Национальная экономика. Развитие национальной экономики (Системно-самоорганизационный подход) Ерохина Елена Анатольевна Закономерности развития национальной экономики

Глава вторая. Закономерности развития открытой экономики. §3. Развитие национальной экономики: эволюционный и революционный этапы.

Развитие национальной экономики происходит в двух формах, которым соответствуют два этапа развития. Эволюционный этап характеризуется тем, что структура и функционирование экономики остаются практически неизменными, поскольку изменения компонентов и связей в масштабе национальной экономики незначительны. Революционный этап (скачок, катастрофа, фазовый переход, точка бифуркации) по сравнению с эволюционным занимает значительно меньше времени, но роль его трудно переоценить: именно он обеспечивает переход экономики на новый (но не обязательно более высокий) уровень развития, выбор ею пути развития (аттрактора), в результате чего происходит резкое изменение структуры экономики и механизма ее функционирования.

Сами изменения в точке бифуркации происходят достаточно быстро, но подготавливаются в ходе эволюционного этапа многочисленными экономическими и внеэкономическими флуктуациями, которые сначала подавляются, но, выйдя за определенные пределы, приобретают силу и обеспечивают скачок.

Флуктуации любой системы, в том числе и экономики, играют роль движущих сил развития, поэтому их исследование является одним из необходимых этапов изучения развития национальной экономики. Флуктуации можно подразделить на внешние и внутренние. Ранее исследователи либо абстрагировались от внешних влияний и сосредоточивались на внутренних (К. Маркс, Й. Шумпетер (сноска 1)), либо, наоборот, исходили из внешних колебаний (Л. Вальрас, А. Маршалл (сноска 2)). Это объяснялось спецификой предмета проводимых исследований: изучение равновесия, например, предполагает отсутствие внутренних стимулов к изменению, а исследование динамики общества побуждает обратиться к внутренним его силам. В современный период, когда пришло осознание того, что равновесие лишь краткий миг в процессе движения экономики, стало очевидным, что и внешние, и внутренние факторы оказывают влияние на национальную экономику.

Чувствительность национальной экономики к флуктуациям, ее уязвимость тем больше, а устойчивость - тем меньше, чем менее диверсифицированной является ее структура. Таково же, при прочих равных условиях, влияние территории страны: чем она больше, тем меньше ее чувствительность к флуктуациям. Однако зависимость между степенью диверсификации и территорией страны нелинейна. До определенного предела как высокий уровень диверсификации, так и большие пространства, принадлежащие стране, способны повысить устойчивость ее экономической системы. Но за определенными пределами начинается другой процесс: при стремлении страны производить все больше и больше товаров, в том числе и по номенклатуре, экономика постепенно приобретает закрытый характер, что ничего хорошего ей (если не считать благом устойчивость саму по себе, превращающуюся со временем в устойчивость застоя) не сулит; то же касается и территории: слишком большая территория делает страну менее управляемой и снижает ее "сопротивляемость" флуктуациям.

К внутренним экономическим флуктуациям можно отнести колебания доходов, спроса, предложения, цен, ставки процента, урожайности сельскохозяйственных культур, инвестиций, нормы и массы прибыли, инноваций, условий кредитования, выпуск кардинально новых товаров, колебание курсов акций, возникновение или банкротство крупных фирм, осуществление крупных проектов, усиление или ослабление конкуренции, а также запаздывание информации и изменение денежных потоков.

Большое количество экономических флуктуаций позволяет заключить, что не стоит искать единственный источник и движущую силу развития. Единственный фактор не может объяснить, каким образом происходит развитие. Каждый конкретный процесс вызывается индивидуальным набором множества возможных флуктуаций, тем более что каждая флуктуация связана с другими нитями не только прямых, но и обратных связей.

До определенных пределов национальная экономика может нейтрализовывать, "гасить" флуктуации различного характера, чему способствует устойчивость ее структуры в эволюционный период, в первую очередь устойчивость экономических институтов. Поэтому было бы ошибкой утверждать вслед за Д. Робертсоном (сноска 3) , что изменения в любом направлении могут сообщить системе толчок и вызвать кумулятивные процессы. Лишь флуктуации, достигшие определенной силы, будут оказывать заметное влияние на национальную экономику. Именно такие флуктуации способны подтолкнуть ее к точке бифуркации и вызвать самоорганизационные процессы или организующие воздействия среды.

Таблица 4. Внешние флуктуации национальной экономики

Тип среды Флуктуации
1. Внешняя экономическая среда
  • колебания сырьевых цен, процентных ставок, валютных курсов, темпов инфляции
  • изменение цен на внутреннем и внешнем рынке других государств;
  • колебание курсов акций крупных корпораций
  • зарождение и крушение крупных фирм, частных или государственных монополий
  • изменение таможенной политики
  • изменение соотношения сил крупных центров мировой промышленности
2. внешняя и внутренняя природная среда
  • открытие новых источников ресурсов или исчерпание старых
  • изменение погоды и климата
  • экологические катастрофы
  • космические влияния
3. внешняя и внутренняя социальная среда
  • резкое увеличение или уменьшение населения
  • резкий рост социального неравенства
  • социальные революции
  • забастовки
  • коллективное иррациональное поведение*
  • идеи**
  • изменение форм социальной организации
  • крушение колониальной системы
  • война или ее угроза
4. государство
  • изменение степени и форм вмешательства государства в экономическую жизнь
  • изменение налоговой системы
  • изменение законодательства, кредитной, таможенной, денежной политики
  • осуществление государством крупных финансовых проектов
  • смена правительства, близость выборов

* Надежды, ожидания, страх, оптимизм, идеализация прошлого состояния и т.д. (см.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994. С.62).

** Впервые к экономическим флуктуациям идеи от-нес К. Поппер. Примером подобного влияния можно назвать идеи марксизма, оказавшие влияние не только на экономиче-скую жизнь социалистических стран, но и весь мир в целом (см.: Поппер К. Открытое общество... Т.2. С.128). Ко-нечно, взаимосвязи идей и экономической жизни обоюдны: не только экономическая жизнь испытывает влияние идей, но и идеи нередко являются ее порождением.

Помимо затухающих самостоятельно или нейтрализуемых национальной экономикой флуктуаций, существуют также кумулятивные колебания, результирующие действия которых постепенно накапливаются в экономике и также способствуют наступлению скачка. Среди кумулятивных флуктуаций особо следует выделить мультипликативные и акселеративные флуктуации (в этом разделении пальма первенства принадлежит экономической теории). Причем к последним следует относить не только изменение инвестиций и дохода, но и спрос, цены, процент, прибыль, задолженность.

Когда значения флуктуирующих параметров превысят критические значения и мощность стабилизирующих систем, наступает момент, когда сколь угодно малое изменение параметров приводит к скачкообразному переходу экономики в качественно иное состояние. Таким образом, наступает точка бифуркации - момент ветвления вариантов развития экономики, в котором она наиболее удалена от состояния равновесия.

Теория неравновесия должна составлять главный предмет экономической теории, не абстрагирующейся от наиболее значимых явлений хозяйственной жизни - предпринимательства, кредита, прибыли, процента, накопления капитала, безработицы, инфляции, цикличности, реальных процессов в сфере денежного обращения. Именно такая теория, помимо объяснения феномена развития, может наполнить реальным содержанием категории прибыли, процента, накопления капитала, которые в теории равновесия имеют во многом формальный характер, и дать содержательную интерпретацию теории Кейнса (сноска 4) . Теория неравновесия должна опираться именно на действительность, а не на нереалистичные предпосылки, на которых построена теория равновесия.

О неравновесности экономики можно судить по своеобразным "индикаторам", которыми являются: наличие прибыли, процента, предпринимательства, процессов накопления капитала, монополии, инфляции, безработицы, кризисов, недогрузки производственных мощностей, открытость экономики и др.

Многие, если не большинство индикаторов неравновесия являются одновременно и факторами его установления и поддержания. К последним можно также отнести: - изменение денежной массы в стране;
- кредит;
- изменение процентов по депозитам и ставки процента по кредитам;
- изменение цен (при коэффициенте эластичности спроса или предложения по цене, не равном единице);
- совершение сделок по неравновесным ценам;
- негибкость цен;
- вмешательство государства в экономическую жизнь;
- изменение объема и характера используемых ресурсов;
- изменение структуры актуализированных потребностей, степени и способов их удовлетворения;
- изменение физического или стоимостного состава совокупного спроса или предложения;
- прирост населения;
- наличие значительной доли иррациональности в поведении экономических субъектов;
- несовершенство знаний экономических субъектов о состоянии рынка в данный момент времени и тем более - в последующие;
- изменение объема и направленности инвестиций и объема и способов хранения сбережений;
- изменение прибыли и/или издержек (включая трансакционные);
- массовое внедрение новой техники и технологии производства и оказания услуг;
- изменение объема, физического и стоимостного состава экспорта и импорта страны;
- наличие временных лагов между актами купли-продажи, сбережениями и инвестициями;
- биржевые спекуляции;
- несовершенный характер рынка;
- наличие конкуренции, постоянно побуждающей производителей изменять характер своего поведения, выпускать все новые виды продукции, производить инновации;
- вмешательство государства, как правило, тоже способствует усилению неравновесности;
- изменение политической и социальной организации.

Главная роль в усилении неравновесности принадлежит механизму положительных обратных связей. Петля положительной обратной связи усиливает даже слабые флуктуации до гигантских, способствуя тем самым качественному скачку системы. В макроэкономике известны два вида положительных обратных связей - мультипликатор инвестиций, открытый Дж.М. Кейнсом , и принцип акселератора, описанный Дж.М. Кларком. Наличие лишь этих двух механизмов, при условии относительно большого объема инвестиций или прироста спроса, делает экономику неравновесной. В действительности таких механизмов гораздо больше. В частности, к ним относятся инфляция издержек, инфляционные ожидания, дефицитные ожидания.

Неравновесность условно можно разделить на два вида: функциональная неравновесность и неравновесность, порождающая развитие, различающиеся и по силе вызывающих и поддерживающих их флуктуаций и, значит, по степени удаления от гипотетического равновесного состояния, а также по последствиям: первая влечет за собой незначительное изменение поведения экономических субъектов и макроэкономических показателей в рамках сложившейся структуры, а вторая вызывает точку бифуркации, что приводит к качественному скачку - развитию, выражающемуся в более или менее быстрой и сильной перестройке структуры экономики и вследствие этого - ее функционирования, а также значительных изменениях макроэкономических показателей.

Отмеченные выше силы могут привести как к "функциональной", так и к "бифуркационной" неравновесности в зависимости от того, насколько сильно они изменяются, и от включения механизмов, подобных мультипликации и акселерации. Нас интересует прежде всего второй тип неравновесности, приводящий к скачку в развитии, а также процессы, происходящие в экономике во время прохождения ею точки бифуркации, и постбифуркационные явления.

Смена пути развития происходит быстро - скачком. Причины скачкообразности процесса развития экономики связаны в основном со следующим. Во-первых, динамика национальной экономики находится в зависимости от накопления капитала, а оно носит скачкообразный характер: накапливаемые в амортизационном фонде амортизационные отчисления долгое время могут не использоваться или может быть использована лишь ничтожная их часть, а капитализация большей части этих средств происходит одномоментно и представляет собой флуктуацию, отражающуюся на всей системе. Конечно, данный процесс ускоряют и облегчают кредит, лизинг и рентинг, которые, в свою очередь, выступают дополнительной флуктуирующей силой и отчасти объясняют причину укорочения фаз среднесрочного и Кондратьевского циклов. Во-вторых, скачкообразно появляются научные открытия и изобретения. В-третьих, вследствие вышесказанного и других причин внедрение новой техники и технологии тоже происходит крайне неравномерно: инновации появляются сразу в большом количестве, что заметил еще Й. Шумпетер . Эти процессы ведут к возникновению в национальной экономике противоречий, разрешаемых в точке бифуркации переходом на новый аттрактор.

В момент наступления точки бифуркации в экономике происходят серьезные изменения: меняются структура системы, пропорции, а затем, в ходе адаптации к новой структуре, и механизм ее функционирования (конечно, изменение поведения отдельных экономических субъектов наблюдается уже в момент бифуркации). В структуре первыми "принимают удар" связи. Типичным примером бифуркации являются сильные кризисы перепроизводства: банкротство даже небольшого количества фирм означает потерю многих налаженных связей. Если банкротства носят массовый характер, национальная экономика в целом упрощается: нивелируется ее состав, уменьшается количество связей.

Слом существовавшей структуры и изменение привычного поведения экономических субъектов приводят экономику в состояние хаоса, который и способствует (см. гл. 1, § 2) выводу экономики на новый виток развития. Самоорганизация экономики, порождаемая хаосом, притягивает тот или иной аттрактор, адаптация к которому и составляет эволюционный отрезок развития. Именно в точке бифуркации зарождается процесс перехода старого качества экономики в новое, но само сочетание элементов старого и нового качества создает хаос.

Имеются основания утверждать, что точки бифуркации провоцируются глубокими и затяжными кризисами перепроизводства и либо совпадают с периодами кризисов, которые, в силу действия механизмов синхронизации, разражаются в тесно связанных национальных хозяйствах почти одновременно, либо следуют непосредственно за ними. Это подтверждается тем, что наиболее глубокие кризисы ХХ в. (1929-1933 и 1973-1974 гг.) повлекли за собой крупные изменения структуры экономики охваченных ими стран, функционирования национальных экономик в целом, поведения экономических субъектов, методов и направленности государственного регулирования экономики и др. Возможно, точки бифуркации экономики связаны с большими циклами конъюнктуры Н.Д. Кондратьева. В пользу данного предположения говорит тот факт, что периоды, отделяющие две смежные точки бифуркации, в ХХ в. примерно равны сорока годам, а также то, что они приходятся на периоды перехода от одного большого цикла к другому. Дополнительным аргументом может послужить замеченная нами закономерность, касающаяся возникновения тоталитарных систем: в точках бифуркации происходит ветвление вариантов развития, в частности, экономика "делает выбор" между открытостью и закрытостью. Последний тип ветви почти всегда предполагает тоталитаризм, а в ХХ в. возникновение большинства тоталитарных систем, а также авторитарных режимов правления приходится на кризисные или посткризисные годы - периоды начала 30-х гг. и 1973-1976 гг. Именно в этих периодах берут начало тоталитарные тенденции в Японии, Италии, Германии (1933г.), СССР (конец 20-х - начало 30-х гг.), Чили (авторитарный режим, 1973 г.), Кампучии (1975 г.), Вьетнаме (1976 г.).

Нередко точки бифуркации экономики сопровождаются научными революциями. В частности, в экономической теории кризис 1873 г. породил маржиналистскую революцию (1870 - 90-е гг.), кризис 1929 - 1933 гг. - кейнсианскую, 1973-1974 гг. - всплеск интереса к неоклассицизму, монетаризму и практическому приложению их рекомендаций. Возможно, сама экономическая ситуация подталкивает к разработке определенных проблем, поскольку если нет крупных проблем, никто не берется за их решение (сноска 5) .

Хаос, наблюдающийся в точке бифуркации, помимо нарушения структуры, нередко влечет за собой рассогласование, десинхронизацию многих процессов в национальной и мировой экономике. Для восстановления согласованности и синхронности требуется несколько лет. Такой процесс в мировой экономике наблюдался, например, после затянувшейся на военные годы точки бифуркации начала 30-х гг. экономический среднесрочный цикл стал асинхронным и лишь в 60-е гг. снова приобрел синхронный характер.

Если асинхронность циклического движения экономики не являет собой особой проблемы, то рассогласованность процессов, протекающих в национальной экономике, таит в себе угрозу ее разрушения: хаос точки бифуркации может породить не только самоорганизацию, но и подтолкнуть экономику в область странного аттрактора. Возможность подобного развития событий делает особенно насущным государственное регулирование экономики в этот момент. С другой стороны, именно в этот момент регулирование может быть опасным как никогда: любое воздействие управляющей системы (в силу того, что в точке бифуркации самая малая флуктуация может быть решающей и вызвать скачок на другой аттрактор) способно привести к волне флуктуаций в экономике и подтолкнуть ее на проигрышный аттрактор и даже разрушить ее. Поэтому государственное регулирование в области точки бифуркации должно быть очень мягким, осторожным и отвечать следующим требованиям.

1. Государственное регулирование должно быть резонансным происходящим в экономике изменениям, ее природе и отчасти - прошлому. Общество действительно не может перескочить через естественные фазы развития, но может сделать переход менее болезненным.

2. Оно должно осуществляться вовремя. То, что возможно сегодня, не будет таковым завтра, и это нужно учитывать. Процессы, о которых регулирующие органы забыли, впоследствии могут выйти из-под контроля и вызвать необратимые изменения. К сожалению, понятие времени практически исключено из многих экономических исследований. Забывают об этом и на практике, отсюда и огромное количество несвоевременных, а, значит неэффективных решений. Один из примеров - принятие в 1996 г. Центробанком России нескольких следующих друг за другом решений о снижении ставки рефинансирования и уменьшении доходности ГКО. Эти решения должны были быть приняты в 1992 - 1993 гг., когда народное хозяйство остро нуждалось в кредитах, а коммерческие банки установили в результате политики Центробанка очень высокие проценты по кредитам и обогащались за счет ГКО, а не вкладывая средства в народное хозяйство. Таким образом, несколько лет, в течение которых можно было приостановить спад, были упущены. Конечно, особое значение данный принцип имеет в точке бифуркации, когда государство может изменить траекторию развития. Более того, последнее возможно почти исключительно в точке бифуркации. Идея "большого скачка", попытка осуществления которого была предпринята в Китае при Мао Цзедуне, не так уж абсурдна, если только иметь в виду, что народное хозяйство, как и любая другая система, может перейти не в любое состояние, и если выполнены два первых принципа. Ошибочно было требовать от китайской экономики того, чего она в принципе дать не могла, - регулирование было нерезонансным, помимо того, время реализации идеи "скачка" было выбрано неудачно - точка бифуркации давно миновала.

3. Регулирующая система должна наладить обратные связи с экономикой, иначе первая будет генерировать разрушительные или способствующие деградации экономики флуктуации.

4. Государство должно опираться на экономические субъекты, обеспечивающие переход на выигрышный аттрактор, - они играют роль звена, ухватившись за которое, можно вытянуть всю цепь. Например, в точке бифуркации 30-х гг. таким звеном явилось государство, стимулировавшее спрос согласно кейнсианским рецептам, а в 70-х гг. эту роль сыграло предпринимательство, особенно мелкое.

Точка бифуркации предоставляет экономике широкий выбор путей развития. Представления о социализме и капитализме или плане и рынке как единственных альтернативах развития не соответствуют действительности, как и идея прогресса как единственной направленности развития экономики и общества в целом, а усложнения - как его результата. Английский социолог Т. Шанин заметил, что несоответствующее идее прогресса и единообразия отбрасывается на обочину (сноска 6) , и лишь единицы признают альтернативность процесса общественного развития, помня, что достигнутое одним поколением вполне может утерять следующее (сноска 7) .

В реальности в точке бифуркации экономика может быть притянута не только аттрактором прогресса, но и регресса, может как повысить, так и понизить степень своей сложности и организованности, стать открытой или закрытой системой и, наконец, может разрушиться. Причем у каждого из этих сценариев есть множество вариаций.

1. Макроуровень экономики: проблемы и цели. Основные макроэкономические показатели. Роль УИС в функционировании национальной экономики.

2. Показатели объема национального производства и методика их расчета.

3. Система национальных счетов: функции и структура.

1. Макроэкономика - это раздел экономики, где изучаются закономерности функционирования национального хозяйства, причем экономика рассматривается как иерархическая система. Макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики и оперирует совокупными величинами, такими, как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос и др.

Основными проблемами, которые изучаются в макроэкономике, являются: экономический рост, экономический цикл, занятость и безработица, инфляция, денежное обращение, состояние государственного бюджета, состояние платежного баланса и валютный курс. Эти проблемы невозможно решить на уровне отдельного потребителя, отдельной фирмы и отдельной отрасли.

Важнейшим принципом макроэкономического анализа выступает агрегирование. Агрегирование – это объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат. Агрегирование позволяет выделить макроэкономических агентов (домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор), макроэкономические рынки (рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок экономических ресурсов, валютный рынок), макроэкономические взаимосвязи и макроэкономические показатели.

Макроэкономические взаимосвязи позволяют исследовать закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках, что делается с помощью модели кругооборота продукта, расходов и доходов. Исходя из этого, предмет макроэкономики можно определить так: макроэкономика изучает закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках.

Все макроэкономические процессы изучаются на основе построения моделей. Модель позволяет выявить основные закономерности развития экономических процессов и разработать варианты решения сложных макроэкономических проблем, таких как инфляция, безработица и др.

Модели включают два вида переменных: экзогенные и эндогенные. Значения экзогенных переменных формируются вне модели, они являются в модели независимыми величинами, а их изменение называется автономным изменением. Эндогенные переменные - это переменные, значение которых формируется внутри модели, т.е. это зависимые переменные.

Макроэкономические переменные делятся также на две группы: показатели потоков и показатели запасов. Поток характеризует количество за определенный период времени. К показателям потоков относятся: совокупный выпуск, совокупный доход, потребление, инвестиции, дефицит (профицит) государственного бюджета, экспорт и др., так как они рассчитываются за год. Все показатели в модели кругооборота, являются потоками. Запас - это показатель, характеризующий количество на определенный момент. К показателям запасов относятся: национальное богатство, личное богатство, запас капитала, количество безработных, производственный потенциал, государственный долг и др.

2. ВВП это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, неважно - с помощью национальных или иностранных факторов производства в течение одного года. В стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки. Поэтому в ВВП не включаются труд на себя (ремонт квартиры и т.п.), труд на безвозмездной основе, стоимость товаров и услуг, производимых теневой экономикой. Вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция - это продукция, которая идет в конечное потребление любому экономическому агенту и не предназначена для дальнейшей переработки или перепродажи. Промежуточная продукция направляется в дальнейший процесс производства или перепродажу.

Включение в ВВП стоимости только конечной продукции позволяет избежать повторного счета. По этой же причине все перепродажи также не включаются в ВВП. Поскольку по внешнему виду невозможно определить, является ли данный товар конечной или промежуточной продукцией, то стоимость конечной продукции рассчитывают по добавленной стоимости. Метод основан на том, что совокупная стоимость конечной продукции равна совокупной добавленной стоимости. Стоимость, добавленная каждым производителем, равна разнице между выручкой от продаж и стоимостью сырья и материалов (промежуточной продукции), купленной им у других производителей. Все внутренние затраты фирмы, т.е. на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала, аренду помещения и др. (не путать с внутренними издержками), а также прибыль фирмы включаются в добавленную стоимость.

Все платежи, которые производятся не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К ним относятся трансфертные платежи и финансовые сделки. Трансфертные платежи делятся на частные и государственные. Частные трансферты - это выплаты и дары, которые делают друг другу частные лица (например, родители - детям). Государственные трансферты - это выплаты государства домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. К финансовым сделкам относится купля-продажа ценных бумаг.

ВНП (валовой национальный продукт) - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им (национальных) факторов производства, неважно - на территории данной страны или в других странах.

Для расчета ВВП может быть использовано три метода:

По расходам (метод конечного использования);

По доходам (распределительный метод);

По добавленной стоимости (производственный метод).

ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, включающий следующие группы расходов. Потребительские расходы - это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. Инвестиционные расходы - это расходы фирм на покупку инвестиционных товаров. Инвестиционные расходы включают инвестиции в основной капитал (на покупку оборудования и на промышленное строительство), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в товарно-материальные запасы (запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства, незавершенное производство, изменения запасов произведенной, но еще не проданной продукции в течение года). При подсчете ВВП по расходам инвестиции включают амортизацию.

Государственные закупки товаров и услуг включают, во-первых, расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру и, во-вторых, оплату услуг работников государственного сектора; инвестиционные расходы государственных предприятий.

Чистый экспорт представляет собой разницу между доходами от экспорта и расходами страны по импорту.

При подсчете ВВП по доходам, ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов (домохозяйств).

Национальные факторные доходы - это:

Заработная плата рабочих и жалование служащих частных, включающая все формы вознаграждения за труд;

Рентные платежи, включающие платежи, получаемые владельцами недвижимости;

Процентные платежи, или процент, включающий все выплаты, которые делают частные фирмы домохозяйствам за пользование капиталом;

Прибыль - это доход от фактора "предпринимательские способности". В соответствии с различиями в организационно-правовых формах фирм выделяют прибыль некорпоративного сектора экономики и прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности. Прибыль корпораций делится на три части: налог на прибыль корпораций, дивиденды акционеров и нераспределенную прибыль корпораций.

Кроме факторных доходов в ВВП, подсчитываемом по доходам, учитывают два элемента (включаемые в стоимость любого товара и поэтому в стоимость ВВП), которые не являются доходами собственников экономических ресурсов. Во-первых, это косвенные налоги на бизнес, которые оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Во-вторых, это амортизация (стоимость потребленного основного капитала).

При методе измерения ВВП по добавленной стоимости, валовой внутренний продукт определяется суммированием добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) и чистый национальный продукт (ЧНП) отражают производственный потенциал экономики, так как они включают только чистые инвестиции (без амортизации), которую следует вычесть из ВВП и ВНП, чтобы получить соответственно ЧВП и ЧНП.

Национальный доход - НД - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов. Его можно получить вычтя из ЧНП косвенные налоги или просуммировав все факторные доходы.

Личный доход (ЛД) является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Для подсчета ЛД следует из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств (взносы на социальное страхование, налог на прибыль корпораций, нераспределенная прибыль корпораций, проценты, выплаченные домохозяйствами) и добавить все то, что увеличивает доходы домохозяйств, но не включается в НД (трансферты, проценты, выплаченные государством).

Располагаемый личный доход (РЛД) - это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых, прежде всего подоходных, налогов, а также личных процентных платежей по кредиту и т.п. Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на личное потребление и личные сбережения.

3. Основные макроэкономические показатели, отражающие результаты экономической деятельности за год, выражены в ценах данного года и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как сравнения уровней экономического развития в разных странах в один и тот же период времени, так и сравнения уровней экономического развития одной и той же страны в разные периоды времени. На величину номинальных показателей оказывает влияние изменение уровня цен. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей, выраженных в неизменных ценах.

На величину номинального ВВП влияют два фактора: изменение реального объема производства и изменение уровня цен. Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо "очистить" номинальный ВВП от воздействия на него изменения уровня цен. Реальный ВВП - это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года.

Реальный ВВП равен номинальному ВВП, деленному на индекс цен. Из множества видов индексов цен в макроэкономике наиболее часто используются индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс цен производителей (ИЦП) и дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. Индекс цен производителей рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции).

Дефлятор ВВП рассчитывается на основе стоимости рыночной корзины всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года. Дефлятор ВВП равен номинальному ВВП, деленному на реальный ВВП и умноженному на 100%.

В зависимости от того, повысился или понизился общий уровень цен за рассматриваемый период времени, проводится операция дефлирования (снижения уровня цен текущего года до уровня цен базового года) или операция инфлирования (повышения уровня цен текущего года до уровня цен базового года).

В пределах единой национальной экономической системы обычно:

  • участники рынка тесно взаимодействуют друг с другом. Основой такого взаимодействия выступает разделение труда;
  • существует общий центр (государственные органы власти), который осуществляет контроль над всеми экономическими игроками;
  • применяются законодательные документы и правовые нормы, принятые либо одобренные парламентом (законодательным органом), действуют единые кодексы (налоговый, гражданский и др.);
  • используется общая финансовая система и единая денежная единица.

Характеристики национальной экономики

Любая национальная экономическая система обладает:

  • Игроками-субъектами, которые осуществляют экономическую деятельность.
  • Территориями с определенными особенностями.
  • Ресурсами (человеческими, материальными, природными).
  • Разнообразными формами производства.

Субъекты национальной экономики

Игроками-субъектами нац. экономики являются:

  • отдельные лица, которые создают добавочный продукт (работают), участвуют в товарно-денежных отношениях — приобретают за заработанное то, что произвели другие игроки нац. экономики;
  • предприятия с различной формой собственности, чья главная цель — произвести и продать тот или иной продукт или услугу;
  • государство.

Влияние государственной «надстройки»

Без политической «надстройки» понятие «нац. экономика» теряет всякий смысл. Именно государство создает условия для любой экономической активности. Оно:

  • регулирует деятельность экономических субъектов. Госмашина создает «правила игры» и выступает в роли верховного арбитра, который неустанно следит за «игроками» и наказывает их за нарушение правил;
  • собирает налоги, чтобы создавать и поддерживать народные «блага» (медицину, образование и др.), а также «подтягивать» отстающих. К примеру, за счет крупных налогов, собранных с большого бизнеса, правительство может субсидировать малое предпринимательство;
  • обеспечивает стабильность денежной единицы и делает все возможное, чтобы экспорт и импорт были приблизительно равны (торговый баланс был близок к нулю);
  • борется с безработицей и пытается минимизировать инфляцию.

Территориальное деление национальной экономики

По территориальным особенностям национальную экономику принято подразделять на:

  • зоны, в которых созданы определенные «фискальные» условия для экономической деятельности. Это территории, частично свободные от налоговых сборов, или области, где разрешена (или запрещена) означенная деятельность (азартные игры, размещение вредных предприятий);
  • комплексы с определенной материально-производственной базой (в РФ это тот же Западно-Сибирский комплекс по добыче и транспортировке газа и нефти).

Ресурсы национальной экономики

Национальная экономика состоит из ресурсной базы. Она включает:

  • человеческие ресурсы. Они формируются из отдельных индивидуумов с определенной квалификацией, образованием и покупательной способностью;
  • капитал (различные материальные и нематериальные ликвидные активы: недвижимое и движимое имущество, акции, облигации, банковские счета);
  • природные ресурсы. К ним относятся полезные ископаемые, благоприятный климат, хорошие плодородные грунты.

Отрасли национальной экономики

Национальная экономика подразделяется на материальные и нематериальные составляющие:

Материальные составляющие

  • промышленное производство;
  • сельскохозяйственный сектор;
  • торговые отношения (купля-продажа, бартер);
  • транспортные средства, а также коммуникации (телефонная связь, интернет, воздушные, водные и прочие пути сообщения);
  • коммунальные услуги.

Нематериальные составляющие

  • предоставление различных услуг (например, юридическая помощь, индустрия развлечений);
  • система образования;
  • творческая и научная работа, а также спорт;
  • охрана здоровья (сеть поликлиник и больниц).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АО «Медицинский Университет Астана»

Тема: Показатели развития национальной экономики

Выполнила:

Аскарова А.Ж.

Проверила:

Шынтаева С.С.

Астана 2015

Введение

1. Понятие национальной экономики

2. Система показателей национальной экономики

3. Показатели национальной экономики Казахстана с 1991 года

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь.

Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам.

1. Понятие национальной экономики

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство, преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Стабильного уровня цен;

3. Поддержание равновесного внешнего баланса;

4. Высокого и стабильного уровня занятости.

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства . Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов. Следствием экономического роста страны становится сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ. Если растет общественное производство, то в условиях ограниченности ресурсов не приходится решать дилемму: либо повышать уровень потребления, либо бороться с бедностью и загрязнением окружающей среды. Растущее производство позволяет осуществлять и то, и другое. Таким образом, экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.

Факторами экономического роста являются:

*природные ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);

*трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);

*основной капитал (оборудование предприятий, транспортные средства и т.п.);

*научно-технический прогресс;

*совокупный спрос.

2. Стабильность цен . Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса . На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости . Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

Фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

Денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

Политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

Внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.

Общей закономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъема к спаду, за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия), который сменяется оживлением и подъемом. Цикличность рыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основой цикличности является физическое обновление основного капитала, хотя непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины, и, прежде всего, денежно-кредитные потрясения.

2. Система показателей национальной экономики

Целью функционирования всей народнохозяйственной системы, производственной и непроизводственной является создание благ и услуг, которыми страна наполняет и расширяет материальные и духовные основы жизни общества. Свое материальное выражение блага находят в непрекращающемся процессе производства различных по назначению видов продукции. Весь поток создаваемого продукта многолик, количество его видов и подвидов исчисляется миллионами, каждый из которых измеряется различными единицами, между собой несопоставимыми.

Следовательно, необходимы показатели, которые могли бы объединить все это разнообразие и суммарно выразить объемы производимой продукции. В качестве такого универсального измерителя практика определила денежную единицу, а в качестве оценки объема - стоимостные показатели.
Экономическая теория и хозяйственная практика для оценки уровня развития общественного производства использует макроэкономические показатели.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для анализа национальной экономики выделяют следующие показатели:
Валовой продукт, национальный доход, экспорт, импорт, товарооборот внешней торговли, уровень безработицы, инфляция, дефицит бюджета, уровень государственного долга.
Валовой продукт - это обобщающий показатель имеет такие разновидности: валовой общественные продукт (ВОП), валовой национальных продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП).
ВОП как оценочный показатель в настоящее время не используется. Исчисленный этим показателем объем продукции не выражал реального содержания, так как в его составе допускался повторный счет. ВОП включал в свой состав как конечный, так промежуточный продукт.
Конечный продукт - это товары и услуги, которые выходят за пределы производства и покупаются для конечного пользования.
Промежуточный продукт - товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку и перепродаются несколько раз прежде чем попасть к конечному потребителю, т.е. продукт, произведенный в данном году и в этом же году потребленный для создания конечного продукта.

Валовой национальный продукт определяется как рыночная стоимость все произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При подсчетах ВНП суммируется стоимость лишь конечных продуктов, поступающих в потребление. Промежуточные продукты не входят в ВНП. Такой метод исчисления позволяет избежать повторного счета и искусственное завышение ВНП.

Это общий и наиболее точный показатель, который охватывает конечные результаты экономической деятельности всех хозяйственные единиц - и в производственной сфере и сфере услуг.
В мировой практике сложились два метода исчисления валового национального продукта. Первый метод расчета ВНП по расходам.
ВНП - это огромный поток всевозможных товаров и услуг, который по своему материально-вещественному содержанию и назначению подразделяется на потребительские товары и так называемые инвестиционные товары - средства производства.
ВНП по этому методу включает:
Потребительские расходы населения (С);
Государственные закупки товаров и услуг (G);
Валовые накопления и инвестиции, которые представлены амортизационными отчислениями и чистыми (дополнительными) инвестициями (J)$

Валовый внутренний продукт . ВВП близок по содержанию к показателю ВНП. В нем учитывается весь продукт, произведенный на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий. ВВП суммирует ДС всех производителей товаров и услуг, которые называются резидентами. В ВВП включают сальдо торгового баланса страны, но не учитывают продукт, произведенный на предприятиях данного государства вне его пределов.

Как свидетельствуют статистические данные, разность между показателями ВНП и ВВП по их объему незначительна и колеблется в пределах 1%.
ВВП подсчитывается тремя методами: производственным, распределительным, методом конечного использования.
Производственный метод предполагает исчисление ВВП следующими способами:
1. Как стоимости валового выпуска товаров и услуг в национальной экономике в основных ценах, за исключением стоимости промежуточного продукта, плюс сумма налогов на добавленную стоимость и чистых налогов на импорт:
ВВП = валовой выпуск -- промежуточный продукт + налоги на добавленную стоимость + чистые налоги на импорт.
2. Как суммы добавленных стоимостей отраслей или секторов экономики в рыночных ценах (включая чистые налоги на товары и импорт). Валовая добавленная стоимость -- это разность валового выпуска и промежуточного продукта.

Распределительный метод (по доходам) предполагает суммирование первичных доходов производителей товаров и услуг: заработной платы наемных работников, чистых налогов на производство и импорт, валовой прибыли и валовых смешанных доходов от собственности и предпринимательства. Валовая прибыль -- это та часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт. Доходы от собственности включают доходы, получаемые субъектами хозяйствования от предоставления в пользование финансовых и нефинансовых активов (процент, рента). Детализируя вышесказанное, обозначим основные компоненты ВВП:

1.Заработная плата -- оплата труда рабочих и служащих и дополнительные выплаты по социальному обеспечению и социальному страхованию (W). национальный экономика казахстан развитие
2.Рента, или арендная плата -- доход, получаемый собственниками земли, помещений, жилья за использование сданных в аренду наличных объектов (R).
3. Процент -- плата за предоставленный в кредит денежный капитал. Он выплачивается и по вкладам населения в банке (r).
4. Валовая прибыль -- ее получают предприниматели единоличных хозяйств, партнерств, корпораций (Рвал). Валовую прибыль можно рассчитать как сумму чистой прибыли экономики (Р) и амортизации (А). Амортизация -- часть дохода фирм, идущая на восстановление израсходованного оборудования.
5. Налоги на прибыль фирм и косвенные налоги, служащие источником доходов государства, в том числе на импорт (Т).
Таким образом,
Y= W + R + P + A + r + T.

Метод конечного использования. Отечественная конечная продукция расходуется на потребление на внутреннем рынке, на сбережение, идет на экспорт. Поскольку на внутреннем рынке, помимо отечественных товаров, потребляются для накопления также импортные товары, сумма всех расходов на потребление и накопление за вычетом стоимости импорта с добавлением стоимости экспорта -- это ВВП по конечному использованию (или по расходам). Итак, суммирование конечного потребления или расходов (G) домашних хозяйств (или потребителей) и государства (государственных расходов, G), валового сбережения (ВС), сальдо экспорта и импорта (NX) -- третий метод измерения ВВП. Следует иметь в виду, что валовое сбережение есть прирост запасов оборотных средств и капиталовложений (Iвал):

Y=C + Iвал+G + NX.
Номинальный ВВП включает сумму всех товаров и услуг, произведенных за год и измеренных в текущих рыночных ценах. Следует учитывать, что часто рост ВВП оказывается фиктивным из-за роста цен. Поэтому, если ВВП оценивается в сопоставимых ценах, то есть при его оценке вычтен прирост цен за счет инфляции, -- это реальный ВВП.
Под потенциальным ВВП понимается возможный национальный объем производства, полученный при полной занятости и стабильном уровне цен.
Наконец, фактический ВВП -- это национальный объем производства, созданный в условиях циклической безработицы.
Национальный доход (НД) как показатель состояния национальной экономики также используется широко. Он с наибольшей точностью, в сравнении с показателем валовой продукт, характеризует уровень экономического развития страны, его экономическую структуру, а также уровень благосостояния населения и экономические возможности развития в перспективе.
Величина показателя НД может быть исчислена как сумма всех первичных доходов (до их прямого налогообложения), получаемых собственниками ресурсов (заработная плата + прибыль на капитал + рента):
НД = L + P + R
Наряду с этими основными в практике анализа состояния экономики используют и следующие показатели:
Чистый национальный продукт (ЧНП), исчисляемый как ВНП минус амортизационные отчисления;
Личный доход (ЛД), исчисляемый по показателю НД за исключением взносов на социальное страхование, налогов на прибыль, нераспределенные прибыли корпораций плюс трансфертные платежи;
Реальный доход (РД), он равен ЛД за минусом налога на личный доход.
Инфляция - обесценивание денег
Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами
Уровень безработицы - соотношение между безработными и трудоспособным населением
Сальдо торгового баланса - разница между экспортом и импортом. Чем больше положительное сальдо, тем лучше, потому что это основной путь поступления валюты в страну;

3. Показатели развития национальной экономии Казахстана с 1991 года

После распада СССР наиболее трудной задачей стало формирование рыночных отношений. Практически был осуществлен переход на новую социально-экономическую формацию. Нужно было не только объявить экономическую свободу, но и создать практические условия для ее реализации, становления свободного предпринимателя, бизнесмена, частного собственника. Важным шагом перехода на качественно новые отношения стали приватизация и разгосударствление государственной собственности. В результате 4 этапов приватизации (малой, массовой, индивидуальной) за 1991-2000 гг. новым частным собственникам через коммерческие, инвестиционные, открытые конкурсы за купоны, рубли и тенге продано 34,5 тыс. объектов государственной собственности на общую сумму 215,4 млрд. тенге. Сам процесс приватизации, вызвавшей много яростных споров и острых дискуссий, привел к появлению в стране невиданного ранее класса частных собственников и свободных предпринимателей.

Так, число наиболее массовой сферы предпринимательства - малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей, фермеров, работников МСП) - значительно выросло с 19,0 тыс. малых предприятий в 1993 г. до 67,0 тыс. в 2000 г. и 675,2 тыс. действующих субъектов МСП в 2011 г. В этой сфере занятость выросла со 132,4 тыс. чел. в 1997 г. до 2,5 млн. Из них на 1 сентября 2011 г. 699,2 тыс. чел. работали в средних предприятиях, 661,7 тыс. в малых, 697,1 тыс. в индивидуальных предприятиях, 429,5 тыс. в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

И если в 1996 г. 39,5% всей собственности страны находилось в руках у государства и 57,1% в негосударственной, то в 2010 г. доля государства снизилась до 10,8%, а 72% находилось в частной собственности, 17% - иностранной собственности. Уже в 1997 г. 79% объема промышленной продукции выпускалось в частных предприятиях, государственных - 6,6%. В 2009 г. 77% продукции выпускалось в частных предприятиях, 22,1% - в иностранных, 0,9% - в государственных. На 1 сентября 2011 г. из 296,1 тыс. юридических лиц 253,6 тыс. (85,6%) являлись частными, 27,2 тыс. государственными, 15,3 тыс. иностранными и 9,5 тыс. совместных. Частная собственность в стране стала доминирующим субъектом экономических отношений.

Существенно изменилась экономическая роль государства. Его задачами стали создание нормальных условий для предпринимательства, регулирование экономических и финансовых отношений между государством и бизнесом, забота о финансовой устойчивости и обеспечение социального развития страны. За годы независимости финансовая база государства укрепилась. Для построения правильных взаимоотношений предпринимательства и государства была сформирована фискальная система, создана законодательная, нормативно-правовая основа экономических отношений. Главные социально-экономические принципы были закреплены в Конституции страны. Приняты Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный кодексы. Гарантировалось право собственности, предоставлены экономические права и свободы, в особенности право на свободное предпринимательство. За эти годы были созданы условия для реализации этих прав и свобод, обеспечены правовая защита, укрепилась материальная основа и расширились масштабы государственной поддержки бизнеса, предпринимательства. Неоднократно снижались ставки налогообложения.

В свою очередь предпринимательство страны обеспечило работой более 6,2 млн. чел., из них 2,7 млн. самозанятые. Выросли доходы населения. Среднемесячная зарплата увеличилась с 6 тыс. тенге в 1998 г. до 24 тыс. в 2000 г. и до 93 тыс. в 2011 г. В результате более чем в 5 раз сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума1), %

Значительным рычагом подъема ведущих сфер экономики стало привлечение масштабных иностранных инвестиций, как прямых, так и портфельных. Эти инвестиции в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, особенно в начальный период независимости, позволили не только восстановить базовые отрасли, но и модернизировать производство, обеспечить выход продукции на мировой рынок, превратить эти сферы в основной источник национального богатства страны, решать ключевые проблемы социального и экономического развития страны.

Следует особо подчеркнуть, что на мировом рынке инвестиций конкуренция не ослабевает. За привлечение инвестиций ведут интенсивную и упорную борьбу практически все страны, включая США, ЕС, Китай, Индию и другие страны.

По данным ЮНКТАД, в 2010 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире достиг 1 244 млрд. долл. Крупнейшими получателями ПИИ стали США, Китай, Гонконг, Бельгия, Бразилия, Германия, Великобритания. В 2010 г. половину из 20 ведущих стран по поступлению ПИИ составили развивающиеся государства.

Казахстану за 20 лет удалось выработать и реализовать результативную инвестиционную политику. Был определен стратегический инвестиционный курс, проводилась ясная инвестиционная политика, создан благоприятный климат, законодательно гарантированы долгосрочные инвестиции, обеспечена стабильность сохранения и исполнения заключенных соглашений. В результате за годы независимости достигнуты рекордные значения, объем иностранных инвестиций в экономику страны превысил 131,9 млрд. долл. Более 71% приходится на последние 5 лет. Объем ПИИ в Казахстан в 2010 г. составил 17,3 млрд.

Один из основных интегральных показателей развития страны - рост внутреннего валового продукта (ВВП).

Динамика ВВП РК за 1992-2011 гг.

Млрд. тенге

Млрд. долл.

Млрд. тенге

Млрд. долл.

Объем ВВП Казахстана за 20 лет вырос в 53,6 раза и вместе с итогами 2011 г. составит 994,5 млрд. долл. Этот показатель сравним с годовым уровнем ВВП Турции, Ирана.

Очевидно, что не все задачи за 20 лет решены. Сохраняются безработица, разрыв в доходах между богатыми и бедными, региональные различия. Однако также очевидно, что за годы независимости построена другая страна, занимающая достойное место в мире, решившая множество проблем и определившая новое качество жизни своего населения. Время - важный фактор. Если таких результатов Казахстан достиг всего за 20 лет, то в будущем при сохранении и приумножении созданного потенциала страна, несомненно, может выйти на более высокие вершины.

Заключение

Переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге - формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.

С писок использованной литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов; высших учебных заведений. М., 2003.

2. Данилов А.С., Юлдашев З.Ю. Национальная экономика: Учебное пособие, Т., 2003.

3. http://www.nomad.su/?a=4-201110100035

4. http://credonew.ru/content/view/1108/67/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие национальной экономики. Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны. Система показателей национальной экономики. Международная экономика и ее показатели. Динамика иностранных инвестиций.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Цели и структура национальной экономики, предпосылки ее становления, функционирования и развития в Республике Беларусь. Исследование состояния национальной экономики государства в условия мирового финансово-экономического кризиса.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Изучение структуры национальной экономики и ее особенностей в Республике Беларусь. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Основные макроэкономические показатели и пропорции (уровень цен, занятости и ставка процента).

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Теории структурных реформ национальной экономики. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики. Показатели системы национальных счетов. Общее экономическое равновесие. Основные макроэкономические показатели России за 2011 год.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2012

    Виды моделей национальной экономики. Макроэкономическая модель и смешанная экономика. Социальная устойчивость как главный критерий социально ориентированной рыночной экономики. Формирование и методика оценки белорусской модели национальной экономики.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Национальная экономика: ее структура и цели. Методологические аспекты макроэкономических показателей. Структура валового внутреннего продукта. Социальные результаты функционирования национальной экономики. Анализ развития рыночной экономики в России.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Рассмотрение основных особенностей структуры национальной экономики. Рыночная инфраструктура как совокупность единиц национальной экономики, общая характеристика элементов: небанковские учреждения, банковские системы. Сущность понятия "демократия".

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Понятие, признаки и субъекты национальной экономики, ее структура и условия сбалансированности. Факторы модернизации национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры и на основе стратегии инновационного развития.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2013

    Основные виды структур национальной экономики. Инфраструктура экономики, ее виды и значение для национальной экономики. Экономические ресурсы: их виды и свойства. Национальное богатство - часть совокупного экономического потенциала национальной экономики.

    реферат , добавлен 13.04.2015

    Национальная экономика как сумма всех финансовых сделок, происходящих в государстве. Экономические показатели, отражающие состояние экономики. Соотношение экспорта и импорта, свободная торговля и политика протекционизма, периоды роста и спада экономики.

Развитие национального хозяйства каждой страны мирового сообщества, как и всего мирового хозяйства, осуществляется пи д влиянием ряда законов . К важнейшим из них относятся;

■ закон стоимости "

■ закон международной конкуренции;

■ закон неравномерного экономического развития государств!

■ закон интернационализации производства.

Сущность закона стоимости заключается в том, что цена товара определяется затратами работ. Его международная форма проявляется в том, что цена товара на мировом рынке зависит от нескольких факторов:

■ средней интенсивности труда в масштабах мирового хозяйства и интенсивности национального труда в странах мира;

■ средней производительности труда в мировом хозяйстве и производительности национального труда;

■ уровня сложности труда - чем сложнее, тем дороже.

Влияние национальной стоимости труда на интернациональную стоимость зависит от удельного веса товаров, произведенных в конкретной стране по отношению к их общемирового производства.

Заков международной конкуренции является главным источником развития мировой системы хозяйства, способствует развитию НТП, росту производительности труда, улучшению качества продукции. Главные объекты международной конкуренции - мировая торговля и рынки сбыта. Субъекты конкуренции - национальные компании и многонациональные (транснациональные корпорации (ТНК), отдельные государства и международные организации. Конкурентная борьба ведется между ТНК, внутри ТНК, между различными представительствами (зарубежными филиалами) и фирмами. Международный институт развития и управления, Всемирный экономический форум (ВЭФ) определяют 12 важнейших факторов конкурентоспособности страны

■ качество институтов;

■ инфраструктура;

■ макроэкономическая стабильность;

■ здоровья и начальное образование;

высшее образование и профессиональная подготовка;

■ эффективность рынка товаров и услуг;

■ эффективность рынка труда;

■ развитость финансового рынка;

■ технологический рынок;

■ размер внутреннего рынка;

■ конкурентоспособность бизнеса;

■ инновационный потенциал.

Особое значение в повышении конкурентоспособности экономики страны играет хозяйственное управление. Для постсоциалистических стран это особенно важно, учитывая неприспособленность персонала их предприятий к наступательной стратегии в конкурентной борьбе на мировом рынке. При этом в этой борьбе выигрывают те страны, в которых внутренний спрос ориентирован, прежде всего, на продукцию отечественных предприятий.

Закон неравномерного экономического развития государств обусловлен рядом исторически сложившихся причин:

■ разной обеспеченностью природными ресурсами;

■ экономико-геоирафичним положением;

■ темпами и времени процесса накопления капитала.

Неравномерность экономического развития государств влияет также неравномерность развития отраслей мирового хозяйства (те страны, которые специализировались на малоэффективных отраслях, естественно, оказываются в худшем состоянии). Неравномерно развиваются и предприятия внутри отраслей. Закон неравномерного экономического развития государств действует не только в глобальном отношении, но и внутри отдельных экономических группировок и даже ТНК (между их различными национальными представительствами).

Закон интернационализации производства проявляется в международном географическом разделении труда, который в своем развитии идет от общего сотрудничества стран в производстве продукции в предметной и подетальной специализации и кооперирования. Это ведет к экономии затрат общественно-полезного труда, материально-технических ресурсов и повышения общенациональной производительности труда.

Кроме перечисленных выше общеэкономических законов, на развитие и размещение мировой экономики действуют такие закономерности

1. Пропорциональности развития компонентов территориальных социально-экономических систем.

2. Рационализации территориально-экономических связей (экономико географического тяжести).

3. Территориальной концентрации производительных сил (пространственной агломерации).

4. Территориальной дифференциации.

5. Территориального комплексирования.

Благодаря действию первой закономерности обеспечивается наиболее рациональный обмен энергией, веществом, информацией между социальными, экономическими, техническими и природными составляющими территориальных социально-экономических систем - от отдельных районов - к глобальной мировой системы в целом. Под влиянием этой закономерности достигаются оптимальные пропорции развития отраслей народного хозяйства отдельных стран и мировой экономики в целом.

Под влиянием второй закономерности осуществляется процесс отбора выгодных контрагентов экономического сотрудничества (экономико-географическое притяжения технологических звеньев, источников сырья и его переработки, трудовых ресурсов и мест приложения труда и т.д.). Она определяет международную экономическую и производственно-технологическую кооперацию стран и народов.

Действие третьей закономерности заключается в том, что после достижения определенного уровня накопления в отдельных регионах и странах мира производственной мощности, капиталов, материально-технических и трудовых ресурсов в них начинают развиваться практически не подвластны управлению процессы агломерирования (концентрации) производственной деятельности. Они формируют крупные промышленные узлы, агропромышленные комплексы, индустриальные районы мира (Рурский район Германии, Северо-Восток США, Донбасс и Приднепровье в Украине и т.д.).

Действие четвертой закономерности заключается в том, что под влиянием природных, социальных, экономических, демографических и других факторов создаются условия для международной специализации стран на производстве отдельных товаров и видов услуг в рамках глобального географического разделения труда (например, Швейцария - важнейший регион банковской деятельности, Австралия - крупнейший район овцеводства и производства шерсти).

Благодаря действию пятой закономерности обеспечивается взаимосвязь систем расселения с развитием и размещением производства, предприятиями непроизводственной сферы, а также создание и развитие рациональных технолого-экономических звеньев, формирующих международные территориальные производственные комплексы и комбинаты на базе региональной экономической интеграции.

В развитии мирового хозяйства четко прослеживается соблюдение определенных принципов, под которыми подразумевают сознательно проведена отдельными государствами и мировым сообществом экономическая политика, направленная на осуществление опознанных законов и закономерностей в развитии мировой и национальных экономик.

Главными принципами в развитии и размещении мирового хозяйства является принцип экономии общественно-полезных затрат (по А. Вебером), принцип возможности получения максимальной прибыли (по А. Леша), а также экологический принцип рационального использования и охраны окружающей природной среды человека .

К важнейшим принципам относятся также:

■ рациональность размещения производства;

■ учета международного географического разделения труда;

■ сохранение экологического равновесия;

■ ограничения централизма.

Принцип рационального размещения производства заключается в максимальном учете действия факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательство). Экономическое содержание принципа - обеспечение высокой эффективности функционирования народного хозяйства за счет преимуществ имеющихся факторов производства в той или иной стране мира. На практике он реализуется с помощью приближения материалоемких, энергоемких, водосодержащих производств к источникам сырья, топлива (энергии) и воды. При этом экономия общественно-полезных расходов должна осуществляться не только на транспортных расходах, но и на комплексном использовании природных ресурсов; приближения трудоемких производств в районы сосредоточения дешевой рабочей силы, позволяет эффективно использовать трудовые ресурсы с учетом их половозрастной структуры и квалификации; приближения массового производства малотранспортабельной продукции к местам ее потребления (мебель, железобетонные изделия и конструкции, стеновые материалы и т.п.).

Принцип учета международного разделения труда состоит в том, что государство должно стремиться развивать такие отрасли и виды производства, для которых оно имеет лучшие условия, и продукция которых пользуется спросом на мировом рынке. Системой государственных льгот страна должна способствовать развитию таких производств. Одновременно государственная торговая политика должна либерализовать импорт тех товаров, которые в стране не производятся в силу природных условий или большие расходы.

Некоторые страны всю экономику строят на экспорте одного или двух-трех товаров. Такая экономика называется экспортоориентированной. Например, ОАЭ, Кувейт, Бруней живут в основном за счет экспорта нефти, Сенегал - за счет экспорта арахиса, центрально-американские страны - экспорта бананов, Ямайка - тростникового сахара, бокситов и др. Экспортоориентированная экономика характерна для развивающихся стран, и не имеют, как правило, емкого внутреннего рынка. На более высокой стадии экономического развития страны переходят к развитию импортозамещающих производств (прежде всего, в базовых отраслях), продукция которых имеет широкий внутренний спрос позволяет избавиться от их импорта (большие латиноамериканские страны, страны Юго-Восточной Азии и др.).

Принцип сохранения экологического равновесия. Хозяйство всех стран (как и мировое хозяйство в целом) должно быть сбалансировано по большинству параметров, однако, если при этом возникает экологическая напряженность, то оно не может считаться оптимальным с экономической точки зрения. Принципа экологического равновесия должны быть подчинены все остальные принципы, поэтому он может называться принципом экологического императива. Данный принцип со временем лег в основу Концепции устойчивого развития

Концепция устойчивого развития стала логическим следствием процесса экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начался в 1970-х pp.

В 1987 г.. Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКНСР) составила доклад "Наше общее будущее". В ней акцентировалось внимание на необходимости устойчивого развития мирового госцодарства, которое бы могло "удовлетворять потребности настоящего времени, но не ставило под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности". В основу деятельности МКНСР возложена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития, к основным факторам которого относятся:

■ политическая система, обеспечивающая участие широких масс населения в принятии решений;

■ экономическая система, которая обеспечивает расширенное воспроизводство и технический прогресс на собственной базе, постоянно укрепляется;

социальная система, обеспечивающая снятие напряженностей, которые возникают при негармоничном экономическому развитию;

■ система производства, сохраняет эколого-ресурсную базу;

■ технологическая система, обеспечивающая постоянный поиск новых решений;

международная система, способствует устойчивости торговых и финансовых связей;

■ административная система, достаточно гибкая и способна к самокоритування.

В дальнейшем понятие устойчивого развития было углубленное на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В заявлении этой конференции устойчивое развитие определен как "стратегия, реализованная таким образом, чтобы в равной степени обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущего поколений ". С тех пор это понятие широко вошло в политической терминологии и научного обихода.

Как официальная доктрина устойчивое развитие был принят большинством стран мира. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (межправительственный, неправительственный и научный форум) в 2002 г.. Подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля.

Принцип ограничения централизма. Централизм в политике и экономике на первых этапах развития общества оказывает, как правило, положительное влияние, о чем свидетельствует история европейских государств и СССР. Однако со временем централизм превращается в тормоз развития производительных сил. Это интуитивно понимал свое время руководитель СССР Н. С. Хрущев, который заменил отраслевое управление и планирование народного хозяйства региональным (территориальным) с помощью созданных совнархозов. Многие положения региональной экономической политики, проводимой в конце 1950-х - начале 1960-х годов в бывшем СССР, а также плановое ведение хозяйства заимствованы и успешно реализуются в США, Канаде, Японии, Франции, Германии, Испании и других странах. В странах Евросоюза возникла и получила признание "Концепция регионов", согласно которой все больше полномочий по развитию региональных экономик передаются от центральных органов власти на места, то есть органам местного самоуправления.

Основные принципы современной региональной экономической политики:

■ преимущество интересов района перед интересами отраслей, отдельных предприятий и организаций;

■ всесторонний учет экономических, технологических, этнических, экологических и социально-демографических предпосылок и факторов развития и размещения производительных сил мировой экономики в разрезе регионов;

■ приоритет интенсивного, ресурсосберегающего подхода к размещению производительных сил и ограничения материалоемких производств;

■ постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов мира.

Особенностью мирового хозяйства является его целостность, которая обеспечивается механизмом международных отношений. Целостность сложилась благодаря взаимосвязанным процессам - образованию новых независимых государств и интеграции их экономик, под влиянием которых формировалась современная политическая карта мира. Эту целостность поддерживает деятельность международных организаций и мощных ТНК.

Универсальный связь между национальными хозяйствами осуществляют международные экономические отношения.

Международные экономические отношения (МЭО) - комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства.

В целом понятие "мировое хозяйство" как совокупность национальных экономик и международных экономических отношений, можно отразить в виде математической модели:

где НЕ - национальные экономики; МЭО - международные экономические отношения.

  • The Global Competitiveness Report 2012-2013 (Electronic Re ео urse). - Way of access www3. weforum.org/docs/WEF_GLobalCompetitivenes8Report_2012 13.pdf