Порядок осуществления госзакупок. Методика осуществления государственных закупок. Где проводятся госзакупки

Государственные закупки (сокр. госзакупки ; на англ. government procurement , public tendering , public procurement ) - это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств. Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Чтобы в закупках не было места коррупции, их принято осуществлять по определенной схеме.

Основные принципы государственных закупок в России

Главными критериями для проведения госзакупок можно назвать следующие:

  • Справедливость и равенство по отношению к участникам торгов . Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации.
  • Открытость и прозрачность . Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками.
  • Эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте госзакупок, удается оптимизировать расходы бюджета.
  • Ответственность . Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет ФАС.

Процедура проведения государственных закупок в России

Официальные сайты

В соответствии с действующим законодательством государственные закупки проводятся в виде тендеров (открытых конкурсов). Вся информация о предстоящих, действующих и завершенных тендерах должна размещаться на сайте государственных закупок. У каждого региона страны есть свой сайт. Все сайты устроены одинаково, это облегчает поиск для поставщиков. Информация на сайте открыта для всех, она постоянно обновляется и должна быть всегда актуальной.

На сайте, где проводился конкурс, организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя. Для достижения прозрачности указываются суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств.

Способы размещения госзакупок

Сейчас заказы на закупки можно разместить различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика.

Кроме того, есть одноэтапные и двухэтапные тендеры. В ходе проведения одноэтапного тендера требования к госзакупкам остаются неизменными. Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения. Сначала ведутся переговоры с поставщиками и лишь на втором этапе формулируются точные требования к поставкам.

Проведение открытых аукционов в электронной форме

Аукционы в электронной форме представляют все больший интерес. Этот способ не требует больших средств и прост в реализации. В результате проведения аукциона достигается максимальная прозрачность выбора поставщика, потому что госзаказчик не знает, кто предлагает те или иные условия. Поставщики получают через сайт госзакупок зашифрованные наименования, чтобы сохранять анонимность.

Данный способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется разрабатывать документацию, информация о тендерах уже содержится на сайте. Во-вторых, госзакупки могут быть проведены в кратчайшие сроки. И в-третьих, достигается максимальная экономия средств.

Когда победитель тендера определен, необходимо четко обговорить условия контракта. Все заключенные контракты попадают в реестр, размещенный на сайте государственных закупок.

Госзакупки могут быть:

  • электронными и бумажными. Первых абсолютное большинство, бумажными остаются лишь некоторые отдельные виды закупок;
  • закрытыми и открытыми. В первом случае участвовать в торгах может ограниченный круг участников. Во втором - все желающие;
  • конкурентными и неконкурентными. Первый способ предполагает выбор поставщика на соревновательной основе. Второй - закупку у конкретного исполнителя. Заказчик высылает предложение определенной компании и закупает ее услуги, либо продукцию. Порядок и правила, как участвовать в таких закупках, установлены 44-ФЗ.

Рассмотрим виды торгов подробнее.

Конкурс

Конкурс - один из основных видов торгов, в которых побеждает участник, предложивший самые подходящие для заказчика условия.

Предметом открытого конкурса может быть почти любой объект закупок, не запрещенный действующим законодательством. Закрытые конкурсы проводятся по объектам, представляющим собой гостайну.

Подавая заявку, предприниматель должен отразить в ней сведения, которые касаются и самого участника, и объекта закупки (заявка состоит из двух соответствующих частей). По каждому конкурсу участник может подать только одну заявку.

Также он может отозвать ее при необходимости до наступления дня рассмотрения заявок. Если на эту дату подана только одна заявка - участник, ее подавший будет считаться победителем. Если не поступила ни одна заявка - конкурс признается несостоявшимся.

Определяя победителя, заказчик рассматривает заявки кандидатов. Оцениваться могут следующие критерии:

  • особенности и характеристики продукции, либо услуг;
  • расходы, связанные с их потреблением, эксплуатацией товаров;
  • сроки поставки, либо предоставления услуг;
  • гарантийный срок и условия его предоставления;
  • другие особенности.

Аукцион

Госаукционы - очень популярный вид конкурентных закупок, бывают открытыми и закрытыми, тут тем же принципы, что и у конкурсов. Победителем признается участник, который предложил самую выгодную стоимость при прочих равных условиях.

Участник делает ставку, снижая начальную цену, установленную заказчиком. Шаг снижения стоимости - 0,5-5%. Участник не может подавать равную или меньшую стоимость, чем предыдущее предложение или цену, равную нулю.

Интервал между ставками участников - 10 минут. Если новое предложение не поступило - победителем становится участник, который сделал предыдущую ставку. Если же ставки делаются каждые 10 минут и чаще - аукцион будет длиться до истечения срока, отведенного на подачу заявок.

Наиболее востребованная сегодня процедура - электронные аукционы по госзакупкам, которые проходят на специализированных площадках (ЭТП), о которых мы поговорим ниже.

Участники взаимодействуют через интернет посредством оператора ЭТП, технических и программных средств, за счет чего снижается риск воздействия на заказчика и другие негативные факторы, достигается более высокий уровень безопасности взаимодействия и передачи конфиденциальных данных.

Запрос котировок

Запрос котировок - это запрос заказчиком цен у неограниченного круга участников. Победителем становится предприятие или физическое лицо, предложившее самую низкую цену и соответствующее всем требованиям, заявленным заказчиком в извещении.

Решение о победителе принимает котировочная комиссия. Бывают ситуации, в которых она отклоняет все заявки участников. В таком случае торги признаются несостоявшимися.

Запрос предложений

Этот вид торгов похож на запрос котировок, но если при запросе котировок заказчик узнает цены, то при запросе предложений его интересуют условия выполнения заказа.

И тот участник, который предложил самые привлекательные становится победителем. Запрос также может рассылаться неограниченному кругу лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

Госзакупки для начинающих поставщиков

Участие в госзакупках - привлекательная перспектива для большинства сфер бизнеса.

Производственное, торговое предприятие, которое реализует продукцию или компания, оказывающая услуги, осознают ценность участия в государственных аукционах и конкурсах, поскольку понимают, что это поможет вывести их бизнес на совершенно новую ступень развития.

Это не только шанс получить контракт от известного заказчика на крупную сумму, но и возможность укрепить свои позиции на рынке и имидж надежного поставщика.

Госзакупки - отличный способ повысить лояльность партнеров, клиентов, инвесторов к своему бренду. Это важный показатель надежности и в большинстве случаев гарантия положительного результата сотрудничества, если исполнитель выполняет свои обязательства добросовестно и в полном объеме.

Все это поможет компании упрочнить позиции в своей нише. Но главное - участие в госаукционах и конкурсах позволяет надежно и на постоянной основе получать выгодные контракты.

Кто может принимать участие в госзакупках

Участниками госзакупок могут быть юридические, физические лица и ИП, которые соответствуют следующим требованиям:

  1. В отношении участника не должна быть инициирована процедура банкротства;
  2. Деятельность субъекта предпринимательства не должна быть приостановленной;
  3. У участника не может быть долгов по всем обязательным платежам, в том числе по налогам, превышающим 25% от собственных активов;
  4. У руководителя или самого ИП, физического лица не должно быть неснятой или непогашенной судимости по экономическим преступлениям;
  5. На предметы интеллектуальной собственности участник должен иметь исключительные права;
  6. У участника не должно быть родственных связей с заказчиком, а также других конфликтов интересов;
  7. У участника должна быть разрешительная документация на ту деятельность, которую он осуществляет для реализации предмета закупки.

Также заказчик вправе требовать от участника того, чтобы он:

  • Не находился в реестре недобросовестных участников (РНП);
  • Имел оборудование, достаточные материально-финансовые ресурсы для выполнения заказа;
  • Имел достаточный опыт и должную репутацию в интересующей организатора сфере;
  • Имел достаточное количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа.

Заказчик имеет право запросить документальное подтверждение соответствия поставщика всем этим или отдельным требованиям. Также он может выдвинуть и любые дополнительные требования к поставщику.

У поставщика есть встречная обязанность - подавать заявки, которые соответствуют требованиям тендера. Если предложение не соответствует предмету закупки - оно будет неизбежно отклонено заказчиком.

Чтобы с вами такого не случилось - внимательно изучайте документы к закупке. Если ее недостаточно и у вас остались вопросы - вы можете обратиться к заказчику за дополнительными разъяснениями.

Как участвовать в торгах

Чтобы участвовать в торгах и подавать заявки нужно заблаговременно подготовить перечень необходимых документов, в том числе те, которые будут служить подтверждением соответствия продукции или услуг поставщика требованиям заказчика.

Для участия в торгах необходимо заранее предусмотреть всё, что может потребоваться в процессе. Так, помимо законодательно регламентированных сроков, необходимо учесть еще и фактические сроки, которые уходят на реальную подготовку документов.

Поэтому планировать свое участие в торгах следует заранее. На самом деле на подготовку документов может уйти до 20 дней. Это зависит от условий, указанных в закупочной процедуре.

Какие документы нужны для участия

Чтобы предприниматель, организация или физлицо участвовали в закупках, следует в первую очередь подготовить нужный перечень документов:

  • Заявка на участие за подписью уполномоченного лица;
  • Опись прилагаемых к заявке документов;
  • Информация об участнике (регистрационное свидетельство, учредительная документация и пр.);
  • Выписка из реестра;
  • Документы, которые подтверждают отсутствие задолженности по обязательным платежам (справки, сверки и пр.);
  • Уполномочивающие документы на основных руководящих лиц (приказы, решения, протоколы);
  • Документация, подтверждающая все заявленные сведения участником закупки;
  • Квитанции, счета о внесении обеспечения заявки.

Исчерпывающий перечень документов от участника устанавливают условия и документация тендера, опубликованные заказчиком.

Где проводятся госзакупки

Электронные аукционы по госзакупкам и другие торги проходят на специализированных торговых площадках (ЭТП).

Сегодня работает 8 операторов торгов, официально одобренных государством для работы по 44-ФЗ. .

Готовить и подавать документы нужно тоже один раз. После регистрации аккредитация будет получена на всех площадках автоматически.

Такие нововведения в 44-ФЗ существенно упростили процедуру получения аккредитации. С начала 2020 года это обязательное правило для участия в закупках, использовать аккредитацию старым способом будет нельзя.

ЕИС и ее возможности

ЕИС - не только удобный инструмент для работы с операторами торгов. В ней публикуется вся необходимая и важная информация о госзакупках.

Здесь заказчики публикуют:

  • план закупки;
  • тендерную документацию;
  • извещения;
  • информацию об уже реализованных контрактах.

Здесь на постоянной основе вносятся данные в реестры, включая РНП - реестр недобросовестных поставщиков. Также в ЕИС размещено огромное количество обучающих материалов, актуальные изменения и нововведения в действующее законодательство и другая важная информация.

В ЕИС можно найти госзакупки по:

  • ПП РФ 615;
  • 94-ФЗ (архив).

Все закупки можно отсортировать по множеству критериев и просматривать только наиболее подходящие: по виду деятельности, цене, по названию закупки, товара, работ, региону.

Большая часть тендеров сегодня проходит в электронном формате: электронные госаукционы, конкурсы, открытые запросы котировок и предложений. На бумаге проводится лишь некоторая часть закрытых торгов.

В документации к закупке заказчик указывает, на какой именно ЭТП будет проходить электронный аукцион или другая госзакупка. Заявку подавать нужно уже непосредственно на ЭТП.

У кого больше шансов в госзакупках

Выход на рынок госзакупок доступен физическими и юрлицам, ИП, резидентам и нерезидентам. У каждой регистрационной формы свои преимущества и недостатки с точки зрения участия в тендерах.

На самом деле участвовать в тендерах ИП не менее выгодно, чем ООО. И сейчас мы расскажем, почему.

Особенности участия ИП, самозанятых и частных лиц в госзакупках

Законодательство о закупках дает уникальный шанс ИП и физлицам работать с государственными заказчиками и быть узнаваемым среди них, кроме секции гособоронзаказа - тут ИП может быть только соисполнителем. Но, становясь на такой путь, предприниматель должен знать, что его ждет и какова ответственность за нарушение своих обязательств.

Индивидуальный предприниматель или физлицо, участвуя в госзакупках, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом в полном объеме. Поэтому в случае возникновения непредвиденных ситуаций, штрафы и пени ложатся непосредственно на ИП/физлицо.

Благодаря ЕИС и электронной форме документооборота, ЭЦП, предпринимателю не обязательно арендовать офис, тратить средства на поездки к заказчику, если есть территориальная удаленность.

Активно взаимодействовать с заказчиком чаще всего не нужно. А, значит, ИП не нужны менеджеры, которые 24 часа в сутки на связи и готовы обсуждать проект, особенно, если у регионов заказчика и исполнителя большая разница во времени.

Первое время после выхода на рынок к ИП с подозрением будут относиться опытные крупные заказчики. И это не удивительно, ведь пока у ИП нет репутации и опыта в закупках, реализованных госзаказов, им не ясно, кто перед ними: перспективный новичок или очередной мошенник.

Преимущества участия в госзакупках ИП, самозанятого или частного лица:

  • у ИП меньше отчетности, налогов за реализованный госзаказ;
  • за счет персональной ответственности ИП с большим опытом работы по своему виду деятельности и хорошими оборотами может получить кредит в банке для внесения обеспечения заявки проще, чем ООО;
  • ИП не нужно подавать некоторые документы, которые обязательны для предоставления юридическим лицам. Это плюс не только с точки зрения экономии времени и меньшей бумажной волокиты, но потому что, чем меньше бумаг, тем меньше вероятность сделать ошибку;
  • полученной прибылью ИП распоряжается по своему усмотрению.

У ООО все наоборот: ответственность ограничена уставным капиталом. Бумаг ООО придется прикреплять больше, да и юридический адрес - неотъемлемая деятельность общества. Прибылью распоряжаться не так удобно, возникают дополнительные расходы. А если ООО открыто недавно, то доверять ему заказчики будут не больше, чем ИП.

Рекомендуем ИП и другим представителям среднего и малого предпринимательства не сомневаться, а пробовать свои силы в госзакупках. А если что-то не получается - мы охотно проконсультируем, поможем пройти обучение и получить все необходимые для этого инструменты.

Выводы

Государственные закупки проходят в форме аукциона , конкурса , запроса котировок , запроса предложений и других. Перед тем, как начать в них участвовать, нужно разобраться в деталях конкретного вида закупки, из каких этапов состоит, какие нужны документы, последовательность действий, сроки.

Начинающие участники госзакупок допускают множество элементарных ошибок. Часто это приводит к потерям времени, денег и разочарованию.

Участие в госзакупках требует слаженных, четких и уверенных действий, где нельзя полагаться на авось. Это не только конкуренция с другими компаниями или индивидуальными предпринимателями.

Это игра по правилам, установленным госзаказчиками. По бюрократическим правилам. Поэтому этапы отбора госзакупок и подготовки документации самые важные. То есть нужен грамотный выбор цели и правильные действия для ее достижения. Так можно одержать победу и получить государственный контракт.

Госзакупки - начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

Не секрет, что госзаказы – дело весьма прибыльное. Однако отношение к ним у российских поставщиков неоднозначное.

Кто-то считает их серьезным и весьма действенным инструментом для расширения рынка сбыта, а кто-то из-за обилия подводных камней в законодательстве избегает любого взаимодействия с бюджетом.

Государственные закупки – предложения заказов государственными или муниципальными предприятиями на промышленные или продовольственные товары, технику или вооружение, а также работы или услуги.

В мировой практике любая конкурсная форма проведения торгов называется . В российском же законодательстве подобный термин не используется, вместо него используется понятие «размещение заказа».

Согласно Федеральному закону от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ, используется пять видов госзакупок:

  • электронные аукционы – проводятся дистанционно в режиме онлайн на или сайтах-аукционах с помощью лотов, причем все необходимые документы готовятся в ;
  • открытые конкурсы – если в аукционе критерием победы является только цена, то в этом случае победителем становится организация, предложившая как оптимальную стоимость, так и более выгодные сроки выполнения, лучшее качество предлагаемых товаров или услуг и пр. Чаще всего проводятся в случаях, когда сумма контрактов превышает 500 тыс. руб.;
  • запросы котировок – проводятся аналогично конкурсам, но сумма контрактов значительно меньше;
  • закупки у единственного поставщика – по сути, это не торги, а прямые контракты, заключаемые между поставщиком и госзаказчиком;
  • открытые аукционы – в отличие от электронных, публикация заказов производится в средствах массовой информации, последние годы встречаются значительно реже.

Подобные закупки ведутся государством как собственных нужд (при закупках вооружения, медикаментов, оборудования, средств оргтехники и др.), так и в целях бесперебойного обеспечения населения самыми значимыми продуктами питания и резервирования стратегических запасов продовольствия.

В большинстве конкурсов и аукционов имеют права участвовать любые государственные и частные предприятия или . Контракт заключается с предприятием-победителем, выигравшим торги.

Все процедуры по их проведению, а также процесс подписания договоров и контроль за их соблюдением регламентируются законодательно. Контроль их за выполнением возложен на Казначейство и Счетную палату РФ. Закупки для вооружения, а также особо значимые договора контролирует ФСБ.

Поставщики (подрядчики) должны отправить заказчику официальную заявку на участие с указанием приемлемой для них цены заказа. После проведения торгов комиссия рассматривает все поданные заявки и выбирает оптимальный для них вариант.

Проведение государственных закупок может быть:

  • открытым;
  • селективным (заявки имеют права подавать любые кандидаты, но в дальнейших состязаниях участвуют только компании, отобранные заказчиком);
  • закрытым (участники торгов приглашаются только организаторами).

Закупки могут проходить в один или два этапа. При одноэтапных конкурсах или аукционах требования к заказу в течение всего периода торгов не могут изменяться. В ходе двухэтапных продаж условия могут претерпевать некоторые изменения.

Так, после переговоров с возможными поставщиками заявитель имеет право переформулировать некоторые требования к товарам, работам или требуемым услугам.

Существует заблуждение, что госзаказы могут передаваться только крупным компаниям. Однако государственные и муниципальные организации обязаны предоставлять не менее 20% от общего числа заявок субъектам .

Исключение составляют лишь поставки для оборонных нужд.

Материальные затраты при участии в госзакупках

Несмотря на то, что участие в конкурсах чаще всего бесплатное, для качественного проведения торгов иногда стоит разработать собственное предложение. При этом возможны достаточно значительные материальные и временные издержки. Причем при проигрыше подобные затраты не компенсируются.

Участие в электронных и открытых аукционах проще и требует минимального количества затрат. В некоторых случаях взимается небольшой невозвратный взнос, который является подтверждением серьезности намерений.

Однако следует учесть, что при проведении любых видов торгов почти всегда присутствует предложение материально обеспечить свою заявку и заблаговременно оплатить около 5% от начальной цены договора. Для субъектов малого предпринимательства эта сумма не может превышать 2%.

Естественно, указанная сумма после проведения аукциона возвращается. Участник, выигравший конкурс, с помощью договора страхования или перечисления денежных средств на определенный денежный счет обязан обеспечить контракт суммой не менее 30% заявленной стоимости.

Ответственность при госзакупках

Государством определена целая система штрафов за невыполнение условий торгов как для поставщика товаров или услуг, так и для государственного заказчика.

Организация государственных закупок должна проводиться только на принципах равноправия и открытости.

Заказчик не имеет права нарушать установленные законодательно порядок и формы проведения аукционов, изменять сроки опубликования заявок, для открытых торгов скрывать информацию об их условиях и порядке их предоставления, предоставлять полный доступ каждого из участников ко всем данным, вносить неверные сведения об участниках торгов и пр.

Не секрет, что получение выгодных государственных заказов порождает целые коррупционные схемы для обеспечения выигрыша только определенного претендента.

Наиболее распространенными видами махинаций являются:

  • указание завышенных и нереальных объемов работ в заведомо невыполнимые сроки для остальных участников торгов;
  • неверное заявление невыгодных для поставщика сроков оплаты;
  • блокировка участия в тендорах сильных исполнителей;
  • заведомое занижение цены заказа – победитель конкурса в итоге получает компенсацию за счет дальнейшего изменения условий контракта;
  • участие подставных клиентов, имитирующих формальные предложения, невыгодные для заказчика.

Такие системы разрабатываются зачастую при выставлении особо крупных и наиболее выгодных заказов. Обычные же тендеры выиграть более реально.

Законодательные акты 2013 г. и вступающий в силу с января 2015 г. новый закон о госзакупках значительно ужесточили требования к проведению госзакупок.

Мировая практика показывает, что даже в высокоразвитых странах, в таких, к примеру, как Япония или США, пресса регулярно освещает серьезные нарушения, касающихся утверждения госзаказов.

Спрятать же неправомерные действия госчиновников на небольших аукционах, к сожалению, значительно легче.

В России последние годы доступ для малых предприятий к государственным заказам значительно облегчен. Однако по-прежнему эффективность привлечения их к госторгам недостаточна. К большому сожалению, не существует и единой четко отрегулированной системы размещения госзаказов, предназначенных для предприятий малого и среднего бизнеса.

По сегодняшний день законодательно не определены конкретные документы, дающие право называть себя малым предприятием. Таким образом, при подаче заявки следует больше надеяться на удачу, чем на какие-то государственные инструменты регулирования.

В 2014 году, начиная с 1-го отчетного периода, пенсионный фонд осуществил переход на единую форму отчетной документации. О том, как подготовить и сдать отчетность в ПФР без проблем читайте .

Определенную сложность представляет и работа с сайтами-аукционами – не каждая поисковая система может показать заказы, выделенные для малых предприятий, поэтому найти нужный в общем массиве информации порой достаточно проблематично.

Таким образом, несмотря на многочисленные пробелы в законодательстве и недостатке контроля за порядком заключения и проведения торгов при госзакупках, в России вполне реально получить заказ на определенные группы товаров или услуг любому предприятию, в том числе и предпринимателю, владеющему небольшим бизнесом.