Иностранные дипломаты в государстве пребывания освобождаются от. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Личные иммунитеты дипломатического персонала

Нормы Венской конвенции 1961 г. о личных привилегиях и иммунитетах являются общими для всех дипломатов – и главы дипломатического представительства, и дипломатических агентов.

Неприкосновенность личности: дипломаты не подлежат аресту и задержанию ни в какой форме; даже судебное решение не может быть основанием ареста, заключения или содержания под стражей. Государство пребывания обязано относиться к дипломатам с уважением и принимать все надлежащие меры для предотвращения любых посягательств на их личность, свободу и достоинство.

Власти государства пребывания обязаны не только сами воздерживаться от оскорбления и насилия по отношению к дипломатам, но и ограждать их от оскорблений и насилия со стороны других лиц. Конкретизация этой общей нормы – Конвенция 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся дипломатической защитой, в том числе дипломатических агентов.

Неприкосновенность жилища – частные резиденции дипломатов пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение самого дипломатического представительства. Неприкосновенны корреспонденция и другие бумаги дипломатов. Их транспортные средства не подлежат аресту и задержанию.

Дипломаты пользуются полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания – местные суды и правоохранительные органы не вправе принимать к производству и возбуждать уголовные дела против дипломатов. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Только государство аккредитования может своей волей лишить дипломата этого иммунитета.

Дипломаты пользуются иммунитетом и от гражданской юрисдикции государства пребывания, за исключением:

  • – вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории государства пребывания, если дипломат не владеет этой недвижимостью от имени аккредитующего государства для целей дипломатического представительства;
  • – наследственных исков, в которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя наследственного имущества, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени государства аккредитования;
  • – исков, относящихся к профессиональной или коммерческой деятельности дипломата, осуществляемой им на территории государства пребывания за пределами своих официальных функций. В принципе, дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды (ст. 42 Венской конвенции 1961 г.);
  • – если дипломат сам выступает истцом в суде государства пребывания либо предъявляет встречный иск, он автоматически отказывается от своего судебного иммунитета.

Иммунитет от административной юрисдикции – дипломаты не могут быть подвергнуты штрафу и иным административным взысканиям. В случае совершения дорожно-транспортного происшествия дипломат не может быть оштрафован, против него нельзя возбудить дело о возмещении ущерба, принять какие-либо принудительные меры. В подобной ситуации можно предъявить претензии через министерство иностранных дел государства пребывания.

Фискальный иммунитет – дипломаты освобождены от уплаты налогов, сборов и пошлин, государственных, муниципальных и районных, за исключением косвенных налогов, налогов на наследство и на частное недвижимое имущество, сборов за конкретные виды обслуживания.

Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для личных нужд дипломата и членов его семьи в государстве пребывания, при ввозе и вывозе освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата не может быть подвергнут таможенному досмотру, если только нет оснований полагать, что в багаже провозятся запрещенные предметы.

Все эти привилегии и иммунитеты распространяются и на членов семьи дипломата, проживающих совместно с ним и не являющихся гражданами государства пребывания. Преамбула Венской конвенции 1961 г. – привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного функционирования дипломатического представительства как органа государства. В случае совершения дипломатом серьезного правонарушения он признается нежелательным лицом, и государство аккредитования обязано отозвать его.

Административно-технический персонал дипломатического представительства и члены их семей, проживающие совместно и не являющиеся гражданами государства пребывания, пользуются личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, фискальным иммунитетом и таможенными привилегиями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции предоставляется этим лицам только в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.

Члены обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин с их заработка и пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Во многих двусторонних соглашениях предусмотрено предоставление на взаимной основе полного объема дипломатических привилегий и иммунитетов административно-техническому и обслуживающему персоналу (договоры США – Канада, США – Великобритания, США – Россия).

Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются с момента прибытия на территорию государства пребывания до момента выезда с этой территории (даже при начале военного конфликта). Если сотрудник дипломатического представительства при выполнении своих служебных функций совершил противоправное деяние, его иммунитет продолжает действовать и после окончания дипломатической службы. Бывший дипломат, приезжая на территорию государства, где он ранее пользовался иммунитетами, не может быть привлечен к ответственности за деяния, совершенные им при нахождении на дипломатической службе. Однако бывший дипломат может быть привлечен к ответственности за деяния, совершенные им не при выполнении служебных обязанностей.

Дипломаты и члены их семей, проезжающие через территорию третьего государства, пользуются неприкосновенностью и другими иммунитетами, которые требуются для беспрепятственного проезда через территорию этого государства. Третье государство не должно препятствовать беспрепятственному проезду через его территорию административно-техническому и обслуживающему персоналу.

Сотрудники дипломатического представительства пользуются определенными привилегиями и иммунитетами. Иммунитет - это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Иммунитеты и привилегии в полном объеме предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитеты и привилегии согласно преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства. Юридической природой таких иммунитетов и льгот является суверенное равенство государств; ни одно из них не может подчинить своей власти другое, а дипломатическое представительство как орган государства и его дипломатический персонал как сотрудники государственного учреждения и олицетворяют государство.

В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. (Вена, 18 апреля 1961 г.) дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на две категории: иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.

К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Запрещение вступать в помещения представительства без согласия его главы носит абсолютный характер. Из этого правила нет никаких исключений.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях «на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий».

В статье 24 Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) установлено, что архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это касается и периода разрыва дипломатических отношений и времени вооруженного конфликта между двумя государствами.

Помещения представительства обладают фискальным иммунитетом, как собственные, так и арендованные, они освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания.

Официальная корреспонденция дипломатического представительства неприкосновенна. Помимо обычных дипломатических курьеров иммунитетом пользуются и временные дипломатические курьеры, однако этот иммунитет сохраняется только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению.

Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) предоставляет представительствам несколько привилегий. Первая из них относится к таможенным привилегиям. Так государство пребывания, как принято его законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования представительства. Второй привилегией дипломатического представительства является его право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

К числу привилегий дипломатического представительства следует отнести и свободу сношений со своей страной, ее дипломатическими и консульскими представительствами в других государствах. В этих целях государство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.

Кроме перечисленных, некоторые привилегии предоставляются дипломатическим представительствам на основе международной вежливости, а также в силу сложившихся в дипломатической практике обыкновений. Так, дипломатическое представительство имеет право на внеочередную и гарантированную отправку и получение различной корреспонденции.

Ко второй категории иммунитетов и привилегий относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) называет неприкосновенность личности главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала. Они не могут быть арестованы или задержаны в какой бы то ни было форме. Государство пребывания должно относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

Дипломаты пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этого государства поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому только правительство страны дипломата может отказаться от иммунитета.

Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно: 1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, которое находится на территории государства пребывания; 2) исков о наследовании, когда дипломат выступает как мастное лицо; 3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Иногда бывает так, что дипломат сам возбуждает иск в суде государства пребывания. В этом случае он отказывается от неподсудности по данному делу, и на него не распространяется судебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им делом.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются иммунитетом и от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

Личный багаж дипломатов не досматривается, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом. Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Правда, Венская конвенция 1961 года предусматривает, что он может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, если есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. Практика уточнила это положение: если принято решение о досмотре, но ничего запрещенного к ввозу или вывозу не обнаружено, у дипломата появляются основания для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как власти, производившие досмотр, не смогли доказать, что у них были для этого серьезные основания.

Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением: косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания; сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания; сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания; регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества. Они освобождаются от всех трудовых, государственных и военных повинностей.

Дипломаты пользуются таможенными привилегиями. Государство пребывания разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членов их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов.

Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются также все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами государства пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому статусу, кроме гражданской и административной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот. Что касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении их обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе.

Обязанности сотрудников дипломатического представительства состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

История развития консульского института во многом объясняет существующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход.

Консульские учреждения в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: «пользование государственным флагом и гербом, обеспечение помещениями, неприкосновенность консульских помещений, освобождение консульских помещений от налогов, неприкосновенность консульского архива и документов, свобода передвижений, свобода сношений, свобода сношений и контактов с гражданами представляемого государства».

Стоит отметить, что такой иммунитет как неприкосновенность консульских помещений уже того же иммунитета дипломатических помещений. Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее, согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты

Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились, консульское учреждение может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы и закодированные или шифрованные депеши. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с согласия государства пребывания. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме перечисленных корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления.

Консульский курьер при выполнении своих функций должен находиться под защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)). В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если глава консульского учреждения сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы. Согласно статье 44 вышеуказанной конвенции консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания. Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения. Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства. Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев: исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием; вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и другие.

Государство пребывания согласно статье 27 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества, уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами, либо вверить эту охрану третьему государству.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим.

Сравнивая консульские привилегии и иммунитеты, стоит ещё раз упомянуть о том, что дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе, а вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. Статья 17 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) проводит границу между дипломатическими и консульскими иммунитетами говоря о том, что даже выполнение дипломатических функций консульским должностным лицом не дает ему права претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты. Говоря о праве пользоваться государственным флагом и гербом можно отметить, что главе консульского учреждения дозволяется их размещать на его средствах передвижения, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, в отличие от главы дипломатического представительства для которого такие ограничения не установлены (статья 29 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), статья 20 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)). Неприкосновенность консульских помещений может быть нарушена в случае пожара или другого стихийного бедствия, так как согласие главы консульского учреждения может в этом случае предполагаться, кроме того, допускается возможность отчуждения консульских помещений в целях государственной обороны или для общественных нужд (статья 31 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), что для дипломатического иммунитета не допускается. В тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в консульской вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления (статья 35 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию (статья 27 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)). Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (статья 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)), консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений, а так же на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу (статья 41 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)). Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции. Работники консульского учреждения должны соблюдать любые требования, предусматриваемые законами и правилами государства пребывания в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолета. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля. Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел, правда к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания, в случае отказа давать показания. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала, за исключением вопросов, связанных с выполнением ими своих функций, не может отказываться давать показания.

Каждый работник консульского и дипломатического учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами, с момента его вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении, для дипломатического работника это момент, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

Таким образом, видно, что дипломатические привилегии и иммунитеты более широки, нежели консульские. Нужно отметить, что у почетных консульских должностных лиц привилегии и иммунитеты, предусмотренные Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) ещё более ограничены.

В любом случае все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства. Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными Венской конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания.

Если функции лица, пользующегося привилегиями и иммунитетами, заканчиваются, эти привилегии и иммунитеты нормально прекращаются в тот момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, но продолжают существовать до этого времени даже в случае вооруженного конфликта. Однако в отношении действий, совершенных таким лицом при выполнении своих функций сотрудника представительства, иммунитет продолжает существовать.

  • 6. Проблема правосубъектности наций, международных неправительственных организаций.
  • 7. Проблема правосубъектности юридических и физических лиц.
  • 11. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм. Теория soft law («мягкое право») в мп.
  • 12. История становления и характеристика мирного разрешения споров.
  • 13. Понятие международного спора.
  • 14. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 15. Понятие международно-правовых санкций.
  • 16. Понятие государственной границы, государственной территории и международного пространства.
  • 18. Характер и сущность современного мп, его соотношение с другими правовыми системами.
  • 19. Представительства государств при международных организациях: функции, привилегии, иммунитеты.
  • 20. Прекращение и приостановление действия международных договоров.
  • 21. Понятие и виды международных договоров.
  • 22. Принципы международного экономического права.
  • 23. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
  • 26. Понятие международного экологического права. Международные организации в сфере охраны окружающей среды.
  • 29. Процесс заключения международных договоров.
  • II. Способы выражения согласия на обязательность договора.
  • III. Оговорки к многосторонним договорам.
  • IV. Регистрация и опубликование договора.
  • 30. Охрана животного и растительного мира.
  • 31. Юридическая действительность международных договоров.
  • 32. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
  • 33. Виды мер принуждения, включенных в международно-правовые санкции.
  • 34. Консульства: понятие, функции, иммунитет и привилегии.
  • 35. Основания международно-правовой ответственности.
  • 36. Органы внешних сношений.
  • 37. Правовой режим воздушных пространств.
  • 38. Действие и применение международных договоров.
  • 39. Привилегии и иммунитеты международных организаций.
  • 40. Дипломатические представительства: понятие, функции, иммунитет и привилегии.
  • 41. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 42. Общая характеристика международно-правовых средств обеспечения безопасности в мире.
  • 43. Правовой режим космических пространств.
  • 44. Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений.
  • 45. Способы обеспечения действия международных договоров.
  • 46. Правовой режим международных рек.
  • 47. Общая характеристика международно-правового регулирования вооруженных конфликтов. (Соня ужасно раскрыла этот вопрос. Простите ее).
  • 48. Международное сотрудничество по вопросам прав человека. Характеристика основных международно-правовых документов и процедур по их реализации.
  • 49. Правовой режим Арктики и Антарктики.
  • 50. Охрана атмосферы и околоземного космического пространства.
  • 51. Правовой режим морских пространств по классификации Конвенции по морскому оон 1982 года.
  • 52. Охрана атмосферы и околоземного космического пространства
  • 3. Рамочная конвенция оон об изменении климата 1992 г.
  • 40. Дипломатические представительства: понятие, функции, иммунитет и привилегии.

    Дипломатическое представительство - орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления с ним официальных отношений. Существует два вида дипломатических представительств:

    1) посольства

    2) миссии.

    Посольство - дипломатическое представительство первого класса.

    Миссия - дипломатическое представительство второго класса.

    Государства сами договариваются, какими видами дипломатических представительств обменяться. Государства чаще всего договариваются об обмене представительствами первого класса, т. е. посольствами, что свидетельствует об установлении между двумя государствами

    нормальных межгосударственных отношений. Представительства работают на постоянной основе.

    Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. определила главные функции дипломатических представительств. Они конкретизированы в Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г., следующим образом:

    1) представительство России;

    2) обеспечение национальных интересов и реализация внешнеполитического курса Российской Федерации:

    3) выполнение поручений органов власти Российской Федерации;

    4) сбор информации;

    5) обеспечение развития сотрудничества с государством пребывания;

    6) контроль за выполнением договоров с государством пребывания;

    7) выполнение консульских функций и общее руководство консульскими учреждениями Российской Федерации в стране пребывания.

    Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.

    Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

    Дипломатические привилегии - это льготы, преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам.

    Дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления функций дипломатическими представительствами. Правовой основой таких иммунитетов и привилегий является суверенное равенство государств,

    поскольку дипломатические представительства и их сотрудники являются олицетворением государств.

    Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:

    1) иммунитеты и привилегии дипломатического представительства

    2) личные иммунитеты и привилегии.

    К иммунитетам и привилегиям дипломатического представительства относятся:

    1. Неприкосновенность помещений дипломатического представительства. Под помещениями понимаются здания или их части, используемые для целей представительства, включая резиденцию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкосновенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.

    Ни при каких обстоятельствах нельзя без согласия главы дипломатического представительства вступать на его территорию.(даже при форс-мажорных)

    Международное право не разрешает использовать институт неприкосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.

    2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

    3. Помещения представительств, как собственные, так и арендованные, обладают фискальным иммунитетом, т. е. освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.

    4. Неприкосновенность архивов и документов дипломатических представительств в любое время и в любом месте. Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.

    Привилегии дипломатических представительств:

    1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительства.

    2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

    3. Свобода сношений со своим государством, его диппредставитсльствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

    К личным иммунитетам и привилегиям относятся:

    1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть задержаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

    2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции. Подвергать дипломата каким-либо санкциям представители власти государства пребывания не вправе.

    3. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания - уголовной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государства дипломата о снятии с него иммунитета от уголовной юрисдикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.

    В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции, если им совершено тяжкое преступление.

    Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:

    1) по частному недвижимому имуществу дипломата, которое находится на территории государства пребывания;

    2) по наследованию, когда дипломат выступает как частное лицо;

    3) относящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за

    пределами своих официальных функций.

    В дипломатической практике встречаются случаи, когда дипломат сам возбуждает иск в суде государства пребывания. При этом он отказывается от неподсудности по данному делу. В этом случае на него не распространяется судебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им делом.

    Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания. Однако ничто не препятствует им это делать, если они сами того пожелают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от административной юрисдикции.

    4. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможенными властями государства. Исключение составляют случаи, когда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.

    Привилегии дипломата:

    1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государстве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследство и ряда сборов;

    2) освобождение от всех трудовых, государственных и военных повинностей;

    3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов

    Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания.

    Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, которая на последних не распространяется. Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

    "

    Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года уделяет значительное внимание дипломатическим привилегиям и иммунитетам. И это не случайно, потому что институт привилегий и иммунитетов существует специально для обеспечения выполнения дипломатическим представительством и его персоналом своих функций. Этот институт возник в глубокой древности и первоначально его нормы действовали в качестве обычных. В настоящее время они зафиксированы во многих многосторонних и двусторонних соглашениях.

    В международной доктрине существует несколько принципиальных подходов к обоснованию предоставление дипломатических привилегий и иммунитетов:

    Принцип взаимности - в его основе лежит понимание того, что предоставление дипломатических привилегий и иммунитета осуществляется на взаимной основе;

    Принцип альтернативности - в его основе лежит утверждение о том, что предоставление привилегий и иммунитетов является правом, а не обязанностью государства;

    Принцип функциональной необходимости - в его основе лежит признание того, что в государстве пребывания дипломатического представительства иностранного государства должны быть созданы надлежащие условия для эффективной деятельности. Следует отметить, что именно на таком подходе базируется Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

    Во дипломатическими привилегиями понимаются особые преимущества и льготы, предоставляемые представительствам и их сотрудникам, по сравнению с гражданами пребывания.

    Во дипломатическими иммунитетами понимают изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

    В международном праве различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников (личные привилегии и иммунитеты).

    К привилегий и иммунитетов дипломатических представительств относятся:

    Неприкосновенность помещений представительства - она означает, что власти государства пребывания не могут вступать в это помещение без согласия главы представительства. Более того, в стране пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого нанесения вреда и вторжения и предотвращения всякого нарушения спокойствия или оскорбления его достоинства. Помещения представительств, предметы их обстановки и другое имущество, находится в них, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обысков, ареста, реквизиции и исполнительных действий. При этом термин «жилище» толкуется расширительно и охватывает здания или части зданий, используемые для представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы не принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть дома земельный участок. Но это ни в коей мере не означает, что помещения дипломатического представительства является суверенным частью территории государства, аккредитует. Территория дипломатического представительства находится под суверенитетом государства пребывания, но ей, согласно международному праву, предоставлен особый правовой режим (режим экстерриториальности) с целью успешного выполнение функций, возложенных на представительство;

    Фискальный иммунитет (от лат, fiscalis - казенный) означает освобождение дипломатических представительств всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Собрание, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин государства пребывания

    Неприкосновенность архивов и документов представительства - эти объекты неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения, т.е. где бы они теоретически не находились. Корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни распечатыванию, ни задержке;

    Свобода сношений представительства - означает, что дипломатическое представительство имеет свободу сношений со своим правительством, другими представителями и консульствами аккредитованной государства, где бы они ни находились. Для осуществления этих отношений дипломатические представительства вправе пользоваться всеми средствами, которые подходят, включая дипломатических курьеров, закодированными или шифрованными депешами. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Государством, аккредитующим, или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc (например, командир гражданского воздушного или морского судна, несущего флаг государства, аккредитует). В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатические представительства вправе по согласия страны пребывания установить радиостанцию и использовать ее, а также обладают внеочередным правом пользования средствами гражданского электросвязи. В свою очередь, государство пребывания для надлежащего и эффективного выполнения функций дипломатических представительств обязана способствовать облегчению их работы, обеспечить свободу передвижений и сообщений, предоставить все возможности для выполнение функций дипломатических представительств;

    Право пользования флагом и эмблемой государства, аккредитует, - это право принадлежит как самому представительству, так и его главе. Эти символы государства, аккредитует, размещаются в помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

    В личных привилегий и иммунитетов относятся:

    Неприкосновенность личности дипломата - лицо дипломатического агента неприкосновенна, он не подлежит аресту или задержанию в любой другой форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать надлежащие меры для предотвращения каких-либо посягательств на его личность, свободу, достоинство.

    Неприкосновенность жилища - частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения дипломатического представительства (Частная резиденция дипломатического агента включает в себя любое помещение, в котором может жить дипломат: квартиру, номер в гостинице, дом). Бумаги дипломатического агента, его корреспонденция, кроме ряда случаев, связанных с гражданской юрисдикцией государства пребывания, неприкосновенны;

    Иммунитет от юрисдикции - дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и адми-

    нистративного юрисдикции государства пребывания. Он абсолютный иммунитет от уголовной юрисдикции.

    По общему правилу дипломат не должен нарушать законов государства пребывания, однако в случае совершения им уголовно наказуемого деяния уголовное дело в отношении него не нарушается в силу данного иммунитета. Такая лицо объявляется persona non grata и ему предлагается покинуть территорию государства пребывания. Вместе с тем, принимающая сторона, может ходатайствовать перед правительством государства, аккредитует, об отказе в иммунитете дипломату, что сделал преступление. При его получении такой отказ должна быть ясно и точно выражена.

    На дипломатов также распространяется иммунитет от гражданской юрисдикции, кроме таких случаев:

    а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если он не владеет этим имуществом для целей представительства;

    б) исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или видмовоодержувача наследия. Таким образом, дипломатический агент не может ссылаться на дипломатический иммунитет как основание для отказа от явки при рассмотрении иска или иного дела, принадлежащего к наследованию;

    в) исков, относящихся к любой профессиональной или комерцийнии деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

    Дипломаты также пользуются иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания и поэтому на них не могут налагаться штрафы и другие административные взыскания.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитованной государства;

    Фискальный иммунитет - дипломатический агент освобождается от всех пошлин и налогов, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

    а) косвенных налогов, включаемых в цену то-вара и обслуживания;

    б) сбора налогов на частное недвижимое имущество, находящееся в аккредитованной государстве, если он не владеет им от имени аккредитованной государства, или для представительства;

    в) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых страной пребывания;

    г) сборов и налогов на частный доход, источник которых находится в стране пребывания;

    д) судебных, реестровых сборов, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории государства пребывания.

    Кроме дипломатического персонала, иммунитеты и привилегии распространяются на членов их семей.

    К членам семьи дипломата принадлежат его жена (муж) и несовершеннолетние дети, а также, согласно международного порядка, взрослые незамужние дочери дипломата, проживающих с ним совместно и находятся на его иждивении.

    Дипломатические привилегии и иммунитеты начинают распространяться на лиц, определенных в международном праве, с момента пересечения ими границы принимающего государства, и действуют до момента выезда указанных лиц из государства пребывания. Дипломат и члены его семьи пользуются установленными в международном праве привилегиями и иммунитетами также при проезде через третье государство. Третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического и обслуживающего персонала представительства и членов их семей. Таким образом, дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются не для того, ицоб игнорировать законы, правила и обычаи государства пребывания, а с целью более эффективного выполнения дипломатическим представительством и его персоналом своих функций в полной соответствии с нормами международного права и внутригосударственного права страны пребывания.

    Персонал и структура дипломатического представительства.

    Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.
    Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция - представителя Ватикана), а миссию - дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция - представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства (или миссии) до прибытия дипломатического представителя - посла (или посланника).
    Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должность советников-посланников, советников, секретарей и атташе.
    Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.
    К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т.д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.

    Дипломатические привилегии и иммунитеты

    Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.



    Привилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пре­бывания в соответствии с международным правом и националь­ным законодательством предоставляются особые льготы, пре­имущества.

    В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

    Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

    Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличает­ся от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

    Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

    В соответствии с международным правом Таможенный ко­декс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломати­ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования пред­ставительств товаров с освобождением от таможенных плате­жей (ст. 202).

    В отношении помещений представительства - как собст­венных, так и наемных - предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

    Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

    Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Это обязательство учтено в Федераль­ном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обес­печивать во взаимодействии с органами внутренних дел безо­пасность представительств иностранных государств на терри­тории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

    Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

    Привилегии и иммунитеты главы дипломатического пред­ставительства и дипломатических агентов. Конвенция содер­жит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основани­ем ареста, заключения под стражу или содержания под стра­жей.

    Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения пред­ставительства.

    Воплощением и конкретизацией этой общей нормы явля­ются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

    Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители ино­странных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

    Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи:

    а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребы­вания, если только дипломат не владеет им от имени аккреди­тующего государства для целей представительства;

    б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

    в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

    В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

    Наше законодательство - упомянутое выше Положение о дипломатических и.консульских представительствах 1966 г. - несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипло­матического персонала вступают в гражданско-правовые отно­шения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

    Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные ор­ганы.

    Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

    Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Та­моженном кодексе РФ (ст. 203).

    Указанными "в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

    Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

    В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

    Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

    Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства.

    Дипломатическому праву известны сложившиеся издавна обычные нормы, предусматривающие такие общепризнанные функции дипломатических представительств,как дипломатическая защита, ведение переговоров, информационная деятельность. В настоящее время функции как основные направления деятельности дипломатическихпредставительств определяются в основном Венской конвенцией 1961 г. Помимо названных, в ст. 3 Конвенции названа общепринятая на сегодняшний день в доктрине ипрактике функция представительства, а также ряд новых функций, необходимость в которых диктуется современными условиями международной жизни.

    Основной, очевидно, является функция представительства. Представительством является по сути вся деятельность посольства или миссии - выступление от имени своего государства во всем вопросам официальных межгосударственных отношений. Из этой функции происходят все остальные.

    Функцию дипломатической защиты Венская конвенция ставит на второе место. Речь идет о защите прав и законных интересов аккредитующего государства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания представительства. Выражается она в нескольких основных формах: посольство консультирует своих граждан по вопросам, относящихся к их пребыванию в данной стране, делает необходимые запросы по поводу защиты интересов своего государства и его граждан, а в необходимых случаях – выражает протесты и делает представления властям страны пребывания. С точки зрения международного права есть ряд условий, только при соблюдении которых возможна дипломатическая защита. Недопустимо вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию страны пребывания. Необходимо убедиться в том, что в судебной и иной защите по законодательству государства пребывания или отказано, или меры такой защиты исчерпаны и не дали результата. Дипломатическая защита может быть оказана только гражданам и органам отечественного государства, апатриды и граждане других государств вправе рассчитывать на защиту в чужом для них посольстве лишь в случаях крайней необходимости или согласно договорённости между государствами.

    Третья функция – ведение переговоров с представителями страны пребывания на разных уровнях – наиболее тесно связана с дипломатической деятельностью как таковой. К таким переговорам прибегают в тех многочисленных случаях, когда нет принципиальной необходимости (или возможности) провести переговоры на более высоком со стороны аккредитующего государства уровне.

    Очень важна сегодня информационная функция посольств в силу высокой ценности данных, которую они могут оперативно предоставить. В наше время способность быстро и объективно принять верное решение очень важна, и роль дипломатических представительств в предоставлении достоверных сведений и анализа ситуации с учётом постоянно меняющейся обстановки в сфере межгосударственных отношений трудно переоценить. Информационная функция представительств осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, это сбор, получение информации, касающейся государства пребывания, с другой – распространение официальной информации по поручению аккредитующего государства. В Венской конвенции 1961 г. (статья 3) особо подчеркивается, что аспекты информационной деятельности посольств и миссий должны осуществляться исключительно законными средствами с учётом законодательств страны пребывания. Общепризнанными средствами получения информации является обработка находящихся в свободной продаже или в библиотеках изданий, материалов средств массовой информации. Венская конвенция, отражая распространенную практику, закрепляет принцип, согласно которому все официальные дела с государством пребывания ведутся с его министерством иностранных дел или через это министерство, или с другим министерством, в отношении которого есть договоренность, или через это другое министерство. Ведомство иностранных дел обязано предоставить информацию при любом обращении в государственные органы или к должностным лицам государства пребывания.

    В наши дни одной из первостепенных задач дипломатии становится сохранение мира и обеспечение дружественных отношений между государствами. Это зафиксировано и в Венской конвенции, где в качестве функций дипломатического представительства названы, в частности, поощрение дружественных отношений между государствами, содействие развитию их взаимоотношений в области экономики, науки и культуры.

    В ст. 25 Венской конвенции 1961 г. в общей форме закреплена обязанность государства пребывания предоставлять иностранному дипломатическому представительству все возможности для эффективного выполнения его функций. В дипломатическом праве существует целый ряд норм, конкретизирующих это положение; многие их них нашли отражение и в Конвенции.

    Одним из важных факторов обеспечения успешной работы представительств является материально-техническая база – средства и возможности, создающие условия для практической деятельности посольств и миссий или облегающих ее проведение. Прежде всего к ним относится помещение, занимаемое дипломатическим представительством. По общему правилу, эти учреждения должны располагаться в столице государства пребывания, но в практике встречаются случаи, когда структурные подразделения посольства или миссии находятся в других городах страны пребывания. В венской конвенции (ст. 12) такая возможность ограничена необходимостью предварительного согласия на это принимающего государства.

    Одним из важнейших средств обеспечения нормального функционирования дипломатического представительства является гарантированная международным правом (ст. 27 Венской конвенции) свобода сношений представительства с аккредитующим государством и его органами, в том числе и зарубежными.

    Можно сделать вывод, что дипломатическим представительствам в современном международном праве предоставляются широкие права и возможности для их эффективной деятельности, решения поставленных задач. В то же время этими правами, без ущерба для прав и интересов государства пребывания, его граждан, что обязательно для осуществления эффективного международного сотрудничества, поддержания стабильных дипломатических отношений.