Обучение по методике зайцева. Методики Зайцева • • Обучение чтению • Кубики Зайцева (собранные). Какие отличительные особенности методики Зайцева

Каждый родитель мечтает о том, что его ребенок будет умным, развитым и пойдет в школу, умея читать и писать как минимум на родном языке. Вот почему на пике популярности сейчас различные системы, например методика Зайцева, позволяющая добиться неплохих результатов, занимаясь дома. Предлагаем познакомиться с этой методикой более подробно, узнать ее минусы и плюсы.

Краткая история

Сам Николай Александрович Зайцев родился в семье сельских учителей, закончил филологическое отделение пединститута, специализировался на преподавании русского языка иностранцам. Интересно, что практику он проходил в Индонезии, где обучал местных жителей чтению и письму на русском. Уже в это время он заинтересовался созданием уникальной системы, которая сделала бы процесс обучения более простым и доступным не только взрослым, но и детям.

Долгие годы Зайцев занимался преподавательской деятельностью, пока окончательно не определился со своими интересами – его целью стало создание обучающих программ для малышей. Исследователь обратил внимание на недостатки классического метода и предложил свой вариант их разрешения.

Сами проблемы и новшества Зайцева представлены в форме таблицы.

Отметим, что система пользуется популярностью в наше время, многие используют ее для домашнего обучения.

Описание

Доказано, что малыши дошкольного возраста обладают очень пластичной памятью, схватывают все на лету, способны запомнить огромные потоки информации. Именно эти их особенности активно используются для раннего обучения. И если отдельные методисты, например Доман, предлагали делать упор на запоминание, используя карточки, то другие, в частности Николай Александрович Зайцев, искали свои подходы.

В своей работе он использовал понятие «склад» – это элементарная речевая частица, состоящая из двух звуков (гласного и согласного) либо из пары «согласный + Ъ/Ь». Такие варианты педагог размещал на своих кубиках, которые пользуются огромной популярностью у тех родителей, которые хотят научить ребенка читать с раннего возраста. Кроме того, Зайцев разработал и слоговые таблицы, которые могут использоваться в качестве наглядного пособия.

Основная особенность системы, отличающая ее от других, – использование складов. Большинство людей училось читать в начальной школе по такому алгоритму:

  1. знакомство с буквами и звуками;
  2. составление из них слогов;
  3. сложение целых слов из слогов.

А Зайцев, ориентируясь на то, что в речи ребенка отдельные звуки практически никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что разделение слога на звуки носит противоестественный характер и затрудняет процесс обучения. Именно в этом разделении педагог видел ключевую причину сложностей, возникающих у многих детей, которых учат читать. Классическая методика – вредная, по его убеждению, – приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.

Лучший возраст

Использовать методику раннего развития можно начиная с 3,5–4 лет. Главное – чтобы малыш не уставал и проявлял живой интерес к образовательному процессу. Недопустимо проводить уроки в те дни, когда кроха плохо себя чувствует, приболел или просто не хочет заниматься.

Использовать кубики можно и для малышей от года, однако следует понимать, что в столь раннем возрасте они представляют собой скорее игрушку, чем дидактическое пособие. Но свое дело сделают – ребенок в дальнейшем освоит чтение гораздо быстрее и продуктивнее.

Кубики

Наиболее известным результатом трудов Зайцева считаются кубики. На их гранях написаны различные склады, в том числе состоящие из одной гласной буквы. Составляя их вместе, кроха может составлять слова, а затем и предложения. Интересно, что сами кубики отличаются друг от друга цветом, размером, даже звуком, вот почему ребенок очень просто узнает, чем глухой отличается от звонкого.

Состав набора весьма интересен. Кубиков всего 52, на их гранях написаны повторяющиеся склады, используемые маленькими детьми (например, МА и МА, ПА и ПА). Различаются они по нескольким признакам:

  1. По размеру. На малых написаны мягкие склады (вроде МЯ), на крупных – твердые (МА).
  2. По цвету и материалу (железные содержат звонкие варианты, деревянные – глухие. На золотых гранях нанесены гласные. Железно-золотые содержат Ь, железно-деревянные – Ъ).

В чем же особенность этого пособия?

  1. Сам создатель исходил из того, что ведущим видом деятельности для малышей является игра. Поэтому обучение чтению лучше проводить именно в такой легкой и доступной форме.
  2. Ребенок будет постигать важнейшие знания, получая от этого удовольствие.
  3. Подача материала в необычной форме не утомит кроху, а вызовет у него неподдельный интерес и желание учиться дальше.
  4. Заниматься можно как дома, так и в детском саду, как с одним ребенком, так и с несколькими.

Педагог был уверен в том, что для успешного процесса обучения следует задействовать зрительное восприятие ребенка, а не слуховое, как это делается при традиционной системе обучения. Именно это положение и было взято за основу его теории.

Принципы

Технология обучения чтению Н. А.Зайцева базируется на следующих ключевых принципах:

  1. Материал должен подаваться системно.
  2. Идти нужно не только от частного к общему, но и от общего к частностям.
  3. Обязательно использовать наглядность, различные каналы подачи информации.
  4. Нужно создавать и использовать четкие алгоритмы подачи учебного материала.
  5. Обязательно делать все возможное, чтобы уроки не причиняли вреда хрупкому здоровью крохи.

В современных условиях играть с кубиками можно самыми разными способами – например, придумать сказку и рассказать ее крохе. Допустим, в волшебном лесу живут фантастические звери, которые общаются между собой при помощи песен. После этого нужно «пропеть» все гласные на кубиках. Мотив при этом можно использовать любой. Когда с этими буквами малыш разобрался, можно приступить к знакомству со складами, содержащими согласные.

Структура обучения

Рассмотрим пошагово, как можно научить ребенка читать в раннем возрасте при помощи системы Зайцева.

  1. Первый урок – игра с кубиками по правилам малыша. Он знакомится с наглядным пособием.
  2. Далее кубики следует послушать, понять, как какой звучит, систематизировать.
  3. Изучение размера изделий, систематизация. На этом шаге следует объяснить, что мягкие слоги – совсем крошечные, а вот твердые – крепкие, потому и большие.
  4. Затем приступаем к пропевке. Сначала вместе с ребенком мама поет склады с кубиков, таблиц, затем переходят к построению и последующему пропеванию целых слов.
  5. Произносить склады нужно громко и четко, показывая детям пример.

Как только изучение кубиков завершится, следует переходить к работе с таблицей: мама водит указкой, малыш произносит склады. Такая форма способствует быстрому запоминанию. Ребенок посмотрит на один и тот же склад в разных вариантах, что позволит ему гораздо быстрее усвоить материал.

Результаты

Обучение чтению по данной методике позволяет добиться весьма впечатляющих результатов:

  1. малыши в 3 года осваивают непростую науку уже через 6 месяцев;
  2. для четырехлетних хватит и 16 уроков;
  3. дети в 5 лет все понимают за 5-10 занятий;
  4. дошкольники в 6 лет – за 4-6 уроков.

Поэтому в школу кроха пойдет полностью подготовленным.

Преимущества

Как и любая другая педагогическая находка, метод Зайцева имеет как плюсы, так и минусы. К числу его несомненных достоинств относится следующее:

  • Обучение в процессе игры приносит истинное удовольствие крохе. Ему интересно, уроки не вызывают скуки.
  • Занятия с кубиками помогают развивать мелкую моторику ребенка, что полезно уже само по себе.
  • Развитие памяти – как зрительной, так и слуховой.
  • Малыш имеет реальные шансы научиться читать гораздо раньше сверстников без нудной зубрежки и слез, с удовольствием.
  • Обучение грамотности. Склады составлены таким образом, что соответствуют правилам родного языка, поэтому с ранних лет кроха запомнит, что ШИ и ЖИ следует писать без буквы Ы.
  • Нет возрастных ограничений, заниматься чтением можно с любого возраста, главное, чтобы ребенку было интересно.

Как видим, плюсов достаточно много, и они весомые.

Недостатки

Родителям следует познакомиться и с минусами методики.

  • Когда ребенок читает слог или склад, он не понимает полностью всего процесса образования отдельного звука. Поэтому может начать пропускать окончания при чтении и даже в устной речи.
  • В школе придется переучиваться. Педагоги, конечно, поразятся умениям крохи, но будут рассказывать ему про слоги, как того требует классическая программа. Кроме того, проблема возникнет и при выполнении заданий типа «раздели слово на слоги». Ребенок привык к складам, поэтому новые языковые единицы для него могут стать камнем преткновения.
  • Методика во многом основана на использовании ассоциаций (цвета, звуки), поэтому в школе, где таких подсказок нет, крохе придется довольно трудно.
  • Многие малыши начинают путать сходные слоги типа ВЭ и ВЕ. Особенно проблема заметна в письменной речи.
  • Полностью отсутствует развитие творческих способностей крохи.
  • Внушительная стоимость. Не каждому родителю по карману заветный набор.

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.
  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

В чем заключается суть методики Зайцева

Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Занятия не требуют от детей усидчивости. Им разрешено двигаться, танцевать и даже петь, используя для этого кубики.

Познакомимся поближе с кубиками:

  • Склады, которые звучат твердо, изображены на больших кубиках, а звучащие мягко – на маленьких;
  • Они могут быть одиночными и двойными;
  • Если склад звонкий – указывается металл, а если глухой – дерево;
  • Гласные буквы – обозначены золотом;
  • На кубы дерево-железо и дерево-золото нанесен твердый и мягкий знак соответственно;
  • Знаки препинания малыш может найти на кубике, окрашенным в белый цвет.

В продаже можно встретить наборы трех видов:

  • С готовыми к использованию кубиками;
  • С раскладкой, которую нужно собрать самостоятельно;
  • С основой из пластика.

В начале обучения деток следует познакомить с кубами, на которых изображено 200 складов. Познакомившись с ними можно переходить к таблицам. Для того чтобы предотвратить развитие сколиоза, а также проблем со зрением, специалисты рекомендуют выбрать правильную высоту для их фиксации. Для этого малыша следует попросить поднять руку вверх, ею он должен без труда дотянуться до верхнего края таблицы.

Для удобства таблицы можно развесить не вдоль стены, а в угловой части комнаты. Так детям будет проще в них ориентироваться, так как все необходимое находится в поле их зрения.

Склады, которые изображены на кубах, дети должны пропевать. Это способствует тому, что они лучше запоминают материал, он откладывается в памяти. Кроме того, такой подход с раннего детства позволяет привить интерес к пению.

Весь материал для обучения должен быть в свободном доступе. Перед занятием необходимо дать крохе некоторое время для того, чтобы он ознакомился с ним. Затем можно приступать к изучению. Для начала попросите его выбрать из всего количества кубиков тот, который его заинтересовал больше всего. Пропойте ему склады, которые обозначены на его гранях.

Не стоит слишком долго акцентировать внимание на этом упражнении. Очень важно чтобы малыш не потерял интерес. Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов. Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию.

Теперь можно переходить к таблицам. Выберите один из столбиков и пропойте его малышу. Вовсе не обязательно требовать от него того, чтобы и он пел. Он сам должен проявить интерес к этому процессу. Его можно попросить принести кубики, на которых склады соответствуют тем, что вы только что пропели в таблице.

Когда малыш начнет самостоятельно пропевать склады в таблице, он будет постепенно понимать принцип формирования слова. В это же время его можно учить писать, при этом делать все в игровой форме. Ребенку будет интересно, а обучение даст хорошие результаты.

Обязательным условием таких занятий является хорошее настроение деток и их желание. Проводить их рекомендуется ежедневно. Но если вы видите, что ребенок не настроен, его что-то тревожит – от запланированного урока стоит отказаться.

Когда начинать обучать чтению по кубикам Зайцева

Создатель этой методики утверждает, что знакомить малыша с кубиками можно чуть ли не с самого рождения. При этом не стоит ждать, что читать он научится раньше, чем говорить. Вовсе нет. В это время они могут быть использованы в качестве игрушек.

Когда ему исполнится полгода, можно начинать пропевать склады. Ему будет интересно, и совсем скоро он будет делать это вместе с вами.

А вот в 1–1,5 года уже можно знакомить детей со складами. Делать это можно в игровой форме, например, предложить:

  • Сложить свое имя из предложенных кубиков;
  • Заселить зоопарк зверями. В каждой воображаемой клетке должно находиться определенное животное, название которого собрано из предложенных малышу кубиков;
  • Приготовить любимое блюдо. Для этого нужно собрать из кубиков все необходимые ингредиенты.

Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.

Преимущества и недостатки методики

К достоинствам методики можно отнести:

  1. Быстрое обучение. Здесь все индивидуально. Если судить из отзывов родителей, то чем старше ребенок, тем быстрее он осваивает чтение. Так, в возрасте 6 лет дети осваивают азы чтения спустя неделю регулярных занятий, в 5 лет – спустя 12 занятий, в 3–4 года на это может уйти до 6 месяцев.
  2. Нет ограничений по возрасту. Это позволяет заниматься с детками первого года жизни или же будущими первоклассниками. Отличия будут только в сложности поставленных заданий.
  3. Положительное влияние на развитие слуха и памяти.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Индивидуальный подход к каждому малышу. Учитываются особенности его развития. Во время обучения его никто ничего делать не заставляет, не торопит и не сравнивает с другими детьми. Все происходит по желанию.
  6. Простота методики. Многие родители с успехом применяют ее для домашних занятий.
  7. Вместе с чтением дети обучаются грамотно писать. Это возможно за счет того, что на кубиках буквы формируют правильные склады, на них отсутствуют те, которых в русском языке нет.
  8. Методика позволяет сохранить зрение – происходит тренировка глазных мышц, буквы имеют правильный размер, они не мелкие, а цвета подобраны так, чтобы не напрягать детские глазки.
  9. Метод разработан так, чтобы снизить вероятность появления конфликтных ситуаций между тремя сторонами – педагогами, детками и их мамами, папами.
  10. Возможность заниматься без взрослых. Достаточно показать детям принцип методики, и они могут заниматься без участия взрослых, изучая в процессе игры новый материал.
  11. Отсутствует необходимость изучать слияние букв в слоги. Вместо этого предлагаются готовые склады. Такой метод учит читать текст быстро, не запинаясь.

Есть у метода и некоторые недостатки, о которых родители должны знать:

  1. Дефектологи и логопеды не очень хорошо относятся к данной методике. Объясняют это тем, что дети заучивают склады, при этом не понимают, как происходит слияние букв. В дальнейшем это приводит к тому, что они не могут разделить слово на слоги или разобрать его по составу.
  2. В школе учат обозначать звуки одним цветом, а по методике Зайцева это предлагается делать иначе. Ребенок путается. Для того чтобы его переучить потребуется время.
  3. Пособие стоит недешево. Если выбор был сделан в пользу раскладок, требующих самостоятельного склеивания, то это потребует больших временных затрат.
  4. Метод является малоэффективным для малышей, у которых больше развито левое полушарие. Образное мышление у них развито не очень хорошо.
  5. Вычленение отдельного звука для некоторых детей может стать настоящей проблемой, которая скажется на письме.
  6. Во время обучения не уделяется внимание творческим способностям деток.

Методика Зайцева основана на естественной для малышей форме познания мира... Ребёнку нравится обучаться и он показывает успешные результаты...

Когда начинать обучение чтению? Методики раннего развития рекомендуют начинать обучающую работу с детьми чуть ли не с пеленок. Такой подход имеет смысл, ведь мозг малыша активно растет и нагружать его информацией просто необходимо.

Альтернативный способ обучения:

Кроме того, современные требования к начальному образованию настолько высоки, что ребенок должен прийти в первый класс, умея бегло читать, писать буквы и простые слова, имея представления о счете в пределах десяти. Подготовка к школе должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако за один год до школы научиться беглому чтению вряд ли получится.

Именно поэтому многие родители начинают заниматься с малышами самостоятельно с самого раннего возраста. Как правильно и легко ? Одно из лучших решений предлагает способ Николая Зайцева, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный.

Принципы методики Зайцева

Система Зайцева основана на общепедагогических дидактических принципах обучения:

  • системный подход;
  • учет физиологии малыша, скорости протекания мыслительных процессов;
  • наглядность обучения;
  • стимулирование аналитической мыслительной деятельности методом «от частного к общему».

Идея инновационного подхода заключается в отказе от традиционного обучения чтению при помощи расчленения слова на отдельные буквы. Это гораздо более физиологично для малыша, который говорит не буквами, а неделимыми речевыми единицами – слогами.

Второй важный момент в том, что методика основана на естественной для малышей форме познания мира и обработки информации – игре. Игровые кубики вызывают у чада искренний интерес и позволяют прекрасно систематизировать информацию. Они различаются по размеру, цвету и даже наполнению, то есть задействуют разные способы восприятия информации.

Методика развития Зайцева не ограничивается кубиками: разработаны систематизированные таблицы, звуковые попевки, интересные игры. Однако именно способ обучения при помощи кубиков Зайцева считается секретом эффективности. Ученик не ограничен в движениях: на занятиях можно стоять, сидеть, ползать, лежать. Ребенок во время получасовых занятий не устает, а значит, его интерес не утрачивается.

Звуковые склады и игровой материал

Создатель методики заменил традиционный слог сочетанием гласной и согласной буквы, согласной с мягким знаком. Это и есть склад – новая речевая единица, понятная малышу. Каждая сторона кубика содержит отдельный склад, поэтому составить слово не представляет никакого труда.

Процесс настолько прост, что четырехлетнего малыша можно хорошо научить читать за две недели. Он просто играет в кубики, одновременно усваивая информацию. В этом секрет эффективности методики.

Возрастных ограничений обучения по системе Зайцева нет: можно заниматься с шестимесячными малышами, с трехлетками и с дошкольниками, даже первоклашками. Адаптировать обучение можно к любому возрасту. Самые юные ученики после нескольких месяцев занятий начинают одновременно говорить и читать. Чадо четырех лет довольно свободно читает уже после пятого занятия.

Важным обучающим компонентом выступает цвет. Кубики окрашены в разные цвета. Цветовая дифференциация позволяет ребенку быстро и легко освоить такие сложные школьные знания, как парность согласных по звонкости-мягкости, а также понять разницу между согласным и гласным звуком.

Для совсем маленьких детей придумана звуковая система. Разное наполнение кубиков позволяет подключить слуховое восприятие информации.

Тематический материал:

Математика и английский

Способ Зайцева для детей не ограничен обучением навыкам чтения. Разработаны отдельные программы обучения математике и изучения английского языка. Математическая разновидность методики называется «Стосчет», она позволяет увидеть совокупность числовых значений от нуля до 99. Малыш сразу же получает полное представление о составе любого числа в пределах первой сотни, легко решает примеры на сложение и вычитание.

Дидактический материал представлен специальными карточками, числовым столбом и числовой лентой, с которой очень просто работать.

Наглядность обучения, практические действия с числами, игровая форма занятий позволяют освоить азы арифметики легко и без принуждения, развить математическое мышление, повысить интеллектуальный уровень.

Изучение английского языка – одно из направлений методики. Разноцветные кубики несут полную информацию о морфологии, синтаксисе английского предложения, позволяют легко и правильно строить высказывание на иностранном языке. Разработана система таблиц, полностью описывающих английскую грамматику. Наглядность и систематизация учебного материала позволяют использовать систему для обучения детей и взрослых.

Преимущества системы Зайцева очевидны. Иногда родители опасаются, что ребенок может испытывать сложности в школе, ведь фонетические принципы расходятся с идеей «зайцевского склада». Однако умный малыш легко освоит школьный материал.


Автор популярной методики - это талантливый и опытный педагог Николай Зайцев. Он является автором великолепных и эффективных методик, направленных на обучение чтению (кубики Зайцева). Также среди его разработок ведущее место занимают методики по обучению детей грамматике, математике, английскому языку.
Главными учителями малышей являются педагоги и родители. Методика предусматривает занятия с детьми от рождения до семи лет.

Книга "Письмо. Чтение. Счет";
Книга "Читай и пой".

Основные идеи Николая Зайцева:

Абсолютно новый метод обучения детей чтению, который предлагает Зайцев, сводится к тому, что начинается оно не с изучения букв, а с особых складов. Склад Зайцева - это "осознанное мускульное усилие речевого аппарата". Это слияние гласных и согласных звуков воедино. Автор утверждает, что малыши начинают говорить по складам с самого раннего возраста, произнося долгожданные "ма-ма", "ба-ба", "па-па". Поэтому такая техника обучения является природным и естественным.
Основу методики Зайцева составляет совместная работа взрослого и ребенка по специальным кубикам и таблицам, на которых изображены слоги.

Принципы методики Зайцева:

Если методика Николая Зайцева вам идеально подходит, тогда вам необходимо полностью согласиться с ее основными принципами:

1. Обучение по Зайцеву - это игра. Самое главное условие занятий - это непринужденная и естественная обстановка. Во время занятий по данной методике детки вполне могут сесть на пол, попрыгать, ходить по комнате, даже вести себя шумно, заниматься на спортивных снаряжениях. Такие малыши никогда долгое время не сидят на одном месте (за партой), они очень подвижные и активные. Занятия проходят динамично: малыши очень быстро меняют вид деятельности, на смену изучения таблиц приходят кубики, затем дети рисуют на доске, топают, хлопают в ладоши и т.д. Но одновременно такая игра не служит отдыхом для детей. Согласно мнению Зайцева, в основе каждой развивающей и обучающей игры поиск и выбор. Занимаясь по его пособиям и материалам, дети находятся в состоянии поиска, они учатся читать, разделяя слова на склады, запоминают ударения слов, делают звуковой анализ, пробуют составлять предложения, учатся считать, писать. Все это происходит только в процессе игры;

2. Все обучающие материалы обязательно должны быть компактно расположены или вывешены на стене. В каждом пособии Зайцева имеются плакаты с материалами, которые обязательно развешиваются на стенах в комнате или классе. Важно, что необходимо развешивать сразу все таблицы, которые входят в комплект, а не по очереди;

3. Малыши должны взаимодействовать со всеми инструментами и материалами, по которым будет проводиться обучение. При этом важно, что использовать их необходимо с самого первого занятия;

4. В процессе обучения необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности малышей. Важно использовать стремление детей во всем подражать взрослым. Поэтому взрослые должны принимать самое активное участие в играх вместе с малышами. Учитывайте и интересы детей. Если им хочется петь - пускай поет, но одновременно вместе со взрослыми пускай разбирает и слова песни.

Результаты использования методики Зайцева:

В настоящее время методикой Зайцева пользуется множество людей не только в домашних условиях, но и образовательных учреждениях.
Урок, на котором используется методика, проводится в игровой форме. Он достаточно короткий и длится всего 20-25 минут. Детки могут постоянно менять свое положение. При этом у них не портится осанка и зрение, поскольку происходит довольно частое переключение взгляда и изучение таблиц больших размеров.
Даже затрачивая мало времени на занятия, вы очень быстро увидите результат своего труда.
Пособия Зайцева отлично подходят малышам с различным темпераментом и характером. В детских садах, занимающихся по Зайцеву, группы комплектуются так, чтобы в них присутствовали как сильные, так и более слабые дети, которые вскоре никак не отстают от остальных ребят.
В процессе игр с кубиками Зайцева, малыши очень быстро учатся читать, запоминают буквы, учатся чувствовать разницу в звучании согласных, гласных, твердых и мягких, шипящих и свистящих звуков. Малыши учатся составлению простых слов и их написанию. Кроме этого, они показывают эти слова на таблице и "пропевают" их.
Зайцев - это автором уникальных методик, которые предусматривают использование кубиков, позволяющих легко обучить малышей письму, счету, английскому языку.
Огромным достижением Зайцева является разработка системных подходов к изучению математики. Его методика основана на использовании системы таблиц, которая погружает малыша в мир цифр и образно демонстрирует состав чисел, какими они обладают свойствами. Малыши учатся понимать, какие действия можно проводить с числами. Благодаря этому дети быстро осваивают счет до 100, а в дальнейшем с легкостью проводят разные действия с числами. Методика позволяет доступно пояснить малышам, что такое дробь и степень.

Когда начинать занятия?:

На самом деле занятия по кубикам Зайцева можно начинать проводить с любого возраста. Но наиболее эффективным считается момент, когда дети начинают активно осваивать устную речь. Занятия по Зайцеву дает невероятный рывок в развитии речевого аппарата, а также позволяет быстро освоить навыки чтения (практически одновременно с усвоением устной речи). Основные правила игр - все слова можно как видеть, так и слышать. Малыши запоминают два образа слова сразу.
4 года - это время, когда ребенок уже может полноценно читать. Обязательно прививайте любовь к книгам! В этот период обучение по методике Зайцева проходит наиболее быстрыми темпами.
Зайцев утверждает, что наиболее эффективны занятия по обучению чтению с трехлетнего возраста. Но многие мамы начинают обучение с самого рождения. При этом важно предлагать малышам кубики в качестве игрушек для изучения размеров предметов и цветов.

Упражнения для новорожденных:

С самого рождения родителям обязательно необходимо работать над созданием речевой базы. Для этого нужно использовать мимику, эмоции. Но самое главное - постоянно общайтесь с малышом!
Новорожденным детям нравится трогать кубики, брать их в ручки, строить из них. Постепенно внимание карапузов переключается на то, что изображено на кубиках.
Примерно со второго месяца малыши начинают активно гулить. Необходимо его поддерживать в этом, проговаривая с ним звуки: "уэ-уэ-уэ", "уа-уа-уа" даже тогда, когда ребенок молчит.
Около трех месяцев появляется детский лепет, поэтому взрослые должны повторять слоговые цепочки: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, га-га-га, бо-бо-бо.
Родители должны осознавать, что дети смогут произнести свое первое слово не ранее, чем научатся говорить и произносить звуки. Этот период растягивается от 10 месяцев до 1,5 лет. При использовании методики Зайцева вы окажете большую помощь ребенку в развитии речи и умственных способностей.
Не забывайте, что от того момента, когда малыш прочел свое первое слово до начала свободного чтения пройдет не менее шести месяцев.

Упражнения для детей старше одного года:

Занятия с кубиками Зайцева

Представлены разноцветными кубиками и таблицами (выполнены на листах формата А1). Каждый кубик заполняется звенящими, гремящими материалами, чтобы можно было изобразить с помощью характерных звуков как глухие, так и звонкие склады.
Звонкие звуки изображают на металлических кубиках и заполняют их металлическими предметами. Кубики из дерева, обозначающие глухие звуки и склады, заполняются кусочками или остатками деревянных предметов (палочки, веточки).
Кубики, имеющие большие размеры, предназначены для твердых звуков и складов, а маленькие - для мягких.
В комплекте 61 кубик, 16 из которых является дубликатами. На них обозначаются одинаковые звуки или склады. Это позволяет составлять слова из одинаковых складов, например, дя-дя, па-па.
По ходу игры взрослые должны сначала сами произнести, пропеть склады, изображенные на кубиках и в таблицах. Потом это должен сделать ребенок. Сначала необходимо учить по два склада. Когда малыш полностью освоит пение по кубикам, то необходимо перейти к обучению письму. Для этого из кубиков необходимо сложить простые слова, а ребенок пальцем повторяет их по таблице.

Игра "Паровозик"

Малышу нужно построить паровозик. Поставьте на стол золотистый кубик с изображенной на нем буквой А. Скажите, что в паровозе все вагоны должны быть содержать букву А и на примере одного кубика продемонстрируйте, как ее нужно находить. Остальные вагоны поезда ребенок должен пробовать подбирать самостоятельно. Вмешивайтесь только тогда, когда замечаете, что малыш не понимает принцип поиска кубиков с заданной буквой.
Объясните ребенку, что буква А может присутствовать на различных кубиках. В результате малыш занимается с кубиками, зрительно выделяя букву А. Когда паровозик будет построен, необходимо обязательно прочитать все склады, содержащие букву А. Для этого необходимо взрослому показать пальчиком первый большой золотистый кубик и назвать его. Малыш должен произнести услышанное после вас. То же самое проделайте с другими "вагонами". Важно, что сначала вы перемещаете свой палец, а только потом проговариваете склад.
На последующих занятиях стройте паровозы с другими гласными. В дальнейшем ребенок уже будет сам выбирать, какие буквы будете искать.

"Абракадабра"

Пускай ваш ребенок сложит из кубиков слово на свой вкус. Пускай он возьмет несколько кубиков и поставить рядом. Одновременно показывайте малышу, что кубики важно располагать только слева направо и рядом. Прочтите получившееся слово. Малышей очень веселит получившаяся абракадабра. Они входят в азарт, требуя продолжения. Такая игра развивает в малышах самостоятельность и учит осознанно составлять существующие слова из кубиков.

"Поем песенки..."

Взрослый поясняет ребенку, что кубики волшебные и музыкальные. Каждый имеет свою песенку. "Пропойте" склады, написанные на нескольких кубиках, затем предложите малышу выбрать любой, который бы он хотел прослушать.
В процессе "пропевания" кубиков лицо взрослого должно располагаться на уровне глаз ребенка. Кубик удерживайте в двух руках справа от лица. Движения вашего рта и сторону кубика, склад которой "пропевают" ребенок должен видеть одновременно. Это прекрасное упражнение для тех детей, которые говорят нечетко.
"Пропевание" кубика должно быть медленным, слегка утрированным. Малыши, услышав, как вы это делаете, обязательно со временем стараются повторить.

"Поящие башни" ("Говорящие башни")

Пускай малыш построит из кубиков башню. расскажите ему, что кубики у башни не простые. Они могут петь по-своему (пропойте любой кубик).
Кроме этого, скажите, что кубики умеют разговаривать (озвучьте любой склад). Важно характеризовать кубики, которые "пропеваете" или "проговариваете" (например: "Этот большой железный").

Поем песни по таблице

Таблица, разработанная Зайцевым, обязательно должна располагаться прямо перед ребенком. Взрослый стоит справа от нее. Объясняйте малышу следующим образом: "Это табличка. В ней также живут песенки, как и в твоих волшебных кубиках. Давай я тебе буду петь, а ты следи за моей указкой и пробуй подпевать". Указкой по таблице нужно двигать очень медленно.
Во время пения звуки необходимо произносить очень четко. Во время занятий обязательно следите за реакцией ребенка.
Разнообразьте игру. Например, при пропевании большого кубика руки нужно поднимать вверх, а маленького - приседать.
Обратите внимание малыша на то, что разные кубики имеют разную интонацию. Например, большие нужно "пропевать" низким голосом, а маленькие - более высоким.
Пропевайте табличку целиком каждое занятие. Если ребенок сильно устает и не концентрирует внимание, тогда разбивайте таблицу на части. Важно, чтобы у ребенка не пропал интерес.

Пишем слова по таблице

Расположите табличку перед малышом. Поставьте кроху на стул и держите указку вместе. Выберите слово, которое будете "писать". Затем четко проговорите первый слог слова и направьте ручку ребенка вместе с указкой к столбику, где содержится нужный слог. Каждый склад сначала озвучивают, а только потом показывают. После первой попытки "написать" слово повторите все заново, но в ускоренном темпе.
Зайцев рекомендует для начала "написать" имя ребенка, затем фамилиею, название любимой игрушки и т.д.

Роль загадок в процессе обучения чтению:

Малыши очень любят отгадывать загадки, а также их загадывать. Этот интерес можно использовать при обучении чтению. Сначала отгадки выкладывайте из кубиков, потом их можно уже записывать на доске и предлагать малышам составлять их самостоятельно из кубиков. Очень важно, чтобы ваш ребенок запоминал как можно больше загадок, сам загадывал их своим родителям. Такие упражнения будут великолепно развивать речь, а также положительно влиять на развитие образного, абстрактного и художественного мышления, знаний литературы.

Картинки для обучения чтению, рисованию, письму...:

Зайцев является разработчиком пособия, которое позволяет обучить детей чтению целыми словами и без запинок и значительно укрепит моторику ручек при помощи обведения объектов, рисования по клеткам, научит различать шрифты.
На карточки Зайцева нанесены разнообразные изображения с обеих сторон. На лицевой части изображены силуэты различных животных, и написаны их названия печатными буквами. На обратной стороне представлены эти названия, прописанные с использованием заглавных и строчных печатных букв, а также прописных. Слова обязательно разбиваются на склады. Тот склад, на который падает ударение, выделяется ярче.
Сначала ребенок рассматривает большие картинки, а взрослый должен акцентировать внимание на то, что написано. Слог, находящийся под ударением важно произносить более протяжно.
Если малыш ознакомился с 6-7 карточками, изучив их с обеих сторон, то в 2-3 года он уже спокойно будет отыскивать загаданное слово по надписям. Также со временем дети начинают понимать, что на обеих сторонах написаны одинаковые слова, только разными способами.
На листах, где изображен алфавит можно карандашом потренироваться обводить буквы.

Учим математику по Зайцеву...:

- "Тысяча +";
- "Миллион +";
- "Орнамент".

Система таблиц, погружающая детей в мир цифр позволяет детям очень легко освоить счет и математические действия, изучить состав и свойства чисел. Зайцев в очень легкой и непринужденной форме объясняет, как появляется дробь и степень числа. Методика предусматривает занятия с малышами 3-4 лет, а также учащимися начальных классов.
Зайцев разработал специальную временную ленту. Она состоит из 24 отрезков. Малыши очень быстро учатся по ней определять время, ориентироваться в понятиях часов и минут.
Сначала небольшие отрезки-минуты наклеивают на изготовленную или приобретенную ленту, складывая их в часы.
Зайцев представляет вниманию взрослых и детей также и числовую ленту. На ней числа помещены в окошки. Оно обозначается как цифрой, так и соответствующим количеством кругов и квадратов. Один вариант ленты отображает десятки и выглядит как пирамида из 10 кружочков. Другой вариант - это полочка из 10 квадратиков, расположенных в два этажа.
С помощью числовых лент малыши 3-4-х лет после трех занятий уже умеют считать до 100 и обратно, а также находить на них любое число.
Главная прелесть методики в том, что ребенок не только видит само число, но и сохраняет в памяти количество обозначенных около него предметов (квадратиков и кружочков), учит состав числа (единицы и десятки) и различает четные (черные) цифры и нечетные (оранжевые).
Визуально малыши учатся определять, какое число является большим, а какое меньшим и на сколько. Кроме этого, дети начинают осваивать простые математические действия с помощью добавления по одному в пределах 100.
В дальнейшем малыши уже учатся складывать и вычитать в уме, выходят за пределы 100 и учат таблицу умножения, для чего используют карточки, математические кубики

Орнамент...:

Для игры необходима шкатулка, в которой имеется большое число фигур для составления узоров и изучения фигур. Для изучения фигур необходимо находить все ромбы или треугольники и т.д. Также по таким материалам дети быстро учатся понимать, что такое больше-меньше.
Кроме этого, игра отлично развивает память. Для этого необходимо выстроить ряд фигур, дать время малышу, чтобы рассмотреть их. Затем цепочку закройте листом бумаги и предложите ребенку назвать все фигуры, которые он видел и выложить точно такую же.
Из фигурок можно составлять узоры, картинки.

Учим английский язык...:

Зайцев разработал специальные обучающие кубики для изучения английского языка. Но они являются грамматическими, а не складовыми. Предназначены для детей старшего возраста.

Для кого подходит методика Зайцева?:

Эта методика идеальна для тех родителей, которые хотят научить малыша в дошкольном возрасте читать, писать, считать, рисовать. При этом они желают это делать без принуждений и в игровой форме. Такие родители готовы потратить время и деньги на приобретение пособий, предусмотренных методикой.

Положительные стороны методики Зайцева:

Пособия изготовлены в очень простой и доступной форме. Любой родитель сможет без труда заниматься по ним со своими детьми;
- Во время занятий малыши проявляют активность, а не сидят на одном месте;
- Благодаря игровой деятельности в условиях активности значительно усиливается умственная работа малышей. Они быстро осваивают навыки чтения, письма, счета, исправляются логопедические недостатки, расширяется словарный запас и развивается логика;
- Обучение чтению по Зайцеву позволяет получить очень быстрый результат: дети 2-3 лет учатся читать за 6-9 месяцев, 3-4 лет - за 16 занятий, 4-5 лет - за 5-10 занятий, 5-6 лет - за 4-6 занятий;
- Дети, которые отличаются плохой усидчивостью и невнимательностью добиваются очень высоких показателей в обучении;
- Медика положительно влияет на здоровье малышей. У них нет перегрузок, не происходит ухудшение зрения и осанки;
- Методики Зайцева прекрасно зарекомендовали себя в процессе обучения детей, имеющих отклонения в развитии;
- Занятия проходят интересно и увлекательно. Интерес малышей не угасает.

Сложности при использовании методики:

К методике негативно относятся логопеды. Они считают, что дети, обученные по ней "проглатывают" окончания слов и затрудняются в анализе состава слова;
Когда в первом классе учат фонетический состав слов, учителя часто переучивают таких детей. Обозначения звуков по методике Зайцева отличается от школьных и малыши часто из-за этого путаются;
Занятия по методике Зайцева - это не дешевое удовольствие.

Затраты для занятий...:

Прежде чем приступить к использованию методики, нужно приобрести специальную литературу, записи с "пропеваниями" складов, пособия. Пособия можно как купить, так и изготовить самостоятельно. В интернете имеются готовые развертки кубиков. Таблицы можно распечатать и наклеить частями на ватман. Цветные фрагменты необходимо разукрасить.
Также можно купить или изготовить ленту времени, которая состоит из 24 отрезков. Отдельно нарежьте к ней 60 "минуток".
В составе комплекта "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию" 120 карточек из картона большего размера (133*133) и 120 - меньшего (50*50), два листа А3 для освоения навыков каллиграфического письма. Их можно купить или изготовить самому.

Успехов в применении методики!


– пособие довольно популярное, о нем слышали даже те, кто не имеет никакого отношения к обучению детей чтению. Но вот чем же кубики заслужили свою популярность и чем отличаются от прочих методик обучения чтению, зачастую для многих так и остается тайной. Действительно ли это недешевое пособие настолько «чудодейственно», и малыш научится читать за несколько занятий? И чем вообще отличаются кубики Зайцева от обычных кубиков с буквами?

На самом деле, некоторые вопросы остаются у родителей даже после покупки пособия. В частности, самый главный вопрос – как обучать по методике Зайцева маленького ребенка, чтобы это было действительно интересно? Ведь довольно толстая книжечка, входящая в комплект, не может похвастаться четкой и стройной программой занятий для малышей.

В этой статье я коротко расскажу про основные принципы методики обучения чтению по Зайцеву, а самое главное, приведу варианты игр с кубиками, которые помогут весело и интересно построить занятия. – пособие действительно уникальное и заслуживающее внимание!

Основные принципы методики Зайцева

Когда вы стали задумываться о том, что ребенка уже пора учить читать, какой способ обучения первым пришел вам в голову? Скорее всего, тот, по которому вас учили читать в детстве! Сначала по азбуке заучиваем все буквы, затем учимся сливать их воедино, испытывая массу трудностей, ну а потом переходим к чтению предложений вроде «Мама мыла раму». Николай Зайцев данный подход не поддерживает и вот по каким причинам:

1. Когда ребенок заучивает буквы по азбуке, в его сознании образ буквы слишком крепко привязывается к картинке, которая была расположена в азбуке рядом с этой буквой. В результате такие образы мешают ребенку объединять буквы в слова и простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз». Еще хуже, если родители учат малыша не тому, как звучат буквы, а как они называются (т. е. не «Л», а «Эль» и т.д.). Потом ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка».

2. Обучение чтению по слогам, по мнению Зайцева, тоже не самый удобный способ, так как русские слоги слишком разнообразны по количеству и комбинациям звуков. Они могут включать несколько подряд идущих согласных (например, СТРУЯ) и прочие неудобные для начинающего читателя формы (например, ХОЛСТ, ГОРСТЬ – да, да, это все один слог).

Именно поэтому в основе методики Зайцева лежит обучение ребенка чтению не по буквам, и не по слогам, а по складам . Николай Зайцев определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, малышу легче всего сказать и прочитать. Склад – это первое, что начинает произносить малыш, когда начинает говорить – МА (мама), КО (кошка). И именно склады наборматывает себе ребенок, когда учится писать – КО-Л-БА-СА.

Складом может быть :

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я -МА; КА-Ю -ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш -КА; МА-Я-К );
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога , который может состоять и из 4, и из 5 букв.

Однако складовый подход – это не единственное новшество Зайцева. Он предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Зайцев написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. Таким образом, занимаясь по методике, мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады. Так, играючи, малыш незаметно для себя учится узнавать склады, а затем и самостоятельно их читать. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами .

Что из себя представляют кубики Зайцева

Итак, давайте разберемся, в чем же принципиальное отличие кубиков Зайцева от обычных кубиков с буквами. Со всех сторон на кубиках Зайцева написаны не буквы и слоги, а именно склады . И написаны они не вразброс, а по определенным правилам:

    Все склады на одном кубике начинаются с одного согласного . Например, МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-М.

    Кубики бывают большие и маленькие . На больших – все склады твердые. На маленьких – мягкие.

  • Кубики бывают разных цветов , а если их потрясти, то и звучат они по-разному. Внутри оранжевых кубиков деревянный наполнитель и на них написаны склады с глухим согласным. А внутри серых – железный наполнитель, и склады здесь со звонким согласным.
  • Склады, представляющие собой отдельную гласную, вынесены на отдельные кубики, окрашенные в ярко желтые цвета.

  • Также есть необычные «двойные» кубики . На одной стороне такого кубика объединены склады, которые хоть и пишутся по-разному, но читаются одинаково. Например, ЖЁ и ЖО, Ш и ШЬ.

Такие отличительные особенности облегчают ребенку задачу поиска нужного склада среди всей массы. Как говорит Николай Зайцев, «среди 500-800 книг на своих полках вы тоже легко разыщите нужные, припоминая их цвет, высоту, толщину и оформление корешка». Только кубиков не 800, а 65. А если не считать дубликаты и вспомогательные кубики, то останется всего 39. Найти нужный вполне реально!

Раньше последователи методики Зайцева сами склеивали кубики (что очень непросто, так как их много и должны они быть из очень плотного картона), сейчас же их вместе с таблицами и методичкой можно купить в специализированных магазинах с развивашками .

Занятия и игры с кубиками Зайцева

Как же играть с кубиками, чтобы малыш по-настоящему увлекся чтением? В комплект пособия входит методическое руководство Николая Зайцева, описывающее варианты занятий. Скажу честно, читается методичка без удовольствия. Текста много, но, на мой взгляд, в ней много лишнего. Хотелось бы четкого описания игр с конкретными рекомендациями, ну и пошаговой программы. Также немного смущает, что в методичке очень мало игр, предполагающих обучение ребенка с нуля. Ведь автор обещает, что начинать учить можно уже 2х-летнего малыша.

Но, не пугайтесь, все это нисколько не умаляет достоинств методики Зайцева Если разобраться и грамотно организовать игровой процесс, можно получить действительно отличные результаты в виде читающего и не замученного ребенка Пока мы занимались с дочкой, я собирала самые интересные идеи игр с кубиками, хочу привести их здесь в порядке возрастающей трудности

Прежде, чем перейдем к играм, хочется сказать, что не стоит ограничивать занятия только лишь кубиками! Разбавляйте их и другими , так ребенку будет интереснее!

И еще один очень важный момент ! Не ждите от ребенка, что он на первых же занятиях будет сам читать склады (даже если он раньше уже знал буквы). Не устраивайте малышу постоянные проверки («Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано»). Все занятия должны превратиться в игру, в процессе которой вы будете много раз показывать и называть ребенку склады. Результат не заставит себя ждать, сначала малыш научится узнавать склады и будет легко находить нужные среди ряда предложенных. А потом придет и к самостоятельному чтению. Не торопите малыша!

Итак, приступим. Привожу игры с кубиками Зайцева в порядке возрастающей трудности . Игры можно неоднократно повторять с ребенком, используя каждый раз разные кубики.

  1. Достаем кубики из мешочка / складываем обратно

Начинать игры всегда лучше с твердых складов (это большие кубики). Приготовьте непрозрачный мешочек и сложите в него несколько кубиков. Вместе доставайте по одному кубику из мешочка, озвучивайте, что написано на той стороне, которой к вам повернулся кубик. Задавайте вопросы и сами же на них отвечайте. «А это что у нас за склад? Это же МУ!»

Обыграйте занятие каким-нибудь сюжетом. Например, мишка вам принес мешочек и попросил вас рассказать, что лежит внутри.

Потом все кубики можно сложить в мешочек обратно, также называя их.

2. Перекладываем кубики из одной тары в другую

Игра аналогична предыдущей. В качестве тары подойдут кастрюли, коробки. Пока перекладываем, читаем, что написано на одной стороне каждого кубика. Либо можно «пропевать» их полностью.

3. Попевки на кубиках

Складовые попевки – один из неотъемлемых элементов методики Зайцева. Все склады написаны на кубиках в определенной последовательности (например, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДЫ-Д), если заранее потренироваться во вращении кубика нужным образом, то у вас получатся очень складные попевки. Вот так:

Секрет попевок заключается в том, что все они похожи друг на друга, и видом, и на слух. Если малыш узнает хотя бы один согласный на кубике или хотя бы один склад, он может быстро по памяти восстановить всю попевку, а соответственно и пропеть весь кубик.

Чаще пойте с ребенком эти попевки, и он быстро научится прочитывать склады на них.

4. Прятки

Возьмите один кубик и спрячьте его под платком / одеялом и предложите отгадать, какой стороной он вам сейчас покажется. Затем достаньте кубик, вместе озвучьте его и искренне удивитесь прочитанному. Повторяйте игру снова, поворачивая кубик разными сторонами. «Как ты думаешь, какой стороной покажется нам кубик? Давай посмотрим! Это МИ!». Сюрпризный момент будет повышать интерес ребенка к игре.

5. Игрушки и домики

Предложите малышу расселить игрушки по домикам-кубикам – «Зайчик у нас будет жить в домике КО» и т.д. Если есть желание, склады можно подобрать так, чтобы они соответствовали первому слогу в названии животного, т.е. лошадка будет жить в домике ЛО и т.д.

Когда все будут расселены, поиграйте персонажами, ходите друг к другу в гости, прячьтесь в разных домиках и не забывайте в игре ненавязчиво называть склады. Аналогично можно сыграть в паровозик, в этом случае игрушки будут рассаживаться по вагонам, названиями которых будут склады!

6. Сортируем кубики на большие и маленькие

Возьмите две любимые игрушки малыша. Желательно, чтобы одна из них была большого размера, а вторая – поменьше. Допустим, это будет большой мишка и зайка. Скажите ребенку, что мишка любит большие кубики, а зайка – маленькие. А затем рассортируйте их между игрушками. Не забывайте прочитывать, что на них написано.

Также помните, что сначала склады все время читаете вы. Потом когда ребенок уже немного их запомнит, предлагайте задания на узнавание – «Дай, пожалуйста, мишке кубик ТО» и т.п.

7. Беги к МИ!

Расставьте по комнате в разных местах на уровне глаз ребенка несколько кубиков (4-5 штук). Предложите малышу наперегонки (например, с мишкой) бегать к тем складам, которые вы будете называть.

К примеру, вы кричите «Беги к МИ!» или «Кто первый принесет КА?», малыш быстро находит нужный склад и подбегает к нему. Мишка, за которого будете играть вы, конечно, тоже будет «стараться» обогнать малыша.

8. Паровозики и башни

Предложите малышу построить паровозик, да только не простой. В этом паровозике все склады будут с одним и тем же гласным, например МА-КА-ПА-ТА-ДА или ТУ-РУ-ДУ-ЛУ-ПУ, или еще длиннее. (Не забывайте, что всегда лучше начинать игры с твердых слогов, их ребенку проще читать!)

Чтобы малышу было интереснее, каждый кубик для постройки может приносить какая-нибудь игрушка. Когда паровозик будет готов, пропойте или проговорите вместе его длинное название, показывая пальчиком на каждый склад. Или с азартом хлопайте по каждому складу, называя его!

А потом еще и рассадите по паровозику небольшие игрушки. Каждый пассажир, перед тем как занять свое место, будет говорить ребенку, в какой вагон у него куплен билет, а ребенок будет находить соответствующий склад и пристраивать пассажира.

Аналогично можно строить складовые башни. Играем с башней аналогично, разве что жильцов расселить не получится

9. Находим ошибки

Постройте перед занятием без участия ребенка паровозик или башню. При этом все склады должны оканчиваться на один и тот же гласный, а в одном намеренно допустите ошибку. Скажите малышу, что мишка построил паровозик сам, но где-то ошибся, помогите ему найти эту ошибку. Для этого вместе читайте склады.

10. Братики и сестренки

Расскажите малышу, что все кубики – родственники, у каждого из них есть братик или сестренка. Так, у кубика с твердыми складами МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-М есть младшая сестренка – МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ (кубик меньшего размера). Объясните ребенку, что определить родство можно по первой букве в слоге. Найденные пары не забывайте пропевать. Так они будут быстрее запоминаться.

11. Рассказываем сказки

В складах немного уже освоились, можно попробовать и первые слова составлять. А помогут нам в этом незамысловатые сказки, например вот такого плана:

«Жил-был гномик СО (показываем кубик соответствующей стороной ). Ему было очень одиноко и грустно, потому что у него не было друзей. Он искал их везде и всюду: на стуле, под столом, на кровати, под кроватью (изображаем поиски ), но никак мог найти. И вот как-то совершенно случайно на улице ему повстречался гномик по имени К (показываем ). Как же обрадовался наш гномик СО! Он стал прыгать от радости, да и гномик К тоже радовался. СО-К, СО-К, СО-К, СО-К! Так они прыгали и прыгали, а потом встали рядом и удивились, потому что увидели, что у них получилось слово СО-К! Тогда они рассказали об этом другим складам, и те тоже стали приходить в гости к СО, составляя новые слова: СО-М, СО-Н, СО-ВА, СО-ДА, СО-ЛЬ (другие кубики должны быть наготове

Вот еще варианты слов для других сказок:

  • ЧАЙ, МАЙ, ДАЙ, ПЕЙ, ЛЕЙ, БЕЙ, МОЙ, ПОЙ;
  • МАМА, МАША, МАЛО, МАК, МАСЛО;
  • МИТЯ, ВИТЯ, КАТЯ, ТЁТЯ, ПЕТЯ.

12. Кто быстрее?

Постройте перед ребенком не слишком сложное, но интересное для него слово (например, МИШКА), вместе прочитайте его, проводя пальчиком по складам. А затем предложите наперегонки (лучше всего с какой-нибудь игрушкой) искать в этом слове заданные склады. Например, кто быстрее найдет КА?

Потом предложите найти МИ и т.д. А после поменяйте и слово.

13. Игрушки пишут слова

Скажите ребенку, что сейчас игрушки напишут специально для него то слово, которое он захочет. Если малыш затрудняется, предложите сами на выбор что-нибудь любимое или сладкое. Например, МАШИНА или КОНФЕТА, ТОРТ.

Когда выбор будет сделан, игрушки начнут по очереди приносить кубики – например, слоненок принесет МА, мишка – ШИ, зайка – НА. Чем смешнее персонаж будет нести свой элемент, тем веселее пройдет игра. Он может ронять кубик, все время отыскивать нужную сторону, весело напевать свой склад и т.д.

Важно расположить готовое слово на такой высоте, чтобы ребенку была видна нужная часть кубика.

14. Находим части тела

Предварительно перед занятием составьте несколько коротких слов (3-4 слова), обозначающих части тела и лица. Например, НОС, РОТ, РУКА, НОГА, ЛОБ и т.п. Прочитайте слова вместе с ребенком. Затем возьмите небольшую игрушку и скажите, что она сейчас будет прыгать с одного слова на другое, а вам нужно будет показывать соответствующее место на теле. Например, мишка прыгнул на слово «НОС» — значит, вам с малышом надо очень быстро показывать на свои носы.

Постепенно ускоряйте темп. Игра обычно проходит очень весело.

В такой игре малыш будет учиться узнавать слова целиком, процесс чтения будет все больше автоматизироваться.

15. Действия

Игра аналогична предыдущей, только теперь нужно составить из кубиков не части тела, а простые действия – ЕСТЬ, ПИТЬ, МЫТЬ, БЕГАТЬ, ХЛОПАТЬ и т.д. Задача ребенка изобразить то или иное действие, когда вы будете показывать на соответствующее слово.

По причине отсутствия большого количества кубиков со складом ТЬ, некоторые слова можно написать на карточках, выделив в них склады разными цветами.

16. Прятки

Эта игра тоже учит ребенка воспринимать и узнавать слово целиком. Сложите перед ребенком несколько слов, например, МЫШКА, СОБАКА, СЛОН, ЖИРАФ и т.п. Скажите, что это домики / вагончики поезда, в которых живут / едут эти животные. Вместе прочитайте слова, позадавайте малышу вопросы вроде «Где собака?», «Где слон?», «А здесь кто?».

Затем скажите ребенку, что животные решили сыграть в прятки, попросите его отвернуться и поменяйте местами некоторые слова. После этого снова попросите малыша найти нужные слова – «А где теперь мышка?», «Куда спрятался слон?» и т.д.

17. Вместе пишем слова

Когда ребенок хорошо освоится с кубиками и будет с удовольствием в них играть, можно учить его писать слова кубиками. Конечно, сначала малышу нужно будет подсказывать, но постепенно количество подсказок надо уменьшать:

  • На первом этапе просто подавайте ребенку кубики в нужной последовательности нужной стороной.
  • На втором этапе подавайте кубики в нужной последовательности, но предоставив возможность выбрать нужный склад.
  • На третьем этапе объясните малышу, как определять, какой склад будет следующим в слове, и предложите ему самостоятельно выбрать нужный кубик из 3-4 предложенных. Чтобы облегчить ребенку задачу, заранее поверните кубики нужной стороной.

Что малышу будет интересно писать кубиками:

  • Свое имя (собрав имя, переставьте в нем что-нибудь, посмейтесь над тем, что получилось)
  • Имена близких – мама, папа, баба, деда, кошка, собака, Чупа (имя любимой игрушки) и т.п.
  • Спросите малыша, чтобы он хотел скушать (мороженое, киндер, дыня, яблоко, пельмени…)
  • Названия любимых игрушек (лего, машина, кукла и т.п.)
  • Любое слово по выбору ребенка.

Подготовьте несколько карточек с написанными на них словами. Склады в словах выделите разными цветами (). Предложите малышу собрать эти слова.

Не забывайте обыгрывать занятие каким-то интересным сюжетом. Например, игра может начаться с того, что динозаврик нашел карточки со «съедобными» словами (например, КАША, ЛАПША) и попросил вас составить то, что на них написано. После сбора и прочтения каждого слова малышом, динозаврик будет его «съедать».

19. Смешные слова

Пускай ребенок составит подряд несколько кубиков так, как ему хочется. Затем вместе прочитайте то, что получилось. Наверняка, получится смешное слово, можно даже пофантазировать, что это такое.

20. Перевертыши

Предложите ребенку поиграть в фокусников. Для этого соберите сначала какое-нибудь простое слово, например, МАША. Затем замените в нем один кубик на другой (например, поставьте вместо МА склад ДА). Прочитайте, что получилось, и объясните ребенку, что даже немного изменив буквы, мы можем получить слово с совершенно другим значением. Вместе искренне удивляйтесь, какое новое слово вам удалось получить.

Вот какие цепочки слов можно строить:

  • МАША-ДАША-КАША-МИША-НАША-ВАША,
  • ПАЛКА-ВИЛКА-БУЛКА-БЕЛКА,
  • ЛЕЙКА-ЗАЙКА-ГАЙКА-ЧАЙКА-МАЙКА,
  • ПИТЬ-ЛИТЬ-МЫТЬ-БИТЬ-ДАТЬ-ПЕТЬ,
  • ТАНЯ-ЖЕНЯ-АНЯ-СОНЯ-БАНЯ-ЛЁНЯ-ТОНЯ-ДАНЯ-МАНЯ.

21. Домики животных

Подготовьте несколько любимых игрушек малыша с несложными именами / названиями. Вместе постройте для каждой игрушки домик, написав кубиками ее имя. Затем расселите игрушки по домикам. Разыграйте сценку с тем, как животные гуляют и возвращаются, ходят друг к другу в гости. Ребенок должен правильно прочитать и найти домик каждого игрушечного друга.

Аналогично можно строить домики исходя из того, кто как говорит. Для кошки – МЯУ, для собачки – ГАВ и т.п. Такие слова будут короче и понятнее. Принцип игры описан

22. Пишем слова с определенными параметрами или по цепочке

Когда ребенок уже очень хорошо освоится с написанием слов, можно составлять слова с заданными параметрами, например, содержащие конкретный склад или букву.

Другой вариант – писать слова по цепочке. Например, вы выставляете одно слово – ХА-Л-ВА. Читаете его, затем все первые кубики убираете, оставляете только последний. Теперь ваша задача – придумать слово на оставшийся склад, например, ВА-ЛЕ-НО-К. Дальше может быть К-РО-Ш-КА, КА-ША и т.д.

23. Пособия к кубикам Зайцева

Хочется также обратить ваше внимание на пособия Натальи Пятибратовой, разработанные специально для занимающихся по кубикам Зайцева. Тетради позволяют работать со складами в плоскостном варианте – в заданиях нужно проводить линии, рисовать и приклеивать наклейки. При этом во всех заданиях нарисованы не просто склады, а именно кубики Зайцева, что еще больше повысит интерес ребенка. Пособия отлично разнообразят «объемные» занятия с кубиками. Вот они:

Складовые наклейки для игр с кубиками Зайцева

Конечно, этим перечнем варианты занятий с кубиками не ограничиваются. Я больше, чем уверена, что вы и сами сможете придумать немало, руководствуясь интересами именно вашего ребенка. Главное, чтобы все занятия проходили в ненавязчивой игровой форме!

Ну и последнее. Если вам интересен складовый подход, очень рекомендую также присмотреться к пошаговой программе обучения чтению KoroBoom . Весь комплекс построен на большом количестве интересных и разнообразных игр со складами и словами. Для этого в комплекте есть много магнитов, карточек, книжек-тренажеров, письменных заданий и т.п. Все задания подробно описаны и распределены в порядке возрастающей трудности. Программа проверена мною лично, занимались с удовольствием!

Желаю вам интересных и продуктивных игр! А чтобы не пропустить новые статьи блога, подписывайтесь на обновления в Инстаграм , ВКонтакте , FaceBook