Дидактические игры по краеведению «Люби и знай свой край родной» (старшая, подготовительная группа). «Мой район». Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры краеведческого содержания в доу

Елена Павлова
Краеведческие игры для дошкольников

Малая родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа .

Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение - это , прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.

Всем известный факт : формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте . Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста . Играя в такие игры , дети получают целостное представление о родном крае , городе, о своей Родине. Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры , которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Краеведческая игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта

Краеведческие игры - мощный педагогический инструмент. Благодаря им, дети глубже, шире познают свой край, узнают, что присуще только данной местности, что любят жители этой местности.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте , а обучающая игра – это одно из средств воспитания и развития детей. Дидактическая игра для дошкольника на занятиях по петербурговедению – это интересный способ познания своего родного города. В процессе игры , помимо обучения, у детей развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Использование дидактических игр по петербурговедению - это хорошее средство закрепления полученных знаний как в совместной деятельности, так и в индивидуальной.

Все дидактические игры условно разделила на группы. Суть большинства игр отображена в названии.

1. Игры , направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта :

«Чего не хватает?»

«Выбери недостающую деталь»

«Найди лишнюю картинку»

«Узнай картинку по ее части»

«Сложи изображение из частей»

«Составь архитектурно-скульптурный ансамбль»

«Собери пары картинок»

«Узнай по силуэту»

«Подбери к силуэту его изображение»

«Найди ошибку художника»

2. Игры , направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний :

«Составь пары» (подбери к памятнику архитектуры или скульптуры автора; подбери к портрету известного и великого человека его памятник, стоящий в нашем городе)

«Кто больше назовет?»

«Аукцион петербургских названий»

«Правда – неправда»

«Петербургский кубик»

«Кто ответит быстрее?»

«Узнай по описанию»

«Придумай вопрос»

«Я знаю пять названий»

3. Игры , направленные на развитие устной и письменной речи :

«Найди лишнее слово»

«Назови одним словом»

«Полслова»

«Составь слово из слогов (из букв) »

«Доскажи словечко»

«Закончи предложение»

«Отгадай слово по первым звукам»

«Петербургские рифмы»

«Какой – какая»

4. Игры , направленные на развитие умения выполнять математические вычисления, связанные с цифрами.

«Петербургская математика»

«Найди правильное число»

5. Игры , направленные на развитие ассоциативного мышления, воображения :

«Петербургские ассоциации»

«Изобрази скульптуру»

«Отгадай скульптуру по пантомиме»

«Черный ящик»

6. Игры , направленные на развитие пространственного ориентирования :

«Петербургский навигатор»

«Встаньте правильно»

К командным соревнованиям можно отнести такие игры , как :

«Что? Где? Когда?»

"Поле чудес"

«КВН»

«Путешествия по…»

«Прогулка по…»

«Экскурсия по…»

«Спасение … (сказочного героя.) от…»

«Собираем коллекцию экспонатов для музея…»

«Поиски пропавшей достопримечательности (клада.) »

«Поиски тайного (загадочного.) места в Санкт-Петербурге»

Важно не отдельно рассматривать каждый объект, а в единстве с другими, составляющими художественный ансамбль. Это позволяет развивать у детей стремление видеть целостность и единство памятников архитектуры, скульптуры, понимать значимость каждого в отдельности, умение ориентироваться в городе, развивать художественный вкус, желание наслаждаться красотой, изяществом, величием и могуществом Санкт – Петербурга. Главным результатом работы считаю воспитание современного, культурного маленького человека – юного петербуржца, любящего свой город, в котором он живет.

Список источников

1. Батяшева Л. П. Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ / Л. П. Батяшева

2. Лаврова Т. Б. Нравственно-патриотическое воспитание. "Мой непостижимый город" / Т. Б. Лаврова сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

3. Лаптенок Е. Ю. «Занятия по Петербурговедению в подготовительной группе детского сада» (из опыта работы) сайт ДОУ №1 Адмиралтейского района

4. Миронова А. А. Петербурговедение для малышей. Создание условий для формирования первоначальных представлений о родном городе (и не только об этом) / А. А. Миронова

5. Серова З. А. "Знаешь ли ты Санкт-Петербург?" Краеведческие игры . Санкт-Петербург Издательский Дом "МиМ", 1998 г.

Публикации по теме:

Краеведческие центры как средство приобщения дошкольников к культуре родного края Данная статья предназначена для воспитателей дошкольных учреждений. В этой статье автор делится опытом, как можно решать проблему патриотического.

Игры для дошкольников КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ ЦЕЛЬ. Закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание.

Грушка бильбоке. (рассчитана на любой возраст, начиная с 4-5 лет.) Цель: Развивать ловкость у детей, глазомер, скорость реакции, координации.

Игры со сказками для дошкольников Муниципальное дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 13 «Незабудка» г. Северодвинск Игры со сказками для.

Краеведческие игры Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для нас не секрет, что основным видом деятельности детей является игра. Поэтому я создала серию игр, которые.

Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкольников. Теоретическое и практическое исследование данной проблемы, отсутствие данных игр в продаже натолкнуло меня на мысль разработать и изготовить их самостоятельно. Дидактические игры по краеведению, разработанные мною, можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, самостоятельной детской деятельности, а также в семейном воспитании. К играм подобран иллюстративный материал. На основе представленных игр педагогам можно по аналогии разработать игры на развитие представлений детей о любом регионе России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по краеведению.

Аннотация:

Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:

  1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
  3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  4. Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
  5. Конкретно и четко объяснять правила игры.

Здесь представлены игры, разработанные мною, а также модифицированные игры других авторов. Игры будут интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Словесная игра «Почемучка»

Цель: Развитие вопросительно – исследовательской активности детей (на материале символов города Красноярска).

Материалы: Четыре набора картинок с изображением символов Красноярска, по три картинки в каждом наборе:

1 набор: Изображение исторических лиц города: Василий Суриков, Иван Ярыгин, Дмитрий Хворостовский;

2 набор: Символика города и края : флаг, герб города и герб края.

3набор: Предметные символы: Красноярский краеведческий музей, Исторические ворота города, Часовня на Караульной горе;

4 набор: Природные комплексы города: Заповедник «Столбы», парк флоры и фауны «Роев ручей», фан – парк «Бобровый лог».

Ход игры:

Ребенку показывают 1 набор картинок. Уточняется, знает ли он, что изображено на них. Педагог предлагает поиграть в игру «Вопрошай-ка» и задать как можно больше вопросов о том, что он хотел бы узнать про данный объект. Вводится соревновательный мотив: параллельно «на ушко воспитателю» задает вопрос игровой персонаж «Почемучка» или другой ребенок. Выигрывает тот, кто придумает больше вопросов. Сначала игра проводится с использованием пробной картинки, для того, чтобы дети поняли условие игры. После того как ребенок задал интересующие вопросы, его просят рассказать все, что он знает про объект, изображенный на картинке.

Дидактическая игра «Пьедестал почета».

Цель: Закрепление представлений об архитектурных и скульптурных особенностях достопримечательностей Красноярска, развитие связной речи.

Материал: изображения архитектурных и скульптурных достопримечательностей Красноярска, знакомых детям, изображение «пьедестала почета» - лесенки из трех ступеней.

Ход игры:

Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание.

Дидактическая игра « Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города и городов края; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.

Ход игры:

1 вариант : Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

2 вариант: Ведущий называет город края, дети из представленных гербов выбирают правильный вариант, обосновывая особенности изображения герба.

Дидактическая игра «Достопримечательности города».

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий; иллюстрации достопримечательностей других городов.

Ход игры

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики выбранную достопримечательность города.

2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города.

Дидактическая игра «Думаем о родном городе».

Цель: закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

Д ети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.

Человек вернулся заповедника «Столбы» с букетом ландышей.

Человек сажает в парке возле своего дома деревья.

Человек моет в Енисее свою машину.

Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

После отдыха на острове Татышев человек собрал весь мусор.

Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.

Оборудование: макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Красноярского края. Карточки с птицами, животными и растениями России и других стран.

Ход игры.

Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Красноярском крае, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.

Дидактическая игра «Животные нашего края».

Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.

Оборудование: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.

Ход игры.

На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:

  • Как называется животное;
  • Где обитает;
  • Чем питается;
  • Какие звуки издает;
  • Как выглядит;
  • Как называются детеныши животного.

Дидактическая игра «Красный огонек».

Цель: закрепление знаний детей о растениях и животных Красноярского края, занесенных в Красную книгу.

Оборудование: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных.

Татьяна Полушева

Дидактическая игра «Путешествие по городу» .

Дидактическая задача : закрепить и систематизировать знания детей о городе Миассе, его достопримечательностях, названиях улиц, развивать связную речь.

Игровые действия : в эту игру могут играть два и более человек. Для игры нужны кубик и каждому игроку по фишке. Фишки выставляются на старт. Дети поочередно бросают кубик и начинают движение каждый своей фишкой, каждый раз отсчитывая столько кружков, сколько их будет указано на кубике.

Зелёный круг - назови достопримечательность на фото.

Красный круг - ответь на вопрос.

Если игрок не может ответить на вопрос, то он пропускает один ход. Когда дети освоят игру, можно задавать им дополнительные вопросы по содержанию картинок, попросить объяснить свой ответ. Выигрывает тот , кто первым доберётся до финиша.

Дидактическая игра «Камнерезное искусство Урала»

Дидактическая задача : обобщить и систематизировать представления детей о камнерезном искусстве Южного Урала. Закреплять знания детей о минералах Урала : родонит, малахит, змеевик, яшма, бирюза. Учить различать минералы и изделия, изготовленные из них.

Игровые действия : ведущий показывает карточку с изображением изделий из уральских минералов. Играющие должны определить, из какого минерала изготовлены изделия и заполнить пустые карточки на большой карте с изображением определённого минерала.

Побеждает тот, чья карта будет заполнена первой.






Публикации по теме:

Дидактические игры для детей 2–4 лет "Чудесный кармашек" Цель: формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира форме, размерах, цвете. Ход игры: детям предлагается.

Дидактические игры Ловишка,бери ленту. Играющие строятся по кругу. Каждый участник игры получает полоску цветного материала или ленточку, которую он закладывает.

Дидактические игры Игра "Собери снеговика" ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки. ХОД. В.

Дидактические игры Обозначь предметы цифрой Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие внимания, памяти, мышления, а также.

Дидактические игры ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ» ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о единицах длины, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно.

Дидактические игры Дидактические игры «Кто как голос подает?» Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Наталья Дроздовская
Картотека настольных игр по краеведению

"Анаграммы"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц и растений Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Участников можно разделит на две команды. Каждая команда получает набор слов; необходимо, переставив в них буквы, образовать новые слова – анаграммы (анаграмма – греческое слово : анна – пере, грамма - буква) .

Из данных слов выбрать названия связанные с растительным и животным миром нашей области.

Например :

РОСТ, КАР, СИЛА, СОЛЬ, ПАРК…

На разгадывание анаграмм дается определенное время. Кто больше составит слов, тот и победитель. Победившей команде вручают медали «Знатоки анаграмм» .

"Времена года"

Цель игры :

Повторить знания детей о временах года; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют от 2 и более человек. На столе лежат карточки с загадками , с описанием того или иного времени года, описанием вниз. Играющий берет карточку , переворачивает ее и читает. Затем говорит, о каком времени года идет речь. Если ответил правильно, то карточку забирает себе , если нет, переворачивает ее и ложит назад. У кого из играющих будет больше карточек , тот лучший знаток времен года.

Домино "Грибы"

Цель игры :

Повторить название грибов; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Участвуют от 2 до 4 человек. Каждый берет себе по 7 фишек, на которых изображены две картинки . Задача игроков выстроить последовательную цепь. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной фишки.

"Животные и их детеныши"

Цель игры :

Ход игры:

Участвуют от 1 до 3 детей. Ребенок из предложенных картинок должен составить видовую пару того животного, которое живет на территории нашего края. Затем назвать этого животного, его детенышей.

"Зоопарк"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В этой игре дети должны разместить своих животных птиц в Зоопарке, при этом получая за них доход и очки.

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся все карточки . Как только это случилось, партия прекращается.

"Кто где живет?"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, насекомых Кемеровского района; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют 2-3 ребенка. Дети должны распределить животных, птиц по месту его обитания. Каждому дается по 2 картинки , на которых изображены река, лес, горы и т. д. Дети должны подобрать 4 животных, птиц обитающих на данной территории. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.

"Кто самый внимательный"

Цель игры :

Повторить название животных и растений, птиц, водных ресурсов нашего района; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Из предложенных карточек выбрать только те , на которых изображены :

Животные нашего края;

Перелетные птицы;

Насекомые;

Рыбу наших рек;

Реки Кемеровского района и т. д.

Кто сделает меньше всех остальных- ошибок, тот победил.

"Кто больше составит пар"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц и растений, водных ресурсов Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В основе этой игры лежит принцип чешской игры «Пенсессо» . Перед началом игры карточки раскладываются на столе картинками (связанные с родным краем : животные, растения, памятные места, символы и т. д.) в низ, играющие (3,6 человек) рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки . Тот, кому удалось открыть карточки с одинаковыми фигурами, забирает их себе, получая одновременно право дополнительного хода.

Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны , выигрывает тот, кому удастся открыть наибольшее количество парных карточек . При этом во время игры дети называют то, что на них изображено.

Мозайка " Звери Кемеровской области"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Из предложенных частей мозайки дети собирают, только зверей (медведя, зайца, лису и т. д., которые обитают на территории Кемеровской области.

Мозайка "Кузбасс"

Цель игры :

Повторить название нашей области, пять орографических районов; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры

Из предложенных частей мозайки дети собирают карту Кемеровской области .

"Необычный зоопарк"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В этой игре дети должны разместить своих животных в Зоопарке, при этом получая за правильно узнанное животное - очки. Но нужно найти сначала спрятавшегося животного, так как на картинке изображено необычное животное : хвост - лисы, уши – зайца, туловище – медведя и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих не угадает всех животных изображенных на картинке .

Победит тот, у кого больше очков.

"Отгадай животное"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

По какой-нибудь части животного или по следу, дети должны определить животное. И назвать проживает ли оно у нас. За правильный ответ дети получают очко. Кто больше набрал очков тот и победитель игры.

"Прочитай и разложи"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, растений и орографических районов Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют два или несколько детей. В начале игры каждый выбирает себе район. Затем из предложенных карточек с изображением животных, птиц, растений, располагают их на месте его обитания, где оно чаще всего встречается.

Цель игры :

Познакомить с реками Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

На столе лежат карточки с названиями рек . Игра похожа на игру «Города» . При помощи считалки выбираем того ребенка, который первым называет реку. Следующий - на последнюю букву первого слова ищет карточку , где на данную букву начинается название следующей реки, и т. д. Карточки выкладываются в ряд . Последний игрок является победителем.

"След в след"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Ребенок выбирает себе карточку (изображение внизу, с животным или птицей, он называет это животное (птицу) . На следующих карточках изображены следы , среди множества следов он должен найти след своего животного (птицы) . Тот, кто за наименьшее время это сделает – победитель.

"Цветок с приметой"

Цель игры :

Повторить название цветов; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

По описанию, которое написано на корточках, дети должны определить и назвать цветок.

"Четвертый лишний"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, растений и грибов; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Воспитатель называет группу из четырех предметов связанных с родным краем .

Дети должны из перечисленной группы выбрать лишнее слово и объяснить, почему это слово является лишним в этой группе. За правильный ответ ребенок получает жетон. Кто наберет больше всех жетонов, тот будет победителем этой игры.

"Чудо – дерево"

Цель игры - первым прийти к «Финишу» , на кружок 100.

"Шифровка"

Цель игры : Познакомить с интересными фактами из жизни природы родного края.

Ход игры:

Участвуют от одного до несколько человек. Участники получают карточку – шифровку . Нужно расшифровать текст, записанный в ней (Перед этим даем простейший пример того, как читать зашифрованный текст.)

(Тетерев токует)

"Юный путешественник"

Цель игры : повторить с ребятами название рек, а также стран, морей.

Ход игры:

Игроки перемещают свои фишки по квадратам, расположенным на периметре игрового поля по результатам броска кубика и собирают карточки – фотографии встреченных достопримечательностей. При этом нужно обращать внимание на памятные места нашего края.

Сегодняшние мальчики и девочки, посещающие детский сад, станут взрослыми людьми. Они будут отвечать за жизнь общества, за планету по имени Земля. И каждому ребёнку необходимы чувство любви к природе, забота о живом, способность предвидеть последствия поведения в природе. Пришла необходимость воспитывать детей в гармоничном сосуществовании с природой, которая рядом с нами, в том месте, где мы живём.

Детство немыслимо без игры. Природа игры предоставляет возможность на свободу поведения, создаёт атмосферу общей увлечённости. Важно, что игровая ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным качествам ребёнка дошкольного возраста. В игре он старается проявить себя с лучшей стороны. Игра расширяет границы для проявления творчества, и происходит это легко и непринуждённо, потому что захватывает и сам процесс игры, и её результат. Игра помогает подружиться с природой и узнать, что на лугу растёт не просто трава, а мать и мачеха, донник и зверобой, тысячелистник и клевер, что зяблик поёт не так как синица.

В игре –путешествии в сказочную страну ботаников дети познают, изучают свою малую родину. Пусть дети сами выберут себе роль на данном этапе, т.к. сказочный путь дарит новые впечатления.

Игры на прогулках.

Такие игры не требуют подготовки, направлены на тренировку органов чувств, памяти, развитие наблюдательности — например, «Проверь свою наблюдательность». Во время прогулки или экскурсии воспитатель выбирает уголок природы, предлагает детям в течении одной-двух минут рассмотреть местность и запомнить детали. По истечению времени играющие отворачиваются и перечисляют подробности, которые им запомнились. За правильный ответ – один бал. Побеждает ребёнок, набравший наибольшее количество.

Игра «Путешествие назад». Перед началом путешествия выбрать маршрут, напомнить детям, чтобы они были внимательны, запоминали всё, что встречается в пути. В конце маршрута задать вопросы:

  1. Что вы видели?
  2. Сколько поворотов было на маршруте?
  3. Какие деревья растут по сторонам дороги?
  4. Какие кустарники растут по сторонам дороги?
  5. Какие растения были цветущие?
  6. Какие растения были плодоносящие?
  7. Встретили ли вы животных? Каких?
  8. Какие звуки сопровождали вас в пути?
  9. Нужно ли оберегать растения и животных?
  10. О чём вы мечтаете, когда встречаетесь с братьями меньшими?
  11. Что вам понравилось на пути?

Игра «Слушаем природу». Детям поочерёдно завязывают глаза и предлагают распознать звуки: шелест листвы, удара о дерево, шум ветра, плеск воды, голоса птиц, полёт шмеля. Победитель тот, кто больше дал правильных ответов.

Игра «Угадай растение». Воспитатель кладёт одно растение в определённое место. Дети должны задать вопросы:

  1. Высокое или низкое растение?
  2. Один или много цветков?
  3. Какого они цвета?
  4. Имеют ли они запах?
  5. Какие листья имеет растение?
  6. Какую крону имеет растение?
  7. Какое растение: травянистое, древесное, кустарниковое?
  8. Как выглядит ствол растения?

На вопросы воспитатель отвечает «да» или «нет». Побеждает тот, кто первый произнесёт название этого растения.

Игра «Угадай растение», но теперь дети описывают выбранное растение, до тех пор пока воспитатель не отгадает, о чём идёт речь. Воспитатель руководит описанием и указывает пропущенные признаки.

Подобная игра в вопросы и ответы развивает у детей наблюдательность и умение чётко характеризовать отличительные признаки растений.

Игра «Узнать растение по запаху».

Воспитателю необходимо подобрать листочки полыни, мяты, пижмы, ромашки, тимьяна, душистые плоды ягодных растений, лук, веточку сосны, укроп, петрушку, листья смородины. Образцы поместить в непрозрачные баночки и закрыть крышкой. Играющие должны по запаху определить растение.

Игра «Удивительное растение (животное) » Ребёнку необходимо рассказать о удивительном представители флоры или фауны родного края.

Конкурс плакатов «Природа и люди»