Потребности общества, их формы. Безграничность потребностей. Экономические потребности, блага и ресурсы Ресурсные потребности

Экономическая теория, как общественная наука, изучает экономическую, производственную деятельность человеческого общества, исходя при этом из двух взаимосвязанных предпосылок:

1. Человеческие потребности безграничны.

2. Возможности их удовлетворения ограниченны.

Экономическая теория имеет дело с экономическими (материальными) потребностями. Экономические потребности представляют собой внутренние мотивы, побуждающие к экономической (производственной) деятельности . Они делятся на первичные (жизненно важные) и вторичные (все остальные). В качестве примеров первичных потребностей можно привести потребности в пище, одежде, жилище и т.д. К вторичным потребностям можно отнести потребности досуга (занятия спортом, искусством, развлечения и т.д.) Конечно, это деление условно, но в целом к первичным можно отнести потребности, которые не могут быть заменены одна другой, вторичные же потребности – могут. Средствами удовлетворения потребностей являются блага (goods). Одни из них имеются в неограниченном количестве (атмосферный воздух), другие – количественно ограниченны (вещи, услуги). Именно ограниченные (экономические) блага изучает экономическая теория.

Для производства большинства благ нужны экономические ресурсы. Экономические ресурсы , т.е. факторы производства – это все природные, людские и все произведенные человеком ресурсы, используемые человеком для производства экономических благ . Их можно разделить наматериальные ресурсы (вещественный фактор производства) и людские ресурсы (личный фактор производства).

К материальным ресурсам относятся земля (и все, что с ней связано: недра, вода рек и морей, сырьевые материалы) и капитал (реальный, физический, капитал: все произведенные человеком станки, машины, оборудование, здания, сооружения, дороги, каналы и т.д.). Под людскими ресурсами подразумевается, прежде всего, труд (точнее способность к труду), а также (в микроэкономике) предпринимательская способность. 6. Экономический выбор, производственные возможности, кривые трансформации. Производственные возможности- возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей (кривая трансформации) - это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких (как правило двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

Кривая производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой.

Кривая производственных возможностей двух стран

Наряду с производственными возможностями выпуска двух или более продуктов, кривая производственных возможностей может иллюстрировать и различия, существующие в области производственных возможностей каких-либо стран.

Производственные возможности двух стран

Как видно из графика, производственные возможности Японии по выпуску бытовых приборов и автомобилей намного больше, чем у Франции. Даже если Франция решила бы полностью сосредоточиться на производстве автомобилей, то ее потециал позволил бы ей достичь максимума в точке A1, Япония же в аналогичной ситуации достигнет максимума в точке A2.

Переход от низкой кривой на более высокую кривую производственных возможностей возможен в случае технических открытий, улучшении и создании технологий, разработки новых месторождений полезных ископаемых и других научных прорывов.

Главная цель этой темы состоит в выяснении в общих чертах некоторых фундаментальных понятий современной экономической науки. Они так же актуальны сегодня, как и в древние времена и оставаться такими же и в будущем.

В этой теме будут сформулированы основные проблемы организации экономики, выяснено, каким образом они решаются в различных типах экономической системы - традиционной, командно-административной, рыночной и смешанной системах.

Наконец, мы покажем, как и для чего экономисты строят кривую производственных возможностей. Это позволит объяснить, какой смысл вкладывается в понятие "альтернативная стоимость".

Потребности и экономические ресурсы

Зададимся вопросом: что заставляет людей работать? .Они Работают, чтобы удовлетворять собственные потребности. Наряду с понятием «потребность» употребляется понятие "нужда". Что под этим понимают?

Нужда - это чувство, которое возникает у человека при отсутствии или недостатке того, что ей хотелось бы иметь. Люди чувствуют нужду в пище, одежде, жилье и т. Если нужда не удовлетворена, это вызывает внутреннее напряжение, что и побуждает человека работать.

Потребность - это та же нужда, но она должна иметь конкретное оформлению которое определяется культурой и другими обстоятельствами. Многие потребности выражаются в продуктах, которые удовлетворяют нужду способом, свойственным определенному обществу. Например, одна и та же нужда в людей, принадлежащих к различным слоям общества, приобретает форму различных потребностей. Потребность в транспортных средствах эскимосов и жителей современных городов неодинакова. Экономисты и психологи предлагают выделять различные виды потребностей. Достаточно распространенной является классификация потребностей, предложенная доктором и психологом А. Маслоу, который различал ниже (физиологические) и выше (социологические) потребности. Первую группу составляют дыхания, жажда, голод, тепло, безопасность. К высшим потребностям относят стремление принадлежать к определенному кругу людей - родственников, друзей, знакомых - чувствовать их поддержку. К ним также относят желание приобрести признание, пользоваться уважением, поднять свой престиж в глазах окружающих людей. Наконец, сюда же относят потребность человека в самореализации.

Другая классификация потребностей предусматривает их разделение на два вида: материальные и духовные. Экономика работает на удовлетворение собственно материальных потребностей, а они характеризуются тем, что является безграничны. Под материальными потребностями понимается желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые являются для них полезными. В свою очередь, понятие "полезность" экономисты обозначают удовольствие, наслаждение, которые люди получают от потребления товаров и услуг. Выделение среди потребностей материальных, оставляет для других общественных наук изучение целого спектра таких потребностей, как признание, уважение, престиж, любовь и т.

Товары и услуги часто называют благами. Товары осязаемые, как, например, автомобили и обувь, тогда как услуги нельзя почувствовать на ощупь - это касается услуг культурных заведений, здравоохранения и тому подобное. Товарами в рыночной экономике становится чрезвычайно широкий круг благ: холодильники, мебель, автомобили, посуда, оборудование, производственные помещения и т. Одна группа продуктов - потребительские блага, - предназначается для непосредственного удовлетворения потребностей потребителей. Вторая - удовлетворяет их потребности косвенно, обеспечивая производство потребительских благ. Такие продукты называют капитальными благами, или товарами производственного назначения. Потребительские блага иногда разделяют на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Подробнее критерии разделения благ названные две группы мы рассмотрим в теме "Эластичность в экономике и ее виды".

Деятельность, создает товары и услуги, называют производством, а деятельность, в процессе которой они используются потреблением. В производстве применяют экономические ресурсы, состоящие из элементов природы, таких как земля, леса и полезные ископаемые; человеческих ресурсов - как умственных, так и физических; средств производства (произведенных вспомогательных средств для производства), таких как орудия труда, машины, здания, складские помещения, средства транспорта и связи. Все возможные ресурсы часто объединяют в две большие группы: материальные ресурсы - земля и капитал и человеческие ресурсы - труд и предпринимательские способности. Экономические ресурсы называют еще факторами производства, поскольку их используют для производства товаров и услуг.

В приведенных выше двух группах экономических ресурсов выделено четыре вида факторов производства. Четвертый фактор производства - предпринимательские способности - в экономической литературе начали выделять в первой половине XX в. Заметим, что и сегодня не все экономисты выделяют этот фактор производства как самостоятельный. Можно дать такие краткие определения для первых трех видов факторов производства: земля - это все элементы природы, такие как, пахотные земли, леса, полезные ископаемые, водные ресурсы, воздух; труд - это физические и умственные способности людей, применяемые в производстве благ (за исключением предпринимательских способностей, когда они относятся к четвертому виду ресурса) капитал - это товары длительного пользования (капитальные блага), предназначенные для производства других благ. Последний вид ресурса еще называют инвестиционным ресурсом, а процесс производства и увеличение его запаса называют инвестированием. На это стоит обратить внимание потому, что часто люди говорят о "инвестиции", покупая дома, акции, земельные участки или другие атрибуты частной собственности. Для экономистов такие покупки является лишь финансовыми операциями или изменениями в портфелях владельцев. Потому что когда один человек покупает, то какая-то другая продает. Инвестиции являются лишь тогда, когда создается реальный капитал. Следовательно, нужно разграничивать понятия "реальный капитал" и "финансовый капитал". Первый вид капитала - это экономический ресурс, а второй вид (его еще называют денежным капиталом) не является ресурсом.

На практике между капиталом и землей не всегда легко провести четкую границу. Сегодня в большинстве стран какая-то часть земельных угодий стала продуктивной лишь благодаря ранее сделанным инвестициям в осушения и орошения земель, вырубку лесов. Ярким примером является опыт Голландии, значительная часть территории которой была отвоевана у моря. Поэтому определенная часть того, что мы называем землей - это результат прошлых инвестиций и является скорее всего реальным капиталом, а не фактором производства, данным природой.

Раскрывая содержание четвертого фактора производства - предпринимательских способностей, экономисты отмечают нескольких важных функциях, присущих предпринимателю, то есть человеку, который является носителем предпринимательских способностей. Во-первых, предприниматель обеспечивает соединение в едином производственном процессе других трех видов факторов производства.

Итак, в этом смысле он является движущей силой современного производства. Во-вторых, предприниматель определяет направление деятельности фирмы. В этом плане предпринимателями выступают не только владельцы фирм, но и высококвалифицированные менеджеры, которые за жалованье работают в фирмах. В-третьих, предприниматель - это новатор, то есть он генерирует новые идеи, разрабатывает новые технологии, новые продукты, новые формы организации бизнеса. В этом смысле предпринимателем считается не только бизнесмен, но и изобретатель, высококвалифицированный специалист в области научной организации труда. В-четвертых, предприниматель - это человек, способный рисковать с целью получения высоких прибылей, а следовательно, не боится стать банкротом при неблагоприятных обстоятельствах.

Если потребности людей не ограничены, то экономические ресурсы характеризуются тем, что они ограничены, или редки. Для большинства населения мира ограниченность ресурсов Есть реальной и всегда присутствует. Относительно желаний (иметь больше и как можно лучшие пищу, одежду, жилище, систему образования и т.д.) имеющиеся ресурсы являются неадекватными; производится лишь малая часть нужных товаров и услуг.

Однако кто-то может возразить: а разве развитые индустриальные страны недостаточно богаты для того, чтобы почти не чувствовать ограниченности? В конце концов, все они характеризуются как богатые. Но каким бы ни было богатство, оно не снимает проблему ограниченности ресурсов. Например, большинство домохозяйств в США, которые зарабатывают 60 тыс. Долл. в год, что является большой суммой по мировым стандартам, не могут не волноваться, тратя средства на полезные вещи. Для того, чтобы каждое домохозяйство этой богатой страны мира имело возможность зарабатывать такую сумму денег, ее национальный продукт должен удвоиться.

Поскольку ресурсы ограничены, а материальные потребности безграничны, все общества сталкиваются с проблемой решения вопроса: что производить и сколько должен потреблять каждый человек? Общества отличаются между собой тем, кто именно делает такой выбор и каким образом, но потребность выбирать является общей для всех. Так же, как ограниченность ресурсов вызывает необходимость выбора, последний предопределяет существование стоимости. По ограниченности ресурсов и полной их занятости люди, принимая решение об увеличении какого-то одного блага, всегда должны согласовывать решения об отказе от ряда какого-то другого блага. В этом случае "определенное количество" блага, от которого отказываются, является стоимостью дополнительного количества другого блага, которого хотят иметь больше.

Итак, ограниченность означает, что надо выбирать, а возможность выбора среди различных альтернатив означает существование ценностей.

Для того, чтобы увидеть, почему выбор предполагает существование стоимости, приведем два примера. Они включают в себя одинаковые фундаментальные принципы.

Рассмотрим выбор маленького мальчика, который может потратить 1,6 грн. и который хочет тратить их полностью на сладости. Для него заездом существуют только два вида сладостей: вафельки за 20 коп. каждая и шоколадки - 40 коп. за единицу. Мальчик хотел бы купить 8 вафельок и 8 шоколадок, но он знает (а если не знает, то быстро узнает), что такая комбинация двух видов благ для него недосягаема. Он не может купить такую комбинацию с имеющихся ограниченных ресурсов. Однако отдельные комбинации он может приобрести 6 вафельок и 1 шоколадку, 4 вафельки и 2 шоколадки, 2 вафельки и 2 шоколадки и т. Некоторые из указанных комбинаций оставляют Его с неизрасходованными деньгами, и он не интересуется ими. Только 5 комбинаций, как показано на рис. И, есть не только достижимые, но и предусматривают полное использование его денег.

После некоторых раздумий мальчик почти решил купить 6 вафельок и 1 шоколадку, но в последний момент он решает, что лучше иметь 2 шоколадки. Сколько будет стоить ему приобретение именно этой дополнительной единицы шоколадки? Одна возможная ответ таков - 2 вафельки. Как видно на рис. 1, это то количество вафельок, которой он должен пожертвовать, чтобы получить именно эту дополнительную шоколадку. Экономисты называют такие 2 вафельки альтернативной стоимости или просто стоимостью второй шоколадки.

Другая возможная ответ: стоимость второй шоколадки составляет 40 коп. Однако по имеющейся количества денег у мальчика и его намерений такой ответ менее содержательная, чем первая. В случае, когда реальный выбор осуществляется между большим количеством этого блага (шоколадок) и большим количеством

Рис.1. Выбор между вафельками и шоколадками

того блага (вафельок), стоимость "этого" блага полезно оценивать через количество "того" блага, которым приходится пожертвовать. Хотя выбор между шоколадками и вафельками это пример второстепенного потребительского решения, существенная его черта одинакова для любого выбора.

Идея альтернативной стоимости является одной из важнейших в современной экономической теории.

Альтернативная стоимость ресурсов, используемых для определенной цели, - это и выгода, которую они могли бы обеспечить их владельцам, если бы их использовали в альтернативный способ, то есть это стоимость, измеряемая в выражении других благ, которые могли бы быть получены взамен. Если, например, ресурсы, которые могли бы обеспечить прокладку 20 км дороги, будут применены для сооружения двух небольших больниц, альтернативная стоимость одной больницы составит 10 км дороги или альтернативная стоимость одного километра дороги составляет 1/10 больницы.

Рассмотрим, например, важен выбор между военными и гражданскими продуктами. Если ресурсы национальной экономики полностью заняты, то есть используются все имеющиеся факторы производства, и если к тому же в каждом производстве применяется лучшая технология, но она в коротком временном периоде не совершенствуется, то в таком случае можно говорить о полном объеме производства. При полном объема производства в определенной гипотетической стране, в определенное время будет производиться какая-то одна конкретная комбинация или сочетание военных и гражданских продуктов. Такая комбинация является одной из многих возможных. Когда объем производства полный, тогда нельзя одновременно увеличивать производство обоих продуктов. Однако, если правительство способно уменьшать производство, например, оружия, это высвободит ресурсы, необходимые для производства дополнительного объема гражданских продуктов. Альтернативной стоимостью этого объема гражданских продуктов будет соответствующее уменьшение объема производства оружия.

Выбор между военными и гражданскими продуктами проиллюстрировано на рис. 2. Поскольку ресурсы ограничены, некоторые комбинации - те, которые требуют больше ресурсов и лучших технологий, по сравнению с теми, что есть в определенной стране, - не могут быть достигнуты. Кривая на рис. 2 изображает границу между комбинациями, которые могут быть достигнуты, и теми, которых достичь невозможно. Точки на кривой, такие как d недоступны, поскольку нет достаточных ресурсов и не совершенствуются технологии производства; точки под кривой, такие как с можно достичь при неполной занятости ресурсов, что будет означать неэффективное их применения; точки на этой кривой, такие как а и b, можно достичь только при полном объема производства. Изображенную на рис. 2 кривую называют кривой производственных возможностей или пределом производственных возможностей (МВМ). Кривая производственных возможностей отражает максимальный объем благ, которые могут одновременно производиться при имеющихся ресурсов и в случае применения лучших технологий, если предположить, что используются все ресурсы страны.

Кривая производственных возможностей имеет отрицательный наклон том, что когда ресурсы используются полностью, увеличение производства одного вида блага возможно только в случае уменьшения производства другого вида.

Кривая производственных возможностей иллюстрирует известные уже нам три понятия: ограниченность, выбор и альтернативную стоимость. Ограниченность определяется недосягаемыми комбинациями над МВМ: выбор - потребностью выбирать среди альтернативных достижимых точек вдоль МВМ (и под ней) альтернативная стоимость - отрицательным наклоном кривой производственных возможностей.

Выпуклая форма кривой производственных возможностей означает, что все больше гражданских продуктов должно обмениваться за каждую последующую дополнительную единицу продуктов военного назначения. Кривая производственных возможностей на рис. 2 имеет выпуклую форму, так как альтернативная стоимость любого продукта растет, если увеличивается Его производство. МВМ в виде прямой линии, как на рис. 1, указывает на то, что альтернативная стоимость одного продукта в выражении другой остается постоянной независимо от того, сколько его производят. Такой случай является более теоретическим, чем на практике, поскольку он предполагает существование совершенной взаимозаменяемости ресурсов, используемых в производстве двух различных продуктов. В отличие от этого, случай альтернативной стоимости, сде

Рис. 2. Граница производственных возможностей

становится, cмодельований на рис. 2, касается многих важных случаев выбора, которые осуществляются на практике.

Последний случай объясняется действием двух важных экономических законов: закона роста альтернативной стоимости (альтернативных издержек) и, упоминавшегося уже в предыдущей теме, закона убывающей отдачи. Суть закона убывающей отдачи мы подробнее рассмотрим в одной из следующих тем. Действие же закона роста альтернативной стоимости можно объяснить так: когда увеличивается производство, например, оружия или других продуктов военного назначения, то это требует дополнительных ресурсов, которые можно получить только уменьшив объем их применения в гражданских отраслях. Перетекание ресурсов будет осуществляться следующим образом: сначала общество перемещаться по гражданскому производства те ресурсы, которые обеспечивать муть наибольшую отдачу в военном производстве, а позже и те, которые малопригодны или почти не пригодны для производства продуктов военного назначения. Следовательно, отсутствие совершенной взаимозаменяемости ресурсов или, как еще говорят экономисты, совершенной эластичности ресурсов, объясняет действие этого закона.

Экономическая теория, как было установлено выше, изуча­ет поведение людей в процессе воспроизводства экономических благ с целью удовлетворения потребностей при ограничениях со стороны ресурсов.

Основная мотивация в поведении людей заключается в удо­влетворении ими собственных потребностей.

Под потребно­стями понимается нужда или же желание в чем-либо, не обеспе­ченная доходом человека. Обычно потребности подразделяются на первичные или материальные и вторичные, социальные, в том числе потребности в досуге, труде и творчестве, социальном признании. Разделение потребностей на первичные и вторичные условно и меняется с развитием общества. Как материальные, так и социальные потребности развиваются вместе с развитием производительных сил, частью которых и является человек.

Среди различных классификаций потребностей широко распространена так называемая «пирамида потребностей» аме­риканского ученого А. Маслоу, выделившего в структуре по­требностей следующие группы: 1) физиологические и биологи­ческие потребности (например, голод, жажда и др.); 2) экзистен­циальные потребности (в безопасности существования, уверен­
ности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни и т. и.); 3) потребности в социальных связях (общени, уважении, дружбе); 4) престижные потребности (в служебном росте, признании, до­стижении определенного статуса); 5) творческие потребности (в самореализации, раскрытии своих способностей и возможно­стей). Предложенная А. Маслоу «пирамида потребностей» но­сит иерархический характер: потребности человека развиваются от низших (биологических) к высшим (социальным). По его мнению, потребности каждого нового уровня становятся акту­альными лишь тогда, когда удовлетворены предыдущие потреб­ности. В частности для граждан развитых стран крайне актуаль­ными являются запросы в отношении обеспечения их граждан­ских и политических прав. Чрезвычайно высокий уровень мате­риальной обеспеченности, (подушевой ВВП превышает 40 тыс.долл) уже не достаточен для полноценного восприятия жиз­ни, активного участия в экономических процессах. В России, напротив, массовая модель потребления граждан демонстрирует сильную зависимость от материальных ценностей. Данные со­циологических опросов свидетельствуют о том, что потребности в продуктах питания не удовлетворены для 9% беднейшего населения, а потребности в предметах одежды актуальны еще для 22% граждан . Иначе говоря, треть общества объективно не имеет возможностей формировать потребности более высокого порядка с учетом ограниченности в доходах.

Вследствие ограниченности экономических ресурсов не­возможно добиться одновременного и полного удовлетворения потребностей всех граждан одновременно. «Истина заключается в том, что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого дру­гих, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребле­
ния. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребно­стей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению матери­альных потребностей» .

Иначе говоря, потребности людей в различных благах, не имеют предела насыщения.

В процессе удовлетворения потребностей индивидуумы максимизируют полезность при минимальных издержках,то есть ведут себя рационально. Выдающийся австрийский эконо­мист И. А. Шумпеттер отмечает, что способность человека дей­ствовать как рациональное существо, как «логическое живот­ное» равнозначна дарвиновской теории борьбы за выживание. Подобно тому, как в этой борьбе развился большой палец чело­века, мозг человека развивается в процессе решения экономиче­ских проблем.

Представления о человеке как рационально действующем субъекте связаны, прежде всего, с моделью экономического че­ловека (homo economicus), предложенной А.Смитом. Проис­хождение важнейших социальных институтов (общины, разде­ления труда, денег и др.) А.Смит выводил из природы человека, который руководствуется своими собственными эгоистически­ми интересами, улучшением своего положения. Эти «естествен­ные усилия» отдельного индивида и являются постоянно дей­ствующим стимулом экономического прогресса всего общества.

В современной научной литературе для обозначения эконо­мического человека используется акроним REMM (resourceful, evaluative, maximizing man- англ.), что означает «изобретатель­ный, оценивающий, максимизирующий человек». Такая модель
предполагает, что человек следуя своей функции полезности, ведет себя рационально. Это предусматривает следующие усло­вия:

Информация, необходимая для принятия решения, пол­ностью доступна индивиду;

Человек следует своим эгоистическим интересам, и не учитывает, как изменится благосостояние других людей в ре­зультате его действий;

Экономический обмен ведёт к максимизации полезно­сти, и не существует внешних ограничений в отношении его.

Поскольку в неоклассической модели рационального чело­века не учитывается возможность влияния решений одних лю­дей на решения других, возникли альтернативные модели соци­ального человека. Они представлены в исследованиях голланд­ского социолога С.Линденберга.

Первая модель (акроним SRSM) - социализированный че­ловек, исполняющий роль, и человек, который может быть под­вержен санкциям. Данная модель характеризует человека, пол­ностью контролируемого обществом. В целях полной социали­зации граждан предусматривается, как закрепление за ними об­щественных функций, так и возможность ограничения их прав и свобод.

Вторая модель (акроним OSAM) - человек, имеющий соб­ственное мнение, восприимчивый, действующий. Этот человек имеет собственное мнение относительно процессов протекаю­щих в обществе. Восприимчивость означает зависимость в по­ведении индивида от общественных оценок. Вместе с этим дан­ный тип поведения лишен изобретательности и ограничений, которые присущи рациональному типу поведения.

Институциональный подход обогатил модель человеческого поведения допущениями об ограниченной рациональности, порождаемой условиями неопределенности и риска, сопровож­дающих выбор. Модель ограниченной рациональности

Г.Саймона характеризует процесс принятия решения как поиск и принятие удовлетворительного варианта. В каждый момент времени у человека существует некий «уровень притязаний». Выбор удовлетворительного варианта требует от него меньшей информированности и калькулирования, чем в неоклассической модели. Отпадает необходимость иметь точную информацию об исходе данного варианта и сравнение его с исходами альтерна­тивных вариантов в рамках общей функции полезности. Доста­точно интуитивного представления о том, что данный вариант выбора выше или ниже приемлемого уровня.

Постулат ограниченности ресурсов является отправным моментом позитивной экономической науки. Экономические ресурсы (или факторы производства) - это элементы, использу­емые для производства экономических благ. Ресурсы общества состоят из земли (природных ресурсов), капитала, труда и пред­принимательства. Впервые систематизация ресурсов была при­ведена в теории факторов производства французского экономи­ста, последователя А.Смита- Ж.Б.Сея.

Первичным фактором производства во всех системах при­знается земля или природные ресурсы. К ним относятся живая природа, минеральные, лесные и водные ресурсы, земля. Осо­бенность земли как экономического ресурса заключается в том, что она, во-первых, имеет неограниченный срок службы и не­воспроизводима по желанию; во-вторых, по своему происхож­дению она природный фактор, а не продукт человеческого тру­да; в-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переливу из одной отрасли в другую, из одного региона в дру­гой; в-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свое плодородие.

Капитал - понятие, используемое для обозначения эко­номического ресурса, созданного людьми для повышения про­изводительной силы их труда. В отличие от земли капитал имеет
ограниченный срок службы, поскольку подлежит физическому и моральному износу. Под капиталом в физическом смысле по­нимаются производительные блага, которые затрачиваются в процессе производства полностью (оборотный капитал) или же по частям (основной капитал). Однократно используемые акти­вы (сырье, материалы), окупаются после каждого производ­ственного цикла, тогда как активы, используемые в производ­стве длительный период (здания, машины и оборудование) оку­паются в течение своего срока службы. Кроме того, понятие «капитал» применяется также для обозначения финансовых ак­тивов.

Степень износа основного капитала (основных производ­ственных фондов) в России чрезвычайно высока. Федеральные ведомства оценивают ее на уровне 45-65%, а исследовательские центры РФ - минимум в 60-65%. Для сравнения отметим, что уровень износа капитала по группе стран БРИКС, не превышает 35% 1 . Особенно велик износ в подотраслях машиностроения, где он приближается к 70%. Уровень производства станков в стране снизился с 70 тыс. единиц в 1991 г. до 3,3 тыс. в 2012 г., а именно, в 20 раз. За этот период количество станков в стране сократилось с 2млн.единиц, до 1, 5 млн.единиц, ежегодные по­тери вследствие выбытия составляют 50 тыс. единиц [V] .

В этой связи первоочередными задачами развития производ­ства на современном этапе становится технологическая модер­низация. Она предусматривает на первом этапе массовое обнов­ление капитала в секторах и отраслях, обладающих потенци­альной конкурентоспособностью (сырьевой сектор, сельское хо­зяйство, авиационная промышленность, транспортное машино­строение). Впоследствии доходы, полученные от реализации
этих инвестиций, направляются на обеспечение технологической модернизации основной массы обрабатывающих отраслей.

Труд как экономическая деятельность представляет собой физические и умственные усилия людей в процессе производ­ства. Неоклассическая экономика исходит из первичности чело­веческого фактора в отношении остальных с учетом интересов человеческой личности. Существуют и другие определения дан­ного фактора, в т.ч. рабочая сила, человеческий фактор, трудо­вые ресурсы общества.

Оценивая потенциал общества с точки зрения труда, чаще всего, используется показатель экономически активного насе­ления, а именно той доли трудовых ресурсов, которая непосред­ственно осуществляет предложение рабочей силы на рынке тру­да. В настоящее время в России численность экономически ак­тивного населения составляет 75676 тыс. человек, из них непо­средственно занятых в экономике 71 545 тыс. человек (94,0 %) .

Наряду с количественной характеристикой труда использу­ется его качественная характеристика. Показателями качества рабочей силы выступает образовательная структура занятого населения, профессионально-квалификационная структура, уро­вень безработицы, поло-возрастная структура. Образовательная структура рабочей силы в наибольшей степени выражает уро­вень развития человеческого капитала. К настоящему моменту Россия является мировым лидером по доле лиц с высоким фор­мальным образованием. Согласно международному классифика­тору данная категория лиц включает в себя работников имею­щих третичное образование типа А (российский эквивалент- высшее образование) и третичное образование типа В (россий­ский эквивалент- среднее профессиональное образование). По данным статистики 56% занятого населения России принадле­жат к лицам с высоким формальным образованием (29% - выс­
шее и 27% - среднее профессиональное). Относительно занятых в возрасте от 25-64 лет доля лиц с ВПО возрастает до 31%, лиц со СПО-37%.

Вместе с этим масштабы недоиспользования человеческого капитала на нашем рынке впечатляют. По оценкам специалистов около трети всех работников с высоким формальным образова­нием заняты на рабочих местах, не требующих высокой квали­фикации. Это означает, что знания и навыки, полученные ра­ботниками в системе формального образования, либо не находят применения, из-за недостатка высокопроизводительных рабочих мест, либо отличаются низким качеством. Потери в человече­ском капитале равнозначны падению эффективности рабочей силы, отставанию производительности труда в сравнении с ана­логичными показателями развитых стран. Если уровень ВВП на душу населения в России будет в границах среднеразвитой страны (ниже 30 тыс. долл, на человека по паритету покупа­тельной способности), то разрыв между высоким образованием рабочей силы и низкой производительностью ее труда будет со­храняться и даже нарастать.

Предпринимательство представляет собой особую форму ведения хозяйства, которая опирается на самостоятельную ини­циативу индивида, творческий подход, ответственность за ре­зультаты и последствия своей деятельности. В этом своем каче­стве предпринимательство выступает как важнейший фактор производства, приводящий в движение остальные факторы. Та­ким образом, функция организатора и контролера является базо­вой в отношении данного понятия. Одновременно с этим пред­приниматель осуществляет новые комбинации факторов произ­водства, расширяет рынки сбыта, ищет новые формы организа­ции производства. Именно эта инновационная функция получи­
ла развитие в концепции предпринимательства Й. А. Шумпетте- ра. В своем знаменитом исследовании «Теория экономического развития» он характеризует предпринимательство как процесс «творческого разрушения», направленного на преодоление инерционности экономической системы. «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых яв­ляется как раз осуществление новых комбинаций и которые вы­ступают как активные субъекты предприятия»,- отмечает автор в своем исследовании.

Инновационная миссия предпринимательства особо акту­альна в настоящий момент в связи с переходом России к соци­ально-ориентированной инновационной модели развития. В частности, развитие венчурного инвестирования, является непосредственной формой участия частного бизнеса в финанси­ровании и развитии инновационных проектов. Осуществляя ин­вестиции в капитал перспективного предприятия, венчурные компании способствуют его становлению на ранней стадии раз­вития. Не менее важными участниками инновационного процес­са выступают предприниматели, именуемые бизнес-ангелами. В этом случае финансирование предоставляется на длительный срок, без залогов и гарантий, за долю капитала в компании. По­мимо финансов, бизнес-ангелы привносят в компанию ценней­ший вклад - опыт в сфере ее деятельности и управленческие навыки, чего обычно не хватает компаниям на начальных стади­ях, а также свои связи. Благодаря помощи бизнес-ангелов по­явились Intel, Yahoo, Amazon, Google, Fairchild Semiconductors и многие другие ведущие технологические бренды.

Относительная ограниченность ресурсов означает, что они ограничены в сопоставлении с неограниченными потребно­стями граждан. Существует также и абсолютная ограничен­
ность ресурсов, понимаемая как их физическая исчерпаемость. Истощение ресурсной базы активизировалось в период инду­стриализации мировой экономики: за период после Второй ми­ровой войны человечество потребило больше сырья, чем за всю свою предшествующую историю.

Особенно остро встал вопрос о достаточности энергетиче­ских ресурсов. В 1956 году американский геолог Марион Кинг Хубберт представил свою теорию: процесс нефтедобычи всегда соответствует колоколообразной кривой. Вначале она растет, пока не достигнет вершины, а затем неудержимо пада­ет. Кривая Хубберта, открытая ровно 50 лет назад, с научной точностью отражает истину: нефть - невозобновляемый ре­сурс, ее запасы сокращаются с высокой скоростью. Другие важ­ные источники энергии - природный газ, уголь, уран - подчи­нены такому же процессу. По подсчетам ученых количество по­требляемой ежесекундно нефти составляет около 1000 баррелей. Например, каждый немец за свою жизнь потребляет 225 тонн бурого и каменного угля, 116 тонн нефти, 40 тонн стали, 1,1 тонны меди и 200 кг серы. По прогнозам Федерального ведом­ства по геонаукам и сырью США, в ближайшие 10-20 лет бу­дет достигнута так называемая середина истощения, говорится в его последнем исследовании. То есть половина общего запаса сырой нефти окажется использованной. Именно в тот момент, когда нефтедобыча во всем мире достигнет своего максимума, впервые в истории возникнет физический дефицит энергетиче­ского сырья: объемы производства начнут падать, в то время как потребление, согласно всем прогнозам, будет продолжать расти. В настоящее время 33 из 48 крупнейших добывающих стран до­стигли этого порога или уже перешагнули его. В их числе Вели­кобритания и Норвегия, так как лучшие времена Северного моря позади: за 5 лет добыча здесь сократилась более чем на 20%. Королевство Саудовская Аравия, добывая около 10 млн. барре­лей в день, использует свои производственные мощности на
пределе. Основное саудовское месторождение - самое большое на планете нефтяное поле Гавар (5 млн. баррелей в сутки) - ис­тощается. [X] Истощение крупнейших месторождений мира, избы­точное налогообложение нефтяных компаний, удорожание ин­вестиций с учетом особенностей добычи ведут к стагнации до­бычи в большинстве нефтяных держав. При сохранении теку­щих трендов Россия, по оценкам российских и американских геологов достигнет баланса производства и внутреннего спроса на углеводороды в интервале от 2019 до 2028 года. Подобный баланс, когда страна из экспортера нефти превращается в основ­ного ее потребителя, является неоспоримым доказательством прохождения пика добычи.

Существует и более оптимистическая оценка относительно прогноза использования ресурсов. В соответствии с ней, потен­циал сырьевых ресурсов далеко не исчерпан, и существуют огромные месторождения, например, в Арктике. Кроме того, благодаря инновационным методам всегда удавалось добывать сырья больше, чем ожидалось. В основании подобных прогно­зов лежит несложный расчет: запасы уже разработанных место­рождений сырья соотносятся с годовым потреблением соответ­ствующих ресурсов. По этим подсчетам, сырой нефти хватит еще более чем на 40 лет, газа - больше чем на 60, угля - на целых 200 лет.

Все большее значение в составе энергетических ресурсов получает газ, который более экономичен и экологичен. Лишь 18% предполагаемого общего потенциала уже использовано. Большие запасы газа, как и сырой нефти, расположены в поли­тически нестабильных областях, в России, Иране и Катаре: эти три государства владеют примерно 56% всех мировых запасов. Их должно хватить еще на несколько десятилетий.

Любой человек, семья, фирма или государство независимо от уровня своего развития ограничены в своих возможностях в силу недостаточности имеющихся ресурсов (экономисты называют это бюджетным ограничением). И хотя за многовековую историю человечество существенно расширило рамки этих ограничений, однако полностью снять их невозможно.
Экономические потребности - недостаток чего-либо, объективная нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей, общества в целом. Экономические потребности выступают внутренним побудительным фактором активной деятельности человека. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда, жилье и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт, туризм и т. д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - могут.
Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу, современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:
1. Физиологические (голод, жажда, секс...).
2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...).
3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение).
4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех).
5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т. д.).
При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов.
Ресурсы - это совокупность всех благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.
Ресурсы подразделяются на два класса:
- свободные ресурсы - например, атмосферный воздух, солнечная энергия;
- экономические ресурсы (ресурсы, количество которых относительно ограничено, рыночная цена отлична от нуля).
Деление ресурсов на экономические и свободные не носит постоянного характера. Практика показывает, что некогда свободные ресурсы (например, чистая питьевая вода) могут со временем стать редкими и превратиться в экономические.
Ограниченность экономических ресурсов носит не абсолютный, а относительный характер. Ограниченность ресурсов относительна в сопоставлении с нашими потребностями.
Экономические ресурсы (их также называют еще факторами производства) включают в себя четыре больших группы:
- природные ресурсы, или земля;
- инвестиционные ресурсы, или капитал;
- трудовые ресурсы, или труд;
- предпринимательские способности.
Земля охватывает не только сельскохозяйственные угодья и городские земли, отведенные для промышленной или жилищной застройки, но и другие естественные блага, получаемые от природы - полезные ископаемые, водные ресурсы и т. д.
Инвестиционные ресурсы , или так называемый реальный капитал, включают в себя все здания, сооружения, станки, машины, оборудование, используемые для производства и транспортировки товаров и услуг потребителю. Следует отметить, что финансовый капитал (акции, облигации, банковские депозиты, деньги) к экономическим ресурсам не относится.
Труд представляет собой совокупность всех физических и умственных способностей людей, используемых в процессе производства товаров и услуг.

2.1ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ. ПРОИЗВОДСТВО ИЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

2.2ПРОИЗВОДСТВО. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

2.4 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА.

2.1ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ. ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Жизнь человека, где бы он ни обитал и чем бы ни занимался, прежде всего определяется необходимостью удовлетворять свои потребности.

Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Можно дать и такое определение потребности: потребность – это состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить

Потребности личности и общества многообразны, безграничны, полностью неутолимы. Это свойство потребностей находит свое отражение в законе возвышения потребностей . Суть его в том, что с возникновением новых потребностей появляются и новые объекты их удовлетворения, возбуждающие у личности интерес и любопытство. Современные условия действия данного закона позволяют судить о возникновении необходимости удовлетворения последних не столько с точки зрения количественного роста, сколько в качественном аспекте.

Поскольку потребности разнообразны, их можно классифицировать. Так, с точки зрения уровня развития выделяют элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности . В зависимости от социальной структуры общества различают потребности общества в целом, потребности отдельных социальных групп, потребности отдельных людей .

В современной экономической литературе чаще всего встречается классификация потребностей на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные) . Первичные – это потребности в еде, питье, одежде и т. п. Это самые насущные потребности человека. Вторичные потребности связаны, главным образом, с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Это потребности в образовании, искусстве, развлечениях и т. п. Они удовлетворяются после первичных.

Кроме того, различают потребности рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья) и нерациональные (потребности в курении, употреблении наркотиков или алкоголя). Определенный интерес представляет структура потребностей человека, предложенная известным американским социологом и психологом А. Маслоу.

Маслоу полагал, что человеческие потребности можно подразделить на пять категорий и расположил их в своей «пирамиде» в соответствии с их развитием от низшего к высшему следующим образом.

Физиологические потребности необходимы для выживания. Это потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сексуальные потребности.

Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психических опасностей со стороны окружающего мира (необходимость страхования от несчастного случая, потребность в поиске надежной работы).

Социальные потребности , иногда называемые потребностями в причастности, включают необходимость чувствовать свою принадлежность к чему или кому-либо, чувствовать, что тебя понимают и принимают другие, ощущать социальное взаимодействие, привязанность и поддержку.

Потребности в уважении включают потребности в уважении со стороны окружающих, признании.

Потребности в самовыражении – это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, в личных достижениях, в компетентности и росте как личности.

Формой проявления потребностей в реальной жизни выступают интересы. Интерес представляет собой то, что побуждает человека действовать, мотив его деятельности. Следовательно, интересы – это осознанные потребности, которые человек стремится реализовать в своих действиях.

Наиболее распространенной классификацией является деление интересов на личные, коллективные и общественные . Личные интересы связаны с удовлетворением материальных, духовных и социальных потребностей отдельного человека; коллективные – с необходимостью удовлетворения потребностей различных социальных групп; общественные – с необходимостью удовлетворения потребностей общества.

То, что удовлетворяет конкретную потребность, называется благом. Блага подразделяются на неэкономические и экономические. Признаком неэкономических благ является их неограниченность, непосредственная общедоступность для каждого человека (солнечный свет, воздух). Признаком экономических благ является их редкость, опосредованная доступность для ограниченного числа людей. Люди преодолевают, т.е. уменьшают редкость экономических благ с помощью производства. Произведенные экономические блага обобщаются в понятие продукция.

Формой проявления потребностей в реальной жизни выступают интересы. В том случае, когда человек осознал потребность, у него появляется интерес. Следовательно, интересы – это осознанные потребности. Поэтому интересы и стоящие за ними потребности являются движущей силой деятельности человека. Интересы бывают индивидуальные, коллективные, общественные.

2.2 ПРОИЗВОДСТВО. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

Для удовлетворения своих потребностей люди осуществляют процесс производства материальных и нематериальных благ.

Производство – это целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают все то, что служит удовлетворению их потребностей. Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех основных элементов: предмета труда, средств труда и человека.

Рисунок 2.1 – Элементы процесса производства

Предмет труда – это то, на что воздействует человек в процессе труда (например, зерно, которое в результате человеческого труда превращается в муку).

Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда (например, молоток или станок). Совокупность предметов и средств труда называется средствами производства .

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения его потребностей. Труд – это свойство человека, живой личности, рабочей силы. Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, которые пускаются им в ход каждый раз, когда начинается процесс труда.

Производство невозможно прекратить, поскольку нельзя прекратить удовлетворения потребностей, которое оно обеспечивает. Следовательно, производство необходимо снова и снова возобновлять. Непрерывно возобновляемый процесс производства называется воспроизводством .

Воспроизводство может осуществляться в различном масштабе, поэтому различают три его вида:

· простое воспроизводство , когда производство возобновляется в прежнем объеме;

· расширенное воспроизводство , когда производство, возобновляясь, растет, не только количественно, но и качественно;

· убывающее воспроизводство , когда в последующем периоде объемы производства оказываются меньше предыдущих.

Процесс воспроизводства включает четыре основные фазы:

· производство – начальная фаза воспроизводства, представляющая процесс создания того, что необходимо для удовлетворения потребностей;

· распределение – фаза воспроизводства, на которой совершается разделение изготовленного продукта между участниками производственного процесса в определенных пропорциях (по мере их участия в этом процессе);

· обмен – это взаимообратный процесс, состоящий в передаче одним субъектом другому всего необходимого для удовлетворения потребностей;

· потребление (производительное и личное)– заключительная фаза воспроизводства, процесс удовлетворения потребностей.

Для осуществления процесса производства необходимы ресурсы (от фр .ressource – вспомогательное средство) – это все то, что может быть использовано для производства. Все ресурсы подразделяются на следующие большие группы:

1. Природные ресурсы – естественные, имеющиеся в природе компоненты (земля, вода, воздух, леса, ископаемые и т. д.). Могут быть воспроизводимые и невоспроизводимые.

2. Материальные ресурсы – все то, что создано человеком. Средства производства, которые сами являются результатом производства и имеют материально-вещественную форму.

3. Трудовые ресурсы –население в трудоспособном возрасте.

4. Финансовые ресурсы – все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства.

5. Информационные ресурсы – данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий.

В современных условиях в качестве факторов производства также выделяют предпринимательство и информацию. Предпринимательство представляет собой инициативную новаторскую деятельность, заключающуюся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства. Что же касается информации , то она представляет собой комплекс сведений, необходимых для осуществления процесса производства и управления им.

По мере развития производства люди выяснили, что ресурсы обладают особенностью быть ограниченными. Различают абсолютную ограниченность ресурсов , когда существует абсолютный недостаток или дефицит определенных ресурсов для удовлетворения всех имеющихся потребностей, и относительную ограниченность ресурсов , при которой определенное сужение потребностей делает ресурсы достаточными.

Ресурсы, объединяясь в процессе производства, превращаются в факторы. Факторы производства – это уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Причем ресурсы могут быть разрозненными, а факторы производства всегда существуют во взаимодействии.

Экономической теорией выделяются три основных фактора производства: труд, земля, и капитал.

Труд как фактор производства представляет собой процесс расходования рабочей силы человека. Земля рассматривается как используемые в производстве естественные, природные ресурсы. Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности средств, используемых для производства. Это необходимые в производстве финансовые и материальные ресурсы (деньги, оборудование, производственные помещения, транспорт, средства связи т. д.).

Результатом производства является благо. Благо – это продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям и устремлениям людей. На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. А.Маршалл называл благом любую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).Блага делят на две большие группы: экономические и неэкономические (рис.2.2).

Экономические блага подразделяются на потребительские (продукты питания, одежда, обувь и т. д.) и производственные (станки, инструмент и т. д.). В свою очередь, потребительские блага делятся на материальные, имеющие конкретную вещественную форму, и нематериальные (услуги), ощущаемые через оказываемое ими полезное действие.

Рисунок 2.2 – Экономические и неэкономические блага

Неэкономические блага включают безграничные, существующие в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, солнечная энергия, земля), и ограниченные (полезные ископаемые, нефть, газ) блага.

2.3 ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Обо­ротная сторона проблемы выбора – это проблема эффективности, так как она связана с рациональностью действий экономических субъектов, вы­бирающих из ограниченных ресурсов варианты, которые позволяют получить наилучшие результаты с минимально возможными затра­тами. На всех этапах социально-экономического развития общество интересовал вопрос: «Ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат?» Иначе говоря, должно иметь место обязательное соизмерение, соотнесение производственных результатов и понесенных в процессе производства затрат. Таким образом, понятие эффективности является одним из основополагающих понятий экономической теории.

Эффективность рассчитывается по формуле: «результат / затраты». При этом экономически целесообразным, эффективным считается производство, в котором максимум результата обеспечивается минимумом затрат производственных ресурсов. Следовательно, чем меньше в отношении знаменатель, тем больше результативность производства, тем оно эффективнее.

Различают эффективность потребления, эффективность производства и эффективность распределения.

Рисунок 2.3 – Виды эффективности

Эффективность потребления имеет место, если потребители распределили свои ограниченные доходы так, что могут макси­мально удовлетворить имеющиеся потребности.

Эффективность производства (производственная эффектив­ность) отражает ситуацию, когда производство каждого товара осу­ществляется с минимальными издержками (ресурсы скомбиниро­ваны таким образом, что любое другое их сочетание увеличит за­траты фирмы или государства).

Эффективность в распределении присутствует, когда разде­ление труда и специализация способствуют улучшению результа­тов при неизменных издержках. Этот вид эффективности называют аллокационной эффективностью.

Остановимся более подробно на эффек­тивности производства.

Производственная эффективность характеризует деятельность одной хозяйствующей единицы. На этом уровне она охватывает проблему «затраты - выпуск», то есть выражает зависимость между объемом ресурсов, применяемых для производства какого-то продукта, и произведенным его количеством в натуральном или де­нежном выражении. Чем больше создано продукции при фиксиро­ванных затратах, тем выше эффективность работы данной хозяй­ствующей единицы.

В хозяйственной практике эффективность деятельности пред­приятия (фирмы) оценивается системой показателей, которые на­зываются показателями эффективности.

Производительность труда и трудоемкость характеризуют эффективность использования трудовых ресурсов. Показатель производительности труда отражает количество продукции (в натуральном или стоимостном измерении), созданной работником в единицу времени, а трудоемкость - количество времени, необходимое для создания единицы продукции (рис. 2.4).


ПРОИЗВОДСТВА

прямые обратные ТРУД Производительность труда = стоимость произведенной продукции/затраты труда Трудоемкость = затраты труда/стоимость произведенной продукции СРЕДСТВА ТРУДА Фондоотдача = стоимость произведенной продукции/стоимость основных средств Фондоемкость = стоимость основных средств/стоимость произведенной продукции ПРЕДМЕТЫ ТРУДА Материалоотдача = стоимость произведенной продукции/ стоимость сырья, материалов Материалоемкость = стоимость сырья, материалов /стоимость произведенной продукции

ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Рисунок 2.4 – Показатели производственной эффективности

Об эффективности функционирования имеющегося на предприятии основного капитала свидетельствуют показатели фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача рассчитывается в стоимостном выражении и показывает, сколько продукции, произведенной на предприятии за определенный период, приходится на единицу (рубль, например) функционирующего основного капитала. Фондоемкость - сколько основных фондов необходимо привлечь для создания единицы продукции.

Эффективность использования предметов труда определяется показателями материалоотдачи и материалоемкости. Материалоотдача - выпуск продукции в расчете на единицу израсходованных предметов труда. Количество сырья, материалов в денежном выражении, соотнесенное с объемом выпущенной продукции, на­зывается материалоемкостью. Она показывает, сколько предме­тов труда в стоимостном выражении необходимо расходовать для производства единицы продукции

Уровень рентабельности показывает, сколько прибыли получа­ет предприятие на единицу затраченных средств в стоимостном вы­ражении.

Таким образом, все конкретные показатели производственной эф­фективности представляют собой относительные величины, иллюст­рирующие соизмерение «выгод» в виде произведенного объема про­дукции и «затрат» израсходованных при этом ресурсов. Вместе с тем по отдельности ни один аспект хозяйственной деятельности пред­приятия не может позиционироваться в роли обобщающего. Для пол­ной оценки степени производственной эффективности требуется их комплексное рассмотренное.

Эффективность потребления, производства и распределения яв­ляется обязательным, но не достаточным условием достижения экономической эффективности. И эффективность должна показывать нам степень удовлетворения всех потребностей членов общества. Но мы знаем, что наряду с физическими потребностями есть потребности социальные. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей людей.

Социальная эффективность - показывает степень соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Недопустимо увеличение масштабов производства за счет ухудшения условий труда, нанесения ущерба окружающей среде, снижения других показателей жизнедеятельности человека. Социальная эффективность показывает уровень жизни населения, содержание и условия труда, состоянием среды обитания человека, масштабы свободного времени.

Показатели социальной эффективности:

· повышение уровня жизни - рост оплаты труда, реальных доходов, обеспечение жильем, уровень медицинского обслуживания и пр., общеобразовательный и профессиональный уровень работников;

· масштабы свободного времени и рациональности его использования;

· условия труда - сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения;

· состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране (регионе).

Социальная эффективность предполагает усиление социальной ориентации экономического роста. При характеристике социально-экономической эффективности на уровне общества следует обратить внимание на широко используемое в западной экономической литературе понятие «Парето-эффективность». Итальянский экономист и социолог В. Парето определил эффективность как состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. На практике достичь такого состояния достаточно сложно, современ­ная экономика далеко не всегда соответствует критерию Парето-эффективности. Оптимум Парето-эффективности достигается тогда, когда изменения в производстве не вызывают ухудшения положения хотя бы одного человека, но улучшают положение всех членов общества.

Экономическая и социальная эффективность неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач.

Факторы и пути, влияющие на эффективность производства, довольно разнообразны. Установившейся точки зрения в отношении того, какие именно факторы и в какой степени воздействуют на эффективность, нет, тем не менее в экономической теории их принято группировать в следующие группы:

· научно-технические – ускорение научно-технического прогресса, автоматизация, применение ресурсосберегающих и высоких технологий безотходных технологий; использование новых материалов и вторичных ресурсов;

· организационно-экономические – снижение трудоемкости, устранение простоев, совершенствование управления и организации производства и труда; сокращение сроков ввода оборудования; сокращение транспортных расходов; соблюдение ГОСТов и системы качества продукции и т.п.;

· социально-психологические – материальная и моральная заинтересованность образовательный и профессиональный уровень подготовки кадров, формирование определенного стиля экономического мышления, создание благоприятного морально-психологического климата на предприятиях;

· внешнеэкономические – развитие внешней торговли, взаимосвязь и сотрудничество стран; свободные экономические зоны; организация совместных предприятий.

2.4 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА

Поскольку ресурсы редки и ограничены, то даже при полной их занятости и полном объеме производства невозможно обеспечить неограниченный выпуск всей необходимой продукции, что, в свою очередь, свидетельствует об ограниченности производственных возможностей общества. Таким образом, в каждый данный момент можно производить лишь определенное количество той или иной продукции и не более. Отсюда возникает необходимость решения следующей проблемы: какую продукцию следует производить, а от какой отказаться.

В экономической науке такая проблема носит название проблемы выбора , решая которую общество стремится дать ответы на три фундаментальных вопроса:

- ЧТО производить и СКОЛЬКО? ;

- КАК производить? ;

- ДЛЯ КОГО производить?

Вопрос «Что производить?» предполагает возможность многофункционального использования ресурсов. Ответ на этот вопрос заключается в выборе состава производимой продукции и в выборе оптимальной структуры производства.

Проблему экономического выбора удобно рассматривать с помощью упрощенной модели, известной как кривая производственных возможностей (КПВ).

Рисунок 2.5 – Кривая производственных возможностей

Из рисунка видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. При этом предполагается, что все ресурсы экономики использовались полностью, а она функционировала на грани своих производственных возможностей и была эффективна.

В случае, когда ресурсы используются неудачно, экономика будет находиться не на КПВ, а под кривой – в точке Е. Это свидетельствует о неэффективности ее функционирования. Производство в точке К вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей, у общества нет необходимых для этого ресурсов. Таким образом, экономика работает эффективно, когда она находится на границе производственных возможностей, а не под ней или за ее пределами.

Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой сокращение производства другого продукта. Из-за ограниченности ресурсов экономика должна жертвовать выпуском одних продуктов, чтобы добиться увеличения производства других.

Те издержки, или расходы ресурсов, на производство одного продукта, от которых следует отказаться ради производства другого, называют вмененными (альтернативными) издержками . Переключение ресурсов из одной сферы в другую обусловливает действие закона возрастающих вмененных (альтернативных) издержек , графическим изображением которого и является кривая производственных возможностей. Суть этого закона в следующем: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством другого продукта.

Вопрос «Как производить?», с помощью каких технологий. Почти для любого товара и услуги существует несколько способов производства. Производственные способы, которые обеспечивают больший объем выпуска при эксплуатации наличных ресурсов, позволяют более полно удовлетворить человеческие потребности. При выборе таких способов необходимо руководствоваться понятием эффективности.

Вопрос «Для кого производить?» или кто потребит произведенные блага или услуги решается в условиях рыночной системы голосованием доллара покупателя (по образному выражению П.Самуэльсона). Здесь заложен основной недостаток рыночного механизма, о котором позже мы будем говорить более детально.

В современное время к этим вопросам прибавился четвертый: когда будут потреблены произведенные блага и услуги? Сейчас или в будущем?

Следует отметить, что проблема выбора неоднозначно решается в различных экономических системах.


Похожая информация.