Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста (1) - Документ. Профилактика и лечение нарушений осанки у детей дошкольного возраста Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

В наши дни нарушения осанки у детей актуально практически для каждого ребенка. А поскольку ребенок ни на что не жалуется, то взрослые часто не замечают появившихся изменений в осанке ребенка, то данный материал предназначен помочь осознать значение нарушений осанки для нормального функционирования организма, научит, на что надо обращать внимание, наблюдая за деятельностью ребенка, знакомит со способами определения нарушений осанки и правильной организацией рабочего места ребенка и его позы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений осанки у дошкольников

Семенченко Н.В.

воспитатель МКДОУ детский сад № 6 г. Россоши

Профилактика осанки дошкольников

Большое распространение в последние годы получают нарушения осанки. Они выражаются в том, что одно плечо становится ниже другого, уровень лопаток разный (одна ниже другой), позвоночник отклоняется в сторону. Само по себе нарушение осанки не является заболеванием. Однако длительное пребывание позвоночника в искривленном положении может привести к целому ряду серьезных заболеваний позвоночника и корешков спинного мозга.

В наши дни это актуальная проблема практически для всех малышей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память, но мало кто свяжет все эти нарушения с состоянием позвоночника. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся изменения в межпозвонковых дисках. Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.

Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.

На что же взрослым обращать внимание ребенка?

Прежде всего, как ребенок сидит за столом. Прямо ли держит спину, на одном ли уровне расположил плечи, локти. Между прочим, наши предки заставляли своих детей правильно сидеть с помощью палки-аршина, которую вставляли под локти за спину. Отсюда и поговорка: «Сидит, как аршин проглотил» .

За посадкой ребенка важно следить всегда, не допуская первых признаков появления искривлений. Если ребенка не поправлять, сам он сегодня сядет так, как ему удобно, завтра он уже не сможет сесть правильно, мышцы привыкнут к порочной установке и повлекут за собой позвоночник, формируя патологическую осанку.

Поэтому с 2-3-летнего возраста надо учить ребенка правильно сидеть на стуле, за столом, ходить, откинув голову, сблизив лопатки и подобрав живот, стоять с опорой на обе ноги, а не на одну. Постарайтесь приучить ребенка спать на животе или на спине, на жесткой постели с низкой подушкой. Не способствует формированию правильной осанки привычка сидеть, подложив под себя ногу, чтение, лежа на боку, занятия письмом или рисованием, свесив локоть со стола.

Правила организации позы дошкольника

Привычное положение тела развивается во время игр, а также при сидении за столом. Правильное положение обеспечит устойчивая опора для спины, ног и рук. Существует ряд правил правильного положения за столом.

  • Соблюдение абсолютной симметрии в положении плеч, рук, головы, туловища, а также ног;
  • Стол должен быть выше, чем локоть полностью опущенной руки Вашего ребенка на два или же три сантиметра;
  • Ноги, если они не достают до пола, необходимо ставить на подставку или же на невысокий стульчик;
  • Ноги постоянно должны быть согнуты в коленках под прямым углом;
  • Прямая спина всегда должна соприкасаться со спинкой стула, на котором сидит ребенок;
  • Между столом и грудной клеткой ребенка должна абсолютно свободно проходить ладонь, расположенная ребром, это расстояние составляет от 1,5 до 2 сантиметров;
  • Самым важным показателем правильности положения за столом является расстояние от стола до глаз ребенка. Оно должно составлять, как минимум, 30 сантиметров. Идеальный показатель – 35-45 сантиметров.

Основными профилактическими направлениями в предупреждении нарушений осанки у детей дошкольного возраста являются:

  • принятие правильного положения тела во время длительного сидения;
  • достаточная двигательная активность;
  • недопущение нарушений возрастного питания, особенно недостатка натрия, калия, кальция и фосфора;
  • предупреждение утомления (оно приводит к тому, что сидящий ребенок через некоторое время принимает неправильное положение тела).

Профилактика и лечение нарушений осанки должны быть комплексными и включать:

  1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.
  2. Правильную и точную коррекцию обуви.
  3. Организацию и строгое соблюдение правильного режима дня.
  4. Постоянную двигательную активность, включающую прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, плаванием.
  5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения.
  6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей.
  7. Плавание.
  8. Применение, если это необходимо, различных ортопедических изделий.

Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки заметно выражены и, тем более, прогрессируют, пора идти к врачу.

Методика выявления нарушений осанки дошкольников

Нормальная осанка дошкольника выглядит следующим образом: грудная клетка симметрична, плечи не выступают вперед, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. При нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку ребенок может лишь ненадолго.

Исправление осанки всегда начинается с постановки правильного диагноза (проведения врачебного осмотра и выполнения необходимых снимков). Только после этого делается вывод о необходимости проведения различных процедур для исправления осанки.

В настоящее время складывается ситуация, когда диагноз «Нарушение осанки» имеет практически каждый второй ребенок, при этом отмечается довольно небрежное отношение к данной патологии.

На что нужно обратить внимание:

  • Ребенок мало играет, быстро устает, вялый, неуклюжий
  • Не любит подвижные игры
  • Жалуется на боли в спине, шее, головные боли
  • Жалуется на боли в ногах, повышенную утомляемость при физической нагрузке
  • Сидит, упираясь руками о сиденье стула
  • Сутулится, не может длительно находиться в одном положении.

Перечисленные выше симптомы должны насторожить. Именно эти незначительные признаки бывают первыми проявлениями нарушений осанки, иногда это первый звоночек к развитию различных заболеваний.

Нарушение осанки можно выявить самостоятельно.

Тест 1. Разуйте и разденьте ребенка до трусиков. Поставьте его на пол в положение «прямо», руки по «швам», таким образом, чтобы свет падал на спину равномерно. Лучше всего проводить осмотр при естественном освещении. Сядьте ровно на стул в 2–3 м за спиной ребенка.

Внимательно посмотрите: симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами, сами ягодицы? Если исследуемые ориентиры несимметричны относительно горизонтальной или вертикальной оси, это признак нарушения осанки (например, одно ухо смещено вверх или вниз, вперед или назад относительно другого). Симметрично ли ребенок поставил стопы? Несимметричная установка стоп может свидетельствовать о проблемах тазового пояса.

Попросите ребенка достать руками до пола, сделав при этом «горбатую спинку». Нет ли отклонения туловища от срединной линии при наклоне? Нет ли сбоку от поясничных позвонков с одной стороны продольного мышечного валика, а в грудной клетке – «выпирания» ребер или лопатки с одной стороны?

Попросите ребенка сложить руки на затылке в «замок» и, не опуская их, наклониться вправо и влево. Нет ли ограничения наклона в одну из сторон? Образует ли позвоночник при таком наклоне в сторону равномерную дугу или в нем видны «ненаклонившиеся» участки?

Попросите ребенка наклонить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ее до конца вправо и влево. Нет ли ограничения поворота в одну из сторон?

Посмотрите на ребенка сбоку. Обратите внимание на сутулость или выпрямление грудного изгиба позвоночника. Не «падает» ли ребенок животом вперед? Нет ли смещения центра тяжести тела вперед (наружное отверстие слухового прохода должно быть над лодыжкой, а не над сводом стопы)?

Если вы заметили какие-либо из перечисленных симптомов, посоветуйтесь с врачом. Подобные осмотры целесообразно проводить раз в полгода или чаще, особенно в периоды быстрого роста ребенка.

Тест 2 . Для этого необходимо раздеть ребенка до трусиков и осмотреть спереди, сзади и сбоку.

Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника.

При осмотре спереди определяется

  • Строго вертикальное положение головы (подбородок слегка приподнят, а линия соединяющая нижний край глазниц и козелка ушей - горизонтальна
  • Линия надплечий - горизонтальна
  • Грудная клетка - не имеет западений, выпячиваний, симметрична средней линии, соски на одной линии
  • Углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечий симметричны
  • Треугольники талии (между рукой и туловищем) одинаковы справа и слева
  • Живот симметричен, брюшная стенка вертикальна, пупок по средней линии
  • Обязательно оцените форму ног (прямые, Х-образные) и стоп (уплощение, прогибание внутрь или наружу).

При осмотре сбоку

Грудная клетка несколько приподнята, плечи развернуты

Живот подтянут у школьников, у дошкольников - допустимо некоторое выпячивание вперед

Ноги выпрямлены

Физиологические изгибы умеренно выражены

При осмотре сзади

Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, их углы на одной горизонтальной линии (у дошкольников допустимо некоторое отхождение, у школьников - прижаты к спине

Ягодичные складки, подколенные ямки на одной горизонтальной линии

Треугольники талии симметричны

Обязательно осмотрите ребенка в наклоне вперед с выпрямленными в суставах ногами и опущенными вниз расслабленными руками. Ноги должны быть установлены на одной горизонтальной линии, подбородок прижат к груди. Наклоняют ребенка медленно, удерживая его за плечи. Родитель располагается спиной к свету, при достаточном освещении, находится позади ребенка.

Проводя пальцами вдоль позвоночника таким образом можно обнаружить отклонение оси вправо, влево, наличие реберного горба и мышечного валика. Затем, повернув ребенка к себе, вновь медленно наклоняем его вперед.

Тест 3. Правильность осанки можно проверить. Измерьте сантиметром расстояние от седьмого (наиболее выступающего) шейного позвонка до нижнего угла левой, а потом правой лопатки. Во время измерения стойте в непринужденной позе. При нормальной осанке эти расстояния равны.

Простейший тест на правильность осанки - встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены. Расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного лордозов примерно 2-3 пальца.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача-ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию).

Детям с нарушениями осанки необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста.

Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Тест 4. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки .)

При обнаружении искривления, необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь идет пока лишь о нарушении осанки , которую можно исправить.

Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка.

Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины . Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым).

В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет – 1-1,5 минуты, 12-16 лет – от 1,5 до 2,5 минут.

Развитие мышц брюшного пресса , определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7-11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.


Консультация на тему:

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе роста ребенка. Результатом становится сколиотическая деформация позвоночника, кифоз и их последствия в виде ухудшения работы дыхательной, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, утомляемости, болей в спине. Может развиваться юношеский остеохондроз позвоночника.

Что такое осанка и как происходит ее формирование

Нормой осанки считается такое положение человека, когда голова не наклонена, грудная клетка расправлена, надплечья, углы лопаток, треугольники талии, гребни подвздошных костей находятся на одном уровне, нижние конечности разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Ребенок держит головку, затем начинает сидеть, ползать, ходить и, уже к концу первого года жизни, у него формируются четыре физиологических изгиба позвоночника: шейный и поясничный с выпуклостью вперед и грудной и крестцово-копчиковый с изгибом назад. Формирование изгибов окончательно заканчивается к школьному возрасту.

Осанка формируется с раннего детства, причем немаловажную роль играет наследственный фактор. Поэтому, если у родителей есть отклонения физиологических изгибов позвоночника, то следует более внимательно отнестись к профилактике этих состояний у ребенка.

Также в группе риска находятся дети, перенесшие родовые травмы, появившиеся на свет путем кесарева сечения, имеющие врожденные аномалии, воронкообразную грудную клетку, пропустившие через одну из стадий развития (например, ползание).

Если в питании беременной, кормящей женщины и, в последующем, родившегося ребенка недостаточно продуктов, богатых кальцием, витаминами, белками, существует риск неправильного развития скелета.

Более часто у детей встречается вялая осанка, это усиление шейного лордоза и поясничного кифоза (сутулость). Голова в таком случае немного наклонена вперед, плечи несколько сдвинуты, грудная клетка выглядит запавшей, лопатки имеют крыловидную форму, живот выпячен. Далее, с ростом ребенка, существует риск плоской круглой или кругло-вогнутой спины, сколиотической осанки.

  1. . Правильное развитие ребенка зависит и от того, как родители будут обеспечивать его физическую активность. Необходимо, чтобы малыш чаще находился на животе, тянулся к игрушкам, можно заниматься на фитболе. Не стоит подолгу пользоваться ходунками и прыгунками, когда позвоночник еще не готов к вертикальным нагрузкам. В режиме дня должны присутствовать длительные прогулки на свежем воздухе. Сон предпочтителен на ортопедическом полужестком матрасе, до года – без подушки, после года – на невысокой и упругой. Из видов спорта для поддержания осанки подходят плавание, гимнастика, конный спорт.
  2. Положение за столом. Когда малыш сидит за столом, его ноги должны иметь опору, а спина прислоняться к спинке стула. Высота столешницы на 2-3 см выше локтевого сустава опущенной руки ребенка. Необходима также оптимальная освещенность рабочего места.
  3. Обувь. Когда ребенок начинает делать первые шаги, нужна удобная обувь с жестким задником, плотной подошвой, застежкой на липучке и супинатором.
  4. Массаж и гимнастика. Эти полезные средства профилактики нарушений осанки можно применять с первых дней жизни малыша, даже самостоятельно, проконсультировавшись с педиатром. Сначала они очень непродолжительны по времени, затем более длительны, и приемы усложняются. Полезное упражнение для тренировки мускулатуры позвоночника заключается в том, что нужно положить ребенка на левый бок и, зафиксировав ножки правой рукой, левой рукой (большим и указательным пальцами) провести по срединной линии спины снизу вверх, позвоночник малыша рефлекторно разогнется. Затем стоит выполнить то же самое на другом боку. По достижении 3-4-х летнего возраста этот рефлекс угасает. С 3-х месяцев можно положить ребенка так, чтобы он упирался стопами в живот делающему упражнение, и, взяв его за ручки, приподнимать. Также нужно учить малыша переворачиваться на живот, подав ему большой палец правой руки, а левой удержав его голени. Необходимо повернуть таз ребенка вправо, далее он уже сам перевернется. Также и в другую сторону. Лечебную физкультуру следует проводить за час до или через час после кормления. У детей дошкольного возраста применяется гимнастика другого характера. Это различные упражнения у вертикальной плоскости. Ребенок должен встать, прикасаясь к стене пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком и запомнить это правильное положение тела. Полезно ходить с предметами, например, книгой на голове. Также используется ходьба по бревну с балансировкой. Не стоит забывать и про упражнения для профилактики плоскостопия.

Важно знать, что ребенок с нарушением осанки должен находиться на учете у детского ортопеда и периодически получать комплексное лечение. Дети, у которых не выявлено патологии, периодически проходят медосмотр, чтобы вовремя диагностировать и начать коррекцию возможных нарушений.

К какому врачу обратиться

Обычно нарушения осанки выявляются во время профилактических медицинских осмотров у детей, которые проводит хирург или ортопед. В легких случаях даст рекомендации по поддержанию правильной формы позвоночника педиатр или семейный врач. в запущенных случаях искривления позвоночника иногда нужна помощь нейрохирурга и невролога. Так как для лечения таких заболеваний широко применяют физические факторы, помощником родителей может стать физиотерапевт, массажист, мануальный терапевт, остеопат.

Ребенок стал чаще болеть, ничего не хочет делать, стал капризным и раздражительным. Если вы наблюдаете подобное поведение у своего ребенка, последите за его походкой и осанкой. Вероятная причина изменений – нарушение осанки у детей. К сожалению, с этой проблемой сталкиваются очень многие дети дошкольного и школьного возраста. Вмешательство и помощь родителей в таких случаях крайне важны и должны быть своевременными.

Неправильная осанка может привести к различным заболеваниям

За правильной осанкой ребенка необходимо следить с раннего детства, ведь это не только красивое тело, но и здоровый организм. Нарушение осанки у детей часто становится причиной многих заболеваний, т.к. изменение костного скелета ведет к нарушению кровообращения и деятельности органов дыхания и пищеварения.

Скелет ребенка - это хрящевые ткани. Кости еще не окрепли, минеральных солей недостаточно, а мышцы развиты не до конца. В результате осанка очень неустойчива и часто нарушается. Насколько актуально и важно следить за тем, чтобы осанка у детей формировалась правильно, говорят многие научно обоснованные факты, предупреждая о возможных неприятных последствиях, в случаях возникновения нарушений осанки у детей.

При искривлении позвоночника органы, связанные с пищеварением, дыханием и кровообращением, несколько сдавлены. Работа этих органов ухудшается, обмен веществ нарушается, страдает желудочно-кишечный тракт. Во время бега, прыжков и других активных движений мозг ребенка подвержен минитравмам. Появляются несвойственная для этого возраста вялость и повышенная утомляемость. Ребенок быстрее устает, становится раздражительным, память, работоспособность и внимание ухудшаются.

Нарушение осанки у детей

Причины нарушения осанки у детей

Главной причиной нарушения осанки является недостаточное развитие мышц туловища у детей . Слабым мышцам тяжело удерживать позвоночник в вертикальном положении, что приводит к различным видам нарушения осанки.

Недоразвитие мышц может наблюдаться у ребенка по разным причинам, вот главные:

  • Катастрофически низкая подвижность (компьютер и телевизор привлекают сегодня больше подвижных игр и уличных прогулок).
  • Вредные привычки (тело быстро реагирует на постоянные позы и начинает к ним привыкать. Спина сутулится, а позвоночник подвергается искривлению, если ребенок согнувшись, что-то пишет или рисует, а также любит сидеть, подогнув под себя ногу, или , развалившись в кресле).
  • Неправильная мебель в школе и/или дома (стулья, столы, диваны не соответствуют возрасту ребенка). Часто школьная мебель не рассчитана на детей разного роста, и проводя длительное время за неудобной партой, ребенок сидит, искривляя спину. Со временем это становится привычкой, которая и приводит к сколиозу.
  • Ношение в одной руке тяжелого портфеля, что недопустимо особенно в младшем школьном возрасте, это также способствует искривлению позвоночника. Именно поэтому младшим школьникам рекомендовано носить ранцы.
  • Еще одна причина нарушения осанки – врожденная слабость у ребенка опорно-двигательной системы, которая может быть и наследственной. Родителям, знающим о такой наследственности в семье, следует внимательнее следить за осанкой малыша и обязательно ежегодно консультироваться с врачом – ортопедом, особенно с началом школьного обучения, когда нагрузки на позвоночник ребенка резко усиливаются.

Вовремя заметив нарушения осанки у ребенка, можно исправить ситуацию, не доводя до сколиоза. На начальной стадии искривления хорошо помогает назначение специальной лечебной гимнастики. Но упражнения для выпрямления осанки должны выполняться регулярно. Комплекс упражнений должен подобрать специалист, т.к. формы искривления бывают разные, и в каждом конкретном случае упражнения необходимы разные.

Ребенку с раннего детства полезно заниматься видами спорта , в которых укрепляются мышцы спины, например хореографией или плаванием. Кроме того, ребенок должен сам понимать, что правильная осанка – это не просто красиво – она является залогом крепкого здоровья в будущем.

Почему нарушается осанка у детей? Можно ли вылечить сколиоз?

Как выявить нарушение осанки у ребенка самостоятельно

Для того чтобы самостоятельно выявить возможное искривление осанки у ребенка, необходимо осмотреть его спину, при этом ребенок должен стоять прямо и быть расслабленным. Если нарушений осанки нет, то вы сможете наблюдать, что у ребенка ровная спина, лопатки располагаются симметрично, плечи слегка развернуты и находятся на одном уровне, при этом живот подтянут, а ноги выпрямлены.

Поводом для беспокойства может стать привычка ребенка садиться и при этом подгибать под себя одну ногу. Если осанка ребенка вызывает хоть малейшие сомнения, необходима обязательная консультация специалиста – ортопеда. Лечебная физкультура, курс массажа и другие процедуры помогут исправить ситуацию, когда она еще не слишком запущена, т.к. на начальной стадии гораздо легче происходит выпрямление осанки ребенка, тогда как запущенные случаи требуют длительного и сложного лечения, а иногда даже оперативного вмешательства.

Профилактика нарушений осанки у детей

  • Идеальная осанка и красивая походка являются результатом постоянного контроля родителей. Лопатки симметричны, плечи находятся на одном уровне, ноги ровные, походка правильная – примерно так можно описать отсутствие проблем с позвоночником. Если в вашем случае что-то не соответствует, начинайте действовать. Важно не упустить время, поэтому постоянно наблюдайте за ребенком, а при малейших подозрениях на проблемы, принимайте меры.
  • Присмотритесь, в какой позе сидит ваш ребенок. Правильное положение: ступни ног стоят на полу, спина находится параллельно спинке стула, бедра перпендикулярно позвоночнику. Лопатки примут нужное положение, когда предплечья опираются, а кисти рук лежат на столе.
  • Не рекомендуется длительное стояние. Не злоупотребляйте наказанием «в угол». Это утомляет ребенка, он начинает переступать с ноги на ногу, ищет к чему бы прислониться, это провоцирует нарушение осанки у детей.
  • Многое зависит и от питания. В ежедневном меню должны быть фрукты и овощи, молочная продукция, мясо и рыба. А вот со сладким и мучным осторожней. Часто проблемы с позвоночником начинаются с лишнего веса .

Лечение нарушения осанки

Конечно же, лечение нарушения осанки у детей должно проходить строго под наблюдением специалиста.

Плавание, самая обычная ходьба, гимнастические упражнения, лечебная физкультура, ношение специального корсета – это ваши главные помощники.

Выбирая корсет для коррекции осанки, посоветуйтесь с врачом, самостоятельно в решении этого вопроса лучше не действовать. Нарушения осанки бывают разных типов, и какой именно корректирующий корсет необходим вашему ребенку, должен подсказать специалист. Чтобы лечение принесло пользу, должен быть постоянный контроль за вашим ребенком.

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста и школьников в настоящее время можно наблюдать все чаще. Исправить ситуацию под силу только родителям и педагогам детских учреждений. Постоянный контроль со стороны взрослых и профилактические мероприятия помогут сохранить позвоночник, а значит, и другие внутренние органы ребенка здоровыми.

Осанка является важной частью человеческого организма. Ее формирование происходит в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо выявить нарушение осанки у дошкольников как можно раньше, уделить особое внимание развитию осанки и профилактике ее искривления.

Причины нарушений осанки у дошкольников

Основной вид нарушения осанки у дошкольников – это сколиоз. Он может быть врожденным, а может и приобретенным вследствие заболеваний или травм. Но чаще всего сколиоз развивается по причинам неправильного образа и условий жизни. Такими причинами являются:

  • Неправильное рабочее место дошкольника. Нужно обязательно соблюдать правила выбора стула и стола для рабочего места. Стул не должен быть слишком высоким или слишком низким
  • Неправильное место для сна. У ребенка обязательно должен быть жесткий матрас, желательно ортопедический
  • Малоактивный образ жизни. Ребенок должен активно двигаться и заниматься физическими упражнениями
  • Неправильное распределение тяжестей при ношении. Дошкольники обязательно должны носить тяжести (книги, форму и прочее) только в рюкзаке. При ношении их в одной руке начинает развиваться искривление
  • Нерационально выбранная одежда , которая стесняет движения
  • Различные заболевания. Например, при плохом зрении ребенок низко наклоняется при чтении

Виды нарушений осанки

Нарушения осанки вызываются различными искривлениями и дефектами позвоночника. Такие нарушения подразделяют на:

  • Сутулость – это увеличение изгиба позвоночника в верхней части грудном отделе
  • Круглая спина – это увеличенный изгиб позвоночника на протяжении всего грудного отдела
  • Вогнутая спина – это появление изгиба в области поясницы
  • Кругло-вогнутая спина – это увеличенный изгиб в области грудного отдела в сочетании с увеличением изгиба в поясничном отделе
  • Плоско-вогнутая спина – это уменьшенный изгиб грудного отдела в сочетании с нормальным или немного увеличенным изгибом в поясничном отделе позвоночника

Нарушение осанки: симптомы

Сейчас искривление позвоночника начинается у детей еще дошкольного возраста. При этом их сложно вовремя диагностировать. А запущенные формы искривлений трудно поддаются лечению. Поэтому родители должны внимательно следить за ребенком, за его походкой и образом жизни. Если у ребенка есть один из следующих симптомов, то необходимо сразу обратиться к специалисту:

  • У ребенка болит позвоночник, грудная клетка, стопы
  • Асимметрия изгибов позвоночника
  • Разная длина ног в положении лежа на животе
  • Явные искривления позвоночника

Также для выявления нарушений осанки следует выполнить несколько тестов.

Первый тест: ребенок стоит прямо, наклоняется вперед и руками касается пола. При его наклоне нужно внимательно посмотреть на спину. Ребра по бокам позвоночника должны симметрично располагаться справа и слева. Если нет, то нужно обратиться к врачу.

Второй тест: ребенок должен подбородком коснуться каждого плеча. Поворот головы при этом должен быть не менее 80 градусов. Если нет, то это также является причиной посещения врача.

Несомненно, лучшей профилактикой является соблюдение нормального образа жизни. Но также очень важно периодически выполнять некоторые несложные физические упражнения для дошкольников:

  • Кошечка. Выполняя упражнение, ребенок стоит на полу на коленях, руками упирается в пол. Далее выгибает спину как кошка, опустив голову вниз, и прогибает спину, подняв при этом голову вверх. Упражнение нужно повторить около 7 раз.
  • Собачка – ребенок находится в положении стоя. Из исходного положения наклоняется вперед и пытается достать пол, далее переставляет руки вперед и возвращается в положение стоя. Во время упражнения происходит тренировка поясница и гибкость позвоночника в целом. Повторить 4-5 раз
  • Скручивание . Ребенок лежит на спине. Руки разведены в сторону. Далее каждую ногу поочередно нужно согнуть в колене и отводить в сторону, голову и руку при этом – в другую сторону
  • Качели . Ребенок снова на спине. Далее он должен согнуть ноги, подтянуть их руками к груди и раскачивать вперед-назад
  • Книга . Ребенку на голову нужно положить книгу. Далее нужно развести руки в стороны и походить с книгой по комнате

Все упражнения желательно выполнять на твердой ровной поверхности. Например, на ковре в детской комнате.