Высадка союзников в нормандии значение. Высадка в Нормандии: малоизвестные факты. Силы сторон и общее положение дел перед боем

Танкисты!

С 5 июня 9:00 (МСК) по 8 июня 8:30 (МСК) в игре пройдёт акция, посвящённая годовщине операции «Оверлорд». В это время вас ожидают:

Бонусы и скидки

Во время акции вы будете получать в 3 раза больше свободного опыта за каждый бой (15% вместо 5% ).

А также бонус при переводе опыта в свободный:

35 за 1 вместо 25 .

И это ещё не всё:

Скидка 30% на исследуемую технику США, Германии, Франции и Великобритании VI-VII уровней.

Скидка не распространяется на машины, участвующие в акции «Ася шарит» .

Боевые задачи

« Операция “Оверлорд”, часть 1 »

« Операция “Оверлорд” , часть 2 »

Цель

Выполнить 10 раз задачу « Операция “Оверлорд”, часть 1»

Награда

в аренду на 3 дня

Ограничения

Задачу можно выполнить только один раз для каждого аккаунта

начисляется по факту выполнения боевой задачи « Операция “Оверлорд” , часть 2» вместе с временным слотом в Ангаре и экипажем, обученным основной специальности на 50%. Если в вашем Ангаре уже есть эта машина, компенсация за неё начисляться не будет.

Выходить в бой на арендном можно в течение 3 суток с момента выполнения задачи. После окончания срока аренды возможны два варианта: вы можете приобрести танк насовсем либо убрать арендную машину из Ангара (оба действия доступны в контекстном меню). Во втором случае из танка необходимо вручную высадить экипаж, а также снять оборудование.

Если по окончании срока аренды вы не уберёте машину вручную либо не приобретёте её, она останется в Ангаре, однако выйти на ней в бой будет нельзя.

« Высадка на пляж “Голд” »

« Высадка на пляж “Джуно”»

Цели
  • Сыграть 10 боёв .
  • топ-10 своей команды по опыту
Награда
  • +2500 единиц опыта .
  • 5 порций Пудинга с чаем
Ограничения
  • Любая британская техника .
  • Задачу можно выполнить два раза в сутки

« Высадка на пляж “Сорд”»

Цели
  • Отыграть 10 боёв .
  • В каждом бою необходимо попасть в топ-10 своей команды по опыту
Награда
  • +2500 единиц опыта .
  • 5 порций Крепкого кофе
Ограничения
  • Все виды боёв, кроме тренировочных.
  • Любая французская техника, кроме АМХ 50 В (П) .
  • Задачу можно выполнить два раза в сутки . Результаты обнуляются ежедневно в 3:00 (МСК)

« Высадка на пляж “Омаха”»

Цели
  • Сыграть 10 боёв .
  • В каждом бою необходимо попасть в топ-10 своей команды по опыту
Награда
  • +2500 единиц опыта .
  • 5 Ящиков колы
Ограничения
  • Все виды боёв, кроме тренировочных.
  • Любая американская техника, кроме Т110Е5 (П) .
  • Задачу можно выполнить два раза в сутки . Результаты обнуляются ежедневно в 3:00 (МСК)

« Высадка на пляж “Юта”»

Цели
  • Сыграть 10 боёв .
  • В каждом бою необходимо попасть в топ-10 своей команды по опыту
Награда
  • +2500 единиц опыта .
  • 5 плиток Шоколада
Ограничения
  • Все виды боёв, кроме тренировочных.
  • Любая немецкая техника .
  • Задачу можно выполнить два раза в сутки . Результаты обнуляются ежедневно в 3:00 (МСК)

Кроме того, С 5 июня 9:00 (МСК) по 15 июня 8:30 (МСК) игроки, выполнившие боевую задачу , смогут выполнить ещё одну:

«Высадка прошла успешно »

Цели
  • Сыграть бой.
  • Попасть в топ-10 своей команды по опыту
Награда

На 10% больше опыта за бой

Ограничения
  • Задача доступна для игроков, выполнивших боевую задачу «Операция “Оверлорд”, часть 2» .
  • Все виды боёв, кроме тренировочных.
  • Любая техника, кроме машин из игрового события «Превосходство».
  • Задачу можно выполнить 35 раз для каждого аккаунта

Награды за выполнение боевых задач могут суммироваться при соблюдении всех условий и ограничений.

Удачи на полях сражений!

Историческая справка

6 июня 1944 года началась стратегическая операция «Оверлорд» по высадке войск союзников в Нормандии — самая крупная десантная высадка в истории войн. В ней приняли участие более трёх миллионов человек. Операцией «Оверлорд» был открыт Западный фронт на европейском театре военных действий во Второй мировой войне.

На стадии подготовки операция была предельно засекреченной. Военнослужащим, которые должны были стать частью операции, запретили покидать места дислокации. Подготовка к «Оверлорду» сопровождалась массированной кампанией по дезинформации.

Силы союзников включали в себя армии США, Канады, Великобритании, а также войск «Свободной Франции» и отряды французского Сопротивления. Командовал операцией генерал Дуайт Эйзенхауэр. Зоны высадки были разделены между 1-й американской армией Омара Брэдли (участки «Омаха» и «Юта») и 2-й британской армией Майлза Демпси (участки «Сорд», «Джуно», «Голд»).

Вскоре после полуночи на оккупированную территорию высадились американские и английские парашютисты. Их задачами были захват мостов, небольших населённых пунктов и обеспечение прикрытия высадки.

Высадка на пляжах Нормандии началась около 6:30 утра. В течение всего дня американские и английские войска вели сражение против немецкой оборонительной линии. Наиболее упорным сопротивление противника было на участке «Омаха» в американской зоне ответственности. Здесь высаживающиеся войска понесли самые тяжёлые потери. Британцы также столкнулись с серьёзным противодействием на участке «Сорд».

К концу дня союзникам удалось высадить на берег около 150 тысяч человек и большое количество техники. На отдельных участках продвижение английских и американских войск составило до восьми километров вглубь материка. Мощный плацдарм для развития наступления вглубь Европы был готов.

В ночь с 5 на 6 июня 1944 года началась высадка союзных войск в Нормандии. Для того чтобы самая грандиозная десантная операция в истории не закончилась столь же грандиозным провалом, командованию союзников необходимо было достичь самого высокого уровня координации всех родов войск, принимавших участие в высадке. Исключительная сложность задачи, разумеется, не позволила исполинскому механизму вторжения отработать без единого сбоя; накладок и проблем хватало. Но главное — цель была достигнута, и Второй фронт, открытия которого так долго ожидали на Востоке, начал функционировать в полную силу.

Уже на ранней стадии подготовки вторжения командованию союзников было ясно, что без завоевания абсолютного превосходства в воздухе любые действия морских и сухопутных сил обречены на неудачу. В соответствии с предварительным планом, действия военно-воздушных сил должны были проходить в четыре этапа. Первый этап — бомбардировка стратегических целей на территории Германии. Второй — удар по железнодорожным узлам, береговым батареям, а также по аэродромам и портам в радиусе около 150 миль от зоны вторжения. На третьем этапе авиация должна была прикрывать войска во время переправы через Ла-Манш. Четвёртый этап предусматривал непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, препятствование переброске подкреплений для немецкой армии, проведение воздушно-десантных операций и обеспечение воздушного снабжения войск необходимыми грузами.

Отметим, что наладить взаимодействие между авиацией и другими родами войск было довольно трудно. Английские ВВС после того, как вышли в 1918 году из подчинения армии и флота, всеми силами старались сохранить независимость.

Американские ВВС также стремились к максимальной независимости. При этом и англичане, и американцы были уверены, что бомбардировщики смогут сокрушить противника при минимальном участии солдат и моряков.

Некоторая доля истины в этом убеждении была. С осени 1943 года английские и американские стратегические бомбардировщики наносили по Германии удары, направленные на уничтожение промышленных центров и снижение воли немцев к сопротивлению. Использование «летающих крепостей» и «Либерейторов» в сопровождении истребителей привело к тому, что немцы, отбивая воздушные атаки, теряли в боях с истребителями сопровождения не только машины, но и пилотов (что было куда серьёзней, так как хорошего лётчика быстро воспитать было невозможно). В результате средний уровень мастерства пилотов люфтваффе очень сильно упал к моменту начала операции «Оверлорд».

Крупным успехом союзной авиации было то, что из-за постоянных бомбёжек с мая по август 1944 года в Германии резко упал уровень производства синтетического топлива и авиационного спирта. По мнению некоторых исследователей, если бы «летающие крепости» генерала Карла Спаатса продолжали действовать в том же духе, то Германию можно было бы разбить уже к концу 1944 года. Насколько это убеждение верно, можно только предполагать, потому что с самого начала года генералы, прорабатывавшие планы высадки, старались подчинить стратегическую авиацию своим интересам. И после долгих споров главнокомандующий союзными силами Дуайт Эйзенхауэр добился своего: бомбардировочная авиация была передана в подчинение объединённого англо-американского комитета начальников штабов.

Для участия в операции были выделены Английское бомбардировочное командование А. Харриса, 8-я американская армия стратегической авиации К. Спаатса и Союзные экспедиционные воздушные силы в составе 9-й американской воздушной армии и английских Вторых тактических ВВС. Командовал этим соединением главный маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори. Последнего существующее разделение сил не устраивало. Он заявил, что без участия бомбардировочных сил не сможет обеспечить выполнения задач по прикрытию флота во время пересечения Ла-Манша, а также надлежащую поддержку наземным силам. Ли-Мэллори хотел, чтобы всеми действиями авиации руководил один штаб. Такой штаб был развёрнут в городке Хиллингдон. Начальником штаба стал маршал авиации Конингхэм.

Был разработан двухэтапный план применения бомбардировщиков. В соответствии с этой идеей, вначале стратегическая авиация должна была нанести максимальный урон железным дорогам Франции и Бельгии для снижения их пропускной способности. Затем, уже непосредственно перед высадкой, нужно было сосредоточиться на бомбёжках всех путей сообщения, мостов и транспортного подвижного состава в зоне высадки и на прилегающих территориях, тем самым блокировав перемещения германских войск. Ли-Мэллори наметил 75 целей, которые следовало уничтожить в первую очередь.

Командование решило проверить план на практике. Для начала в ночь на 7 марта около 250 британских бомбардировщиков «отработали» по станции Трапп около Парижа, на месяц выведя её из строя. Затем в течение месяца было нанесено ещё восемь подобных ударов. Анализ результатов показал, что Ли-Мэллори в принципе прав. Но был неприятный момент: подобные бомбардировки неизбежно влекли за собой жертвы среди гражданских лиц. Будь это немцы - союзники бы не слишком переживали. Но бомбить предстояло Францию и Бельгию. И гибель мирных жителей едва ли способствовала бы доброжелательному отношению к освободителям. После долгих споров было решено: удары наносить только там, где риск потерь среди гражданского населения будет минимальным. 15 апреля окончательный список целей был утверждён и доведён до сведения командующих стратегической авиацией.

К началу высадки союзников бомбёжкам было подвергнуто около 80 объектов, на которые суммарно обрушилось более 66 тысяч тонн бомб. В результате перемещение немецких войск и грузов по железным дорогам оказалось сильно затруднено, а когда операция «Оверлорд» началась, немцы не смогли организовать быструю переброску сил для решительного контрудара.

Чем ближе была дата нападения, тем активнее становились авианалеты союзников. Теперь бомбардировщики громили не только железнодорожные узлы и промышленные объекты, но также радиолокационные станции, эшелоны, военные и транспортные аэродромы. Сильным атакам подвергались береговые артиллерийские батареи, причём не только те, которые находились в зоне высадки десанта, но и другие, расположенные на побережье Франции.

Параллельно с бомбёжками союзники занимались обеспечением воздушного прикрытия районов сосредоточения войск. Было организовано непрерывное патрулирование истребителями над Ла-Маншем и в окрестностях. Приказ командования гласил: появление немецких самолетов над Южной Англией необходимо исключить полностью. Впрочем, люфтваффе уже не были способны к серьёзному воздушному наступлению, так что немногочисленные разведывательные вылеты не смогли вскрыть союзнических планов.

Немцы, конечно же, понимали, что высадка англо-американских войск на континенте неизбежна. Но жизненно важного знания о том, где именно это случится, они не получили. Между тем сил на обеспечение надежной обороны всего побережья у германской армии не было. А так называемый «Атлантический вал», о неприступных укреплениях которого в Германии не слышали разве что глухие, был в большей степени пропагандистской выдумкой, чем реальным оборонительным сооружением. Когда фельдмаршала Роммеля назначили командующим группой армий «В», он совершил инспекционную поездку по «Валу» и был неприятно поражён увиденным. Многие укрепления существовали только на бумаге, строительные работы велись с непозволительным пренебрежением, а имеющихся
в наличии войск не всегда хватало даже на то, чтобы заполнить уже построенные фортификации. И самое страшное, что понял тогда Роммель, это то, что никаких усилий не хватит, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

На момент начала операции «Оверлорд» перед ВВС стояли две главные задачи: прикрыть флот вторжения и высадку войск, а также доставить к месту назначения планёрные и парашютные части воздушных десантников. Причём планёры были даже в какой-то мере важней, потому что на них перевозились противотанковые орудия, автомобили, тяжёлое вооружение и прочие массивные грузы.

Высадка воздушного десанта началась в ночь с 5 на 6 июня. В ней принимали участие 1662 самолета и 500 планёров со стороны американских ВВС и 733 самолета и 335 планёров британской военной авиации. За ночь на территорию Нормандии было сброшено 4,7 тысяч солдат, 17 орудий, 44 автомашины «Виллис» и 55 мотоциклов. Ещё 22 планёра с людьми и грузом разбились при посадке.

Параллельно с высадкой воздушного десанта проводились отвлекающие операции в районе Гавра и Булони. Возле Гавра 18 британских кораблей проводили демонстративное маневрирование, а бомбардировщики сбрасывали металлические ленты и зеркальные рефлекторы, чтобы на экранах германских радаров отображалось много помех и казалось, что к континенту движется большой флот.

В это же время на северо-западе Франции разыгрывался другой спектакль: с самолётов сбрасывали чучела парашютистов и пиротехнику для имитации стрельбы.

Пока флот приближался к берегам Нормандии, союзная авиация бомбила места расположения немецких войск, штабы, береговые батареи. На главные батареи самолёты англо-американских ВВС обрушили более 5000 тонн бомб, на оборонительные сооружения в бухте Сены - почти 1800 тонн.

Мнения относительно результативности этого налёта довольно противоречивы. Во всяком случае, точно известно, что многие батареи и после интенсивной бомбёжки вели огонь по морскому десанту союзников. Да и сама бомбардировка не всегда была точной. В местечке Мервилль своими же бомбами накрыло 9-й парашютный батальон. Подразделение понесло тяжёлые потери.

Около 10 утра, когда высадка с моря шла уже полным ходом, в воздухе находилось примерно 170 истребительных эскадрилий. По воспоминаниям очевидцев и участников в воздухе творился настоящий хаос: из-за низкой облачности самолёты «Мустанг» и «Тайфун» были вынуждены летать на малой высоте. Из-за этого немецкой зенитной артиллерии удалось сбить 17 и повредить большое количество крылатых машин.

Немногочисленные германские ВВС были захвачены врасплох. Вообще, немцы не имели ни малейшего шанса наладить сопротивление крылатой армаде союзников, так как из четырёх сотен боевых самолетов, имевшихся в наличии 3-го воздушного флота, менее двухсот могли подняться в воздух. Фактически взлетело только несколько самолётов, не оказавших на ситуацию ни малейшего
влияния.

Небольшие группы истребителей «Фокке-Вульф» и «Ме-110» пытались действовать против флота вторжения. В период с 6 по 10 июня им удалось потопить американский эсминец и одно десантное судно. В масштабах высадки это были совершенно мизерные потери.

Утром 7 июня 175 немецких бомбардировщиков пытались атаковать высадившиеся войска. «Спитфайры» британских ВВС отразили это нападение, и единственное, что удалось немцам, - это выбросить небольшое количество мин в бухту Сены. На них подорвалось несколько десантных кораблей.

К 10 июня союзникам удалось закончить строительство первого аэродрома на территории Нормандии. С него начали действовать три эскадрильи из состава 144-го авиакрыла канадских ВВС. Другими подразделениями этот и прочие аэродромы, которые стремительно возводились на континенте, поначалу использовались как точки дозаправки и пополнения боекомплекта, а по мере того, как линия фронта сдвигалась от побережья, самолёты союзников стали пользоваться ими и как постоянными.

Потери немецкой авиации в период с 6 июня по 5 сентября составили более 3500 самолётов, британцы лишились 516 машин. Одним из результатов этого разгрома стало то, что уменьшилось количество лётчиков-асов в союзных ВВС, так как вероятность встречи с противником в воздухе резко упала.

Значение ВВС на подготовительной стадии вторжения в Нормандию и непосредственно во время операции «Оверлорд» трудно переоценить. Стратегическая авиация союзников нанесла сильнейший ущерб транспортным коммуникациям на оккупированных территориях Франции и Бельгии. Истребители и лёгкие бомбардировщики захватили безоговорочное господство в воздухе над зоной высадки, благодаря чему немецкая авиация, и так не слишком сильная, оказалась нейтрализованной практически на сто процентов. Зенитная артиллерия немцев физически не могла справиться с теми армадами самолётов, которые подняли в воздух союзники. Даже несмотря на допущенные ошибки и довольно сомнительную эффективность действий авиации в ряде моментов, это была чистая победа.

Второй фронт - фронт вооруженной борьбы США,Великобритании и Канады против фашистской Германии в 1944-45 гг. в Западной Европе. Был открыт 6 июня 1944 г. высадкой англо-американских экспедиционных сил в Нормандии (северо-запад Франции).

Эта высадка получила название «Операция «Оверлорд» и стала самой крупной десантной операцией в истории войн. К участию в ней была привлечена 21-я группа армий (1-я американская, 2-я английская и 1-я канадская армии) в составе 66 общевойсковых дивизий, из них 39 дивизий вторжения, три воздушно-десантных дивизии. Всего 2 млн. 876 тыс. человек, около 10,9 тыс. боевых и 2,3 тыс. транспортных самолетов, около 7 тыс. кораблей и судов. Общее командование этими силами осуществлялось американским генералом Дуайтом Эйзенхауэром.

Экспедиционным союзным силам противостояла немецкая группа армий «Б» в составе 7-й и 15-й армий под командованием генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля (всего 38 дивизий, из которых только 3 дивизии находились на участке вторжения, около 500 самолетов). Кроме того, южное побережье Франции и Бискайского залива прикрывала группа армий «Г» (1-я и 19-я армии - всего 17 дивизий). Войска опирались на систему береговых укреплений, получивших наименование «Атлантический вал».

Общий фронт высадки делился на две зоны: западную, где должны были высаживаться американские войска, и восточную - для английских войск. Западная зона включала два, а восточная - три участка, на каждом из которых предполагалось высадить одну усиленную пехотную дивизию. Во втором эшелоне оставались одна канадская и три американские армии.

  • Нидерланды
  • Греция
  • Германия

    Командующие
    • Дуайт Эйзенхауэр (верховный главнокомандующий)
    • Бернард Монтгомери (сухопутные войска - 21-я группа армий)
    • Бертрам Рамсей (флот)
    • Траффорд Ли-Мэллори (авиация)
    • Шарль де Голль
    • Герд фон Рундштедт (Западный фронт - до 17 июля 1944)
    • Гюнтер фон Клюге † (Западный фронт - после 17 июля 1944)
    • Эрвин Роммель (группа армий «B» - до 17 июля 1944)
    • Фридрих Долльман † (7-я армия)
    Силы сторон Медиафайлы на Викискладе

    Нормандская операция, или операция «Оверлорд» (от англ. overlord «повелитель, владыка») - стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии (Франция), начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 25 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену , освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.

    Операция открыла Западный (или т. н. «второй ») фронт в Европе во Второй мировой войне . До сих пор является крупнейшей десантной операцией в истории - в ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.

    Нормандская операция осуществлялась в два этапа:

    • Операция «Нептун» - кодовое имя начальной фазы операции «Оверлорд» - началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля;
    • Операция «Кобра» - прорыв и наступление по территории Франции была осуществлена союзниками сразу после конца первой операции («Нептун»).

    Совместно с этим с 15 августа до начала осени американские и французские войска успешно провели Южно-французскую операцию , в качестве дополнения к Нормандской операции. Далее, осуществив эти операции, войска союзников, наступавшие с севера и юга Франции, соединились и продолжили наступление к германской границе, освободив практически всю территорию Франции.

    При планировании десантной операции командование союзников использовало опыт, полученный на Средиземноморском театре военных действий в ходе высадки в Северной Африке в ноябре 1942 года, высадки на Сицилии в июле 1943 года и высадки в Италии в сентябре 1943 года - которые до высадки в Нормандии были крупнейшими десантными операциями, также союзники учитывали опыт некоторых операций, проводимых ВМС США на Тихоокеанском театре военных действий .

    Операция была крайне засекречена. Весной 1944 года в целях безопасности было даже временно прекращено транспортное сообщение с Ирландией. Все военнослужащие, получившие приказ относительно будущей операции, переводились в лагеря на базах погрузки, где они изолировались, и им было запрещено покидать базу. Операции предшествовала крупная операция по дезинформации противника о времени и месте вторжения войск союзников в 1944 году в Нормандии (операция Fortitude), в её успехе большую роль сыграл Хуан Пужоль .

    Основными силами союзников, принявшими участие в операции, были армии США , Великобритании , Канады и французского движения Сопротивления . В мае и начале июня 1944 года войска союзников были сконцентрированы преимущественно в южных районах Англии возле портовых городов. Перед самой высадкой союзники перевели свои войска на военные базы, расположенные на южном побережье Англии, самой важной из которых был Портсмут . С 3 по 5 июня происходила погрузка на транспортные суда войск первого эшелона вторжения. В ночь с 5 на 6 июня десантные корабли были сосредоточены в проливе Ла-Манш перед высадкой морского десанта. Точками высадки были преимущественно пляжи Нормандии , получившие кодовые названия «Омаха », «Сорд », «Джуно », «Голд » и «Юта ».

    Вторжение в Нормандию началось с массированного ночного парашютного десанта и высадки на планерах, воздушными атаками и обстрелом немецких береговых позиций флотом, а рано утром 6 июня началась высадка десанта с моря. Высадка производилась несколько суток, как днём, так и в ночное время.

    Битва за Нормандию продолжалась более двух месяцев и заключалась в основании, удержании и расширении береговых плацдармов силами союзников. Она закончилась освобождением Парижа и падением Фалезского котла в конце августа 1944 года.

    Силы сторон

    Побережье Северной Франции, Бельгии и Голландии обороняла немецкая группа армий «B» (командующий генерал-фельдмаршал Роммель) в составе 7-й и 15-й армий и 88-го отдельного корпуса (всего 39 дивизий). Её основные силы были сосредоточены на побережье пролива Па-де-Кале , где немецкое командование ожидало высадки противника. На побережье Сенской бухты на 100-км фронте от основания полуострова Котантен до устья р. Орн оборонялось всего 3 дивизии. Всего в Нормандии у немцев находилось около 24 000 человек (к концу июля немцы перебросили в Нормандию подкрепления, и их численность выросла до 24 000 человек), плюс ещё около 10 000 на остальной территории Франции.

    Экспедиционные силы союзников (верховный главнокомандующий генерал Д. Эйзенхауэр) состояли из 21-й группы армий (1-я американская, 2-я британская, 1-я канадская армии) и 3-й американской армии - всего 39 дивизий и 12 бригад. ВМС и ВВС США и Великобритании имели абсолютное превосходство над противником (10 859 боевых самолётов против 160 у немцев [ ] и свыше 6000 боевых, транспортных и десантно-высадочных судов). Общая численность экспедиционных сил составляла свыше 2 876 000 чел. Позже это число увеличилось до 3 000 000 и продолжало увеличиваться, так как в Европу регулярно прибывали новые дивизии из США. Численность сил десанта в первом эшелоне составляла 156 000 человек и 10 000 единиц техники .

    Союзники

    Верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников - Дуайт Эйзенхауэр .

    • 21-я группа армий (Бернард Монтгомери)
      • 1-я канадская армия (Харри Крирар)
      • 2-я британская армия (Майлс Демпси)
      • 1-я американская армия (Омар Брэдли)
      • 3-я американская армия (Джордж Паттон)
    • 1-я группа армий (Джордж Паттон) - сформирована для дезинформации противника.

    В Англию прибывали и другие американские части, которые позже сформировали в 3-ю, 9-ю и 15-ю армии.

    Также в Нормандии принимали участие в боях польские части. На кладбище в Нормандии, где покоятся останки погибших в тех сражениях, захоронено примерно 600 поляков .

    Германия

    Верховный главнокомандующий немецкими войсками на Западном фронте - генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт .

    • Группа армий «B» - (командующий генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель) - на севере Франции
      • 7-я армия (генерал-полковник Фридрих Долльман) - между Сеной и Луарой ; штаб в Ле-Мане
        • 84-й армейский корпус (командующий генерал от артиллерии Эрих Маркс) - от устья Сены до монастыря Мон-Сен-Мишель
          • 716-я пехотная дивизия - между Каном и Байё
          • 352-я моторизованная дивизия - между Байё и Карантаном
          • 709-я пехотная дивизия - полуостров Котантен
          • 243-я пехотная дивизия - северная часть Котантена
          • 319-я пехотная дивизия - острова Гернси и Джерси
          • 100-й танковый батальон (вооруженный устаревшими французскими танками) - около Карантана
          • 206-й танковый батальон - к западу от Шербура
          • 30-я подвижная бригада - Кутанс , полуостров Котантен
      • 15-я армия (генерал-полковник Ганс фон Зальмут , впоследствии генерал-полковник Густав фон Цанген)
        • 67-й армейский корпус
          • 344-я пехотная дивизия
          • 348-я пехотная дивизия
        • 81-й армейский корпус
          • 245-я пехотная дивизия
          • 711-я пехотная дивизия
          • 17-я авиаполевая дивизия
        • 82-й армейский корпус
          • 18-я авиаполевая дивизия
          • 47-я пехотная дивизия
          • 49-я пехотная дивизия
        • 89-й армейский корпус
          • 48-я пехотная дивизия
          • 712-я пехотная дивизия
          • 165-я резервная дивизия
      • 88-й армейский корпус
        • 347-я пехотная дивизия
        • 719-я пехотная дивизия
        • 16-я авиаполевая дивизия
    • Группа армий «G» (генерал-полковник Йоханнес фон Бласковиц) - на юге Франции
      • 1-я армия (генерал от инфантерии Курт фон Шевалери)
        • 11-я пехотная дивизия
        • 158-я пехотная дивизия
        • 26-я моторизованная дивизия
      • 19-я армия (генерал от инфантерии Георг фон Зодерштерн )
        • 148-я пехотная дивизия
        • 242-я пехотная дивизия
        • 338-я пехотная дивизия
        • 271-я моторизованная дивизия
        • 272-я моторизованная дивизия
        • 277-я моторизованная дивизия

    В январе 1944 года была сформирована подчинявшаяся непосредственно фон Рундштедту танковая группа «Запад» (с 24 января до 5 июля 1944 года ею командовал Лео Гейр фон Швеппенбург , с 5 июля по 5 августа - Генрих Эбербах), преобразованная с 5 августа в 5-ю танковую армию (Генрих Эбербах , с 23 августа - Йозеф Дитрих). Количество современных немецких танков и штурмовых орудий на Западе к началу высадки Союзников достигло максимального уровня.

    Наличие немецких танков, штурмовых орудий и истребителей танков на западе (в шт.)
    Дата Типы танков Всего Штурмовые орудия и

    истребители танков

    III IV V VI
    31.12.1943г. 145 316 157 38 656 223
    31.01.1944г. 98 410 180 64 752 171
    29.02.1944г. 99 587 290 63 1039 194
    31.03.1944г. 99 527 323 45 994 211
    30.04.1944г. 114 674 514 101 1403 219
    10.06.1944 г. 39 748 663 102 1552 310

    План союзников

    При разработке плана вторжения союзники во многом опирались на уверенности в том, что противнику неизвестны две важнейшие детали - место и время проведения операции «Оверлорд». Для обеспечения секретности и внезапности высадки была разработана и успешно проведена серия крупнейших дезинформационных операций - операция Bodyguard , операция Fortitude и другие. Бо́льшую часть плана высадки союзных войск продумал британский фельдмаршал Бернард Монтгомери .

    Разрабатывая план вторжения в Западную Европу, командование союзников изучало все её атлантическое побережье. Выбор места высадки определялся по различным причинам: мощность береговых укреплений противника, расстояние от портов Великобритании, и радиус действий истребителей союзников (так как флоту союзников и десанту требовалась поддержка авиации).

    Для высадки десанта наиболее подходили районы Па-де-Кале , Нормандии и Бретани , так как остальные районы - побережье Голландии, Бельгии и Бискайского залива - были слишком удалены от Великобритании и не удовлетворяли требованию снабжения морским путём. В Па-де-Кале укрепления «Атлантического Вала» были самыми мощными, так как немецкое командование считало, что это наиболее вероятное место высадки союзников, поскольку оно ближе всего к Великобритании . Командование союзников отказалось от высадки в Па-де-Кале. Бретань была менее укреплённой, хотя находилась сравнительно далеко от Англии.

    Оптимальным вариантом, по-видимому, было побережье Нормандии - там укрепления были мощнее, чем в Бретани, но не столь глубоко эшелонированные, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем до Па-де-Кале , но меньше, чем до Бретани. Немаловажным фактором было и то, что Нормандия находилась в радиусе действия истребителей союзников, а расстояние от английских портов соответствовало требованиям, необходимым для снабжения войск морским транспортом. В связи с тем что в операции планировалось задействовать искусственные гавани «Малберри », на начальном этапе союзникам не требовался захват портов, вопреки мнению германского командования. Таким образом, выбор был сделан в пользу Нормандии.

    Время начала операции определялось соотношением между приливом и восходом солнца. Высадка должна произойти в день при минимальном уровне прилива вскоре после восхода солнца. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений в полосе прилива. Такие дни были в начале мая и в начале июня 1944 года. Вначале союзники планировали начать операцию в мае 1944 года, но из-за разработки плана высадки ещё одного десанта на полуострове Котантен (сектор «Юта») дату высадки перенесли с мая на июнь. В июне было только 3 таких дня - 5, 6 и 7 июня. Датой начала операции выбрали 5 июня. Однако из-за резкого ухудшения погоды Эйзенхауэр назначил высадку на 6 июня - именно этот день и вошёл в историю как «День Д».

    После высадки десанта и укрепления его позиций войска должны были произвести прорыв на восточном фланге (в области Кана). В указанной зоне должны были сосредоточиться вражеские силы, которым предстояла бы длительная битва и удерживание со стороны канадских и британских армий . Таким образом, связав вражеские армии на востоке, Монтгомери предполагал прорыв по западному флангу американских армий под командованием генерала Омара Брэдли , которые опирались бы на Кан. Атака должна была пройти на юг до Луары , что помогло бы повернуть по широкой дуге к Сене возле Парижа за 90 дней.

    Монтгомери сообщил свой план полевым генералам в марте 1944 года в Лондоне . Летом 1944 года военные действия проводились и проходили согласно этим указаниям, но благодаря прорыву и быстрому продвижению американских войск в ходе операции «Кобра» форсирование Сены началось уже к 75-му дню операции.

    Высадка и создание плацдарма

    Пляж Сорд. Саймон Фрейзер, лорд Ловат, командир 1-й британской бригады коммандос, высаживается на берег со своими солдатами.

    Американские солдаты, высадившиеся на пляже Омаха, продвигаются вглубь континента

    Аэрофотосъёмка местности на полуострове Котантен в западной части Нормандии. На фотографии изображены «живые изгороди» - бокаж

    12 мая 1944 года союзная авиация провела массированные бомбардировки , в результате которых было уничтожено 90 % заводов, производящих синтетическое горючее . Немецкие механизированные части испытывали острый дефицит топлива, потеряв возможность широкого манёвра.

    В ночь на 6 июня союзники под прикрытием массированных ударов авиации высадили парашютный десант : северо-восточнее Кана 6-ю британскую воздушно-десантную дивизию, а севернее Карантана - две американские (82-ю и 101-ю) дивизии.

    Британские десантники были первыми из войск союзников, кто ступил на землю Франции в ходе Нормандской операции - после полуночи 6 июня они высадились к северо-востоку от города Кана , захватив мост через реку Орн , чтобы противник не мог перебрасывать по нему подкрепления к побережью.

    Американские десантники из 82-й и 101-й дивизий высадились на полуострове Котантен в западной части Нормандии и освободили город Сент-Мер-Эглиз , первый город во Франции, освобождённый союзниками.

    К исходу 12 июня был создан плацдарм протяжённостью 80 км по фронту и 10-17 км в глубину; на нём находилось 16 дивизий союзников (12 пехотных, 2 воздушно-десантные и 2 танковые). Немецкое командование к этому времени ввело в бой до 12 дивизий (в том числе 3 танковые), ещё 3 дивизии были на подходе. Немецкие войска вводились в бой по частям и несли большие потери (к тому же, надо учитывать, что немецкие дивизии по численности были меньше союзных). К концу июня союзники расширили плацдарм до 100 км по фронту и 20-40 км в глубину. На нём было сосредоточено свыше 25 дивизий (в том числе 4 танковые), которым противостояли 23 немецкие дивизии (в том числе 9 танковых). 13 июня 1944 года немцы безуспешно контратаковали в районе города Карантана, союзники отразили атаку, форсировали реку Мердер и продолжили наступление на полуостров Котантен.

    18 июня войска 7-го корпуса 1-й американской армии, наступая к западному побережью полуострова Котантен, отрезали и изолировали немецкие части на полуострове. 29 июня союзники овладели глубоководным портом Шербур , и тем самым улучшили своё снабжение. До этого союзники не контролировали ни одного крупного порта, и в бухте Сены действовали «искусственные гавани» («Mulberry»), через которые происходило всё снабжение войск. Они были очень уязвимы из-за неустойчивой погоды, и командование союзников понимало, что им нужен глубоководный порт. Взятие Шербура ускорило прибытие подкреплений. Пропускная способность этого порта составляла 15 000 тонн в сутки.

    Снабжение войск союзников:

    • К 11 июня на плацдарм прибыли 326 547 человек, 54 186 единиц техники и 104 428 тонн материалов снабжения.
    • К 30 июня более 850 000 человек, 148 000 единиц техники, и 570 000 тонн материалов снабжения.
    • К 4 июля численность высаженных на плацдарм войск превысила 1 000 000 чел.
    • К 25 июля численность войск превысила 1 452 000 чел.

    16 июля Эрвин Роммель был тяжело ранен, когда ехал в своём штабном автомобиле и попал под огонь британского истребителя. Водитель машины погиб, а Роммель получил тяжёлые ранения, и его заменил на посту командующего группой армий «B» фельдмаршал Гюнтер фон Клюге , которому пришлось также заменить смещённого главнокомандующего немецкими войсками на западе Рундштедта . Фельдмаршал Герд фон Рундштедт был смещён из-за того, что требовал от германского генерального штаба заключить перемирие с союзниками.

    К 21 июля войска 1-й американской армии продвинулись в южном направлении на 10-15 км и заняли город Сен-Ло , английские и канадские войска после ожесточённых боёв овладели городом Каном . Командование союзников в это время разрабатывало план по прорыву с плацдарма, так как плацдарм, захваченный в ходе Нормандской операции к 25 июля (до 110 км по фронту и глубиной 30-50 км ), был в 2 раза меньше того, который предусматривалось занять по плану операции. Однако в условиях абсолютного господства в воздухе союзной авиации оказалось возможным сосредоточить на захваченном плацдарме достаточно сил и средств для проведения в последующем крупной наступательной операции в Северо-Западной Франции. К 25 июля численность войск союзников уже составляла более 1 452 000 человек и продолжала непрерывно увеличиваться.

    Продвижению войск сильно мешали «бокажи » - живые изгороди , посаженные местными крестьянами, которые за сотни лет превратились в непреодолимые препятствия даже для танков, и союзникам приходилось придумывать ухищрения для преодоления этих препятствий. Для этих целей союзники использовали танки M4 «Шерман» , к днищу которых прикреплялись острые металлические пластины, срезавшие «бокажи». Немецкое командование рассчитывало на качественное превосходство своих тяжёлых танков «Тигр » и «Пантера » перед основным танком союзных войск M4 «Шерман». Но танки здесь уже мало что решали - всё зависело от ВВС: танковые войска вермахта становились лёгкой мишенью для господствующей в воздухе авиации союзников. Подавляющая часть немецких танков была уничтожена штурмовиками союзников P-51 Mustang и P-47 Thunderbolt . Превосходство союзников в воздухе решило исход битвы за Нормандию.

    В Англии размещалась 1-я группа армий союзников (командующий Дж. Паттон) - в районе города Дувра напротив Па-де-Кале , чтобы у немецкого командования создалось впечатление, что союзники собираются нанести главный удар именно там. По этой причине в Па-де-Кале находилась 15-я немецкая армия, которая ничем не смогла помочь 7-й армии, нёсшей большие потери в Нормандии. Даже через 5 недель после «Дня Д» дезинформированные немецкие генералы считали, что высадка в Нормандии является «диверсией», и всё ждали Паттона в Па-де-Кале с его «группой армий». Здесь немцы допустили непоправимую ошибку. Когда они поняли, что союзники их обманули, то было уже поздно - американцы начали наступление и прорыв с плацдарма.

    Прорыв союзников

    План прорыва в Нормандии - операция «Кобра» - был разработан генералом Брэдли в начале июля и 12 июля представлен вышестоящему командованию. Целью союзников был прорыв с плацдарма и выход на открытую местность, где они могут использовать своё преимущество в мобильности (на плацдарме в Нормандии их продвижение затрудняли «живые изгороди» - бокаж , фр. bocage ).

    Плацдармом для сосредоточения американских войск перед прорывом стали окрестности города Сен-Ло, который был освобождён 23 июля. 25 июля более 1000 американских орудий дивизионной и корпусной артиллерии обрушили на противника более 140 тысяч снарядов. Кроме массированных артиллерийских обстрелов, для прорыва американцы также использовали поддержку ВВС. Немецкие позиции 25 июля подверглись «ковровой» бомбардировке самолётами «B-17 Flying Fortress » и «B-24 Liberator ». Передовые позиции немецких войск возле Сен-Ло оказались практически полностью уничтожены бомбардировкой. Образовалась брешь во фронте, и через неё 25 июля американские войска, используя своё превосходство в авиации, совершили прорыв в районе города Авранша (операция «Кобра») на фронте шириной в 7000 ярдов (6400 м). В наступлении на таком узком участке фронта американцы задействовали более 2000 единиц бронетехники и быстро прорвались через образовавшуюся в немецком фронте «стратегическую дыру», наступая из Нормандии на полуостров Бретань и в регион Страна Луары . Здесь наступающим американским войскам уже так не мешали бокажи, как это было севернее, в прибрежных районах Нормандии, и они использовали своё превосходство в мобильности на этой открытой местности.

    1 августа была сформирована 12-я группа армий союзников под командованием генерала Омара Брэдли , в её состав вошли 1-я и 3-я американские армии. 3-я американская армия генерала Паттона совершила прорыв и за две недели освободила полуостров Бретань , окружила немецкие гарнизоны в портах Брест, Лориан и Сен-Назер. 3-я армия вышла к реке Луаре , достигнув города Анже, захватила мост через Луару, а затем направилась на восток, где достигла города Аргентана. Здесь немцы не могли остановить продвижение 3-й армии, поэтому они решили организовать контратаку, что также стало для них грубейшей ошибкой.

    Завершение Нормандской операции

    Разгром немецкой бронеколонны во время операции «Люттих»

    В ответ на прорыв американцев немцы попытались отрезать 3-ю армию от остальных частей союзников и перекрыть их линии снабжения, захватив Авранш. 7 августа они предприняли контрудар, известный как операция «Люттих» (нем. Lüttich ), который закончился сокрушительным провалом.