Скульптурный портрет писца каи описание. Искусство Древнего Египта Скульптурный портрет писца Каи. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи. На ногах он держит развернутый свиток папируса. Роль и значение

Сразу же по выходе из отдела Древнего Востока можно начать осмотр памятников египетского искусства, которые экспонированы отдельно. Тогда надо пройти через нижний переход или крипту Сен-Жермен д"Оксеруа, названную так по имени находящейся напротив церкви. Неожиданно из темноты возникает статуя египетского бога Озириса, озаренная призрачным светом. Ее экспозицию надо признать исключительно удачной. Известно, что Озирису в Древнем Египте поклонялись и как богу подземного мира. Поэтому в мрачной крипте Лувра замаскированный свет создает иллюзию таинственного свечения. Невольно вспоминаешь древнюю легенду.

Однако, если захочется посмотреть египетские памятники в хронологической последовательности, нужно войти в отдел со стороны зала Афродиты Милосской. Поднявшись по небольшой лестнице, оказываешься перед гробницей знатного человека, так называемой "мастабой" (III тысячелетие до н. э.). Она состояла из подземной части, куда ставился саркофаг с мумией, и надземного сооружения. Древние египтяне верили, что после смерти человек продолжает вести жизнь, подобную земной. Гробница считалась его домом. Умершему приносили пищу, окружали его предметами обихода, а на стенах гробницы изображали сцены повседневного быта. И луврская мастаба покрыта росписями: здесь и рыбная ловля, и охота, и навигация и т. д. В специальных нишах гробниц ставились обычно статуи умерших. В трактовке образов ваятели следовали определенным канонам, освященным столетними традициями. Фигуры, окрашенные различными охрами, были развернуты в фас; ноги и руки располагались почти симметрично.

"Но жизнь была сильнее требований религии...- пишет известный советский исследователь египетского искусства М. Э. Матье.- Лучшие скульпторы, сумев частично преодолеть традиции, создали ряд замечательных произведений". К их числу относится статуя царского писца Каи (середина XXV века до н. э.). Поджав ноги, расправив плечи и положив на колени свиток, Каи сидит, готовый в любую минуту повиноваться приказаниям своего владыки. Он не стар, но мускулы груди и живота уже ослабли. Цепкие длинные пальцы привыкли держать тростниковое перо и папирус. Широкоскулое лицо слегка приподнято, тонкие губы поджаты, а чуть косящие глаза (они инкрустированы кусочками алебастра и горного хрусталя) почтительно устремлены на посетителя. Это уже не образ писца вообще, а реалистический портрет человека со своим характером, особенностями. Статуя Каи была найдена в 1850 году французским археологом Мариеттом.

Каи окружен в Лувре великолепными каменными скульптурами. Вот одна из них. Это супружеская пара. Женщина стоит около мужа и обнимает его за плечо. Сопротивляясь времени и тлену, супруги проносят свою любовь через тысячелетия. Такие группы исполнялись и в дереве. Во втором этаже Лувра, например, можно увидеть скульптуру из темного дерева. Муж идет впереди, а за ним, держась за руку, следует жена, фигурка которой значительно меньше по размерам. В том же зале экспонируется и знаменитая голова из коллекции Сальта, бывшего генеральным консулом в Египте. По остроте индивидуальной характеристики она не уступает писцу Каи. Перед нами образ человека сильного, слегка аскетического, с ввалившимися щеками, крупным носом и несколько удлиненной формой головы.

Все рассмотренные нами скульптуры относятся к эпохе Древнего царства (XXXII-XXIV века до н. э.), когда в долине Нила возникло мощное рабовладельческое государство. Наряду с Двуречьем Египет был наиболее передовой страной тогдашнего мира. К концу III тысячелетия, однако, Египет распался на отдельные области, что привело к кризису экономики и культуры. Новый подъем страны наблюдался затем дважды: в период Среднего царства (XXI-XVII века до н.э.) и Нового царства (XVI-XII века до н. э.).

Мастера Среднего царства вначале следовали образцам древности. Но повторение старых форм в новых условиях привело к их схематизации. Возрождение искусства началось не в столице, а в местных центрах. Коллекция произведений эпохи Среднего царства в Лувре уступает коллекции Древнего царства. Из скульптур этой поры особенно запоминается статуэтка девушки (XXI век до н. э.), несущей сосуд с жертвенными возлияниями и коробку с дарами. Статуэтка исполнена из дерева и раскрашена. Тонкая ткань облегает фигуру, на шее красуется ожерелье. Жизненность и простота сочетаются с поисками изящества.

Время Нового царства было периодом дальнейшего подъема египетской культуры. Сооружаются грандиозные храмы в Луксоре и Карнаке, создаются колоссы Мемнона и Рамзеса, появляются удивительные росписи фиванских гробниц. В городе Тель-Амарна развивается утонченное и изысканное искусство, оставившее потомкам пленительные портреты Нефертити. Лувр обладает первоклассными памятниками эпохи. Полон нежности, тонкой одухотворенности барельеф с изображением царя Сети I перед богиней Хатор. Как бы возвращает нас в эпоху Древнего царства величавая статуя визиря царицы Хатшепсут. Несколько сфинксов, поставленных друг за другом, дают представление о скульптурных аллеях, подводивших некогда ко дворцам. Но особенно интересна мелкая пластика Нового царства, выставленная во втором этаже: деревянная ложечка длиной в 30 сантиметров, прелестная головка из голубовато-синего стекла, не превышающая 8 сантиметров, голова из дерева, украшавшая некогда арфу. Во всех этих разных по назначению и материалу вещах поражают монументальность и лаконизм изобразительного языка. Тут уже действительно вспоминаешь слова русской пословицы "мал золотник, да дорог". Вытянутая шея, выступающий подбородок, крупные губы, прямой нос, миндалевидный разрез глаз, низкий покатый лоб, переходящий в черную, блестящую массу волос, ниспадающую до самой шеи и как бы возвращающую взгляд зрителя обратно, к отправной точке его "путешествия" по лицу человека,- такова небольшая (20 см) деревянная голова тельамарнской школы. Только основное, никаких деталей - и какая выразительность образа, аскетического, болезненного и в то же время устремленного вперед! Головка из синего стекла до сих пор хранит секреты древнего мастера - как он сумел сочетать голубоватый тон кожи с интенсивной окраской парика? Не от соединения ли двух тонов усиливается ощущение нежности детски округлого лица, переданного так же обобщенно, как в многометровой статуе? Удивительно умели египтяне быть величавыми даже в самом малом!

С XI века до н. э. Египет вступает в полосу упадка. В условиях почти не прекращающихся войн, внутренних распрей оскудевает земледелие и торговля. Не строятся больше огромные архитектурные комплексы, рельефы повторяют образцы Нового царства, дорогой камень заменяется более дешевой бронзой. Виртуозная передача одежды, украшений, обращение к инкрустации не могут возместить утрату монументальности. Такова статуя ливийской царицы Каромамы (около 860 года до н. э.).

ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ИСКУССТВО

История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий - с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э.

За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Прежде всего нужно подумать о «ка»- двойнике человека. Когда человек умирал, «ка» оставался, но при одном условии: для него должно найтись вместилище, например портретная статуя из твердого камня или дерева, обязательно передающая точный облик покойного,- иначе «ка» в нее не вселится. А если скульптур будет несколько, то «ка» может переходить из одной в другую.

Для «ка» необходимо жилище - гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача - заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Погребальная ладья.

Египет.

Погребальная ладья.
Среднее царство. XII династия. Начало II тысячелетия до н. э.
Египет.

Подобные верования обусловили возникновение - впервые в истории человечества - портретного жанра, создание множества подлинно реалистических произведений уже в период Древнего царства.

Религиозные представления египтян почти не менялись тысячелетиями. Зависимое от религии искусство подчинялось особым канонам. Так, согласно «Предписаниям для стенной живописи и канону пропорций», человек изображался по такой схеме: голова в профиль, глаза, плечи и руки в фас, ноги в профиль. Для скульптур поза и раскраска тоже были раз и навсегда узаконены.

Но хотя возможности художников были ограничены жесткими требованиями правил, многие из них сумели глубоко и тонко показать внутренний мир человека, его чувства и переживания.

Вот две статуи - принцессы Нофрет и принца Рахотепа. Кажется, что перед тобой живые люди, о чем-то напряженно думающие, хотя скульптор запечатлел красоту Нофрет и мужественный облик Рахотепа почти пять тысячелетий назад.


Статуи Рахотепа и его жены Нофрет.

Раскрашенный известняк. Египетский музей. Каир.

Статуи Рахотепа и его жены Нофрет.
Из гробницы Рахотепа в Медуме. IV династия. XXVIII в. до н. э.
Раскрашенный известняк. Египетский музей. Каир.

В середине III тысячелетия до н. э. - за двадцать веков до расцвета искусства Древней Греции неизвестным гениальным ваятелем создано скульптурное изображение писца Каи. Он сидит, скрестив ноги, внутренне собранный, готовый записывать приказы фараона. Умное лицо выражает угодливость и хитрость ловкого придворного. Тонкие сжатые губы, напряженный внимательный взгляд, застывшая в немом ожидании поза потрясают правдивостью, совершенством исполнения. Глаза так искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми.


Статуя писца Каи из Саккары.

Лувр. Париж.

Статуя писца Каи из Саккары.
Середина III тысячелетия до н. э. Раскрашенный известняк.
Лувр. Париж.

Почти в любом месте Нильской долины видны ее восточные и западные рубежи - желтеющие в мареве знойного воздуха пески и каменистые возвышенности Ливийской и Аравийской пустынь. А между ними возделанная земля, каждая горсть которой была перебрана руками феллахов еще в древности. Вереницы финиковых пальм, хлопковые плантации, каналы и дамбы, могучая река...

Но что за острые зубцы врезались в небо у самого горизонта? Это пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина - жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. Самую высокую - гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун в XXVII в. до н. э. близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Эта пирамида была воздвигнута руками рабов. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства. Масса людей погибла от непосильного труда и голода. Гигантские сооружения Древнего Египта остались в веках как памятник этим безвестным строителям.


Зодчий Хемиун. Пирамида фараона Хеопса в Гизе.
Ill тысячелетие до н. э.
Египет.

Зодчий Хемиун. Пирамида фараона Хеопса в Гизе.
Ill тысячелетие до н. э.
Египет.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания - она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Со временем право быть столицей отвоевал у Мемфиса город Фивы, расположенный в Верхнем Египте. Здесь, над восточным берегом Нила, поднялись два грандиозных храма бога солнца Амона-Ра-Карнакский и Луксорский. Лучшие зодчие страны работали над их созданием. Один из архитекторов, Инени, имел полное право сказать: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца...»

Луксор - современное название Фив. Сейчас это тихий городок, осененный славой памятников искусства, даже в развалинах поражающих красотой, величием, монументальностью.


Колоннада храма Амона-Ра в Луксоре.
XV в. до н. э.
Египет.

Колоннада храма Амона-Ра в Луксоре.
XV в. до н. э.
Египет.

Монументальность - черта, характерная для всего древнеегипетского искусства. Монументальны даже маленькие статуэтки - их формы обобщены, позы внушительны и торжественно неподвижны, выражения лиц спокойны, а взоры как бы устремлены в бесконечность. Все временное, частное, преходящее, казалось бы, не волнует людей, увековеченных ваятелями. Но нередко за внешней отрешенностью угадываются скрытые думы и переживания, человечность, «земная» теплота души.

Рельефы и росписи, ясные по рисунку, локальные по цвету, плоскостные, прекрасно ложащиеся на поверхность стены, также монументальны.

Поражают не только размеры построек и скульптур, но и то, как они вписаны в пространство. Древнеегипетские скульпторы прекрасно учитывали особенности географической среды. Множество пилонов (башен, оформляющих вход в храм), колонн, высоких стен, обелисков... Отблески неба, песка, известняка, песчаника, смешиваясь, дают всевозможные оттенки - целая симфония бликов и рефлексов! Благодаря им даже многотонные каменные блоки кажутся легкими, воздушными.

Под палящим солнцем чеканными выглядят контуры иероглифов, выявляя объем скульптур и фактуру материала. Рельефы покоряют красотой очертаний и тончайшей моделировкой, хотя изображение нередко выступает всего на 1-1,5 мм над плоскостью стены. Интересно, что рельефы создавались в расчете не только на солнечное, но и на любое другое концентрическое освещение, например от факела: пламя колебалось - фигуры словно оживали.

Противоположный от Луксора берег - низкая равнина, над которой возвышаются две статуи фараона Аменхотепа III. Когда-то эти исполинские фигуры, названные греками Мемноновыми колоссами, находились перед пилонами огромного храма. От него теперь не осталось и следа. Длинные аллеи сфинксов вели к Нилу (те, что украшают берега Невы, вывезены в Петербург в 1832 г. именно отсюда).

С запада долину обрамляют скалы. В одном месте они расступились, будто огромный сфинкс широко расставил лапы, оберегая бесценное сокровище - храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона, правившей Египтом в конце XVI в. до н. э.

Храм этот - одно целое с окружающим пейзажем. Он словно вытекает из огромной отвесной скалы, ступенями террас спускаясь к долине, протягивая к ней пологие пандусы, вторя горным склонам. Ряды стройных колонн прекрасно согласуются с вертикальными складками скал. И в то же время формы сооружения своей подчеркнутой геометричностью и строгой ясностью утверждают его рукотворность, словно напоминая, что перед нами плод размышлений и вдохновенного труда человека. Такое сочетание единства с природой и противопоставления ей сообщает строению особую красоту.


Зодчий Сенмут. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
XVI-XV вв. до н. э.
Египет.

Зодчий Сенмут. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
XVI-XV вв. до н. э.
Египет.

Недалеко от храма царицы Хатшепсут расположена Долина Царей, где среди прочих усыпальниц находится знаменитая гробница Тутанхамона. Правление Тутанхамона - конец удивительного, очень краткого и яркого периода в истории Древнего Египта, так называемого Амарнского, когда в XIV в. до н. э.

Аменхотеп IV осуществил религиозную реформу. Вместо старых богов, объявленных ложными, он провозгласил нового - Атона, отождествляемого с солнечным диском, а сам стал именоваться Эхнатоном - «Духом Атона».

Прежние храмы были закрыты, Фивы покинуты ради новой столицы, получившей название Ахетатон - «Небосклон Атона» (теперь на ее месте находится небольшой поселок Эль-Амарна - отсюда название исторического периода). Для строящихся храмов и дворцов требовалось огромное количество статуй, рельефов, росписей. Поэтому в Ахетатоне появилось множество мастерских скульпторов и живописцев.

В творчестве художников усилился интерес к пейзажу, животным, растениям, воспроизведению бытовых сцен, созданию реалистического образа человека. Появилось новое в изображениях фараона и членов его семьи: явственно выраженное портретное сходство с оригиналом, отказ от его приукрашивания. В предшествующие времена это считалось недопустимым.

Самые знаменитые произведения того времени связаны с именем начальника скульпторов Тутмесом. Ему приписываются знаменитые портреты Нефертити, жены Эхнатона.

Скульптурный портрет Нефертити сделан из кристаллического песчаника, великолепно передающего цвет смуглого, загорелого тела. Удивительна нежность щек, висков, шеи, чуть улыбается рот, на губах еще сохранились следы красной краски. Прекрасное лицо кажется живым, излучающим тепло, неуловимо меняющим выражение.


Тутмес. Портрет царицы Нефертити.
1-я четверть XIV в. до н. э. Египет. Песчаник.
Государственные музеи. Берлин.

1-я четверть XIV в. до н. э. Египет. Песчаник.
Государственные музеи. Берлин.

Искусство Древнего Египта не мыслилось без ярких и чистых красок: празднично расцвечивались архитектурные сооружения, раскрашивались скульптуры и рельефы, звонко расписывались стены. Краски были минеральные. Белая добывалась из известняка, черная - из сажи, красная - из красной охры, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры. На стенах храма царицы Хатшепсут раскраска некоторых рельефов сохранилась до сих пор!


Жрец Усерхет. Фрагмент росписи гробницы Усерхета в Фивах.

Египет.

Жрец Усерхет. Фрагмент росписи гробницы Усерхета в Фивах.
Искусство Нового царства. XVI-XI вв. др н. э.
Египет.

Вот, например, живая сценка - плывущие в лодке рыбаки («Рыбачья лодка», фрагмент росписи в гробнице Ипи в Фивах, ок. 1298-1235 до н. э.). Изображение пронизано удивительным ритмом: повторяются жесты рук и позы сидящих, белые треугольники набедренных повязок, рябь голубого водоема. Красиво чередуются коричневые краски разных оттенков. Но этот порядок вдруг нарушается неожиданным поворотом головы переднего гребца, что вносит в композицию равновесие. А множество устремленных вверх линий и пятен как бы сдерживает, успокаивает протянутая рука кормчего. Нет ничего надуманного - все подсказала сама жизнь.

Древнеегипетским художникам было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Их произведения рождены и математическим расчетом, и трепетностью сердца. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось и в достоинствах каждого отдельного произведения, и в стремлении к синтезу - созданию единого архитектурного ансамбля, в котором находили место все виды изобразительного искусства.

«Я был художником, опытным в своем искусстве... Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного... выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой» - так говорил скульптор, живописец и мастер декоративно-прикладного искусства Иртисен, живший в XXI в. до н. э. Но он, разумеется, не полагал, что достиг полного совершенства. Недаром в «Поучениях Птахотепа», написанных сорок пять веков назад и изучавшихся на протяжении многих столетий в древнеегипетских школах, утверждается: «Искусство не знает предела. Разве может художник достигнуть вершин мастерства?»

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Стела фараона Джета

Царя змей Известняк. Ок. 3000 г. до н. э.

Позже украшение гробниц рельефами становится обязательным. От Древнего царства дошло большое число росписей и рельефов из гробниц. В это время складываются тематика, схемы расположения, основные композиции. Сюжеты связаны с потребностями культа; все изображения на рельефах и росписях строятся строго по канону.

Тронная статуя Хефрена

Статуя фараона Хефрена относится ко времени IV династии (Древнее царство), была найдена в зауаокойном храме фараона Хефрена в Гизе. С момента своего возникновения египетская скульптура подчинялась определенному канону - ряду правил и законов, важнейшими из которых были фронтальность и симметрия. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Данная скульптура являет сидящую модель фараона. Части туловища фараона соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, причем зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями. Торс фараона обнажен; на нем надета лишь плиссированная юбка. Голова фараона украшена клафтом - полосатым платком со спускающимися на плечи концами. Особое внимание уделяется выразительному взгляду. Он был инкрустирован хрустелем или рельефно обведен по контуру век.

Великий Сфинкс

В долине к югу от Пирамиды Хафре в Гизе, недалеко от Каира, восседает громадное существо с телом льва и головой человека. Эта момументальная статуя - первая истинная колоссальная царская скульптура в истории Египта - известна как Великий Сфинкс, и является национальным символом Египта, как древнего, так и современного. Лицо Сфинкса обращено к восходящему солнцу. Лев был символом Солнца не только в Древнем Египте, но и во многих ближневосточных культурах. Человеческая голова царя на теле льва символизировала силу и мощь, которую контролировал разум фараона - хранитель мирового порядка, или маат. Такой символизм просуществовал два с половиной тысячелетия, и присутствовал в изобразительном искусстве египетской цивилизации.

Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд. Укрепление неограниченной власти правителя, его обожествление приобретали все более широкий размах. Фараоны, сочетавшие свои полномочия с саном верховного жреца, объявили себя сынами солнца - Ра. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом, в основе почитания которого лежало обожествление древних представлений о ежегодно умирающих и воскрешающих силах природы. В связи с обожествлением фараона, считавшегося духом – покровителем страны, усложнился характер ритуалов.

Дальнейшее развитие приобрел древний заупокойный культ. Египтяне веровали, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего как бы заменяли собой тело, подверженное тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению.
Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом, продолжая нуждаться в пище и жилье.

Архитектура
С 3 тыс. до и. э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставились саркофаг и все предметы, которые считались необходимыми умершему, и мастабы - надземного холма, облицованного кирпичом или известняковыми плитами. В нарастающей грандиозности устремленных вверх гробниц фараонов III династии сказалось непоколебимое желание возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.
Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства, дополняя ее, образовали единый и неразрывный комплекс.
Поиски наиболее совершенной и грандиозной формы гробницы видны в усыпальнице-пирамиде фараона Джосера в Саккара (28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху мощных ступеней, сложенных из каменных блоков. Зодчий Имхотеп, создатель этого сооружения, возвел пирамиду посреди сложного ансамбля дворов и храмов. Он выделил ее среди окружающих строений, сообщив ей движение кверху. Однако здесь еще не были достигнуты та ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараонов последующей, IV династии.
Одним из «семи чудес света» назвали пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефре-на) и Менкаура (Микерина, 27 в. до н. э.), высящиеся в Гизе.

Пирамиды в Гизе. Египет

В сознании людей последующих поколений они отождествлялись со всем искусством Египта, с природой и обликом этой страны. Возведенные из светлого камня среди пустыни, они поражают своими размерами, суровостью и строгостью. Их образ воплотил в себе величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деяние своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее - равнобедренные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и четкие тени еще больше подчеркивают рациональную ясность этих сооружений, простота которых порождена не бедностью фантазии, а огромным мастерством обобщения, откристаллизовавшимся веками.
Наиболее грандиозная из трех - пирамида Хеопса, выстроенная под руководством зодчего Хемиуна. Ее высота около 147 м, длина стороны основания - 233 м. О том, сколько сил при примитивности технологий того времени было затрачено на это сооружение, свидетельствует описание Геродота, где говорится, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять лет - пирамиду. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику особую кристальную ясность. Внутри находились лишь небольшая ка-мера,Ця5пицованная гранитом, где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы для вентиляции. Таким образом, пирамида представляла собой гигантский каменный массив, воздействующий особенно сильно своей формой и размерами с далекого расстояния.
В гордом облике совершенных, четких по формам архитектурных памятников воплощалась идея бессмертия, чуждости всему зыбкому и непостоянному, мощи и деспотизма неограниченной власти фараонов.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. В него входили заупокойные храмы, строгие по своей планировке, четкие и спокойные по своим ритмам. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на прямой оси, ведущей к пирамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она сочетает строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из массива единой скалы сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, словно утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц. Необычайное чувство камня, его фактуры и декоративных особенностей проявилось и в отделке мощных столбов заупокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности диорита и гранита, отполированных до блеска.

Скульптура
Неотъемлемую чисть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Культовое назначение статуй определило выполнение их в рамках строжайших канонов. Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. В большинстве случаев - это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас наделены огромной внутренней энергией. По представлениям древних египтян ритуальные портретные статуи были олицетворением двойника умершего. Поэтому мастера стремились передать в них и максимальное сходство, и в то же время выразить свои представления об идеальном образе. Жизненная сила и наблюдательность присущи индивидуализированным лицам портретируемых, яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще более оживляли эти лица. Статуя сидящего с поджатыми ногами писца Каи (сер. 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и плотно сжатыми губами, поражает остро выраженной портретностью.

Статуя царского писца Каи

Деревянная статуя вельможи Каанера (сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), опирающегося на посох и величественно несущего свое тучное тело, отличается такой правдивостью и индивидуализацией, что рабочие, нашедшие ее при раскопках, назвали статую «сельским старостой».

Статуя вельможи Каапера

Несмотря на то что каноны обусловливали определенность и скованность поз портретов, бесстрастность выражения лиц, мастера сумели в эти недвижные статуи внести подлинную достоверность жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Простота обобщенных форм, благородное совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей). Они сидят на жестких кубических тронах, разъединенные друг с другом не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская - желтой, волосы - черной, одежды - белой. Неподвижные, лаконичные образы человечны, полны обаяния, чистоты и просветленной ясности. Портреты фараонов, стоящих внутри гробниц и храмов, поражают жизненной силой и в то же время в них передано ощущение массы каменного блока, из которого высечены статуи. Позы их каноничны. Левая нога выставлена вперед, словно они медленно совершают свой первый шаг в вечность. Сидящие статуи построены по принципам симметрии и равновесия, часто они полны внутреннего напряжения, подобно властному фараону Хефрену (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), застывшему в гордом величии под охраной сокола - Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.

Важную роль играли рельефы и росписи, выполненные на стенах гробниц и храмов и также связанные с заупокойным культом. Их назначение определялось желанием прославить могущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загробной жизни. Рельефы и росписи располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены, подчеркнуть лаконизм и строгость архитектурного образа в целом. Этим объясняется отсутствие многопланового глубинного построения, развертывание повествования фризами по стене, специфическое изображение фигур. Фараон и боги изображались выше других людей. Условность в расцветке и в построении рельефов была связана с длительным художественным отбором образов, установившимися канонами; египетские мастера выбирали наиболее острые и характерные точки зрения на предмет, сочетая их едино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Древние египтяне применяли две техники рельефа - барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром, сближающие их с росписями. Силуэт фигур всегда ясен и графичен, человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мускулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира (нач. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), весь облик - могучие плечи, развернутые по традиционной схеме во всю ширь, узкие бедра, показанные в профиль, густая грива волос, смелое и гордое лицо - усиливает ощущение необычайной внутренней силы этого человека, красоту и ритмичность его упругого движения. Тонкая моделировка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость силуэта.

Принцип фризового развития сюжета типичен для рельефов Древнего царства. Он помогает художнику воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени. Повторение одинаковых, идущих вереницей фигур в рельефе из мастабы Ахутхотепа, расположенных друг под другом, словно строка за строкой, дает почувствовать медлительную плавность и значительность торжественного шествия, словно направленного в вечность, ритмическую красоту ритуального танца.

Роспись и художественное ремесло
Та же чистота линий, та же сдержанность и спокойная ясность ритмов и колоритическая гамма, что и в рельефах, прослеживается в росписях Древнего царства. Например, в росписях из гробницы зодчего Нефермаата в Медуме (27 в. до н. э., Каир, Египетский музей), сочных и чистых по сочетаниям цветов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

Роспись гробницы в Медуме

Широкое развитие в это время получили художественное ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Ювелирные изделия из драгоценных камней - малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, украшенная золотом, сочетали яркую красочность с гармонией и строгой простотой форм, свойственной всем изделиям Древнего царствам. Великолепна по своей обобщенности и пластичности голова сокола (Каир, Египетский музей), увенчанная царственной короной, выполненная из золота и черного обсидиана, отполированные куски которого дают ощущение живых и ярких птичьих глаз. Искусство Древнего царства в каждом своем проявлении достигло высоких результатов. Все особенности образного миропонимания, характерные для древнеегипетской культуры, были заложены в это время.

Слайд 1

Анна Андреевна Ахматова
1889-1966

Слайд 2

Прославление писцов
Мудрые писцы Времён преемников самих богов, Предрекавшие будущее, Их имена сохранятся навеки. Они ушли, завершив своё время, Позабыты все их близкие. Они не строили себе пирамид из меди И надгробий из бронзы. Не оставили после себя наследников, Детей, сохранивших их имена. Но они оставили своё наследство в писаниях, В поучениях, сделанных ими. Писания становились их жрецами, А палетка для письма - их сыном. Их пирамиды - книги поучений, Их дитя - тростниковое перо, Их супруга - поверхность камня, И большие и малые - Все их дети, Потому что писец - их глава.

Слайд 3

Построены были двери и дома, но они разрушились, Жрецы заупокойных служб исчезли, Их памятники покрылись грязью, Гробницы их забыты. Но имена их произносят, читая эти книги, Написанные, пока они жили, И память о том, кто написал их, Вечна. Стань писцом, заключи это в своём сердце, Чтобы имя твоё стало таким же. Книга лучше расписного надгробья И прочной стены. Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех, Кто повторяет имена писцов, Чтобы на устах была истина, Человек угасает, тело его становится прахом, Все близкие его исчезают с земли, Но писания заставляют вспоминать его Устами тех, кто передаёт это в уста других.. Книга нужнее построенного дома, Лучше гробниц на Западе, Лучше роскошного дворца, Лучше памятника в храме.

Слайд 4

Есть ли где‑нибудь кто‑то, подобный Джедефхору? Есть ли кто‑то, подобный Имхотепу? Нет среди нас такого, как Нефри И Хетти, первого из всех. Я напомню тебе имя Птахемджхути И Хахеперра‑сенеба. Есть ли кто‑нибудь, подобный Птахотепу Или Каресу? Мудрецы, предрекавшие будущее,- Вышло так, как говорили их уста. Это написано в их книгах, Это существует в виде изречения. Их наследники - дети разных людей, Как будто все они - их собственные дети. Они скрыли своё волшебство от людей, Но их читают в наставлениях. Они ушли, Имена их исчезли вместе с ними, Но писания заставляют Вспомнить их.