Конспект урока по литературному чтению на тему "А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона. Презентация на тему "александр александрович блок" Выразительное чтение стихотворения

Продолжение изучения темы

Работа над стихотворением «Сны».

    Дети слушают стихотворение.

    Работа над содержанием.

Давайте разберем непонятные слова.

Словарная работа слайд 3

Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

    Чтение стихотворения «сильным» учеником.

– Подумайте, почему ему «жалко уснуть»? (Он боится пропустить хоть одно слово из сказки.)

Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

А теперь послушайте это стихотворение на диске.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)

Работа над стихотворением «Ворона»

– У Саши Чёрного мы читали стихотворение о воробье, а вот Александр Блок написал стихотворение о другой птице, которую так же часто можно встретить в любом дворе, а стихотворение так и называется – «Ворона». Слайд 4

Дети слушают стихотворение.

Выборочное чтение.

Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой .)

Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.)

(Вниз на землю глядит она боком:

что белеет под нежною травкой?)

Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

(Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это всё у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

«Ворона» Александр Блок

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Анализ стихотворения Блока «Ворона»

В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в детстве. Исследователи отмечают, что Александр Александрович показал себя как человека, хорошо понимающего особенное мироощущение ребенка. Вероятно, основная причина тому — собственное счастливое детство. Блок рос в атмосфере любви. Немало времени он проводил в имении Шахматово, где имел возможность познавать прекрасную природу средней полосы России. Стихотворения маленький Саша начал писать в пять лет. Будучи подростком, поэт занимался изданием семейного литературного журнала.

Огромную любовь питал он к животным: собакам, ежам, зайцам. С симпатией относился к насекомым и червям. Столь нежное отношение к братьям нашим меньшим нашло отражение в стихах, написанных для детей. В частности, в произведении «Ворона», вошедшем в раздел «Весна» сборника «Круглый год». В нем описывается поведение птицы, с радостью встречающей весну — время обновления, перерождения. Она обращает внимание на всякие мелочи: на стружку, желтеющую под серой лавкой, на что-то белеющее под нежною травкой. Снег сошел, и теперь вороне прекрасно видны все потенциальные игрушки — просто рай для любопытной птицы. Ей даже дышаться весной стало привольнее! В стихотворении «Ворона» Блок предстает перед читателями как чуткий и внимательный наблюдатель, умеющий подмечать особенности поведения птиц. Более того — поэт придумывает характер для своей героини, описывает ее переживания. К «Вороне» близко другое стихотворение для детей — «Зайчик». Они разнятся по созданному настроению, но сопоставимы по трогательному отношению к представителям фауны.

К произведениям, сочиненным для детей, Александр Александрович подходил предельно серьезно и требовательно. Это доказывают пометки, сделанные в рукописях стихотворений для сборников «Круглый год» и «Сказки», а также незначительные изменения, внесенные через некоторое время после написания. Очень жаль, что лирика для ребятишек занимает небольшое место в творчестве Блока. Тем не менее, каждое произведение — это настоящий шедевр детской поэзии, понятный даже самым маленьким читателям, способствующий развитию у них эстетического вкуса, прививающий любовь к литературе.

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Анализ стихотворения «Ворона» Блока

Александр Александрович Блок, символист, певец Прекрасной дамы, в 1913 году опубликовал цикл произведений для детей, среди которых одно из самых характерных – «Ворона».

Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось 32 года, он женат, известен, постоянно находится в творческом поиске. Путешествовал по Европе, был впечатлен гибелью «Титаника». По жанру – стихи о природе, по размеру – трехстопный анапест с парной рифмой, 6 строф. Стихи написаны специально для детей. Интонация направлена на то, чтобы вызвать сопереживание, отклик в детском сердце. При этом всего одно восклицание, большинство строф оканчивается задумчивым многоточием. Нелепая, обыденная птица должна не насмешить ребятишек, а растрогать. В каждом двустишии – комичная черточка, описывающая ворону. «Так с зимы и осталась лохматой»: еще мерзнет, простужается, не распушила перышки. «Дух занялся»: фразеологический оборот, означающий примерно то же, что и строка басни И. Крылова «в зобу дыханье сперло». То есть, забыла важничать, пришла в неописуемое волненье от «вешних звонов». «Глупым скоком»: у этой птицы особое, сближенное строение пальцев лапок, отчего она и передвигается вперевалку, бочком. Вообще, ворона известна своей страстью к играм, развлечениям и шалостям.

Единственный вопрос в 4 строфе: что белеет под травкой? И тут же птица переключается на другое: вон желтеют мокрые стружки. «Это все – игрушки»: птица умеет сама себя занять, любопытство ее безгранично. «Довольна, что весна, и дышать ей привольно!» Вопрос о пропитании не стоит, ей хочется познавать мир, наблюдать и забавляться. Лексика нейтральная и просторечная, все рифмы открытые, кроме третьего двустишия. Инверсия (измененный порядок слов): глядит она. Эпитеты просты, реалистичны, их немного: лохматой, глупым, нежною. Повтор: что. Ребенок невольно учится у героини стихотворения любознательности, умению радоваться простым вещам, разделять эмоции не только с людьми, но и с природой. Автор отлично знает, что сокровища малышей из их карманов напоминают незатейливые игрушки вороны. Нарисованная поэтом картинка проста, но включает в себя все базовые представления о весне как времени года. Собственно, произведение создавалось для сборника с дидактическим уклоном «Круглый год».

В детстве и юности А. Блок каждое лето проводил в усадьбе матери Шахматово. Впечатления тех счастливых лет легли в основу зарисовки «Ворона».

Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А. Бло­ка; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Оборудование: портрет и выставка книг А. Блока; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения «Ветхая избушка» наизусть.

III. Работа по теме урока

Прогнозирование произведения А. Блока «Сны»

Прочитайте название следующего стихотворения А. Блока. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем может рассказать нам автор этого стихотворения.

Ребята, а какие сны снятся вам? (Рассказы детей.)

Работа над стихотворением «Сны»

Прежде чем мы приступим к чтению стихотворения, раз­берем непонятные слова.

Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

Внемлю - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.

Дрёмные покровы - дремота - полусон, состояние, при кото­ром хочется спать и невольно закрываются глаза.

Покров - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

(Чтение стихотворения учителем. Вопросы после чтения.)

Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царев­не...», «Спящая красавица» и др.)

Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, ска­зочное, волшебное.)

Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

V. Продолжение работы по теме урока

Чтение стихотворения «Ворона»

(Учитель выразительно читает стихотворение.)

Выборочное чтение

Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное сло­во (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Лохматой.)

Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, пе­реваливаясь с боку на бок? (Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, / Вниз на землю глядит она боком.)



- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? (Вон желтеют под серою лавкой / Прошлогодние мокрые стружки... / Это все у вороны - игрушки. / И уж так-то ворона довольна, / Что весна, и дышать ей привольно!..)

Выразительное чтение стихотворения

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

Вы прочитали три стихотворения Саши Черного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

Домашнее задание Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.

Урок 83. С. Есенин «Черемуха»

Цели: ознакомить учащихся с биографией и стихотворением «Черемуха» С. Есенина; учить понимать и чувствовать окружаю­щую природу; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Оборудование: портрет и выставка книг С. Есенина; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Прочитайте пословицу.

Никакое искусство не достигнет природы.

Как вы ее понимаете?

Прочитайте по слогам (еще: с ускорением, с вопроситель­ной интонацией, с утвердительной, с веселой).

Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания

(Дети читают стихи наизусть.)

IV. Физкультминутка

Полетели листья,

Листья-огоньки.

Все летали, все летали,

Листья-мотыльки.

На дорожку прилетали,

Тихо все опали.

V. Работа по теме урока

Беседа о поэте

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром...



Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он с читал, что «писать для детей - надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало...

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился под Рязанью в селе Константиново.

В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.

Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха.