Правила по русскому языку чик чик. Слово с суффиксом "чик": правила написания и примеры. Суффиксы ЕК, ИК, ЧИК

Урок русского языка в 5 классе. Правописание суффиксов -чик- // -щик- имён существительных.

Подробный конспект урока в 5 классе в игровой форме с включением физкультминутки, продолжающей закреплять материал урока.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
  • развивать умение выбирать способ для правильного напи­сания суффиксов -чик, -щик;
  • обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;
  • воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Правописание суффиксов -чик-, -щик-.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
  • развивать умение выбирать способ для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
  • обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;
  • воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Учитель: Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Мне надо правильно написать слово заказчик. Так какую же выбрать букву: Ч или Щ ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию.)

Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача - это научиться грамотно писать, и сегодня мы познакомимся с правописанием суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-.

III. Изучение нового материала

Учитель называет лексическое значение, а ученики - слова с суффиксом -чик/-щик-.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)
  2. Рабочий, обслуживающий кран. (Крановщик.)
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (Смазчик.)
  4. Рабочий, укладывающий что-то. (Укладчик.)
  5. Работник, который занимается приемом чего-нибудь. (Приемщик.)
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание. (Подписчик.)

7. Человек, который управляет самолетом. (Летчик.)
Учитель: Вот какие слова мы образовали с буквой Ч и с буквой Щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Давайте подумаем. (Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий. ) Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных – ЧИК - и – ЩИК - пишется буква ч , когда - щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.)

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1.)

Таблица № 1

Учитель: Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы - стечение согласных. А теперь обратимся к началу урока: какой суффикс нужно написать в слове «заказчик»? (Ответы учащихся.)

IV. Физкультурная минутка

А сейчас мы немного поиграем. Встаньте все. Я буду произносить слово с суффиксом –ЧИК- или –ЩИК-. Вы будете присаживаться, если это слово с суффиксом –ЧИК- и вставать, если это слово с суффиксом –ЩИК-.

(дети стоят между партами, слова произносить, затем высвечивать на экране; в процессе игры можно указать детям, как выяснить на слух правописание суффикса – обращать внимание на согласные перед самим суффиксом)

Стеколь щ ик, раздат ч ик, носиль щ ик, перебеж ч ик, фонар щ ик, страхов щ ик , буфет ч ик, паром щ ик, донос ч ик, совет ч ик , болель щ ик.

V.Закрепление изученного

Работа с учебником у доски (учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).

Учитель: Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, грузчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, разметчик - и объясняют правописание суффиксов.)

Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: стульчик - летчик, магазинчик- переплетчик, сарафанчик - объездчик, карманчик - грузчик.) Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное. (Используется таблица № 2.)

Таблица № 2

Следующие задания - выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками - еще раз проверяет, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

VI. Выборочный диктант

Щик: комплектовщик, мойщик, сварщик

Чик: (со значением лица) заказчик, переписчик, переплетчик

Чик: (с уменьшительным значением) диванчик, колокольчик, огурчик

VII. Работа с индивидуальными карточками. (ребята работают группами или самостоятельно.)

Карточка № 1

Бакен..., навод..., сплав..., фрезеров..., сбор..., газет..., рассказ..., стеколь..., бетон..., гардероб...

Карточка № 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Арматур..., выдум..., проход..., портфель..., пулемет..., уголь..., набор..., компьютер..., смаз..., прокат...

VIII. Итоги урока

Учитель: Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- ПОДПИ С Ч ИК

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- ЛЁ Т Ч ИК

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- РАЗВЕ Д Ч ИК КРАНО В Щ ИК СМА З Ч ИК УКЛА Д Ч ИК ПРИЁ М Щ ИК ПОДПИ С Ч ИК ЛЁ Т Ч ИК

В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - Ч ИК- (– Щ ИК-) Ч Щ После букв: Д-Т, З-С, Ж В остальных случаях: Мой щ ик Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных

суффикс – Ч ИК-

суффикс – Щ ИК-

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- Стекольщик Раздатчик Носильщик Перебежчик Фонарщик Страховщик Буфетчик Паромщик Доносчик Советчик Болельщик


Цели:

а) принадлежность к профессии

б) черты характера

– С первым заданием Вы справились.

– Можно фонетически различить эти суффиксы?

  • Объясните, когда пишется суффикс чик?
  • Что влияет на его правописание?
  • /После каких букв пишется?/

    А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза

    – Почему, скажите, она волшебная?

    – Именно после этих согласных и пишется суффикс чик !

    V. Закрепление.

    Образуйте новые слова.

  • Стекло -> стекольщик
  • Доклад -> докладчик
  • Буфет -> буфетчик
  • Обман -> обманщик
  • Заказ -> заказчик
  • колокол -> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
  • перебежать -> перебежчик
  • табун -> табунщик
  • Каждый из Вас является волшебником. И сейчас в этом вы убедитесь,

    – Ребята, выделите суффиксы в написанных словах?

    – Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик? /обозначают принадлежность к профессии/.

    б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса

    Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами. Является текстом? Доказать.

    Профессии на любой вкус.
    Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.
    На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики. Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт.
    Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь.
    Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.

    в) Распределительный диктант. Распределить в колонки в зависимости от значения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Урок Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) (§16)

    Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

    I. Интеллектуальная разминка .

    Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

    Как называют человека, который умеет:

    1) барабанить – барабан щик

    2) составлять компьютерные программы – программ ист

    3) обучать чему-либо – учи тель

    4) играть в баскетбол – баскетбол ист

    5) ловить рыбу – рыб ак

    6) переводить с иностранного языка – перевод чик

    7) спасать людей – спаса тель ?

    II. Организация наблюдения.

    Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а)) .

    Начнём с наблюдения за существительными. Ответим на вопросы, обратим внимание на слова-ответы, выделим суффиксы, подумаем: как образованы записанные слова?

    Слова барабан щик , программ ист , учи тель , баскетбол ист , рыб ак , перевод чик ,спаса тель – это существительные со значением лица, они образовались при помощи суффиксов со значением лица: -чик- , -щик- , -тель- , -ист- , -ак- ;

    слова плиточ ник , отделоч ник , ток арь – также обозначают лицо, они образованы при помощи суффиксов – -ник- , -арь- ,

    а существительные женского рода закрой щиц а, копироваль щиц а, налад чиц а – при помощи суффиксов -чиц- , -щиц- .

    2. Сложности, возникающие при написании существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

    Произнесём слова 1 и 2 столбиков, сравним произношение и написание слов с суффиксами, подумаем: произношение какого суффикса не всегда соответствует написанию:

    В словах разносчик , перебежчик , возчик , смазчица , подписчица произношение и написание не совпадают. А это слова именно с суффиксами -чик- , -щик- , (-чиц(а), -щиц(а) ).

    Чем же объясняется такая разница? Здесь действуют фонетические законы: буквосочетания зч , сч , жч , сщ на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук щ .

    3. Правило написания существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), —

    В каких случаях пишем -чик- , -чиц(а) , а в каких -щик- , — щиц(а) ? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

    После букв д/т , з/с , ж пишется суффикс -чик- : изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик , в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик -чик-, -щик- пишется только после л : пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза « ЗоСя ЖДёТ », в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

    Труден и сложен русский язык,
    Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
    Любит трудиться, но очень раним,
    Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
    Грузчик, разносчик, водопроводчик –
    Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

    В словах 2 столбика в существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж , а в остальных случаях суффикс –щиц(а) .

    4. Как применять правило

    Потренируемся в правописании суффикса.

    В слове переплёт…ик пишем -чик , потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т , в соответствии с правилом после т пишем -чик .

    В слове камен…ик , пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж .

    В слове кровел. щик пишем ь , так как после л; пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж.

    В существительном вязал…ица пишем также ь , и –щиц , а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц -, т.к. после д .

    Итак, в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: « ЗоСя ЖДёТ »): изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик ; в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик , фона рщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л :пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    III. Обращение к правилу на с. 83.

    IV. Закрепление. Упр. 121-124 (задание 1).

    V. Работа с текстом.

    Глубоководную рыбу крысохвоста недаром называют еще барабанщиком морских глубин. Самец с помощью особых мышц издает звук, похожий на барабанный бой. Этот звук привлекает самку. (Р. Маррис, пер. с англ. А. Голова)

    С помощью каких средств связаны предложения в тексте?

    Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

    Выпишите слова, образованные сложением, выполните их морфемный разбор.

    Выделите приставки, объясните их правописание.

    VI. Подведение итогов. Упр. 124 (задание 2).

    VII. Дифференцированное домашнее задание. § 16.упр. 120., упр. 125.

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик.

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

    Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик, ато м щик.

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

    Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

    Суффиксы -чик-, -щик-

    1. В первом училище готовили шлифовщиков, а во втором - наборщиков, печатников и переплетчиков. 2. Смазчик на каждой станции проверял колеса вагонов. 3. На строительстве школы каменщики завоевали первенство. 4. Геологоразведчики нашли новое богатое месторождение нефти. 5. Открыв дверь в комнату сварщиков, девочки остановились на пороге. 6. Каждый вечер к столбам подходил фонарщик с лестницей и зажигал фонари.

    8. Извозчик перевозил на пристань капусту, морковь и свеклу.

    Слесарь-водопроводчик быстро исправил повреждение. 9. Во двор зашел стекольщик и лудильщик. 10. Каждое утро газетчик приносил нам свежую газету. 11. Речи зарубежных гостей передавали переводчики. 12. Впереди пионерского отряда шел барабанщик. 13. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Жит.) (98 слов.)

    1. Нашей стране нужны многочисленные квалифицированные кадры рабочих: сборщики промышленного оборудования, электрогазосварщики, переплетчики книг и брошюр, резчики по дереву и камню, пильщики и краснодеревщики. 2. Старик оказался хорошим рассказчиком интересных случаев из своей жизни.

    3. С раннего утра и до позднего вечера на пристани работали грузчики. 4. У берега реки всегда можно было найти перевозчика. 5. На постройке плотины особенно хорошо работали бетонщики и каменщики. 6. В магазине начали работать укладчицы и подносчицы товаров. 7. Учреждению были нужны переписчики и копировщики. 8. Впереди батальона шли знаменщики и барабанщики. 9. На строительстве Московского метрополитена работали гранитчики и облицовщики. (95 слов.)

    1. После окончания войны в колхоз приехал вербовщик из Министерства рыбной промышленности. (Чак.) 2. Собрали мы часовщиков, портных, лудильщиков и собственными руками переделали купеческие хоромы в клуб. (Вас.) 3. Через несколько времени погонщики слонов и надсмотрщики привыкли к диким слонам изъявившим большое любопытство к работе и неутомимость. (Тих.) 4. Зимовщиков очень огорчало, что их питомец (собака) имеет такой изъян. (Водоп.) 5. Барабанщики (…) легким шагом прошли через весь зал. (Вор.) 6. Ругая беспечных возчиков (…) бабка начала укладывать поленницу. (Гайд.) 7. Я отыщу секрет и Ларчик вам открою. (Кр.) 8. И днем, и ночью лесной объездчик охранял лес. 9. Отец купил сынишке маленький барабанчик, фонарик и игрушечный диванчик. 10. По краям полевой дорожки росли одуванчики. (95 слов.)

    Правописание суффиксов существительных включает в себя целый ряд правил. Правописание Н и НН мы уже разбирали, поэтому оставшиеся правила можно условно поделить на два типа правил:

    1) Правописание согласных в суффиксах существительных ;

    2) Правописание гласных в суффиксах существительных .

    Правописание согласных в суффиксах существительных.

    1) Суффикс -чик пишется в существительных, основа которых заканчивается на согласные ж, з, с, д, т:

    Счетчик, летчик, разведчик, рассказчик.

    Примечание . Согласные к, ч, ц, на которые заканчивается основа существительного, при добавлении суффикса -чик чередуются на -т-:

    Раздача - раздатчик, разведка - разведчик.

    2) Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается на все остальные согласные:

    Сварщик, кольщик, атомщик.

    Правописание гласных в суффиксах существительных.

    1) Суффикс -чик или суффикс -чек ?

    Суффикс -чик пишется в тех случаях, когда суффикс при склонении по падежам остается неизменным:

    Ключик - ключика - ключику; мальчик - мальчику - мальчика.

    Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишем суффикс -ек :

    Замочек - замочка - замочку.

    Внимание . Суффикса -чек в русском языке нет!

    2) Суффикс -еньк- и -оньк- .

    Если основа существительного оканчивается на мягкую согласную или согласные ж, ш, то пишется суффикс -еньк- :

    Душа - душенька, заря - зоренька.

    Если основа существительного оканчивается на твердые согласные, кроме ж, ш, то пишется суффикс -оньк- :

    Губа - губонька, шуба - шубонька.

    Слова, которые нужно запомнить . Паинька, баиньки, заинька.

    3) Суффиксы -ич- + -к- получают существительные , основа которых оканчивается на -иц-(при этом, происходит чередование -ц/-ч-):

    Птица - птичка, пуговица - пуговичка.

    Остальные существительные получают уменьшительный суффикс -ечк- :

    Семечка, Манечка, имечко.

    Примечание . В русском языке не бывает безударного суффикса -ячк-!

    4) Суффиксы -ин- + -к- пишутся в существительных ж.р., основа которых оканчивается на -ин- :

    горошина - горошинка; машина - машинка.

    Сочетание суффиксов -ен- + -к- образует уменьшительную форму существительных, которые оканчиваются на -ня и -на (у которых в форме мн.ч. род.п. не пишется мягкий знак):

    Пашня - пашен - пашенка; сосна - сосен - сосенка.

    5) Суффикс -ец(о) пишется в существительных среднего рода, ударение в которых падает на окончание:

    Письмецо

    Если ударение в таких существительных падает на один из слогов основы, то пишется суффикс -иц(е):

    § 1 Существительные с суффиксами -ек-, -ик- (-чик-)

    Начнём изучение темы с примера из сказки «Страна невыученных уроков», которую написала Лия Борисовна Гераскина. У входа в «Страну невыученных уроков» двоечника Витю Перестукина и его кота Кузю встретили странные человечки, которых Витя и его кот назвали Крючок и Палка. Вите было дано задание: правильно написать слова «замочек» и «ключик». Только в этом случае ключ отопрёт замок. Знание темы «Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-), которую мы будем рассматривать, помогло герою справиться с заданием.

    В словах замочек и ключик суффиксы -ек- и -ик-, в слове телефончик-чик, они придают слову уменшительно-ласкательное значение:

    В существительных со значением лица и профессии: обидчик, паркетчик, наладчик, ракетчик суффикс -чик.

    Иногда при образовании слов с такими значениями происходит чередование согласныхг//ж, к//ч, х//ш, ц//ч:

    § 2 Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-)

    В написании суффиксов -ек-, -ик- (-чик-) можно ошибиться.

    Что напишем в слове человеч…к-ек- или -ик-?

    Вот как рассуждал Витя Перестукин:

    Если в родительном падеже в конце слова выпадает гласный, то пишется -ек, а если не выпадает, пишется -ик. Это нетрудно проверить:

    И.п. - замочек,

    Р.п. - замоЧКа.

    Ага! Буква выпала! Значит правильно - замочЕК.

    Теперь совсем легко проверить и «ключик»: ключик-ключИКа.

    Гласная остаётся на месте. Значит, надо писать «ключИК». После этого ворота распахнулись.

    Итак, чтобы узнать, какой суффикс - -ек- или -ик- (-чик-) пишется в слове, нужно поставить это слово в форму родительного падежа.

    Если гласный суффикса выпадает, то пишем -ек-: горошек-горошка (е выпал, мы не произносим горошека).

    Если гласный суффикса не выпадает, то пишем суффикс -ик- , например, дождик-дождика, глас. не выпадает - пишем -ик-.

    Если мы поставим слова с суффиксом -чик-карманчик, сарафанчик, шкафчик в форму родительного падежа: карманчика, сарафанчика, шкафчика, то гласный и не выпадает, правописание суффикса -чик- совпадает с написанием суффикса -ик-, поэтому мы их рассматриваем вместе: -ик- (-чик-).

    В суффиксе -чик- всегда пишется гласный и, потому что суффикса --чек- нет в русском языке: в словах платочек, носочекч входит в состав корня (чередуются к//ч).

    Вернёмся к нашему слову человеч…к. Поставим слово в форму родительного падежа (человечек- (кого?) человечка), гласная суффикса выпадает, следовательно, пишем суффикс -ек.

    чтобы узнать, какой суффикс - -ек- или -ик- (-чик-) пишется в слове, нужно поставить это слово в форму родительного падежа. Если гласный суффикса выпадает, то пишем -ек-. Если гласный суффикса не выпадает, пишем -ик- (-чик).

    § 3 Как запомнить правило

    Чтобы запомнить это правило, я хочу рассказать вам лингвистическую сказку, которую сочинила сама.

    Жили-были в стране Грамматика 3 друга: суффиксы -ек-, -ик-, -чик-. Суффикс -чик- любил трудиться: он образовывал слова со значением лица, профессии,

    а суффиксы -ек- и -ик- , прячась за корнем, так и норовили сбить всех столку, перебегали с места на место, трудно было понять, где -ек-, а где -ик-.

    Внимательный Родительный падеж предложил Именительному заинтересовать суффиксы

    Ек- и -ик- фокусами и подарить им для этого 2 цилиндра: чёрный и красный, а также разноцветный чемоданчик.

    Две недели суффиксы тренировались: -ек- накрывал молоточек чёрным цилиндром (его подарил Родительный падеж) и е из слова исчезал, поднимал чёрный цилиндр - получалось новое слово: молоточка. Затем он накрывал слово молоточка красным цилиндром, что подарил ему Именительный падеж, и е возвращался на своё место - молоточек. Дальше суффикс -ек репетировал фокусы с предметами: молоточек то появлялся под цилиндром, то исчезал - нет молоточка.

    В разноцветном чемоданчике суффикса -ик- гласная не исчезала: мячик, мячика; пузырик-пузырика, шарик-шарика. Суффикс -ик- помещал в чемоданчик одну баночку с мыльными пузыриками, а доставал - много, клал один шарик, а появлялась - целая связка. Настал день представления.

    Суффиксы -ек- и -ик- вышли на площадь, чтобы показать жителям Грамматики весёлые фокусы. Жители Грамматики были в восторге: в руках каждого зрителя был новый молоточек, а у каждой зрительницы - цветочек! Были незабываемые игры с мячИКами, мыльными пузырИКами, разноцветными воздушными шарИКами!

    С тех пор суффиксы -ек- и -ик-, также как и суффикс -чик- занимаются делом, каждый своим, и каждый в стране знает, что молоточек, цветочек на представлении появляются у суффикса -ек-, а шарики, мячики и пузырики из чудесного чемоданчика суффикса -ик-.

    Думаю, что эта сказка поможет вам запомнить правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-) в именах существительных и грамотно применять это правило на практике.

    Список использованной литературы:

    1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
    2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
    3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
    4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Книга для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - 2-е изд. - М.: Линка - Пресс, 1994.
    5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
    6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
    7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
    8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
    9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
    10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
    11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
    12. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
    13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; под ред. Шанского Н.М. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
    14. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка.
    15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; под ред. Быстровой Е.А. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

    Учителям > Уроки

    Урок русского языка в 6 классе
    (по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение",
    Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба)

    Тема: "Правописание суффикса -чик (-щик)"


    Цель этого урока: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.
    Задачи:
    1. Обучающие:
    - научиться узнавать суффиксы -чик (-щик)
    -научить правильно писать суффиксы -чик (-щик)
    - устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
    - обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
    2. Развивающие:
    Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
    3. Воспитательные:
    Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.


    Ход урока:

    1. Орг. момент. (Записываем число, тему урока).
    2. Вначале урока учащимся предлагаю посмотреть на рисунки: с обака, у литка, ф отоаппарат, ф ортепьяно, и ндеец, к нига, с вечка. (1 слайд)
    Затем ребята записывают первые буковки в словах. У них получается слово "
    суффикс ". Начало урока направлено на мотивацию темы.
    3. Вспоминаем, что такое суффикс.
    (2 слайд) Это воспроизведение и актуализация ранее усвоенных учащимися теоретических сведений. Здесь я использую метод фронтального опроса учащихся. Это позволяет мне продолжить на этом уровне отработку навыка логического мышления, а также навыки развёрнутого ответа.
    4. Затем использую метод наблюдения над языковым материалом: учащимся предлагаю посмотреть на записанные слова с суффиксом -чик(-щик), причем буквы д, т, з, с, ж перед суффиксом выделены красными чернилами: объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съёмщик.
    (3 слайд)
    Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и произвольное внимание, создаю ситуацию затруднения. Для этого ставлю перед учащимися вопрос: "Что обозначает в этих словах значимая часть слова - суффикс -чик(-щик)?"


    5. После того как ответ найден (этот суффикс обозначает человека по профессии и роду занятий), предлагаю посмотреть на рисунки. (4 слайд)
    Обращаю внимание детей на буквы ч и щ предлагаю превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев слова, сопоставив их, самим сформулировать правило о правописании суффикса -чик(-щик). Учащиеся активно включаются в работу и довольно быстро дают правильный ответ.
    Такое задание развивает речь, внимание, наблюдательность. Примеры записываем в тетрадь.
    6. А затем я предлагаю им свою "запоминалку". (5 слайд) Включаю в работу несколько видов памяти учащихся (зрительную, механическую, слуховую, образную, эмоциональную), создаю благоприятные условия для перехода информации в долговременную память. Ребята рисуют "запоминалку" в тетрадь.
    7. Далее прошу проверить выводы по учебнику. Читаем правило на странице 97.
    (6 слайд)
    8. На втором этапе работы закладываю основы для перевода полученной информации из кратковременной памяти в долговременную. Для этого учащимся предлагаю следующее задание. Из упр. 244 в два столбика записать слова с суффиксом -чик(щик), проговаривая условия выбора буквы ч или щ. (7 слайд)
    Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица.
    (Это задание способствует отработке навыка аналитического мышления и систематизации знаний учащихся).

    9. Следующая моя задача - закрепить достигнутый результат
    Так как на 18-20 минуте урока, как выяснили психологи, внимание и работоспособность учеников резко падают, я меняю вид работы: предлагаю ребятам лексический диктант, оформленный в виде кроссворда. По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму: (8 слайд)

    1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник - перебежчик.
    2. Рабочий, специалист по бетонным работам - бетонщик.
    3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь - подносчик.
    4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - каменщик.
    5. Рабочий по проходке горных выработок -
    проходчик.
    6. Рабочий, специалист по типографскому набору - наборщик.
    7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь - учётчик.
    8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение;
    2) тот, кто делает съёмку местности -
    съёмщик.
    9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - смазчик.
    10. Работник бани, обслуживающий посетителей - банщик.
    Ребята знакомятся с лексическими значениями слов. Данное задание способствует развитию навыков правильного употребления слов, обогащению словарного запаса учащихся.
    10. А затем предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях). Ребята записывают правильные предложения, устно рассуждая и письменно объясняя условия выбора букв ч и щ в суффиксах:
    (9 слайд)

    1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
    2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
    3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
    4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
    5. Рабочие передавали сменчикам станки.
    6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
    7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
    В ходе выполнения такого задания ребята закрепляют знания, умения и навыки на практике.

    11. Последний этап урока - закрепление. Предлагаю ребятам тест. (10 слайд) В ходе выполнения такого задания отрабатывается наблюдательность, память, внимание, логика мышления.

    12. В конце урока подводим итоги , повторяем правило. (11 слайд)
    Даю домашнее задание : выполнить упр. 249, выучить правило.