Консультация для родителей: «Фонематический слух — основа правильной речи. Упражнения для развития фонематического слуха. Нарушение фонематического слуха у детей: причины, обследование, лечение и коррекция Нарушения фонематического слуха

Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети слышат различные не речевые звуки, окружающую речь и проговаривают ее сами.

Анастасия Бадалагина Логопед клуба «Магис Дети»


КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, НАРУШЕН ЛИ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У РЕБЕНКА?

В первую очередь, нужно обратить внимание на структуру речи ребенка. Если он заменяет звуки или слоги, путает их и не может определить на слух заданный звук или слог в слове, то скорее всего, у него есть нарушения фонематического слуха. К 3-4 годам, когда ребенок уже может различать на слух все звуки, фонематический слух должен быть сформирован.

КАК РАЗВИВАТЬ СЛУХ РЕБЕНКА ДОМА?

В структуру занятий с логопедом в клубе «Магис Дети» обязательно входит развитие фонематического слуха: это доступный для детей комплекс простых упражнений и игр, который очень нравится деткам! Чтобы улучшить результат занятий или для формирования слуха ребенка самостоятельно, я рекомендую периодически использовать ряд простых и доступных упражнений. Все упражнения проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был вовлечен в занятие и выполнял упражнения с удовольствием.

1 УПРАЖНЕНИЕ: «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»

На занятиях в клубе мы используем различные музыкальные инструменты: бубен, металлофон, барабан, дудочки, погремушки. В домашних условиях можно использовать все, что «звучит». Например: коробочку со спичками, музыкальные шкатулки, музыкальные игрушки, погремушки, баночки с крупами, различные по звучанию. Ребенок не глядя, с завязанными глазами, должен определить на слух, какой инструмент или предмет издает звук.

2 УПРАЖНЕНИЕ: «ОТСТУЧИ РИТМ»

Ребенок должен повторить за взрослым количество ударов по столу или хлопков, которые различаются по своей длительности и имеют определенный темп. Ритм может быть различным, но главное, он не должен быть слишком сложным, чтобы ребенок смог его повторить. Например, 1 удар, 2 удара, 3 быстрых удара, 3 медленных удара, 1 быстрый удар и 2 медленных и так далее.

3 УПРАЖНЕНИЕ: «ИМИТАЦИЯ»

Попросите ребенка передать голосом, как звучит какой-нибудь предмет: часы, холодильник, чайник; как капает дождь; как поют птицы; как воет волк и так далее. При этом можно менять силу голоса: попросите изобразить тихо или громко, повысить или понизить голос.

4 УПРАЖНЕНИЕ: «ПОЙМАЙ ЗВУК»

Ребенок должен угадать какой-то определенный звук из ряда других звуков, которые называет взрослый. Например, звук [Р]. Заранее охарактеризуйте ребенку этот звук, чтобы он его узнал. Звук [Р]— громкий, звонкий, «рычащий». Затем произнесите ряд звуков, среди которых будет и звук [Р]. Если ребенок узнал звук, он должен хлопнуть в ладоши.

5 УПРАЖНЕНИЕ: «ПРАВИЛЬНО — НЕПРАВИЛЬНО»

Покажите ребенку картинку с предметом и специально назовите его неправильно, например: «Это лакета? Это вакета? Это уакета?» При этом ребенок должен сказать, что это неправильно. Когда вы назовете правильно — «ракета», ребенок хлопает в ладоши. Это упражнение всегда очень нравится детям и является очень эффективным, так как хорошо повышает концентрацию внимания и развивает фонематический слух.

Наталья Бельских
Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

«Развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста »

«фонематический слух »

2. Возрастные особенности развития фонематического слуха у детей в дошкольном возрасте

3. в современных условиях ДОУ

4. Список литературы

1. Сущность и содержание понятия «фонематический слух »

В данном параграфе мы ставим цель – раскрыть сущность понятия «фонематический слух » и смежных ему категорий с лингвистической и психолого-педагогической точек зрения.

Лингвистический взгляд на рассматриваемую нами проблему таков. Понятие «фонема » открыл в языке в конце 19 в. профессор И. А. Бодуэн де Куртэне. Позднее учение о фонеме развил Л . В. Щерба – основоположник ленинградской фонологической школы, идеи которого взяла на вооружение и московская фонологическая школа.

Фонема в языке выполняет две функции : различительную и отождествляющую.

Сравним слова : дам, дом, дым, дум. Эти слова сходны по звуковому строению : состоят из 3-х звуков, имеют один слог и одинаковые согласные звуки, однако воспринимаются нашим сознанием как разные, имеющие разное лексическое значение благодаря тому, что отличаются гласными звуками. Следовательно, гласные фонемы в этих словах выполняют различительную функцию.

Приведем другой пример : воды, водянка, водяной. Корни в этих словах произносятся по-разному : [вод], [вд], [въд]. Однако мы понимаем, что корень в словах один и тот же – вод-. Несмотря на разницу в звучании, в этих корнях выступает одна и та же гласная фонема < ;о>. Произносится звук [а], но в нашем языковом сознании мы переводим этот звук в «о» , на месте, ъ мы осознаем фонему < ;о>, так как понимаем, что в этих родственных словах одинаковый корень. Мы отождествляем разные звуки в одной фонеме и тем самым отождествляем произносимые по-разному корни.

Следовательно, чтобы узнать, какая фонема скрывается за произнесенными звуками, необходимо поставить ее в сильную позицию. Звук, представленный в этой позиции, и обнаруживает фонему .

Фонема реально не произносится. Это единица языка, которая хранится в нашем языковом сознании, в звучащей речи фонема реализуется (представлена, выражена) в звуках, разных в зависимости от позиции фонемы и фонетических законов языка [Щерба 1988].

В русском языке гласными фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о, главным признаком которых является ударность или неударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными.

Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мка-мука) и смена согласных по их глухоте-звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим слухом .

фонем частей речи , которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного [Бардышева 2013].

Различают речевой и неречевой слух . Неречевой слух – это способность ориентироваться в неречевых звуках (например, в музыкальных тонах и шумах) . Речевой слух – это способность слышать и анализировать звуки речи родного или другого языка.

Звуки речи присущи только человеку, они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и речевой аппарат, которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой языка обусловлен сложностью звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить [Новиковская 2010].

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний, так как фонемы в потоке речи изменчивы, редуцируются в слабых позициях. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоги, образуют слова. Ребенку нужно извлечь из них фонему , при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и распознать однокоренные слова [Семенович 2008].

В процессе речевого развития у ребенка в первую очередь вырабатывается фонематический слух , так как без него, по выражению лингвопсихолога Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Развивается и фонетический слух , который осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов. Так как фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуковых аллофонах, важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, т. е. общепринято, привычно, в противном случае их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное . Фонематический и фонетический слух , составляющие речевой слух , осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения [Жинкин 1958].

Представим психолого-педагогический взгляд на категорию «фонема » . Примерно до 30-х годов XX века фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось как развитие моторики , артикуляционных движений. Развитие детской речи происходило путем накопления фонем , а не путем накопления отдельных звуков.

Отечественный психолог Л. С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем и установил , что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем , т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи » [Выготский 2005]. Основной закон восприятия фонем , сформулированный Л. С. Выготским, – закон восприятия звучащей стороны речи.

Ученым был введен термин фонематический слух , который включает в себя 3 речевые операции :

способность слышать, есть данный звук в слове или нет;

способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы , расположенные в разной последовательности;

способность различать близко звучащие, но разные по значению слова [Выготский 2005].

Несколько позже педагогом Д. Б. Элькониным был введен термин фонематическое восприятие . Исследователь занимался поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму . Он обратил внимание на то, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха , детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию . Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ и доказал , что прежде чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа [Эльконин 2006].

Таким образом, анализ лингвометодической и психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующие выводы. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

Под фонематической фонемы родного языка . Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора [Фомичёва 1989].

2. Возрастные особенности развития

в дошкольном возрасте

В своем развитии он опережает речь ребенка.

Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах. Первый аспект – и формирование навыков произнесения фонем родного языка . Второй аспект – овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, а также смысловой стороной речи. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями языка начинается у ребенка в 2-3 года и заканчивается к 7 годам к моменту поступления в школу. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных речевых навыков на основе письменной речи [Чиркина 2002].

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребенка в начале второго месяца жизни : он начинает определять направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука. В 2-3 месяца у малыша возникает гуление.

На 3-4 месяце жизни ребенок начинает различать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты, впервые появляется лепет.

В возрасте от 3 до 6 месяцев основную семантическую нагрузку несет интонация, у малыша развивается способность выражать свои переживания с помощью оттенков голоса.

К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы, произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук [а], среди согласных [п], [б], [м], [к], [т]. С шестимесячного возраста формируется и фонематический слух , который проверяется на уровне слова. Уже к году ребенок должен понимать, где игрушка «мишка» , а где игрушка «мышка» . В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

В течение первого года жизни малыш узнает слова по их ритму, общей звуковой оболочке. Входящие в состав слов звуки воспринимаются еще диффузно и потому могут быть заменены другими, сходными по звучанию. В этом возрасте ребенок по-прежнему откликается не на предметное значение слова, а на его интонационную сторону. Это так называемый период дофонемного развития речи .

На втором году жизни ребенок начинает более точно различать звуки речи, звуковой состав слов. Слово начинает служить орудием общения, ребенок начинает реагировать на предметное значение слова, произносить звуки [э], [ы], [и], но твердые согласные у него звучат как мягкие – [т`], [д`], , [з`]. Впервые в речи ребенка появляются простые по структуре слова [Леонтьев 2009].

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, все более совершенствуется, но произношение еще не соответствует норме. В этом возрасте дети пытаются приблизить свое произношение к общепринятому, однако трудные по артикуляции звуки заменяют простыми. Например, [ц] = [т`] или [ц] =[с`]; [л] =[л`]; [р] = [л`]. Дети почти не смешивает слова, близкие по звучанию, пытаются сохранить слоговую структуру слов [Новотворцева 1995].

На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более скоординированными, в речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.

На пятом году жизни большинство детей правильно произносят шипящие звуки и сонорные [л], [р], [р`], у некоторых из них по-прежнему остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. Дети узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи, замедление или ускорение темпа.

развитый фонематический слух фонемы . Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза на основе фонематического восприятия , которое в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития . Так, Р. Е. Левина выделяет следующие стадии развития фонематического восприятия .

Первая стадия – полное отсутствие дифференциации звуков речи, при этом у ребенка нет понимания речи. Эта стадия носит название «дофонематическая » .

На второй стадии становится возможным различие акустически далеких фонем , близкие по звучанию фонемы не дифференцируются , правильное и неправильное произношение не различаются.

На третьей стадии ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их постоянными фонематическими признаками , он узнает неправильно произносимые слова.

На четвертой стадии активная речь достигает почти полной правильности, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии и произнесении незнакомых слов.

На пятой стадии происходит завершение процесса фонематического развития , когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребенок четко различает правильное и неправильное произношение [Левина 1958].

Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве до 3-х лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

Показателем сформированности фонематического восприятия является умение ребенка осуществлять фонематический анализ , развитие которого осуществляется постепенно. Простые формы фонематического анализа (узнавание звука на фоне . Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения, в ходе обучения детей грамоте .

Произносительная сторона речи ребенка 7 года жизни максимально приближена к речи взрослых и практически соответствует нормам литературного произношения. Фонематический слух становится контролирующим механизмом собственного произношения и способствует овладению первоначальными навыками чтения и письма [Варенцова 2012].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенситивное (благоприятное возрасту ) развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции ребенка.

3. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в современных условиях ДОУ

Речевое развитие ребенка происходит в процессе активного познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов (зрительного, слухового , осязательного и т. д.) . Эффективное речевое развитие возможно только под руководством взрослых в семье или ДОУ в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

В отечественной методике развития фонематического слуха у детей были представлены в трудах многих педагогов (Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. И. Максаков, Л. А. Венгер и др.). Кратко опишем сущность концепций речевого развития дошкольников перечисленных авторов.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста , Ф. А. Сохин обозначил следующие задачи в работе над звуковой стороной речи :

воспитывать речевой слух у детей преимущественно в игровой деятельности;

развивать артикуляционный аппарат дошкольников посредством артикуляционной гимнастики, позволяющей развивать подвижность языка , губ и т. д. ;

развивать речевое дыхание детей дошкольного возраста , используя специальные игровые упражнения (например, упражнения «Свечка» , «Кораблики» , «Одуванчик» и др.);

воспитывать у дошкольников умение регулировать громкость и силу голоса в соответствии с условиями общения;

воспитывать у детей интонационную выразительность речи;

формировать правильное произношение всех звуков (орфоэпическая сторона речи) [Сохин 2004].

В исследованиях Г. А. Тумаковой рассматриваются содержание, методы и приемы работы воспитателя по развитию у дошкольников 3-7 лет фонематического слуха , формированию умения ориентироваться в звуковой стороне слова.

Когда дети овладеют термином «слово» , автор предлагает переходить к игровым упражнениям на их звучание. Это задания на припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию (мак – рак – бак – лак, подбор рифмы, вслушивание в звучание слов, которым дети дают звуковые характеристики : шуршащие, звонкие, громкие, тихие и т. п. При такой организации обучения дошкольники начинают самостоятельно экспериментировать, играть со словами и звуками, развитие фонематического слуха идет продуктивнее [Тумакова 2011].

В исследованиях М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной описывается система работы по ознакомлению дошкольников со звуковым строением слов, обучению правильному звукопроизношению. Авторы методики предлагают специальные занятия по развитию моторики речедвигательного аппарата, слухового восприятия , речевого слуха и речевого дыхания , уточнению и закреплению артикуляции звуков [Алексеева 2000].

В трудах А. И. Максакова системе работы по развитию звуковой стороны речи, фонетического восприятия также уделяется большое внимание. Исследователь предлагает начинать данный вид речевой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте .

Чтобы научить дошкольников правильно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, менять громкость, темп речи, пользоваться интонационными средствами выразительности, А. И. Максаков предлагает, во-первых, научить их слышать и слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие . В качестве подготовительных упражнений исследователь предлагает задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи А. И. Максаков предлагает отрабатывать при заучивании детьми потешек, пересказе сказок [Максаков 2006].

Программа по обучению грамоте Л. А. Венгера в средней группе детского сада предполагает переориентировку детей со смысловой стороны речи на звуковую, когда звуки речи становятся предметом специального изучения. Автор предлагает знакомить детей :

со звучащим словом и многообразием слов;

с тем, что слова звучат по-разному и сходно;

с протяженностью слов (длинные и короткие слова) ;

со звуком, разнообразием звуков окружающего мира;

способами интонационного выделения звука в слове;

различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

В основании программы Л. А. Венгера лежит прием моделирования, т. е. обозначения звуков фишками. Работа над звуковой стороной речи проходит в несколько этапов и начинается с момента разбора трехзвуковых слов. Детям даются фишки серого цвета без различения звуков на гласные и согласные.

Второй этап – введение гласных звуков. Звуковая модель видоизменяется : гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне серых .

Третий этап – дальнейшее усложнение звуковой модели за счет введения согласных звуков и их дифференциации на твердые и мягкие согласные, которые в модели дети обозначают синими и зелеными фишками. В это же время вводятся слова различной звуковой конструкции (луна, паук, аист, слон, мышка, слива и т. д.) и знак ударения.

Программа Л. А. Венгера реализуется в доступной и интересной для дошкольников форме : в дидактических играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях с использованием наглядного материала и игрушек [Венгер 2004].

В методической литературе по речевому :

1) наличие высокого уровня звуковой (произносительной) культуры речи взрослых ;

2) использование дидактических игр и упражнений;

3) учет индивидуальных особенностей ребенка;

4) учет среды воспитания и др.

Высокий уровень звуковой (произносительной) культуры речи взрослых имеет большое значение в фонематической подготовке детей . Так, М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, дети перенимают «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи» [Алексеева 2007 : 17]. Именно поэтому к произносительной культуре речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования.

Важным психолого-педагогическим условием фонематического развития дошкольников является использование дидактических игр и упражнений. Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка в доступной для него игровой форме. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова [Сохина 2009].

Следующее условие, необходимое для фонематической подготовки детей , – учет индивидуальных особенностей ребенка. При работе с детьми необходимо учитывать особенности фонематического восприятия каждого ребенка. Если у ребенка возникают трудности при восприятии новой информации, то следует проводить игры и упражнения на материале, который еще только будет включен в непосредственную образовательную деятельность. Такая работа позволит подготовить ребенка к усвоению новых знаний о звуках и буквах, поможет чувствовать себя увереннее и постепенно приведет дошкольника к новым формам работы над звуковой стороной речи [Чиркина 2003].

Необходимым условием развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста является также учет среды воспитания. Одной из основных задач ДОУ принято считать обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность и речь детей . Для выполнения этой задачи в группе должен оформляться познавательно-речевой уголок, в котором накапливается и систематизируется разнообразный практический материал для организации речевых игр и непосредственной образовательной деятельности : пособия для проведения артикуляционной гимнастики, комплексы пальчиковых игр, речевых физминуток, дидактические игры, пособия, способствующие развитию речи детей , материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук и т. д. [Тихеева 2001].

На основании изложенного сделаем следующие выводы :

1. Фонематический слух – это различение , т. е. анализ и синтез звуков и фонем частей речи , которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Другими словами, под фонематической стороной речи понимают способность различать фонемы родного языка : способность слышать, есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы , расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

2. Фонематический слух начинает развиваться у детей очень рано , в своем развитии он опережает речь ребенка.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет различать близкие по звучанию фонемы , формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза на основе фонематического восприятия , показателем сформированности которого является умение ребенка осуществлять фонематический анализ .

Простые формы фонематического анализа (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звука из слова) возникают спонтанно, в процессе развития речи в дошкольном возрасте . Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются в процессе специального обучения, в ходе обучения детей грамоте .

3. В отечественной методике развития речи задачи и приемы работы по формированию фонематического слуха у детей были представлены в трудах многих педагогов : Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. И. Максаков, Л. А. Венгер и др.

В методической литературе по речевому развитию детей дошкольного возраста описаны следующие психолого-педагогические условия успешной фонематической подготовки дошкольников : наличие высокого уровня звуковой (произносительной) культуры речи взрослых (воспитателей, родителей и т. д.) ; использование дидактических игр и упражнений; учет индивидуальных особенностей ребенка; учет среды воспитания и др.

4. Список литературы

Выготский Л. С. Педагогическая психология.

Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей .

Максаков А. И. Звуковая культура речи

Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом : Пособие для воспитателя дет. сада

Жинкин Н. И. Механизмы речи.

Гербова В. В. Учусь говорить

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост . М. М. Алексеева, В. И. Яшина.

Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные в статье задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, родителей. Перед тем, как дать практический совет об играх на развитие слухового восприятия речи, поговорим о том, что такое фонема, и как фонематически слух связан с уровнем обучаемости детей.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы <Д>, <О>, <М>. Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем <Я>, <Г>, <О>, <Д>, <А>, но 6 звуков [Й], [А], [Г], [А], [Д], [А].

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге - фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы <Г>.

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

На заметку! Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.

Фонематический слух

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется . Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

  • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
  • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
  • пропускает слоги в словах;
  • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
  • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

  • низкая скорость чтения, письма.
  • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить , оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

На заметку! Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.

Игры

Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.

На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.

Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.

Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

Хлопай-топай

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на дошкольник топает, а на хлопает в ладоши.

Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

Поймай слог

Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

Лови слово

Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.

Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.

Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.

Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.

Поймай песенку

Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.

Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.

Громко-тихо

Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим - присесть и идти гусиным шагом.

На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.

Высоко-низко

Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках - двигаются на цыпочках.

Скажи, как я

Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.

На заметку! Для упражнения “Скажи, как я!” выбирайте слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.

Разложи правильно

Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону - С. В результате получится несколько кучек карточек.

Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:

  • находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
  • классифицировать слова по количеству слогов;
  • самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.





Звуковое лото

Игра проводится в группе (не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
Для игры нужно подготовить:

  • Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
  • Пустые карточки.

Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.

Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кога в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.

Важно! Следите, как дети проговаривают слова, отдельный звуки. Сочетайте игру с артикуляционной тренировкой и коррекцией произношения.




Слоговой поезд

Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей - рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет - из 3-4.

Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.

Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:

Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.

По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.

Испорченный телефон

Играть нужно в компании, соберите групп из 5-8 детей. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.

Договори слог или слово

Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. В детском саду используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:

Мы продолжили иг… (ру).
Дом стоит на го… (ре).
Кипит наш самов… (ар).
У меня вед …(ро).

Для младших школьников выбирайте задания потруднее. Просите добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:

Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).
Мишенька играл в футбол и забил ребятам…(гол).

Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас.

Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами, сверстниками и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.

Анна Ровенская

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Фонематический слух (фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г.А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.

Как звучит слово

Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.

В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.

Проводить эти занятия можно таким образом.

1. Взрослый говорит:

Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто.:

Скажи погромче слово «гром» —

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат»,

И сразу мышки зашуршат.

Скажи: «кукушка на суку»,

Тебе послышится «ку-ку».

Затем взрослый продолжает:

Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.

2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).

Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.

А это кто? (на картинке нарисован медведь).

Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.

Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…

3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.

— Машина.

— Ванна…

Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…

— Свечка…

— Кузнец…

— Молодец.

4. - А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?

Книга – сом.

Хорошо, а мои такие: жарко – суп…

— Жук - хлеб.

5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…

6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?

Зайка-побегайка.

Хорошо звучит: зайка-побегайка.

Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…

7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!

— Паучок!

— Иголки!

— Петрушка!

— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!

8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!

— Промок!

9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?

Хорошо, продолжаем: мак…

Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие - мало звуков в слове, длинные – звуков много).

С ребенком можно провести такие занятия.

1 . – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?

2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…

Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.

3 . – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.

4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…

Затем взрослый меняется ролями с ребенком.

5. – Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные, будем их изменять. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.

— Котенок.

Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?

Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…

6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак?

Рак, лак, мак, бак, так, как …

Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.

Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…

Все правильно. А к слову стол?

Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…

А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое.

7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?

Цыпленок, жеребенок, козленок…

Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий:

1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова:

Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова.

Ммиишшккаа, ммаашшииннаа.

Назови слова, похожие по звучанию.

Галка-палка, шина-машина.

Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка?

— Пышка-шишка.

К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, - пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка).

Какие слова звучат так же, как слово галка?

Палка, скакалка.

Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи.

Шина, палка.

Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные?

2. Осознание слоговой стороны слова:

Произнеси слово галка по частям.

Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть.

Назови вторую.

Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая?

Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?

Палочка.

Произнеси еще раз слово палочка по частям и нарисуй на листочке столько клеток сколько частей в этом слове. Сейчас задание будет сложнее: ответь одним словом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»

Пти-ца, птич-ка.

А теперь ответ твой должен состоять из слова, в котором будет три части: Галка какая?»

Чер-на-я, боль-ша-я.

А шина какая?

Кру-гла-я.

Напоследок литературная игра: - Придумай рассказ о том, «как однажды машина рассердилась на шину».

Формирование речи у ребенка зависит от того, насколько отчетливо и правильно он ее слышит от окружающих. Развитие фонематического слуха у дошкольников — важный элемент воспитания личностных качеств человека.

Почему развивать слух нужно с раннего детства?

У маленьких детей развитие речи происходит очень стремительно: словарный запас становится больше, звуковое оформление слов значительно улучшается, а предложения звучат более грамотно. С рождения малыша окружает изобилие звуков: неречевых (звуки природы: щебетание птиц, поток воды и т.д.) и речевых (слова, с помощью которых он обменивается информацией со взрослыми, приобретает нормы поведения и др.). Слыша слова, ребенок пытается их повторять.

Хороший уровень речи, как правило, дети демонстрируют к 3 годам. Но так бывает не всегда. Часто можно заметить, что в одном и том же возрасте один ребенок четко и правильно строит предложения, а второй недостаточно грамотно произносит отдельные слова, а построение его предложений оставляет желать лучшего. С такой проблемой часто сталкиваются родители, которые не уделяют времени на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста, пуская все на самотек.

Зачастую у малышей можно заметить следующие речевые ошибки:

  1. Пропуск звуков в слове («пишел» вместо «пришел»).
  2. Перестановка слогов или отдельных звуков («корвик» вместо «коврик», или «гамазин» вместо «магазин»).
  3. Сокращение слов, выпадение слогов («гипам» вместо «гиппопотам»).
  4. Неправильное ударение в словах («ветЕр» вместо «вЕтер»).

К 3-4 годам дети уже замечают речевые ошибки своих сверстников, невзирая на то, что сами еще говорят далеко не идеально. Критичная оценка своей речи развивается к 5 годам, то есть в этом возрасте он понимает, что говорит неправильно и даже стесняется этого. Это приводит к психологическому барьеру, который препятствует нормальному формированию личности. В таком случае, малыш начинает меньше разговаривать, а предложения становятся односложными и короткими. Психологи утверждают, что резкая критика речевых ошибок может вызвать у ребенка агрессию.

С чего начать развитие фонематического слуха?

Формирование фонематического слуха у дошкольников — основа понимания смысла речи. Если речевое звукоразличение не сформировано, то ребенок будет воспринимать (повторять, запоминать, писать) не то, что произнесли, а то, что он услышал. Особенно явно слуховые дефекты видны в школе в процессе обучения чтения и письма. Без этих элементарных навыков возникнут сложности в овладении учебной программой.

Развитие фонематических процессов у дошкольников — важный и не всегда легкий процесс, но пренебрегать им опасно для здоровья ребенка.

Неречевой слух

Почему даже добросовестные родители, которые выполняют все инструкции и рекомендации логопеда, не получают желаемого результата? Одной из основных причин такой проблемы является упущение первого этапа — это формирование неречевого слуха.

Изначально слух развивается на основе неречевых звуков: шума воды, ветра, музыки. Благодаря элементарным психическим процессам формируются более сложные. Неречевые звуки — база для речевых. Чувство ритма следует развивать на фоне формирования неречевого слуха. Очень полезными считаются упражнения с закрытыми глазами, когда ребенок распознает звуки, не опираясь на зрение.

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста начинается с простого различения «быстро — медленно», «тихо — громко». Для этого следует подбирать музыкальные композиции контрастные и эмоциональные по своей структуре. Прекрасно, когда дети в процессе обучения подпевают, дирижируют и танцуют.

Игры для развития неречевого слуха

Упражнения на слуховое развитие должны протекать интересно, потому что дети эффективнее усваивают информацию в игровой форме. Развиваем малышей:

  1. «Кто там?». Для игры понадобиться колокольчик. Когда раздается звон за дверью, учитель задает вопрос детям, не слышали ли они что-то? После ответа снова звучит колокольчик. Учитель спрашивает о том, кто же это может быть. После этого педагог предлагает детям спросить, кто там. Малыши спрашивают, и за дверью раздается голос человека. Такая простейшая игра развивает у детей внимание, интерес, а задача учителя — показать, что звуки бывают очень важными, и всегда стоит к ним прислушиваться.
  2. «Ушки — слушки». Для игры потребуются металлические и деревянные ложки, а также хрустальные рюмки. Изначально детям предлагается назвать эти предметы, после чего они слушают, как звучит каждый из них. Установив ширму, педагог поочередно воспроизводит звук всех перечисленных предметов. Задача детей — дифференцировать предложенные звуки. Такая игра прекрасно влияет на развитие фонематического слуха и способствует улучшению памяти.
  3. «Кто сказал мяу?». Прослушивая аудиозаписи со звуками животных, детям нужно распознать, кому принадлежит тот или иной голос. Такая незатейливая игра совершенствует умение различать голоса животных и птиц.

Речевой слух

Как уже говорилось, неречевой слух является базой для речевого. Если этот этап не упущен, то формирование речевого слуха будет протекать гораздо быстрее и качественнее. Практика показывает, что на развитие речевого слуха влияют ощущения, которые возникают в процессе движения артикуляционного аппарата. Во время воспитания фонематического слуха ребенок воспринимает все тонкости звучания речи:

  • правильность произношения;
  • четкость;
  • повышение и понижение голоса;
  • интонацию;
  • ритмичность;
  • темп (ускорение или замедление);
  • эмоциональный окрас;
  • тембр (указ, просьба).

Если фонематическое восприятие у дошкольников не развито на должном уровне, то развитие их речи будет протекать крайне затруднительно.

Игры для развития речевого слуха

Чтобы формирование фонематического слуха протекало весело и интересно, нужно применять игры на развитие речевого слуха:

  1. » Кто внимательнее всех?». Дети садятся вокруг ведущего, который просит их выполнить какое-нибудь движение, например, поднять руку вверх, а затем едва слышным шепотом озвучивает имя или фамилию того, кто это должен сделать. Если ребенок пропустил свое имя, то называют следующего. Победителем является самый внимательный игрок.
  2. « Узнай-ка». Водящему закрывают глаза, а все вокруг, изменяя свой голос, произносят какую-нибудь фразу. Задание: отгадать человека по измененному голосу.
  3. «Холодно-горячо». Сидя в кругу, дети перекатывают друг другу мяч. Если один ребенок говорит «холодный», то второму мяч можно трогать, а если «горячий», то нельзя. Если кто-то ошибается, ему присуждают штрафное очко (наказание можно придумать по усмотрению ведущего).
  4. «Запоминай-ка». Ведущий называет около 6 слов, задание игрокам: повторить их в той же последовательности. Если ребенок пропустил слова или переставил их местами, то это считается проигрышем. С каждым туром можно усложнять слова и увеличивать их количество.

Обязательно ли развивать фонематический слух у детей?

Врачебная диагностика показывает, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников негативно сказывается на их формировании как личности. Важно относится ко всем упражнениям с полной серьезностью, ведь от этого зависит будущее вашего ребенка. При этом не стоит забывать, что все занятия должны быть для малыша привлекательными, только тогда обучение будет протекать быстрее и эффективнее, а результаты не заставят себя ждать.

Упражнения для развития фонематического слуха дошкольников помогают распознавать звуки, отличать одно слово от другого и понимать, из каких звуков состоит услышанное слово. Но самое главное: обладая хорошим фонематическим слухом, ребенок легко овладеет письменной и устной речью и будет успешным в учебе.