Система показателей снс используется для. Система национальных счетов. Система показателей и общие принципы построения СНС

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Основу структуры СНС составляют счета и балансовые таблицы.

Счет отражает операции, активы или обязательства хозяйственных единиц, представляет собой двустороннюю таблицу, где равенство между суммами достигается с помощью балансирующей статьи , которая является макроэкономическим показателем. Балансирующие статьи дают возможность переходить от одного счета к другому и увязывать счета в единую систему.

В структурах СНС выделяются следующие группы счетов , которые разрабатываются в текущих ценах.

Группа счетов внутренней экономики в целом:

o счет производства товаров и услуг;

o счет образования доходов;

o счет распределения доходов:

а) счет распределения первичных доходов;

б) счет вторичного распределения доходов;

o счет использования национального располагаемого дохода;

o счет накопления (счет операций с капиталом).

Группа счетов отраслей экономики :

o счет производства по отраслям;

o счет образования доходов по отраслям.

Группа счетов внешнеэкономических связей остальной мир »):

  • счет текущих операций;
  • счет капитальных затрат;
  • финансовый счет.

На основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в счета и составляемых в определенной последовательности, можно получить взаимосвязанную комплексную количественную характеристику экономических процессов в целом, т.е. получить так называемые консолидированные счета .

Принципы построения СНС

При составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие.

- Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) - каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.

- Принцип последовательности , соответствующий последовательности воспроизводственного цикла (производство образование доходов распределение доходов использование доходов).

- Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).

- Принцип расчетных категорий , где речь идет о том, что балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.

- Принцип «Т»-образной формы : все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».

Показатели СНС

Система - это набор показателей, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и рассчитываются на основе единых методологических принципов. Такой системой показателей являются наиболее важные макроэкономические показатели (агрегаты), используемые в СНС:

o валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует поток конечных товаров и услуг (вновь созданную стоимость), произведенных резидентами страны за тот или иной период, и исчисляется в рыночных ценах конечного потребления;

o представляет собой поток первичных доходов (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт), полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП;

o охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов;

o конечное потребление (КП) включает расходы на конечное потребление;

o сальдо экспорта и импорта (разница между экспортом и импортом товаров и услуг);

o валовое накопление (накопление основного капитала);

o национальное сбережение (источник финансирования накопления, т.е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и т.д.).

Для СНС очень важно, чтобы каждому счету соответствовала своя балансирующая статья, что для наглядности представлено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Таблица счетов и балансирующих статей

Счет текущих операций

Балансирующая статья

Счет производства

Валовой внутренний продукт (ВВП) (для нац. экономики)

валовая добавленная стоимость (ВДС) (для секторов национальной экономики)

Счет образования доходов

Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы

Валовой национальный доход (ВНД) (для нац. эконом.)

сальдо первичных доходов (СПД) (для сект. нац. эконом.)

Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) (для нац. эконом.)

валовой располагаемый доход (ВРД) (для секторов нац. экономики)

Счет использования доходов

Валовое сбережение (ВНС) (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)

Основные сводные счета Таблица 1.2

Сводный счет

Использование

Счет производства

3. Промежуточное потребление
5. ВВП (валовой внутренний продукт в рыночных ценах)
(5 = 1 + 2 – 3 – 4)

1. Выпуск товаров и услуг
2. Чистые налоги на продукты
4. Субсидии

Счет образования доходов

2. Оплата труда наемных работников
3. Налоги на производство и импорт
в том числе:
налоги на продукты
другие налоги на производство
5.
(5 = 1 – 2 – 3 + 4)

1. ВВП в рыночных ценах
4. Субсидии на производство и импорт

Счет распределения первичных доходов

5. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»
6. Валовой национальный доход (ВНД) (сальдо первичных доходов)
(6 = 1 + 2 + 3 + 4 – 5)

1. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы
2. Оплата труда наемных работников
3. Чистые налоги на производство и импорт
4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»

Счет вторичного распределения доходов

3. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»
4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)
(4 = 1 + 2 – 3)

1. Валовой национальный доход (ВНД)
2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»

Счет использования валового национального располагаемого дохода

2. Расходы на конечное потребление
в том числе:
домашних хозяйств
государственных учреждений
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
3. Валовое национальное сбережение (ВНС)
(3 = 1 – 2)

1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)

Из табл. 1.2 видно, что национальные счета действительно строятся:

1) в определенной последовательности воспроизводственного цикла;

2) имеют «Т»-образную форму;

3) каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете;

4) соблюдается принцип двойной записи;

5) в целом СНС рассматривается как балансовый метод;

6) осуществляется количественная связь между важнейшими показателями.

Национальная экономика невозможна без национального общественного счетоводства. Информация, которую дают макроэкономические показатели, позволяет судить об экономическом здоровье общества и правильно определять экономическую политику.

Система национальных счетов – это система национального учета, основанная на обобщенных данных сплошных и выборочных обследований, а также статистической отчетности. Результатом обработки этой информации является комплекс балансовых таблиц в форме бухгалтерских счетов,характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования ВВП страны.

Система национальных счетов была разработана еще в конце 1920 годов американскими экономистами, сотрудниками Национального бюро экономических исследований под руководством американского экономиста Саймона Кузнеца,лауреата Нобелевской премии по экономике.

В мире успешно функционирует система национальных счетов (СНС), приспособленная к условиям рыночной экономики. Она сформировалась в ведущих капиталистических странах в 40-50-ых годах, когда после «великой депрессии» возникла необходимость в государственном регулировании рыночной экономики.

СНС существует на базе статистики национального дохода и большого количества других международных статистических показателей:статистики государственного бюджета, межотраслевого баланса, статистики платежного баланса и т.д. Это всеобъемлющая статистическая модель рыночной экономики.

В феврале 1993 года на очередной сессии Статистической комиссии ООН в Нью-Йорке была принята новая усовершенствованная СНС. При ее подготовке были приняты во внимание особенности экономики и статистики стран переходного периода, то есть тех, которые встали на путь экономических реформ с целью преобразования административной экономики в рыночную.

В конце 1992 года Верховный Совет Российской Федерации одобрил государственную программу перехода отечественной статистики на международные стандарты, и с 1993 года Россия начала переходить от баланса народного хозяйства (БНХ), который был приспособлен для обслуживания централизованно планируемой экономики (в основе лежит концепция К.Маркса и А.Смита о трудовой теории стоимости, о материальном производстве как главной сфере создания национального дохода) и применялся в СССР в течение 70 лет, на международную систему национальных счетов (СНС).

СНС в РФ включает:
- счет товаров и услуг;
- производство;
- образования доходов;
- распределения первичных доходов;
- вторичного распределения доходов;
- использование располагаемого дохода;
- операций с капиталом;
- финансовый учет.

Для экономики в целом национальные счета включают следующие 6 счетов:
1. Счет благ, услуг и производства.
2. Счет дохода и потребления.
3. Счет накопления.
4. Счет создания стоимости вне производства(переоценка).
5. Открывающий баланс.
6. Закрывающий баланс.

Для дальнейшего изучения необходимо выделить некоторые понятия СНС, которые нужны для того, чтобы были понятны те макроэкономические показатели, которые публикует Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат).

Институциональная единица – это экономическая(хозяйственная) единица, которая может от своего имени владеть активами,принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью с другими хозяйствующими единицами.

Институциональная единица является резидентом, если она имеет центр экономических интересов на территории данной страны. Таким образом, резидентами РФ являются юридические и физические лица, осуществляющие на ее территории деятельность в течение не менее одного года независимо от гражданства.

Институциональные сектора в СНС – различаются в зависимости от институциональных единиц – резидентов

Схема 1.
Сектора институциональных единиц в СНС-93

Все институциональные единицы группируются в институциональные секторы в зависимости от своих основных функций, поведения и целей таких секторов в СНС-93 насчитывается пять:
1. нефинансовые предприятия или фирмы;
2. финансовые учреждения (банки);
3. государственные учреждения;
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (политические партии, религиозные организации, профсоюзы,общественные объединения);
5. домашние хозяйства.

В версии СНС-93 предполагается также учет экономической деятельности в сфере теневой, или не наблюдаемой, экономики.

В состав счетов СНС включаются:

Основные показатели СНС

В систему национальный счетов, входят такие показатели, как:.

ВВП (Валовой внутренний продукт) - измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны,независимо от того, находятся ли факторы производства в собственности граждан данной страны или они принадлежат иностранцам. Стоимость промежуточных товаров и услуг не включается в ВВП.

ВНП (Валовой национальный продукт) - это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в определенный период (год). Он измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, а также на территории других стран.

ВНД (Валовой национальный доход) - представляет собой текущую рыночную оценку всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности резидентов, в том числе и на территории других государств. На ВНД оказывает влияние фактор«резидентности».

Резиденты – все экономические единицы независимо от их национальной принадлежности и гражданства, занимающиеся производственной деятельностью на экономической территории данной страны (или проживающие в стране) не менее 1 года.

ВНД = ВВП (плюс-минус) сальдо первичных доходов из-заграницы

ЧВП (чистый внутренний продукт ) = ВВП – Амортизация

ЧНД (чистый национальный доход) = ВНД - Амортизация

НД (национальный доход , то есть доходы поставщиков факторов производства от участия в текущем производстве - общий объем заработной платы, ренты, процентов и прибылей, или сумма цен факторов производства) = ЧВП – Косвенные налоги.

ЛД (личный доход – полученный доход в отличие от национального дохода, то есть заработанного дохода) = НД – Взносы на социальное страхование, Налоги на прибыль корпораций, Нераспределенные прибыли корпораций + Трансфертные платежи(трансферты не являются результатом трудовой деятельности).

ЛД = ЧНД - (косвенные налоги + взносы на социальное страхование + налоги на прибыль корпораций + нераспределенные прибыли корпораций) + трансфертные платежи.

РД (располагаемый доход – доход после уплаты налогов) = ЛД – индивидуальные налоги.

Таким образом, система национальных счетов не только позволяет рассматривать итоги деловой активности населения страны на стадиях производства, распределения и использования ВВП, но и дает правительству возможность определить основные цели макроэкономической политики, исходя из показателей.

Конечные товары и услуги - это такие товары или услуги, которые в течение года приобретаются для конечного потребления и не используются для промежуточного потребления (то есть для производства других товаров или услуг).

В макроэкономике существуют проблемы, связанные с оценкой ВВП как главного показателя итогов экономической деятельности.

I . Показатель ВВП не отражает воздействия производства на окружающую среду (сопровождался ли рост производства экологическими катастрофами, отравлением рек и земли кислотными дождями, засорением почвы).

II . В ВВП сложно учесть деятельность в секторе теневой экономики, хотя в версии СНС-93содержатся рекомендации по учету теневой деятельности в составе ВВП. Существуют и другие термины теневой экономики: неформальная экономика, подполная экономика, нелегальная экономика и др. Существует термин используемый как международными организациями, так и Росстатом: ненаблюдаемая экономика.

Ненаблюдаемая экономика подразделяется на 4 вида производства :

1. теневое. В ВВП не учитывается поток товаров и услуг в рамках теневого производства, или теневой экономики, под которой подразуме6вается разрешенная законом деятельность,которая официально не декларируется или преуменьшается осуществляющими ееэкономическими субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, социальных взносов и др.

2. незаконное .В ВВП не учитываются действительно незаконные виды деятельности – изготовление и продажа наркотиков, проституция и прочая деструктивная деятельность, - потому что их субъекты не регистрируются в официальных органах, а доходы не декларируются. Примечательно, что в случае легализации деятельности, ранее считавшейся незаконной, рыночная оценка последней будет включаться в состав ВВП.

3. неформального сектора , которая определяется как «все виды производственной деятельности, осуществляемые теми не корпоративными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения и которые имеют какое-либо рыночное производство». Например, если семья занимается выпечкой булочек в собственной квартире на продажу и предприятие не зарегистрировано.

4. домашних хозяйств для собственного конечного использования, то есть то, что не«выносится на рынок» и не имеет рыночной стоимости.

III . При исчислении ВВП, как правило, величина добавленной стоимости устанавливается на рынке. Но это сложно сделать по отношению к услугам, которые относятся к государственному сектору и предоставляются более или менее бесплатно: обучение, медицина и т.д. Добавленная стоимость при учете вклада в ВВП учителей, медсестры и офицера определяется в соответствии с их заработной платой, которая не обязательно отражает их индивидуальный вклад в добавленную стоимость, т.к. она устанавливается не на рынке, а государством.

Эти недостатки попытались устранить американские ученые В.Нордхаус и Дж. Тобин. Они предложили использовать показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ), для подсчета которого из ВВП необходимо вычесть денежную оценку факторов, отрицательно влияющих на благосостояние общества, и прибавить денежную оценку факторов, положительно влияющих на него.Самое сложное при реализации этой концепции – дать денежную оценку факторов,влияющих на ЧЭБ.

Чистый национальный продукт равен:

Методы расчета ВВП

В макроэкономике принято выделять три метода исчисления ВВП:
1. производственный (по добавленной стоимости);
2. суммирования расходов (метод конечногоиспользования);
3. суммирования доходов (распределительный метод).

Использование любого метода дает в итоге одинаковую величину ВВП. Однако источники сведений для системы национальных счетов весьма разнообразны. Ими могут быть отчеты и обследования деятельности предприятий, бухгалтерские балансы, статистика розничных продаж, выборочные обследования различных отраслей промышленности, отчеты банков о прибылях и убытках, обследования бюджетов домашних хозяйств, налоговые декларации экономических субъектов и другие источники.

Объектом национального счетоводства является экономика страны. Предметом национального счетоводства является статистическое описание состояния и развития экономики страны с помощью системы макроэкономических показателей и формируемых из них национальных счетов, таблиц межотраслевого баланса и других таблиц.

Слово «счетоводство» в данном контексте отражает связь системы макроэкономических показателей с бухгалтерским учетом . Этим объясняется использование в национальном счетоводстве основных принципов бухгалтерского учета : стоимостное выражение всех показателей, метод баланса, метод двойной записи, предположение о неограниченности сроков функционирования экономики.

Национальное счетоводство ориентируется на рыночную экономику, ее механизмы и институты. Теоретической основой национального счетоводства является признание равноправия всех форм собственности , рыночного характера формирования цен на основе конкуренции , естественности стремления всех людей к прибыли . Национальное счетоводство опирается на рыночную экономику, активно регулируемую государством . Государство в системе национальных счетов представлено самостоятельным сектором, который оказывает нерыночные (бесплатные) услуги населению и распределяет и перераспределяет доходы по принципам как экономической, так и социальной справедливости.

Система национальных счетов (СНС), ориентируясь на социальное государство, делает социальную политику государства «открытой», показывая денежные потоки перераспределения доходов, т. е. национальное счетоводство ориентируется на открытую экономику, включенную в широкие международные экономические связи. Для такой экономики характерна свобода движения через границы страны не только товаров и услуг, но и факторов производства: труда, капитала , предпринимательства, инвестиций , новых технологий и т. д.

Национальное счетоводство - практически работающая система, создаваемая на основе и в соответствии с международным стандартом СНС, приспособленная к национальным условиям перехода к рыночной экономике.

Система национальный счетов (СНС) - это соответствующий национальной рыночной экономике учет, который на макроуровне представлен системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи ее звеньев.

В системе национального счетоводства используются два типа классификационных единиц: вид деятельности и институциональная единица, которые группируются по отраслям и институциональным секторам. Основные институциональные секторы:

  • домашние хозяйства, источниками финансирования затрат которых являются оплата наемного труда, доходы от собственности , доходы от производственной деятельности, трансферты от государства и т. д.;
  • некоммерческие организации , обслуживающие домашние хозяйства. К ним относятся профсоюзы , религиозные организации, партии и общественно-политические движения, общественные организации, финансируемые за счет членских взносов и добровольных пожертвований. Они производят услуги, удовлетворяющие особенные потребности домашних хозяйств;
  • государственные учреждения, включающие органы государственной власти и местного самоуправления , государственные внебюджетные фонды. Предприятия финансируются из бюджета , производимую продукцию или услуги передают потребителям бесплатно или по экономически незначимым ценам;
  • финансовые учреждения включают Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые фонды, инвестиционные компании и т. д. Производят финансовые услуги, в основном финансового посредничества, источником финансирования которых является выручка за оказанные услуги, продаваемые на рынке в конкурентной борьбе;
  • нефинансовые предприятия - институциональные единицы, которые производят продукцию и нефинансовые услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам и покрывают свои затраты за счет полученной прибыли.

Для описания международных связей применяют термин «остальной мир». Виды экономической деятельности определяются классификатором ОКВЭД посредством внесения предприятия, учреждения в ЕГРПО.

Национальное счетоводство изучает экономику как систему активов и пассивов. Экономический актив характеризуется следующими признаками:

  • субъект экономики имеет право собственности на актив;
  • реализация этого права собственности позволяет субъекту экономики получать или надеяться на получение дохода или иной экономической выгоды;
  • актив имеет стоимостную оценку, т. е. денежное измерение.

Активы делятся на финансовые и нефинансовые. Финансовые активы не имеют материального субстрата, определяющего его стоимость. Финансовому активу одного субъекта противостоит финансовое обязательство другого субъекта. К финансовым активам относятся наличные деньги и депозиты, ссуды, ценные бумаги (вексель , облигация), акции, страховые полисы.

Нефинансовые активы1 делятся на две группы: материальные и нематериальные; произведенные и непроизве-денные.

Все вышеперечисленные понятия национального счетоводства описываются показателями и образованными ими национальными счетами. Показатели и национальные счета образуют систему, где они взаимосвязаны и дополняют друг друга, и в целом точно и всесторонне описывают экономику страны.

Основными счетами системы национальных счетов являются:

Последовательность формирования показателей национальных счетов соответствует последовательности стадий воспроизводственного цикла.

Статистика социально-экономических показателей на макроуровне

Существуют множество социальных и экономических показателей, которые характеризуют жизнь страны на макроуровне. К ним относятся валовой внутренний продукт общий или в расчете на душу населения, валовой национальный доход , темпы экономического роста, национальное богатство, государственный долг, курс доллара США по отношению к рублю (который устанавливает Центральный банк РФ), численность зарегистрированных безработных и др.

Из всех вышеперечисленных социально-экономических показателей наиболее важным является показатель валового внутреннего продукта государства , который может быть рассчитан несколькими способами (в зависимости от стадии производства):

  • производственный способ (на стадии производства по добавленной стоимости) - определяет величину ВВП как разность между общим объемом выпущенной продукции и промежуточным потреблением или это сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей и секторов экономики . Так происходит подсчет произведенного ВВП;
  • распределительный способ (производится на стадии распределения произведенной продукции) - как сумму доходов факторов производства, которая получается в результате суммирования доходов по труду (заработная плата и начисления на нее, гонорары, натуральные доходы, комиссионные и др.), доходов от собственности (прибыль , рента, дивиденды и т. д.), смешанных доходов (доходы лиц свободных профессий, доходы от ведения подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности и т. д.). Этим способом производится расчет распределенного ВВП;
  • способ конечного использования (по расходам) - как результат суммирования расходов всех экономических агентов, использующих его (фирм, домашних хозяйств, иностранных граждан , государств), т. е. ВВП = Р + И + З + Э,

    где Р - личные потребительские расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования; И - валовые инвестиции (вложения предприятия в покупку нового оборудования и строительство, исключая жилье); З - государственные закупки товаров и услуг (затраты на образование, здравоохранение, армию и т. д.); Э - чистый экспорт (разница между экспортом и импортом государства).

ВВП может быть рассчитан как по факторным, так и по рыночным ценам.

Факторные цены определяются стоимостью затрат всех факторов производства на создание товаров и услуг, т. е. это цена производителя, которая складывается из себестоимости продукции и прибыли.

Рыночные цены представляют собой сумму факторных цен и косвенных налогов (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и т. д.) за вычетом субсидий, к которым относятся безвозмездные поступления от государства и из других источников на продукты, на импорт, возмещение убытков и т. д.

В России в настоящее время ВВП и валовый национальный продукт (ВНП) рассчитывается производственным способом, т. е. ВВП является суммой валовой добавленной стоимости отраслей и секторов экономики, чистых налогов на продукты (за исключением субсидий).

Следующим по значимости является показатель национального дохода страны, который получается путем вычитания из величины валового национального продукта амортизационных отчислений. При этом чистый национальный доход (ЧНД) рассчитывают как сумму национального дохода и чистых трансфертов из-за рубежа (гуманитарная помощь, дарения, пожертвования и др.) за вычетом чистых трансфертов за рубеж.

Валовой национальные продукт (ВНП) показывает стоимость конечной продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данного государства, даже если они проживают на территории других стран.

ВНП = ВВП + ЧФД,

где ЧФД - чистые факторные доходы из-за рубежа, т. е. разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Для того чтобы провести анализ социально-экономической ситуации в стране, необходимо произвести группировку следующих показателей:

распределение национального дохода и валового внутреннего продукта государства по отраслям и секторам экономики;

территориальная группировка валового выпуска продукции, валового внутреннего продукта и национального дохода согласно административно-территориальному делению государства;

разделение валового внутреннего продукта и валового выпуска по форме существования - на материальные блага и услуги.

Можно производить группировку и по другим признакам в случае необходимости. Динамика показателей результатов экономической деятельности исследуется путем расчета соответствующих индексов физического объема по формуле

где q0P0 - фактическая стоимость валового выпуска, валового внутреннего продукта, национального дохода в базисном периоде; 1P0 - стоимость этих же показателей отчетного периода в ценах базисного периода.

В условиях рыночной системы хозяйствования происходит постоянный рост цен на товары и услуги. Основной проблемой, которая возникает при расчете индексов, является переоценка стоимостных показателей отчетного периода в цены базисного периода. Так как инфляция является процессом неравномерным, то пересчитать цены каждого вида товара и услуги в сопоставимые цены с базисным периодом практически невозможно.

В теории статистики существуют три основных метода пересчета показателей валового внутреннего продукта и национального дохода в сопоставимые цены с базисным периодом:

с помощью прямой оценки объема производства благ и услуг по ценам базисного периода;

через переоценку каких-либо компонентов валового внутреннего продукта и национального дохода с использованием соответствующих индексов;

на основании индекса потребительских цен.

Первый метод является очень сложным для расчета. Он наиболее часто использовался при плановой системе хозяйствования. Суть его заключается в том, что физический объем выпуска продукции (в натуральном измерении) умножают на соответствующие цены базисного периода. Метод позволяет детально учитывать динамику изменения цен на товары и услуги, но недостаток его - в том, что возникает необходимость регулярно менять базисные цены, а также возникает проблема сопоставимости одноименных товаров и услуг в связи с изменением их качества (при различных годах выпуска), что вынуждает искать набор товаров-представителей, который будет определять сводный индекс цен, а это тоже весьма неудобно и проблематично.

Второй метод не является столь же точным и сложным, как первый, и заключается в том, что элементы валового внутреннего продукта и национального дохода пересчиты-ваются в сопоставимые цены путем деления на соответствующий индекс, т. е. при переоценке продукции строительства используется индекс капиталовложений, при переоценке машин и оборудования - индекс цен на машины и оборудование и т. п. Такой метод пересчета требует достаточно широкой базы для расчета соответствующих индексов цен.

Третий из перечисленных методов, построенный на основании индекса потребительских цен, наиболее простой, не совсем точный, но удобный для расчета сопоставимых цен и используется в большинстве развитых стран. Однако этот метод не учитывает динамику изменения цен на государственные услуги и капиталовложения, на экспортно-импортные операции, на капитальные товары других секторов экономики.

Статистика национального богатства

Важным разделом в экономической статистике является раздел, посвященный статистике национального богатства.

Национальное богатство - это совокупность накопленных материальных и нематериальных активов , созданных трудом всех предшествовавших поколений, принадлежащих стране или ее резидентам и находящихся на экономической территории данной страны и за ее пределами (национальное имущество), а также разведанных и вовлеченных в экономический оборот природных и других ресурсов .

Статистика в национальном богатстве помогает собирать и анализировать данные всех ее составляющих в общем и в каждой категории по отдельности, на основе которых можно определить основные потоки движения национального богатства, инвестиционную активность отдельных секторов экономики , степень ликвидности их финансовых активов и многое другое. Полученные статистические данные национального богатства дают экономическую оценку стране в целом, ее имущественному положению, а также насколько экономический потенциал страны соответствует международным стандартам. При рассмотрении и анализе статистических данных можно определить потенциальные, допустимые возможности дальнейшего развития страны.

Составляющие национального богатства:

природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, энергетические ресурсы, лес и животный мир), которые являются учтенными и вовлеченными в оборот. Как характерную особенность природных ресурсов можно выделить то, что они являются невоспроизводимыми благами. При получении статистических данных по природным ресурсам можно:

  • разработать систему показателей об эффективном использовании природных ресурсов;
  • проанализировать работу природоохранных мероприятий, оценить эффективность их работы;
  • определить объем финансовых ресурсов, который понадобится на экологические цели;
  • проанализировать, в какой степени человеческий фактор оказывает влияние на окружающую природную среду, а также как окружающая среда влияет на качество уровня жизни населения:
    • материальные ресурсы, приобретенные в результате накопленного труда. Материальные ресурсы можно производить в любое время, следовательно, они являются воспроизводимыми благами;

      национальное имущество - складывается в процессе производства, в него входят:

    • основные фонды (здания, сооружения, транспортные средства, машины, оборудование и т. д.). Статистические данные основных фондов характеризуют их общее состояние, перспективы развития основных фондов по всей стране и отдельно в каждой отрасли;
    • оборотные фонды (производственные запасы - сырье, материалы, топливо, запчасти; незавершенное производство; готовая продукция, материальные резервы и т. д.);
    • личное имущество. Статистические данные о национальном имуществе используется для оценки уровня экономического развития;
    • накопленный научно-технический потенциал;
    • интеллектуальный потенциал.

Итак, национальное богатство включает стоимость всех производственных и непроизводственных фондов государства , запасов, резервов, индивидуального и общественного имущества. В отдельных случая национальное богатство включает научно-технический уровень и опыт работников. Национальное богатство состоит из накопленных продуктов прошлого труда, включая товары всенародного потребления, и природных ресурсов, учтенных и вовлеченных в экономический оборот. В составе национального богатства запасы и резервы учитываются отдельно по месту их определения и продолжительности сохранения. Отдельно учитывается также золотой запас страны и запасы на нужды обороны государства.

Расчеты по национальному богатству осуществляются в текущих и в сопоставимых ценах, которые существуют на данный момент. Статистические показатели по национальному богатству показывают уровень развития страны в международных масштабах.

Построение балансов для регионов в целом

Построение балансов и типологизация регионов России, анализ их дифференциации по различным показателям социально-экономического развития стали одним из ключевых направлений исследований в быстро развивающейся российской региональной экономике . Одним и тем же термином - «регион» - описываются социально-экономические системы совершенно не сопоставимые по масштабам деятельности, направлению развития, политической ориентации, поэтому построение типологии служит исходным пунктом, условием для анализа региональных экономических систем и построения балансов для регионов в целом.

При изучении дифференциации регионов России необходимо прежде всего отобрать факторы, определяющие специфику социально-экономического положения региона. Следует подчеркнуть, что местные правительства регионального уровня начали заниматься деятельностью по разработке планов и программ экономического развития на региональном уровне лишь в постсоветский период. Какие-либо традиции, навыки или опыт в этой сфере у них по сути дела отсутствовали. В условиях советской централизованной экономической и политической системы местные правительства входили в структуру централизованной политической и экономической системы. В системе централизованного планирования экономики местные правительства полностью зависели от центральных министерств, предприятий , подчинявшихся центру, партийных структур. В обязанности местного правительства входило обеспечение социально-экономической инфраструктуры в соответствии с централизованно установленными нормативами, задача построение регионального баланса была второстепенной.

Сама постановка проблемы анализа экономического положения регионов приобрела актуальность лишь в условиях постсоветского развития, когда местные правительства получили возможность активно воздействовать на процессы экономического развития на региональном уровне. В целом разработка балансов регионов служит условием для эффективной адаптации к местным условиям разрабатываемой на федеральном уровне социальной политики (пенсионной политики, программы занятости населения, жилищной программы, федеральных стандартов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Отбор показателей для построения баланса социально-экономической ситуации в регионах, ориентированной на выбор методов реализации социальной политики, представляет собой достаточно сложную задачу.

Применение такого индикатора, как валовой региональный продукт, предполагает совершенствование методологии его расчетов и разработку системы учета экономической деятельности регионов в системе показателей национальных счетов. При использовании этого показателя на уровне региона необходимо исследовать теоретико-методологические аспекты взаимосвязи (ВРП), выпуска продукции на душу населения, уровня благосостояния.

Для большинства стран с федеративным государственным устройством наличие системы региональных экономических счетов, совместимой с системой национальных счетов (СНС), является жизненно необходимой. Как правило, экономические счета регионов включаются в СНС как составная часть. На сегодняшний день СНС представляет собой единственный обоснованный, общепризнанный инструмент макроэкономического анализа реальной экономики, в том числе и региональной.

Центральным показателем региональных счетов является валовой внутренний продукт, произведенный в регионе. В России этот показатель (валовой региональный продукт - ВРП) рассчитывается только на уровне субъектов РФ . Методологическая основа для проведения расчетов находится в стадии разработки. Официальных рекомендаций по разработке системы региональных экономических счетов, так же как и по составу таких счетов не издано.

Очевидно, что исследование региональных различий экономического развития России не может быть проведено на основе одного только результирующего показателя - ВРП. Фактические различия могут быть оценены в результате построения региональных балансов и анализа экономического процесса по регионам, который может быть описан системой экономических счетов региона. При разработке экономических счетов регионов выбирается система ключевых показателей, которые отражают общую макроэкономическую ситуацию в регионе, состояние реального сектора, бюджетной и финансовой системы. Можно предложить следующую систему показателей для построения регионального баланса.

Макропоказатели и реальный сектор: ВРП / на душу населения (тыс. руб.); объем промышленной продукции / на душу населения (тыс. руб.); продукция сельского хозяйства / на душу населения (тыс. руб.); доля городского населения в общей численности населения (в %); инвестиции в основной капитал / на душу населения (тыс. руб.); иностранные инвестиции / на душу населения (дол. США); объем экспорта / на душу населения (тыс. руб.); розничный товарооборот / на душу населения (тыс. руб.); индекс потребительских цен (в %; декабрь / декабрь соответствующего года); денежные доходы / на душу населения (тыс. руб.); покупательная способность денежных доходов (в %); уровень общей безработицы (в %); уровень бедности (в %).

Финансовая и бюджетная системы: дефицит бюджета , отнесенный к ВРП (в %); доля налоговых поступлений в доходах бюджета (в %); доля прибыли по основным видам хозяйственной деятельности, отнесенной к ВРП (в %); удельный вес убыточных предприятий (в %); доля просроченной кредиторской задолженности, отнесенной к ВРП (в %); количество действующих кредитных организаций на 10 000 предприятий; доля кредитных вложений, отнесенная к ВРП (в %); удельный вес просроченной задолженности по кредитам в общем объеме кредитов (в процентах); доля текущих и расчетных счетов предприятий, отнесенная к ВРП (в %); депозиты населения, отнесенные к ВРП (в %); покупка валюты / на душу населения (тыс. руб.); продажа валюты / на душу населения (тыс. руб.).

Предложенная система показателей представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического

развития регионов. С их помощью региональный баланс можно представить в виде ряда таблиц, где показываются ресурсы и использование материальных доходов и благ регионов. Вспомогательные таблицы позволяют детализировать отдельные агрегированные показатели согласно тому или иному критерию. Они применяются для целей межбюджетного выравнивания, выработки нормативов бюджетного финансирования, которые входят в состав ключевых параметров проекта федерального бюджета.

Исторический справка. 1

Структура и основные категории системы.. 2

Границы производства в СНС.. 4

Группировка экономических единиц по институциональным секторам.. 5

Региональные показатели системы национальных счетов . 5

Основные показатели СНС и методы их расчета. 7

Принципы оценки.. 11

Историческая справка

Система национальных счетов (СНС) - это соответствующий рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве .

Разработка системы национальных счетов, как теоретической основы макроэкономической статистики, базируется на работах У. Петти и Г. Кинга, Дж. М. Кейнса, П. Буагильбера, Р. Стоуна, Я. Тинбергена, Р. Фриша, В. Леонтьева, К. Кларка, С. Кузнеца, А. Маршалла , А. Пигу, Дж. Хикса (XVII - ХХ вв.) и других экономистов и статистиков, посвященных статистике национального дохода и теории экономического цикла.

Следует отметить, что основополагающие принципы, положившие начало современной СНС сформулированы в опубликованном в 1947 году в приложении к Меморандуму Комитета экспертов по статистике Лиги Наций "Измерение национального дохода и построение национальных счетов" ("Measurement of National Income and the Construction of Social Accounts"), автор Ричард Стоун1).

Работа Стоуна принципиально отличается от более ранних попыток тем, что она открыто включила национальный доход в рамки двойной бухгалтерии , в которой учитывались данные о доходах и расходах в домашнем хозяйстве, частном секторе и в правительственной деятельности, что позволяло производить сравнительный анализ результатов деятельности как в различных секторах экономики, так и в разных странах.

Обобщив теоретический и практический опыт развитых стран в национальном счетоводстве в 1953 году ООН при поддержке других международных организаций была опубликована Система национальных счетов. За ней последовала версия 1968 года. В 1993 году была принята современная версия СНС. В 2003 году Статистическая комиссия ООН приняла решение о завершении работ по созданию нового стандарта СНС в 2008 году.

В России СНС внедряется с начала 90-х годов ХХ века. Внедрение СНС потребовало совершенствования национальной статистической практики, пересмотра форм организации статистических наблюдений, методов построения классификаций и расчетов показателей в статистике предприятий и домашних хозяйств, труда, цен, госфинансов, платежном балансе и т. д.

Современная СНС не только определяет выходные параметры экономики, но и показывает, каким образом экономика функционирует, как эти параметры достигаются.

Структура и основные категории системы

Система национальных счетов (СНС) – центральный раздел экономической статистики, представляющий систему взаимосвязанных показателей, отражающих экономическое поведение участников хозяйственной деятельности, их взаимоотношения и результаты хозяйственной деятельности. СНС предназначена для количественного описания и анализа обобщающих результатов экономического развития стран.

СНС обеспечивает характеристику состояния и развития не только экономики в целом, но и ее важнейших структурных подразделений – отраслей и институциональных секторов, позволяет выявлять уровень межотраслевого взаимодействия, степень взаимосвязи между институциональными секторами.

СНС является инструментом координации всей экономической статистики, поскольку представляет собой особую форму упорядочения и систематизации статистической информации о различных аспектах экономического процесса. СНС позволяет выявить ключевые макроэкономические переменные, необходимые для анализа состояния и динамики экономики, ее структуры, взаимосвязей между различными фазами процесса воспроизводства. Это упорядочение опирается на ряд концепций и постулатов, определяющих границы экономического производства , содержание показателей доходов и богатства, принципы оценки потоков и запасов, систему взаимоувязанных классификаций экономических операций, активов и обязательств и методы оценки показателей.

СНС обеспечивает последовательное описание всех аспектов экономического процесса: производство, распределение и перераспределение доходов , потребление и сбережение, финансирование инвестиций, операции с финансовыми инструментами, внешнеэкономические связи , формирование национального богатства. В обобщенном виде СНС содержит информацию о всех хозяйствующих субъектах (институциональных единицах), о всех экономических операциях (с товарами и услугами, доходами и финансовыми инструментами), о всех активах и обязательствах хозяйствующих субъектов.

В настоящее время СНС включает систему счетов макроуровня, счетов отраслей экономики и секторов национального хозяйства. Система счетов для макроуровня почти в точности соответствует структуре счетов для отраслей и секторов. Выделяется система счетов для внутренней экономики и для внешней экономики.

Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности. Каждая экономическая операция отражается в счетах дважды: один раз - в ресурсах, другой - в использовании. Итоги экономических операций на каждой стороне счета балансируются по определению или с помощью балансирующей позиции, которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. В системе счетов отражается взаимосвязь между начальным формированием ресурсов, движением доходов и их использованием и конечными финансовыми результатами деятельности, финансово-экономическим положением, включая изменения в балансе активов и пассивов (Рис.1).

Т. о. счета СНС являются счетами потоков , то есть в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии - от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.

Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств на ту или иную дату (как правило, на начало и конец года), изме­нение национального богатства в отчетном периоде, и таблиц «Затраты-выпуск», в кото­рых производство и использование товаров и услуг показывается в отраслевом разрезе.

Система национальных счетов в России в настоящее время включает в себя следующие счета:

счет товаров и услуг;

счет производства;

счет образования доходов;

счет вторичного распределения доходов;

счет операций с капиталом.

Границы производства в СНС

Границы производства определяются в СНС как вся деятельность единиц-рези­дентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг . Производственная деятель­ность охватывает деятельность предприятий , производящих товары и услуги как рыночные, так и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос).

В границы производства включается также производственная деятельность домаш­них хозяйств. Она охватывает производство всех товаров независимо от того, прода­ны они или нет, включая сельскохозяйственную продукцию, полученную в личных под­собных хозяйствах, строительство своими силами и различные услуги, реализованные на сторону, в том числе тор­говые, посреднические и т. д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для соб­ственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кро­ме условно исчисленной стоимости услуг предоставленных в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах.

В границы производства включается также скрытое и неформальное производство . В понятие скрытого производства в статистике России включается экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или преуменьшаемая по объему с целью уклонения от налогов и других обязательств перед государством.

Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, производящих рыночную продукцию. В российской статистике в состав неформального производства включается также производство некорпорированными предприятиями домашних хозяйств продукции для собственного использования.

Расчеты показателей скрытой и неформальной экономики ведутся на основании косвенной информации, применения балансовых и других специфических методов и экспертных оценок. Поправки на скрытую и неформальную деятельность делаются как для показателей производства ВВП, так и для показателей состава ВВП с точки зрения доходов и расходов. Суммарная поправка на различные виды скрытой и неформальной деятельности и не учитываемые в обычном порядке экономические операции составляла в последние годы от одной пятой до одной четвёртой ВВП России.

Незаконную (теневую) деятельность по производству товаров и услуг, такую как производство и реализация наркотиков и оружия, рекомендуется включать в границы производства в соответствии с международным стандартом СНС. Однако, в международной практике результаты экономической деятельности, не разрешенной законом, в границы производства не включаются .

Группировка экономических единиц по институциональным секторам

В СНС применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам . Сектор пред­ставляет собой совокупность институциональных единиц (то есть хозяйствующих субъ­ектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осу­ществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и . В российской СНС выделяются сле­дующие секторы национальной экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление ; некоммерческие организации , обслужи­вающие домашние хозяйства; домашние хозяйства . Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах “остального мира” (на региональном уровне не разрабатывается) , объединяющих все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Резидентами считаются предприятия, организа­ции и домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономичес­кой территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Региональные показатели системы национальных счетов .

В рамках создания системы национальных счетов Федеральная служба государственной статистики разра­ба­тывает методологию и организационные решения построения системы показателей раз­вития экономики регионов в соответствии с методологией СНС . Эти показатели не по­вто­ряют показатели национальных счетов федерального уровня, но сопоставимы с ними и позволяют проводить региональный анализ в соответствии с общим направлением раз­вития российской макроэкономической статистики и международными стандартами.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживаю­щих домашние хозяйства - расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций , профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включается стоимость нерыночных услуг, оказываемых самостоятельными социально-культурными подразделениями корпораций и квази-корпораций своим работникам. С точки зрения того, кто получает выгоду от расходов на конечное потребление, оно может быть определено как фактическое конечное потребление товаров и услуг . Для домашних хозяйств оно включает конечное потребление товаров и услуг, осуществляемое за счет расходов домашних хозяйств, а также за счет социальных трансфертов в натуральной форме, то есть бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Для государственных учреждений фактическое конечное потребление равно стоимости коллективных услуг, у некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, фактическое конечное потребление отсутствует. Общие объемы расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления для экономики в целом равны между собой.

Сбережение - часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг.

Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидент­ными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капи­тала включает следующие компоненты: а) приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных матери­альных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведен­ные активы.

Изменение запасов материальных оборотных средств включает изменение произ­водственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов в течение данного периода рассчитывается как разность между стоимостью запасов на конец и на начало периода, оцененных в среднегодовых рыночных ценах для устранения влияния изменения цен.

Чистое приобретение ценностей - стоимость приобретения за вычетом стоимости выбытия активов, приобретаемых как средство сохранения стоимости: драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и других произведений искусства.

Принципы оценки

Учет экономических операций в системе национальных счетов осуществляется в ценах на момент их совершения (в текущих ценах).

ВВП оценивается в текущих рыночных ценах (в ценах конечного покупателя).

Цена конечного покупателя включает торгово-транспортные наценки, налоги на продукты и не включает субсидий на продукты.

Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам .

Основная цена - цена, получаемая произво­дителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включая субсидии на продукты.

Нерыночные товары и услуги оцениваются с использованием рыночной цены на аналогичные товары и услуги, реализуемые на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство , если рыночная цена отсутствует. В частности, по затратам на производство оцени­ваются услуги государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Оценка в сопоставимых ценах выполняется как в части производства валового внутреннего продукта, так и его использования, на региональном уровне только в части произведенного ВРП.

Переоценка показателей производства ВВП в сопоставимые цены осуществляется путем дефлятирования (переоценки выпуска и промежуточного потребления отраслей по соответствующим индексам цен) или методом экстраполяции базисного уровня добавленной стоимости отрасли с помощью количественных индикаторов, адекватно отражающих динамику развития производства в данной отрасли.

Индексы реального объема ВВП и его компонентов к соответствующему периоду предыдущего года рассчитаны как частное от деления показателя отчетного периода в ценах предыдущего года на аналогичный показатель соответствующего периода предыдущего года ценах предыдущего года.

Уильям (Вильям) Петти (1623-1687). основоположник английской классической политической экономии. "Труд есть отец богатства, а земля - его мать".

КИНГ ГРЕГОРИ () демограф и статистик национального дохода (экономический статистик)

1) СТОУН (Stone), Ричард (1913–1991), британский экономист, удостоенный премии памяти Нобеля по экономике, 1984 г. в призвание его «новаторской работы» и «его существенного вклада в развитие экономической науки», почетные ученые степени университетами Осло, Брюсселя, Женевы , Уорвика, Парижа и Бристоля, считается основоположником системы национальных счетов.

Система национальных счетов и история ее создания

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets).

Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов в период бурного подъема в экономиках развитых стран (так называемый период процветания – prosperity) с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития. Причем, исследования проводились не только в специально созданной в начале 20-х годов в США частной организации - Национальном Бюро Экономических Исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла, что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей.

Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во Всероссийском (а впоследствии Всесоюзном) Совете Народного Хозяйства – ВСНХ - в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции. В октябре 1929 разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому Краху или Великой Депрессии 1929-1933 гг. В начале 1930 года Конгресс США принимает постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана. После второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в Системе Национальных Счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987г.

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).

До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт (ВВП).

Соотношение показателей в системе национальных счетов

Как уже отмечалось, основными показателями в СНС выступают три показателя совокупного продукта: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

ВНП = ВВП + ЧФД

Соответственно,

ВВП = ВНП – ЧФД

Величина чистых факторных доходов представляют собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах и доходами, полученными иностранцами (нерезиденты) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница может быть как положительной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП), так и отрицательной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП).

Что касается ЧНП (Net National Product – NNP), то в отличие от ВНП, который характеризует национальный объем производства, этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧНП, следует из ВНП вычесть амортизацию: ЧНП = ВНП – А. ЧНП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам.

ЧНП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)

ЧНП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги

Национальный доход (National Income - NI) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить: а) либо, если из ЧНП вычесть косвенные налоги: НД = ЧНП – косвенные налоги; б) либо, если просуммировать все факторные доходы:

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций

Личный доход (Personal Income - PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы рассчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход (Disposal Personal Income – DPI) – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов:

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (consumption - С) и сбережения (saving - S):

Различают следующие виды сбережений:

  1. личные сбережения (personal savings) или сбережения домохозяйств, которые могут быть подсчитаны как разница между располагаемым личным доходом и расходами на личное потребление:

    S personal = РЛД – С;

  2. сбережения бизнеса (savings of business), включающие амортизацию и нераспределенную прибыль корпораций, которые служат внутренними источниками финансирования и основой для расширения производства;
  3. частные сбережения (private savings), т.е. сбережения частного сектора, состоящие из суммы сбережений домохозяйств и сбережений фирм, т.е. суммы личных сбережений и сбережений бизнеса:

    S private = S personal + S business ;

  4. государственные сбережения (government savings), которые имеют место в случае излишка (положительного сальдо) государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы.

    S government = доходы бюджета – расходы бюджета > 0.

    К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:

    Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.

    Сальдо бюджета = доходы бюджета – расходы бюджета

  5. национальные сбережения (national savings), которые представляют собой сумму частных сбережений и государственных сбережений:

    S national = S private + S government

  6. сбережения иностранного сектора (foreign sector savings) имеют место в случае дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса данной страны, когда импорт превышает экспорт, т.е. чистый экспорт отрицателен. Это означает, что доходы иностранного сектора от продажи своих товаров и услуг данной стране (для данной страны это расходы по импорту) превышают расходы на покупку товаров и услуг данной страны (для нее – это доходы от экспорта):

    S foreign = Im - Ex > 0

    Сумма сбережений всех секторов (частного, государственного и иностранного) равна величине совокупных инвестиций

    I = S private + S government + S foreign = S + (T – G) + (Im – Ex)

Примечания. Иногда в задачах по СНС требуется определить величину изъятий и инъекций. Следует иметь в виду, что к изъятиям относятся: частные сбережения, включающие личные сбережения и сбережения бизнеса; все виды налогов, в том числе взносы на социальное страхование; импорт; к инъекциям относятся: чистые инвестиционные расходы, государственные закупки товаров и услуг, дивиденды, трансферты, проценты по государственным облигациям, экспорт.

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как а) величина ВВП на душу населения (GDP per capita), т.е. ВВП / численность населения страны; или б) величина национального дохода на душу населения (NI per capita), т.е. НД / численность населения страны. Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.

Однако эти показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются в том, что:

  1. они усредненные (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);
  2. они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину НД на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);
  3. они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);
  4. они не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 году два американских экономиста – лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного учебника «Экономикс») – предложили методику расчета показателя, названного «Чистое Экономическое Благосостояние» (Net Economic Welfare). Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП (value of goods) (например: количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.п.).

Но при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния (value of bads), (например: уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т.п.).