Рабочая программа учебной дисциплины экономическая теория. Рабочая учебная программа «экономическая теория

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени САВВЫ МОРОЗОВА»

Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

Н.В. Криворучко

201 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ОП. 10 Основы экономической теории

для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский

Учет по отраслям

Углублённой подготовки

2013

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Орехово-Зуевский промышленно-экономический колледж имени Саввы Морозова» МО

Разработчик: Сорокина Светлана Михайловна, преподаватель экономических дисциплин

Протокол № __ от _______________201 г.

Председатель комиссии ______________________ Е.А. Поливанова

Согласовано с работодателем

Наименование организации

__________________________________________________________________

Должность ФИО подпись

М.П.

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требования ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) углубленной подготовки.

Программа учебной дисциплины может быть использована по профессиональной подготовке специалистов, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО с соответствии с Кодом по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа входит общепрофессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

уметь:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
  • распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;
  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

общими компетенциями

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 час;

самостоятельной работы обучающегося 29 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

Практические занятия

Контрольные работы

Курсовая работа (проект)

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

Не предусмотрено

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, рекомендованных преподавателем);

Изучение материалов СМИ по социально-экономическим вопросам;

Оформление практических работ и подготовка к их защите

Ответы на контрольные вопросы

Подготовка к тестовым заданиям

Поиск информации, подготовка реферата (сообщений, компьютерной презентации) по темам, которые выдаются преподавателем

Составление опорного конспекта, тезисов

Анализ ситуаций

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

самостоятельная работа обучающихся,

курсовая работа (проект)

Объём,

часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Тема 1.

Предмет и история экономической науки.

Предмет и структура экономической теории. Функции и методология

Исторические этапы развития экономической науки

Самостоятельная работа:

Подготовка рефератов на темы «Меркантилизм», «Марксизм», «Классическая экономическая школа», «Адам Смитт», «Физиократы», «Монетаристы», «Альфред Маршал», «Неоклассическая экономическая школа»

Подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради.

Создание презентации на тему «Экономические школы и их представители»;

Раздел 2.

Тема 2.

Общие проблемы экономической теории.

Общественное производство. Воспроизводство и его фазы. Ресурсы и факторы производства

Потребности и их виды. Основное противоречие: ресурсы-потребности.

Собственность и её формы. Основные типы собственности. Отношения собственности.

Экономические системы и их основные типы.

Практические занятия:

Построение кривой производственных возможностей.

Характеристика основных видов деловых предприятий.

Самостоятельная работа:

Проработка конспектов лекций;

Поиск информации по темам сообщений «Виды потребностей», «Исторические формы присвоения», «Экономические системы», «Традиционная экономика», «Рыночная экономика», «Централизованная экономика»;

Создание презентаций: «Потребности и их виды», «Отношения собственности»;

Составление кроссвордов и работа с ними

Раздел 3.

Микроэкономика.

Тема 3.

Микроэкономика.

Основные понятия микроэкономики. Рыночная организация хозяйства. Основные виды рынков.

Закон спроса. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения. Рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения.

Рыночные структуры: конкуренция и её виды. Виды монополистических союзов.

Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия.

Рынки факторов производства: рынок труда, рынок земли, рынок капитала.

Практические занятия:

Анализ структуры и функций рынка.

Характеристика графической интерпретации законов спроса и предложения.

Выполнение заданий кроссворда «Монополия и конкуренция».

Решение задач по определению доходов от факторов производства.

Самостоятельная работа:

Проработка конспектов занятий;

Подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;

Оформление практической работы и подготовка ее к защите

Подбор примеров из материалов СМИ на тему «Монополия», «Спрос», «Предложение»;

Решение задач;

Анализ ситуаций;

Построение графиков;

Работа по кроссвордам;

Подготовка докладов «Антимонопольная политика государства», «Развитие рыночного хозяйства».

Раздел 4.

Макроэкономика

Тема 4.

Макроэкономика

Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели.

Экономическое равновесие на макроуровне.

Цикличность развития. Экономический цикл и его фазы.

Макроэкономическая нестабильность. Экономические и социальные последствия.

Практические занятия:

Расчёт стоимости промежуточного и конечного продукта

Описание фаз экономического цикла.

Самостоятельная работа:

Составление по учебнику тезисов ответа по теме «Экономические циклы»;

Изучение дополнительной литературы по теме «Кризис и его последствия»;

Подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;

Оформление практической работы и подготовка ее к защите;

Подготовка к тестовым заданиям;

Решение задач;

Анализ ситуаций;

Построение графиков

Раздел 5.

Тема 5.

Механизм макроэкономического регулирования

Задачи и способы осуществления экономической политики государства.

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.

Экономика развития для России.

Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую.

Практические занятия:

Анализ вступления России в ВТО.

Характеристика механизма взаимодействия инструментов денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Определение критериев оценки общественного благосостояния.

Анализ противоречий и трудностей глобализация мирового хозяйства.

Самостоятельная работа:

Подготовка докладов к семинару по теме «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства»

Создание презентации «Макроэкономическая нестабильность»;

Подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;

Оформление практической работы и подготовка ее к защите

Подготовка к тестовым заданиям;

Решение задач;

Анализ ситуаций.

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин;

мастерских не предусмотрено; лабораторий не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета:

Рабочее место преподавателя;

Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

Технические средства обучения:

Компьютер

Мультимедиа проектор

Экран

Принтер

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено

3.2.Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учеб. пособие/ А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012;
  2. Пястолов С.М. Экономическая теория: Учебник для студ. учреждений СПО / С. М. Пястолов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 240 с.- (Среднее профессиональное образование);

Дополнительные источники:

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие/ А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012;
  2. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд./ И.В. Липсиц.- 15-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012;
  3. Пястолов С.М. Экономическая теория: практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений СПО / С. М. Пястолов.- 2-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 192с.- (Среднее профессиональное образование);
  4. Экономическая теория: курс интенсивной подготовки / И. В. Новикова [и др.]; под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: Тетрасистемс, 2011;
  5. Экономическая теория: учебник / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. – Санкт-Петербург: Питер, 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.akdi.ru/
  2. http://www.financial-lawyer.ru
  3. http://studentam.net

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Умения:

Тестовый контроль;

Оценка результатов составления тезисов и конспектов для ответа по теме;

Анализ и оценивание выполнения графических заданий;

Оценка решения и анализ ситуационных задач;

Оценка результатов выполнения практических работ;

Экспертная оценка устных ответов студентов;

Оценка результатов диктантов по основным понятиям и определениям;

Оценка результатов кратковременных проверочных работ;

Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий;

Оценка и анализ проблем современной экономики, изложенных в СМИ;

Экспертная оценка результатов работы по кроссвордам

использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;

распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления

применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях

Знания :

предмет, метод и функции экономической теории;

Характеристика основных методов и функций экономической теории;

Подготовка докладов, сообщений, компьютерных презентаций.

Создание на основе полученных знаний презентаций, составление кроссвордов;

Анализ ценовых и неценовых факторов спроса и предложения, механизма их влияния на рыночную цену,

Определение значимости конкуренции, анализ форм монополистических союзов,

Решение ситуационных задач на знание теории потребительского поведения, формулировка выводов;

Выполнение заданий кроссворда, оформление компьютерных презентаций, решение задач

Оперировать основными макроэкономическими показателями при составлении кроссвордов, тестов; анализировать состояние современной экономики.

Решение ситуационных задач на знание макроэкономической политики государства и способов её осуществления; анализ методов государственного регулирования.

общие положения экономической теории;

основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

построение экономических моделей;

характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы;

основы формирования государственного бюджета;

рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;

понятия мировой рынок и международная торговля;

основные направления экономической реформы в России.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

Текущий контроль в форме:

Практических занятий;

Подготовки ответов на вопросы в учебнике;

Подготовка ответов на тестовые задания

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.

ПК 5.5. Проводить налоговое планирование деятельности организации.

4.2.Вопросы к экзамену.

  1. Предмет и структура экономической теории.
  2. Основные методы экономического исследования.
  3. Понятия микро-, макро-, международной экономик.
  4. Основные функции экономической теории.
  5. Основные этапы развития экономической теории.
  6. Основные функции рынка.
  7. Основные виды рынков.
  8. Условия функционирования рынка.
  9. Инфраструктура рынка
  10. Средства производства.
  11. Основные черты и сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономических систем.
  12. Основные черты и сравнительная характеристика традиционной и рыночной экономических систем.
  13. Сущность и цели приватизации и национализации собственности.
  14. Монополия и ее виды.
  15. Виды монополистических союзов.
  16. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей.
  17. Теория потребительского поведения.
  18. Закон спроса. Эластичность спроса.
  19. Закон предложения. Эластичность предложения.
  20. Конкуренция и ее виды.
  21. Инфляция.
  22. Безработица
  23. Рынки факторов производства.
  24. Равновесная цена.
  25. Основные макроэкономические показатели.
  26. Функции государства в рыночной экономике.
  27. Государственные финансы и их функции.
  28. Государство в рыночном кругообороте.
  29. Основные направления социальной политики государства.
  30. Теории потребностей Маслоу и Герцберга.
  31. Теории потребностей Макклеланда и Герцберга.
  32. Преимущества и недостатки Индивидуального Предприятия.
  33. Особенности Акционерных Обществ.
  34. Экономический цикл и его фазы.
  35. Макроэкономическая нестабильность.
  36. Задачи осуществления экономической политики государства.
  37. Способы осуществления экономической политики государства.
  38. Налоговая политика государства
  39. Бюджетная политика государства
  40. Макроэкономическое равновесие по Вальрасу

4.3. Критерии оценки знаний

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки выполнения задания

1. Выполнение практических работ

Правильность выполнения практической работы;

Грамотность и аккуратность оформления практической работы;

Полнота раскрытия контрольных вопросов в практической работе

2. Наличие конспекта по дисциплине

Наличие всех лекций по дисциплине;

Грамотность и аккуратность оформления лекций с выделением тем лекций и основных опорных определений

3. Выполнение самостоятельной работы

Правильность и полнота выполнения задания для самостоятельной работы;

Грамотность и аккуратность оформления самостоятельной работы

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

отлично

75 ÷ 89

хорошо

60 ÷ 74

удовлетворительно

менее 60

неудовлетворительно


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» (СмолГУ)

Рабочая программа дисциплины «Экономическая теория»

Направление подготовки 080200 «Менеджмент»

Профили «Менеджмент организации»

«Логистика и управление цепями поставок»

Семестр – 1

Всего часов – 108

Лекции – 34 час.

Семинары – 34 час.

Самостоятельная работа – 40 час.

Форма отчетности: экзамен – ё семестр

Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 !Менеджмент»

Программу разработал

канд. эконом. Наук, доцент Л.А. Кузьмина

Программа утверждена на заседании кафедры экономики

Протокол № ______ от »____» __________ 2011 г.

Смоленск

  1. Пояснительная записка

    Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Экономическая теория» включена в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) образовательной программы по направлению «Менеджмент»

Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы всей системы экономических дисциплин - как отраслевых, так и функциональных. Поэтому курс экономической теории дает возможность создать определенный теоретический задел для изучения конкретных экономических курсов ("Статистика", "Бухгалтерский учет", "Мировая экономика" и др.). Без знания фундаментальных основ функционирования экономических систем невозможно освоить теорию и практику управления на различных уровнях.

«Экономическая теория» – одна из обществоведческих дисциплин, которая наряду с такими дисциплинами как «История», «Философия», «Право» призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека. Она является методологическим фундаментом отраслевых и межотраслевых дисциплин. В отличие от других обществоведческих наук, экономическая теория довольно широко использует математический инструментарий в методологии научных исследований, поэтому «Экономическая теория» определяет взаимосвязь с такими дисциплинами математического блока, как «Математический анализ», «Теория игр», «Эконометрика», «Статистика». Дисциплина «Экономическая теория» является предшествующей для дисциплин: «Финансовый менеджмент»; «Финансы и кредит», «Финансовые рынки и институты»; «Институциональная экономика»; «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Инновационный менеджмент».

Развернувшийся процесс модернизациироссийскойэкономики объективно требует совершенствования подготовки специалистов в области управления,которые владеют всем комплексом знаний экономических закономерностей и способныправильно оценить сущность происходящих явлении и процессов, выявить тенденции в их развитии. Все это предъявляет новые требования к курсу «Экономическая теория». Современная экономическая теория строится на синтезе традиционных классических и современных концепций. Программа курса отражает современный уровень экономической науки. В ней учтены требования, предъявляемые к экономистам высшей квалификации в современных условиях. Особое внимание уделено проблемам российской экономики и отечественной экономической науки.

с. 1
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Международный еврейский институт экономики, финансов и права»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

МОСКВА, 2009 г.


Программа разработана на кафедре экономических дисциплин.

Автор программы:

доц. Дубовик М.В.

Заведующий кафедрой _____________________ проф. Калинкин Е.В.


  1. Цель и задачи дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) для специальности 080102.65 "Мировая экономика", рекомендаций Учёного совета и накопленного опыта преподавания предмета кафедрой экономики. Программа рассчитана на изучение курса в течение 2 семестров.

Дисциплина «Экономическая теория» входит в учебный план специальности "Мировая экономика" как общепрофессиональная дисциплина федерального компонента.

Цель курса "Экономическая теория" - дать студентам базовую подготовку в области экономической теории, позволяющую ориентироваться в современной экономической жизни общества, и формирование у студентов устойчивых знаний по определяющим экономическим законам, категориям, понятиям, их трактовкам в различных экономических школах.

В результате изучения курса «экономической теории» студент должен освоить:

законы и категории, характеризующие всеобщие условия воспроизводства: понятие экономических ресурсов, взаимосвязь между ресурсами и потребностями общества, эффективность использования экономических благ, основные понятия собственности;

причины функционирования рынка, его сущность, функции, структура и основные элементы;

условия формирования издержек производства фирмы в рыночной среде, их виды и взаимосвязь, методы анализа и прогнозирования издержек производства;

закономерности и особенности воспроизводства на макроэкономическом уровне, показатели общественного воспроизводства, критерии макроэкономического равновесия;

формы и методы государственного регулирования экономики, включая денежно-кредитную, финансовую, социальную политику;

отличительные особенности основных экономических теорий, школ, учений, к которым можно отнести классическую политическую экономию, маржиналистскую теорию, кейнсианскую теорию, монетаристскую школу, а также вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли.

Задачами курса являются:

воспитание культуры экономического мышления, выработке адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов;

выработке умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам;

обретение опыта анализа экономических ситуаций и происходящих изменений в жизни обществ;

обретение навыков принятия самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли потребителя и владельца производственных ресурсов;

развитие способностей к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент , изучивший курс «Экономическая теория », должен :

Иметь представление об экономической теории, ее предметной области и методах осуществления;

Знать термины, понятия и суть основных проблем, рассматриваемых в курсе;

Уметь применять на практике полученные в ходе изучения курса знания;

Иметь навыки анализа общественного производства, знания об основных законах и закономерностях экономики, и пр.

Курс "Экономическая теория" читается на 1 курсах дневного отделения (1 и 2 семестры). Контроль успеваемости студентов ведётся по принятой пятибалльной системе, вид (виды) итогового контроля – зачёт, экзамен.

3 .​ Объём дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Количество часов

очная форма обучения

1 семестр

2 семестр

Аудиторные занятия, в т.ч.:

51

51

- лекции

30

30

- практические занятия и семинары

21

21

- лабораторные работы

Самостоятельная работа:

82

68

- курсовая работа (проект)

20

- реферат

6

- контрольные, расчётно-графические работы

12

- другие виды самостоятельной работы

(самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д)


48

48

- подготовка к экзамену

6

6

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

Итого за семестр:

133

119

Общая трудоёмкость дисциплины:

252 часов

4.​ Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Раздел дисциплины

Часов

Всего

Лекции

Практические занятия

Лаборат. работы

Самостоятель - ная работа

1

2

3

4

5

6

7

1 семестр

1.

Введение

4

2

2

2.


26

6

4

16

3.

Общие проблемы экономического развития.

20

6

4

10

4.

Типология экономических систем. Основные понятия собственности.

22

4

4

14

5.

Микроэкономика.

Рынок и его основные элементы. Структура и функции рынка.


20

4

4

12

6.

Деятельность фирмы, ее издержки и доходы.

20

4

3

13

7.

Факторы производства и формы распределения доходов.

21

4

2

15

Всего за семестр

133

30

21

-

82

2 семестр

8.

Конкуренция и монополии.

16

4

2

10

9.

Макроэкономика. Введение в макроэкономику. Общественное воспроизводство: цели, результаты, эффективность. Макроэкономическая структура.

20

6

4

10

10.

Роль государства в современной экономике. Формы государственного регулирования экономики.

18

4

4

10

11.

Денежно-кредитная и финансовая политика.

18

4

4

10

12.



18

4

4

10

13.

Теория поведения производителя и организация предпринимательской деятельности.

20

4

3

13

14.

Заключение

9

4

-

5

Всего за семестр

119

30

21

68

ИТОГО

252

60

42

-

150

4.2.​ Содержание разделов дисциплин.

1. Введение.

История развития экономической теории. Основные школы экономической теории. Эволюция экономической мысли. Основные этапы развития экономической теории: доклассический, классический, неоклассический. Особенности современной экономической теории. Предмет экономической теории и ее функции. Экономическая теория и экономическая политика. Экономическая теория в системе экономических наук. Нобелевские премии по экономике.

2. Экономическая теория как наука : предмет и специфика методологии.

Предмет экономической теории. Общая характеристика хозяйственной деятельности и экономической среды. Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе. Факторы производства и процесс труда. Выбор альтернатив использования ресурсов. Эффективность использования органических ресурсов, проблема занятости ресурсов. Кривая производственных возможностей. Вмененные издержки. Закон возрастания вмененных издержек. Методы экономической теории. Позитивная нормативная теории.

3. Общие проблемы экономического развития.

Объективные условия и противоречия экономического развития. Потребности и их виды. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Факторы производства и их виды. Проблема технологического выбора в обществе. Кривая производственных возможностей. Экономика и эффективность. Ключевые вопросы экономики. Понятие альтернативной стоимости. Сравнительные преимущества. Экономические системы: понятие и основные элементы. Общая характеристика базовых моделей. Смешанная экономика и ее типы.

4. Типология экономических систем. Основные понятия собственности.

Основные вопросы экономики. Экономические цели общества. Модели экономических систем. Формационный подход. Спонтанный порядок и иерархия. Чистый капитализм. Командная экономика, смешанные системы. Трансакционные издержки. Собственность в системе экономических отношений. Собственность, ее сущность и формы. Собственность и экономические интересы. Экономическая теория прав собственности.

Микроэкономика.

5.Рынок и его основные элементы. Структура и функции рынка.

Сущность рынка и условия его возникновения. Понятие рынка свободной конкуренции. Структура и функции рынка. Основные элементы рынка. Основы обмена. Деньги и цена. Закон стоимости. Характеристика товара в различных экономических школах. Социально-экономические основы рыночного хозяйства. Понятие спроса. Эффект дохода. Эффект замещения. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Детерминанты спроса. Изменения в спросе. Понятие предложения. Кривая предложения. Изменения в предложении. Предложение и спрос: рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

6. Деятельность фирмы, ее издержки и доходы.

Понятия фирмы, предприятия. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Различные формы издержек фирмы, их сущность и особенности. Внутренние и внешние издержки. Издержки средние и приростные. Краткосрочный и долговременный периоды. Закон убывающей отдачи. Предельные издержки и предельный доход. Минимизация издержек. Определение набора факторов. Оптимальная «изокоста» производственных функций. Определение оптимального размера предприятия.

7. Факторы производства и формы распределения доходов.

Доходы и их виды. Понятие дохода в теории факторов производства. Капитал как фактор производства и формы доходов на капитал. Труд как фактор производства и системы заработной платы. Предпринимательский доход. Рента как доход от использования фактора земли.

8. Конкуренция и монополии.

Сущность конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия, ее экономическая природа, причины возникновения. Формы монополий. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Монополии и конкуренция. Ценовая дискриминация. Антитрестовское законодательство.

Макроэкономика. Основы макроэкономического анализа

9. Введение в макроэкономику. Общественное воспроизводство: цели, результаты, эффективность. Макроэкономическая структура.

Сущность расширенного воспроизводства. Показатели расширенного воспроизводства в системе показателей баланса народного хозяйства и в системе национальных счетов. Стоимостная и натурально-вещественная структура макроэкономических показателей. Классификация субъектов рыночного хозяйства и классификация рыночных операций. Типы экономического роста. Темпы роста: уровень, качество, факторы, эффективность. Характеристики структурных сдвигов в экономике. Межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта. Принципы макроэкономического равновесия в различных экономических школах. Потребление и сбережение в масштабах национальной экономики. Мультипликатор. Производные инвестиции. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение». Модель AD – AS.

10 Роль государства в современной экономике. Формы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирования и его методы. Прямое и косвенное регулирование. Возможности и границы государственного регулирования экономики. Государственный сектор и государственное предпринимательство. Макроэкономическое регулирование национальной экономики. Роль НТР в усилении роли государства. Роль государства в распределении и перераспределении национального дохода. Внешние эффекты (экстерналии). Правительственные закупки. Трансфертные платежи. Модель кругооборота благ и доходов с участием правительства. Экономические функции государства. Понятие общественных товаров. Разгосударствление. Проблемы приватизации. Особенности процесса приватизации в регионе.

11. Денежно-кредитная и финансовая политика.

Теории денег. Функции Центрального банка. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Варианты денежно-кредитной политики. Политика «дешевых» и «дорогих» денег. Инструменты денежно-кредитной политики. Механизм денежно-кредитного регулирования и проблемы его эффективности. Модель «IS – LM». Финансовая система, ее сущность и механизм функционирования. Финансовая политика. Принципы и формы налогообложения. Инфляция, ее причины, виды и показатели. Гиперинфляционные ожидания. Экономические и социальные проблемы инфляции. Система антиинфляционных мер.

12. Социальная политика государства.

Понятие социальной сферы. Основные направления социальной политики государства. Регулирование доходов населения. Кривая Лоренца. Государственное регулирование занятости.

13 Теория поведения производителя и организация предпринимательской деятельности.

Предпринимательство, его виды и роль в экономике. Организационные формы предпринимательской деятельности. Эффективность и динамика рынка, гипотеза И. Шумпетера. Производственные факторы и технология производства (производственная функция), производство с одним переменным фактором, замещаемость производственных факторов. Виды издержек производства. Чистая экономическая и бухгалтерская прибыль. Временной аспект в анализе издержек, минимизация издержек при различных объемах производства. Изокосты. Эффект масштаба, минимальный эффективный размер предприятия и структура отрасли. Выбор фирмой цены и объема производства. Характеристики, определяющие структуру рынка; (типы) модели рыночных структур, их отличительные черты и особенности ценообразования: совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Государственное регулирование экономической деятельности фирм и проблема дерегулирования.

14. Заключение.

5 .​ Практические (семинарские) занятия.


№ п/п

Темы практических (семинарских) занятий

1.

Предмет и метод экономической теории. Роль экономики в жизни общества.

2.

Понятие «экономика» в теоретическом и практическом значении. Основы анализа спроса и предложения.

3.

Основные факторы общественного производства.

4.

Определение предмета политической экономии и «экономикс».

5.

Взаимосвязь потребностей общества и ресурсов. Равновесие рынка.

6.

Методы изучения экономических процессов.

7.



8.

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая
политика государства

9.

Инфляция и антиинфляционная политика


10.

Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике

11.

Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы

6 .​ Лабораторные работы (при наличии).

Лабораторные работы не предусмотрены.

Примерный перечень тем курсовых работ (проектов).


  1. Общественное производство и экономические системы в обществе.

  2. Проблемы выбора в экономике

  3. Рыночная экономика: необходимость, сущность, особенности становления в России.

  4. Роль и функции рынка в общественном производстве.

  5. Рынок, его структура и инфраструктура.

  6. Социально ориентированное рыночное хозяйство.

  7. Экономические институты и собственность в рыночной экономике.

  8. Рыночный механизм и его элементы. Законы рынка.

  9. Эластичность спроса и предложения

  10. Конкуренция: понятие, условия, формы и методы.

  11. Монополия: сущность и виды.

  12. Провалы рынка и роль государства в рыночной экономике.

  13. Спрос и поведение потребителя.

  14. Предпринимательство: понятие, формы и современные особенности.

  15. Фирма как субъект рыночных отношений.

  16. Домохозяйство как субъект рыночных отношений.

  17. Акционерные общества и их роль в современной экономике.

  18. Место и роль малых предприятий в рыночной экономике.

  19. Экономическое равновесие фирмы.

  20. Теория потребительского выбора.

  21. Производственная функция и ее экономическая интерпретация.

  22. Модель рынка совершенной конкуренции

  23. Монополия и общество. Потери от монополизма.

  24. Модель монополистической конкуренции.

  25. Рынок труда и его специфика

  26. Государственная политика занятости.

  27. Рынок труда в современной России.

  28. Теории капитала.

  29. Проблема неравенства доходов в современной России.

  30. Теория экономики благосостояния.

  31. Теория провалов рынка. Экстерналии. Теория Коуза.

  32. Общественные и частные блага.

  33. Свойства информации, стоимость и цена информации.

  34. Разгосударствление и приватизация собственности. Мировой и отечественной опыт.

  35. Экономический рост, его факторы и современные проблемы.

  36. Трудовая теория стоимости.

  37. Теория маржинализма.

  38. Экономические функции государства в рыночной экономике.

  39. Биржи и их роль в рыночной экономике.

  40. Государственное регулирование экономики в свете кейнсианства и неоконсервативных концепций.

  41. Инвестиции и их роль в развитии макроэкономики.

  42. Теория мультипликатора.

  43. Экономический цикл и его фазы.

  44. Фискальная политика государства.

  45. Монетарная политика в Российской Федерации.

  46. Валютный рынок и режимы валютного курса.

  47. Внешнеторговая политика, ее виды и основные инструменты.

  48. Три фундаментальных вопроса экономики и их решение в различных хозяйственных системах.

  49. Равновесие в макроэкономике и его виды.

  50. Кейнсианская модель товарного рынка.

  51. Финансовый рынок и его структура.

  52. Денежный рынок.

  53. Банковская система и ее структура.

  54. Социальная политика государства.

  55. Экономические кризисы: сущность, причины, последствия.

  56. Монополизм и антимонопольное регулирование.

  57. Земельная рента: сущность и формы.

  58. Экономические реформы в России.

  59. Международная экономическая интеграция: факторы и формы развития.

  60. Налоговая система в России.

  61. Роль профсоюзов на рынке труда.

  62. Научно-технический прогресс: его роль в развитии экономики.

  63. Предпринимательство: теория и практика.

  64. Денежные реформы и принципы их проведения.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет и метод экономической теории. Соотношение микро- и макроэкономики. Экономическая теория в системе наук: место и функции.
2. Рыночная система. Функционирование основных типов рынков.
3. Основные этапы становления и развития экономической мысли.
4. Анализ рыночного спроса. Функции спроса. Парадокс Гиффена. Эффект Веблена.
5. Понятие эластичности спроса по цене. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность по цене и эластичность спроса по доходу.
6. Производственная функция. Характеристика выпуска: общий, средний, предельный продукты.
7. Понятие затрат. Затраты индивидуальные и общественные, явные и неявные, затраты упущенных возможностей.
8. Прибыль экономическая и бухгалтерская. Нормальная прибыль.
9. Монополия: сущность, формы. Ценообразование в условиях монополии. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция.
10.Индексы Лернера и Херфиндаля-Хиршмана.
11. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса. Предельная полезность. Законы Госсена.
12. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса. Предпочтения потребителя и бюджетное ограничение. Кривые безразличия. Условие равновесия потребителя.
13. Сущность и значение показателя ВНП. Концепция добавленной стоимости.
14. Чистый национальный продукт, национальный доход, личный и располагаемый доход. Формулы расчета.
15. Экономический цикл и его фазы. Теории экономических циклов. (Жугляра, Маркса, Китчина, Кузнеца, Тоффлера). Длинные волны Н.Д.Кондратьева.
16. Безработица, ее виды и порядок измерения. Последствия безработицы.
17. Инфляция, ее причины и показатели.
18. Причины и формы безработицы Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса и ее современные интерпретации.
19. Потребление и сбережения в кейнсианской модели. Показатели склонности к потреблению (сбережению). Изменение равновесного объема производства и мультипликатор.
20. Сущность и функции денег. Типы денег. Монометаллическая и биметаллическая денежные системы. Денежная масса и ее основные агрегаты.
21. Открытая экономика. Валютный курс. Паритет покупательной способности.
22. Мировая финансовая система: этапы развития, условия и особенности функционирования.

23. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. Квазиденьги.

24. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности. Мотивы спроса на деньги.

25. Структура современной кредитной системы.

26. Центральный банк, его функции и инструменты.

27. Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка. Стимулирующая и сдерживающая кредитно-денежная политика.

28. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

29. Фондовая биржа и ее функции.

30. Характеристика основных ценных бумаг: акций и облигаций.

31. Кривая Филлипса и феномен стагфляции.

32. Сущность и структура государственного бюджета. Основные статьи расходной и доходной части федерального бюджета.

33. Виды налогов. Принципы построения налоговой системы. Пропорциональная и прогрессивная система налогообложения.

34. Бюджетный дефицит и его разновидности (фактический, структурный, циклический).

35. Измерение неравенства в распределении доходов (кривая Лоренца и коэффициент Джини). Децильный коэффициент.

36. Теория сравнительных преимуществ и ее современные модификации (теорема Хекшера-Олина). «Голландская болезнь».

37. Обменный курс валюты (номинальный и реальный).

Обязательная литература.

Экономическая теория. Микроэкономика-1,2. Журавлева Г.П. Москва. Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко" 2008

"Экономическая теория. Макроэкономика-1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций", 2009

Дополнительная литература.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. СПб., 1999.

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. 3-е изд. М., 2003.

Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 1993.

Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. М.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
с. 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Колледж информационных технологий и экономики

УТВЕРЖДАЮ:

Директор колледжа ___________

« ___ » 20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.11 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Для специальности 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет

НАЛЬЧИК 2011

Рабочая программа учебной дисциплины Экономическая теория разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО: 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет

Организация - разработчик: ФГОБУ ВПО «Кабардино - Балкарский

государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Колледж информационных технологий и экономики

Разработчики: Абрегова И.Н.преподаватель специальных дисциплин

Рабочая программа обсуждена на заседании ЦК Экономики и управления

Председатель ЦК Экономики и управления ______________ /Абрегова И.Н../

Одобрена учебно-методическим отделом ____________ /Таова М.А./

«_____»_________ 20__г,

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. условия реализации учебной дисциплины

  4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной

дисциплины

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Экономическая теория является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114.51 Экономика и бухгалтерский учет в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций(ПК):

ПК 1.1Ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях;

ПК 1.2.Расчитывать основные микро и макроэкономические показатели;

ПК 1.3 Строить кривые спроса и предложения и анализировать воздействие неценовых факторов на спрос и предложение товара;

ПК 1.4.Определять общественно необходимые затраты труда;

ПК 1.5 Определять стоимость основного и оборотного капитала, величину земельной ренты и цены на землю;

ПК 1.6 Определять типы и уровень инфляции.

Рабочая программа учебной дисциплины Экономическая теория может быть использована при профессиональной подготовке специалистов среднего звена.

1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Цикл (раздел) ООП, к которому относится дисциплина

Наименование дисциплины

Цикл ОПД

Экономическая теория

ОП.8

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

Общие положения экономической теории,;

Закономерности функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях;

Методы государственного регулирования экономики;

Текущие экономические проблемамы России;

Основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов данного курса;

Методику расчета наиболее важных коэффициентов и показателей;

Важнейшие методы анализа экономических явлений;

Модели современного рынка;

Методику подсчета национального продукта(ВНП);

Международную систему национальных счетов;

Теоретические модели равновесной динамики;

Типы и источники экономического роста;

Особенности современного мирового кризиса;

Сущность денежной системы и законы денежного обращения;

Бюджетно-налоговую политику государства;

Антиинфляционную политику в России;

Социальную политику государства в современных условиях;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

Анализировать основные направления экономической реформы в России;

Рассчитывать реальные доходы и норму прибыли;

Определять типы и уровень инфляции;

Определять общественно-необходимые затраты труда;

Ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях;

Анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики;

Различать дифференциальную и абсолютную ренту, основной и оборотный капитал;

Применять полученные знания при решении конкретных практических задач на микро- и макроэкономическом уровнях.

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 153 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 102 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 51 часов.

2.СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 204часа.

Вид учебной работы

Всего

Семестры

3 семестр

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

Промежуточная

аттестация

    1. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов, темы учебной дисциплины

Объем

часов

Уровень освоения

Введение в дисциплину

Раздел1. Предмет и история экономической теории

Тема 1.1.Предмет,структура, методология

и функции экономической теории

Предмет экономической теории, как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов.Структура общей экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Основные методы экономической науки суть диалектического, экономического и абстрактного методов. Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая.

Самостоятельная работа

Изучить: понятия микро и макроэкономики, метод и основные виды методов, значение и понятие функций экономической теории

Тема 1.2. История развития экономической теории

Политическая экономия и экономика- две ветви экономической науки. Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантелистов физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического,неокейнсианского, монетаристского.

Самостоятельная работа

Изучить: высказывания ученых-мыслителей Древнего Мира. Кто такие меркантелисты и физиократы.

Раздел 2 Общие проблемы экономической теории

Тема 2.1.Производство и экономика

Производство- процесс создания полезного продукта; воспроизводство и фазы. Воспроизводство простое и расширенное. Экологическое производство, понятие экологической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда. Производство- основа жизни человеческого общества.

Ресурсы и факторы производства, их классификация. Противоречия системы «ресурсы-потребности» и механизм их разрешения. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности.

Практическое занятие:

Закон возрастания потребностей.

Самостоятельная работа

Изучить: Фазы воспроизводства ресурсы и факторы производства. Пер вичные и вторичные потребности. Закон возрастания потребностей.

Тема 2.2.Экономические системы, их основные типы.

Экономическая система как форма организации общества. Основные элементы экономических систем: отношения собственности; методы управления и регулирования экономики; методы распределения ресурсов и благ; ценообразование. Основные типы экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. Их отличительные черты. Недостатки «чисто рыночной» экономики. Достоинства смешанной экономики.

Практическое занятие:

Условия перехода к рыночному хозяйству в России.

Самостоятельная работа

Изучить: понятия и элементы экономических систем, типы экономических систем, ценообразование.

Три основных вопроса экономической теориии: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Проблема оптимального выбора. Временные издержки. «Кривая производственных возможностей» и ее методологическое значение. Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето эффективности. Производственные возможности российской экономики.

Практическое занятие:

Построение кривой производственных возможностей и анализ точек на кривой, внутри и вне ее.

Самостоятельная работа

Изучить: три вопроса экономики. «Кривая прозводственных возможностей».

Тема 2.4 Собственность, как основа производственных отношений.

Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона производства. Показатели развития производителтных сил. Производительность общественного труда, как интегральный показатель прогресса производительных сил общества.

Производственные отношения, как общественная форма производства. Собственность, как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения.

Многообразие форм собственности- основа перехода российской экономики к рынку.

Практическое занятие:

Собственность,как основа производственных отношений.

Самостоятельная работа

Изучить: понятие производительных сил, собственность. Формы собственности.

Раздел 3 Микроэкономика

Тема 3.1 Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок, как развитая система отношений товарно-денежного обмена. Виды рынков. Признаки,принципы и функции рынка. Понятие инфраструктуры рыка.

Основные элементы рынка: товар,цена, спрос,предложение.

Товар как экономическая категория.Потребительная стоимость и стоимость товара. Двойственный характер труда, заключенного в товаре. Стоимость и цена товара. Различия экономических школ в теоретическом обосновании стоимости и цены товара.

Полезность товара. Объективная и субъективная стороны полезности материального блага. Теория «предельной полезности». Цена,как рыночная форма стоимости,ее денежное выражение. Сущность и функции денег. Законы денежного обращения. Уравнение Фишера.

Теория спроса и предложения. Спрос и предложение- важнейшие экономические рычаги рыночного механизма.

Спрос,закон спроса. Предложение. Закон предложения. Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночное ценообразование, равновесная цена и ее значение в восстановлении рыночного равновесия.

Практические занятия:

Определение общественно-необходимых затрат труда на производство единицы товара.

Определение количества денег в стране в соответствии с законом денежного обращения.

Построение кривых спроса и предложения и определение равновесной цены и равновесного количества товаров.

Построение кривых спроса и предложения и анализ смещения кривых под воздействием неценовых факторов,определение зон избытка и дефицита товаров.

Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения.

Самостоятельная работа

Изучить: рынок, виды рынков. Теорию «предельной полезности». Закон денежного обращения. Спрос и предложение.

Тема 3.2 Рынок, как регулятор производства товаров.

Закон стоимости в механизме рынка.Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа «невидимой руки» рынка.

Практическое занятие:

Конкуренция и монополия: модели современного рынка. Плюсы и минусы монополии. Антимонопольная политика.

Самостоятельная работа

Изучить: модели современного рынка. Их плюсы и минусы.

Тема 3.3 Теория поведения потребителя.

Рациональность потребителя и свобода выбора. Понятие «потребительского равновесия», «эффекта замещения» и «эффекта дохода». Бюджетная линия и кривая безразличия.

Практическое занятие:

Построение бюджетной линии и кривой безразличия. Определение точки максимальной полезности.

Самостоятельная работа

Изучить: основные понятия «потребительского равновесия», «эффекта замещения» и «эффекта дохода».

.

Раздел 4Макроэкономика

Особенности рынка труда.Цена труда. Номинальная и реальная заработанная плата.

Механизм равновесия на рынке труда. Рынок капитала. Капитал- одна из ключевых экономических категорий.

Основной и оборотный капитал. Понятие процентного дохода. Субъекты спроса на капитал и предложение капитала.

Рынок земли. Особенности земли, как фактора производства. Землевладение и землеиспользование. Рента. Дифферинциальная и абсолютная рента.

Равновесие на рынке земли. Цена земли. Предпринимательство, как фактор производства. Прибыль предпринимателя как «остаточный доход».

Практическое занятие:

Определение стоимости основного и оборотного капитала; величины земельной ренты и цены земли.

Самостоятельная работа:

Изучить: рынок труда,земли,капитала. Основной и оборотный капитал. Цена земли.

Тема 4.1 Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели.

Макроэкономика как составная часть общей экономической теории. Понятие «макрорынка», его агенты и связи.

Международная система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели; национальный объем производства, общий уровень цен в стране, процентная ставка, занятость.

Практические занятия:

Методы подсчета валового национального продукта (ВНП).

Самостоятельная работа

Изучить: структуру международной системы национальных счетов, макроэкономические показатели, методику подсчета (ВНП).

Тема 4.2 Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика. Модели макроравновесной динамики.

Экономическое равновесие на макроуровне. Экономическая динамика как процесс развития рыночной экономики.

Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы,влияющие на них. Классическая экономическая теория о роли процента как регуляторе макрорынка. Теоретическая модель «инвестиции-предложение».

Роль совокупного предложения в классической теории. Достоинства и недостатки классической модели равновесной динамики.

Особенности кейнсианского подхода к проблеме макроэкономического равновесия. Роль совокупного спроса в достижении относительного равновесия. Теоретическая модель « национальный доход- совокупные расходы» и ее значение. Политика экспансии и политика сдерживания по Кейнсу.

Практическое занятия:

Графическое изображение совокупного спроса и предложения;

Самостоятельная работа:

Изучить: совокупный спрос, совокупное предложение.

Тема 4.3 Экономический рост и его типы.

Экономический рост как положительная составляющая экономической динамики.

Практическое занятия :

Показатели экономического роста. НТП как фактор экономического роста.

Самостоятельная _работа Изучить:экономический рост,показатели экономического роста.

Тема4.4 Цикличность развития рыночной экономики

Экономические потрясения на макроуровне. Понятие экономического цикла,фазы цикла. Основные причины кризисов перепроизводства. Социально-экономические последствия кризисов. «Длинные волны» Н.Д.Кондратьева.

Практическое занятие:

Особенности современного кризиса в России и проблемы его преодоления.

Самостоятельная работа:

Изучить: особенности современного мирового кризиса.

Раздел 5 Механизм макроэкономического регулирования

Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах. Экономические функции государства.

Инструменты государственного регулирования: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешняя экономическая политика.

Проблемы регулирования экономики России.

Самостоятельная работа

Изучить: фискальную и денежную политику.

Тема 5.2 Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики.

Денежная система.Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели. Предложение денег. Основные модели спроса на деньги. Механизм функционирования денежного рынка.

Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину ВНП. Кейнсианская и монетаристская оценки роли государства в регулировании денежного рынка.

Практическое занятие:

Установление денежной массы и ее показателей.

Самостоятельная работа:

Изучить: как влияет спрос и предложение на ВНП.

Тема 5.3 Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.

Понятие кредитной системы.Принципы кредита. Функции Центрального Банка России в кредитной системе.

Понятие финансов. Государственный бюджет. Функции налогов. Принципы налогооблажения. Кривая Лаффера. Макроэкономическая регулировка экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства.

Самостоятельная работа

Изучить: макроэкономическое регулирование экономики.

Тема 5.4 Инфляция и антиинфляционная

Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция издержек и спроса. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса.

Главная проблема инфляции. Уровень и темп инфляции. Оценка инфляции: кейнсианство и монетаризм. Особенности антиинфляционной политики в России.

Практическое занятие:

Определение уровня и темпов инфляции.

Самостоятельная работа:

Изучить антиинфляционную политику.

Тема 5.5 Доходы,проблемы социальной политики государства в рыночной экономике.

Основные направления социальной политики государства в современных условиях.

Заработная плата, ее связь с ценами.

Прибыль, ее экономическая природа. Проблема неравенства доходов. « Кривая Лоренца» и «коэффициент Джини». Государственное регулирование доходов. Понятие «потребительской корзины» Главные источники денежных доходов.

Практические занятия:

Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией. Построение кривой Лоренца.

Определение прибыли и нормы прибыли.

Самостоятельная работа

Изучить понятие «потребительской корзины». Источники денежных доходов.

Тема5.7 Основные направления экономической реформы в России.

Тема5.8 Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую

Безработица:сущность, формы, последствия. Измерение безработицы. Закон Оуэна.

Государственная политика занятости и регулирования безработицы.

Система социальной защищенности граждан в условиях рынка.

Практическое занятие:

Компенсационные выплаты. Индексация доходов.

Самостоятельная работа

Система социальной защиты.

Сущность переходного периода в России и его характерные черты.

Основные направления реформирования Российской экономики: развитие предпринимательства, приватизация и демонополизация.

Финансовая стабилизация, формирование рыночной инфраструктуры, развитие отношений собственности, распределение доходов и социальная политика, аграрная реформа.

Возможности преодоления кризиса.

Практическое занятия

«Основные направления экономической реформы в России.

Самостоятельная работа:

Социальная политика государства

Необходимость международной интеграции. Основные формы экономических отношений. Международная торговля.

Международная валютно-кредитная система. Государственное регулирование валютного курса. Конвертируемость валют. Условия обеспечения конвертируемости рубля.

Место и роль России в мировом хозяйстве.

Самостоятельная работа:

Условия обеспечения конвертируемости.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета бухгалтерского учета.

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине

Экономическая теория;

Технические средства обучения:

Интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;

Компьютеры, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации;

Методические пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

Наименование

Год и место издания

Используется при изучении разделов (с указанием страниц)

Основы экономической теории

О. В. Корниенко

2002 Ростов: Феникс

Основы экономической теории.

Л.М. Куликов

2008 Финансы и статистика

Экономическая теория

В.Д. Камаев

2007 Владос

Экономическая теория

Н. М. Зубко,

А. Н. Каллаур

2010 Тетра-Системс

Экономическая теория

Чечелева Т.В.

2010 Книжный дом "Либроком"

Курс экономической теории в таблицах и схемах: учебное пособие.

2010 Современная школа

Экономическая теория

Носова Светлана Сергеевна

2010 Кнорус

Дополнительные источники

.2 Дополнительная литература

Наименование

Год и место издания

Используется при изучении разделов

Экономическая теория.

Т. Д. Викулина

Экономическая теория.

Р. М. Гусейнов В. А. Семенихина

2009 Омега-Л

Экономическая теория. Экспресс-курс.

А.Г., Грязнова

Н. Н., Думная

А.Ю. Юданов

2010 КноРус

Экономика.Экономическая теория.

Базылев Николай, Базылева Марина

2010 Современная школа

Нормативные документы

Наименование

Орган, принявший документ

Дата принятия

Используется при изучении разделов (с указанием статей, пунктов)

Гражданский кодекс

(ред. От 06.04.2011)

Раздел 1, темы 1.1-1.3 (глава 3, §1, ст. 48-50)

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая

(ред. От 07.06.2011)

Раздел 4, темы 4.1-4.3 (глава 25, ст. 246-256)

"О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

-http://base.garant.ru

-http://bishelp.ru

- http://www.centerbooks.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Наименование раздела, темы дисциплины (модуля)

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение в дисциплину

Знание сущности, значения и связи с другими дисциплинами.

Раздел 1 Предмет и история экономической науки.

Тема 1.1.Предмет, структура, методология и функции экономической теории.

Знание структуры,методологии и функции экономической теории;

Знание предмета, метода и принципов экономической теории;

Контрольный опрос

Тема 1.2.История развития экономической теории

Знание истории развития экономической теории;

Знание современных школ и направлений экономической теории;

Контрольный опрос

Раздел 2.Общие проблемы экономической теории

Тема 2.1Производство и экономика

Знание сущности потребностей;

Знание фаз воспроизводства и производства;

Знание закона возрастания потребностей;

Контрольный опрос

Тема 2.2.Экономические системы и их основные типы

Знание основных элементов экономических систем;

Знание основных типов экономических систем;

Тема 2.3 Проблема производственных возможностей и эффективности экономики

Тема2.4 Собственность как основа производственных отношений

Раздел 3.Микроэкономика

Знание основных вопросов экономики;

Знание понятия экономической

эффективности;

Знание характеристики производственных сил

производственных отношений;

Знание форм и видов собственности;

Контрольный опрос

Контрольный опрос

Тема 3.1Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

Знание принципов, признаков и функций рынка;

Знание свойств товара, понятие стоимости товара и его цены;

Знание сущности и функции денег, механизма рыночного ценообразования;

Тема 3.2.Рынок,как регулятор производства товаров

Знание закона стоимости и его функций;

Знание понятия конкуренции и монополии;

Контрольный опрос, решение ситуационных задач

Тема 3.3.Теория поведения потребителя

Знание потребительского равновесия;

Знание «эффекта замещения» и «эффекта дохода»

Тема 3.4 Рынки производственных ресурсов

Раздел4 Макроэкономика

Знание факторов производства и видов доходов;

Знание зависимостей между ценой земли и ставкой ссудного процента

Контрольный опрос, тестирование

Тема 4.1.Общие понятия о макроэкономике. основные макроэкономические показатели

Знание систем «макрорынка» и его связей;

Контрольный опрос, решение ситуационных задач

Тема 4.2.Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика. Модели макроравновесной динамики

Знание сущности макроэкономических категорий; совокупного спроса и совокупного предложения;

Контрольный опрос, решение ситуационных задач

Тема 4.3. Экономический рост и его типы

Знание типов и источников экономического роста

Контрольный опрос, решение ситуационных задач, тестирование

Тема 4.4 Цикличность развития рыночной экономики

Раздел 5.Механизм макроэкономического регулирования

Знание фаз цикла, особенностей современного мирового кризиса;

Знание проблем его преодоления;

Контрольный опрос. тестирование

Знание форм и методов государственного регулирования экономики на макроуровне;

Контрольный опрос

Тема 5.2.Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики.

Знание сущности денежной системы и закона денежного обращения;

Контрольный опрос, тестирование

Тема 5.3 Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства

Знание сущности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства;

Контрольный опрос, тестирование

Тема 5.4 Инфляция и антиинфляционная политика

Знание понятия инфляции, причины ее возникновения и типы;

Контрольный опрос, решение ситуационных задач,

проверка конспектов

Тема 5.5Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике

Знание сущности социальной политики государства в современных условиях;

Контрольный опрос, решение задач, тестирование

Тема 5.6 Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы.

Знание сущности, видов и издержек безработицы;

Контрольный опрос

Тема 5.7 Основные направления экономической реформы в России

Знание основных направлений экономической реформы в России

Контрольный опрос, тестирование

Тема 5.8 Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую

Знание проблем включения экономики России в мировой рынок

Контрольный опрос, тестирование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГОУ СПО «СКОПИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Организация-разработчик: Скопинский электротехнический колледж.

Разработчик: Шашкина Юлия Александровна, преподаватель.

СОДЕРЖАНИЕ стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе профильных учебных предметов.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

    приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;

    описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

    объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;

    сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно – правовые формы предприятий, акции и облигации;

    вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

    применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    использования типичных экономических ролей;

    решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

    совершенствования собственной познавательной деятельности;

    оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

    осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

    смысл основных теоретических положений экономической науки;

    основные экономические принципы функционирования семьи, рынка, фирмы и государства, а также международных экономических отношений.

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -54 часа по РУП;

самостоятельной работы обучающегося -26 часов по РУП.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономическая теория»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Основные понятия в экономике

12

Тема 1.

Роль и сущность экономики.

Предмет и метод экономической науки. Основные положения экономической теории. Свободные экономические блага.

Тема 2. Производство и экономика

Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы.

Практические занятия : «Факторы производства и доходы от их использования»

Самостоятельная работа : «Понятие об экономической деятельности людей», «Эволюция экономической мысли» «Полезность и потребительский выбор»

Раздел 2. Функционирование рынка

8

Тема 3. Спрос в экономике

Понятие спроса. Величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.

Тема 4. Предложение в экономике

Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения.

Самостоятельная работа : «Товары Гиффена», «Товары роскоши»

Раздел 3. Фирма и ее цели. Конкуренция

18

Тема 5. Виды предприятий, их формы

Организационно – правовые формы предприятий по российскому законодательству. Создание предприятий. Функционирование предприятий

Тема 6. Затраты и прибыль предприятия

Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства

Тема 7. Издержки предприятия. Их виды

Закон убывающей отдачи. Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.

Тема 8. Демонополизация и конкуренция

Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополии, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Практические занятия : «Сущность, виды и типы конкуренции», «Производственные возможности», «Типы экономических систем»

Самостоятельная работа : «Конкуренция в общемировом рассмотрении», «Амортизационные отчисления».

Раздел 4. Рынки факторов производства, производный спрос. Роль государства.

12

Тема 9. Рынок факторов производства

Рынок труда. Рынок земли. Рынок капитала

Тема 10. Роль государства в рыночной экономике

Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов.

Практические занятия : «Рынок: функции и виды», «Спрос и предложение на рынке».

Самостоятельная работа : «Рынок: функции виды», «Фискальная политика государства».

Раздел 5. Показатели национальной экономики

14

Тема 11. Макроэкономический анализ

Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП.

Тема 12. Деньги. Денежная система

Понятие денег. Денежная система. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система

Тема 13. Безработица и инфляция

Инфляция и дефляция. Виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост

Практические занятия : «Показатели национальной экономики», «Безработица и инфляция».

Самостоятельная работа : «Антиинфляционная политика России», «Экономические циклы»

Раздел 6. Мировая экономика. Предпринимательство

16

Тема 14. Международные отношения

Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Международные финансы

Тема 15. Предпринимательство, его виды и мотивы

Предпринимательская деятельность, ее виды. Риски в предпринимательстве. Основные источники финансирования бизнеса

Тема 16. Рынок ценных бумаг

Понятие о ценных бумагах. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг

Тема 26. Финансовые институты

Банковская компания. Инвестиционная компания. Пенсионный фонд

Практические занятия : «Экономические показатели деятельности предприятия», «Мировая торговля».

Самостоятельная работа: «Глобальные экономические проблемы», «Страховые услуги»

Всего:

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации»

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебных наглядных пособий «Основы экономики»;

нормативно-правовые документы.

Технические средства обучения:

− доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2010.

3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.

5. Котлер Ф. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2006.

Дополнительные источники:

1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2010.

2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2010.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008.

4. Барышев А.Ф. Маркетинг – М.: Академия, 2010.

5. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-management.info/

6. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог

7. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

практические работы

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

практическая работа

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

практические работы

Знания:

основные положения экономической теории;

домашняя работа

принципы рыночной экономики;

современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации;

домашняя работа

роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

тестирование

механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

тестирование

формы оплаты труда;

тестирование и практическая работа

стили управления, виды коммуникации;

тестирование

принципы делового общения в коллективе

индивидуальное задание

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

тестирование

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

тестирование, индивидуальное задание