Правовой режим территориального моря определяется. Правовой режим территориальных вод. Историческое развитие правовых норм

Как уже отмечалось выше, воды, расположенные между берегом и исходными линиями, составляют часть внутренних вод государства, получивших в международно-правовых источниках название "внутренние морские воды". Эти воды состоят из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов и вод исторических заливов.

Внутренние морские воды составляют часть государственной территории и полностью подчинены суверенитету прибрежного государства.

Прибрежные государства осуществляют уголовную, гражданскую и административную юрисдикцию в отношении иностранных судов (не обладающих иммунитетом), находящихся в их внутренних водах, а также в отношении лиц, находящихся на борту этих судов.

Правовой режим территориального моря

Международно-правовой режим территориального моря складывается из принципов и норм, зафиксированных в следующих документах:

  • – Устав ООН;
  • – КМП-82;
  • – двусторонние соглашения по делимитации сопредельных или противолежащих территорий;
  • – национальное законодательство о режиме прибрежных морских вод.

Наряду с указанными выше правовыми актами, являющимися источниками международного и национального права, на режим мореплавания в территориальных водах оказывают влияние и многосторонние соглашения по вопросам обеспечения военной безопасности (договор о создании НАТО или договоры в рамках СНГ), региональные соглашения по организации различной деятельности в морских пространствах (например, Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 г.), соглашения по предотвращению загрязнения морской среды и обеспечению безопасности мореплавания.

Впервые термин "территориальные воды" нашел свое конвенционное закрепление в тексте Конвенции о воздушной навигации 1919 г., затем Гаагская конференция 1930 г. подготовила проект документа, названного "О правовом режиме территориального моря", который хотя и не стал международным соглашением, но послужил достаточно хорошим опытом, сделавшим возможным в 1958 г. подписание Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. Указанная Конвенция впервые закрепила не только правовой режим территориального моря, распространив на последнее суверенитет прибрежного государства, но и приняла ряд положений, защищающих интересы международного судоходства.

Территориальному морю посвящена часть II КМП-82, которая состоит из четырех разделов, последовательно описывающих:

  • – статус территориального моря (ст. 2);
  • – границы территориального моря (ст. 3–16);
  • – порядок осуществления мирного прохода в территориальном море (ст. 17–32);
  • – прилежащую зону (ст. 33).

Правовой режим территориального моря закреплен в ст. 2 КМП-82, где указывается, что "суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага – его архипелажных вод на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Указанный суверенитет распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра".

Государственный суверенитет – это присущее государственной власти верховенство на своей территории (внутренняя форма суверенитета) и независимость государства на международной арене (внешняя форма суверенитета) . Юридическая наука под территориальным верховенством государства понимает его высшую власть по отношению ко всем лицам (физическим и юридическим), включая иностранных, находящимся в пределах его территории. Однако в системе международного права обладание суверенитетом не означает абсолютную и ничем не ограниченную власть одного государства в отношении другого и не исключает возможности изъятий из действия законодательства по отношению к определенной категории лиц ограничений (в соответствии с международным правом) в осуществлении юрисдикции на своей территории. Так, при осуществлении полномочий государственными органами в территориальном море объем их юрисдикции должен учитывать нормы международного морского права, а именно: право мирного прохода иностранных судов и военных кораблей и степень присущего им иммунитета.

Долгое время существовавший в международном праве вакуум в договорном закреплении предела распространения территориального моря был заполнен принятием КМП-82, в ст. 3 которой, в частности, говорится: "Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль".

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Где проходит внешний предел территории государства на море и от чего ее отмерять? Как уже отмечалось, по-видимому, это и есть тот краеугольный камень всех споров и притязаний, о который морские державы начали спотыкаться сразу, когда сама по себе простая идея о праве на примыкающий к побережью морской пояс переросла в первые межгосударственные споры о возможности реализации своих прав в водах этого пояса, проявившиеся вначале при заключении англо-французских договоренностей о рыбной ловле 1839 г., а затем в дебатах по англо-американскому спору о рыболовстве у берегов Ньюфаундленда .

Изначально самым естественным и распространенным являлся способ так называемой параллельной трассы, при котором внешняя граница полосы территориальных вод следует параллельно всем извилинам берега. Королевский декрет Норвегии от 12 июля 1935 г. дополнил международную практику методом проведения прямых базисных линий, который получил признание в решении Международного суда 1951 г.

Пройдя значительный период национального и международного осмысления, сначала Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., а затем КМП-82 закрепили в международном праве порядок отсчета не только территориального моря, но и всех прочих пространств, на которые распространяется юрисдикция прибрежного государства.

Современное международное морское право под территориальными водами (морем) понимает прибрежную морскую полосу определенной ширины, отсчитываемую от исходных линий, входящую в состав территории прибрежного государства и находящуюся под его суверенитетом.

Являясь суверенной частью территории государства, территориальные воды имеют большое военно-политическое и экономическое значение:

  • – внешняя граница территориальных вод является морской государственной границей;
  • – в территориальных водах прибрежное государство имеет право размещать все виды оружия, в том числе и ядерное;
  • – отдельные части территориальных вод могут объявляться запретными для плавания районами;
  • – в территориальных водах можно создавать различные военные системы;
  • – в территориальных водах прибрежные государства осуществляют контроль за различной иностранной деятельностью.

В территориальных водах допускается мирный проход иностранных судов и военных кораблей на основаниях, предусмотренных в разделе 3 КМП-82.

Правовой режим территориального моря конкретного государства формируется в соответствии с его внутренним законодательством с учетом положений КМП-82 и норм договоров и соглашений, участниками которых это государство является.

  • Арцибасов И. Я. Международное право. М., 1980. С. 146.
  • Калинин И. В., СкаридовА. С. Международно-правовое регулирование повседневной деятельности ВМФ в условиях современной геополитической обстановки. СПб.: ВМА им. Н. Г. Кузнецова, 1994.

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства.

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отра­жена специфика территориального моря. В соответствии с тре­бованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет пра­вовой режим своего территориального моря, поскольку оно вхо­дит в состав государственной территории, а его внешняя грани­ца является государственной границей прибрежного государст­ва на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса тер­риториального моря Российской Федерации относится к веде­нию РФ. Закон "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина - 6 (Греция), 4 (Норве­гия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутрен­них вод; 3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов). Географиче­ские координаты точек, через которые проходят прямые ис­ходные линии для отсчета территориального моря России, ут­верждаются Правительством РФ и объявляются в Извеще­ниях мореплавателям (ст. 5 Закона о Государственной границе РФ).

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграни­чительной линии их территориального моря используется сре­динная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу раз­граничения при заключении специальных соглашений. Государ­ства с учетом различных обстоятельств (исторических, геогра­фических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения. Такие соглашения были подписаны СССР с Поль­шей о разграничении советских и польских территориальных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958 г.), Турцией об определении линии морской границы между советскими и ту­рецкими территориальными водами на Черном море (1973т.).

Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.

Территориальное море имеет большое значение для меж­дународного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мир­ного прохода через территориальное море (ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 17 Кон­венции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного раз­решения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориаль­ное море с целью:

а) пересечь это море, не заходя во внутрен­ние воды;

б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на по­верхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доб­рого порядка или безопасности прибрежного государства: угро­за силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или про­паганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государ­ства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, ис­следовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание по­мех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и пра­вила, относящиеся к безопасности судоходства и регулирова­нию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах сво­его территориального моря осуществление права мирного про­хода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

В Законе о Государственной границе РФ говорится, что иностранные невоенные суда и военные корабли в территори­альном море Российской Федерации пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных догово­ров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, устанавливаемом Правительством России.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установлен­ный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения на­рушения либо для привлечения нарушителя к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ, орга­ны и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам име­ют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчи­няется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нару­шение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами терри­ториального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего госу­дарства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непре­рывно (преследование "по горячим следам").

Согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и при­лежащей зоне и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уго­ловная юрисдикция прибрежного государства не должна осу­ществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или про­изводства расследования в связи с любым преступлением, со­вершенным на борту судна во время его прохода, за исключе­нием случаев:

а) если последствия преступления распростра­няются на прибрежное государство;

б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территори­альном море;

с) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

d) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли нарко­тическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осу­ществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обя­зательствам или в силу ответственности, принятых или навле­ченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море им­мунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если во­енный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причи­ненные военным- кораблем прибрежному государству, государ­ство флага несет международную ответственность.

Территориальные воды, ширина которых по конвенции 12 морских миль, отсчитываются от береговой линии при наибольшем отливе моря или, если берег сильно изрезан, от базисных линий, проведенных через наиболее выступающие в море береговые пункты. По линии территориальных вод проходит граница государства. Суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальными водами и на морское дно. Правовой режим устанавливается национальным законодательством, но для всех судов закрепляется право мирного прохода.

Мирным называется такой проход, при котором, следуя безостановочно, иностранные суда не нарушают мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, иными словами, не совершают действий, которые могут быть квалифицированы как враждебные. Статья 19 Конвенции 1982 г. перечисляет 11 видов таких действий. Основные из них:

Угроза силой или ее применение;

Любые маневры или учения с оружием любого вида;

Сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

Подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;

Погрузка (выгрузка) товара, валюты, лиц вопреки правилам прибрежного государства;

Любая промысловая деятельность;

Проведение исследовательской и гидрографической деятельности;

Любая иная деятельность, не имеющая отношения к проходу. Подлодки проходят территориальные воды в надводном положении с поднятым национальным флагом.

Мирный проход может быть временно на недискриминационной основе приостановлен. Некоторые государства настаивают на разрешительном порядке такого прохода для военных судов (в частности, Россия). Разрешения не требуется, если на борту находится глава государства или правительства, или заход вынужденный. Еще памятны проходы без разрешения американских военных судов у берегов Крыма и в Баренцевом море, что привело к их столкновениям с нашими военными кораблями.

За проход в территориальных водах суда налогом не облагаются. На них действует национальная юрисдикция за исключением случаев:

Если на судне или судном совершено преступление, затрагивающее интересы прибрежного государства;

Если капитан судна или консул страны флага об этом просит;

Для пресечения торговли наркотиками.

В пределах территориальных вод устанавливаются таможенные, фискальные, иммиграционные и санитарные зоны. Конвенция 1982 г. расширила водные пространства для таких зон до 24 миль.

Предыдущая

Территориальное море – это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод.

На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства.

В территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством. В территориальном море осуществляется суверенитет прибрежного государства, однако с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Внешняя граница территориального моря может находиться в пределах от 3 до 1 2 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 г., что «международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль». Разграничение территориального моря между противоположными или смежными государствами в соответствующих случаях осуществляется по соглашениям между ними.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривают право мирного прохода через территориальное море для иностранных судов. Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью:

1) пересечь это море без захода во внутренние воды, а также не вставая на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод;

2) пройти во внутренние воды или выйти из них либо встать на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод.

Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту.

58. Континентальный шельф: понятие, правовой режим.

Континентальный шельф – это морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Континентальный шельф с геологической точки зрения – это подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.

В Конвенции о континентальном шельфе от 1958 г. отмечено, что под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет проводить разработку естественных богатств этих районов.

Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как «морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние» (п. 1 ст. 76). В тех случаях, когда подводная окраина материка шельфа прибрежного государства простирается более чем на 200 морских миль, прибрежное государство может относить внешнюю границу своего шельфа за пределы 200 морских миль с учетом местонахождения и реальной протяженности шельфа, но при всех обстоятельствах внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м (п. 5 ст. 76).

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства. Государство не может отказать другим странам в проведении морских исследований на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль, за исключением тех районов, в которых им ведутся или будут проводиться операции по детальной разведке природных ресурсов.

Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

  • Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и ост­ровам) и внутренним водам государств и находящийся под су­веренитетом прибрежного государства.
  • В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отраже­на специфика территориального моря. В соответствии с требо­ваниями норм международного права каждое прибрежное госу­дарство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница яв­ляется государственной границей прибрежного государства на море.
  • Согласно ст. 71 Конституции РФ определение статуса тер­риториального моря РФ относится к ведению РФ. Федераль­ный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федера­ции» подробно регламентирует порядок и условия использова­ния этой части пространства России.
  • Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль . В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В от­дельных государствах принята меньшая ширина - 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).
  • Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод; 3) от прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов). Географические ко­ординаты точек, через которые проходят прямые исходные линии для отсчета территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплава­телям» (п. 2 ст. 4 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Если берега двух государств расположены один против дру­гого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничи­тельной линии их территориального моря используется средин­ная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных ли­ний, от которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу раз­граничения при заключении специальных соглашений. Госу­дарства с учетом различных обстоятельств (исторических, гео­графических, экономических и др.) вправе избрать и иной спо­соб разграничения. Соглашения были подписаны СССР с Польшей о разграничении советских и польских территориаль­ных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958 г.), Турци­ей об определении линии морской границы между советскими и турецкими территориальными водами на Черном море (1973 г.).

  • Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суве­ренитетом. Суверенитет прибрежного государства над террито­риальным морем осуществляется с соблюдением норм между­народного права.
  • Территориальное море имеет большое значение для между­народного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в пра­ве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и воен­ные) пользуются правом мирного прохода через территориаль­ное море (ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибреж­ного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход Должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подвод­ные транспортные средства должны следовать на поверхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится пе­речень действий, рассматриваемых как нарушение мира, добро­го порядка или безопасности прибрежного государства, и, сле­довательно, такой проход не является мирным : угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъ­ем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки прави­лам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого от­ношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

  • Прибрежное государство может принимать законы и прави­ла, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.
  • Прибрежное государство вправе устанавливать морские ко­ридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего тер­риториального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов , если это необходимо для обеспечения его безопасности. Такое приостановление вступает в силу после объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».
  • Законом ограничивается количество военных кораблей и других государственных судов иностранного государства, одно­временно проходящих через территориальное море с целью за­хода в морской порт РФ, до трех. Иное может быть предусмот­рено международным договором или специальным решением Правительства РФ по случаю праздничного дня или знамена­тельной даты.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода че­рез территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения наруше­ния либо для привлечения нарушителя к ответственности.

Применение мер зависит от вида судна (военное или невоен­ное) и от характера нарушения.

  • Иностранные торговые, военные и другие государственные суда, осуществляя право мирного прохода через терр.море РФ, должны соблюдать ее законодательство и прави­ла, относящиеся к мирному проходу (в отношении безопасно­сти судоходства и регулирования движения судов, защиты на­вигационных средств и оборудования, защиты подв.кабелей, сохранения живых ресурсов и др.).
  • Согласно ст. 30 Закона «О Государственной границе Рос­сийской Федерации» пограничные органы и пограничные вой­ска в пределах территориального моря по отношению к невоен­ным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти во­ды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запрет­ный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сиг­налы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Су­да, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и достав­лены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяс­нения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с за­конами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в терр.море своей стра­ны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в терр.море РФ и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

  • Согласно ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву уголов­ная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществ­ляться на борту иностранного судна, проходящего через терри­ториальное море , для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если: а) последствия преступления распространяются на при­брежное государство; б) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) такие меры необходимы для пресече­ния незаконной торговли наркотическими средствами или пси­хотропными веществами. Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» включает в этот перечень также необходимость пре­сечения других уголовных преступлений международного харак­тера, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 17).
  • Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осу­ществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море . Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или на­влеченных на себя судном во время или для такого прохода.
  • Военные корабли пользуются в территориальном море им­мунитетом от юрисдикции прибрежного государства . Если во­енный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от не­го покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, при­чиненные военным кораблем прибрежному государству, госу­дарство флага несет международную ответственность.