Когда употребляется твердый и мягкий знак. Разделительный твердый знак пишется после. Правописание разделительных Ь и Ъ

Введение

После согласного перед гласным обозначать звук [й"] буквам е, ё, ю, я (и) помогают Ь и Ъ. В этом случае знаки называют разделительными.

На уроке вы узнаете, как выбрать из двух разделительных знаков нужный.

Тема урока: «Правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков».

Наблюдаем за строением слов с Ь и Ъ знаками

Понаблюдаем за строением слов с Ь знаком. Чтобы найти корень, подберём однокоренные слова.

Веселье, веселиться, весело (корень -весель-),

медвежья, медвежонок, медведица (корень -медвежь-, -медвед-),

воробьи, воробышек, воробьиный (корень -воробь-).

Понаблюдаем за строением слов с Ъ знаком.

Съеду, еду, едет (корень -ед-, приставка с-),

подъезд, ездят (корень -езд-, приставка под-),

объявление, заявление, объявить (корень -явл-, приставка об-).

Формулируем правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

Как пользоваться правилом

1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й"] после согласного звука перед гласным.

2. Выдели в слове корень.

3. Посмотри, где нужно писать разделительный знак - в корне или между приставкой и корнем. Если в корне - пиши Ь, если между приставкой и корнем - пиши Ъ.

Применяем новые знания

Пользуясь правилом, определи, что нужно написать на месте пропусков - разделительный Ь или Ъ.

Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

Ульи - корень -уль-, пишем Ь;

соловьи - соловушка, корень -соловь-, пишем Ь;

предъюбилейный - юбилей, корень -юбилей-, приставка пред-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

разъезд - ездить, корень -езд-, приставка раз-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

съедобный - еда, корень -ед-, приставка с-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

братья - братишка, корень -брать-, пишем Ь.

Примени новые знания, правильно запиши слова с корнем -ЕХ-, не попадись в ловушки.

с?ехал, по?ехал, в?ехал, до?ехал, под?ехал, от?ехал, за?ехал

съехал, поехал, въехал, доехал, подъехал, отъехал, заехал

В словах поехал, доехал, заехал приставки по-, до-, за- оканчиваются на гласный звук, поэтому Ъ знак писать не нужно.

В словах съехал, въехал, подъехал, отъехал приставки с-, в-, под-, от- оканчиваются на согласный звук, поэтому нужно писать Ъ.

Запиши слова буквами.

[с й"э л] - съел. После согласного [с] перед гласным [э] обозначать звук [й"] букве Е помогает Ъ. С- приставка, корень -е-. [вй"ун] - вьюн. После согласного [в] перед гласным [у] обозначать звук [й"] букве Ю помогает Ь. Корень -вьюн-. [п"эр"й"а] - перья. После согласного [р"] перед гласным [а] обозначать звук [й"] букве Я помогает Ь. Корень -перь-. Послушай себя и запиши слова звуками.

крылья - [крыл"й"а], 6 б., 6 зв. съеду - [сй"эду], 5 б., 5 зв. Вы заметили, что количество звуков и букв в словах одинаковое.

Ь, Ъ звуков не обозначают, а буквы е, ё, ю, я обозначают два звука [й"э], [й"о], [й"у], [й"а].

Ищем в стихотворных строках слова с Ь и Ъ знаками

Найдите в стихотворных строках слова с Ь и Ъ.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём.

Е. Трутнева

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края,

Прокатитесь на верблюде!

Право, здорово, друзья!

С. Баруздин

Дождь, дождь льёт,

В барабаны бьёт. А. Барто

Улетела злая вьюга.

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

А. Усанова

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля. (Песня)

Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной…

Заяц режет, заяц шьёт,

А медведь в берлоге ждёт.

С. Михалков

Платье (корень -плать-),

листья (корень -листь-),

съездить (корень -езд-, приставка с-, оканчивается на согласный),

друзья (корень -друзь-),

вьюга (корень -вьюг-),

ручьи (корень -ручь-),

приволье - простор, вольная жизнь (корень -воль-),

раздолье - дол, долина (корень -доль-),

объявил (корень -яв-, приставка об-, оканчивается на согласный).

Обратите внимание : в словах шьёт, льёт, бьёт и в родственных словах сошьёт, прольёт, побьёт в корне пишется Ь (корни: -шь-, -ль-, -бь-).

Ищем в тексте слова с разделительными Ь и Ъ знаками

Найдите слова в тексте с разделительными Ь и Ъ знаками.

Над рекой в морозной дымке вьётся маленькая пичуга. Она стремительно ныряет в воду. Через мгновение - подъём. Это оляпка, гостья из северных лесов. Пёрышки птички смазаны жиром. Вот чем можно объяснить, почему оляпка не боится воды. (см. Рис. 1)

Вьётся - вить, вью, корень -вь-, пишем ь,

подъём - можно увидеть в книгах два варианта выделения корня: корень -ём-, приставка под-, корень -подъём-, пишем ъ,

гостья - гостиная, погостить, корень -гость-, пишем ь,

объяснить - ясно, ясный, разъяснить, корень -ясн-, приставка об-, оканчивается на согласный, пишем ъ.

Объясняем, какие буквы пропущены

Родина русского самовара - город Тула. На Руси издавна делали разные по форме и об_ёму самовары. Были даже самовары со с_ёмными ручками. Русская сем_я любит посидеть у самовара. В пословице говорится: «Кто чай п_ёт, сто лет проживёт».

Объёму - раньше выделяли приставку об-, сейчас выделяют корень -объём-;

съёмными - съёмка, раньше выделяли приставку с-, сейчас выделяют корень -съём;

семья - семейный, корень -семь-;

пьёт - пить, корень -пь-.

Наблюдаем за словами, которые отвечают на вопрос чьи?

Послушайте диалог.

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

- Э-э, что мне клыки да когти?

Душа-то у меня всё равно заячья.

В словах, которые отвечают на вопрос чьи? : лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьи в корне пишется Ь.

Слушаем пословицы

Послушайте пословицы, найдите слова с Ь и Ъ знаками.

Ручьи сольются - река будет. Люди объединятся - силу их не победить.

Счастье не рыбка, удочкой не поймаешь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Ручьи - ручей, в корне -ручь- после согласного перед буквой и пишется ь.

Сольются - лить, лью, в корне -ль- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Объединятся - объединение, единый, корень -един-, после приставки, оканчивающейся на согласный, перед корнем, начинающимся на букву е , пишется ъ.

Счастье - счастливый, в корне -счасть- после согласного перед буквой е пишется ь.

Лестью - в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Честью - в корне -честь- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Запоминаем иноязычные слова.

Запомни иноязычные слова с Ъ:

объект, субъект, адъютант, инъекция (впрыскивание лекарства, укол)

Запомни слова с Ь:

бульон - отвар из мяса

батальон - подразделение в войсках

павильон - небольшая постройка в саду, в парке

почтальон - разносчик почты по адресам

шампиньон - съедобный гриб

Заключение

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и .

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Запишите слова в два столбика: в левый - с разделительным мягким знаком, в правый - с разделительным твёрдым знаком.
    Ш.ёт, п.ют, л.ют, б.ют, с.ел, здоров.е, об.явление, под.ём, из.ян, об.ятие, вороб.и, от.езжать, счаст.е, ненаст.е, весел.е, пред.явить, об.единение, раз.яснение.
  2. Вставьте Ь или Ъ. В словах с разделительным твёрдым знаком выделяйте приставки.

    Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

    Смотрит Зин?ка: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся вз?ерошилась. Об?яснила она Зин?ке свой страх. Провалилась мышь в медвеж?ю берлогу.

    (По В. Бианки)

  3. Прочитайте записи. Какая из них не является загадкой? Почему? Отгадайте загадки. Решите орфографические задачи.

    1. Б.ют его, а он не злится,

    Он поёт и веселится,

    Потому что без бит.я

    Нет для мячика жит.я. (В Берестов)

    2. Сама, как коромысло,

    В воздухе повисла.

    Крыл.ями стрекочет,

    Комара с.есть хочет.

    3. Пылит под ногами, петляет и в.ётся.

    Лежит, и бежит, и кружит. Как зовётся?

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  2. Интернет-портал Gramota.ru ().
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru ().
  4. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru ().

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 17. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ъ И Ь ЗНАКОВ. Таблица 17 Разделительный Ъ: Разделительный Ь: Ь для обозначения мягкости: 1. После приставок на согласный (русских и заимствованных) перед корнем, который начинается на Е, Ё, Ю, Я: съел, подъём, объяснил, предъюбилейный, адъютант, субъект. 2. В сложных словах после первой части двух-, трёх-, четырёх-, сверх-, меж-: двухъярусный, трёъязычный, межъярусный. 3. В корне иноязычного слова фельдъегерь (vojenský kurýr). 1. Пишется всегда в середине слова (т. е. в корнях, суффиксах и окончаниях) после мягкой согласной буквы перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: пьеса [ п йэсъ], бельё [ б и э л йо], листья [ л ист йя], лью [ л йу], воробьи [ върλб йи], 2. В заимствованных для русского языка словах в сочетании ЬО (не ЬЁ!!!): бульон, павильон, медальон, почтальон, шампиньон. 1. На конце слов как показатель мягкости согласных: огонь, словарь, дверь, боль 2. В середине слова: А) После мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким) львица, льняной, вальс, только Б) После мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным: КузЬма, борьба, просьба, письмо. 3. В числительных только один раз: пять, шесть, одиннадцать, пятьдесят, семьдесят, шестьсот, девятьсот. 4. В некоторых формах творительного падежа (7. р.) имён существительных: мать матерью, лошадь лошадью, 5. В инфинитиве глагола: читать, писать, ехать, петь, сидеть, учиться, умываться. 109

2 18. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. Таблица 18 Ь ПИШЕТСЯ: На конце сущ. ж. р. в Им. (1.р.) и Вин. (4.р.) пад. ед.ч.: молодёжь, сушь, тишь, рожь, мелочь, В инфинитиве глаголов: беречь, беречься, стричь, стричься, развлечь, развлечься, жечь, печь, лечь, В глаг 2-го л. ед. ч. наст. и буд. прост. вр.: пишешь напишешь, рисуешь нарисуешь, читаешь прочитаешь, вернёшь - вернёшься. В повелительном наклонении: спрячь, спрячьте, прячься, спрячьтесь, намажь, намажьте, намажься, намажьтесь. В наречиях после шипящих Ж, Ш, Ч: точь-в точь, навзничь, прочь, настежь. наотмашь. Исключение: уж, замуж, невтерпёж. На конце частиц: лишь, бишь, вишь. Ь НЕ ПИШЕТСЯ: 1. В сущ. м. р. 2-го склонения: ключ, кирпич, ландыш, товарищ, багаж. 2. В форме род. п. мн. ч. (2. р.) сущ. с основой на шипящий: крыша (без) крыш, туча (без) туч. 3. В форме род. п. мн. ч. (2. р.) сущ. на ня: песня без песен, бойня без боенн, НО: няня без нянь. Исключения: барышня без барышень, деревня без деревень, боярышня без боярышень, кухня без кухонь. 4. В кратких прилагательных: колючий колюч, свежий свеж, тощий тощ, горячий горяч. 5. В прилагат. с суффиксом -СК-, если они образованы от сущ. на Ь: Тюмень тюменский, зверь зверский, Казань казанский, НО: день-деньской. 6. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, НН, ЖН, РЧ, РЩ: девочка, ночной, нянчить, погонщик, помощница, сапожник, ранний, перчик (от перец), фонарщик. 110

3 ИСКЛЮЧЕНИЕ: слово январский. ЯнварЬ ЯНВАРСКИЙ ФевралЬ февральский Март мартовский АпрелЬ апрельский Май майский ИюнЬ июньский ИюлЬ июльский Август августовский СентябрЬ сентябрьский ОктябрЬ октябрьский НоябрЬ ноябрьский ДекабрЬ - декабрьский У П Р А Ж Н Е Н И Я. Упражнение 1. Вставьте, где нужно буквы Ъ или Ь, объясните свой выбор. Феврал ские в юги и январ ские морозы, под ёмный кран, с ездит в деревню к бол ной бабушке, написат об явление, п ю чай, сер ёзный почтал он, медал он упал в бул он, сем я неизвестного растения, здоров е всей сем и, очен сил ный звер, в воскресен е состоит ся с езд учител ей, нел зя отложит прем еру, счаст е в несчаст е, обез ян и меха, прос ба, об яснениe, трет е с ёмочное об единение, Олен ка, бол ной получил ин екцию. Упражнение 2. Вставьте, где нужно Ь после шипящих в имена существительные. Объясните правописание. Глупый малыш, пришёл на помощ, купили мяч, хороший врач, теч в лодке, привезли кирпич, испекли калач, устная реч, стальной меч, заехали в гараж., душистый ландыш (konvalinka), тёмная ноч, чёрная туш, оркестр играл туш (fanfárу), тяжёлый багаж, новая вещ, красный карандаш, красивая доч, густой плющ (břečťan), первый палец, старый сторож, непролазная глуш (divočina, zapadlé místo), русская печ, верный товарищ, золотая рож, солнечный луч, разменять рубль на мелоч, современная молодёж, чёрный уж (užovka), степная пустош (pustina), густой камыш (rákosí), белая мыш, острый нож, больного бьёт дрож (zimnice), строительный чертёж. Упражнение 3. Спишите, вставляя, где необходимо, Ъ или Ь. Объясните правописание Ад ютант генерала, об ективная рецензия, без ядерная зона, в огороде бур ян (plevel), автомобильный гон щик, интерв ю для радио, из ян материала, клян чить (prosit) сладости, компан он фирмы, почтовый кур ер, восем сот милл онов, необ ятные просторы, об егорить (napálit důvěřivé) покупателя, от явленный (notorický) лгун, пред являть документы, всё пред усмотреть, об ёмный портфел, пред осенний 111

4 период, п едестал почёта, пред юбилейные приготовления, пан европейская трасса, раз ярённый лев (rozzuřený), сверх ядовитое вещество, с экономить деньги, сверх естественные явления, трех язычный словарь, двух этажный дом. Упражнение 4. Объясните написание слов и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в словарях. Объяснение обязательство, трёхъярусный трёхэтажный, волчьи волчий, безатомный безъядерный, контригра контръярус, обучить объявить, разобщить разъединить, межъярусный межэтажный, семья семя, двухъякорный двуязычный, инъекция инструкция, межинститутский межъязыковой, панамериканский панъяпонский, развязать разъярить Упражнение 5. Перепишите, раскрывая скобки и образуя новые слова (прилагательные, глаголы и т. д.) с приставками. Употребите, где необходимо, Ъ или Ь. Объясните написание. Без - (авария, язык, апелляция, ядро); об - (явиться, учить, ехать, юлить*); от - (экзаменовать, учиться, ездить); раз - (единить, ездить, общение, ярый, украсить); сверх - (яркий, естественный, штатный, урочный). *объюлить - (разг., ošálit, ošidit) Упражнение 6. Слова в скобках поставьте в творительном падеже (7. р.). Объясните правописание образованных слов. Увлечься игрой с (дети), прийти поздней (ночь), встретиться с интересными (люди), остановиться перед закрытой (дверь), часы пробьют (полночь), поговорить с (дочь), бочка с солёной (сельдь), обратиться к врачу с зубной (боль), встреться с (мать), обратиться за (помощь), встретить гостей с (радость), платье с (брошь), уехать в отпуск с (семья). Упражнение 7. Измените слова по образцу и запишите их. Объясните отсутствие буквы Ъ или Ь в словах. Образец: дочь дочка. В слове дочка Ь не пишем, так как мягкость Ч на письме не обозначаем, и в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, НН, НЧ, НЩ, РЧ, РЩ мягкий знак (Ь) не пишется. Дочь дочка; ночь, печь. Век вечный; восток, удача. Гонки гонщик; камень, обман. 112

5 Упражнение 8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите слова в три колонки: 1) с твёрдым знаком; 2) с мягким знаком; 3) без Ъ и Ь знаков. Объясните свой выбор. Необ ятный, нян чить, печ ник, медал он, замуж, клян чить, могуч (от могучий), плащ, обреж те, ткач, неот емлемый, сем надцат, сем десят, лис ий, (без) собач его, мыш, пан европейский, р яный (horlivý), об ездчик, раз ярённый, фонар щик, сверх естественный, казан ский, добав те, трёхъязыч ный, ил люминатор. Ъ Ь Без Ъ и Ь Упражнение 10. Объясните, почему в одних словах пишется, а в других не пишется Ь. Тишь, купаешь, ключ, обливаешься, глушь, (без) жилищ, жечь, рожь, наотмашь, бульон, с детьми, восемь, кирпич, ешь, декабрьский, спрячьте, сборщик, замуж, лишь, сплошь, плач, не плачь, невтерпёж, вишь, банщик, развлечься, молодёжь, говоришь, лечь. Упражнение 13. Замените выражения одним словом. Объясните его правописание. 1. Сильная метель с ветром 2. Впрыскивание лекарства в живой организм 3. Драматическое произведение для театрального представления 4. Шейное украшение с подвесками спереди 5. Отвар мяса (а также рыбы, овощей, грибов) 6. Животное, наиболее близкое человеку по строению тела 7. Текст, написанный на бумаге и посланный кому-то 8. Показать чиновнику по требованию документы 9. Полоса суши вдоль берега моря 10. Общее название высоких сорных трав 11. Повреждение, недостаток 12. Очень большой, необозримый Слова для справок: побережье, колье, изъян, обезьяна, предъявить, бурьян, необъятный, вьюга, пьеса // спектакль, бульон, письмо, инъекция. 113


16 Ïðàâèëà ðóññêîãî ÿçûêà Íåïðîâåðÿåìûå ñîãëàñíûå Написание слов с непроверяемыми согласными (главным образом, иноязычных по происхождению) устанавливается по орфографическому словарю. Например: вокзальная,

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак после шипящих. Гласные после шипящих и Ц ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ Ь В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения

Разработал учитель-логопед Александр Александрович Лементуев 2014 год 0 Ошибки в изображении схем слов. Записать слово. Начертить правильную звуковую схемы слова, закрасив все части. Ошибки в подборе синонимов.

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку 1. Точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели. 2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Русский язык. Работа над ошибками 1. Большая буква в начале предложения Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную буква.

Памятка по русскому языку 2013 Список орфограмм 1. Большая буква. Точка в конце предложения. 2. Пропуск, замена, искажение букв. 3. Деление на слоги. 4. Перенос слова. 5. Мягкий знак (ь) показатель мягкости.

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе. 1. Пропуск, замена буквы. Напиши слово правильно 1 раз, подчеркни букву. Дом. 2. Оформление предложения. Помни! Первое слово в предложении

Русский язык 3 класс Т е м а у р о к а: «Знакомство с орфограммой ь после шипящих на конце существительных. Ц е л ь: учить правописанию мягкого знака после шипящих у имен существительных; Задачи: Развивать

Основные орфограммы русского языка Буквы И, А, У после шипящих Сочетания ЖИ ШИ пишутся с буквой И. Ужи, камыши, ножи, малыши. Сочетания ЧА ЩА пишутся с буквой А. Чашка, дача, свеча, щавель. Сочетания ЧУ

Русский язык, 4 класс Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах Жерновникова Т.И., учитель начальных классов ГАОУ ТО «ГРК» Цель: научить писать мягкий знак после шипящих в глаголах. Планируемый результат:

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» Составила: Анна Павловна Кабанова Учитель начальных классов 2014 год 1 Урок русского языка в 4 классе по теме:

Отдел образования администрации города Снежное Снежнянский городской методический кабинет Памятка по работе над ошибками по русскому языку для 2-4 классов 2015 г. Работа творческой группы учителей начальных

1. Правописание мягкого знака (ь) и твёрдого знака (ъ) 1.1 Правописание твёрдого знака Твёрдый знак (ъ) в русском языке не обозначает никакого звука, не может находиться ни в начале слова, ни в конце слова

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2012 ВАРИАНТ 1 РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2012 1) земля 2) маяки 3) фрукты 4) льдина 5. Найди имена существительные в форме творительного 1) стеной 2) корзинке

Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Задачи: Повторить в каких случаях на конце слов после шипящих пишется мягкий знак, в каких случаях он не пишется; повторить написание словарных слов. Планируемые

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку для 3-х классов Внимательно читай и выполняй задания! Рядом с некоторыми заданиями стоит значок. Это более трудные задания. Постарайся выполнить

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова АБСОЛЮТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 15 минут в день классы АСТ Москва УДК 373:811.161.1 У34 У34 Узорова, Ольга Васильевна. Абсолютная грамотность за 15 минут / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова.

МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 5 класс Тема: Фгнетика. Орфография. Морфология. Словообразование. Повторение изученного в начальной школе. Планируемые результаты. Предметные:

Образовательный минимум знаний для обучающихся 3 классов на конец 1 четверти 2016 \ 2017 учебного год Русский язык К концу 1 четверти 3 класса учащиеся должны знать: - правила переноса слов, - названия

Планируемые предметные результаты: Учащиеся должны знать: алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова). Учащиеся должны уметь: - различать звуки и буквы, звуки

КГБОУ ШИ 2 Рязанова М.С., учитель русского языка и литературы Русский язык Контрольный тест для 5 класса по теме: «Имя существительное» 1. Какого морфологического признака нет у имени существительного:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ Учитель начальных классов: В. А. Шейко Предмет: Русский язык Тема урока: «Мягкий знак (ь) после букв шипящих в конце имён существительных женского рода» Тип урока: Урок открытия

Составитель: Бабушкина М.В.- учитель русского языка и чтения КОУ «Леушинская школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Класс: 5 Тема: Правописание имен существительных с шипящей

Русский язык 3б класс 169 часов декабрь 2018 Тема 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь отражение культуры человека. Для чего нужен язык? Назначение языка и

Русский язык 3а класс 169 часов декабрь 2018 Тема 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь отражение культуры человека. Для чего нужен язык? Назначение языка и

Программа по русскому языку и развитию речи 7 класс (дети 2-3 лет) Грамматика. Правописание Кол-во Требования к знаниям и умениям Разносклоняемые имена существительные 2 (общее ознакомление) Буквы Е в

ОГЛАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ................................................. 3 1. Зачем человеку нужен язык.................................. 3 2. Что мы знаем о русском языке...............................

1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Формирование грамматического строя речи» для 5 класса (II вариант) составлена на основе программы курса «Язык и литература» (2-е отделение, вариант

ПАМЯТКА «Как выполнять работу над ошибками по русскому языку. Последовательность работы над орфограммами» 1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка. 2. Подчеркните

Тематическое планирование по русскому языку Автор: Рамзаева Т.Г. 3 класс Экстернат Тема урока 1 ТРИМЕСТР Повторение. Речь. Предложение. Текст единица языка и речи. Части речи. Распознавание слов по вопросам,

Латохина Мария Николаевна Муниципальное образовательное учреждение гимназия 44 г. Люберцы УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА Цели урока: Информатика: учить пользоваться компьютером, включать, входить в

МБОУ ПСОШ 1 имени Г.В.Алисова Буква ь после шипящих на конце имен существительных (урок русского языка в 4 классе УМК Школа 2100..) Учитель начальных классов: Миронова С.В. 2013г. Тема. «Буква ь после

П,п Тема урока Колво часо в Повторение фонетики и графики. Контрольное списывание по теме «Повторение» 2 Что такое графика. Фонетический разбор слова Повторение фонетики. Слог и ударение 3 Повторение изученных

Урока Повторе ние Календарно тематическое планирование Письмо и развитие речи 5 класс Раздел Тема урока Кол-во часов I четверть Практические упражнения в составлении и распространении предложений 2 Связь

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2014 Краевая диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Фамилия, имя класс 4, СОШ г.(р-на) 1. Диктант Вариант 1 РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2014 2. Укажи, словосочетания

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку. Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. 1. Ошибки в построении и записи предложений. Записать без ошибок

Ояснительная записка к экзаменационному материалу по русскому языку для 4 классов Итоговая контрольная работа Структура работы: диктант с грамматическим заданием Экзаменационный материал разработан на

3 класс п/п Наименование тем, уроков Количество часов Дата проведения Дом. задание Примечание По плану Фактическая Язык и речь (2 ч.) 1 Наша речь. Виды речи. Инструктаж по ОТ. Комбинированный.1 ч. Упр.

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по русскому языку для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы Диагностическая работа проводится 13 декабря 2017 г. 1. Назначение диагностической

Логопедическое занятие. Класс: 3 класс Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. Цели: Образовательные: учить наблюдать, исследовать правописание слов;

I. Последовательность работы над орфограммами. 1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка. 2. Подчеркните (выделите) орфограмму. 3. Определите, в какой части слова

Демоверсия контрольной работы по русскому языку для учащихся, поступающих в 7 «У» класс 1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) сливовый 2) начал 3) клала 4) брала

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

Класс: 6 Часов в неделю: 7 Всего часов: 245 Календарно-тематическое планирование Предмет: Русский язык I триместр. Всего недель 0,6, всего часов 76. урока Раздел, тема урока Кол-во часов Практическая часть

Урок русского языка 3 класс тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». (УМК: В.П. Канакина «Русский язык») Учитель: Сергеева Л.Г. 1 Цели: 1. углубить знания о роли мягкого знака в

ВАРИАНТ 10 Образец Часть 1 При выполнении заданий этой части (задания 1-8) отметь клеточку (х), номер которой соответствует выбранному варианту ответа. I I I I I 1. Укажи слово, в котором наименьшее количество

Правописание разделительных Ь и Ъ Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е, передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях 1 После приставок, оканчивающихся на согласный

4 класс Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в рамках ОС «Школа 2100» на 2015-2016 учебный год 170 часов Тема урока Дата Элемент содержания Требования к уровню подготовки

П/п Календарно тематическое планирование Русский язык 3 класс 70 ч. Дата Календарно -тематическое планирование Колво часов Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова АБСОЛЮТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 15 минут в день 1-4 классы Шпаргалка для родителей АСТ Астрель Москва УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-9 У34 У34 Узорова, Ольга Васильевна Абсолютная

Урок русского языка в 4 «Б» классе. Программа «Школа России». Учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 п. Ноглики Высоцкая Ольга Михайловна. Тема урока: «2 - е лицо глаголов единственного числа». Цели урока:

Урока Календарно-тематический план. Русский язык. 5 класс Название раздела, темы Всего часов. О языке 3+ Ко нтр. раб. Разв. речи Дата проведения пла н факт,2,3 Зачем человеку нужен язык. 2 Что мы знаем

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Имена существительные с шипящим звуком на конце» Цели: учить написанию имен существительных женского рода с мягким знаком на конце после шипящих; развивать логическое

1 А, Г, Д неверны. Проверяем каждое утверждение Пети. А) На конце слова «калач» надо писать Ь, так как звук [ч] мягкий. Есть правило: Ь знак на конце слова после шипящих пишется у существительных женского

Урок а 1 Собеседники. Диалог 2 Собеседники. Диалог 3 Собеседники. Диалог 4 Собеседники. Диалог. Входящее ное списывание. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс Тема урока Контроль

რუსული ენა საბაზო საფეხურის გრამატიკა განსახილველი ვერსია 1. Грамматика 1.1. Фонетика Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение

П/п Тема 1 Повторение изученного в 1-3 классах Колво 11 2 Предложение 9 3 Слово в языке и речи 19 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «Школа России» 4 класс Темы уроков Содержание

Урока Тема урока Наша речь (4 ч) Кол-во часов Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? 3 Как отличить диалог от монолога? 4 Проверка знаний Текст (5ч) 5 Что такое

Щи ВАРИ 1 /^f/st/ 1 Л.А. ВВЕДЕНСКАЯ УЧЕБНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА Словари Л.А. Введенская УЧЕБНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА Ростов-на-Дону 2007 УДК 811.161.1*35(038) ББК 81

РУССКИЙ язык В ТАБЛИЦАХ 10-11 классы АСТ Москва УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Р89 Автор-составитель Г.Ф. Савченкова Р89 Русский язык в таблицах: 10-11 классы / авт.-сост. Г.Ф. Савченкова. Москва:

Введение ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Существительные на согласный и -И всегда мужского рода Существительные на -А, -Я, -ИЯ женского рода Существительные на -О, -Е, -ИЕ и -МЯ всегда среднего

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс Раздел Тема Элемент содержания 1 Развитие речи Признаки текста: смысловое единство предложений, заглавие, тема, план текста Знакомство с учебником

РУССКИЙ ЯЗЫК (5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, 170 ЧАСОВ ЗА ГОД) Планируемые предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Побединская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Русскому языку кружок «Юный лингвист» 7 по в классе (название предмета) (класс, параллель)

Количество часов в год 170 ч. Количество часов в неделю 5 ч. 1четверть- 45 ч. 2четверть- 35 ч. 3 четверть- 50 ч. 4четверть- 40 ч. Тематическое планирование по русскому языку 3класс ОП «Перспективная начальная

Календарно тематическое планирование по русскому языку УМК «Школа России». Канакина В.П. 2 класс (136 ч., 4 часа в неделю) Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учеб. для общеобразоват. организаций.

Тическое планирование дистанционного курса русского языка для 10 класса Специализированного учебно-научного центра НГУ (всего 68 часов) Тема Роль языка в обществе 1 Русский язык в современном мире I. Модуль

Урока Раздел 1: Повторение (16 ч) - 16 ч Тема урока 1. Наша речь и наш язык. 1 2. Наша речь и наш язык 1 3. Текст (повторение и углубление представлений) 1 4. Предложение (повторение и углубление представление

Мягкий знак – это одна из двух букв русского алфавита, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.

Причем, некоторые фонемы могут реализовываться в разных словах и как мягкие, и как твердые, например:

  • Торт и термит: фонема «т» в первом слове реализована твердым звуком «т», во втором – мягким; кобра – кит, барсук – белый, маска – мишка и т.д.

Однако есть фонемы, которые всегда:

а) Только твердые: «ж», «ш», «ц». Эти фонемы не имеют парных мягких;

б) Только мягкие: «ч», «щ», «й». Эти фонемы не имеют парных твердых.

Остальные, как уже было сказано выше, могут быть и мягкими, и твердыми – все зависит от слов, в которых эти фонемы реализуются.

На письме мягкость согласных обозначается двумя способами:

а) Написанием следом за ними букв, обозначающих гласные звуки, «и», «е», «я», «ю», «ё»;

б) Написание следом за ними мягкого знака.

Итак, мягкий знак используется для обозначения на письме мягкости предшествующих ему согласных.

Существует три основные позиции:

  • На конце слова: конь, тетрадь, пень, читать, выписать, лошадь, семь и т.д.;
  • В середине слова перед твердой согласной: письмо, кобальт, резьба, косьба, возьму, Вязьма, стрельба, весьма и т.д.;
  • После мягкого согласного «л» перед всеми остальными звуками в словах типа: больно, вельми, мальчик, пальчик, нельзя и т.д.

Примечание. Разделительный мягкий знак пишется перед йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я» не только для отделения предшествующей согласной от йота, но и для того, чтобы показать двойственность этих гласных. Например, в слове «вьюга» разделительный «ь» выполняет обе функции: отделяет согласный «в» от следующего за ним согласного «й» (йота) и указывает на то, что буква «ю» здесь передает сразу два звука: «й» и «у». То же самое касается слов «вьюн», «курьер», «семья», «ружье», «воробьиный» и др.

Мягкий знак не пишется в буквосочетаниях «чк», «чн», «нч», «нщ», «рщ», «щн», «ст», «нт»:

  • Дочка, ночной, пончик, каменщик, спорщик, помощник, мостик, фантик.

Примечание. Мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед гласным «О»:

  • Бульон, батальон, гильотина, компаньон, миньон, карманьола, павильон, почтальон, шампиньон.

Однако, в слове «жульен» мягкий знак пишется перед «е». Написание таких слов нужно просто запомнить.

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях.

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

Примечание. В большинстве прилагательных с суффиксом −ск согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, напр.: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом −ск мягкие, в них после н и р пишется ь : день деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, напр.: тянь шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом −ц от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а), напр.: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е , передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный .

Например:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий .

Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из - не является в нем приставкой.

б) в словах с приставками иноязычного происхождения : контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- , которые в языке?источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх- , например: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ по традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), например: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и , например: Дзюнъитиро (японское имя).

Обратите внимание!

1) Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы .

Например: межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный.

2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!), например: платье, дьяк. Исключение фельдъегерь.

3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

Например: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

4 ) Буква ъ не пишется в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

5) В середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.

6) В слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [ j ] с гласными.

Например:

- ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;

-ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие);

- ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;

-ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;

-ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например: вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).

2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о .

Например: бульон [бул’jон], синьор [син’jор], миньон [мин’jон].

Буква ъ пишется только перед е , ю , я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд , объём , сверхъестественный , волеизъявление , межъярусный .

2. В сложных словах после числительных двух- , трёх- , четырёх- , например: трёхъярусный .

3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб- , ад- , диз- , ин- , интер- , кон- , контр- , об- , суб- , транс- и после начальной частицы пан- , например: адъютант , дизъюнкция , инъекция , интеръекционный , конъюнктура , контръярус , объект , субъект , трансъевропейский , панъевропейский .

Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и , е , ю , я , например: карьер , вьюн , бурьян , подьячий , семья , ружьё , ночью , рожью , воробьиный , курьёзный , лисье , лисью , лисьи , чья , чьё , чью , пью , шью .

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч , щ , в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .

Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:

    Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).

    Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .

Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия , гулливый .

Буква ь пишется также в следующих случаях:

    В образованных от числительных пять , шесть , семь , восемь , девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят , семьдесят , восемьдесят , девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.

    В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми , людьми , также четырьмя .

    В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить напиться ; исправь исправься , исправьте ; взвесь взвесься , взвесьте .

Буква ь не пишется:

    В прилагательных с суффиксом -ск- , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).

    Примечание. Прилагательные сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).

    В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня вишен , вишенка ; бойня боен ; читальня читален ; но: баня бань , банька ; яблоня яблонь , яблонька ; также деревня деревень , деревенька ; барышня барышень ; кухня кухонь , кухонька .

После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях:

    На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь , ночь , мышь .

    В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несёшь несёшься , носишь носишься , примешь примешься .

    На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь мажься ; спрячь спрячься ; ешь .

    Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те , -тесь , например: мажьте мажьтесь ; спрячьте спрячьтесь ; ешьте .

    На конце глагола в неопределённой форме, причем буква ь пишется и перед -ся , например: стричь , стричься .

    Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь , вскачь , прочь , а также в наречии настежь .

    На конце частиц: вишь , бишь , лишь , ишь .

Правила русской орфографии и пунктуации 1956 г.