Девиантное и делинквентное поведение социальные нормы. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Формы асоциального поведения. Внешние и внутренние факторы

Делинквентное и девиантное поведение — это формы поведения, которые заключаются в нарушении общественных правовых или моральных норм. Это может выражаться в агрессии к себе или другим людям, склонности к бродяжничеству, вредных привычках и психических отклонениях различной выраженности.

Делинквентное поведение — форма девиантного поведения, которая проявляется в виде совершения противоправных действий.

Отличия делинквентного поведения от девиантного

Различие девиантного и делинквентного поведения в том, что девиантное состояние шире и характеризует общее отклонение от социально-одобряемых, устоявшихся норм. Делинквентность — вариант отклонения, при котором совершаются общественно-опасные действия, которые могут перерасти в преступления и понести за собой юридические последствия.

Например, если рассматривать 3 состояния футбольного болельщика, то скандирование речевок — вариант нормы, агрессия и оскорбления характеризуют девиантное поведение, а драка, причинение физического вреда — проявление делинквентности.

Причины возникновения делинквентности

Делинквентный тип девиантного поведения возникает как у взрослых, так и у подростков. Выделить одну причину такого социального поведения нельзя, — на его развитие влияют многие факторы, создавая взаимосвязанные комплексы.

Выделяют следующие причины асоциальных поступков:

Психофизиологические:

  • тип и характер личности;
  • уровень тревожности;
  • физические заболевания и особенности;
  • зависимости (алкогольная, наркотическая, игромания и пр.).

Семейные:

  • развод родителей, появление партнера у одинокого родителя;
  • уход из жизни близкого родственника;
  • недостаток воспитания, дурной пример родителей;
  • домашнее психическое и физическое насилие;
  • зависимости родителей, неблагополучная семья.

Социально-экономические:

  • социальное неравенство, деление на богатых и бедных;
  • безработица, недостаток средств;
  • этнические конфликты.

Также причиной делинквентности может быть вынужденное изменение социальной среды (смена места жительства, круга общения, потеря жилья и пр.).

Виды асоциального поведения

Существуют формы делинквентного поведения, которые наносят вред не только самому человеку, но и всему обществу или его отдельным группам.

  1. Аддикция. Это пагубное пристрастие, зависимость от каких-либо действий или химических веществ. Распространенные формы аддикции — алкоголизм, наркомания, курение, игромания, пищевые зависимости, сексуальные зависимости, сектантство. У людей с аддиктивным типом поведения появляется отчуждение от общества. Они живут в мире искаженной реальности, постепенно разрушая свое психическое и физическое здоровье, делая близкое окружение созависимыми людьми.
  2. Дисциплинарные проступки. Дисциплинарные нарушения встречаются как в учебных заведениях, так и на работе. К ним относятся опоздания, нарушения распорядка, демонстративное невыполнение обязанностей, игнорирование техники безопасности, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного или иного токсического опьянения.
  3. Административные правонарушения. К ним относятся нарушение правил дорожного движения, распитие спиртных напитков в общественных местах, нецензурная брань и пр.
  4. Преступления. Если совершение противоправных действий переходит за грани проступка (кража, вымогательство, изнасилование, угон автотранспортного средства, мошенничество, сбыт наркотических веществ и пр.), оно является преступлением и переходит в разряд уголовно наказуемых деяний.


Особенности делинквентного поведения у подростков

В подростковом возрасте базовые причины делинквентности усугубляются возрастным кризисом, разрывом между потребностями и невозможностью их удовлетворения из-за принятых в обществе норм.

Например, в России социально и законодательно приемлемый возраст вступления в половые отношения, употребления алкоголя и табака — 18 лет, хотя потребность у подростка может возникнуть раньше.

Особенности психологии асоциального подростка:

  1. Групповой характер социальных отношений. Противоправные поступки, совершенные в группе, дают ощущение анонимности, безнаказанности.
  2. Отрицание авторитета родителей, взрослых. Подросток стремится к независимости, самостоятельности, но при этом у него недостаточно развито чувство ответственности, самоконтроля. Такие качества делают человека уязвимым для вредного влияния извне, поэтому в подростковом возрасте высокий риск пристраститься к наркотикам, алкоголю, табаку и пр.
  3. Агрессия, повышенная возбудимость, нервозность, частая смена настроения, отсутствие интереса к жизни, депрессия.
  4. Готовность идти на риск без осознания последствий.
  5. Неправильное транслирование образа взрослого человека. Пытаясь казаться мужественным, юноша может быть грубым; желая казаться женственной, девушка может быть вульгарной.

Поведение, отклоняющееся от социальных и юридических норм, должно стать сигналом о том, что взрослеющему ребенку требуется уделять больше времени и внимания со стороны родителей. Также понадобится контроль специалистов-психологов, педагогов во избежание закрепления асоциального образа жизни.

Примеры делинквентного поведения

Признаками поступков, противоречащих принятым нормам, является то, что люди совершают их нарочито, напоказ, желая привлечь внимание как можно большей части общественности. При этом нарушители хорошо отдают себе отчет в своих действиях.

Примерами таких действий могут быть:

  • творчество, дестабилизирующее общественное спокойствие («желтая» журналистика, создание фейковых новостей, неприемлемые изображения, «мемы», создание и развитие порносайтов и другого запрещенного контента);
  • киберпреступления — «хакерство»;
  • аддикция;
  • дисциплинарные и административные правонарушения;
  • жестокое обращение с животными;
  • побеги из дома, попрошайничество;
  • проституция;
  • вандализм;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя, неприятие своего тела, суицид;
  • участие в подготовке и исполнении терактов.


С развитием Интернета и социальных сетей наблюдается вовлечение молодежи во многие виды деятельности, направленные на дестабилизацию общественного спокойствия, поэтому диагностика и профилактика асоциального поведения должны начинаться до вступления детей в подростковый возраст.

Девиантное поведение - это поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам.

Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность) . В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок, англ. - delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии) , наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом

21.Социальный контроль подразделяется на два вида:

§ самоконтроль - применение санкций, совершаемое самим человеком, направленное на себя;

§ внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Внешний контроль бывает:

§ неформальный - основан на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также общественного мнения, которое выражается через обычаи и традиции либо средства массовой информации;

§ формальный - основан на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации.

В современном обществе, в сложном социуме, в многомиллионной стране невозможно поддерживать порядок и стабильность неформальными методами, так как неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, поэтому он называется локальным. Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Его осуществляют агенты формального контроля - специально обученные и получающие заработную плату за выполнение контрольных функций лица, носители социальных статусов и ролей - судьи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники, служители церкви и т.д. В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. Например, в традиционной сельской общине писаных норм не существовало; в единую систему социального контроля органично вплеталась церковь.

В современном обществе основой социального контроля выступают зафиксированные в документах нормы - инструкции, указы, постановления, законы. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует нас через экзаменационные оценки, правительство - посредством системы налогообложения и социальной помощи населению, государство - через милицию, секретную службу, государственные каналы телевидения, органы печати и радио.

В зависимости от применяемых санкций методы контроля бывают:

§ прямые жесткие; инструмент - политические репрессии;

§ косвенные жесткие; инструмент - экономические санкции международного сообщества;

§ прямые мягкие; инструмент - действие конституции и уголовного кодекса;

§ косвенные мягкие; инструмент - средства массовой информации.

В организациях осуществляется контроль:

§ общий (если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения);

§ детальный (если менеджер вмешивается в каждое действие, поправляет и т.п.); такой контроль еще называют надзором.

Надзор производится не только на микроуровне, но и на макроуровне.

На макроуровне субъектом, осуществляющим надзор, выступает государство - полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.

Организация и общество в целом могут быть перегружены огромным количеством норм. В таких случаях население отказывается выполнять нормы, а власти не способны проконтролировать каждую мелочь. Однако давно замечено: чем хуже исполняются законы, тем больше их издается. От нормативных перегрузок население защищается их неисполнением. Если большинству людей, на которых рассчитана данная конкретная норма, удается обойти ее, можно считать, что норма мертва.

Люди обязательно не будут соблюдать нормы или обойдут закон:

§ если эта норма им невыгодна, противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем пользы;

§ если нет строгого и безусловного для всех граждан механизма контроля исполнения закона.

Взаимовыгодные приказы, законы, постановления и вообще социальные нормы удобны тем, что исполняются добровольно и не требуют содержания дополнительного штата контролеров.

Каждая норма должна покрываться соответствующим числом санкций и агентов контроля.

Ответственность перед исполнением закона возникает у граждан при условии, если они:

§ равны перед законом, несмотря на статусные различия;

§ заинтересованы в действии данного закона.

Американский социолог австрийского происхождения П. Бергер предложил концепцию социального контроля, суть которой сводится к следующему (рис. 1). Человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый круг - новая система контроля.

Круг 1 - внешний -политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Помимо нашей воли государство:

§ взимает налоги;

§ призывает на военную службу;

§ заставляет повиноваться своим правилам и установкам;

§ если сочтет необходимым, лишит свободы и даже жизни.

Круг2 - мораль, обычаи и нравы. За нашей нравственностью следят все:

§ полиция нравов - может посадить за решетку;

§ родители, родственники - употребляют неформальные санкции типа осуждения;

§ друзья - не простят предательства или подлости и могут расстаться с вами.

Круг3 - профессиональная система. На работе человек скован: массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность - потерей шансов найти новое место.

Контроль профессиональной системы имеет огромное значение, так как профессия и должность решают, что индивиду можно, а что нельзя во внепроизводственной жизни, какие организации примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он позволит себе жить и т.п.

Круг4 - социальная среда , а именно: дальние и близкие, незнакомые и знакомые люди. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, например: манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения, даже манеру вести себя за столом (невоспитанного человека не пригласят в гости или откажут от дома те, кто ценит хорошие манеры).

Круг 5 - ближайший к индивиду -частная жизнь. Круг семьи и личных друзей тоже образует систему социального контроля. Социальное давление на индивида здесь не ослабевает, а напротив, возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Ядром частной жизни являются интимные отношения мужа и жены. Именно в интимных отношениях человек ищет поддержку самым важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи - значит рисковать утратой самого себя.

Таким образом, человек должен: уступать, подчиняться, угождать в силу своего положения всем - от федеральной налоговой службы до собственной жены (мужа).

Общество всей своей громадой подавляет индивида.

Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.

22.​ Понятие социальной общности

Понятие социальных общностей

Социальные общности – одна из социальных подсистем, группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью или имеющих общие цели, культурные запросы, политические, идеологические и иные ценностные ориентации.
Разнообразие социальных общностей весьма впечатляюще. Социологическими исследованиями доказано, что большинство граждан в каждой стране взаимодействуют с различными общностями. Этим фактом объясняются реальные интересы и мотивы поведения граждан, а также условия стабильности или, наоборот, нестабильности всего общества в целом.
К социальным общностям можно отнести: этнические, профессиональные, территориальные, гендерные, возрастные, региональные, образовательные и др. объединения людей.
Практика показывает, что отношение человека к существующим общностям является показателем его социальной активности, гражданской позиции и демократизма. Чем к большему количеству общностей принадлежит гражданин, тем он более полезный участник общества, так как это политически активные личности, которые участвуют в решении общественных вопросов и могут влиять на решение многих значимых ситуаций.

Особенности социальных общностей

социальные общности – это не абстрактное понятие, они реально существуют, и их можно выявить с помощью наблюдения;

количество людей, которых насчитывают в социальных общностях, не поддается арифметическим подсчетам, но это целостное объединение;

возникновение социальных общностей относится к удовлетворению потребностей, интересов и побуждений участников.

Причины формирования социальных общностей

сходство, близость условий жизни людей;

похожие потребности и интересы;

единство взглядов и подходов к решению некоторых или многих проблем;

ощущение пользы от проявления взаимодействий и прочего сотрудничества;

неформальное причисление участников к данной общности.

Типология социальных общностей

По величине:
1) Крупные социальные общности. К таковым объединениям можно отнести: наемных работников, предпринимателей, фермеров, защитников окружающей среды, противников военных действий.
Большие социальные общности обладают значительным влиянием, поэтому вызывают интерес у социологов. Благодаря своей значительной численности, общности могут распространять влияния на значительные территории.
2) Малые социальные общности. К ним относятся семьи, сотрудники отделов, группы студентов в учебных заведениях, выпускники, объединения собственников жилых домов.
Малые общности представляют интерес для социологии, так как в ряде случаев на их основе возникают крупные массовые общественные организации и движения, играющие важную роль в демократизации общественных отношений.

По степени организованности:
1) Малоорганизованные общности, которые возникают для совместного решения ограниченной задачи, а по мере её решения прекращают свое существование. Например: избиратели какой-либо партии, участники общественных движений.
2) Жесткоорганизованные общности. Отличаются наличием четкой программы, руководящих органов, преемственностью деятельности. Примерами могут быть: общественные движения, политические партии и проч. Зачастую общности с жесткой организацией возникают на основе малоорганизованных общностей.

Социальные общности отличаются большим разнообразием видов и форм, например, по следующим признакам:

по количественному составу - от двух-трех человек до десятков и даже сотен миллионов;

по продолжительности существования - от нескольких минут до многих тысячелетий;

по базовым системообразующим признакам - профессиональные, территориальные, этнические, демографические, социокультурные, конфессиональные и др.

Большие социальные общности

Большие социальные общности - это, как правило, многотысячные группы людей с территориальными границами и неопределенным качественным и количественным составом (например, классовые, территориальные, профессиональные, конфессиональные, этнические общности и др.). Возникновение и функционирование больших социальных общностей происходит на основе общих социальных связей. Эти связи, как правило, носят ситуативный и опосредованный характер солидарного взаимодействия (например, митинг солидарности шахтеров Воркуты в поддержку бастующих шахтеров Кузбасса; митинг (демонстрация) протеста арабских студентов в Москве, осуждающих американо-британскую агрессию в Ираке).

Для больших социальных общностей в большей степени свойственны не социальные контакты (непосредственное взаимодействие ее членов), а опосредованные социальные связи. И чем больше социальная общность (по количеству членов, по занимаемой ею территории), тем меньше у ее членов возможностей для непосредственного взаимодействия.

Кроме наличия общих социальных признаков для причисления себя к той или иной социальной общности, немаловажное значение имеет самоосознание (самоопределение) конкретного индивида. Например, в открытом демократическом обществе человек, как правило, сам может выбирать место жительства, род занятий, профессию, религию, идеологию и т. д. Желание индивида участвовать в деятельности той или иной социальной общности во многом зависит от ожидаемого вознаграждения (материального или морального), которое он может получить в перспективе.

23. Большая социальная группа - количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Характеристики девиантного поведения

В некоторых современных исследованиях нередко понятие «девиантное поведение» соотносят с еще одним типом поведения – делинквентным. Но в действительности эти понятия, несмотря на свою созвучность и некоторую идентичность, все же не совпадают.

Девиантное поведение человека – это понятие многогранное. С одной стороны, его определяют в качестве поступка человека, его действия, которое не соответствует общепринятым и формальным нормам и стандартам в обществе. С другой стороны, девиантное поведение – это особое социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческого поведения и деятельности. При этом, данные формы также не соответствуют официально установленным нормам и стандартам, которые сложились в конкретном обществе.

Важно осознавать, что девиация – это отклонение, но она не всегда может носить отрицательный характер. поэтому, выделяют сразу два вида отклонений от социальных норм:

  • Позитивные отклонения от социальных норм, которые направлены на то, чтобы избавиться от устаревших и неактуальных стандартов и норм. Это способствует качественному изменению социальной системы, без которого общество не может дальше развиваться и выйти на совершенно новый уровень своего развития.
  • Негативные отклонения от социальных норм – иными словами их называют дисфункциональными, поскольку они могут дезорганизовать социальную систему, привести ее к неминуемому разрушению. Это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения членов общества, которые недовольны сложившимися обстоятельствами, и стремятся всеми силами и действиями продемонстрировать свое неудовлетворение.

Рисунок 2. Формы девиантного поведения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Девиантное поведение может быть нескольких типов:

  • Во-первых, это инновация, которая предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание общепринятых способов, которые могли бы помочь достичь поставленных целей;
  • Во-вторых, ритуализм – связан с отрицанием целей конкретного общества и абсурдным преувеличением способов их достижения;
  • В-третьих, ретретизм – отказ человека или группы лиц от социально одобренных целей и, соответственно, отказ от традиционных и привычных способов их достижения.

Последний тип девиантного поведения – бунт. Он отрицает и цели, и способы достижения целей, но при этом стремится к их замене на совершенно новые. К бунтарям следует относить революционеров, которые стремятся к коренной ломке всех общественных отношений. При этом, они могут предлагать новые способы достижения целей, а могут просто разрушать старые без возможностей альтернатив.

Рисунок 3. Причины девиантного поведения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Сущность делинквентного поведения

Делинкветное поведение – это также асоциальное поведение человека, которое проявляется в его поступках. Это может быть и какое-либо действие, и бездействие в отношении сложившейся ситуации. Делинквентные поступки могут наносить вред отдельному человеку или всему обществу в целом.

Замечание 1

В отличие от девиантного поведения, делинквентное – это скорее проступок, чем осознанное преступление.

Рисунок 4. Делинквентное поведение. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Очень большой интерес представляет подростковая делинквентность. В этом возрасте человек чаще всего совершает различные проступки, как умышленные, так и несознательные. Рост таких проступков и отсутствие их профилактики может привести к тому, что делинквентное поведение будет восприниматься человеком как норма. Как следствие, во взрослом возрасте это приведет к увеличению удельного веса тяжких насильственных преступлений, которые будут совершаться теми же людьми, не прошедшими профилактические занятия или воспитательные беседы.

Чаще делинкветное поведение представлено в виде причинения вреда. Это связано с посягательством дилинквента на человека, его права и свободы. Сюда же относится и собственность, которую он может испортить, следуя каким-либо собственным мотивам. Различные виды делинкветного поведения, несмотря на их относительную невинность в сравнении с девиантным поведением, все же осуждаются обществом. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений. За делинквентные поступки в рамках законодательства устанавливаются самые разные виды социальной или уголовной ответственности (которая редко выходит за рамки административной ответственности и общественных работ).

Существует несколько видов делинквентного поведения:

  • Во-первых, к делинквентному поведению относятся административные правонарушения – нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство. В качестве административных правонарушений рассматривают также курение или распитие спиртных напитков в общественных местах.
  • Во-вторых, делинкветнтым является дисциплинарный проступок – противоправное, виновное и намеренное неисполнение своих трудовых обязанностей. Такие делинквентные проступки влекут за собой дисциплинарную ответственность, которая предусматривается в трудовом законодательстве.

К таким проступкам следует отнести: прогул по неуважительной причине, появление на работе в ненадлежащем состоянии, наркотическом или токсическом опьянении, нарушение правил охраны труда.

Если делинквентное поведение вовремя не откорректировать, то получится довольно негативная картина: человек, воспринимающий свое поведение как норму, будет и дальше совершать преступления, только уже более тяжелые. В его сознании отложится нормальность таких

Самым неконтролируемым возрастом является подростковый. Не только сам подросток не контролирует своих поступков, но и родители, учителя, общество. Трудности заключаются в том, что подростки совершают вредные, а порой и преступные действия. Это еще называют делинквентным поведением, формы и примеры которого будут рассмотрены на сайте психологической помощи сайт.

Подростки являются трудными, поскольку с ними уже невозможно договориться на тех началах, которые действовали ранее. Теперь «малыш» не слушается, не подчиняется и еще делает все наоборот. Протест и отстаивание своего мнения являются приемлемыми формами подросткового поведения, которое просто .

Другой формой поведения является делинквентная, когда подросток уже не просто протестует, а что-то пытается доказать. Зачастую доказательства он делает предоставить себе, обществу и своим друзьям. Мол, «я могу вести себя, как взрослый человек». Только понимание того, что делает взрослый человек, у всех разное.

Чаще всего можно отметить такое поведение подростков:

  • Ранее вступление в сексуальные связи.
  • Употребление наркотиков, алкоголя, курение.

Подростки считают, что такое поведение делает их взрослыми, поскольку так ведут себя более старшие люди. Однако в некоторых случаях речь может идти о преступных действиях, например, избиение человека, разбитие стекол.

Таким образом подросток показывает обществу, что повзрослел. Хотя само общество понимает, что данные поступки являются противоправными, наказуемыми и ничего не доказывающими.

Что такое делинквентное поведение?

Все больше возрастает число подростковых преступностей. С чем это связано? С внутренним пониманием того, кто такой взрослый человек. Ведь это является главной целью каждого взрослеющего парня или девушки – повзрослеть. Только некоторые неправильно это понимают, что приводит к противоправным действиям. Что такое делинквентное поведение?

Речь в данном случае идет об асоциальном, противоправном действии, которое направлено на причинение вреда окружающим, на ущемление их прав, разрушение имущества, социального порядка. Происходит данное понятие от латинского слова «delictum», которое обозначает «проступок».

Проступки подростки в данном случае совершают в отношении общественных норм и правил, порядка, установленного в социуме. Вред направлен на разрушение общественного устоя, который является принятым. Причины такому поведению самые разнообразные, начиная от неблагополучия в семье и заканчивая общением с плохими людьми.

Следует отличать делинквентное поведение от девиантного. Не каждое отклоняющееся поведение от общественных норм является криминальным, однако каждое криминальное поведение является отклоняющимся.

Делинквентное поведение направлено на причинение вреда социуму, соответственно, наказывается государством. В зависимости от противоправности проступка, подростка наказывают через суд либо административными штрафами. Если подросток совершает делинквентные поступки, достигая совершеннолетия, то его называют асоциальной личностью. Если его поступки не наказываются законом, то он просто является антисоциальной личностью.

Кажется, что все подростки являются преступниками. Однако следует отличать разные модели поведения. Есть подростки, которые просто ярко одеваются, делают экстравагантные прически, громко смеются и слушают музыку по ночам. Однако другой категорией подростков являются те, кто имеет беспорядочные связи, употребляют наркотические средства, совершают преступления.

Делинквентное поведение всегда связано с законом. Подросток или группа лиц выступает против всего общества. Главной проблемой остается то, что разные поступки могут как поддаваться, так и не поддаваться уголовному наказанию. Подросток совершает поступки, которые граничат с законом. Когда он переходит эти границы, тогда наказывается по всем правилам закона.

Делинквентное и девиантное поведение

Все подростки совершают поступки, которые страшат, разрушают образ «милых мальчиков и девочек» в глазах взрослых. Можно сказать, что совершаемые ими поступки – способы найти себя в мире взрослых людей. Раньше они были маленькими, теперь тренируются быть взрослыми. Очевидным становится то, что подростки копируют поведение взрослых людей, которые совершают преступления, пьют, курят, занимаются сексом и т. д. Просто за этим подростки не видят другого поведения, которое делает человека взрослым (например, заработок денег, забота о ближнем). Вот почему их поведение является девиантным или делинквентным.

Следует отличать данные понятия. Делинквентное и девиантное поведения имеют общую черту – они противоречат общественным правилам и устоям. Подросток совершает действие, которое приносит вред. Он может вредить себе, другим людям, всему социуму.

Отличие в данных моделях поведения заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы. Грубо можно обозначить такое отличие:

  1. Девиантное поведение – это поступки, которые противоречат морали, нравственности, этике того социума, в котором человек находится.
  2. Делинквентное поведение – это поступки, которые причиняют физический или материальный вред социуму или отдельному индивиду, что наказывается законом.

Оба поведения являются следствием внутреннего конфликта, который возникает у подростка, который имеет желания и цели, но должен соизмерять свои действия с правилами и законами государства.

  1. Если подросток достигает желаемого путем нарушения норм, этикета, стандартов общества, тогда его поведение называется девиантным.
  2. Если подросток самоутверждается и становится взрослым через совершение поступков, которые являются криминальными, тогда его поведение называется делинквентным. Эти действия регулируются законом.

Следует понимать, что повторяющиеся деликты (противоправные поступки) входят в привычку, делая из человека преступника (делинквента), у которого возникают постоянные проблемы с законом.

Делинквентное поведение подростков


Авторитетами для подростков являются их друзья. Родители уже отходят на второй план, становясь одними из врагов. Общение с другом или группой друзей заставляет искать общие интересы. Можно пойти по пути занятия спортом, увлечения музыкой, развития у себя физической силы. Однако у подростков, которые не имеют хобби и увлечений, возникают другие направления общей деятельности. Это в итоге приводит к появлению делинквентного поведения у подростков.

Обычно дети, которые не имеют интересов и увлечений, просто где-то гуляют, смотрят фильмы. Такой праздный образ знакомит их с вредными привычками и повадками. Они постепенно начинают курить, пить, колоться, нюхать травку и пр. Нередко в таких компаниях появляются бандиты, которые воспринимают физическую силу как единственное средство достижения своих целей и самоутверждения.

В зависимости от качеств характера, темперамента, интересов и наклонностей, подросток выбирает тот или иной путь. Условно делинквентных подростков можно разделить на три типа:

  1. Раскаивающиеся – они имеют острую потребность в совершении антисоциальных поступков, но потом начинают раскаиваться из-за содеянного.
  2. Бессовестные – они не только испытывают потребность в совершении асоциальных поступков, но еще и не испытывают угрызений совести, не раскаиваются. Зачастую они действуют в группе, где есть главарь, который сам ничего не делает, а только руководит остальными.
  3. Без границ – они сознательно идут против правил общества, совершая преступные поступки. Они не чувствуют границы между дозволенным и наказуемым. Взгляды их циничны, а поступки самые жестокие.

Делинквентность подростков является социальной проблемой, поскольку во многом причиной противоправных или аморальных поступков являются окружающие подростка люди:

  • СМИ, положение экономики, поведение взрослых людей. Подростки являются впечатлительными и внушаемыми. Если они видят, что люди совершают преступные действия и остаются безнаказанными, тогда они позволяют себе их тоже совершать. Если преступников оправдывают, тогда подростки ждут, что их тоже пожалеют и оправдают, если они что-то сделают.
  • Семья. Многое зависит от того, какая обстановка наблюдается в семье родителей или опекунов подростка. ь, его не понимают, игнорируют и прочее, тогда он естественным образом ищет других лиц, которые дадут ему желаемое. Преступники всегда вырастают в неблагополучных семьях, а точнее отношениях, где его постоянно принижали, игнорировали или ограничивали.
  • Качества характера и моральные ценности. Каждый подросток совершает поступки, которые шокируют. Однако граница, которую себе позволяет подросток, полностью зависит от его характера, темперамента, взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Подросток не пойдет против себя.
  • Удовлетворение желаний. Если общество не будет позволять ребенку удовлетворять его желания приемлемыми способами, тогда подросток будет готов совершить аморальный поступок. Сила желания у любого человека высока.
  • Наличие хобби и уровень интеллектуального развития. Если у подростка нет интересов, хобби и увлечений, тогда его досуг становится однообразным, монотонным, скучным. Противоправное поведение хоть как-то делает его жизнь разнообразной. При этом было отмечено, что интеллектуальный уровень преступников намного низок, чем просто у девиантных подростков. Чем легче информация, которая не требует интеллектуальных осмыслений, тем лучше для того, кто ею готов воспользоваться.

Делинквентному поведению подростков можно воспрепятствовать. Однако данная профилактика должна производиться, начиная с самого рождения ребенка.

  1. Во-первых, следует заниматься воспитанием и умственным развитием ребенка.
  2. Во-вторых, следует заинтересовывать ребенка полезными занятиями. Пусть лучше будет хобби, которое кажется бестолковым, нежели ребенку нечем будет заняться.
  3. В-третьих, следует повышать самооценку, уважать и уделять внимание ребенку. Все это будет способствовать осознанному выбору друзей в будущем.
  4. В-четвертых, следует поощрять ребенка за хорошие действия, предлагать ему варианты достижения целей.
  5. В-пятых, следует приучать к труду, создавая такую атмосферу, когда ребенку будет комфортно заниматься социально приемлемыми занятиями.

Не следует исключать влияния общества, СМИ, школы и учителей. Ребенок будет сталкиваться с негативными проявлениями людей и мира. Однако если в ребенка вложить правильные ценности и моральные устои, тогда они будут его контролировать и останавливать, когда наступит период подросткового возраста.

Формы делинквентного поведения


Самыми распространенными и тяжелыми формами делинквентного поведения являются:

  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Проституция.

Преступное поведение подростков заставляет специалистов рассматривать уровень вовлеченности ребенка в общество, его занятость различными увлечениями, а также предпосылки, которые подтолкнули к такому поведению. Надеяться на полное исчезновение преступности в обществе не стоит. Скорее всего, существующие устои пока не способны взрастить и воспитать здоровое общество.

Наркоманическое поведение подростков заставляет рассматривать семейное положение, которое царствует у родственников наркомана, а также его уровень ощущения счастья. Можно сказать, что наркоманами становятся люди, которые чувствуют себя несчастными. Ощущение эйфории, которое они испытывают после употребления дозы, является единственным способом расслабления и наслаждения. Иногда подростки балуются наркотиками из интереса и любопытства.

Под проституцией понимаются половые связи с людьми, с которыми человек не состоит в брачных отношениях, не испытывает к ним никаких любовных чувств и получает за это плату. Появление проституции среди подростков может быть следствием желания заработать, неуверенности в себе и низкой самооценки, отсутствия поддержки со стороны родных, формой получения любви.

Примеры делинквентного поведения

Если рассматривать примеры делинквентного поведения, то можно разделить их на три группы:

  1. Административные нарушения. Это могут быть любые поступки, нарушающие спокойствие граждан: применение нецензурной лексики, громкая музыка по ночам, нарушение правил дорожного движения, оскорбление окружающих, проституция, употребление алкоголя в общественных местах, распространение порнографии и пр.
  2. Дисциплинарный проступок. Сюда относят поступки, которые мешают или нарушают трудовые обязательства: прогулы без причин, приход на учебу/работу в опьяненном состоянии, употребление наркотиков на рабочем месте, оскорбление школьников, учителей и пр.
  3. Преступность. Сюда относятся поступки, которые наказываются законом: воровство, изнасилование, вандализм, убийство, похищение, мошенничество, угон автомобилей, торговля психотропными веществами или наркотиками, терроризм. Если человек не достиг совершеннолетия, его наказанием будут общественные работы, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, строгий выговор.

Итог

Подростки являются особенно опасными, если их действия являются противозаконными. Они еще не совсем понимают всей ответственности собственных поступков. Также они поддаются постороннему влиянию, когда подростком управляют в корыстных целях. Итог может быть печальным, поскольку подросток, который не меняет своего поведения, становится преступником, постоянно сталкивающимся с правоохранительными органами и наказанием.

Родители не должны упускать первых моментов появления делинквентного поведения. Если девиантное поведение нарушает моральные и этические ценности, за что не происходит наказания, то преступные действия делают из ребенка будущего уголовника. Родители должны это жестко пресечь. В случае необходимости можно обратиться за психологической помощью, когда будут выявлены причины делинквентного поведения и способы его устранения.

Находясь в обществе, человек должен соблюдать общепринятые нормы. То, насколько качественно он это проявляет, характеризует его культурный уровень развития. В случае отклонения от принятых норм его поведение будет называться девиантным или отклоняющимся, а формальных – преступным и, как еще именуют, делинквентным.

Девиантное и делинквентное поведение личности

Данные два вида поведения отличаются тем, что:

  • первое – относительно, потому как относится к нормам культурного характера сугубо одной группы;
  • второе является абсолютным по отношению к нормам, установленными государством.

Для более ясного понимания этих двух понятий, приведем пример. Люди, совершившие уличное ограбление, считают это своей, скажем так, работой, видом зарабатывания денег или, словно Робин Гуд нашего времени, борются, таким образом, за справедливость в обществе. Но существует юридический закон, согласно которому, данное действие следует рассматривать как преступление, а это уже не есть отклонением (девиантным поведением).

Иными словами, девиантное (отклоняющееся) – все те поступки, что противоречат ожиданиям, нормам, официально установленными, или годами сложившимися в определенной социальной группе и делинквентное – поведение, что считается социально отклоняющимся.

Если говорить об этом более детально, то:

Под понятием «делинквентное поведение» понимаются поступки личности, являющиеся противоправными, то есть такими, что отклоняются от законов, установленных в конкретном обществе, но и угрожающие жизнедеятельности, благополучию, социальному порядку других индивидов. В психологии поступки такого человека – делинквент. называют деликтами, саму Поведение данного вида регулируется, в первую очередь, посредством дисциплинарных правил, законов, социальных норм. Общество активно осуждает и стремится наказать поступки делинквента. Стоит отметить, что в основе мотивов поступков нарушителя закона есть внутренний между личностными стремлениями и интересами общества.

Если мерой допустимого в понятии делинквентного поведения является закон, то в девиантном - социальные нормы, стандарты и в этом случае индивиды, дабы добиться желаемого, готовы прибегнуть к различным средствам. Такие личности становятся или правонарушителями, или преступниками.