011-.

«Что помню я об Акмолинске? Двухэтажный дом на площади, большую комнату с отгороженной перилами лестницей в нижний этаж. И еще гигантские шаги. Лечу все выше и выше, и у меня захватывает дух». Реальное училище закончил в Петропавловске. «Крайний дом на Пушкинской улице. Обрывки воспоминаний, вырванные картины… Верховая езда, спортивные снаряды, трапеция, акробатические трюки, увлечение цирковой борьбой… И вдруг нелепое желание написать роман „Восстание в Индии“, о которой, конечно же, не имел ни малейшего понятия…»

«Пока отец воевал против колчаковцев, – вспоминал позже А. П. Казанцев, – семья наша оказалась в Омске. Фронт прокатился далеко на восток. Пришлось нам с братом „искать службу с пайками“, хотя мне было всего тринадцать, а ему пятнадцать лет. Осенью 1919 года я поступил на курсы машинописи и стенографии. Кончив их, устроился работать „машинисткой“ в омский губздрав. Этой службе я обязан безукоризненной грамотностью: ведь писать деловые бумаги с ошибками и постыдно и невозможно…»

В шестнадцать лет поступил в Томский Технологический институт вольнослушателем, но «…к концу года мне удалось сдать экзамены и за первый, и даже частично за второй курс. Дальше все пошло гладко до пятого, последнего, курса. Здесь я застрял и проучился вместо пяти семь с половиной лет! Проекты выполнял намеренно повышенной трудности. И в диплом они вписывались с присвоением конструкции имени автора». – «Профессор А. В. Квасников преподавал у нас термодинамику и двигатели внутреннего сгорания. Он опубликовал мое студенческое изобретение – прибор термограф для переноса индикаторных диаграмм из координат давлений и объемов в координаты энтропий и абсолютных температур. Такой прибор мог помочь распознавать неполадки в работе двигателя, незаметные на обычной индикаторной диаграмме…»

В 1930 году А. П. Казанцева назначили главным механиком Белорецкого металлургического завода. «Мой изобретательский жар не остывал. Вместе с другом, начальником литейного цеха Н. З. Поддьяковым, удалось создать модель машины для „геллиссоидального литья труб“. О непрерывной разливке стали тогда еще не слышали, а в этой машине в вертящемся кокиле металл должен был поступать непрерывно, не только затвердевая у стенок, но и двигаясь вдоль них как бы по винтовой линии. К сожалению, дальше макета дело не пошло. Использовано это изобретение было впоследствии в научно-фантастическом романе „Мол Северный“.

В 1931 году, находясь в командировке в Москве, А. П. Казанцев без всякого приглашения явился в Наркомтяжпром, чтобы продемонстрировать действующую модель изобретенного им электрического орудия. «Дверь кабинета открылась, – вспоминал писатель, – и на пороге появился коренастый человек в длиннополой кавалерийской шинели. Кавказский тип лица, усы, проницательные глаза. Он поздоровался с заметным грузинским акцентом. Я обомлел. Подумал, что пришел сам Сталин! Но Павлуновский (начальник Управления военной промышленности, – Г. П.) представил меня Григорию Константиновичу Орджоникидзе. Нарком попросил продемонстрировать модель электропушки. Я не только выполнил его желание, стреляя маленькими снарядиками, но и показал апробированные профессором Б. П. Вайнбергом расчеты возможной межконтинентальной стрельбы. (Это в 1931 году!) Товарищ Орджоникидзе стал расспрашивать, кем и где я работаю. Узнав, что видит перед собой главного механика металлургического комбината, ничуть не удивился. Улыбнувшись, заметил, что у меня там, наверное, довоенный особняк? Я признался, что это почти так: три комнаты в четырехкомнатной квартире. Нарком распорядился предоставить мне отдельную четырехкомнатную квартиру и лабораторию при подмосковном заводе имени Калинина…»

Продолжая руководить разработкой опытных электроорудий, А. П. Казанцев еще и занимал место начальника производства опытного завода Всесоюзного Электротехнического института. Активное участие в конкурсе на создание машин-автоматов помогло ему попасть в 1939 году в Нью-Йорк, где на международной выставке он монтировал оборудование советского павильона. Вернувшись, напечатал в журнале «Новый мир» первый свой очерк «Мир будущего».

В 1936 году отрывки из сценария А. П. Казанцева и И. С. Шапиро были напечатаны в «Ленинградской правде» и в газете «За индустриализацию». А вот роман «Пылающий остров», написанный на основе киносценария и уже без соавтора, был напечатан только в 1940 году в «Пионерской правде», затем вышел отдельной книгой в Детиздате. «Эта книга – памфлет, – чистосердечно писал А. П. Казанцев. – Он вроде увеличительного стекла. В нем все немножко не по-настоящему, чуть увеличено: и лысая голова, и шрам на лице, и атлетические плечи, и преступления перед миром, и подвиг… Но через такое стекло отчетливо виден мир, разделенный на две части, видны и стремления людей и заблуждения ученых…»

«Когда первый вариант романа (а всего их было четырнадцать) был написан, в газете „Правда“ появилась статья первого секретаря ЦК комсомола товарища А. Косарева о необходимости бороться с суевериями вроде распространения безответственных слухов о столкновении Земли с другой планетой и гибели всего живого. Оказывается, сценарием, опубликованным в „Ленинградской правде“, воспользовались сектанты, чтобы пугать паству близким концом света. Роман мой рухнул, я сам не рискнул бы теперь его печатать. Результат – нервное потрясение. Все майские дни 1938 года я лежал с высокой температурой, по-видимому, разжигавшей фантазию. Если отказаться от столкновения Земли с Аренидой, полубредил я, исчезнет памфлетная острота сюжета… От чего же оттолкнуться, чтобы сохранить символическую всемирную опасность, устранить которую способны электрооружие и сверхаккумуляторы?… Выход нашелся… Правда, роман пришлось переписать заново, оберегая в нем все самое главное. „Аренида“ стала островом, а человечеству грозили не космические катаклизмы (столкновение планет), а вызванный людьми же пожар атмосферы. (Речь шла о катализаторе, вызывающем реакцию окисления азота, которая могла сжечь всю атмосферу, – Г. П. ) «Аренида» загорелась и стала «Пылающим островом».

К этому роману Казанцев возвращался много раз.

«Представьте себе вашу будущую квартиру, – читаем мы в одном из вариантов. – Она насыщена электричеством. Электричество освещает вас, отапливает, готовит вам обед, стирает белье, приносит звуки из далеких концертных залов, приводит в движение домашние машины для рубки мяса, шитья платьев или бритья ваших щек. Но к вашей квартире не подходят провода городских электростанций. Нет! Вместо счетчика электроэнергии в вашей квартире есть небольшое устройство, напоминающее карманный электрический фонарик. В это устройство ежемесячно вы вставляете крошечную батарейку, представляющую собой сверхаккумулятор. Это ваша собственная электростанция. Батарейки в изящных корзинках будут разноситься по квартирам агентами нашей компании…

Исчезнут неуклюжие автомобили: они будут заменены электромобилями с легкими электрическими двигателями. Вы садитесь в сигарообразный лимузин. Перед вашими глазами, сразу же за выпуклым ветровым стеклом, начинается дорога. Нет громоздкого бензинового мотора впереди вас – электромоторы расположены непосредственно у колес. Перед вами только руль. Нет никаких рычагов для перевода скоростей – есть лишь педаль под ногой, задающая скорость вашему экипажу. Вы нажимаете педаль, и электромобиль плавно и бесшумно двигается с места. Нет привычного для автомобилей шума и треска. Вам не надо вылезать из автомобиля, чтобы завести мотор. Не сходя с места, вы приводите свой экипаж в движение. С колоссальной скоростью вы проноситесь по широким дорогам будущего. В пути вы вспоминаете, что надо пополнить запасы энергии. Вы подъезжаете к «автомобильной колонке». Но что это за колонка? Это не газолиновые станции, которые строятся сейчас по нашим дорогам. Нет! Это миниатюрный киоск, где за наличную плату вам обменяют истощенную батарейку на заблаговременно заряженную. Вы вставляете батарейку в гнездо на щитке перед вами и продолжаете путь, не заботясь в течение месяца о пополнении горючего…»

Таково изобретение гениального русского инженера Кленова, который «…нашел средство растворять энергию в пространстве, окружающем крохотный прибор, размером не больше дешевой сигары. Таким образом, невидимую энергию, окружающую этот приборчик, можно передавать из рук в руки, положить в карман, послать по почте, продавать с полок десятицентовых магазинов или украсть из банковского сейфа». Вокруг замечательного изобретения раскручиваются не простые страсти. Об этом можно судить даже по названиям глав: «Сожженные снега», «Чек и миллион долларов», «Общество уничтожения войны», «Загадка странного пациента», «Газообразное пиво», «Человек, узнавший будущее», «Пепел грядущего» и так далее.

С первых дней войны А. П. Казанцев в армии.

Правда, «…первые два дня я дописывал последние страницы романа „Арктический мост“ и успел сдать его директору Детиздата Дубровиной, уже надевшей форму майора».

Самому А. П. Казанцеву за его оборонные изобретения было присвоено звание воен-инженера III ранга с назначением командиром спецчасти и главным инженером специализированного завода, вскоре превращенного в научно-исследовательский институт. «Нам с Иосифьяном (директором завода, – Г. П. ) удалось привлечь для работы много активных изобретателей и ученых. Из них четверо стали после войны академиками. Изобретатели же были представлены уже тогда заслуженным деятелем советской техники (а после войны писателем-фантастом) В. Д. Охотниковым, доктором наук Г. И. Бабатом, тоже потом проявившим себя в литературе. Пришли к нам Юрий Александрович Долгушин, изобретатель и уже прославленный писатель-фантаст, автор нашумевшего романа «Генератор чудес», мой соратник по Нью-Йоркской выставке изобретатель и эксперт по изобретениям З. Л. Персиц и, наконец, Кирилл Константинович Андреев, который возглавил в институте бюро технической информации (редактор не только моего первого, но и нескольких последующих романов…»

«Теперь, спустя столько лет, – писал А. П. Казанцев в „Пунктире воспоминаний“, – можно рассказать кое о чем, что удалось тогда сделать. Ленинград был в блокаде. Снова мы встретились с академиком Абрамом Федоровичем Иоффе. На этот раз речь шла о реализации его открытий в области полупроводников. Партизаны нуждались в бесперебойной связи. Радиопередатчикам необходимо питание. Доставлять радиобатарейки трудно. Как обеспечить наших разведчиков в немецком тылу? Академик Иоффе предложил создать у нас лабораторию под руководством его сотрудника Юрия Петровича Маслоковца. Лаборатория приступила к работе. Какие подозрения мог вызвать „мирный“ с виду чайник, намеренно помятый, закопченный? Но если в лесной глухомани подвесить его над костром и подключить к тайным клеммам провода, то скрытые в дне полупроводники, нагреваясь, давали электрический ток…»

«На непроезжих фронтовых дорогах дождливым августом 1945 года я услышал по трофейному радиоприемнику сообщение на английском языке о том, что на Хиросиму сброшена атомная бомба. Потряс и сам факт бесчеловечного уничтожения мирного населения города, и подробности взрыва: ослепительный шар ярче солнца, огненный столб, пронзивший облака, черный гриб над ним и раскаты грома, слышные за сотни километров, сотрясение земной коры от земной и воздушной волн, отмеченные дважды сейсмическими станциями. Все эти детали были знакомы мне еще со студенческой скамьи, со времен увлечения тунгусской эпопеей Кулика, когда тот искал в тайге Тунгусский метеорит. По приезде в Москву я обратился в Сейсмологический институт Академии наук СССР, и попросил сравнить сейсмограммы тунгусской катастрофы 1908 года с атомными взрывами в Японии. Они оказались похожи как близнецы. Во мне проснулся и зашептал фантаст: „А падал ли вообще Тунгусский метеорит? Ведь не осталось ни кратера, ни осколков! Почему там, в эпицентре, стоит голыми столбами лес, а вокруг на площади, сравнимой с небольшим европейским государством, все деревья лежат веером? Не произошел ли взрыв в воздухе, срезав ветви лиственниц в эпицентре, где фронт волны был перпендикулярен стволам, и повалив все остальные, в особенности на возвышенностях, даже отдаленных? Не был ли взрыв атомным, когда температура в месте взрыва повысилась до десятков миллионов градусов, превратив в пар все, что не взорвалось? Потому и не выпали осколки взорвавшегося тела, они умчались в верхние слои атмосферы и там своей радиацией вызвали свечение окружающих слоев воздуха…“

«И понял я, – вспоминал Казанцев, – что мое место все-таки в фантастике. Издательство „Молодая гвардия“, готовя к выходу книгу „Арктический мост“, ходатайствовало перед высокими инстанциями о моем возвращении в литературу. Теперь уже как литератор, посетил я Институт физических проблем академика П. Л. Капицы. Академик Л. Д. Ландау объяснял мне механизм атомного взрыва. Потом консультировался в университете с академиком Игорем Евгеньевичем Таммом, считавшим, что ядерный взрыв космического тела возможен лишь при условии, что оно искусственного происхождения…»

В 1946 году в журнале «Вокруг света» появился рассказ-гипотеза «Взрыв», вызвавший яростную дискуссию. Позже, продолжая поднятую А. П. Казанцевым тему, в журнале «Знание – сила» писатель Борис Ляпунов напечатал уже свой очерк «Из глубины Вселенной». В противовес Казанцеву, Ляпунов утверждал, что неведомый космический корабль, взорвавшийся над Тунгуской, мог прибыть к нам все-таки не с Марса, а с Венеры. Шумиха, вызванная этими публикациями, оказалась такой, что ученым из Метеоритной комиссии при Академии Наук СССР пришлось попридержать разошедшихся фантастов.

Зато в наше время попридержать фантазеров некому.

«Красноярский инженер Лавбин убежден, что нашел осколок тунгусского метеорита… Инженер утверждает, что в одном из космических осколков он обнаружил рукотворный предмет…Расчищая найденное тело (обломок метеорита, – Г. П. ), инженер наткнулся на шевелящийся предмет…»

«Мы пытались, – (цитируется книга Б. Вронского „Тропой Кулика“, – Г. П. ), – привлечь к участию в экспедиции Казанцева. Я в Москве беседовал с ним. А. П. был в восторге. Обязательно, говорит, поеду. Буду ждать вашего письма. Письмо ему послали. Написали, что группа укомплектована, состоит из научных работников и студентов-выпускников, оснащена самой современной радиометрической аппаратурой. Выезд в первых числах июля (1959 г). Ждем вас, А. П., в конце июня в Томске. В ответ получаем телеграмму, в которой… Впрочем, вот она… «Томск, бетатронная лаборатория, Плеханову. Только что вернулся кругосветного путешествия, должен отправиться международный конгресс. Искренне сожалею, что не могу принять участие вашей интересной экспедиции, которой желаю успеха. Особенно рекомендую провести металлометрические исследования всей таблицы Менделеева различных участков места катастрофы. Рассчитываю ознакомиться с вашими выводами, ради чего задерживаю свое выступление, связанное с моей гипотезой. Интерес к ней огромен и за рубежом. Ваша экспедиция окажется центром внимания. Нам помогают смелые и обоснованные заключения Шкловского (астрофизик – утверждал искусственное происхождение спутников Марса, считал их полыми телами, своеобразными музеями, запущенными в космос много тысяч лет назад, но позднее отказавшийся от таких представлений, – Г. П. ). Жму руки участников экспедиции, мысленно с вами. Казанцев».

В 1946 году вышел в свет научно-фантастический роман «Арктический мост».

Речь в нем шла о строительстве трансарктического подводного туннеля длиной почти 4 000 км., связывающего Советский Союз и США. «Однажды было так, – вспоминал фантаст Г. Гребнев. – Писатель написал фантастический роман о подводном туннеле между Америкой и Азией. Книга получилась интересная, хотя ее в свое время и поругали. Некий старый опытный журналист заинтересовался вопросом: а как же реально, можно построить туннель между Америкой и Азией или нет? Он начал узнавать, делалось ли что-нибудь в этом направлении, и выяснил, что в начале XIX века был такой проект, предложенный одним французским инженером. По его проекту железнодорожный туннель должен был пролегать под Беринговым проливом. Это была как будто уже не фантастика, а тщательно разработанный проект Аляско-Сибирской железнодорожной магистрали, в котором было предусмотрено также и строительство туннеля под Беринговым проливом… Наш журналист продолжал искать… И дальнейшие литературные розыски привели его от проектов и схем инженеров к крупнейшему международному заговору империалистов, собиравшихся под видом концессии отторгнуть от России огромные пространства на русском Востоке. Этим заговором был опутан весь русский царский двор. Здесь были пущены в ход подкупы, убийства, шантаж. – все…»

Опыт арктических рейсов на ледоколе «Георгий Седов» позволил А. П. Казанцеву написать рассказы, составившие книги «Против ветра» (1951) и «Гость из космоса» (1958).

В 1951 году вышел роман-мечта «Мол Северный».

В 1956 году этот роман появился в новом варианте («Полярная мечта»).

Инженер Алексей Карцев ограждал гигантской ледяной плотиной Северный морской путь от полярных льдов. Но этого мало. Академик Овесян предлагал погрузить в воды Ледовитого океана искусственное термоядерное солнце. Изменить климат огромного региона – А. П. Казанцева всегда привлекали масштабные планы.

Повесть «Планета бурь» в 1959 году печаталась с продолжением в «Комсомольской правде», в 1963 году вышла под названием «Внуки Марса».

В 1960 году появилась «Лунная дорога».

В 1964 году – «Льды возвращаются».

В 1973 году – «Сильнее времени».

Встречи с крупными учеными (Л. Ландау, Лео Сцилард, Нильс Бор, А. Несмеянов, В. Миткевич, А. Иоффе) подпитывали воображение писателя. Например, в романе «Купол Надежды» (1980) отразились научные идеи академика Несмеянова. «Меня больше всего поразило, – писал А. П. Казанцев, – что для уничтожения голода на Земле нет нужды изобретать что-нибудь невероятное. Все уже найдено. Одноклеточные грибки – дрожжи ка ндида – по составу своему и набору аминокислот не отличаются от материнского молока, вырастают эти грибки на тяжелых отходах нефти и увеличиваются за сутки в весе в тысячу раз! Чтобы накормить все человечество, понадобится израсходовать в год смехотворно малое количество нефти – пятьдесят тысяч тонн, приготовляя из полученного белка все виды пищи».

«Я считаю себя учеником Алексея Толстого, – писал Казанцев. – Его беседа со мной, только начинавшим свой литературный путь, помогла мне окончательно выбрать то направление в фантастике, которого я придерживался всю жизнь».

Разговоры с Александром Петровичем обнадеживали.

«Как ваши литературные дела? – спрашивал он меня. – На вас опять давят? Вы наступили кому-нибудь на ногу? Есть вот там у вас в Новосибирске такой… – называл он хорошо знакомую мне фамилию. – У него, похоже, на вас зуб вырос, он уже капал на вас и в Госкомитет по печати… – И тут же страшно раздражался, вдруг вспоминая братьев Стругацких. – Вы ведь из их компании? До них, видите ли, фантастики не было! Так и Парнов с Нудельманом говорят. Они все хотели, чтобы Ефремов приветствовал Стругацких, как новых триумфаторов, но Иван Антонович отказался от такой чести… А теперь подойдите к картине, – командовал Александр Петрович. – (На огромном полотне плыла в пространстве среди звезд обнаженная Андромеда, – Г. П. ) – Видите, какая широкая рама, сколько на ней разных автографов? Оставьте свой. Бенц, и ты на это смотри! – командовал он своей собаке. – Вот фломастер».

Я расписался.

Под автографом Станислава Лема.

В 1974 году появился роман Казанцева «Фаэты».

В 1975 году – шахматная книга «Дар Каиссы». В 1981 году – «Пунктир воспоминаний». За ними – романы «Острее шпаги» (1984) и «Клокочущая пустота» (1986); дилогия «Иномиры» (1997), «Звезда Нострадамуса» (2000), автобиографический роман (с элементами фантастики) «Фантаст» (2001, в соавторстве с внуком – Никитой Казанцевым). «Есть ли объяснение легендарно уродливой внешности „носолобого“ Сирано? – несколько наивно размышляла И. В. Семибратова над романом Казанцева „Колокол Солнца“. – Каковы причины его необычайной удачливости в дуэлях, только удивительное везение или загадочные знания? Не было ли более серьезных поводов для схватки и победы де Бержерака, одержанной над ста противниками одновременно, чем те, о которых упоминают современники? Имеет ли он какое-либо касательство к освобождению из заключения и переезду во Францию Кампанеллы, и почему кардинал Ришелье, явный реакционер, помог вызволить прогрессивного итальянского философа? Откуда пришло к Сирано обладание несовместимыми с его эпохой сведениями? Ведь триста лет тому назад он писал об устройствах, напоминающих многоступенчатые ракеты, радиоприемники, телевизоры, о явлении невесомости, о живых организмах, состоящих из содружества клеток, о микробах, открытых два столетия спустя, о существовании в крови антител. Вслед за Джордано Бруно Сирано утверждал, что на других планетах существует разумная жизнь… А что если знаменитый француз общался с инопланетянами, сам путешествовал в межзвездном пространстве?…»

Среди орденов и медалей, полученных А. П. Казанцевым в разные годы, была золотая олимпийская – за лучший шахматный этюд (1964). Но шахматы были не единственным увлечением писателя. Он писал пьесы, сочинял стихи. «Сверкнет порой находка века, Как в черном небе метеор. Но редко славят человека, Слышней, увы, сомнений хор… »

«Любовью с детства к музыке я обязан дружбе с известным композитором, народным артистом РСФСР Антонио Спадавеккиа. Мы создали с ним (его музыка, мои либретто) три одноактные оперы, посвященные завоеванию космоса. Он также оркестровал для ансамбля и мою балладу „Рыбачка“ – произведение, которое исполнялось на эстраде популярной артисткой В. Е. Новиковой. Моим учителем композиции был профессор Московской консерватории, автор учебника по композиции И. И. Дубовский, тщетно пытавшийся помочь мне завершить фортепьянный концерт. Лишь одна его часть в исполнении лауреата международных конкурсов В. Полторацкого и А. Суханова записана на пленку в Московской консерватории».

Вместе с братьями Стругацкими отмечен первой «Аэлитой» (1981).

не дожил до 100 лет всего 4 года. Опережая самые смелые мечты своего времени, оказываясь на несколько шагов впереди, он скромно оставался в тени и не требовал признания и славы.

Александр Казанцев родился 1906 году в Акмолинске (ныне столица Казахстана Астана). Его дед был сибирским миллионером, мама – учительница музыки, а отец – колчаковец, перешедший на сторону красных.

Закончив реальное училище в Петропавловске, он продолжил своё образование в Томском технологическом институте, он поражал своими феноменальной математическими способностями не только однокурсников, но и преподавателей. Молодой творческий инженер всерьез увлекся изобретательством, работая механиком на Белорецком металлургическом комбинате. Именно оттуда он отправился в столицу, чтобы показать свои результаты и исследования в разрабатываемом новом электрическом орудии Тухачевскому и Орджоникидзе.

В 1933 году Александру Казанцеву дали под Москвой собственную лабораторию. В 1939 году в советском павильоне Нью-Йоркской международной выставке « Мир завтра» был главным инженером. Он встречался с учеными Иоффе, Капицей, Таммом, Королевым. Его друзьями были Александр Фадеев и Иван Ефремов.

Во время Великой Отечественной воны А. Казанцева мобилизовали в специальную воинскую часть рядовым сапером. Позже эта часть была преобразована в научно-исследовательский институт электромеханики, в котором он был руководителем, пройдя путь до звания полковника. Именно при нем этот институт назвали « Институтом имени Жюля Верна», и именно там Александр Петрович изобрел сухопутные торпеды на гусеничном ходу(В Москве, на Поклонной Горе их и сейчас можно увидеть в музее). Во время прорыва блокады Ленинграда использовалось ещё одно изобретение Казанцева – бронетанкетка, управляемая по проводам.

Иная сторона Казанцева – любовь к музыке, привитая ему его мамой. Музыкантом он был прекрасным и даже написал балладу « Рыбачка» и фортепианный концерт. Был такой случай. На радио шла пьеса Казанцева « Электронное сердце», где в качестве музыкального сопровождения были использованы записи знаменитых музыкантов-исполнителей. Один из фрагментов записи Рихтера, игравшего Бетховена, нужно было переписать, и тогда сам Александр Петрович сел за рояль и сыграл. Музыкальный редактор даже не заметил, что это был не Рихтер.

Александр Казанцев был избран академиком Академии российской словесности, её членами в своё время были Державин, Карамзин, Вяземский, Пушкин. Был членом правления московской писательской организации и председателем редколлегии серии «Библиотека фантастики», лауреатом международной премии по фантастике, премии журнала «Молодая гвардия» за лучшее произведение года. И всё-таки, прежде всего, он был писателем.

PKZ (Przedsiębiorstwo Państwowe Pracownie Konserwacji Zabytków (PPPKZ), «Государственное предприятие Мастерские по реставрации памятников старины»), польское государственное научно-реставрационное предприятие. Основано в 1950 в Варшаве по инициативе известного польского реставратора, профессора Яна Захватовича (1900–1983) для восполнения утрат, нанесённых польской культуре во Второй мировой войне. На основе исторических исследований PKZ осуществляло подготовку научно-реставрационной документации, проводило консервационные, реставрационные и строительные работы по сохранению археологических памятников. Участвовало в подготовке научно-реставрационных кадров, сохранении традиционных технологий, занималось восстановлением и реставрацией большого количества памятников архитектуры, искусства и культуры в Польше и странах мира.

В 1995 в результате приватизационных преобразований на основе краковского отделения предприятия возникла реставрационно-строительная фирма «Pracownie Konserwacji Zabytków „Arkona“ Sp. Z.o.o.» (ООО Мастерские по реставрации памятников старины «Arkona»). Будучи обществом с ограниченной ответственностью, к 1999 предприятие оказалось в состоянии банкротства, началась работа ликвидационной комиссии. В 2002 оно было преобразовано в акционерное общество Polskie Pracownie Konserwacji Zabytków Spółka Akcyjna (PPKZ S. A.), которое ныне является правопреемником PKZ. Имеет отделения в Варшаве, Гданьске, Белостоке, Люблине. В 2003 фирма получила лицензию Министерства культуры РФ на право проведения реставрационных работ.

В нашей стране PKZ известно своей работой по реставрации сооружений садово-паркового ансамбля «Петергоф» (1987–1996 и 2000), Царского Села (1993–1996, 2005–2008) и др.

Работа в Царицыне.
В 1986 Министерство культуры СССР выбрало фирму PKZ для осуществления реставрационных работ в царицынском архитектурном ансамбле. Договор был подписан с варшавским отделением «Мастерских по реставрации памятников старины» Бюро внешней торговли ПНР. Все реставрационные работы в Царицыне осуществлялись по проектам, разработанным архитекторами И. П. Рубен («Моспроект-2», мастерская № 13) и В. В. Ивановым («Моспроект-2», мастерская № 2).

В 1987–1991 и в июне 1994–августе 1995 предприятие проводило ремонтно-восстановительные работы в Среднем дворце. От музея «Царицыно» (в то время - Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР) выполнение проектов контролировал главный архитектор отдела капитального строительства музея А. А. Галашевич. С польской стороны работы возглавляли инженеры-реставраторы и архитекторы К. Бадовский, В. Галензовский, М. Шалкевич, М. Дудек, В. Гринкевич и др. Польская сторона являлась также проектировщиком технических элементов конструкции: вентиляции, отопления и т.п. В 1988–1989 фирмой PKZ был заложен ряд шурфов у Оперного дома для исследования состояния памятника.

После расчистки здания от обломков и почвы были изготовлены стальная конструкция крыши и деревянная обрешётка, крыша покрыта медными листами. Были реконструированы своды с применением сплошного керамического кирпича, две каменные лестницы, сделана заново одна лестница из стали. Также осуществлена реставрация фасадов здания (с восполнением недостающих деталей декора) и интерьеров, оштукатурены стены с применением гидрофобного покрытия, на сводах и чердаке уложена термоизоляция. Были реконструированы печи, уложен пол из мраморных и керамических плит, дубовый паркет с воспроизведением узора XVIII в. Снаружи был сооружён каменный пандус и лестницы в здание.

Аналогичные работы должны были начаться в 1987 и в Кухонном корпусе, однако в апреле 1987 сильный пожар полностью уничтожил кровлю и повредил стены и своды сооружения. После подписания дополнения к контракту в 1989 PKZ обязалась провести все основные работы в 1990–1992 при условии, что советская сторона ликвидирует последствия пожара и подготовит сооружение к реставрации.

В 1989 фирма PKZ провела исследования у Хлебного дома с заложением шурфов. Реставрация осуществлялась в 1989–1992 и в 1994–1996. С польской стороны работами руководили инженеры-реставраторы и архитекторы К. Якубовски, Ю. Вычулковский, Л. Каспшак, С. Петрайтис, М. Куковска.

Были проведены работы по усилению и восстановлению строительных конструкций - балок перекрытия, металлических конструкций сводов в помещениях, фундаментов. Работы по стенам сооружения включали ликвидацию грибка и солей, ремонт оконных блоков, штукатурные и плиточные работы. Были созданы керамзито-бетонные покрытия полов, уложена плитка. Кирпичная кладка фасадов, их белокаменный декор и карнизы также очищены и восполнены. На крыше восстановлен парапет из кирпича и белокаменных деталей. Сотрудники фирмы провели работы по созданию системы вентиляции.

В 1987–1992 отреставрирована Галерея ограда с воротами (очищены сохранившиеся детали сооружения и восполнены утраченные части белокаменного декора и кирпичной кладки), а в 1987–1992 - Фигурного моста (восполнен белокаменный декор и кирпичная кладка, восстановлены утраты парапета). В 1988–1994 периодически производились поверхностные консервационные работы по стенам северного, западного и южного фасадов Большого дворца.

В апреле 1994 был подписан новый контракт, по которому фирма PKZ завершала ремонтно-восстановительные работы по Оперному дому, Малому дворцу, Кавалерскому Первому корпусу, а по контракту от ноября 1994 обязывалась завершить работы по Кухонному корпусу, выполнить восстановление Оранжерейного моста и Кавалерского Третьего корпуса. К работам на последних трёх объектах польская сторона приступила в январе 1995.

В 1992–1996 фирма проводила работы по восстановлению Малого дворца. Проект реставрации первоначально осуществлялся силами отечественных реставраторов. С польской стороны выполнение работ контролировали инженеры-реставраторы К. Бадовский, М. Шалкевич, Е. Вычулковски, К. Адамчик. Был осуществлён монтаж металлических конструкций под кровельное перекрытие, смонтирована медная кровля. Фирма произвела очистку фасадов и их гидроизоляцию. Из железобетона были созданы конструкции перекрытия сводов, основания для винтовых металлических лестниц, наружных крылец и пандусов. Были смонтированы деревянные конструкции интерьеров, пол и техническое подполье. Осуществлены технические работы по созданию вентиляции, отопления и т.п.

В Первом Кавалерском корпусе в 1995 фирма завершила начатые в 1992 восстановительные работы. После удаления двух надстроенных этажей и штукатурки, закрывавшей кирпичную кладку стен, здание приобрело первоначальный вид. Были восстановлены белокаменные декор фасада, фронтоны и ажурный парапет здания, осуществлены внутренние инженерно-технические работы. В Третьем Кавалерском корпусе были отреставрированы внутренние конструкции, восполнены своды, смонтирован пол, также были произведены раскопки и изучение каменных конструкций бельведера. Кирпичная кладка и белокаменный декор подверглись чистке и восполнению, восстановлен цоколь здания.

На Оранжерейном мосту были произведены подготовительные работы, укрепление фундаментов, некоторые строительно-реставрационные и каменотёсные работы.

В разные годы наряду с PKZ различные ремонтно-восстановительные и реставрационные работы на указанных объектах осуществляли и некоторые другие отечественные организации.

С 1996 финансирование реставрации в Царицыне было приостановлено, образовалась финансовая задолженность российской стороны перед PKZ. Работы были прекращены. В 1997 фирма подала официальный запрос о расторжении контрактов из-за отсутствия финансирования. В 1999 контракты от 1994 с фирмой PKZ были расторгнуты.

П. Б. Ермолов

  • Ленинский краеведческий музей садово-огородного района
  • Ленинский краеведческий музей садово-огородного района

    Ленинский краеведческий музей садово-огородного района (до 1930 ‒ Царицынский историко-художественный и краеведческий музей), первый государственный музей в Царицыно. С 1926 ‒ в ведении Музейного подотдела Московского отдела народного образования (МОНО) Главнауки Наркомпроса. Согласно штатному расписанию музея на 1925‒1926 в музее числилось два человека - комендант и сторож. Официально открыт 21 июля 1927 по инициативе В. В. Казанцева, который был его первым заведующим. Первоначально располагался в трёх комнатах Третьего Кавалерского корпуса (см. ст. Давидова дача), в которой после 1917 находился «Большевистский клуб». Состоял из двух отделов: историко-художественного и краеведческого (отдел краеведения открыт 5 августа 1928). До 1929 функционировал в летнее время, т.к. из-за отсутствия отопления и двойных рам в окнах, температура в помещениях зимой не превышала +5º. В 1920-х гг. комплектование музея происходило из разных источников. Так, из музея-усадьбы Дубровицы были переданы мебель, бронза, люстры, всего ‒ 68 предметов. Также пополнения шли через музейный фонд МОНО (мебель, фарфор, ковры времени императрицы Екатерины II, портреты владельцев усадьбы Чёрная Грязь князя В. В. Голицына, Д. К. Кантемира и др.). Одним из первых мероприятий В. В. Казанцева в качестве заведующего музеем стала организация реставрационных работ в царицынском парке. В 1927‒1929 архитектором Н. А. Пустахановым были отреставрированы павильоны Миловида, Нерастанкино и Храм Цереры. В 1929 В. В. Казанцев издал небольшой путеводитель по музею с планом Царицынского парка («Царицыно. Краткие исторические сведения об усадьбе. М., 1929). В планах заведующего были также возобновление раскопок курганов, организация экспедиций и командировок. Однако в связи с начавшимся в конце 1920-х гг. гонением на усадьбоведение и историческое краеведение, В. В. Казанцев был обвинён в «приверженности к старой буржуазной исторической школе и непригодности к работе в новых условиях», снят с должности, но оставлен в музее рядовым сотрудником (до 1933). Заведующим музеем в 1929 был назначен К. С. Тихомиров (до 1931), заведовавший этого Красной школой. Им был инициирован ремонт помещений музея: проведено центральное отопление, вставлены в окна вторые рамы, в результате чего число музейных помещений увеличилось до шести (к середине 1930-х общая экспозиционная площадь составляла 240 м2, на которой выставлялось свыше 2 тыс. предметов) и он стал функционировать и зимой. Последним заведующим музея был З. Э. Кокошкинский (в 1931‒1937).

    Первая экспозиция музея была открыта в ноябре 1927 к 10-летию Октябрьской революции 1917. Согласно музейным отчётам, ежегодно музей в Царицыне посещали около 23 тыс. человек, для школьников организовывалось свыше 150 экскурсий. Из 6 комнат 4 были посвящены истории усадьбы Царицыно XVII–XIX вв. (500 предметов) и 2 ‒ сельскому хозяйству Ленинского района (1700 предметов). После проведения Первого Всероссийского музейного съезда (1930) главный акцент в экспозиции музея стал смещаться в сторону агитационно-массовой и пропагандистской работы. В начале 1930-х гг. в музее экспонировались преимущественно предметы, отражающие «экономику, быт и историю Ленинского садово-огородного района, главного поставщика для Москвы ягод и овощей». Были проведены выставки «Весенняя посевная кампания», «День урожая» и другие. В 1936 научным сотрудником музея Г. С. Стояновым был издан второй путеводитель по музею, в котором кратко излагалась история местности, начиная с X‒XII в. и времени вятичей. Издание было обильно снабжено иллюстрациями художника Д. Г. Соболева (Царицыно. Путеводитель по художественно-историческим усадебным памятникам Ленино-Дачное, бывшее Царицыно. М., 1936). Однако это не отсрочило закрытие музея. Историко-художественные экспонаты стали передаваться в другие хранилища: в 1931‒1937 в Калужский государственный музей (ныне - Калужский областной краеведческий музей) были переданы часть мебели и предметы декоративно-прикладного искусства, Московский областной краеведческий музей в г. Истра принял люстры, канделябры, скульптуру, живопись и портреты (всего около 200 предметов). Подлинные экспонаты постепенно вытеснялись графиками, фотографиями и муляжами. Таким образом, к 1937 музей практически полностью потерял свою историко-художественную значимость и интерес у местной публики.

    Глазунов Илья Сергеевич (1930 - 2017), живописец, график; инициатор создания и в 1981‒1985 первый директор Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (см. ст. ГМЗ «Царицыно»). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1957). Член Союза художников СССР (1967). Один из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК,1965). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), Народный художник СССР (1980), действительный член Российской Академии художеств (2000). Лауреат Государственной премии РФ (1997). Создатель и пожизненный ректор (с 1987) Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества. Автор картин, коллажей и рисунков на исторические темы, цикла работ к произведениям русских писателей, книжных иллюстраций, портретов выдающихся деятелей культуры и искусства, политиков и монархов. Написал ряд книг и статей о культуре и искусстве («Дорога к тебе» 1965‒1966, «Россия распятая» Ч.1‒2. 2000‒2008 и др.). В 1978‒1987 преподавал в МГХИ им. В. И. Сурикова (мастерская портрета). Руководитель проекта по воссозданию интерьеров Большого Кремлёвского Дворца (1996–1999) и ряда других проектов.

    После создания Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, И. С. Глазунов инициировал в 1984 передачу музею дворцового ансамбля Царицыно и начало реставрационно-восстановительных работ. Организовывал структуру и штаты музея, комплектовал фонды в соответствии со своими идеями презентации народной культуры национальных республик СССР. Оставил должность директора в связи с началом деятельности по созданию Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества.

    Награждён орденами: Трудового Красного Знамени (1985), За заслуги перед Отечеством 1-й степени (2010), рядом иностранных наград, золотой медалью ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру (2000). Почётный член Мадридской королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1979) и Барселонской академии изящных искусств Сан-Хорхе (1980).

    В 1999 по решению московского правительства в Москве была создана государственная картинная галерея Ильи Глазунова.

    Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Лит.: Новиков В. С. Илья Глазунов. Л., 1992.