Неопределенная форма глагола перешла. Неопределенная форма глагола: правила и примеры. Переходные и непереходные инфинитивы

Неопределённой или начальной формой глагола (а строго языком науки - она называется инфинитивом) лингвисты именуют его форму, обозначающую собственно строго действие безотносительно к таким грамматическим категориям, как лицо и число, и отвечающее на вопрос «что делать?». Само слово «делать» является одним из примеров инфинитива, или неопределённой формы глагола.

Вконтакте

Это и даёт ответ на вопрос, в чём заключается особенность неопределённой формы глагола.

В российской школе тема инфинитива обычно затрагивается в средних классах.

Формальные признаки инфинитива

В русском языке признаками инфинитива служат суффиксы «ть» или «ти»: идти, бежать, стоять, ползти, находить, определять и др. После гласных используется «ть», после согласных - «ти»: бежать, но идти.

Имеет значение и то, что инфинитив всегда отвечает на один вопрос - что делать?

Особо выделяется группа глаголов, которая заканчивается на «чь»: лечь, печь, беречь, жечь и т. п. Изначально в древнерусском языке они также имели на конце суффикс «ти» после «г»: легти, пекти, берегти, жегти. Такая архаичная форма сохранилась до наших дней в наиболее близких русскому других славянских языках - украинском и белорусском. В русском же «гти» постепенно трансформировалось в «чь».

В английском показателем неопределённой формы служит употребляемая перед глаголом частица to: to go, to love, to run и т. п. Свои формальные признаки у инфинитива есть в каждом языке, но рассмотреть их все в рамках одной публикации не представляется возможным, да и не имеет смысла. Об этом знают все, кто изучал английский, и неважно, в первом классе или в более старших началось его преподавание.

В русском языке глаголу в неопределённой форме свойственны такие его постоянные признаки, как переходность, возвратность, тип спряжения. Всё это тоже изучается в средних классах, что можно легко вспомнить.

По неопределённой форме обычно и определяется спряжение тех глаголов, окончание которых в остальных формах безударно. Все мы не раз слышали об этом в школьном классе на уроках русского.

Особенности синтаксической роли инфинитива

Если различные варианты спрягаемых форм глагола в предложении больше всего тяготеют к роли сказуемого, а остальные случаи их употребления скорее исключение из правил, то инфинитив может быть использован в роли любого члена предложения: подлежащего, дополнения, определения.

В предложении обычно употребляется вместе со сказуемым, в роли которого использовано существительное, наречие, неопределённая форма другого глагола или полное прилагательное в творительном падеже с глаголом-связкой.

Смотреть на мир позитивно — важное умение.

Верить обманщику глупо (вариант: нет смысла).

Сэкономить - это значит заработать.

Заходить в этот район по вечерам стало небезопасным.

Не ошибаться - значит ничего не делать.

Сказуемое

Есть два случая употребления неопределённой формы глагола в роли сказуемого:

  1. В качестве части составного сказуемого двусоставного предложения.
  2. В односоставном безличном предложении.

Примеры двусоставных предложений:

  • Я должен сделать это.
  • Я очень хочу вам помочь .
  • Рабочий закончил обтачивать деталь.
  • Он мечтает поехать за границу.
  • Он продолжал интенсивно работать над проектом.
  • Новый работник вскоре адаптировался в коллективе и перестал задавать лишние вопросы.

Примеры безличных односоставных предложений:

  • Ну как не любить этот город!
  • Невозможно пройти !
  • Как бы нам встретиться .

Определение

Как несогласованное определение глагол в неопределённой используется, когда поясняет существительное.

Часто нам свойственно стремление (к чему?) объять необъятное.

Обычно в таких случаях неопределённая форма глагола сочетается с абстрактными существительными, выражающими желание, стремление, намерение, привычку, склонность, способность, готовность и т. п.

Обстоятельство

Обычно в этой роли неопределённая форма выступает при глаголе движения или иного действия и поясняет, зачем это действие предпринималось. Между сказуемым и таким обстоятельством цели можно поставить «чтобы».

Например:

  • Я пошёл попить воды.
  • Майор вышел проверить посты.
  • Они приехали в Сочи отдохнуть у моря.

Дополнение

В роли дополнения инфинитив выступает, когда относится к субъекту, на который направлено действие, выражаемое сказуемым. Так, в предложении «Я хочу вам помочь» он является частью составного глагольного сказуемого. А вот, если мы скажем «Я попросил коллегу мне помочь», «помочь» уже выступает в роли дополнения. Этот нюанс нужно учитывать, чтобы определять роль инфинитива в подобных предложениях.

Вот ещё несколько примеров, в которых неопределённая форма выступает в роли дополнения:

  • Мы попросили знакомого встретить нас на вокзале.
  • Начальство уговорило его взять отпуск позже.
  • Шеф попросил меня зайти к нему, как только я появлюсь на работе.

Стилистические нюансы употребления неопределённой формы глагола

Глаголы в неопределённой форме часто используются в служебных инструкциях, распоряжениях, письменных и устных приказов. Особенно часто насыщены ими речи, обращённые офицерами к солдатам.

Через инфинитив передаётся указание на жёсткость того или иного распоряжения или требования, неукоснительность его соблюдения. Например: «Обеспечить результат не позднее 20 июля». Звучит ещё строже, чем форма повелительного наклонения - «обеспечьте». Хотя и сам по себе императив, особенно если не сопровождается словом «пожалуйста», несёт в себе немалую сходную нагрузку.

Неудивительно, почему так популярно их употребление именно в армии, где огромное значение придаётся дисциплине, исполнительности и субординации , да и в гражданских структурах с жёсткой управленческой вертикалью, например, органах власти.

Да и различные запреты, оформленные в виде сочетания инфинитива и частицы «не», несут ту же функцию: не курить, не сорить и т. д.

После всего этого вряд ли у вас остались сомнения на предмет, что такое неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма глагола (инфинитив) - это начальная форма глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? , например:

(что делать?) играть, гулять, смотреть

(что сделать?) поиграть, погулять, посмотреть

Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы -ть или -ти , например:

стоять , плести

Глаголы, корень которых заканчивается на -чь , не имеют суффиксов -ть и -ти , например:

лечь , стричь

Неопределённая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, она только называет действие. Сравните примеры:

Мы играем в прятки.

Играть - весело.

Глагол играем указывает на настоящее время, множественное число и 2-е лицо. Глагол играть стоит в неопределённой форме. Он только называет действие, но не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.

Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами нужно, можно, нельзя , например:

нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить

Вспомогательные глаголы

Глаголы могу, начинаю, буду, хочу и умею называются вспомогательными . Они употребляются вместе с глаголами в неопределённой форме, например:

могу играть

начинаю говорить

буду вредничать

хочу гулять

умею рисовать

Вспомогательные глаголы могут изменяться по времени, роду и числу, например:

Инструкция

Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?». Например, расти, печь, затопить, развести, лечь.
На конце таких глаголов всегда мягкий знак.

Трудно отличить инфинитив от личной формы, если слово записано в транскрипции. Запись финалей данных форм совпадают: [уч"ица] (учится) - [уч"ица] (учиться). В таком случае обратите внимание на , гласную перед [-ца] или контекст, где можно задать вопрос. Если эта работа невыполнима, то здесь уместны обе формы.

Неопределенная форма глагола входит в составное именное сказуемое. В таком случае в предложении находятся два неоднородных глагола. Чтобы определить, какой из них инфинитив, нужно обозначить грамматическую основу. Сказуемое будет состоять из двух глаголов. Тот, в котором заключается лексическое значение, - инфинитив, в нем надо мягкий знак. Так, в предложении «Ученики смогут позаниматься дополнительно» сказуемое «смогут позаниматься». А неопределенная форма - «позаниматься».

Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения. Определить ее в таких случаях можно, следуя логике рассуждений. Задайте вопрос косвенного падежа от сказуемого к инфинитиву. Если это возможно, то в данном случае он дополнение. Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В таком случае рассуждайте так: действие, обозначенное в глаголе «велел», выполняет тренер, а выполнять его будут другие. Значит это не сказуемое, ведь предложение простое.

Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола, чаще всего отвечают на вопросы «с какой целью?», «по какой причине?». В предложении «Я пришел в спортивный зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?».
К определению задавайте вопрос от существительного. В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - определение: умением (каким?) играть.

Умение образовывать неопределенную форму, узнавать ее в тексте, отличать от других форм глагола необходимо не только при изучении глагола, но и при образовании его форм. Выработать этот навык помогут различные задания, упражнения, работа с таблицами.

В школьной практике для выявления неопределенной формы учитель чаще всего использует только вопросы (что делать?) (что сделать?), уделяя мало внимания детальному знакомству с этой формой. Например, очень часты ошибки при определении глаголов типа нести, беречь. Однако эти ошибки можно предупредить, если уже при знакомстве с неопределенной формой предложить учащимся такую таблицу.

Эта таблица поможет узнавать неопределенную форму и по внешним формальным признакам (конечное -ть, -чь или -ти). Количество глаголов в неопределенной форме на -ти и –чь невелико. Учащихся следует познакомить с наиболее употребительными из них:

Глаголы на -ти:

идти, пойти, брести, везти, вести, грести, мести, нести, найти пасти, плести, ползти, расти, скрести, трясти, цвести.

Данные глаголы можно включить в упражнения.

1. От различных форм глаголов на -ти образовать неопределенную форму: метет - мести, нес - нести и т. д.

2. Поставить данные глаголы в форме 1-го лица единственного числа: грести - гребу, найти - найду и т. д.

3. От данных глаголов с помощью различных приставок образовать новые: плести - заплести, переплести, сплести и т. д.

4. Используя глаголы везти, сгрести, мести, идти, прийти, нести, составить связный текст на тему «На субботнике».

Подобная же работа проводится с глаголами на -чь.

Глаголы на -чь:

беречь, достичь, жечь, лечь, облечь, обречь, отречься, печь, помочь, пренебречь, стричь, стеречь, сечь, течь, толочь, увлечь, запрячь

Очень часто дети образуют нелитературные формы от глаголов на -чь: «жгет», «текет» и т. д. Чтобы избежать этого, нужно подвести их к выводу, что только в 1-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа у этих глаголов сохраняются звуки г и к (жгу - жгут, пеку - пекут), а в остальных формах происходит чередование г - ж и к - ч (жгу -жжешь, жжет, жжем, жжете; теку - течешь, течет, течем, течете).

Соответственно учащихся затрудняет и обратная операция, т. е. образование неопределенной формы от личных форм глаголов, например: берегу, достигнешь, ляжет, текут, увлечёшься, стригут, отрекутся, стерегу.

Испытывают учащиеся трудности также и при образовании неопределенной формы от безличных глаголов (кстати, сопоставление 3-го лица и неопределенной формы особенно важно с точки зрения орфографии), поэтому полезно практиковать такие задания, как найти неопределенную форму от безличных глаголов: рано смеркается (смеркаться).

Хочется спать, становится прохладно, чувствуется приближение весны, кажется совсем взрослым.

Насколько хорошо учащиеся научились находить неопределенную форму, от которой образован глагол, покажут результаты выполнения такого задания.

Из каждого предложения выписать глаголы и подобрать к ним неопределенную форму.

1) Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.

2) Я почистил чайник, набрал воды и подошел к костру.

3) Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки.

4) Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли.

5) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

6) Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется на песке.

7) Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицы темнотой.

Работа по орфографии при изучении неопределенной формы может сопровождаться и работой’ по развитию речи,

1. Подобрать к данным глаголам синонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Робеть (бояться), аргументировать (доказывать), покоряться (повиноваться), мотивировать (обосновывать), командировать (посылать), реставрировать (восстанавливать), экспортировать (вывозить), импортировать (ввозить), дискутировать (спорить), стимулировать (побуждать), пенять (упрекать, укорять), уповать (надеяться), штудировать (изучать), холить (нежить, лелеять), усердствовать (стараться), оппонировать (возражать)

2. Подобрать к данным глаголам антонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Наказать (простить), торопиться (медлить), болтать (молчать), хвалить (ругать), погасить (зажечь), озябнуть (согреться), плакать (смеяться), начать (кончить), соглашаться (возражать), появиться (исчезнуть), испортить (исправить), любить (ненавидеть), взбираться (опускаться), оттаять (замерзнуть), отдыхать (трудиться), рассветать (смеркаться), охлаждать (нагревать), отчаяться (надеяться), строить (разрушать), трудиться (бездельничать).

3. Данные словосочетания заменить глаголами, близкими по значению.

Томиться от безделья (скучать), ловить рыбу (рыбачить), одерживать победу (побеждать), испытывать страх (бояться), отправлять телеграмму (телеграфировать), идти назад (возвращаться), совершенствоваться в чем-нибудь (квалифицироваться), подвергаться экзамену (экзаменоваться), разбираться в чем-нибудь (ориентироваться), прийти в сознание (очнуться), переселяться в другую страну (эмигрировать),сознаться в ошибках (каяться), освободить от обвинения (реабилитировать).

4. Объяснить значение фразеологических оборотов с помощью синонимических глаголов. С фразеологическими оборотами составить предложения.

Бить челом (просить), бить баклуши (бездельничать), вывести на чистую воду (разоблачить), зарубить на носу (запомнить), задрать нос (возгордиться), клевать носом (дремать), надуть губы (обидеться), повесить голову (приуныть), прийти в себя (опомниться).

Упражнения на различные замены следует проводить на протяжении всего изучения глагола (2-3 минуты в конце урока). Некоторое внимание следует уделить и паронимам, т. е. словам, различным по значению, но сходным по произношению, типа: зиять - сиять, импортировать - экспортировать, надеть - одеть, отвергать - опровергать, представить - предоставить и т. д. Эти слова можно проговаривать в классе, выписывать в ученический словарик, включать в диктанты, придумывать с ними предложения; полезно отыскивать их значения в толковом словаре.

При повторении морфологии в старших классах учащиеся должны вспомнить, что глаголы в неопределенной форме могут быть различными членами предложения: подлежащим (Учиться - всегда пригодится), сказуемым (Наша задача - учиться), определением (Я получил возможность учиться), дополнением (Мы договорились учиться только на хорошо и отлично), обстоятельством (Ребята приехали в город учиться).

Данные ниже предложения помогут эти сведения закрепить.

1) Я вышел на воздух освежиться (Л.).

2) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение (Л. Т.).

3) Я прилег на походную кровать отдохнуть немного (Т.).

4) Я увидел необходимость переменить разговор (П.).

5) У меня врожденная страсть противоречить (Л.).

6) Солнце только начинало подниматься (Л. Т.).

Когда речь заходит о форме глагола, мы говорим: “Глагол строите в форме 2 лица множественного числа будущего времени”. Исходя из этого, можно сказать, что форма глагола – это лицо + число + время. Строя свой ответ по этой формуле, вы никогда ничего не упустите. А теперь перейдем к определению всех трех слагаемых.

Лицо и число, чтобы определить форму глагола

Лицо – тот, кто совершает действие. Чтобы определить его, задаем к глаголу вопрос кто? или что? Если ответ:

  • я/мы – то это глагол 1 лица, он относится непосредственно к говорящему или группе лиц, в которой он состоит. Например: я варю, мы строим;
  • ты/вы – то это глагол 2 лица, он относится к тому/тем, с кем мы говорим. Например: ты лежишь, вы идёте,
  • он/она/оно/они – то это глагол 3 лица, он относится к кому-то другому (не к говорящему и не к собеседнику). Например: он бегает, она пьет, они дружат.

Время, чтобы определить форму глагола

Определить время очень просто: это делается почти интуитивно:

  • в глаголах настоящего времени действие происходит сейчас, сию минуту. Даже если время не указано в предложении, его можно понять самостоятельно. Например: леплю (когда?) сейчас, строят (когда?) сегодня,
  • в глаголах прошедшего времени действие происходит в прошлом: вчера, неделю назад и т.д. Например: рисовал (когда?) вчера,
  • в глаголах будущего времени действие только будет происходить через час, завтра и т.д. Например: выучу (когда?) завтра.


Неопределенная форма глагола

Глаголы в неопределенной форме не имеют рода, лица и числа, но у них есть вид. Такие глаголы оканчиваются на -ть, -ти или -чь. Их вид определяется с помощью вопроса:

  • что делать? , то он несовершенного вида. Например: (что делать?) читать;
  • если к глаголу задается вопрос что сделать? , то он совершенного вида. Например: (что сделать?) прочитать.

Вид имеют и другие глаголы, но это не указывается при определении их формы. Стоит отметить, что глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени, т.к. подразумевается, что действие либо завершено в прошлом, либо завершится в будущем.


Определить форму глагола просто, так как все делается почти интуитивно, главное – запомнить алгоритм: лицо+ число + время.