Государственная политика в сфере научных исследований и разработок. Основные направления государственной политики в области развития науки и технологий Государственная политика в научной сфере

Организация эффективного государственного регулирования и поддержки образования и науки является непростой задачей. Можно выделить несколько основных этапов реформирования правовой идеологии, предшествовавшие нынешним представлениям о государственном регулировании и финансовом обеспечении в образовании и науке.
В период до 90 годов прошлого столетия государственное регулирование и финансирование в области науки имело в своей основе простую схему. Объем бюджетного финансирования в области науки рассчитывали, исходя из директивно устанавливаемого количества научных работников в стране и среднего планового норматива материально-технического оснащения штатного рабочего места в научной организации. Правовое регулирование деятельности в области образования и науки определялось целями и нуждами государства. Главную роль играла политическая воля, аранжированная инструкциями, методическими указаниями и рекомендациями. Подзаконные акты государственных органов исполнительной власти использовались чаще, чем нормы законов. Тексты законов во всех важнейших для практики случаях отсылали гражданина к актам министерств и ведомств. Особенностью правовой идеологии государственного управления, доминирующей в тот исторический период, являлось уравнивание минимальных доходов внутри каждого из слоев населения, выделенных по формальным признакам (по профессиональной принадлежности, стажу работы или иным факторам). Правовая система страны в целом и, в частности, конкретное содержание отдельных норм отражали тогдашнее экономическое и политическое устройство страны, когда единственным координатором, работодателем и социальным партнером для участников научно-исследовательского процесса было государство. Законодательство в области образования и науки постоянно прирастало требованиями, распространяющими на участников образовательной и научной деятельности разного рода доплаты, льготы и иные преференции, относящиеся к пенсионному, жилищному или другим отраслям права.
После известных социально-политических реформ начала 90-х годов XX века правила финансирования в области образования и науки в целом сохраняли прежнюю схему, но бюджетные назначения перестали исполняться. Для компенсации недостачи бюджетных ассигнований учреждениям образования и науки разрешили использовать средства, полученные в результате предпринимательской деятельности. Были введены налоговые льготы в области образования и науки, чтобы компенсировать недополучаемые бюджетные назначения. Проникновение либеральных тенденций в правовую идеологию российских законодателей имело своим результатом инкорпорацию ряда не свойственных прежде концепций и идей в тексты законов России. Все чаще стали появляться цитаты и обороты из зарубежной юридической практики, а также принципы и положения, по своей обоснованности и лексике напоминающие декларации. Правовые новшества не всегда были обеспечены экономическими, материально-техническими или кадровыми ресурсами. Поэтому неисполнение предписаний закона стали достаточно привычным явлением. В качестве средства борьбы с указанным явлением в дополнение к одним неисполняемым законам стали принимать другие, имевшие целью отследить исполнение предыдущих. Нормы бюджетного и налогового законодательства, административного, трудового и иных отраслей права стали занимать чуть ли не самостоятельное положение в текстах отраслевых законов в области образования и науки. Примером может служить появившийся в этот период закон О науке и государственной научно-технической политике. Указанная тенденция была даже некоторым образом узаконена вследствие принятия Федерального закона от 9 июля 1999 года 159-ФЗ О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации, где указано: Законодательные акты Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие Кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Подобные заимствования из иных разделов правовой системы России способствовали возникновению коллизий и противоречий. Юридические несоответствия выправить не удавалось, так как даже федеральный бюджет не исполнялся, что позволяло в любой момент признать не действующим любой договор вследствие обстоятельств неодолимой силы.
_________________________
первоначальный текст опубликован в СЗРФ, 01.01.2001, 1, (частьII) ст. 20 СЗРФ, 12.07.1999, 28, ст. 3492

После 2000 года роль государственного управления начала меняться, бюджетные назначения начали исполняться, целевая бюджетная поддержка образования и науки начала вытеснять налоговые льготы. На процесс развития законодательства в области образования и науки целенаправленно и последовательно оказывает влияние международное сотрудничество, обусловленное стремлением России стать полноправным партнером в сообществе развитых стран. Источником и основой реформ служат действующие социальные и экономические реалии нашей жизни.
Реформирование правовой системы России в области образования и науки реализуется в следующих основных направлениях:
исключение из федеральных нормативных правовых актов отраслевого законодательства норм, не относящихся к полномочиям Российской Федерации, а также уточнение прав собственности в части распоряжения федеральным имуществом подведомственными учреждениями;
_________________________
См. Постановление Правительства Российской Федерации 71 от 10.02.2004 О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений

исключение из отраслевого законодательства норм финансового права, административного права, конституционного права;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.07.2004 О бюджетной политике в 2005 году и Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 249 О мерах по повышению результативности бюджетных расходов

Исключение норм или отмена федеральных нормативных правовых актов, не обеспеченных федеральным бюджетом;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30.05.2003 О бюджетной политике в 2004 году

введение унифицированных юридико-технических конструкций и приемов для нормативных правовых актов из различных отраслей права.
Обилие рассредоточенных по разным отраслям права нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы в области образования и науки, вызвало к жизни идею систематизации отраслевого законодательства в области образования и науки, чтобы устранить его несогласованность с нормами финансового, административного и международного права, а также убрать внутренние противоречия. Более полное развитие и реальное конструктивное воплощение идея кодификации отраслевого законодательства получила в области образования.
_________________________
Мельников И.И., Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Структура законодательства о науке как отрасли права// М., Издание Государственной Думы, 2002 г. 264 c. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - М., 2000, 135 с.; Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2000, 136 стр.; Концепция общей части Кодекса Российской Федерации об образовании (проект) / Под общей и научной редакцией В.М. Сырых, д.ю.н., проф.; Ю.А. Кудрявцева, к.ф.н., с.н.с. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 69 с.

Особенно резко проблемы несогласованности нормативных правовых актов Российской Федерации начали проявляться в области разделения компетенций между уровнями власти. Проблемы накапливались давно, но широкие публичные дискуссии возникли при обсуждении проекта федерального закона О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Примерно 200 федеральных нормативных правовых актов были изменены или утратили силу после принятия этого закона.
Помимо уточнения предметов ведения и разделения полномочий упомянутым выше законом внесены поправки во многие акты в области образования и науки. Возникновение последних обусловлено разными причинами. Давно стало очевидным, что нужно очистить правовое поле в области науки от недействующих, коллизионных, дублирующих и иных норм. Нормы, заимствованные или пересекающиеся с положениями из иных отраслей права, стали играть роль нормативных сорняков. Правовой статус субъектов в области науки перестал отвечать реалиям социально-экономической ситуации. Кроме того, существовавшая в определенный период политическая неопределенность в сочетании с юридической эйфорией, как результат корпоративных или личных, идеологических или экономических лоббистских интересов, способствовали насыщению отраслевых законов отрывочными нормативными сентенциями.
Настоящая работа имеет целью проанализировать системные изменения правового регулирования, произведенные в области науки.

В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии являются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются Функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий).

История политологии как науки

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

  1. Философский. Возникает в древнем мире. Продолжается до середины XIX в. Аристотель - основатель политической науки; Цицерон , известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон ; Николло Макиавелли - итальянский ученый, живший во Флоренции (XVI в.), который считается основателем современной политологии, первым выдвинул политологию как самостоятельную науку.
  2. Эмпирический. Середина XIX в. - 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология . Возникает движение марксизм . Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.
  3. Период рефлексии . 1945г. - продолжается до наших дней. В 1948г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения во все высшие учебные заведения

Научные труды:

  • Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли - «Политика» Аристотеля , «Государство» Платона , Цицерона
  • Средневековье: Аврелий Августин («О граде божьем»), Фома Аквинский
  • Возрождение: Макиавелли , «Государь », «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» - отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.
  • Новое время: Гоббс , «Левиафан»; труды социалистов-утопистов
  • XIX в.: социальные концепции Маркса , Вебера и Спенсера
  • ХХ в.: Поппер , «Открытое общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм »); труды Римского клуба .

История политологии как учебной дисциплины

Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО . Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

Объект и предмет политологии

Объектом изучения политической науки является политика - политические процессы, происходящие в обществе

Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:

  • политические институты (институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт государственной службы, институт главы государства, институты судопроизводства)
  • политическая культура , политическое поведение
  • политическое сознание
  • общественная мысль
  • международные отношения

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией , социологией , государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин.

В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия "вечных" истин и "неизменных" политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного - то, что один теоретик рассматривает как "прогресс", для другого оказывается регрессом.

Проблемы , которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

  1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
  2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
  3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

(Гаджиев К.С. Политическая Наука. Ч. 1. - М.: Межд. Отн., 1994. - С. 7)

Методы и методологии политологических исследований

Задачи и функции

Задачи политологии - формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации . Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии)- это система принципов и приемов, с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а так же политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - повышение социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов. Глущенко В.В. Политология:системно-управленческий подход. -М.: ИП Глущенко В.В., 2008.- 160 с.

Функции

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
  • разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
  • руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
  • интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
  • политическая социализация,
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Примечания

Библиография

  • Гаджиев К.С. Политическая Наука. Ч. 1. - М.: Межд. Отн., 1994.
  • Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В.В., 2008.
  • Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.:Аспект пресс, 2001.

Ссылки

См. также

Ведущие политологические журналы

Ведущие политологические центры


Wikimedia Foundation . 2010 .

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 июня на заседании экспертного совета по нормативно-правовому обеспечению развития прикладной науки и внедрению инновационных технологий при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству прошло обсуждение проекта нового закона о науке - «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации ».

Законопроект представил директор департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев . Ныне действующий основополагающий законодательный акт, регулирующий научную деятельность, был принят более 20 лет назад и, по оценкам экспертов, успел устареть.

Законодательство о науке в СССР

В Советском Союзе регулирование развития науки осуществлялось на основе партийно-государственных решений. Конкретного закона в области научной деятельности не было. Структура управления наукой строилась по территориально-производственному принципу. Отраслевые научные институты и вузы подчинялись соответствующим министерствам и ведомствам.

Оборонную тематику и исследования в соответствующих НИИ и конструкторских бюро координировала Государственная комиссия Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (1957-1991). Организатором фундаментальных научных исследований была Академия наук СССР. Кроме того, существовали отраслевые академии наук, которые подчинялись различным министерствам и ведомствам.

В разные годы существовали также общегосударственные органы по науке, в компетенцию которых входили общие вопросы: Особый временный комитет науки при Совете народных комиссаров СССР (1922-1924), Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями при Центральном исполнительном комитете СССР (1926-1938), Государственный комитет по новой технике (1955-1957), Государственный научно-технический комитет (1957-1961), Госкомитет по координации научно-исследовательских работ (1961-1965), Госкомитет по науке и технике (с 1965 г.). При Совете министров СССР работали Комитет по делам изобретений и открытий (с 1956 г.), Высшая аттестационная комиссия (с 1974 г. ; занималась присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий).

В 1990 г. Госкомитет по науке и технике подготовил проект закона «О государственной научно-технической политике СССР», который должен был регламентировать общие вопросы планирования и регулирования научной деятельности. Из-за распада СССР закон не был утвержден.

Законодательное регулирование науки в России

Первыми документами, регулирующими научную деятельность в РФ, стали Доктрина развития российской науки (утверждена указом президента РФ от 13 июня 1996 г.) и федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (подписан президентом РФ 23 августа 1996 г.) Закон о науке 1996 г. стал базовым законодательным актом, регулирующим научную деятельность. С момента принятия документа в него внесены изменения и дополнения 37 федеральными законами. Последние поправки в закон были внесены 23 мая 2016 г.

В настоящее время помимо федерального закона о науке (1996) отношения в сфере науки, технологий и инноваций регулируются нормами Конституции, Трудового и Гражданского кодексов, федеральными законами «О статусе наукограда Российской Федерации» (1999), «О промышленной политике в Российской Федерации» (2014), «О передаче прав на единые технологии» (2008), «О Фонде перспективных исследований» (2012), «Об инновационном центре „Сколково“ (2010) и др. (всего более 25 законодательных актов).

Кроме того, в разное время были приняты следующие программные документы:

Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. ;

Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу;

Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г. ;

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ на период до 2010 г. ;

Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. ;

Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. ;

Федеральная целевая программа „Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг. “;

Стратегия научно-технологического развития РФ (2016).

Ответственным за государственную политику и нормативно-правовое регулирование в данной сфере является Минобрнауки.

Разработка нового закона о науке

Решение о разработке концепции нового закона „О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации“ было принято 31 января 2014 г. на заседании совета по вопросам образования и науки Госдумы при участии министра образования и науки Дмитрия Ливанова . По итогам заседания решением председателя Госдумы Сергея Нарышкина в парламентском комитете по науке и наукоемким технологиям была образована рабочая группа по подготовке концепции проекта нового закона. В ее состав вошли депутаты, представители Минобрнауки, Общественной палаты , РАН и других государственных академий наук, научных институтов, университетов и т.д.

В ноябре 2014 г. Минобрнауки представило макет структуры нового закона, а в феврале 2015 г. был предложен доработанный макет с детализацией отдельных статей. 1 марта 2016 г. министерство опубликовало концепцию проекта федерального закона „О научной, научно-технической и инновационной деятельности“. Минобрнауки продолжило разработку законопроекта и после смены руководства: в августе 2016 г. Ливанова на посту министра образования и науки сменила Ольга Васильева . В августе того же года закон был внесен на рассмотрение правительства.

26 апреля 2017 г. первое обсуждение законопроекта прошло на уровне экспертного совета профильного комитета Госдумы.

Причины принятия нового закона, планируемые нововведения

11 февраля 2014 г. на первом заседании рабочей группы по законопроекту председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям высказал мнение, что в новом законе необходимо отразить процедуру формирования приоритетов развития науки и бюджетную защищенность проводимых в соответствии с ними исследований.

Руководитель рабочей группы, председатель подкомитета Госдумы по государственной научно-технической политике этого комитета Александр Дегтярев в своем выступлении обратил внимание на то, что новый закон призван „сформировать институциональную основу для эффективной деятельности всех субъектов правоотношений в сфере науки“, „обеспечить социальные и профессиональные права и гарантии ученым“ и „создать условия для внедрения инновационного механизма развития самой научной сферы в целом с учетом вызовов времени“.

Также Александр Дегтярев обратил внимание на необходимость урегулирования понятийного аппарата и его правоприменения, поскольку до сих пор существовали разные толкования понятий „научная деятельность“, „фундаментальная наука“, „прикладная наука“, „академическая наука“, „вузовская наука“, „поисковые исследования“.

В июня 2015 г. первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк представила доклад „Правовое регулирование научной деятельности: проблемы и пути решения“ и рассказала о работе Минобрнауки по модернизации правовой базы. Замминистра подчеркнула, что существующий закон о научной деятельности не отвечает жизненным реалиям: „он объективно превратился в бессистемный правовой акт, не способный обеспечить последовательного, целостного и непротиворечивого механизма регулирования современной научной, научно-технической и инновационной деятельности“. Наталья Третьяк назвала одним из важнейших нововведений законопроекта определение правового статуса ученого.

Согласно концепции законопроекта, ключевыми задачами нового закона о науке являются минимизация директивного управления этой сферой, создание конкурентных и комфортных условий для занятия наукой, возможностей саморазвития и саморегулирования национальной научно-технологической системы.

18 мая 2016 г. на заседании совета по образованию Госдумы, касаясь нового закона о науке, Ливанов подчеркнул: „Наша цель - создать комфортные условия для научного творчества, для профессиональной, личностной самореализации тех, кто занимается наукой, установить понятные принципы научной карьеры“.

В феврале 2017 г. в беседе с журналистами Васильева сказала: „Я убеждена, что создание открытой, современной, компактной и технологичной системы управления наукой, позволяющей активно взаимодействовать исследователям, разработчикам, предпринимателям, органам власти, - это ключевая задача“. Комментируя необходимость создания нового законодательства о науке, Васильева отметила, что закон 1996 г. „не позволяет решать задачи“, поставленные Стратегией научно-технологического развития РФ, подписанной 1 декабря 2016 г.

В апреле 2017 г. стало известно, что новый законопроект предполагает упрощение процедуры присуждения научных степеней - планируется узаконить их присвоение по совокупности опубликованных работ.

2. Новая государственная политика в сфере науки

Россия заинтересована в максимальном развитии своего интеллектуального потенциала и его рациональном применении для национальных нужд. Необходимые предпосылки выживания, преобразования и последующего ускоренного развития нации включают суверенизацию (деколонизацию) национального научного процесса, реструктуризацию всей системы образования и науки с отбором и первоочередным обеспечением ее прорывных направлений, упорядочение отношений собственности научных учреждений, преодоление социального кризиса науки, восстановление и повышение престижа научной и преподавательской деятельности в обществе.

Стратегическая значимость ряда научных дисциплин и направлений внедрения НИОКР определяется потенциальной ролью соответствующих направлений и технологий в осуществлении прорыва российской экономики на качественно более высокий уровень, отвечающий статусу экономически суверенной державы, миссии мирового полюса стратегического влияния и роли экономического моста между Европой и Азией, и укреплении безопасности нации, в том числе в ее социально-демографическом аспекте.

Необходимые предпосылки выживания, преобразования и последующего ускоренного развития нации включают суверенизацию (деколонизацию) национального научного процесса, реструктуризацию всей системы образования и науки, преодоление социального и финансового кризиса в этих сферах, восстановление и повышение престижа научной и преподавательской деятельности в обществе.

Значение нестратегических областей науки и образования в процессе национального возрождения определяется их функциональной ролью в общем обеспечении прорывного развития, вкладом конкретных коллективов в экономическое развитие страны, их подключением к общенациональным и межрегиональным программам экономического возрождения, а также соответствием научной деятельности новой парадигме национального развития.

Участие в стратегических научных разработках является особо почетной деятельностью, что предусматривает особый общественный статус научного, инженерного и преподавательского состава соответствующих профилей. В то же время образование в области стратегически важных наук, организация стратегических научных исследований, формулирование и внедрение стратегических программ развития сопровождается особыми требованиями к педагогическим, научным и руководящим кадрам.

Новая государственная политика в области высшего образования, науки и технологий осуществляется в контексте системных экономических и социальных преобразований и определяется первоочередными задачами экономического восстановления на общенациональном и региональном уровнях, а также стратегической актуальностью сохранения и нового формирования научных школ, восстановления и развития материальной и технологической базы ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Основы новой политики в области образования, науки и технологий закладываются в подготовительном периоде системных преобразований.

В ходе подготовительного периода преобразований Совет Безопасности России (его новые полномочия и функции в системе государственной власти раскрыты в главе 2 части 6 ) поручает своим специализированным экспертным советам разработку предложений по оптимальной структуре министерств и ведомств, которым поручается исполнение стратегии экономического возрождения в соответствии с доктринальными разработками СБ. С учетом рекомендаций вновь созданной Временной кадровой комиссии Совет Безопасности распределяет ведомственную и персональную ответственность за реализацию конкретных направлений.

С учетом данных вновь сформированной общенациональной Временной комиссии по технической инвентаризации и ВКТИ территориальных округов специализированные экспертные советы СБ разрабатывают предложения по оптимальному развитию научно-технологических центров, концентрации производительных сил, формированию инфраструктурных коридоров, привлечению и целенаправленной профессиональной специализации трудовых ресурсов. На основе этих предложений формулируется предварительный перечень отраслей фундаментальных наук и соответствующих научных и образовательных школ и учреждений, подлежащих первоочередной государственной поддержке.

После законодательного утверждения основных доктринальных документов, закрепляющих смену национальной парадигмы развития, по завершении деятельности Национальной комиссии по финансовой инвентаризации и завершающих структурных и кадровых изменений в системе исполнительной власти, Совет Безопасности инициирует созыв Совета по стратегическому развитию – специальной межведомственной структуры Правительства России, утверждающей приоритеты научно-технологического и индустриально-инфраструктурного развития, разрабатывающей на их основе общенациональные и межрегиональные программы экономического возрождения и прорывные стратегические проекты.

Состав Совета по стратегическому развитию формируется в соответствии с новой структурой Правительства России. Подготовка общенациональных программ научно-технического развития и стратегических проектов осуществляется по согласованию с постоянно действующими общественными (корпоративно-сословными) структурами – Научно-техническим советом, Советом технических менеджеров, Российским деловым советом, затем проекты утверждаются Советом Безопасности России.

Общенациональные программы комплексного экономического восстановления и стратегические научно-технологические проекты, предусматривающие междисциплинарный характер и ускоренное внедрение невостребованных и новых научных разработок, выполняют функцию двигателей научно-образовательного процесса в целом. Концентрация проектной деятельности в центрах стратегических разработок при полномочных представительствах Главы Государства и развитие на их базе межрегиональных программ экономического возрождения предполагает закрепление перспективных научных кадров на региональном уровне, сохранение и новое формирование региональных научных школ и их вовлечение в проектную и внедренческую деятельность в интересах всестороннего развития регионов, выравнивания их социально-экономических возможностей и рациональное использование невостребованного ресурсного и транспортно-транзитного потенциала.

Реализация новой парадигмы экономического и научно-технического развития предполагает:

– преодоление зависимости стратегических отраслей производства и соответствующих направлений образования и научных исследований от инонациональных государственных и корпоративных интересов;

– формирование и специализацию источников финансирования высшего образования и научных исследований с учетом задачи восстановления научных школ и механизмов экспериментального и промышленного внедрения научных разработок;

– реструктуризацию системы образования и науки в соответствии с приоритетными задачами национального возрождения;

– государственную поддержку системы высшего образования и науки с целенаправленным созданием преимуществ для стратегических областей научных исследований и стратегического проектирования;

– качественную реорганизацию системы профессиональной ориентации и кадрового отбора;

– повышение общественного статуса ученых, занятых в стратегических областях науки, через разностороннее привлечение научных работников к задачам государственного управления, предоставление особых социальных привилегий ученым, занятым в стратегических областях, введение системы поощрения научных достижений и изобретательства, в том числе воодушевление средствами государственной информации и пропаганды.

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Из книги Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога практика автора Разумовская Анна

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

Глава 9. Ценообразование в сфере услуг Он думал, что над ним кружит Могучий Альбатрос; Протер глаза, а это был Финансовый вопрос! Л. Кэрролл. Песня Садовника 9.1. Цели и принципы ценообразования в сфере услуг В условиях конкурентной борьбы эффективность деятельности любой

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

32. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест,

Из книги Странности нашей эволюции автора Харрисон Кит

Преступления в сфере экономики ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ - группа в значительной мере сходных по объекту посягательства преступлений, объединенная законодателем в разделе VIII УК, который состоит из трех глав: гл. 21 "Преступления против собственности", гл. 22

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

1921 Новая экономическая политика в Советской России Многими коммунистами введение новой экономической политики переживалось не менее остро, чем подписание унизительного Брестского мира. Допущение капиталистических элементов в народном хозяйстве, свободного

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Что не принадлежит сфере разума Во второй главе я сказал, что два основополагающих принципа познания мира человеком – это логика и интуиция и что наука отражает логический подход, а религия – интуитивный. Вообще-то второй подход охватывает нечто большее, чем интуиция и

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах НЭП. К началу 1921 г. гражданская война в основном закончилась. Экономическое положение было ужасным, нужно было восстанавливать хозяйство, разоренное войной и интервенцией.Необходимость

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

7. Государственная поддержка высшего образования и науки Руководствуясь целью возрождения научных (образовательных, исследовательских и научно-практических) школ и создания необходимых условий для интенсивных научных исследований, государство в соответствии с

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Политика См. также «Внешняя политика», «Выборы», «Государство», «Идеи. Идеология», «Партии», «Пропаганда», «Реформы», «Союзы и коалиции» Политика – не точная наука. Отто фон Бисмарк Политика есть искусство возможного. Отто фон Бисмарк Неверно, будто политика есть

Из книги автора

Новая экономическая политика (нэп) Причины перехода к новой экономической политике следует искать в конкретной обстановке, сложившейся в Советской России после окончания Гражданской войны. Первая мировая и Гражданская войны, а также политика «военного коммунизма»

Из книги автора

Конфликты в сфере услуг

Государственная политика в области образовательная – это целенаправленная деятельность государственных органов в области образования. Основополагающие начала, идеи, на которых базируется вся деятельность государственных органов, направленная на эффективное регулирование образовательных отношений, на их развитие, совершенствование, называются принципами государственной политики в сфере образования.

В Законе об образовании провозглашены основные принципы государственной политики в сфере образования (общие принципы):

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

· светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» выделяются следующие принципы, присущие сфере высшего и послевузовского профессионального образования (специальные принципы):

· непрерывность и преемственность процесса образования;

· интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

· конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

· государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования;

Российское государство провозгласило область образования приоритетной. Основные направления развития образования обозначены в национальном проекте «Образование», первоочередная задача которого – дать системе образования новый стимул к движению вперед.

Реализация проекта предусматривает несколько аспектов. Во-первых, она поможет выявить возможные "точки роста". Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым, то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов, чтобы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы. Различные компоненты национального проекта усиливают друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.


Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;

3) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством;

4) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

5) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки. Федеральным законом от 01.12.2007 №308-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в Закон о высшем образовании введена статья 2.1 «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки», которая предусматривает формы такой интеграции:

1) проведение высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечение высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществление высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализация научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создание на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

6) создание высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В 2000 г. была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации , установившая приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, обозначила необходимость модернизации российской системы образования. Актуальность модернизации сферы образования определяется насущной потребностью интеграции в мировое образовательное пространство. Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. В «Национальной доктрине развития образования в России» обозначены основные задачи государства в сфере образования. Она включает 43 позиции, отражающие широкое разнообразие частичных управленческих целей и задач. Однако все эти задачи не приведены в единую систему и относятся к различным субъектам внутри государства, принадлежащим как к законодательной, так и исполнительной ветвям власти и к разным уровням государственной власти и управления.

В 2001 году была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года , определяющая основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики, обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством, обеспечение экономической самостоятельности, перестройка организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов современного общества и приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами модернизации.

В 2004 году приняты Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. В соответствии с ними обозначены ключевые позиции развития отечественного образования:

· повышение качества профессионального образования;

· обеспечение доступности качественного общего образования. Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование"), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий;

· развитие современной системы непрерывного профессионального образования. Непрерывное образования должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:

· обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

· создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

· повысить роль общественных институтов в управлении образованием;

· сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

· создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся;

· повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

· переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

При внедрении нормативно-подушевого финансирования приходится решать одновременно две задачи:

Первая – оптимизировать сеть образовательных учреждений, оптимизировать наполняемость классов с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Денег в образовании не так много, чтобы позволить финансировать огромную сеть учреждений с маленьким количеством учащихся. Нужны средства на повышение заработной платы работников образования, на учебные расходы, поскольку от этого зависит качество обучения.

Вторая – не ухудшить финансирование образовательного процесса, сохранить, где это необходимо в силу социально-экономических причин, сеть малочисленных школ (чтобы населенный пункт не «умер», а возможно имел точки роста). Тем более, что в настоящее время принимается много мер по улучшению демографической ситуации (в том числе на селе).

Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

В 2005 году была принятаФедеральная программа развития образования на 2006-2010 годы. Федеральная целевая программа развития образования была принята в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования в соответствии с действующим законодательством принята

Она призвана конкретизировать государственную политику в сфере образования на среднесрочный период, и определяет своей главной целью «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Основные цели и задачи программы конкретизируются в региональных программах, учитывающих социально-экономические, национально-культурные, демографические, экологические и другие параметры региона, области, края и направлены на решение проблем, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации. В рамках модернизации российского общества программа нацеливает развитие системы образования на основе современных достижений науки и практики.

· Приоритетный национальный проект «Образование», инициированный Президентом Российской Федерации в 2005 году , включает направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».

Национальный проект предусматривает несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования.

Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Однако государственная политика в области образования должна иметь научное обоснование - лишь в этом случае образование будет в наибольшей степени отвечать потребностям личности, семьи, общества, государства, эффективно использовать бюджетные средства, будет более конкурентноспособным на мировых рынках образовательных услуг.

Теоретическое обоснование функционирования и развития сферы образования России в начале XXI века условно можно назвать Общей теорией функционирования и развития системы образования. Она состоит как минимум из следующих частных теорий: теория педагогики; теория воспитания; социология образования; философия образования; образовательное право; экономика образования; история образования; психология образования; управление образованием.

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 октября 2000 г. № 751 утвердило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Эта доктрина как правовой документ, который придает правовую форму идеям, выработанным частными теориями, еще не заняла предназначенное ей место в государственной политике в сфере образования в силу следующих причин: государственная доктрина должна была стать выражением общей теории функционирования и развития системы образования. Такой результат не был достигнут из-за того, что не были обобщены все частные теории, объясняющие систему образования; доктрине не была придана форма федерального закона; теория образовательного права еще не получила достаточного развития.

Лекция №2

Тема: Образовательное право в российской правовой системе.

Образовательное право и образовательное законодательство, их соотношение.

Образовательное право как отрасль права: понятие, предмет, метод и система.

Образовательное право – как отрасль законодательства.

Систематизация образовательного законодательства. Образовательный кодекс РФ.