Учебная программа по предмету художественный труд. Рабочая учебная программа по изобразительному искусству и художественному труду. Программное и учебно-методическое оснащение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова (МБОУ «Школа-интернат № 9»)

Принята

педагогическим советом

протокол № 2 от 31.08.2016

Утверждена

приказом по МБОУ

«Школа-интернат№ 9»

от 31.08. 2016 № 155п

Рабочая программа

учебного предмета

«Художественный труд»

Составитель:

Учитель Гайдрих Ю.А.

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по художественному труду составлена на основе:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" .

3. Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы в МБОУ «Школа-интернат № 9» от 31.05.2016 № 121п.

Программа по художественному труду включает два раздела: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование с конкретным распределением учебных часов по разделам предмета.

Общая характеристика учебного предмета «Художественный труд» носит коррекционный характер и предназначен для трудовой и творческой организации детей, занимающихся по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида, 5 класса. Художественный труд - конкретная практическая деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту. Роль художественного ручного труда в становлении некоторых традиционных видов декоративно-прикладного искусства детей с умственной отсталостью, в их трудовом, нравственно-эстетическом, и патриотическом воспитании неоценима.

Программа включает два основных содержательных раздела: «Виды художественной техники» и «Конструирование и моделирование». В рамках первого раздела закладываются основные представления о различных видах художественной техники:

Работа лоскутная мозаика, вытынанка - ажурное вырезание из бумаги, нетрадиционная аппликация, расширяют мировоззрение, представления учащихся о различных художественных техниках, о способах их выполнения, развивается эстетическое мировосприятие.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся по обработке различных легкообрабатываемых материалов, технического кругозора, развитию умственных способностей и предусматривает: конструирование из растений, объёмное моделирование из бумаги, картона, ткани, различных материалов. Красной линией данного курса является коррекционная работа с учащимися.

В практической деятельности у детей с умственной отсталостью воспитывается любовь к труду, деловитость, организованность, бережливость, стремление как можно лучше и качественнее выполнить работу. Особое внимание на занятиях по художественному труду уделяется технике безопасности труда и правилам поведения при работе с режущими и колющими инструментами. Художественный ручной труд является одним из наиболее любимых занятий детей. На этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются - это указывает на широкие

возможности этой увлекательной полезной, творчески продуктивной и практической деятельности в целях всестороннего развития детей.

Цель предмета: Приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.

Задачи:

1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства,

формировать основы эстетического восприятия.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Предмет «Художественный труд» имеет специфические особенности, в частности носит коррекционный, воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

Коррекционная цель: в процессе обучения максимально корректировать недостатки развития личности детей имеющих отклонения в здоровье.

Для достижения коррекционной цели ежедневно на занятиях решаются следующие задачи:

    развитие кругозора, речи, мышления, глазомера и мелкой моторики;

    формирование умений планировать свою работу, ориентироваться в задании, делать выводы, обобщать, видеть главное, анализировать проделанную работу;

    воспитание самостоятельности, самоконтроля, эстетического вкуса, коммуникативности и корректности в общении с окружающими людьми.

В коррекционном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия детей с различной умственной отсталостью. Систематичность требует, не только решать задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимать меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения детей, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения. Для успешного обучения, на занятиях используется наглядный материал и натуральные образцы. Для формирования и закрепления умений и навыков предлагается большое количество упражнений в разных вариантах. Для поддержания устойчивой мотивации к занятиям художественным трудом, упражнения учитывают интересы воспитанников. Дети с нарушениями интеллекта обычно затрудняются в овладении такими обще трудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 5 классе даются подробные объяснения заданий, осуществляется индивидуальный практический показ приёмов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях. Теоретический материал даётся небольшими дозами, в основном при выполнении практической работы с опорой на наглядность в рисунках и доступных схемах с опорными словами, так как учащиеся имеют недоразвитие речи.

Таким образом, программа не только способствует трудовой и социальной адаптации воспитанников, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на их личностные свойства, но и открывает воспитателю широкий простор для творчества, что обычно положительно сказывается на качестве обучения.

Планируемые результаты.

    название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

    название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

    правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

    правильно пользоваться ручными инструментами;

    способы обработки различных материалов;

    правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

    анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

    экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

    организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

    бережно относиться к инструментам и материалам;

    экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

    самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

    выполнять работу, используя художественные материалы;

    правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду;

    самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

Вводное занятие

Работа с бумагой

«Волшебница природа»

«Бумажные фантазии»

«В царстве тканей и ниток»

«Пластилиновая страна»

«Остров ненужных вещей»

Итого: 204 часа

Календарно-тематическое планирование

5 класс (6 часов в неделю).

Всего часов

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.

Обработка бумаги. Оригами.

Оригами « Рыбка».

Оригами « Лягушка».

Аппликация из бумаги. Листопад.

Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.

Симметричное вырезание из бумаги. Лесная полянка» (Листья, бабочка, жук).

Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина. Головоломка-соревнование.

Симметрия и асимметрия в композиции. Панно из бумажных листьев различной формы.

Изготовление коробочек для карандашей.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Флористика. Поделки из осенних листьев.

Поделки из засушенных листьев и цветов.

Рельефное изображение растений

Рисуем бабочку.

Аппликация из листьев «Бабочка».

Поделки и игрушки из природных материалов. Человечки из желудей.

Коллективное панно «Снова осень к нам пришла»

Панно из семян «Узоры осени».

Поделки из бумаги. Аппликация “Семейство мышек” (оригами).

Бумажные фантазии»

(работа с бумагой и картоном)

Теоретическое занятие;

Изготовление цветов из салфеток;

Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор);

Поделки из бумажных тарелок;

Изготовление елочки из бумажных салфеток;

Контурное вырезание из бумаги

«В царстве тканей и ниток»

(работа с тканью, нитками, пуговицами)

Теоретическое занятие;

Панно «Аквариум»;

Панно из разноцветных косичек;

Знакомство со схемами по вязанию крючком;

Вязание цветов по схеме;

Вязание салфеток по схеме.

«Остров ненужных вещей»

(работа с бросовым материалом)

Теоретическое занятие;

Изготовление сувенира «Яблоки»;

Изготовление вазочек из пластиковых бутылочек с использованием бусин;

Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта);

Изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала;

Изготовление сувенира из пластиковой посуды.

Изготовление деревьев из веточек, пластилина, пуха.

Практическое занятие Изготовление поделок из яичной скорлупы «Лебединое озеро».

Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.

Изготовление поделок по выбору детей.

Учимся шить.

Коврики из лоскутов

Кукла-полотенцедержатель.

Вышивание крестиком.

1. Из истории вышивки.

2. Подбор инструментов и материалов для работы.

3. Простейшие виды вышивки.

Изготовление салфеток с элементами вышивки.

Лоскутная мозаика.

1. Из истории лоскутной техники.

Эскизы узоров. Подбор цветового решения. Изготовление лекал.

2. Раскрой. Сборка фрагментов и изделия в целом.

3. Наволочки для диванных подушек.

4. Накидка на табурет.

Цветы из лоскутов.

Ваза обшитая кусочками ткани .

Вводное занятие. Правила О.Т. и ППБ.

Соленое тесто

Из истории соленого теста

Правила О.Т. при работе с соленым тестом.

Рецепт соленого теста

Инструменты и материалы

Обжиг и сушка

Раскрашивание изделий

Изготовление изделий из соленого теста

Миниатюрные фигурки

«Сова»

«Гусеница»

«Пчелки»

«Ежик»

Папье-маше

Правила О.Т. при работе с клеем, лаками, краской

Из истории папье-маше

Материалы и приспособления

Технология выполнения изделий в технике папье-маше

Оклеивание формы

Изготовление простейших изделий

Шар

Ваза

Изготовление имитации древнего сосуда из глины (пластика).

Коллаж из ткани .

Мозаичная аппликация .

Выпуклые плетёные изделия. Браслет .

Аппликация в смешанной технике с тиснёнными элементами «Цветы в вазе».

Обложка для книги (ткань, аппликация).

Пригласительные билеты, поздравительные открытки с аппликацией.

Жгутиковая керамика, изготовление контурного рельефа.

Пластилиновая живопись. Зима. Пейзажи.

Вырезки из бумаги. Силуэт.

Бумажная пластика. Игрушки из конусов.

Эстамп .

Упаковки для подарков .

Изготовление филимоновской и дымковской игрушки из глины.

Создание собственной игрушки .

Пасхальные сувениры. Расписное яйцо (папье-маше).

Цветы из ткани «Подарочный букет».

Бумажная филигрань. «Квиллинг» .

Работа с природным материалом .

Аппликация « Гроздья рябины» .

Аппликация из салфеток « Розы» .

Изготовление кашпо папье- маше. Роспись по мотивам декоративно- прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Жостово,Городец).

Работа с солёным тестом .

Изготовление поделки « Фрукты» .

Коллективная работа « Натюрморт в корзинке».

Панно « Цветы» .

Изготовление статуэтки « Коты» .

Изготовление фоторамки .

Работа с глиной .

Карандашница « Медвежонок» .

Изготовление героев сказки « Волк и 7 козлят».

Изготовление героев сказки « Три поросёнка».

Изготовление героев сказки « Бурёнка из Матрёнкино».

Изготовление поделки « Подсвечник» .

Работа с тканью и нитками.

Аппликация из ниток « Утёнок» .

Аппликация из ткани « Герои мультфильмов».

Изготовление сувениров из помпонов .

Изготовление пальчиковых игрушек. Инсценирование театра.

Изготовление мягкой аппликации на салфетке.

Коллективная работа. Шитьё плоскостной куклы в русском костюме.

Шитьё игольницы. Подарок маме.

Работа с бросовым материалом .

Эти волшебные коробки. Изготовление домиков « Улицы города».

Изготовление цветов из пластиковых бутылок.

Изготовление подставки под горячее из пробок.

Изготовление шкатулки из открыток .

Итого: 204 часа.

Используемая литература:

1. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

3. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)

4. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

6. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

8. Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

9. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

10. Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

11. Канурская Т.А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

12. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

13. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.

14. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

15. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

16. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.


ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа начального общего образования.

Статус программы: образовательная программа учебного предмета

Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МОУ «СОШ №5» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МОУ «СОШ №5» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
-
Категория обучающихся: дети в возрасте 5 – 7 лет.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 28 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: выполнение практических работ и их анализ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.
Проблема адаптации детей к школьной жизни не теряет своей актуальности. Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап его жизни, который требует значительной психологической перестройки всей внутренней жизни.
Основы программы:
-удовлетворение потребностей в общении и поддержании познавательного интереса детей, развитие и реализация творческих способностей и творческих возможностей воспитанников.
-учёт возрастных доминант, когда каждому возрасту присущи свои потребности, реализация которых является обязательной для положительного восприятия эмоциональных воздействий.
-преемственность и непрерывность в содержании образовательного процесса.
Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказках и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Характеристика программы.
Занятия по программе помогут выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. На занятиях у учащихся проявятся творческие способности и художественный вкус. Обеспечен индивидуальный подход, реализуются вариативные подпрограммы, дифференциация. Дети будут иметь возможность работать одновременно с цветной бумагой, картоном, пластилином, красками, моделируя и создавая различные поделки.

Ожидаемый результат.
Общее количество часов – 28.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
В процессе труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы станут гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, развитию внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание; мышление, целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Формы контроля.
Контроль за отслеживанием результатов обучения осуществляется на каждом уроке путём выставки работ и словесного оценивания изделия.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

1.1 Цели и задачи программы
Формировать умение совместного выполнения задания, работать в парах,
ориентироваться в представленных рисунках.
Развивать изобразительные умения: располагать фигуры в соответствии с образцом,
добываться выразительности образа,
пространственные ориентировки,
умение анализировать образцы и дорисовывать в соответствии с темой,
внимательность, наблюдательность, сосредоточенность.
Воспитывать у детей доброжелательность и желание дружить, участвовать в
совместной деятельности
Обогащать игровой опыт детей.

Работа с бумагой и картоном - 10 ч.
Материал расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности от вырезания простых и симметричных форм до сложных сюжетных композиций. Несёт в себе увлечённость а, главное, развитие творческого воображения и фантазию.
Познакомить с техникой выполнения аппликации, способность развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношению частей и целого, пониманию цвета и его преобразованию собственной фантазии, способствовать приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.

Работа по изобразительному искусству – 9 ч.
и комбинированные работы
Задачи и учебные возможности:
Раскрыть волшебство появления цвета при помощи смешивания красок, познакомить с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж, способствовать приобретению умений действовать кистью, красками, воспитывать любовь к прекрасному.

Работа с пластилином – 9 ч.
Задача занятий способствовать развитию группе мелких мышц кистей рук и пальцев, выработка навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширение кругозора детей, коллективистических чувств, доброжелательные отношения ребят в труде, учить соразмерять детали по толщине и длине, формировать навыки сравнения, анализа.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения учебной дисциплины ученик должен
знать: - названия инструментов, приспособлений и правила работы;
- различные способы выполнения аппликации, мозаики, приёмы лепки;
- названия главных цветов.

Уметь: - правильно сидеть за столом, верно, держать лист бумаги, карандаш, кисть,
ножницы;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками;
- разводить и ровно закрывать ими нужную поверхность;
- пользоваться простейшими приемами лепки;
- вырезать из бумаги детали;
- складывать бумагу по прямой линии;
- соединять детали;
- экономно разделять детали;
-доводить начатую работу до конца.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины
№ Тема Всего часов Кол-во часов Самостоя-
тельная
работа
теория практика
1 Волшебные цвета красок. Радуга. 1
2 Работа с бумагой. Аппликация рваной бумагой. Яблоко (груша). 1
3 Работа с пластилином. Катание шаров. Яблоко. 1
4 Работа с красками. Рисование осеннего дерева. 1
5 Работа с пластилином. Лепка грибов. 1
6 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Аппликация. Грибок. 1
7 Работа с красками. Раскрашивание осенних листьев. 1
8 Работа с пластилином. Лепка гусениц и улиток на листочке. 1
9 Работа с бумагой. Аппликация. Грузовик. 1
10 Работа с красками. Понятие натюрморт. Фрукты в вазе. 1
11 Работа с бумагой. Новогодняя открытка (вырезание снежинок). 1
12 Работа с пластилином. Налепка. Новогодние шары. 1
13 Работа с красками. Рисование рыбок по шаблону. Раскрашивание поролоном/ватой. 1
14 Работа с бумагой. Аппликация. Аквариум. 1
15 Работа с пластилином. Налепка. Рыбка. 1
16 Работа с красками. Узоры. Роспись шарфика и шапочки. 1
17 Работа с бумагой. Аппликация разными кусочками. Собачка. 1
18 Работа с пластилином. Катание шаров разного размера. Снеговик. 1
19 Работа с красками. Пейзаж. Рисование кусочком свечи. 1
20 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Открытка. Машинка. 1
21 Работа с бумагой. Вырезание кругов по шаблону. Открытка. Сердечко с цветами. 1
22 Работа с пластилином. Налепка. Белочка. 1
23 Работа с красками. Друг детства (медвежонок). 1
24 Работа с картоном. Подвижная игрушка. Медвежонок. 1
25 Работа с пластилином. Оформление пасхального яйца. 1
26 Работа с бумагой. Аппликация. Бабочка. 1
27 Работа с красками. Рисование «по мокрому». Отпечатки. Вырезание бабочки. 1
28 Работа с пластилином. Налепка. Бабочка. 1
Итого 28

Тема 1.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по работе с красками и кисточкой. Обсуждение и обобщение знаний о цвете, способах передачи впечатлений через краски и лист бумаги.
Основные понятия: краски, кисти, цвета радуги.
Практическая работа: выполнение рисунка по образцу.

Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир.
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением радуги.

Тема 2.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем.
Выполнение аппликации «рваной» бумагой.
Основные понятия: аппликация, цветная бумага, клей, шаблон, урожай.
Практическая работа: обведение фигур по шаблону, наклеивание.
Методы проведения занятия: беседа, игра, творческая работа.
Форма организации занятия: в парах, фронтальная.
Контрольные задания: выставка работ.
.
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением овощей и фруктов
.
Тема 3.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности по работе с пластилином. Деление цельного куска на равные части методом вытягивания и катание шаров заданной формы.
Основные понятия: лепка, вытягивание из цельного куска, катание шаров.
Практическая работа: выполнение по этапам
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.
, фронтальная.
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: мир вокруг нас.
Техническое оснащение занятия: CD- диск с загадками про овощи и фрукты.

Тема 4.
Знакомство с пейзажем. Рисование плавных линий различной толщины.
Основные понятия: пейзаж,
Практическая работа: экскурсия, выполнение работы по образцу
Методы проведения занятия: творческая работа, беседа
Форма организации занятия: групповая
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением пейзажа.

Тема 5.
Знакомство с грибами. Рассматривание экспонатов выставки. Лепка объёмных фигурок.
Основные понятия: обитатели леса, объёмная форма, катание овалов
Практическая работа: выставка грибов
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: групповая
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: предметная выставка и слайды с изображением грибов.

Тема 6.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Обводка деталей аппликации по шаблонам, вырезание и поэтапное наклеивание частей на центр листа. Основные понятия: безопасный труд, аппликация, шаблон, вырезание, наклеивание, центр композиции
Практическая работа: выполнение работы с комментированием
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение
Техническое оснащение занятия: диафильм « Маша и медведь»

Тема 7.
Работа по трафаретам. Раскрашивание листьев лёгкими движениями кисточки. Заполнение внутреннего пространства листика, не заходя его за границы.
Основные понятия: трафарет, внутреннее пространство и границы листика
Практическая работа: экскурсия,
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: гербарий листьев растений
Полный текст материала Программа "ИЗО и художественный труд" для курсов по подготовке детей к обучению в 1 классе смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе типовой учебной программы по учебному предмету «Художественный труд» для 5 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом основного среднего образования утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 292.

Календарно – тематическое планирование предназначено для учителей художественного труда 5 классов общеобразовательной школы.(вариант для девочек)

1. Объём учебной нагрузки по предмету «Художественный труд» составляет:

в 5 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году. (согласно учебному плану)

2.Программное и учебно-методическое оснащение:

Учебник «Художественный труд» 5 класс (вариант для девочек) + СД..

3. Книга для учителя :

Методическое руководство для учителей 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) Авторы: Р.Ш.Алимсаева, И.А.Развенкова, Н.А.Якупова, О.С.Лосенко, Е.Е.Велькер.

Кокшетау: « Келешек-2030» .2017г.

4. Базовое содержание учебного предмета «Художественный труд» 5 класс (девочки):

1) «Визуальное искусство». Средства выразительности в изобразительном искусстве. Шедевры классического искусства. Творчество казахстанских художников. Виды и жанры изобразительного искусства. Искусство натюрморта. Декоративный национальный натюрморт. Пейзаж. Гармония с природой. Воздушная перспектива. Индустриальный пейзаж. Городской пейзаж. Линейная перспектива. Искусство пластических форм. Скульптура. Создание творческой работы. Организация выставки.

2) «Декоративно-прикладное искусство». Виды орнамента. Казахские национальные орнаменты (виды, стилизация и мотивы). Художественная вышивка. Виды вышивки. Знакомство с материалами и инструментами. Разработка эскиза. Декорирование изделия с художественной вышивкой. Искусство плетения. Виды плетения. Знакомство с материалами и инструментами. Плетение изделия. Выставка работ.

3) «Дизайн и технология». Классификация и характеристика текстильных материалов. Исследование видов и свойств материалов. Оборудование, инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Классификация швейных изделий. От идеи до продукта (швейные изделия). Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль). Создание костюма (на мини-манекен или куклу). Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квиллинг, курак). Разработка идей. Эскиз. Выбор и подготовка материала. Последовательность выполнения работы. .

4) «Культура питания». Основы здорового питания. Составление меню. Оборудование кухни. Посуда, инструменты и приспособления для приготовления пищи. Изучение возможностей инструментов и приспособлений для приготовления пищи. Технология приготовления бутербродов и напитков. Технология приготовления салатов из овощей и фруктов.

5) «Культура дома». Личная гигиена, уход за собой. Основные направления растениеводства. Весенние работы в растениеводстве

5.Цель обучения учебному предмету – формирование функциональной грамотности в области искусства и технологий труда, развитие личности с творческим отношением к действительности.

6.Виды деятельности для достижения учебных задач (индивидуальная, парная и групповая работа).

Особенностью учебного предмета «Художественный труд» в системе основного среднего образования является изучение различных видов искусства, выражение идей средствами искусства, приобретение универсальных (бытовых) и специальных (предметных) знаний и умений, навыков художественной обработки и преобразования материалов и объектов, навыков ведения домашнего хозяйства, пользования техникой и технологиями.

7.Программа по учебному предмету «Художественный труд» направлена:

на развитие знаний, формирование осознанного восприятия искусства, дизайна и технологий в окружающем мире;

изучение художественно-культурного наследия народов Казахстана и мира;

развитие технологических навыков, навыков передачи творческих идей выразительными средствами искусства и дизайна;

развитие творческого и критического мышления обучающихся в процессе исследования, создания, анализа, художественной трансформации объектов;

приобретение опыта применения информационно-коммуникационных технологий во всех видах учебной деятельности (исследование, творческая реализация идей, презентация работ);

исследование и применение различных ресурсов и источников информации с осознанием их значения для результатов работы;

эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, патриотическое воспитание и формирование нравственно-духовных ценностей;

развитие умения самостоятельно планировать свою деятельность, определяя и учитывая время, свойства материалов и другие факторы;

приобретение опыта организации совместной деятельности.

Распределение часов по курсу «Художественный труд»

Наименование раздела

Всего.

Теор.

Практ.

Визуальное искусство

Декоративно-прикладное искусство

Дизайн и технология

Культура питания

Культура дома

итого

Календарно-тематическое планирование

5 класс (девочки)

Тема урока

1-я четверть (18 часов)

Раздел 1: Визуальное искусство.(18ч)

Средства выразительности в изобразительном искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства

Шедевры классического искусства. Творчество казахстанских художников.

Искусство натюрморта.

Декоративный национальный натюрморт

Пейзаж. Гармония с природой. Воздушная перспектива

Индустриальный пейзаж. Городской пейзаж. Линейная перспектива

Искусство пластических форм. Скульптура

Творческая работа.

Творческая работа. Организация выставки

2 четверть (14 часов)

Краткая история и виды орнамента. Казахские национальные орнаменты (виды, стилизация и мотивы)

Художественная вышивка. Виды вышивки. Знакомство с материалами и инструментами. Разработка эскиза

Декорирование изделия художественной вышивкой

Искусство плетения. Виды плетения. Знакомство с материалами и инструментами Разработка эскиза

Плетение изделия

Плетение изделия. Выставка работ.

3 четверть (20 часов)

Раздел 3: Дизайн и технологи я(20ч)

Классификация и характеристика текстильных материалов. Исследование видов и свойств материалов

Оборудование, инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов.

Классификация швейных изделий. От идеи до продукта (швейные изделия)

Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль и другие материалы).Создание костюма (на мини-манекен или куклу)

Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль и другие

материалы).Создание костюма (на мини-манекен или куклу)

Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк, квиллинг, курак).Разработка идей. Эскиз. Выбор и подготовка материала. Последовательность выполнения работы

Создание изделия. Декорирование изделия

Создание изделия. Декорирование изделия

Создание изделия. Декорирование изделия

Презентация работы

4 четверть (16 часов)

Раздел 4: Культура питания (12ч)

Основы здорового питания.

Составление меню

Оборудование кухни. Посуда, инструменты и приспособления для приготовления пищи. Исследование возможностей инструментов и приспособлений для приготовления пищи

Технология приготовления бутербродов.

Технология приготовления горячих напитков.

Технология приготовления салатов из овощей и фруктов

Раздел 5: Культура дома. (4ч)

Личная гигиена, уход за собой

Основные направления растениеводства

Весенние работы в растениеводстве

Тематическое планирование составила:

Горбань Т.В. учитель технологии

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Художественный труд»

Возраст обучающихся: 1, 2, 3, 4 классы

Срок реализации: 4 года

Составитель:

Павлихина А.Н.

Учитель начальных классов

МБУ СОШ № 70

г.о. Тольятти, 2013

Пояснительная записка

Актуальность

Художественное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа «Художественный труд» была разработана для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству.

При разработке программы «Художественный труд» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, вышивка, батик, бисероплетение, и т.п.

Содержание программы «Художественный труд» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

Развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

Формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

Освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

Обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

Знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Цель программы:

Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

Приобщать школьников к народному искусству;

Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Художественный труд» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе и 34 часа в год во 2-4 классах (1час в неделю).

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Художественный труд» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

Учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

Навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

Устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

Осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

Эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

Адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

Навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

Моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

Осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

Развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

Художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

Понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

Более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

Формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Учебно-тематическое планирование

Учебный план занятий по программе «Художественный труд»

Номер

раздела

Название разделов

Количество часов

всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

теор

прак

теор

прак

теор

прак

теор

прак

Пластилино-графия

11,5

III.

Бумагопластика

Бисероплетение

Изготовление кукол

итого

Тематический план занятий по программе «Художественный труд»

1 год обучения. (1 час в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

Введение: правила техники безопасности.

Пластилинография

Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке».

«Кактус в горшке»

Плоскостное изображение. «Рыбка»

«Натюрморт из чайной посуды»

Рельефное изображение. «Ферма»

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

Божьи коровки на ромашке

Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы»

«Ромашки»

«Совушка – сова»

«Снегурочка в зимнем лесу»

Бумагопластика

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

«Волшебные комочки».

Фрукты

«Чудо – дерево»

Птенчики

«Снегирь»

Новогодняя игрушка. Символ года

Открытка к Новому году

Праздничный салют

Бисероплетение

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)

Низание крестиками

Изготовление кукол

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

Кукла на картонной основе.

Композиция «В лесу»

Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы.

Итого: 33 часа

2 год обучения. (1 час в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

Введение: правила техники безопасности

Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.

Пластилинография

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»

Бумагопластика

История бумаги. Технологии работы с бумагой

Цветы из бумаги.

Снежинки

Новогодняя открытка

Бисероплетение

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит»

Техника параллельного низания.

«Бабочка»

Бисерная цепочка с петельками.

Изготовление кукол

Народная кукла. Русские обряды и традиции

Бесшовные куклы

Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

Итого: 34 часа

3 год обучения. (1 час в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

Введение: правила техники безопасности

Вводное занятие

Пластилинография – как способ декорирования

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Фоторамка

Подсвечник

Ваза

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

Бумагопластика

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги

Конструирование из бумажных полос

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

Бисероплетение

Техника «французского» плетения

Бисерные «растения» в горшочках

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

Изготовление кукол

Сувенирная кукла.

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Кукла – шкатулка

Итого: 34 часа

4 год обучения. (1 час в неделю)

Номер

раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

Введение: правила техники безопасности

Чему будем учиться на занятиях

Пластилинография

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Бумагопластика

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

Завивка, закругления

Бисероплетение

Бисероплетение – как способ оформления интерьера

Праздничные сувениры

Цветочные композиции - букеты

Изготовление кукол

Работа над образом. Эскиз

Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

Итого: 34 часа

Первый год обучения (33 ч.)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

II. Пластилинография.

1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.

Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

4. Плоскостное изображение. «Рыбка».

Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и уменя.

5.«Натюрморт из чайной посуды»

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

6.Рельефное изображение. «Ферма».

Создание сюжета в полуобъеме.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

7.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». «Божьи коровки на ромашке.

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».

Практическая часть . Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

9.«Ромашки»

Трафаретные технологии пластилиновой живописи.

Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии

10.«Совушка – сова»

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть . Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.

12.«Снегурочка в зимнем лесу»

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа

  1. Бумагопластика

1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.

История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.«Фрукты», «Чудо – дерево»

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

Практическая часть.

3. «Птенчики».

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

4.«Снегирь»

Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.

Практическая часть.

5.Новогодняя игрушка. Символ года

История возникновения символов. Последовательность выполнение работы. Практическая часть . Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

6.Открытка к Новому году.

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

7. «Праздничный салют».

Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

  1. Бисероплетение

1. Вводное занятие.

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

2.Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.

Основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов

3.Параллельное низание.

Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть . Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

4. Низание крестиками

Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.

  1. Изготовление кукол

1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2 .Кукла на картонной основе.

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.

Практическая часть . Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

3.Композиция «В лесу»

Особенности построения композиции

Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

4 .Аппликация . Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.

2 год обучения (34ч.)

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

I. Введение: правила техники безопасности

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.

II. Пластилинография

1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

2. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

Практическая часть.

3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

  1. Бумагопластика

1.История бумаги. Технологии работы с бумагой

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.Цветы из бумаги.

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.

3.Снежинки

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки

4.Новогодняя открытка

Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

Практическая часть. Новогодняя открытка.

  1. Бисероплетение

1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.

Практическая часть. «Мышка», «Кит».

2.Техника параллельного низания. «Бабочка»

Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. «Бабочка»

3.Аппликация из бисера. «Открытка»

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов. Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

4.Бисерная цепочка с петельками.

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

  1. Изготовление кукол

1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

2.Бесшовные куклы.

ёТехнология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

3.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

3 год обучения (34ч.)

На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

  1. Введение: правила техники безопасности

1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.

  1. Пластилинография

1.Пластилинография – как способ декорирования.

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

2.Фоторамка.

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть . Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

3.Подсвечник.

Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.

Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.

4.Ваза.

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера.

Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

5.Объемно – пространственная композиция.

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур

6.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Практическая часть . Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

  1. Бумагопластика

1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.

Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.

2.Конструирование из бумажных полос.

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,

  1. Бисероплетение

1.Техника «французского» плетения (низания дугами).

Назначение и правила выполнения «французского плетения»

Практическая часть . Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

2.Бисерные «растения» в горшочках.

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

3.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

  1. Изготовление кукол

1.Сувенирная кукла.

Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.

Практическая часть . Домовенок. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

3.Кукла – шкатулка

Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.

Практическая часть. Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.

4 год обучения (34ч.)

Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

  1. Введение: правила техники безопасности

1.Чему будем учиться на занятиях.

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.

  1. Пластилинография

1.Панно из пластилина.

Знакомство с принципами работы

Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала).

2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

3.Подбор цветовой гаммы.

Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

Практическая часть. Выполнение практической работы

4.Тематические композиции.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Практическая часть. Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

  1. Бумагопластика

1.Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

Практическая часть. Кошка, собака.

2.Завивка, закругления

Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа.

Практическая часть. Эльф, фея, ангел.

  1. Бисероплетение

1.Бисероплетение – как способ оформления интерьера

Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2.Праздничные сувениры

Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

3.Цветочные композиции – букеты

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

  1. Изготовление кукол
  1. Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

  1. Подготовка материалов и инструментов.

Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы.

Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.

  1. Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.

Планирование этапов работы

Практическая часть . Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

Список литературы

Основная литература:

  • Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
  • Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Дополнительная литература:

  • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  • Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  • Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
  • Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
  • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  • Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
  • Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
  • Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
  • Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
  • Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Список литературы для детей

Основная литература:

  • Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
  • Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  • Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

Дополнительная литература:

  • Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
  • Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., л. Ил. – (Город Мастеров).

Терминологический словарь

к программе «Декоративное творчество»

  • Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
  • Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
  • Бисер (бусины) - маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
  • Бисероплетение - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой, в отличие от других техник где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером) бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
  • Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
  • Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
  • Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
  • Инструкция - содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
  • Интерьер – художественно оформленное убранство помещения. и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
  • Куклы-актёры - самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах , фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
  • Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
  • Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. , керамических плиток и других материалов.
  • Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
  • Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
  • Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
  • Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства . Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал - рисунок , не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.