Системный подход в моделировании систем. Системный подход в моделировании Примеры информационных моделей

Классический подход - изучение взаимосвязей между отдельными частями, и разработка модели системы рассматривается как суммирование отдельных компонент в общую модель. Целесообразен для реализации сравнительно простых моделей с разделением отдельных функций реального объекта и принятия решения о независимости этих функций.

Процесс синтеза модели М на основе классического (индуктивного) подхода представлен на рис. 1.1, а. Реальный объект, подлежащий моделированию, разбивается на отдельные подсистемы, т. е. выбираются исходные данные Д для моделирования и ставятся цели Ц, отображающие отдельные стороны процесса моделирования. По отдельной совокупности исходных данных Д ставится цель моделирования отдельной стороны функционирования системы, на базе этой цели формируется некоторая компонента К будущей модели. Совокупность компонент объединяется в модель М. Таким образом, разработка модели М на базе классического подхода означает суммирование отдельных компонент в единую модель, причем каждая из компонент решает свои собственные задачи и изолирована от других частей модели.

Системный подход -- это элемент учения об общих законах развития природы и одно из выражений диалектического учения. Можно привести разные определения системного подхода, но наиболее правильно то, которое позволяет оценить познавательную сущность этого подхода при таком методе исследования систем, как моделирование. Поэтому весьма важны выделение самой системы S и внешней среды Е из объективно существующей реальности и описание системы исходя из общесистемных позиций.

Системный подход позволяет решить проблему построения сложной системы с учетом всех факторов и возможностей, пропорциональных их значимости, на всех этапах исследования системы и построения модели.

Системный подход означает, что каждая система S является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем. Таким образом, в основе системного подхода лежит рассмотрение системы как интегрированного целого, причем это рассмотрение при разработке начинается с главного -- формулировки цели функционирования. Процесс синтеза модели М на базе системного подхода условно представлен на рис. 1.1, б. На основе исходных данных Д, которые известны из анализа внешней системы, тех ограничений, которые накладываются на систему сверху либо исходя из возможностей ее реализации, и на основе цели функционирования формулируются исходные требования Т к модели системы. На базе этих требований формируются ориентировочно некоторые подсистемы П, элементы Э и осуществляется наиболее сложный этап синтеза -- выбор В составляющих системы, для чего используются специальные критерии выбора КВ.

На протяжении всей истории развития теории систем предлагались и применялись различные подходы к представлению (отображению), анализу и проектированию систем.

Традиционный подход, применяющийся в математических исследованиях: определить элементы (переменные, константы) и связать их соответствующим соотношением (формулой, уравнением, системой уравнений), отображающим принцип взаимодействия элементов.

Когда задачи усложнились и такое соотношение не удавалось сразу получить, то предлагалось формировать "пространство состояний" элементов и вводить "меры близости" между элементами этого пространства. Такой подход вначале пытались применить для исследования сложных систем.

Предлагалось обследовать систему, выявить все элементы и связи между ними. Этот подход называли иногда "перечислением" системы. При обследовании применялись разные способы: 1) архивный (изучение документов и архивов предприятия); 2) опросный, или анкетный (опрос сотрудников, в том числе с помощью специально разработанных вопросников - анкет).

Однако первые же попытки применить такой подход к исследованию систем управления предприятиями и организациями показали, что "перечислить" сложную систему практически невозможно.

Учитывая трудности "перечисления" систем, предлагались различные подходы к их исследованию и проектированию.

Применение философских категорий - индуктивный и дедуктивный подходы, анализ и синтез - позволяет определить основные принципы исследования. Однако эти категории могут трактоваться и реализовываться по-разному.

Поэтому с самого начала возникновения системных теории предлагались подходы, в большей мере ориентированные на прикладные задачи. Приведем основные из них:

  • в начальный период становления теории систем развивался бихевиористский подход (поведение), основанный на исследовании поведения (т.е. функционирования) систем; однако этот подход весьма трудоемок и не всегда реализуем;
  • американский ученый М. Месарович предложил подходы, которые назвал целенаправленным и терминальным (от терм - элементарная частица, интересующая исследователя);
  • польский ученый Р. Куликовски предложил называть аналогичные подходы декомпозицией и композицией системы;
  • швейцарский астроном Ф. Цвикки предложил и развил морфологический подход, который помогает искать полезные объединения элементов путем их комбинаций;
  • американская корпорация /ММ) предложила подход к созданию сложных программ и проектов, названный "дерево целей";
  • в практике проектирования сложных технических комплексов возникли термины "язык моделирования", "язык автоматизации проектирования", применяющиеся для отображения взаимосвязей между компонентами проекта; при разработке языков моделирования применяют математическую логику и математическую лингвистику, в которой есть удобный термин для описания структуры языка - "тезаурус" (см. гл. 4), и подход называют иногда лингвистическим или тезаурусным;
  • при исследовании и формировании структур были предложены следующие подходы: путем поиска связей между элементами или, напротив, путем устранения лишних связей (, ).

С учетом рассмотренных подходов на основе обобщения предшествующего опыта сформировалось два основных подхода к отображению систем, первоначально предложенных для формирования структур целей5:

  • а) "сверху" - методы структуризации или декомпозиции, целевой или целенаправленный подход;
  • б) "снизу" - подход, который называют морфологическим (в широком смысле), лингвистическим, тезаурусным, терминальным, методом "языка" системы. С помощью этого подхода определяется "пространство состояний" системы и реализуется поиск взаимосвязей (мер близости) между элементами.

Подход "снизу" можно реализовать, применяя не только комбинаторные приемы (морфологический и т.п.), но и бихевиористский подход, вариант которого при автоматизации моделирования поведения объектов в настоящее время иногда называют процессным, статистические методы, лежащие в основе бизнес-аналитики, методы представления и извлечения знаний, основанные на применении математической логики и математической лингвистики.

Подходы "сверху" и "снизу" называют также аксиологическим и каузальным соответственно.

Аксиологическое представление системы - отображение системы в терминах целей и целевых функционалов. Этот термин используют в тех случаях, когда необходимо выбрать подход к отображению системы на начальном этапе моделирования и противопоставить это отображение описанию системы в терминах "перечисления" элементов системы и их непосредственного влияния друг на друга, т.е. каузального представления.

Каузальное представление системы - описание системы в терминах влияния одних переменных на другие, без употребления понятий цели и средств достижения целей. Этот термин происходит от понятия "cause" - причина, т.е. подразумевает причинно-следственные отношения. Применяют каузальное представление в случае предварительного описания системы, когда цель сразу не может быть сформулирована и для отображения системы или проблемной ситуации не может быть применено аксиологическое представление.

В 1970-1980-е гг. при проектировании организационных структур были предложены три подхода к решению этой проблемы.

  • Нормативно-функциональный подход направлен на унификацию организационных форм управления в рамках отрасли. Разработка типовых организационных структур явилась первым шагом на пути внедрения принципов их научно обоснованного построения. Однако ориентация на типовую номенклатуру функций управления и структурных управленческих подразделений не позволяет учесть особенностей конкретных предприятий и условий их деятельности.
  • Функционально-технологический подход основан па рационализации потоков информации и технологии ее обработки, на формировании и анализе организационно-технологических процедур подготовки и реализации управленческих решений. Этот подход обеспечивает возможность достаточно полно учесть особенности конкретного предприятия (организации), отличается гибкостью и универсальностью. Вместе с тем он характеризуется высокой трудоемкостью, использованием стабильной номенклатуры сложившихся функций управления, подчинением оргструктуры схеме документооборота.
  • Системно-целевой подход заключается в построении структуры целей, определении на ее основе функций управления и их организационном оформлении. Преимущества этого подхода заключаются в возможности учитывать особенности объекта управления и условия его деятельности, изменять и расширять состав функций, проектировать разнообразные организационно-правовые формы предприятий. Трудности в использовании подхода связаны с проблемой перехода от совокупности целей и функций к составу и подчиненности структурных звеньев, обеспечивающих их реализацию.

Обобщающий подход "сверху", называемый целевым, целенаправленным, системно-целевым, основан на структуризации или декомпозиции системы в пространстве. Этот подход позволяет расчленить исходную большую неопределенность на более обозримые и выбрать методы их анализа и проектирования, сохраняя целостность представления об исследуемой системе или решаемой проблеме на основе иерархической структуры (древовидной, стратифицированной).

Подход "снизу", основанный на анализе пространства состояний, поиске "мер близости" между компонентами с помощью различных, в том числе статистических, методов, морфологического моделирования, отличается большой трудоемкостью. В настоящее время для анализа пространства состояний разработаны методы представления и извлечения знаний, основанные на применении статистических методов, математической логики и математической лингвистики.

В настоящее время для проектирования систем широкое применение нашел подход, кратко называемый процессным. Этот подход, который можно считать развитием функционально-технологического подхода, основан на структуризации во времени, на представлении процессов в форме графов.

Применение функционально-технологического подхода долгое время было практически нереализуемым из-за большой трудоемкости, отсутствия правил и средств автоматизации формирования графов, отображающих процессы в системах. В 1990-е гг. была разработана методология SADT (Structured Analysis and Design - структурный анализ и проектирование; предложена Дугласом Россом), представляющая собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. На ее основе разработаны и стали широко применяться функционально-ориентированные и объектно-ориентированные CASE-2 и RAD-3 технологии. Компьютерная реализация методологии SADT получила название IDEF (Icam Definition). Основными структурными моделями являются модели процессов IDEF0 и IDEF3, модель данных IDEF1X4. Созданы стандарты IDEF и DFD, ориентированные на анализ процессов (в том числе бизнес-процессов). Для реализации моделей применяются автоматизированные средства - BPWin, ARIS, язык UML (Unified Modeling Language - унифицированный язык моделирования). Популярность САБЕ-метододогии и технологий базируется на разработке принципов и автоматизации формирования процессов, на развитии методов их формирования (на основе анализа "жизненного цикла" производства, обслуживания или других процессов, причинно-следственных связей и т.п.), что и обеспечило развитие процессного подхода, преимущества которого заключаются в возможности учитывать особенности конкретного объекта и условий его деятельности.

Понятие о системе

Мы живем в мире, который состоит из множества разных объектов, имеющих разнообразные свойства и взаимодействующих между собой. Например, объектами окружающего мира являются планеты Солнечной системы, которые имеют разные свойства (масса, геометрические размеры и т.д.) и взаимодействуют с Солнцем и между собой по закону всемирного тяготения.

Каждая планета входит в состав более крупного объекта – Солнечной системы, которая в свою очередь входит в состав Галактики. В то же время, каждая планета состоит из атомов разных химических элементов, которые состоят из элементарных частиц. Таким образом, фактически каждый объект может состоять из совокупности других объектов, т.е. образует систему.

Важный признак системы – ее целостное функционирование. Система является не набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов. Например, персональный компьютер представляет собой систему, которая состоит из различных устройств, которые при этом связаны между собой и аппаратно (подключаются физически друг к другу) и функционально (обмениваются информацией).

Определение 1

Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называют элементами системы.

Замечание 1

Каждая система имеет свою структуру, которую характеризует состав и свойства элементов, их отношения и связи между собой. Система в состоянии сохранять свою целостность под воздействием различных внешних факторов и внутренних изменений до тех пор, пока является неизменной ее структура. В случае изменения структуры системы (например, при удалении одного из его элементов), она может прекратить свое функционирование как единое целое. Например, при удалении одного из устройств компьютера (к примеру, материнской платы), компьютер перестанет работать, т. е. прекратит свое функционирование как система.

Основные положения теории систем появились при исследовании динамических систем и их функциональных элементов. Под системой понимается группа взаимосвязанных элементов, которые действуют сообща с целью выполнить заранее поставленную задачу. С помощью анализа систем можно определить наиболее реальные способы выполнения поставленной задачи, которые обеспечивают максимальное удовлетворение поставленных требований.

Элементы, которые составляют основу теории систем, создаются не с помощью гипотез, а их получают экспериментальным путем. Для начала построения системы нужно иметь общие характеристики технологических процессов, которые необходимы и при создании математически сформулированных критериев, которым должен удовлетворять процесс или его теоретическое описание. Метод моделирования является одним из наиболее важных методов научного исследования и экспериментирования.

Системный подход

Для построения моделей объектов используют системный подход , который представляет собой методологию решения сложных задач. В основе этой методологии лежит рассмотрение объекта как системы, которая функционирует в некоторой среде. Системный подход позволяет раскрыть целостность объекта, выявить и изучить его внутреннюю структуру, а также связи с внешней средой. При этом объект является частью реального мира, которую выделяют и исследуют в связи с решаемой задачей построения модели. Кроме того, при использовании системного подхода предполагается последовательный переход от общего к частному, в основе которого лежит рассмотрение цели проектирования, а объект рассматривается во взаимосвязи с окружающей средой.

Сложный объект может разделяться на подсистемы, которые представляют собой части объекта и удовлетворяют таким требованиям:

  1. подсистема – функционально независимая часть объекта, которая связана с другими подсистемами и обменивается с ними информацией и энергией;
  2. каждая подсистема может иметь функции или свойства, которые не совпадают со свойствами всей системы;
  3. каждая из подсистем может делиться до уровня элементов.

Под элементом здесь понимают подсистему нижнего уровня, которую далее делить не представляется целесообразным с позиции решаемой задачи.

Замечание 2

Таким образом, система представляется как объект, состоящий из набора подсистем, элементов и связей для его создания, исследования или усовершенствования. При этом укрупнение представления системы, которое включает основные подсистемы и связи между ними, называется макроструктурой, а детальное рассмотрение внутреннего строения системы до уровня элементов – микроструктурой.

С понятием системы обычно связано понятие надсистемы – системы более высокого уровня, в состав которой входит рассматриваемый объект, причем функция любой системы может быть определена только через надсистему. Также немаловажно понятие среды – совокупности объектов внешнего мира, которые существенно влияют на эффективность функционирования системы, но не входят в состав системы и ее надсистемы.

В системном подходе к построению моделей используют понятие инфраструктуры, которая описывает взаимосвязь системы с ее окружением (средой).

Выделение, описание и исследование свойств объекта, которые являются существенными для конкретной задачи, называется стратификацией объекта.

При системном подходе в моделировании важно определение структуры системы, которая определяется как совокупность связей между элементами системы, которые отражают их взаимодействие.

Различают структурный и функциональный подход к моделированию.

При структурном подходе определяется состав выделенных элементов системы и связи между ними. Совокупность элементов и связей составляет структуру системы. Обычно для описания структуры применяется топологическое описание, которое позволяет выделить составные части системы и определить их связи с помощью графов.

Реже применяется функциональное описание, при котором рассматриваются отдельные функции – алгоритмы поведения системы. При этом реализуется функциональный подход, который определяет функции, выполняющиеся системой.

При системном подходе возможны разные последовательности разработки моделей на основе двух основных стадий проектирования: макропроектирования и микропроектирования. На стадии макропроектирования строят модель внешней среды, выявляют ресурсы и ограничения, выбирают модель системы и критерии для оценки адекватности.

Стадия микропроектирования зависит от типа выбранной модели. Эта стадия предполагает создание информационного, математического, технического или программного обеспечения системы моделирования. При микропроектировании устанавливают основные технические характеристики созданной модели, оценивают время работы с ней и затраты ресурсов для получения необходимого качества модели.

При построении модели, независимо от ее типа, необходимо придерживаться принципов системного подхода:

  1. последовательно продвигаться по этапам создания модели;
  2. согласовывать информационные, ресурсные, надежностные и другие характеристики;
  3. правильно соотносить различные уровни построения модели;
  4. придерживаться целостности отдельных стадий проектирования модели.

Статические информационные модели

Любая система продолжает свое существование в пространстве и во времени. В разные моменты времени система определяется своим состоянием, которое описывает состав элементов, значения их свойств, величина и характер взаимодействия между элементами и т.д.

Например, состояние Солнечной системы в определенные моменты времени описывается составом объектов, которые входят в нее (Солнце, планеты и др.), их свойствами (размер, положение в пространстве и др.), величиной и характером их взаимодействия (сила тяготения, электромагнитные волны и др.).

Модели, которые описывают состояние системы в определенный момент времени, называют статическими информационными моделями.

Например, в физике статическими информационными моделями являются модели, которые описывают простые механизмы, в биологии – модели строения растений и животных, в химии – модели строения молекул и кристаллических решеток и т.д.

Динамические информационные модели

Система может изменяться с течением времени, т.е. происходит процесс изменения и развития системы. Например, при движении планет изменяется их положение относительно Солнца и между собой; изменяется химический состав Солнца, излучение и т.д.

Модели, которые описывают процессы изменения и развития систем, называют динамическими информационными моделями.

Например, в физике динамическими информационными моделями описывается движение тел, в химии – процессы прохождения химических реакций, в биологии – развитие организмов или видов животных и т.д.

Тема 5. МОДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Модель представляет собой абстрактное описание системы (объекта, процесса, проблемы, понятия) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования

Моделирование начинается с формирования предмета исследований - сис­темы понятий, отражающей существенные для моделирования характеристи­ки объекта. Эта задача является достаточно сложной, что подтверждается различной интерпретацией в научно-технической литературе таких фундамен­тальных понятий, как система, модель, моделирование. Подобная неоднознач­ность не говорит об ошибочности одних и правильности других терминов, а отражает зависимость предмета исследований (моделирования) как от рас­сматриваемого объекта, так и от целей исследователя. Отличительной особен­ностью моделирования сложных систем является его многофункциональность и многообразие способов использования; оно становится неотъемлемой частью всего жизненного цикла системы. Объясняется это в первую очередь технологичностью моделей, реализованных на базе средств вычислительной техники: достаточно высокой скоростью получения результатов моделирования и их сравнительно невысокой себестоимостью.

Подходы к моделированию систем

В настоящее время при анализе и синтезе сложных (больших) систем получил развитие системный подход, который отличается от классического (или индуктивного) подхода. Последний рассматри­вает систему путем перехода от частного к общему и синтезирует (конструирует) систему путем слияния ее компонент, разрабатыва­емых раздельно. В отличие от этого системный подход предполага­ет последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит цель, причем исследуемый объект выделяется из окружающей среды.

При системном подходе к моделированию систем необходимо, прежде всего, четко определить цель моделирования. Поскольку невозможно полностью смоделировать реально функционирующую систему (систему-оригинал, или первую систему), создается модель (система-модель, или вторая система) под поставленную проблему. Таким образом, применительно к вопросам моделирования цель возникает из требуемых задач моделирования, что позволяет по­дойти к выбору критерия и оценить, какие элементы войдут в со­здаваемую модель М . Поэтому необходимо иметь критерий отбора отдельных элементов в создаваемую модель.

Важным для системного под­хода является определение структуры системы - совокупности связей между элементами системы, отражающих их взаимодейст­вие. Структура системы может изучаться извне с точки зрения состава отдельных подсистем и отношений между ними, а также изнутри, когда анализируются отдельные свойства, позволяющие системе достигать заданной цели, т. е. когда изучаются функции системы. В соответствии с этим наметился ряд подходов к ис­следованию структуры системы с ее свойствами, к которым следует, прежде всего, отнести структурный и функциональный.

При структурном подходе выявляются состав выделенных эле­ментов системы S и связи между ними. Совокупность элементов и связей между ними позволяет судить о структуре системы. После­дняя в зависимости от цели исследования может быть описана на разных уровнях рассмотрения. Наиболее общее описание струк­туры - это топологическое описание, позволяющее определить в самых общих понятиях составные части системы и хорошо фор­мализуемое на базе теории графов.

Менее общим является функциональное описание, когда рассматриваются отдельные функции, т.е. алгоритмы поведения систе­мы, и реализуется функциональный подход, оценивающий функции, которые выполняет система, причем под функцией понимается, свойство, приводящее к достижению цели. Поскольку функция от­ображает свойство, а свойство отображает взаимодействие системы S с внешней средой W , то свойства могут быть выражены в виде либо некоторых характеристик элементов s i и подсистем S j , либо системы S в целом.

При наличии некоторого эталона сравнения можно ввести количественные и качественные характеристики систем. Для количест­венной характеристики вводятся числа, выражающие отношения между данной характеристикой и эталоном. Качественные харак­теристики системы находятся, например, с помощью метода экс­пертных оценок.

Проявление функций системы во времени S (t ), т. е. функци­онирование системы, означает переход системы из одного состояния в другое, т. е. движение в пространстве состояний C . При эксплу­атации системы S весьма важно качество ее функционирования, определяемое показателем эффективности и являющееся значением критерия оценки эффективности. Существуют различные подходы к выбору критериев оценки эффективности. Система S может оце­ниваться либо совокупностью частных критериев, либо некоторым общим интегральным критерием.

Следует отметить, что создаваемая модель М с точки зрения системного подхода также является системой, т. е. S "= S " (М ), и мо­жет рассматриваться по отношению к внешней среде W . Наиболее просты по представлению модели, в которых сохраняется прямая аналогия явления. Применяют также модели, в которых нет прямой аналогии, а сохраняются лишь законы и общие закономерности поведения элементов системы S . Правильное понимание взаимосвя­зей как внутри самой модели М , так и взаимодействия ее с внешней средой W в значительной степени определяется тем, на каком уровне находится наблюдатель.

Процесс синтеза модели М на основе системного подхода представлен на рис.5.1.

При моделировании необходимо обеспечить максимальную эффективность модели системы. Эффективность обычно определяется как некоторая разность между какими-то показателями ценности результатов, полученных в итоге эксплуатации модели, и теми затратами, которые были вложены в ее разработку и создание.


Независимо от типа используемой модели М при ее построении необходимо руководствоваться рядом принципов системного под­хода: 1) пропорционально-последовательное продвижение по эта­пам и направлениям создания модели; 2) согласование информаци­онных, ресурсных, надежностных и других характеристик; 3) пра­вильное соотношение отдельных уровней иерархии в системе моде­лирования; 4) целостность отдельных обособленных стадий постро­ения модели.

Модель М должна отвечать заданной цели ее создания, поэтому отдельные части должны компоноваться взаимно, исходя из единой системной задачи. Цель может быть сформулирована качественно, тогда она будет обладать большей содержательностью и длитель­ное время может отображать объективные возможности данной системы моделирования. При количественной формулировке цели возникает целевая функция, которая точно отображает наиболее существенные факторы, влияющие на достижение цели.

Построение модели относится к числу системных задач, при решении которых синтезируют решения на базе огромного числа исходных данных, на основе предложений больших коллективов специалистов. Использование системного подхода в этих условиях позволяет не только построить модель реального объекта, но и на базе этой модели выбрать необходимое количество управляющей информации в реальной системе, оценить показатели ее функци­онирования и тем самым на базе моделирования найти наиболее эффективный вариант построения и выгодный режим функциониро­вания реальной системы S .

В моделировании социальной деятельности должны присутствовать по меньшей мере два уровня детерминации: зависимость от внутренней логики исследуемого социального объекта, явления, процесса (как следствие естественно-исторического развития) и зависимость от познавательных установок субъекта процесса социального познания. Выбор познавательных средств из всего их разнообразия осуществляется с учетом различия социальных исследовательских установок, целей и задач (социальное системное моделирование, моделирование по отдельным группам социальных объектов, явлений и процессов, разработка оценочных характеристик соответствующих моделей, разработка социальных прогностических моделей и т.п.).

Суть данного подхода заключается в представлении процесса моделирования социальной деятельности настоящего и будущего в виде отдельных, относительно самостоятельных структурно-функциональных блоков (модулей), объединенных в конкретную последовательность операций, исходя из внутренней логики процесса социального моделирования и прогнозирования на базе поисковых и нормативных прогностических моделей. Логическое связывание операций социального моделирования и прогнозирования в единый системно-функциональный подход теоретически обусловлено и практически предопределено следующими обстоятельствами. Во-первых, одной из основных (базовых) операций процесса социального прогнозирования является разработка прогностических моделей изучаемого социального объекта, явления или процесса и выбор наиболее вероятного варианта их изменения в пределах выбранного (заданного) периода упреждения, т.е. в конечном счете речь идет об альтернативных изменениях в определенных временных интервалах и в рамках рассматриваемого фрагмента социального пространства тех или иных социальных моделей. Во-вторых, как правило, конечной целью построения социальных моделей, помимо получения новых знаний об изучаемых характеристиках, взаимовлияниях структурных элементов и иных интересующих исследователя качествах социального объекта, явления или процесса, является изучение их возможных видоизменений и трансформаций в будущем, т. е. выполняется в определенном смысле прогнозирующая функция. И, наконец, в третьих, самое главное: и социальное моделирование, и социальное прогнозирование входят своими важнейшими взаимосвязанными и взаимодополняющими составными элементами в единый контур социального менеджмента.



Схема 1. Модель анализа ситуации

За исходный пункт рассматриваемой логической последовательности операций социального моделирования принимается момент получения государственного задания или заказа от заинтересованных ведомств (общественных организаций, коммерческих структур и пр.) на проведение исследования перспектив развития определенного структурного компонента социальной системы с целью прогнозирования его трансформации в социальном пространстве и времени. Под социальным пространством в данном случае понимается совокупность мест обитания, систем расселения и освоенной (осваиваемой) человеком природной среды, в рамках которой осуществляется социальная деятельность индивида, группы и социума в целом. Социальное время рассматривается как фундаментальная форма социально-исторического сосуществования людей и необходимый ресурс (условие) их деятельности. При этом следует исходить из того, что предположительно все аспекты взаимодействия и взаимовлияния как социальных систем различной I сложности или их отдельных компонентов, так и поведения личности или социальной группы условно ограничены рамками определенного социального поля. В рамках этого поля свойства любого события в этом случае будут детерминированы его связями с системой событий, компонентом которой оно является.

Отсюда вывод - все происходящие в той или иной социальной системе (модели) события, явления или процессы, рассматриваемые нами по принципу «здесь и сейчас», зависят от происходивших тех или иных изменений рассматриваемой системы (модели), непосредственно предшествовавших рассматриваемому периоду во времени, а также с известной долей достоверности могут быть при определенных условиях экстраполированы в будущее, тем самым обусловив предположительное, прогностическое состояние изучаемого события, явления или процесса в рамках социального поля.

В качестве предмета моделирования может рассматриваться любой аспект социальной действительности - социальный объект (субъект), социальное явление, социальная функция (отношение) или социальный процесс (вид деятельности).

Первый блок исследования. Его составляет предварительная ориентация.

В ходе предварительной ориентации:

уточняются исходные цели и задачи;

формируется общий информационный банк данных (ретроспективных и текущих);

определяется структура организации (рабочей группы), привлекаемой для выполнения социального моделирования настоящего и будущего; i

а также решаются иные организационные вопросы.

Осуществляется формирование пакета конкретных прогностических методик, способов и приемов моделирования, выбор необходимых социальных показателей, критериев, модельных и прогнозных допущений и ограничений, выбор глубины ретроспекции, исходя из установленного периода упреждения, а также подбор другого модельно-прогностического инструментария. Таков примерный и далеко не полный перечень операций подготовительного периода, составляющий основное содержание логической последовательности, объединенной в первый - установочно-методологический и целевой системно-функциональный блок (СФБ-1).

Второй блок исследования. Второй системно-функциональный блок является информационным и оценочно-аналитическим (СФБ-2). Он включает в себя всю полноту интеллектуально-логических действий по обработке, классификации, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, формализации собранного в интересах исследования заданной социальной проблемы массива информации. Информационные выборки группируются по критериям принятой модели, профилю прогноза и вспомогательному направлению - прогнозному фону. Под прогнозным фоном понимается совокупность внешних по отношению к изучаемому социальному объекту (явлению, процессу) прогнозирования условий, существенно влияющих на изменения прогностических моделей социальной деятельности и, как следствие, на решение задачи прогноза. При построении модели прогнозного фона учитываются как его стандартные (общепринятые) составляющие научно-техническая, демографическая, экономическая, социальная (социологическая), социокультурная, общественно-политическая и международная, так и нестандартные, характерные лишь для исследуемой социальной проблемы. Обычно практикуется выбор нескольких составляющих прогнозного фона, которые в свою очередь могут группироваться по активно влияющим и пассивным признакам. При этом изучается и соответствующий зарубежный и отечественный социальный опыт. В данном случае принимается в качестве заданного условия, что прогнозный фон включает в себя и необходимо учитываемые внешние условия оптимального функционирования разрабатываемой модели социальной деятельности.

Третий блок исследования. Основной моделирующе-прогнозирующий системно-функциональный блок, обработав информационные потоки, поступающие из двух предыдущих СФБ, выполняет логическую последовательность собственно моделирующих прогностических операций, в результате которых производится построение исходной (базовой) модели и ее всесторонний анализ. Контуры общетиповой методики социального прогнозирования составляют сущностно-содержательное ядро данного СФБ (СФБ-3),

Хотелось бы также обратить внимание на некоторые аспекты рассматриваемой проблемы, существенно влияющие, по нашему мнению, на весь процесс системно-функционального моделирования социальной деятельности настоящего и будущего. Во-первых, в переходный от одного типа социума к другому период определенную сложность представляет выбор социальных показателей, репрезентативных (представительных, «показательных») в пределах использования индикаторной системы, а также формирование исходной (базовой) социальной модели ввиду внутренней нестабильности ее структурных элементов и взаимовлияющих базовых функций. Во-вторых, важное значение приобретает интерпретация совместимости профильной и фоновой индикаторных систем, которые должны максимально полно отражать требуемые характеристики, свойства, стороны исследуемого социального объекта, явления, процесса или отдельного аспекта социальной деятельности. В-третьих, созданные прогностические модели, видимо, следует рассматривать в рамках парадигмы взаимообмена, которая включает в себя четыре функциональные подсистемы: поведенческую с функцией адаптации, личностную с функцией целедостижения, социальную с интегративной функцией и культурную с функцией «поддержания образца» (в рамках этих подсистем вырабатываются и взаимообмениваются соответствующие ресурсы - ценности, нормы, цели и средства). Без наличия перечисленных компонентов вряд ли вообще возможна результативная социальная деятельность.

Четвертый блок исследования. Следующий системно-функциональный блок - экспертно-рекомендателъный (СФБ-4). Он включает в себя логическую последовательность операций по анализу, оценке качества, надежности, достоверности (верификации) экспертом или группой экспертов разработанных вариантов прогностических моделей, исходя из предполагаемой динамики изменения исследуемых объектов, явлений, процесса или отдельных аспектов социальной деятельности, а также полноты сделанных выводов и реальности предлагаемых практических рекомендаций по реализации прогноза в процессе социальной деятельности. При необходимости социальный прогноз может дополняться, изменяться, уточняться, конкретизироваться и т.п.

Пятый блок исследования. Завершает предлагаемую системно-функциональную последовательность технологических операций моделирования и прогнозирования в социальной деятельности управленческий СФБ (СФБ-5), так как любая задача социального моделирования и прогнозирования выполняется, как отмечалось выше, для того, чтобы быть реализованной в системе социального управления в интересах изменения - в требуемых пределах - соответствующей социальной реальности.

О полидисциплинарном значении предлагаемого системно-функционального подхода к моделированию и прогнозированию социальной деятельности (или отдельных социальных явлений, процессов и т.д.) свидетельствуют, на наш взгляд, следующие факты. Предлагаемая схема вполне укладывается в кибернетическое представление модели социальной деятельности, которую можно построить на основе структурно-логического анализа следующим образом.

Схема 2. Модель социальной деятельности

В данном случае взаимодействие модели (системы) социальной деятельности с окружающей средой в рамках рассматриваемого социального поля может рассматриваться как обмен сигналами входа-выхода. При этом функции входного устройства выполняет СФБ-1, а конечного - СФБ-5.

Технология системно-функционального подхода вполне согласуется и с основными положениями теории и практики современного менеджмента, что, по нашему мнению, весьма важно с точки зрения его применимости в социальном управлении. В этом случае диагноз проблемы и формулировка ограничений и критериев принятия социального управленческого решения осуществляют СФБ-1 и СФБ-2, выявление альтернатив производится в СФБ-3, их оценка в СФБ-4, а окончательный выбор наиболее приемлемого варианта решения логически завершается в СФБ-5. Существующие каналы обратной связи позволяют на основании постоянного обмена информацией оперативно и гибко реагировать на все изменения, происходящие как внутри самой модели социальной деятельности, так и во внешней среде.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит сущность системно-функционального подхода к моделированию социальных процессов?

2. В чем преимущество метода системно-функционального моделирования социальных явлений и процессов? Есть ли ограничения при его использовании?

3. В чем состоит сущность метода экспериментальной оценки?

4. В каких случаях возможны конкурсы моделей и прогнозов? Какова их цель и предполагаемая результативность?

Литература

Сафронова В. М. О тенденциях социального развития в XXI веке: через призму прогноза: Сб. публичных лекций. - М., 2001.

Социальное прогнозирование и моделирование // Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. - М., 1997. - Т. 1.

Сухорукое М. М. Структурно-логический подход к прогнозированию и моделированию в социальной деятельности (из отечественного и зарубежного опыта// Перспективы развития гуманитарных наук. - М., 1996.