Анализ экономического развития хабаровского края. Региональный бюджет Хабаровского края: "денег нет, но вы держитесь" "Развитие здравоохранения Хаб. края"

Повестка первого очередного и внеочередного заседаний Законодательной Думы Хабаровского края выполнена в полном объеме. "Взбесившийся принтер" краевого парламента заработал в полную силу, были рассмотрены все 77 вопросов в том числе принят в первом чтении проект основного закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".

Законопроект "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" представил первый заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр финансов края Александр Кацуба , а заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр экономического развития края Виктор Калашников - прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов.

В своем докладе Виктор Калашников обозначил приоритеты социально-экономического развития края, направления бюджетной и налоговой политики на трехлетний период – формирование, с учетом реалий сегодняшнего дня, бюджета по доходам и расходам, стабилизация и последующее снижение долговой нагрузки, эффективное управление бюджетными расходами.

Основные параметры краевого бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 года:

  • общий объем доходов краевого бюджета в 2020 году - 100,7 млрд рублей,

в 2021 году – 97,8 млрд рублей, в 2022 году - 95,7 млрд рублей;

  • общий объем расходов краевого бюджета в 2020 году - 107,9 0 млрд руб.,

в 2021 году -103, 9 млрд рублей, в 2022 году – 101, 2 млрд рублей;

  • дефицит краевого бюджета - в 2020 году - 7, 2 млрд рублей, в 2021 году - 6,1 млрд рублей, в 2022 году - 5,5 млрд рублей.

Бюджетом предусмотрен рост валового регионального продукта (ВРП): в 2020 г. – 812 329 млн рублей, в 2021 г. – 855 958 млн рублей, в 2022 – 897 600 млн рублей.

При темпах роста к предыдущему году в сопоставимых ценах - 2020 г. – 101,3 %, в 2021г. – 101,4 %, в 2022 – 100,9 %,

Несмотря на массу радужных заявлений о том, что правительство края ставит перед собой задачу сохранения в бюджете социальной направленности, достижения национальных целей развития, создания условий для повышения качества жизни жителей края, комфортных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, обеспечения эффективности государственного и муниципального управления, обсуждения основополагающих показателей в предлагаемом Законе о бюджете, несмотря на то, что основной задачей‚ стоящей перед органами государственной власти, является сбалансированное социально-экономическое развитие региона, не получилось.

После "бурного обсуждения", в котором приняли участие с трибуны ЗД – представители КПРФ Сергей Ильин и Максим Кукушкин; с места – Геннадий Мальцев ("ЕР") и три парламентария, представляющие ЛДПР, председатель Закдумы Ирина Зикунова , аргументируя, что обсуждение выбилось из графика, прекратила обсуждение!

Проект основного закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в первом чтении принят большинством голосов. Из присутствующих на заседании 31 депутата "за" проголосовало – 29, "против" – двое представителей КПРФ.

Остались без ответа вопросы о структуре ВРП, являющегося обобщающим показателем экономической деятельности региона, напрямую зависящим от инвестиций, отражающим конечные результаты деятельности хозяйствующих субъектов в регионе. В Хабаровском крае, наряду с Приморьем, Амурской и Сахалинской областями динамика ВРП на уровне нуля, либо в отрицательной области.

Структура экономики Хабаровского края. Фото: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Razvitie-kraya/146

А с получением краем инвестиций все очень сложно. Озвученные Виктором Калашниковым суммы ожидаемых инвестиций: примерно 130 млрд рублей в 2019 году и 1,200 трлн рублей за 7 лет, не подтверждаются подписанными соглашениями. Вразумительного ответа от министра экономического развития депутаты не получили.

Будем объективны – в ближайшем будущем Хабаровскому краю вряд ли придется ждать появления крупных инвесторов. Структура регионально-хозяйственного комплекса не устойчива. Из-за непредсказуемости и постоянной смены правил деятельности, отсутствия стабильности и последовательности Хабаровский край стал "зоной рискованных инвестиций", что, как следствие, уже привело к сокращению иностранных инвестиций в 2018 г. на 4,7 %.

Во-первых, с 1 января 2020 г. вступит в силу закон "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае". Налоговых льгот лишатся участники региональных инвестиционных проектов, ведущие деятельность в высокорентабельных отраслях экономики. Это компании, занимающиеся лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых, золотодобычей и т.п. По мнению губернатора, принятие закона позволит увеличить от этих высокорентабельных видов бизнеса доходы в краевую казну.

Намерения благие – нужно поддерживать и развивать в регионе приоритетные инновационные секторы экономики. Но… какие и чем? Необходимо определиться, какие сектора экономики для края являются приоритетными, разработать и произвести востребованный продукт, создать внутренний рынок. А это дело не одного года. Если бы у нас, как во всем мире, была возможность взять инновационный кредит под три-пять процентов! А этого, учитывая то, что на Дальнем Востоке совершенно не развита банковская система, в ближайшее время не предвидится.

Во-вторых, также с 1 января будет ограничен перечень видов экономической деятельности, по которым предоставляются налоговые льготы резидентам ТОСЭР. То есть те компании, которые получили статус резидента ТОСЭР до этого срока, продолжат пользоваться льготами, но для многих потенциальных резидентов получение статуса "резидента" ТОСЭР теряет смысл.

Полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, давая оценку работы в крае территорий опережающего развития (ТОР), охарактеризовал ее как "печальную". По сравнению с 2018 годом количество рабочих мест сократилось на более, чем 800 мест.

Кроме того, в рейтинге всех дальневосточных регионов Хабаровский край, по словам Юрия Трутнева, находится среди отстающих. Только в Хабаровском крае динамика ТОР идет вниз, а не вверх, как в других дальневосточных регионах.

Не лучше обстоят дела и с развитием Свободного порта Владивосток (СПВ). Резидент СПВ, согласно Закону о СПВ, инвестирует свои финансовые средства в производство экспортной продукции. В Хабаровском крае это капиталоемкие проекты угольных терминалов в Ванинском районе.

Несмотря на вышеперечисленные реалии, Виктор Калашников говорит о планируемом росте экономики в пяти отраслях - э то транспортная отрасль, горнодобывающая промышленность, лесопереработка, металлургия, производство светлых нефтепродуктов. Чтобы выполнить поручение президента страны - обеспечить рост экономики в 1,5 процента, край должен выйти за счёт развития трёх агломераций - Хабаровск, Комсомольск-Амурск-Солнечный и транспортно-промышленный узел Ванино-Советская Гавань - на пакет инвестиций не менее одного триллиона рублей.

10 самых крупных налогоплательщиков Хабаровского края:

  1. Филиал ОАО "РЖД" - Дальневосточная железная дорога;
  2. ПАО "Газпром";
  3. Филиал ООО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика – Хабаровск";
  4. ДВ банк ПАО "Сбербанк России";
  5. ООО "Ресурсы Албазино";
  6. АО "ННК – Хабаровский НПЗ";
  7. Группа предприятий ПАО "Транснефть";
  8. ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен";
  9. АО "Многовершинное";
  10. АО "Дальневосточная генерирующая компания".

В упомянутых министром отраслях нет локомотивов промышленного производства края – авиации, судостроения. Почему? Их что, уже не существует или они вошли в крайнюю стадию стагнации, из которой уже не выбраться? Стагнация - это длительный период, (в России она продолжается уже 7 лет), не имеющий внутреннего механизма возобновления экономического роста. Если это так (а это так), то напрашивается риторический вопрос – есть ли у краевого правительство видение развития этих отраслей?

Авиация - филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина"

АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), производитель самолетов Superjet (SSJ100), продал в январе-сентябре 2019 г. всего один самолет. Выручка ГСС уменьшилась в 4,5 раза, до 6 млрд рублей, а чистый убыток вырос в 2,5 раза. Из этой суммы за поставку самолетов ГСС получил 2,1 млрд рублей, что, соответствует примерно цене одного SSJ-100. Еще 4 млрд рублей компания получила за послепродажное обслуживание самолетов.

ГСС в 2018 г. поставили заказчикам 24 самолета SSJ. Чистый убыток производителя вырос с 733,6 млн до 1,9 млрд рублей.

"Аэрофлот" - главный заказчик самолетов SSJ-100. Совет директоров перевозчика согласовал приобретение пяти машин, и в ГСС рассчитывают до конца 2019 года поставить десять самолетов.

Авиакомпания "Северсталь". Произведен самолет с горизонтальной законцовкой крыла, уменьшающей расход топлива на 3–4%. Передача должна состоятся после получения сертификации доработки - установки горизонтальных законцовок крыла, срок - конец года.

В 2020 г. ожидается увеличение субсидируемой ставки по кредитам для покупателей российских самолетов. Этой льготой пользуются лизинговые компании, которые в результате могут снизить ставку по лизингу для перевозчиков. Это делает поставку самолетов в следующем году для авиакомпаний более предпочтительной, чем в этом.

Относительно якобы подписанного меморандума между "Гражданскими самолетами Сухого" (ГСС) и Норвежской авиакомпанией Norwegian Air Shuttle о поставке в 2020 г. 40 самолетов. Средняя каталожная стоимость одного Sukhoi Superjet на 2018 год составляла $50,5 млн, т.е. стоимость 40 самолетов - $2 млрд.

Учитывая то, что SSJ не вписываются в монофлот Norwegian Air, который в настоящее время состоит только из 170 самолетов производства Boeing, это может привести к частичным отказам от закупок, либо лишь аренде российских самолетов.

Кроме этого, против головной компании производителя SSJ, ПАО "Компания "Сухой", действуют американские санкции. Закупка SSJ у ее "дочки" ГСС в любом случае будет проходить через процедуру комплаенс (compliance (анг.) - соблюдение, согласие): риски введения вторичных санкций будут оцениваться Norwegian Air.

Пресс-службы Минтранса Норвегии и ГСС от комментариев отказались.

Судостроение – Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Минфин отказался включать в проект бюджета 2020 г. необходимые предприятиям 8,6 млрд рублей на докапитализацию.: 7,1 млрд рублей - АСЗ и 1,5 млрд руб. – ХСЗ.

И это при том, что, согласно заключению ОСК, дальневосточные верфи находятся в тяжелом финансовом положении. Проблемы заводов - накопленные убытки, возникшие еще до вхождения в ОСК, высокие накладные расходы и низкорентабельная загрузка. Докапитализация верфей обсуждается не первый год, она необходима предприятиям:

  • АСЗ нужно восстанавливать гидротехнические сооружения, устройства для спуска и вывода судов, построить новый док и обновить сдаточную базу во Владивостоке;
  • ХСЗ - модернизировать спусковые устройства.

Пояснения Минпромторга . В действующих госпрограммах мероприятия по модернизации верфей предусмотрены только в отношении предприятий ОПК, другие вправе воспользоваться льготными условиями программы Фонда развития промышленности (ФРП). Минпромторг направлял запросы на предприятия ДФО по вопросам запланированной модернизации, но, "судя по полученной информации, проектно-сметной документации на проведение необходимых работ у верфей нет".

В Минпромторге рассчитывают, что удержаться предприятиям на плаву позволит исполнение заказов на строительство краболовов. Отмечая при этом, что этого явно недостаточно.

Победители аукционов по добыче крабов должны будут построить 41 судно, в том числе 31 судно-краболов на 40 млрд рублей для Дальневосточного бассейна, по ним заказ приоритетно должен быть размещен в регионе. При этом, глава Росрыболовства Илья Шестаков отметил, "проблема заключается в том, что нет уверенности в том, что это будет построено, поскольку у них нет достаточных компетенций, нет готовой базы, проектов, с этим есть проблемы",

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ), оценивая возможности верфей Дальнего Востока в 20 рыбопромысловых судов до 2025 года, высказывает опасения в исполнении заказов. Без господдержки, за счет одних только "краболовных" заказов, вывести предприятия из упадка невозможно.

Летом Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) попросила правительство выделить 20 млрд рублей на модернизацию верфей в Приморском и Хабаровском краях.

Параллельно обсуждается возможность выдачи судовладельцам субсидии на возмещение до 20% капитальных затрат на строительство рыбопромысловых судов на дальневосточных верфях. Юрий Трутнев оценивает объем возможной бюджетной поддержки в размере 10 млрд рублей.

"Мы рассмотрели, какие меры надо принять для того, чтобы суда строились на Дальнем Востоке. Верфи у нас есть. Но, к сожалению, для строительства рыболовецких судов они по ряду причин не используются. Это не соответствует приоритетам развития Дальнего Востока. 94 млрд рублей инвестиций - деньги немалые - вкладываются дальневосточными рыбопромышленниками, по причине отсутствия опыта строительства краболовных судов на дальневосточных верфях, в строительство судов на верфях других регионов страны. Нужно, чтобы эти средства помогали развивать Дальний Восток. Для того, чтобы инвесторы заказывали суда, наши верфи должны быть конкурентными", - сказал вице-премьер.

Информация к размышлению.

На Амурском судостроительном заводе с 1 октября на 25% повышены тарифные ставки основных производственных рабочих.

АСЗпредоставляет своим работникам соцпакет, направленный на адаптацию и закрепление основных рабочих кадров, в т.ч., устраивающихся на предприятие по программе "Трудовая мобильность". В него входят: единовременное пособие при трудоустройстве, компенсация найма жилой площади, а также оплата проезда к месту трудоустройства и дважды в год - проезда к месту постоянного жительства. По ходатайству руководства возможна также 50% выплата "северной" надбавки к тарифу для той категории работников предприятия, которые на момент трудоустройства данной стимулирующей выплаты не имели. Утвержден и ряд мер для нематериальной мотивации работников АСЗ.

Касательно лесной отрасли – вопрос неоднозначен. Складывающуюся сегодня ситуацию в ЛПК сравнивают с кризисом 2008–2009 гг.

Реально в крае остались единицы работающих предприятий.

Отгружено на экспорт в страны АТР (тыс.м3), по данным ассоциации "Дальэкспортлес":

Лесоэкспортер

янв.-сент.

ООО "Бизнес-Маркетинг"

ОАО "Римбунан Хиджау Интернешнл"

ООО "Римбунан Хиджау МДФ"

ООО "Сулук"

ООО "Торговый дом РФП" (РФП ГРУПП)

АО "Шелеховский КЛПХ"

Лесных земель в Хабаровском крае - 73,7 млн гектаров, общая расчетная лесосека в 2018 г. составляла 28,3 млн кубометров. Общий объем заготовки древесины составил 8,2 млн кубометров. Край - аутсайдер в ДФО по показателю таксации лесов. 82,5 процента лесных участков были исследованы более 20 лет назад. Арендаторы, заключая контракт, не знают, что именно они получают. Больше половины лесных земель не поставлены на кадастровый учет.

Запасы леса на сегодняшний день – 50–70 м3/га. Разговоры о том, что в крае запасы леса составляют 200 м3/га, от лукавого. Нет таких запасов! Осваиваются северные лесные участки, которые раньше практически не осваивались.

В крае обеспеченность лесными дорогами на два порядка ниже, чем в европейской части страны и на порядок – чем в Сибири. Сегодня "плечо" вывозки составляет 260 – 300 км.

При таком "плече", галопирующих ценах на топливо, тарифах на электро/тепло энергию, ж/д тарифы, отсутствия механизма стимулирования поставок лесозаготовительными предприятиями круглых лесоматериалов на переработку, при отсутствии детальной проработки сырьевой безопасности проектов, рассчитывать на развитие в крае глубокой переработки не реально! Деятельность любого деревообрабатывающего предприятия из-за роста себестоимости продукции будет нерентабельна! Уже сейчас имеет место быть нехватка сырья.

В связи с этим, утопические разговоры о создании в края ЦБК пора прекратить!

Помимо этого, в настоящее время Совет Федерации совместно с Минприроды работает над новым Лесным кодексом.

"Первое, с чего надо начать, - совершенствование законодательства, в частности, подготовка нового, правильного Лесного кодекса, а не пролоббированного в своё время нечистоплотными товарищами или господами", - сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Но и это еще не все.

Готовится так называемая "регуляторная гильотина", которая должна привести к отмене или обновлению в течение 2020 года большинства нормативных правовых актов лесного хозяйства.

Не надо забывать о квотах и "заградительных" таможенных пошлинах (с 1 октября 2019 г. Правительство РФ вдвое – с 6,5% до 13% – увеличило ставку таможенной пошлины на экспорт необработанных лесоматериалов из ели аянской, пихты белокорой, а также лиственницы даурской), лесопожарных катастрофах последних нескольких лет в крае!

Касательно экспорта лесоматериалов в Китай. В первом полугодии 2019 г. объем экспорта российской лесной продукции снизился на 5%. Снижение в денежном выражении коснулось: пиломатериалов на 43,3%, фанеры - на 14% , целлюлозы - 22,8%.

Исходя из сказанного выше остается непонятным, за счет чего губернатор и правительство планируют сократить госдолг и дефицит бюджета, достичь выполнение главных задач, озвученных в Законе о бюджете? Ведь необходимо

  • достичь национальных целей развития,
  • создать условия для повышения качества жизни жителей края,
  • обеспечить комфортные условия для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций,
  • обеспечить эффективность государственного и муниципального управления.

Возможно, на первоначальном этапе меры фискального характера позволят достичь положительных результатов в части роста поступлений в бюджет, но в долгосрочной перспективе – вопрос.

Пока с точностью до наоборот.

Председатель краевой ЗД Ирина Зикунова заявила:

"Хабаровский край не может резко и радикально сократить свой госдолг, так как это приведет к общему урезанию всего краевого бюджета и снижению благосостояния граждан. Чтобы кардинально изменить ситуацию с размером госдолга, региону нужно единовременно изъять более 17 млрд рублей из своего бюджета".

С начала года, по состоянию на 1 октября 2019 г., госдолг увеличился с 49 до 52,1 млрд рублей. Правительство планирует и дальше брать кредиты. Согласно принятому в первом чтении проекту бюджета-2020 на 01.01.20 года госдолг Хабаровского края увеличится до 56 млрд рублей, на 01.01.21 года – до 63 млрд рублей. На обслуживание банковских кредитов, которые составляют большую часть госдолга, в 2020г. потребуется 4,2 млрд рублей.

Ранее губернатор Сергей Фургал ставил задачу за счет уменьшения неэффективных расходов и увеличения доходной базы за пять лет сократить госдолг до 28–30 млрд рублей.

Также губернатор Сергей Фургал , а ранее председатель комитета регионального парламента по бюджету, налогам и экономическому развитию Вячеслав Фургал , заявляли о намерении правительства и Законодательной Думы нарастить уровень социально-экономического развития региона и сохранения социальной направленности краевого бюджета.

А что в реалиях, как эти декларации подтверждаются принятым ЗД в первом чтении бюджетом? Откуда возьмутся средства для улучшения жизни населения при таком "профессионально" планируемом распределении бюджетных ассигнований?

Иначе как блудом труда, при грохочущей работоспособности и деятельном невежестве, сей проект основного закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" не назовешь! Правительство края и Законодательная Дума уже не первый год держат население региона в состоянии постоянного изумления. Некоторые статьи бюджета 2020 г. станут настоящим кошмаром для жителей Хабаровского края!

Депрофессионализация системы государственного управления как в стране, так и в крае достигла критического уровня. Важно понимать, что надо делать. Но не менее важно еще и понимать, чего делать не надо. Если нет эффективного планирования и прогнозирования – то нет устойчивости и развития. А оно появляется только у людей, понимающих, чем, собственно, они руководят!

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПО РАЗДЕЛАМ И ПОДРАЗДЕЛАМ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА (тыс.руб.)

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2020-2019

Обслуживание государственного и муниципального долга

3 479 899,00

4 152 094,27

672 195,27

Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и МО

11 545,50

11 899,10

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

23 996 228,87

11 680 815,21

-12 315 413,66

Общеэкономические вопросы

Сельское хозяйство и рыболовство

-220 076,61

Водное хозяйство

-1 015 710,89

Лесное хозяйство

-950 972,33

Транспорт

-334 510,24

Дорожное хозяйство (дорожные фонды)

-8 402 795,69

Связь и информатика

Прикладные НИ в области нац. экономики

-135 227,14

Другие вопросы в области нац. экономики

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПО ЦЕЛЕВЫМ СТАТЬЯМ (ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРОГРАММАМ КРАЯ И НЕПРОГРАММНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) И ГРУППАМ (ГРУППАМ И ПОДГРУППАМ) ВИДОВ РАСХОДОВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ (тыс.руб)

Государственные программы Хаб-го края

2019 г.

2020 г.

2020г. - 2019г.

"Развитие здравоохранения Хаб. края"

19 920 131,04

19 350 078,29

-570 052,75

Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" в рамках ГП Хаб.края "Развитие здравоохранения Хаб.края".

1 874 794,68

364 828,99

-1 509 965,69

Развитие дошкольного образования в рамках ГП Хаб.края "Развитие образования в Хаб. крае".

3 911 790,46

3 735 371,35

-176 419,11

Поддержка научно-исследовательской деятельности в крае в рамках ГП Хаб. края "Развитие образования в Хаб. крае"

7 579,61

6 166,00

-1 413,61

"Культура Хабаровского края"

2 175 732,68

1 775 285,37

-400 447,31

"Развитие социальной защиты населения Хабаровского края"

17 910 938,71

17 593 226,54

-317 712,17

"Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае"

39 664,54

34 625,20

-5 039,34

"Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае"

2 282 493,06

1 216 420,06

-1 066 073,00

"Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хаб.крае"

69 374,93

65 523,69

-3 851,24

"Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае"

4 469 830,50

3 883 883,16

-585 947,34

"Развитие молодежной политики в Хаб.крае"

382 728,42

370 733,48

-11 994,94

"Инновационное развитие и модернизация экономики Хаб.о края"

179 892,43

44 756,16

-135 136,27

"Развитие МСП в Хабаровском крае"

146 136,58

45 269,41

-100 867,17

ГП Хаб.края "Развитие лесного хозяйства в Хаб.крае"

1 172 354,30

222 463,04

-949 891,26

"Развитие с/х и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае"

976 373,85

717 684,28

-258 689,57

"Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае"

147 787,93

49 647,30

-98 140,63

"Развитие транспортной системы Хабаровского края"

15 361 545,55

6 681 458,73

-8 680 086,82

Развитие инфраструктуры воздушного транспорта и обеспечение доступности для населения края услуг в сфере авиаперевозок в рамках ГП Хаб.края "Развитие транспортной системы Хаб. края"

764 459,34

528 784,69

-235 674,65

Субсидии организациям воздушного транспорта, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения в межмуниципальном сообщении, в рамках ГП Хаб.края "Развитие транспортной системы Хаб.края"

565 502,86

463 599,94

-101 902,92

"Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае"

651 949,84

33 808,77

-618 141,07

"Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края"

1 228 957,68

1 194 377,26

-34 580,42

"Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края"

2 414 924,25

1 399 213,36

-1 015 710,89

"Развитие промышленного производства в Хабаровском крае"

29 256,25

28 115,26

-1 140,99

"Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хаб. крае"

277 473,58

98 448,36

Транспорт и связь

Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной сети Дальнего Востока. Здесь получили развитие все основные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомо-бильный, воздушный, трубопроводный. Ведущую роль играет железнодорожный. Протяженность сети железных дорог 2,1 тыс. км. Основу составляют участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. В 2008 году завершен монтаж основных металлоконструкций второй очереди железнодорожного моста через Амур у города Хабаровска. Открылось движение по мосту длиной 2,6 км. Ввод второй очереди мостового перехода в эксплуатацию увеличит пропускную способность этого участка в 1,5 раза и повысит скорость движения пассажирских и грузовых составов по Транссибирской магистрали. Первая очередь совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Амур у Хабаровска была сдана в эксплуатацию в 1999 году. В крае имеется 5,1 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из них 4,8 тыс. км с твердым покрытием, в том числе автомобильные дороги федерального значения: М58 «Амур» (Чита - Хабаровск), обеспечивающая выход на центральные районы Российской Федерации и Европу, М60 «Уссури» (Хабаровск - Владивосток) и «Восток» (Хабаровск-Находка), связывающие сеть автомобильных дорог Российской Федерации с портами Приморья. В последние годы большое внимание уделяется строительству региональных автомобильных дорог. Ведется строительство дорог Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к городу Комсомольску-на-Амуре, Селихино - Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын. Протяженность эксплуатируемых речных путей 2,9 тыс. км. Речной порт в Хабаровске - крупнейший на Амуре. Другие крупные речные порты - Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Большая часть из них обслуживается ОАО «Амурское речное пароходство», суда которого, в том числе типа «река-море», связывают амурские порты с пунктами Охотского побережья, портами Японии, Китая, Гонконга, Кореи, Сингапура. Морской транспорт представлен портами - Охотск, Аян, Лазарев, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань. Ванино является крупнейшим морским портом края. Между материком и островом Сахалин действует паромная переправа Ванино - Холмск. Расстояние от Хабаровскa до Москвы по железной дороге - 8533 км, по воздуху - 6075 км. Один из наиболее крупных в стране Хабаровский международный аэропорт связан с важнейшими административно-хозяйственными центрами России, стран ближнего и дальнего зарубежья, основными аэропортами Дальнего Востока.

Услуги внутризоновой, междугородней и международной связи в крае предоставляются 10 операторами. При этом используются 90% магистральных каналов традиционным оператором ОАО «Ростелеком». Внутризоновые сети Хабаровского края базируются на использовании кабельных, радиорелейных, воздушных линий передачи и каналов систем спутниковой связи. С северными районами края информационные потоки организуются с использованием спутниковых технологий. Всего в крае действует более 50 наземных станций спутниковой связи. Уровень обеспеченности сотовой связью в крае вырос до 24%. В настоящее время региональные сети операторов сотовой связи интегрированы в федеральные сети сотовой связи национальных операторов: «МТС», «Мегафон», «Вымпелком». Услуги телематических служб, в том числе услуги интернет, IP телефонии, электронной почты предоставляют в крае 30 операторов, количество пользователей более 150 тысяч.

Ресурсы и энергетика

Обогатительная фабрика "Ургалуголь"

В Хабаровском крае сложился мощный и разнообразный по направлениям деятельности топливно-энергетический комплекс, занимающий в структуре экономики края весьма важное место. ТЭК края носит многоотраслевой характер, включает в себя электроэнергетику и тепловое хозяйство, производство нефтепродуктов и добычу угля, системы газоснабжения, управляющие и сбытовые структуры. В настоящее время в крае сосредоточены практически все мощности по переработке сырой нефти на Дальнем Востоке, производится около 20% электрической и 30% тепловой энергии, добывается 8,0% угля. Одним из основных направлений в системе ТЭК края является угледобывающий комплекс. Добыча угля осуществляется ОАО «Ургалуголь», входящим в состав ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания». ОАО «Ургалуголь» отрабатывает запасы Ургалъского каменноугольного месторождения, которое расположено в Верхнебуреинском районе. Подземным способом добыча ведется двумя очистными забоями, суммарная максимальная суточная производительность которых составляет около 6 тыс. тонн. Открытым способом добыча ведется на трех разрезах «Ургальский», «Буреинский» и разрезе «Мареканский», расположенном в Охотском районе. Инвестиционная программа развития ОАО «Ургалуголь» предусматривает коренную модернизацию производства с увеличением объемов угледобычи. Для повышения качества угля, сохранения и повышения внутренних и внешних рыночных позиций угледобычи на Ургальском месторождении выполнены расчеты и принято решение о строительстве обогатительной фабрики мощностью до 5,0 млн. тонн в год. Основу цветной металлургии составляют добыча золота, платины и серебра, производство оловянных и медных концентратов. Созданы новые центры добычи драгоценных металлов в Охотском и Аяно-Майском районах. Край вышел на третье место в России по добыче драгоценных металлов. В крае сформировался самый крупный на Дальнем Востоке лесной комплекс, который включает в себя: лесное хозяйство, отрасли по заготовке и переработке древесины, обслуживающие производства, научные и проектно-конструкторские учреждения. По объему лесозаготовок край занимает третье место в стране.

Нефть и газ

В ближайшие годы должен получить дальнейшее развитие трубопроводный транспорт. Сооружен мощный газопровод для транспортировки газа с острова Сахалин. В скором времени будет проложен нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан с отводами до Хабаровского и Комсомольского нефтеперерабатывающих заводов. Планируется строительство нового газопровода Сахалин - Хабаровск -Владивосток. Нефтеперерабатывающая промышленность края представлена двумя нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ): ОАО «Хабаровский НПЗ» и ООО «PH - Комсомольский НПЗ» и одной специализированной нефтеперерабатывающей установкой в поселке Ванино. В последние годы объем первичной переработки нефти в крае увеличился почти в два раза. Нефтеперерабатывающая промышленность края относится к стабильной, рентабельной и высокопроизводительной отрасли промышленности, разрабатывает и реализует крупные инвестиционные проекты и программы, вносит существенный вклад в развитие региона и в положительный внешнеторговый баланс края. В последние годы большое внимание уделяется газификации края. В результате большой проведенной работы к концу 2008 года протяженность газотранспортной сети составила более 1500 км.

Энергетика

Потребности края в электрической и тепловой энергии обеспечиваются в основном от Хабаровской энергосистемы, входящей в структуру ОАО «Дальневосточная генерирующая компания». Установлен-ная мощность электростанций Хабаровской энергосистемы составляет по выработке электрической энергии - 2299,95 МВт; по выработке тепловой энергии - 7131,4 Гкал/ч. Действующие энергетические мощности обеспечивают потребности края в электрической и тепловой энергии в полном объеме и располагают необходимым резервом. Системообразующая электрическая сеть в Хабаровском крае сформирована на напряжении 500-220 кВ (общая протяженность 4,34 тыс. км), распределительная - на напряжении 110-35 кВ (общая протя-женность 10,2 тыс. км). Протяженность магистральных трубопроводов тепловых сетей филиала «Хабаровская теплосетевая компания» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (в однотрубном исчислении) составляет 840 км. Хабаровская энергосистема имеет электрические связи на напряжении 500/220 кВ с Объединенной энергосистемой Востока. Это обеспечивает возможность перетоков электрической энергии и мощности из Объединенной энергосистемы Востока, повышает надежность электроснабжения потребителей.

Внешняя торговля

Медаль Хабаровской международной ярмарки

Для экономики края значительный интерес представляет развитие межрегиональных связей и интеграция с другими регионами Российской Федерации. Немаловажную роль в развитии краевого рынка играют проводимые межрегиональные, международные и специализированные форумы, выставки и ярмарки. Министерство экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми подразделениями Правительства края постоянно взаимодействуют с администрациями субъектов РФ, прорабатывая вопросы участия предприятий края в специализированных выставках- ярмарках в регионах - потенциальных потребителях продукции. В начале 2008 года федеральная власть заговорила о необходимости применения инновационного подхода к развитию бизнеса. В Хабаровском крае инфраструктура поддержки инноваций создается в течение последних лет. Офисы коммерциализации, занимающиеся отбором и подготовкой инновационных проектов, начали создаваться в ВУЗах еще года два назад. В 2007 году было создано Дальневосточное агентство содействия инновациям (ДАСИ). Грант на создание бизнес-инкубатора для продвижения инновационных проектов выиграл Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Стоит отметить, что все создаваемые структуры и механизмы направлены на поддержку инновационных внедрений, прежде всего в малом и среднем бизнесе. В этом году правительство края намерено закончить формирование основы финансовой поддержки инновационных проектов. Стоит задача помимо выделяемых краевым правительством средств привлечь федеральные деньги, средства внебюджетных фондов, деньги заинтересованных частных инвесторов. Это позволит значительно увеличить суммы, выделяемые на каждый проект, даст возможность большему числу бизнесменов и ученых начать совместную реализацию оригинальных и перспективных идей в области создания новых материалов, в медицине, в сфере биотехнологий и нанотехнологий.

Промышленность

Машиностроение

Т-50 - истребитель

В Хабаровском крае создана многоотраслевая экономика, базирующаяся на использовании богатых и разнообразных природных ресурсов, значительного демографического потенциала, выгодного экономико-географического положения. Ее основу составляют промышленность и транспорт. Край располагает самым крупным на Дальнем Востоке и разнообразным по отраслевому составу машинос-троительным комплексом, в котором велика роль находящихся на высоком техническом уровне оборонных отраслей - авиационной и судостроительной. Здесь получили развитие также электротехническое и энергетическое машиностроение, производство подъёмно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли. С машиностроительным комплексом связана черная металлургия - производство стали и проката. В условиях современной высоко конкурентной экономики без внедрения современного оборудования и систем управления выжить невозможно. Почти все работающие производства серьезно занимаются вопросами реконструкции, увеличения эффективности труда, снижения себестоимости продукции при неуклонном росте ее качества. ОАО «КнААПО» сегодня реализует такие проекты, о которых еще недавно даже думать было нельзя в силу технологической и технической неподготовленности. Осуществлена реконструкция производственных цехов и модернизация оборудования под выпуск гражданских самолетов для местных и региональных авиалиний. Реализуется «Программа организации производства региональных гражданских самолетов Superjet-100», которая является одним из приоритетных проектов холдинга «Сухой». В настоящее время на предприятии осуществляется подготовка к серийному производству перспективного самолета СУ-35 и Т-50.

Лёгкая индустрия и малый бизнес

Соевые напитки "ДАКГОМЗ"

Легкая индустрия представлена производством швейных, трикотажных, кожевенно-галантерейных изделий, обуви. Швейные предприятия работают в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Советской Гавани; трикотажные - в Бикине; кожевенно-галантерейные и обувные - в Хабаровске. Важнейшие центры пищевой промышленности: Хабаровск (масло-жировая, мукомольно-крупяная, ликеро-водочная, кондитерская, мясо-молочная, рыбоперерабатывающая отрасли), Комсомольск-на-Амуре (мясо-молочная, кондитерская, рыбоперерабатывающая отрасли), поселок Лососина (база океанического рыболовства) и Охотск (рыбоперерабатывающие предприятия). Количество субъектов малого бизнеса в крае увеличивается с каждым годом, в 2007 году их стало больше еще на 5,7 тыс. единиц. Малый бизнес, бывший ранее малозаметным в массе основных эконо-мических показателей, сегодня формирует значительную долю: здесь работают более 24% всех занятых в краевой экономике; его доля в общем обороте продукции, работ и услуг превысила 27%, увеличив-шись по сравнению с 2006 годом в 1,4 раза. Немаловажно также и то, что рост предприятий малого бизнеса свидетельствует об увеличении доли среднего класса в структуре общества, об усилении его влияния на социальные и экономические процессы.

Строительство

Строительство жилых домов

В строительном комплексе края насчитывается 923 тыс. строительно-монтажных организации, предприятий промышленности строительных материалов и проектных организаций, в которых работает около 70 тыс. человек. В настоящее время приоритетным направлением строительной отрасли края становится жилищное строительство. В крае имеются свои программы жилищного строительства для отдельных социально-незащищенных категорий граждан. Будет продолжено строительство жилья, в том числе по видам социальной ипотеки, предусматривающей государственную поддержку для молодежи, бюджетников и других категорий. Суровые климатические условия, сильно пересеченный горный рельеф, многолетняя мерзлота, заболоченность, отсутствие удобных путей сообщения и малочисленность населения затрудняют хозяйственную деятельность на территории края. Сложные условия судоходства (мелководность эстуария Амура и Татарского пролива, неблагоприятный ледовый режим, сложные течения и частые штормы) являлись основанием для проектирования мостового перехода на Сахалин и даже плотины, перекрывающей Татарский пролив. Рассматривался также вопрос о строительстве канала из Амура через озеро Кизи в глубоководную часть Татарского пролива. Однако все они не были осуществлены.

Сельское и охотничье хозяйство

Молочный комплекс

Основная задача сельского хозяйства края - удовлетворение потребности населения в молоке и овощах, картофеле и яйцах, свежем мясе. За пределы края свою продукцию поставляет только пчеловодство. В результате проводимых экономических преобразований предприятия агропромышленного комплекса края прошли многоступенчатый этап реформирования: осуществлена земельная реформа, сформировалась многоукладная экономика, возникли новые организационно-правовые формы хозяйствования. Сельское хозяйство края в настоящее время представлено государственными унитар-ными предприятиями, открытыми акционерными обществами, колхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными хозяйствами граждан. На долю сельского хозяйства приходится до 4% валового внутреннего продукта края. Собственное производство сельскохозяйственной продукции почти полностью обеспечивает население картофелем, на 74% - овощами, на 78% - яйцами, на 19% - молоком. Финансовая поддержка, оказываемая селу, позволила удержать производство от дальнейшего спада, повысить финансовую устойчивость и снизить убытки. Повсеместно в крае получило развитие охотничье хозяйство. По объему заготовки пушнины край занимает на Дальнем Востоке второе место, уступая только Республике Саха (Якутия). В районах Охотского побережья оно сочетается с оленеводством, а в долине Амура - с рыболовством. Развивается охотничий туризм.

Хабаровский край - один из самых крупных регионов Дальнего Востока (788 тыс. кв. км), население которого составляет 1,4 млн. человек. Ведущими секторами экономики Хабаровского края являются промышленность (свыше 20 процентов), транспорт и связь (около 20 процентов), торговля и строительство. Основными отраслями специализации промышленности являются топливно-энергетический комплекс (25 процентов), машиностроительный комплекс (около 20 процентов), добыча полезных ископаемых (около 13 процентов), металлургическое производство (около 12 процентов), лесозаготовки и деревообработка (свыше 12 процентов), производство пищевых продуктов (около 10 процентов).

Как и большинство субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, Хабаровский край внутренне неоднороден. Подавляющая часть социально-экономического и демографического потенциала приходится на Амурскую долину, за пределами которой - разреженная сеть поселений и экономических центров вдоль побережья и очаги освоения во внутренних горных районах. Выделяются такие зоны опережающего экономического роста различной специализации, как хабаровская и комсомольская агломерации, Ургальская топливно-энергетическая зона, расположенная в зоне Байкало-Амурской магистрали (в западной горной части Хабаровского края), и прибрежная портово-промышленная зона, расположенная на юго-востоке края.

В состав хабаровской агломерации входят г. Хабаровск и большинство населенных пунктов Хабаровского района. Перспективы развития хабаровской агломерации связаны с формированием многопрофильного Хабаровского научно-образовательного и финансово-промышленного комплекса.

В рамках развития хабаровской агломерации планируется формирование единого транспортно-логистического узла, промышленного и делового центра с развитой производственной сферой и сферой услуг, среди которых большое значение будут иметь услуги образования, здравоохранения, туризма, коммерциализации научных и инновационных разработок.

В качестве перспективных специализаций хабаровской агломерации выступают развитие нефтепереработки, производство пищевой продукции, продукции строительной индустрии, электротехнических изделий, мебели, машин и оборудования. Планируется развитие инновационно-проводящей инфраструктуры, услуг образования, здравоохранения, культуры и спорта. Индустриальный профиль экономики хабаровской агломерации сохранится в средне- и долгосрочной перспективе, что определяет необходимость создания технико-внедренческих зон. В агломерации будет сформирован транспортно-логистический комплекс общероссийского значения.

Центром комсомольской агломерации является г. Комсомольск-на-Амуре. В комсомольскую агломерацию входят также г. Амурск и Комсомольский, Солнечный и Амурский районы. Комсомольская агломерация представляет собой крупнейший в округе промышленный узел (авиастроение, судостроение, производство боеприпасов, нефтепереработка, металлургическое производство, добыча руд цветных металлов и лесопереработка). Активно развиваются наука (технический университет, институт машиностроения Дальневосточного отделения Российской академии наук), учреждения высшего образования, проектно-конструкторские учреждения.

Определяющую роль в промышленном производстве будет и дальше играть оборонно-промышленный комплекс, обладающий наиболее современными технологиями. Предприятиями предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных продуктов, выпуску новой конкурентоспособной продукции военного, двойного и гражданского назначения. Планируются к реализации проекты серийного производства авиационных комплексов Су-35 (поколение 4++), разработки и строительства истребителя пятого поколения, среднемагистральных авиалайнеров "Сухой Супер Джет - 100".

В судостроении помимо оборонной тематики получит развитие гражданское судостроение, строительство сооружений для морских нефтегазодобывающих платформ.

На базе действующего в г. Комсомольске-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода будет построен нефтегазохимический комплекс, в г. Амурске планируется организация производства целлюлозы, осуществление ряда проектов по переработке древесины и производству строительных материалов. Будет построен гидрометаллургический завод по производству золотосодержащего сплава (сплава доре).

В зоне влияния комсомольской агломерации расположены перспективные для освоения месторождения олова, в том числе Правоурмийское и Соболиное, имеющие общероссийское значение по запасам металла.

Специализация Ургальской топливно-энергетической зоны - производство и экспорт электроэнергии, добыча угля и золота, лесопереработка. Ургальская зона опережающего роста - это еще один ареал роста на Байкало-Амурской магистрали (Верхнебуреинский район Хабаровского края). Здесь имеются благоприятные условия для строительства крупного Ургальского топливно-энергетического комплекса, строительство которого в зоне прохождения Байкало-Амурской магистрали основано на возможности компактного размещения группы топливно-энергетических объектов высокой производительности. Кроме производства электроэнергии и добычи угля в Ургальской зоне будут развиваться добыча и первичная переработка золотых и оловянных руд.

Снижение рисков реализации инвестиционных проектов и развития Ургальской топливно-энергетической зоны в целом возможно в случае комплексного подхода к строительству инфраструктуры, в том числе транспортной, позволяющей Ургальской зоне интегрироваться в опорные инфраструктурные сети.

Прибрежная портово-промышленная зона опережающего экономического развития будет формироваться на базе Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла, включающего портовую особую экономическую зону на базе порта Советская Гавань и порта Де-Кастри. Она получит развитие за счет строительства новых морских перегрузочных терминалов и формирования акватерриториальных (морепромышленных) комплексов, базирующихся на перспективных транспортно-логистических узлах, лесопромышленных, рыбохозяйственных производствах и линейно-очаговых системах расселения преимущественно на морском побережье и прилегающих районах, дополняемых континентальной транспортно-энергетической инфраструктурой. Реализация инвестиционных проектов по наращиванию портовых мощностей на территории Хабаровского края будет способствовать развитию порта Ванино, что позволит значительно увеличить объем ежегодной грузопереработки железной руды, нефти и нефтепродуктов, глинозема, леса, контейнеров и других грузов, приведет к созданию новых рабочих мест.

Проект создания крупного транспортно-промышленного узла в бухтах Ванино и Мучке, заливе Советская Гавань базируется на освоении и разработке богатых природных ресурсов зоны Байкало-Амурской магистрали, в том числе Нерюнгринского и Эльнинского месторождений в Республике Саха (Якутия), месторождений Куранах, Большой Сейим и Гаринское в Амурской области, Кимканско-Сутарского месторождения в Еврейской автономной области, а также месторождений Кузбасса, что обеспечит формирование значительных экспортных грузопотоков в направлении морских портов Хабаровского края. Проекты по строительству портовых комплексов позволят прогнозировать развитие портовых мощностей Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла до 80 - 100 млн. тонн к 2025 году. Масштабное развитие портовых мощностей будет способствовать успешной реализации крупных проектов освоения месторождений как в зоне Байкало-Амурской магистрали, так и Транссибирской магистрали, что придает Ванинско-Советскогаванскому транспортно-промышленному узлу статус общегосударственного значения.

В порту Де-Кастри продолжится формирование транспортно-промышленного узла, перспективы которого связываются с дальнейшим развитием нефтеотгрузочных терминалов, реализацией транспортных проектов, строительством предприятий по переработке древесины. Реализация на территории зоны крупных инфраструктурных проектов (строительство автомобильных и железных дорог) даст значительный импульс социально-экономическому развитию прибрежной зоны Хабаровского края, обеспечит всесезонный доступ к использованию природных ресурсов северо-восточной части края. Развитие инфраструктуры станет дополнительным стимулом разведки и освоения месторождений, повышения их экономической ценности, в том числе и в более северных районах - Тугуро-Чумиганском (с учетом развития приливной электроэнергетики межрайонного значения) и Аяно-Майском. Проект снизит транспортные издержки на обеспечение северного завоза, повысит комфортность проживания населения. Строительство железнодорожной линии повысит конкурентоспособность продукции местного производства и будет способствовать развитию профильных производств, в частности лесопромышленного комплекса, повышению качества жизни местного населения.

Неравномерность размещения населения на территории Хабаровского края обусловлена значительной протяженностью территории, повышенной удаленностью сельского расселения населенных пунктов от краевого и районных центров, их труднодоступностью. Характерной особенностью является наличие двух крупных центров расселения - г. г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

Формирование агломерационных форм расселения является одним из стратегических приоритетов развития региона. В настоящее время хабаровская агломерация выделяется условно, поскольку фактически групповая система населенных мест в непосредственной близости от столицы Дальнего Востока не сложилась. Общая численность населения на этой территории превышает 600 тыс. человек. Для хабаровской агломерации основным принципом стратегического пространственного развития станет развитие пригородных функций (селитебных, производственных и инновационных) в пределах примыкающей к городу зоны по 2 основным направлениям: на запад и юго-восток вдоль государственной границы Российской Федерации. Стратегическое направление пространственного развития агломерации Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Солнечный - инфраструктурная, экономическая и социокультурная интеграция отдельных ее частей. В условиях относительной автономности агломерации (удаленности от других центров расселения Дальнего Востока) усиление ее роли в системе расселения региона формируется на основе создания в пределах агломерации единой системы коммуникаций, обеспечивающей одновременно производственные и социальные функции.

Основой транспортного комплекса Хабаровского края является развитая железнодорожная сеть, которая включает в себя Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, соединенные между собой меридиональными железнодорожными линиями Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре и Известковая - Чегдомын. Транссибирская магистраль связывает сеть российских железных дорог с морскими портами Приморского края, а Байкало-Амурская - с морскими портами Ванино и Советская Гавань.

Развитие железнодорожной инфраструктуры регионального и местного значения предполагается за счет строительства планируемой железнодорожной линии Селихин - Ныш, железнодорожной линии Постышево - Тугур к Тугурской приливной электростанции.

Получит развитие сеть аэропортов и воздушных линий. Будет реализован проект создания международного узлового аэропорта (хаба) на базе аэропорта Хабаровск (Новый), что с учетом развития фидерной сети краевых местных воздушных авиалиний позволит повысить эффективность обслуживания трансфертных и внутренних пассажиропотоков. В первую очередь будут реконструированы аэропортовые комплексы г. г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Охотска, Чумикана, Богородска и Советской Гавани. Планируется создание Хабаровского укрупненного центра организации воздушного движения.

Развитие опорной транспортной сети в крае будет дополнено формированием региональной сети автодорожного сообщения. Будут построены и реконструированы автомобильные дороги Селихино - Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын, Аян - Нелькан - Югоренок (граница Республики Саха (Якутия)), Селихино - Гурское - Кенада - Ванино, Полины Осипенко - Чумикан - Аян, проходящие через северные районы Хабаровского края и обеспечивающие северный завоз.

Автодороги федерального значения Хабаровск - Владивосток, Хабаровск - Находка и Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре обеспечивают выход сети российских автодорог к морским портам Приморского и Хабаровского краев и являются продолжением федеральной трассы Чита - Хабаровск.

Строительство второй очереди автодорожной части совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровска укрепит автомобильное сообщение сети автодорог Хабаровского и Приморского краев с федеральной трассой Чита - Хабаровск.

Предусматривается создание постоянного грузо-пассажирского пункта пропуска Хабаровск (о. Большой Уссурийский) - Фуюань на российско-китайской государственной границе и строительство автодорожного моста через протоку Амурская, который позволит расширить внешнеэкономические связи с северными провинциями Китая и направить грузы в порты Ванино и Советская Гавань, а также в западном направлении.

В бассейне р. Амур получит развитие внутренний водный транспорт с восстановлением пассажирского сообщения на ранее закрытых линиях.

Комплексное развитие транспортной системы позволит осуществить создание и интеграцию логистических систем всех уровней, что обеспечит необходимое развитие товаропроводящей инфраструктуры Хабаровского края.

Одним из приоритетных направлений развития энергетики Хабаровского края является обеспечение надежного энергообеспечения экономики и населения края. В краевом центре будет расширена Хабаровская ТЭЦ-3, построена Хабаровская ПГУ-450, осуществлено электросетевое строительство высоковольтных линий электропередачи (220 кВ) Хабаровская ТЭЦ-3 - Хехцир, Хабаровская ПГУ - Хехцир, Хабаровская ТЭЦ-3 - Амур и подстанции (220 кВ) Амур с заходами высоковольтных линий электропередачи (220 кВ). В целях развития электросетей г. Хабаровска будет произведена реконструкция распределительных электросетей (35 кВ) центральной части г. Хабаровска с переводом на напряжение 110 кВ.

Важное значение для реализации проекта по созданию Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла имеет развитие Советскогаванского энергорайона. В рамках развития электроэнергетической инфраструктуры будет реализовано строительство теплоэлектроцентрали в г. Советская Гавань, высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Комсомольская - Советская Гавань. Развитие энергетической инфраструктуры повысит надежность и обеспечит прирост электропотребления в портовой зоне.

Увеличение электропотребления в связи с развитием промышленности в г. г. Комсомольске-на-Амуре и Амурске будет обеспечено за счет расширения Комсомольской ТЭЦ-3 и сооружения парогазовой установки мощностью 180 МВт на Амурской ТЭЦ.

Большое значение для повышения эффективности и надежности энергоснабжения потребителей Хабаровского края имеет присоединение Николаевского энергоузла к энергосистеме региона за счет строительства высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Селихино - Ныш (участок Селихино - Николаевская) с кабельным переходом через р. Амур с подстанциями (220 кВ) Ягодный, Циммермановка, Де-Кастри и Мыс Лазарева.

Реализация на территории Хабаровского края проекта строительства газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток позволит повысить надежность газоснабжения, обеспечить прогнозируемый рост потребности в природном газе потребителей края.

Учитывая имеющуюся производственную базу и планы развития Ванинско-Советскогаванского транспортно-промышленного узла необходимо развивать на территории края производство продукции для нефтегазовой отрасли в целях использования ее при реализации восточной газовой программы (буровые платформы, различные классы судов, в том числе метановозы и полупогружные буровые суда, суда ледокольного типа и так далее).

В Хабаровском крае сформировалась устойчивая, с многолетними традициями, динамично развивающаяся система образования. Она представлена 1078 учреждениями всех типов и видов, включая 999 учреждений системы общего образования и 79 учреждений системы профессионального образования. В образовательном комплексе Хабаровского края представлены все уровни, виды и формы образования. Это позволяет предоставлять населению широкий спектр образовательных услуг.

Дальнейшее развитие системы образования в Хабаровском крае будет связано с обеспечением возможности получения профессионального образования, соответствующего профессионально-квалификационным требованиям на рынке труда, как условия высокого уровня жизни.

В Хабаровском крае один из самых низких на Дальнем Востоке показателей охвата детей дошкольным образованием. До 2025 года планируется строительство новых детских садов в городах, особенно в г. г. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также Советскогаванском и Ульчском муниципальных районах. В связи с высокой потребностью будут открываться дополнительные группы в дошкольных образовательных учреждениях практически во всех муниципальных образованиях края. При этом будет обеспечена не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства и социального положения семей, но и повышение его качества за счет видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений, развития услуг дополнительного образования, а также за счет содержания образовательных программ каждого дошкольного образовательного учреждения.

Основным направлением развития общего образования являются формирование оптимальной сети базовых школ с филиалами и развитие профильного обучения. В Хабаровском крае проводится плановая работа по замене школьных зданий, имеющих высокую степень износа, на современные. Наибольшую потребность в инвестициях в строительство и реконструкцию новых школ испытывают крупнейшие города края - г. г. Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, а также Ванинский, Ульчский и Хабаровский районы. Планируется строительство краевого центра образования на 1000 ученических мест с детским садом в г. Хабаровске.

В удаленных северных районах Хабаровского края из-за климатических условий и разобщенности населенных пунктов будут использоваться такие формы обучения, как экстернат, семейное, дистанционное и индивидуальное обучение.

Одним из факторов инновационного развития Хабаровского края является развитие начального и среднего профессионального образования посредством привлечения в профессиональные учебные заведения молодежи из других субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, из стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, а также использования имеющегося научного потенциала для усиления инновационной составляющей регионального производства.

На базе учреждений начального и среднего профессионального образования предстоит сформировать комплексные учебные центры профессиональной квалификации со специализацией на подготовке кадров для машиностроения и металлообработки, лесопромышленного комплекса, горнодобывающей промышленности.

Система здравоохранения в Хабаровском крае одна из самых развитых на Дальнем Востоке.

Ключевыми направлениями развития системы здравоохранения Хабаровского края являются снижение смертности, в первую очередь от болезней системы кровообращения (с 775,3 случая до 600 - 630 случаев на 100 тыс. человек), от несчастных случаев, отравлений и травм (с 239 до 100 - 150 случаев на 100 тыс. человек). Стратегическим ориентиром является увеличение доли детей, относящихся к I группе здоровья, до уровня не менее чем 40 процентов. Кроме того, необходимо решить задачи снижения коэффициента первичного выхода на инвалидность детей с 26,5 до 20 на 10 тыс. детей, снижения смертности населения трудоспособного возраста от предотвратимых причин с 837 человек в 2007 году до 600 человек в 2025 году на 100 тыс. населения.

Решение указанных задач потребует от Хабаровского края создания высокоорганизованной, оснащенной новейшими медицинскими технологиями, высокопрофессиональными кадрами системы здравоохранения. Повышение доступности современных медицинских технологий будет осуществлено за счет расширения практики бесплатного предоставления уже имеющихся видов высокотехнологической помощи, увеличения масштабов инновационной деятельности по освоению новых медицинских технологий, что приведет к повышению уровня удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной помощи с 10 - 20 процентов до 70 - 80 процентов.

Важную роль в развитии здравоохранения края сыграет повышение профессионального уровня врачей и среднего медицинского персонала, их постоянное переобучение и освоение передовых зарубежных и российских медицинских технологий, а также обеспечение соответствия оказания медицинской помощи населению требованиям медицинских стандартов.

В целях повышения адаптивности системы здравоохранения Хабаровского края к изменениям в демографической структуре населения будет усовершенствована деятельность педиатрической службы, продолжено развитие института врачей общей практики, особенно в сельской местности и северных районах.

Основными задачами в сфере культуры являются развитие профессионального искусства, улучшение кинообслуживания и расширение географии гастрольной деятельности творческих коллективов.

Предполагается развивать филармоническую деятельность, создавать условия для художественного роста Дальневосточного симфонического оркестра и других художественных коллективов. Важным направлением развития культуры является реализация прибыльных концертных, фестивальных, выставочных и других проектов в сфере культуры, ориентированных на публику не только г. Хабаровска и Хабаровского края, но также других районов Дальнего Востока, Байкальского региона и приграничных стран.

В рамках сохранения и развития библиотечных систем планируется создать корпоративную систему общедоступных библиотек и построить новое здание Дальневосточной государственной научной библиотеки.

Кроме того, будет продолжена работа по расширению музейной сети, укреплению материально-технической базы музеев, увеличению экспозиционных площадей и фондохранилищ, модернизации музейного и технического оборудования, внедрению в музейную практику новых информационных технологий, а также поиску новых форм музейного обслуживания. Планируется создание краевого центра реставрации по различным видам музейных экспонатов. Создание реставрационного центра поможет обеспечить сохранность уникального памятника древней культуры "Петроглифы с. Сикачи-Алян".

Важным направлением развития культуры края является расширение перечня услуг, предоставляемых учреждениями культуры северных районов. Для этого будет организована деятельность межпоселенческих кинотеатров, сохранена муниципальная киносеть, которая будет переведена на видеоносители. Здания многих учреждений культуры северных районов края будут реконструированы.

К 2025 году в Хабаровском крае планируется увеличить долю населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, до 23 процентов. Предполагается увеличить обеспеченность спортивными сооружениями, в том числе: плоскостными сооружениями - до 47,6 процента (2007 год - 43,2 процента), спортивными залами - до 30,4 процента (2007 год - 23,7 процента), плавательными бассейнами - до 9,3 процента (2007 год - 7,6 процента).

Для туристско-рекреационного комплекса Хабаровского края наиболее перспективными направлениями развития являются:

Наиболее перспективные направления развития санаторно-курортного лечения и рекреации - бальнеотерапия, грязелечение, применение минеральной воды, климатолечение (аэро- и гелеотерапия). Ландшафт и рельеф прилегающей к источникам территории являются дополнительными факторами для организации трасс лечебно-оздоровительных прогулок (терренкуров) продолжительностью до нескольких часов, а также для организации экскурсионной и туристической деятельности.

Развитие зон лечебно-оздоровительного и рекреационного туризма кроме социально-демографического аспекта даст толчок для развития таких инфраструктурных составляющих, как сеть транспортного сообщения (автомобильные дороги, объекты энергетики и инженерные коммуникации), а также повышения уровня занятости местного населения в этой и сопутствующих областях (торговля, питание, изготовление местных сувениров и прочее).

Развитие речных и морских круизов в крае рассматривается как перспективное направление. Необходимо отметить, что одна из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе р. Амур является главной достопримечательностью Хабаровского края. В бассейне р. Амур сосредоточена большая часть имеющегося природного и культурно-исторического туристического потенциала. В зоне амурского водного пути находятся обширные территории Хабаровского края, Амурской, Еврейской автономной и Читинской областей, а также северо-восточного Китая. Возобновление круизного движения в крае будет способствовать вовлечению в экономический процесс целого ряда муниципальных районов края - Комсомольского, Николаевского, Нанайского, Ульчского и Хабаровского. Это позволит создать дополнительные рабочие места и повысить занятость, в том числе коренных малочисленных народов Севера, проживающих в долине р. Амур.

Как перспективное направление развития туристического комплекса Хабаровского края рассматривается создание рекреационных зон вокруг крупных городских агломераций. В данном случае речь идет о создании удобных подъездов к объектам отдыха, парковок для автотранспорта, обеспечении высокого уровня санитарной гигиены в местах отдыха, наличии объектов проживания и питания, а также объектов спортивно-развлекательного характера.

Кроме того, предполагается создание рекреационных зон в пределах крупных городских агломераций, в частности в Хабаровском районе. Получит развитие горнолыжная рекреация в Комсомольском, Солнечном и Хабаровском районах. Эколого-туристический комплекс будет построен в районе имени Лазо (Сихотэ-Алинь). Рекреация будет развиваться на острове Большой Уссурийский и в окрестностях государственного природного заповедника Большехехцирский.

Повышение уровня и качества жизни населения Хабаровского края, защита социально уязвимых слоев населения являются приоритетными задачами до 2025 года.

Дальнейшее развитие жилищного строительства в Хабаровском крае необходимо рассматривать в контексте геостратегических интересов России на Дальнем Востоке. Основой государственной политики в вопросе обеспечения жильем граждан является создание условий, которые позволят удовлетворить потребность в жилье экономически активной части населения, возможных переселенцев из других регионов страны, соотечественников, проживающих за рубежом, а также оказание эффективных мер государственной поддержки тем категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить свою жилищную проблему самостоятельно. Комплексная застройка новых жилых микрорайонов с необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой, развитие малоэтажного строительства и деревянного домостроения приведут к увеличению объемов жилищного строительства, повышению комфортности и доступности жилья, что обеспечит закрепление населения в Хабаровском крае.

Предполагается сформировать специальный жилищный фонд, предназначенный для предоставления гражданам по договорам социального найма, осуществить проектирование домов с невысокой стоимостью строительства, эксплуатации и потребления коммунальных услуг.

Государственная политика стимулирования жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры на территории Хабаровского края будет учитывать дислокацию производительных сил и концентрацию населения в зонах опережающего экономического развития.

Особенно важным для развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является глубокая модернизация и обновление коммунальной электроэнергетической инфраструктуры. Для этого в целях создания равных условий экономического развития территорий изолированных энергорайонов на федеральном уровне будет осуществлен комплекс мероприятий по переводу на более экономичные виды топлива энергоснабжающих предприятий децентрализованной зоны обслуживания и введена система коммерческого учета электроэнергии. Кроме того, будет улучшена ситуация с обеспечением качественной питьевой водой потребителей за счет применения новых технологий подачи, повышены надежность работы систем водоснабжения и водоотведения, качество очистки питьевой воды и уровень очистки сточных вод.

Для обеспечения водоснабжения малых поселений будет реализована программа развития нецентрализованных систем водоснабжения и создания условий для снабжения населения бутилированной питьевой водой.

В целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения и снижения себестоимости выработки тепла в отдаленных населенных пунктах Хабаровского края будет продолжаться перевод котельных с жидкого топлива на уголь и модернизация котельных и сетей теплоснабжения с высокой степенью износа. Приоритетным направлением будет строительство мини-теплоэлектроцентралей в отдаленных населенных пунктах и реконструкция трубопроводов тепловых сетей.

Планируется совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом и повышение качества работы коммунальных систем.

Новые механизмы развития и нестандартные решения в социальной сфере, которые инициировало правительство страны на Дальнем Востоке, в каждом из его 11 субъектов реализуются по-своему. Особенности территорий - климатические, исторические, экономические - формируют подчас и совсем разные задачи. Сегодня на площадке "РГ" выступили члены экспертно-консультативного совета при губернаторе Хабаровского края, рассказавшие о главных проблемах этого региона и способах их решения.

Как сегодня можно охарактеризовать экономику Хабаровского края?

Вадим Заусаев, профессор, д.э.н.:

К сожалению, пока изменить вектор развития не удается. Тенденции по основным макропоказателям в Хабаровском крае негативные. Подтверждают их и итоги первого полугодия 2019-го. Миграционный отток, как и государственный долг - наибольшие из всех субъектов макрорегиона (четыре тысячи человек и 54,9 миллиарда рублей). Стоящие перед краем проблемы обусловлены прежде всего слабой адаптацией его диверсифицированной экономики к рыночным условиям хозяйствования. Традиционные драйверы роста - военно-промышленное и гражданское машиностроение, а также лесная индустрия - потеряли свою динамику. Естественная основа регионального хозяйства (рентные ресурсодобывающие производства) не обеспечивает воспроизводство 1,3 миллиона человек, которые составляют население края.

Виктор Крюков, кандидат г.-м.н.:

В Хабаровском крае действуют существенные ограничения экономического роста. Они включают много факторов: высокую затратность жизни, значительную долю низкоэффективных перерабатывающих производств, дефицитность бюджета, высокий государственный долг, низкую налогооблагаемую базу, растущий дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов.

И что же делать?

Евгений Галичанин, профессор, д.э.н.:

Необходим поиск ресурсов и механизмов для перевода экономики на качественно новый уровень развития. Кстати, хорошие возможности открываются с разработкой Национальной программы развития Дальнего Востока. Но возможности эти должны базироваться на научной основе. Обязательно следует учитывать формирующиеся тенденции, объективные ограничения и резервы развития - как общего, так и сугубо краевого значения.

Вадим Заусаев:

Надо ориентироваться на формирование быстрорастущего постоянного населения и диверсифицированной экономики на приграничном юге, стягивание жителей в большие и малые селитебные центры и создание в них максимально комфортных условий проживания. При этом будет идти расширение вахтовых методов организации труда на севере. Еще один фактор такого рода - размещение производительных сил на основе формирования территориальных центров экономического роста с ранжированием их по уровням значимости (федеральный, региональный, локальный и местный), каждый из которых будет иметь свои особенности социально-экономического развития.

Концепция более или менее понятна. Какие конкретные шаги надо предпринять?

Вадим Заусаев:

Здесь требуются действия власти как федерального, так и краевого уровней. Федеральные могут и должны обеспечить развитие рентных отраслей в центре цепочки вертикально-интегрированных структур, где вначале воспроизводство и геологоразведка, а в конце переработка. Сюда же приплюсуем осуществление специальной экономической политики, включающей преференциальные режимы хозяйствования для бизнеса, в том числе совершенствование ТОР и СПВ, инфраструктурное обустройство территории, принятие противозатратного кодекса в естественных монополиях и компаниях с государственным участием, а также в органах госвласти.

Несмотря на уменьшение перерабатывающих производств, Хабаровский край сохранил диверсифицированную структуру экономики

Дальневосточный бизнес в реальном секторе экономики надо освободить от всех федеральных налогов. Более того, его следует освободить от выплаты дальневосточных надбавок и льгот, с переносом этих затрат на государственный бюджет. Пилотный проект такого рода предлагаю сделать в ТОР "Комсомольск" для выявления положительных и возможных отрицательных последствий.

Еще необходимо расширить полномочия субъектов в распоряжении и пользовании природными ресурсами, увеличить налогооблагаемую базу субъектов за счет закрепления бизнеса по месту деятельности. Чтобы установить надежные и доступные связи субъекта с "материнской" стороной, надо регулировать транспортные тарифы. Один из самых важных пунктов: необходимо принятие федерального закона "О развитии Дальнего Востока" как институциональной основы развития субъектов ДФО.

Это очень серьезная программа. А что остается на долю правительства Хабаровского края?

Александр Снычков, профессор Дальневосточной народной академии наук:

А его действия необходимы в следующих направлениях: максимальное развитие рентных отраслей - рыбной, угольной, лесной. Нужна разработка механизмов поддержки малого и среднего бизнеса. Желательно введение режима жесточайшей экономии в использовании бюджетных ресурсов. Обустройство территории должно идти на принципах государственно-частного партнерства, когда бизнесу возмещают посредством будущих налогов затраты на создание производственной и социальной инфраструктуры, подготовку рабочих кадров. От краевых властей ждут лоббирования в высших инстанциях крупных инвестиционных проектов: комплексное освоение ресурсов Охотского моря, транспортный переход на Сахалин, строительство Тугурской приливной электростанции и второго пути на БАМе, освоение месторождений алунитов, неметаллов, редких металлов и земель, создание транспортного коридора через Уссурийский остров (север Китая - порты Дальнего Востока)…

Вадим Заусаев:

Несмотря на значительное сокращение перерабатывающих производств Хабаровский край сохранил диверсифицированную структуру хозяйства. Это своего рода модель новой дальневосточной экономики. Но ей еще предстоит доказать право на жизнь. Иначе удел макрорегиона - стать сырьевым придатком стран АТР.

Цифры и факты

1,321 миллиона человек составило население Хабаровского края на начало 2019 года.

682 миллиарда руб­лей достиг валовой региональный продукт в 2018 году.

1,7 человека на квадратный километр - плотность населения Хабаровского края.

3,8 процента - уровень безработицы в Хабаровском крае в 2018 году.