В каких случаях можно уходить из храма до конца богослужения? Приходить ли на литургию, если не собирался причащаться? Можно ли есть перед утренней службой

Молитва – это труд. И труд тяжелый, напоминает иерей Андрей Чиженко .

Вспомним молитву Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду, вошедшую в Священную историю под названием «Моление о Чаше»: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю » (Лк. 22:44). Спаситель преподал нам урок искренней пламенной молитвы, в которую включены все пласты человеческого существа: тело, психика, эмоции, воля, нервы, ум, душа.

Исходя из этого, конечно же, довольно тяжело представить духовное молитвенное верное настроение всего человеческого существа, если ты сидишь. К тому же, когда мы заходим, к примеру, к начальнику в кабинет, то сразу же усаживаемся на стул и закидываем ногу за ногу? Нет. Тихонечко стоим и просим либо ждем указаний.

В сколько же неизмеримо Бог больше начальника или земного царя? В сколько раз мы должны больше перед ним трепетать и благоговеть, испытывая страх Божий святой, любовь и благодарность?

Потому, конечно же, в физическом отношении на православном богослужении принято молиться стоя, в борьбе с самим собой, так сказать.

Но есть моменты, когда, в принципе, на службе можно и посидеть. Особенно это касается длинного всенощного бдения, которое длится от трех до четырех часов.

Греки в этом смысле придумали очень хорошую вещь. Называется стасидии. Это такое специальное деревянное кресло, но без седушки. На нем невозможно посидеть, но можно опереться руками о подлокотники и на какое-то время расслабить тело.

У нас же в храмах вдоль стеночек стоят скамейки. Нужно помнить, что молящийся в храме может посидеть на часах (при чтении молитвословий третьего, шестого, девятого и первого часа). Третий и шестой час начинают Литургию до священнического возгласа «Благословенно царство…», девятый – вечерню, а первый оканчивает утреню.

Практически всю вечерню (если это обычное воскресное всенощное бдение или бдение на двунадесятый праздник) посидеть не удастся. Она служится очень торжественно, часто совершается каждение, есть вход с кадилом, читаются паремии. Ни в коем случае нельзя сидеть на утрене во время чтения шестопсалмия. Это очень важные псалмы и очень важная часть богослужения, в которой мы благодарим Бога за то, что Он создал для нас новый день. Нельзя сидеть во время полиелея: вынос иконы праздника, величание, прокимен, чтение Евангелия, помазание святым елеем. Но перед полиелеем во время чтения кафизм Псалтири можно посидеть. Слово «кафизма» с греческого языка так и переводится – «сидение». После же полиелея во время чтения рядовых канонов до Великого славословия вы также можете посидеть.

На Божественной литургии (кроме третьего и шестого часа) лучше не садиться. Единственное время, когда можно посидеть, это после возгласа «Вонмем. Святая святым», когда читается Последование ко Святому Причащению и батюшка выходит на исповедь. Тогда вы можете немножко посидеть и отдохнуть. Но главное – не разговаривать в этот момент. Потому что очень часто в данное время люди чрезмерно расслабляются, они будто бы выключаются из службы и начинают разговаривать с друг другом о житейском. В условиях хорошей акустики православных храмов это напоминает гудящий улей. Будем помнить, дорогие братья и сестры, что преподобный Амфилохий Почаевский сказал: «Говорящему в храме посылаются скорби». Если вы не исповедуетесь и не причащаетесь на этой Литургии, то все равно сядьте на скамеечку и вслушайтесь-вдуматесь в святые стихи молитв ко Святому Причастию, проживите их. И не воруйте житейскими разговорами друг у друга богослужение. Ведь почему еще разговор в храме большой грех? Потому что в нем есть нечто святотатственное, неуважение к святыне Тела и Крови Христовых, к тому же человек, который ведет праздные разговоры в храме, обкрадывает не только себя, но и других молящихся, воруя у них службу своими разговорами. Если вы давно не виделись с кем-то и хотите с ним поговорить, пожалуйста, сделайте это после отпуста, когда поцелуете крест и закроются Царские врата после богослужения. Тогда говорить никто не препятствует.

Особенно нельзя сидеть при открытых Царских вратах. Потому что это кульминационные моменты службы. Считается, что Господь находится среди верных Своих.

Но, конечно же, случаи в жизни бывают разные. Если человек не может долго стоять по тяжелой болезни или из-за старческой немощи, тогда ему позволительно сидеть всю службу, лишь бы он радовался тому, что находится на богослужении.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что православное богослужение – это земной образ рая. Оно приближает нас к Царствию Небесному и учит Его законам жизни. Возлюбим же храм, возлюбим службу: часы, вечерню, утреню, Литургию. Тогда небо открывается. Церковь земная соединяется с Церковью небесной благой волей Бога-Отца во Христе-Искупителе посредством Духа Святого. И мы становимся плечом к плечу со святыми и Ангелами небесными. И мы становимся гражданами Царствия Небесного: земными ангелами и небесными человеками.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (840) раз


1. Как часто надо ходить в храм? Как часто можно и нужно причащать детей?

Чем чаще, тем лучше. В житейской ситуации, когда у человека полный набор житейских дел (дом, работа, дети и т.д.) - хотя бы по воскресениям. Причащаться взрослым можно и нужно в среднем 1 раз в месяц, детям можно чаще, но с благоговением, пусть и неидеальным, но с чувством уважения к Таинству. И главное - самим родителям причащаться, а не только детей привозить. Благодать Божия сходит на семью в первую очередь через ее главу.
Если бы родители сами причащались 1 раз в месяц, то детей можно было бы причащать и каждую неделю, внимательно следя при этом за тем, чтобы дети относились к этому как к награде, а не как к обязаловке. Детям можно в силу их восприятия пояснить, что Причастие - это Божественный Хлеб, очищающий их от злых поступков и мыслей, помогающий не болеть душой и телом.

2. Служба часто непонятна - нечеткие слова и неясное пение, можно ли в это время читать другие молитвы из молитвослова или надо купить последование службе и пытаться вчитываться в текст параллельно службе? А если текста нет, что тогда?
Сейчас издано множество книг с разъяснением хода службы . Купить их можно заранее, у нас в храме таких книг порядка 3-4. На службе можно только их использовать для уяснения некоторых неясностей. Но лучше это делать дома, а в храме молиться. Преподобный Серафим советовал, если чтение непонятно или плохо слышно, молиться Иисусовой молитвой: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного", но стараться и в службу вникать насколько можно.

3. До службы надо ли читать утренние молитвы или просто ехать в храм?
Утренние молитвы читаются до службы. Но если нет времени, то лучше кратко помолиться и ехать в храм к началу службы (или с детьми - к чтению Евангелия или даже к Причащению), а потом прочитать молитвы после службы, или читать дорогой в машине с помощью записи на диске, но с благоговением. Для семейных людей можно читать не все правило, а какую-то часть из него, посоветовавшись об этом со священником.

4. Обязательны ли посты в среду и пятницу?
Да, но для больных, беременных, солдат, путешествующих или несущих тяжелые физические нагрузки пост послабляется. Но не отменяется. Духовная составляющая поста при этом увеличивается. Можно добавить также земные поклоны. Вообще, лучше поговорить с духовником о ваших нормах поста.

5. Если надо уйти со службы пораньше, в какой момент службы нежелательно покидать храм?
Уходить со службы, если очень надо, допускается в любой момент. Но лучше, если не причащаетесь, дождаться окончания пения «Отче наш» и закрытия Царских врат.

6. Детям трудно выстаивать более 1 часа, жена не всякий раз хочет ехать в храм, получается: я привожу детей к причастию на 15 мин., еще 30-40 мин. нахожусь с ними в храме на молебне после причащения и должен выходить. Сам при этом не успеваю прислушаться, т. к. слежу за поведением детей. Может, давать им альбомы, чтобы сидели и рисовали, и за счет этого побольше самому постоять, или как?

Во-первых, можно уходить со службы сразу после ее окончания, не оставаясь на молебен, т.к. главное - это ПРИЧАЩЕНИЕ (молебен начинается с молитвы «Царю Небесный»). Во-вторых, можно давать детям альбомы, но пусть рисуют не в храме, а в притворе. А лучше пусть немного поухаживают за свечами - они это любят. Обязанность родителя - следить за детьми, так что придется этому уделять часть своего внимания, но надо и детей приучать не мешать отцу или матери молиться. Не надо чрезмерно им потакать, пусть приучаются к службе . Жена не хочет ехать? Пусть остается с детьми, а ты езжай, в следующий раз поедет. Бог должен быть на первом месте, на втором семья.

7. Как приучать детей к службе, мне порой ничего не понятно, а им тем более, как их удержать?

Приучать означает постепенно учить чему-либо. Хорошему учатся долго, а плохому - быстро. Учить других - очень просто, а вот научить - очень сложно. По-моему, детей можно научить чему-либо хорошему, в том числе и любви к церковной службе, если сам учитель (в данном случае - родитель) будет увлечен службой по-настоящему. Дети воспринимают в первую очередь чувства и внутренние переживания учителя, а не слова. Сам увлечешься по-настоящему, и они увлекутся. А вот как самому заинтересоваться службой? Для этого надо просить Бога, чтобы Он дал почувствовать, в том числе и детям с женою, благодать богослужения, красоту церковной службы, мир, рождающийся в душе после храмовой молитвы. Нужно найти время, чтобы хоть 1 раз в месяц придти на вечернее богослужение одному, побыть в храме наедине с Богом. Один знакомый архимандрит (теперь - архиепископ) как-то сказал, что нужно почувствовать сладость молитвы, чтобы стремиться молиться как можно чаще. Есть молитвы о даровании молитвы, можно молить Бога и о даровании церковной молитвы. Молитва есть, пишет свт. Феофан затворник, не просто слова, но рождающиеся от них чувства покаяния, смирения, благоговения и т.д...молись, и сама молитва научит тебя молиться.

8. Храмовые иконы общедоступны, не заразно ли подносить детей целовать икону, если делают они это автоматически, без должного трепета перед Богом?

По вере вашей да будет вам. Священник, после того как все причастятся, Всё, что осталось в Чаше, потребляет (съедает). Т.е., по-научному, он должен был бы столько болезней нахватать от людей, что и года не прослужил бы. То же касается и вопроса: "Можно ли заразиться от икон?" Зараза не передается через Святыню. Конечно, если заметили, что кто-то случайно или специально оставил после себя много следов на иконе, то надо сказать, чтобы её протерли, впрочем, за этим специально следят служащие храма.
Насчет благоговения у детей при целовании икон. От того, что дети неблагоговейно ведут себя за столом, их не лишают пищи, а приучают есть, как положено; то же и с иконами: приучайте целовать иконы с благоговением, а не запрещайте детям прикладываться к источникам святости и благодати. Икона - не просто изображение или картинка. Таинственен сам святой, изображенный на иконе.

9. Можно ли во время службы подходить и ставить свечи к иконам или кресту или целовать иконы?

Можно, но очень тихо, никого не отвлекая от молитвы. Лучше ставить свечи и целовать иконы перед началом службы, но если вы приехали с детьми к Причастию, то внимательно прислушайтесь, что сейчас происходит в храме. Если начался Евхаристический канон, то надо зайти в храм и стоять, ничего не ставя, а только молиться. Смотрите, как ведут себя бывалые, благоговейные прихожане, и поступайте так же. После «Отче наш» можно поставить свечи, но когда священник выйдет причащать, надо все отставить, сделать глубокий поясной поклон, или лучше земной, сложить руки на груди крестообразно и идти причащаться. К иконам обычно прикладываются до и после службы.

10. Обязательно ли после причастия пить компот (боюсь чтоб дети не подхватили какую-нибудь заразу, не думаю, что эти чашечки тоже обладают святым бактерицидным действием)?
Смотрите пункт 9. То, что пьют после причащения, называется не компот, а запивка. Делается это не потому, что нас хотят угостить сладенькой водичкой, а для того, чтобы ни одна крошка Тела Христова не осталась у нас во рту, и мы Её случайно потом не выплюнули.
Если нет веры церковным чашечкам, можно приходить со своими, даже запивку свою приносить. Но лучше веровать в чистоту церковных сосудов - Господь прокаженных касался и не заболевал, а мы будем каких-то бактерий бояться и людей, причастившихся Его Тела и Крови, чураться. Надо просто поверить, что Бог не попустит заразиться через Святыню и освященных Ею людей.

11. Как соблюдать рождественский и другие посты, если жена несознательна и требует близости?

«Если женщина просит…», то для сохранения семьи пост в этом отношении отменяется, но супруг пытается найти компромисс, чтобы реже вступать в близкие телесные отношения. Особенно накануне Праздников, воскресения, среды и пятницы. Главное - сохранять при этом мир в семье. А восполнить нарушенный телесной близостью пост можно путем более строгого воздержания в чем-то другом, например в деликатесах, в вине или пиве, в просмотре телепередач и т.д..

Как вести себя в церкви — этим вопросом, в основном, задаются люди, не часто бывающие в священных культовых местах. Тем не менее, существуют свои обычаи и правила, которые необходимо изучить, прежде чем идти в храм. О них мы вам и расскажем.

Правила поведения в церкви: внешний вид

В церковь приходят со смирением, поэтому и одежда для ее посещения должна быть соответствующей: аккуратной, чистой и скромной. Лучше всего остановить свой выбор на одеянии спокойных тонов, хотя иногда его цвет должен быть определенным — светлая одежда будет уместна на пасхальном богослужении, а черная — в скорбные дни. Не допускается посещать церковь в домашней или пляжной одежде.

Женщинам:

  • Не стоит приходить в храм в джинсах или брюках, лучше надеть юбку длиной ниже колен, без разрезов и вычурных деталей. Особенно это важно, если вы собрались на исповедь или причастие. Блузка должна быть скромной, с длинным рукавом, без глубоких вырезов и ярких акцентов. Голова обязательно покрывается платком или легким шарфом. Не стоит излишне пользоваться косметикой (помадой особенно), духами, надевать украшения.

Мужчинам:

  • Для представителей сильного пола джинсы не возбраняются, но лучше отдать предпочтение брюкам в паре с неяркой рубашкой или водолазкой, уместен будет и костюм. Недопустимы шорты и майки, даже в жару. В противоположность женщинам, мужчинам, входя в храм, следует обнажать голову — и в холодное время года тоже.
  • Если вы берете с собой в церковь детей, помните о том, что для них тоже есть правила. Их одежда не должна быть слишком открытой и яркой, шорты допускаются только для детей до 7 лет. Не одевайте ребенка на службу в одежду с кричащими надписями и наклейками. Если ребенок мал и начал капризничать в церкви, стоит его вывести и успокоить, чтобы не мешать окружающим. Перед посещением храма с подросшим ребенком объясните ему, что в нем нельзя бегать, громко смеяться и кричать.

Общие правила таковы: ваш внешний вид и поведение должны выражать смирение, не вызывать у верующих негативных чувств и не создавать им неудобств. Во время церковных празднеств можно одеться более торжественно, а в дни постов — поскромнее. Что же касается выбора одежды и обуви с точки зрения функциональности, они должны быть максимально удобными, поскольку на службах приходится проводить на ногах довольно долгое время — 2-3 часа.

Как вести себя в храме: крестное знамение

Казалось бы, даже если мы не знаем правил поведения в церкви, то креститься точно умеем. Однако часто и это делаем неправильно. Обратите внимание, что непосредственно крестное знамение, как и нательный крест, не являются спасением. Их недопустимо использовать просто как талисманы и обряды, защищающие от зла. По православным канонам спасением является лишь истинная вера. А крестное знамение и ношение крестика - ее видимые проявления.

Как правильно совершать крестное знамение?

Не знаете свои права?

  1. Сложите вместе кончики указательного, большого и среднего пальцев правой руки (так выражается вера в Бога Отца, Бога Сына и в Бога Духа Святого). Безымянный и мизинец следует прижать к ладони (это символизирует Христа, сошедшего на землю, когда в Нем были соединены две сущности — и человека, и бога).
  2. Сложенные три пальца приложите к себе в следующем порядке: ко лбу - освящая ум, к животу (но не к груди) - освящая внутренние чувства, к правому плечу и, напоследок, к левому плечу - освящая телесную силу.
  3. Опустите руку и поклонитесь, отдавая дань подвигу Христа. Недопустимо одновременно делать поклон и крестное знамение.

Крестное знамение совершают: приближаясь к святыням (входя в храм, прикладываясь к кресту, иконам и т. п.), в начале и конце молитвы, а также в ходе ее, в главные моменты богослужения, в начале утрени и во многих других случаях, которые необходимо уточнить перед посещением церкви.

Правила поведения в храме во время богослужения

Собираясь посетить службу в храме, придите на нее заблаговременно — за 10-15 минут до начала. В это время можно поставить свечи, подать записку, приложиться к иконам, чтобы не отвлекаться на это во время самой службы и не мешать окружающим.

Зайдя в храм, сначала прикладываются к главной иконе, находящейся напротив Царских врат (двустворчатых дверей, ведущих к алтарю). Перед этим необходимо трижды перекреститься, а далее поцеловать уголок иконы или край одежды того, кто изображен на ней, еще раз перекреститься и спокойно отойти. Ни в коем случае нельзя прикладываться к иконе накрашенными губами.

Свечи ставятся следующим образом: за упокой — на квадратном подсвечнике с малым распятием. Свечи за здравие ставятся на других подсвечниках.

Во время богослужения старайтесь выбрать такое место, чтобы вам было удобно. В то же время старайтесь не тревожить молящихся. Не разговаривайте, отключите сотовый телефон. Во время службы необходимо стоять, но если стоять вам трудно, можно присесть на лавочку.

При открытых Царских вратах сидеть не положено никому, даже больным и немощным. Не допускается во время богослужения находиться к алтарю спиной. За Царские врата женщины и девочки не допускаются ни при каких условиях, а мальчики и мужчины могут пройти в них только во время совершения таинства крещения.

Не следует уходить со службы до ее окончания. Но если вам по той или иной причине необходимо ее покинуть, тихонько, не мешая никому, выйдите из церкви, перекрестившись у выхода из нее и перед самой церковью.

Всегда ли можно ходить в церковь женщинам?

Часто встает вопрос о том, можно ли ходить в церковь женщинам во время критических дней. К сожалению, на него нет однозначного ответа. По Ветхому Завету, если человек не чист (а месячные он относит к этому понятию), ему лучше находиться в стороне от Бога.

А вот Новый Завет ситуацию излагает по-другому, разрешая женщине посещать церковь в эти дни. Считается, что месячное очищение, как и саму женщину, создал Бог, а все им созданное не может быть нечистым. Новый Завет также допускает причастие и прикладывание к святыням во время месячных, если женщина в этом нуждается.

Таким образом, сегодня одни священнослужители придерживаются прежних правил, а другие считают их устаревшими и не видят ничего плохого в посещении храма женщиной во время критических дней. Возможно, лучше придерживаться золотой середины — если сильной необходимости нет, отложите посещение храма на несколько дней. Ну а если вы очень нуждаетесь в духовной поддержке, помните о том, что во время месячных это не возбраняется.

Правила поведения в храме и закон

В России существуют не только общепринятые церковные правила, но и законные нормы, защищающие чувства верующих и устанавливающие ответственность за правонарушения, связанные с церковью и религией. К ним можно отнести:

  • Статью 148 УК РФ, касающуюся оскорбления чувств верующих, в том числе в церквях и храмах.
  • Статью 213 УК РФ, устанавливающую ответственность за хулиганство, совершенное по религиозным мотивам.
  • Статью 214 УК РФ, наказывающую за вандализм, в том числе по религиозным мотивам.
  • Статью 244 УК РФ, которая применяется за осквернение тел умерших и мест захоронений.
  • Статью 5.26 КОАП, защищающую свободу вероисповедания.

По этим статьям предусмотрены очень серьезные штрафы — до миллиона рублей, а по уголовным преступлениям возможна даже потеря свободы на несколько лет.

Согласно русской православной традиции, Бог находится в душе у каждого, и для того чтобы его попросить о чем-то, необязательно идти в церковь, поскольку текст мольбы доходит к Богу через слово. Порядок служения в церкви - это лишь земное воплощение веры. Сюда можно прийти, покаяться и получить благословение.

Многим людям очень важно не только чувствовать поддержку Бога в душе, но и видеть его воплощение в иконах, которые находятся в храме. В церкви проводятся богослужения по определенным канонам. Длительность и время начала отличаются в зависимости от церковного праздника.

Расписание проведения литургий

Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий , заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее.

По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7-8 часов утра. В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше. Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма , в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они. Вечерня в 19-20 часов. Ночное служение тоже бывает, но только по большим праздникам: Крещение, Пасха. Кроме того, проводится и крестный ход во славу Божью.

Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви, также зависит от масштаба праздника. Самое раннее начало может быть в 16:00, самое позднее - в 18:00. Проходит такое служение в течение 2-4 часов. Если отмечаются церковные праздники, то ее разделяют на вседневную, малую и великую. проводится при использовании всенощного языка.

Виды богослужений

Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.

Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам :

  • Воскресенье - малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
  • Помолиться ангелам можно в понедельник.
  • Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
  • В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
  • Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
  • В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
  • Суббота посвящена Божьей Матери.

Поэтому если у вас нет возможности ходить в церковь регулярно, то можно молитвы читать по дням в зависимости от того, кому они будут предназначены.

Церковные служения в будние дни

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят :

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие - чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час - с 7:00, третий час - с 9:00, шестой час - с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Особенность их проведения зависит исключительно от главного священника церкви. В деревнях ранние и поздние чтения молитв происходят только в крупных храмах.

Служба в храме

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Не так давно в церковном Уставе были изменения, и теперь повечерье проводится только во время начала Великого поста. Если речь идет о церковных праздниках, то служба может не останавливаться, и одна сменяет другую.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем - это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

Обязательно ли присутствовать на вечерней службе? Исповедаться ведь можно прямо во время литургии. Или все-таки присутствие на всенощном бдении должно стать для верующих таким же обязательным, как и присутствие на литургии?

Наша жертва Богу

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):

Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.

Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.

Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием.

Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.

Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека. Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом. Он просто обкрадывает сам себя.

Вообще обокрасть Церковь, храм – невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир – это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого – бедственны.

Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?

Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос – а для чего ему причащаться каждое воскресенье?

Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе – отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.

Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?

Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие – раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю – готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом – причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.

Если человек устанавливает себе определенный график причастия, – это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.

Не только долг…

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Прежде всего нужно сказать о красоте всенощной, содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.

Но поскольку, как правило, люди не понимают, что читается и поется в церкви, то они многого просто не воспринимают.

Удивительно, что Русская Православная Церковь сохранила в полноте очень сложное, продуманное богослужение. Например, в Греции на приходах подобного уже нет. Там подстроились под современную жизнь, и это по-своему оправданно. Там вечерней службы нет, вечерня не служится, утро начинается с утрени.

Мы служим и вечерню, и утреню вечером. Это некая условность, но она продумана, и те, кто принимали решение именно о таком ходе богослужения, лучше нас понимали устав и решили, что так будет правильнее для сохранения верности традиции.

В Греции приняли другое решение. Утреня там служится, как правило, по одному типу. У нас есть всенощное бдение – торжественное, яркое, красочное, во время него поется много песнопений. В Греции – более однообразно, зато быстро. Вся служба, вместе с литургией занимает часа два. Но это именно в приходских храмах.

В монастырях, а тем более на Афоне, устав сохраняется во всей строгости. Всенощное бдение у них идет действительно всю ночь.

У нас – нет, и в этом тоже некая условность, некое сокращение. Но те, кто разрабатывали это, принимали решение о сокращении исходя из тех или иных обстоятельств, все-таки хотели сохранить для мирян красоту православного богослужения.

Но тут возникает трудность – живем мы в XXI веке: заняты, расстояния большие, люди утомляются, экология ужасная, здоровье, а лучше сказать, нездоровье, ей соответствует. Хотя думаю, что крестьяне, которые работали летом с утра до вечера не покладая рук, физически утомлялись побольше нашего. Но все-таки у них хватало сил для того, чтобы в субботу рабочий день закончить раньше, помыться в бане и пойти в храм на всенощную, а утром на литургию.

Нам, может быть, в чем-то и труднее, чем нашим недавним предкам, физически мы гораздо слабее. Но, тем не менее, мы призываем не прятаться за свои слабости, а находить силы и ходить на всенощное бдение, особенно тех, кто хочет причаститься. Чтобы они могли накануне литургии поисповедоваться, не занимая время воскресной службы.

Но если у людей маленькие дети, которых не с кем оставить, или есть какие-то другие объективные причины, не скажешь им: «Если вы не были на всенощном бдении, то причащаться не будете». Хотя кому-то так сказать и можно: если человек проявил именно разгильдяйство, леность, расслабленность…

Важно стремиться к тому, чтобы наши прихожане полюбили богослужение нашей Церкви и считали не только долгом, но и радостью присутствовать в храме.

Без «социальной защиты»

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

Есть определенный круг богослужений, и всенощное бдение является необходимой частью воскресной службы. Но существуют жизненные обстоятельства определенного уровня, когда человек не в состоянии пойти на всенощную. Но он может пойти на литургию и причаститься святых Христовых Тайн.

Совершенно обычная практика богослужений в наших русских православных храмах за границей такова, что большинство прихожан, живущих в разных городах, приезжают только на воскресное богослужение. Поэтому в большинстве случаев в храмах существует только воскресная литургия.

Это связано и с тем, что если священник будет служить не только литургию, но и прибавлять к ней, скажем, утреню, то богослужение будет совершаться около четырех часов. Это не просто тяжело для восприятия, но и связано с расписанием транспорта, платой за парковку…

Но то обстоятельство, что служится только литургия, не является для прихожан, которые приезжают причащаться, преградой для принятия святых Христовых Тайн.

Но если у человека есть возможность посетить всенощное бдение, и он просто по лени, по нерадению идти не хочет, то тогда это может стать препятствием к причастию.

Да, получается, что храм «занимает» оба выходных обычного работающего пять дней в неделю человека. Но только живущие в XX, XXI веках привыкли к таким вещам, как два выходных. Раньше люди не имели такой «социальной защиты». Они шесть дней работали, а седьмой посвящали Господу Богу.

Вопрос не в том, можно ли вместо всенощной поваляться на диване. Тут ответ однозначный. Другое дело, что у людей могут быть вполне оправданные семейные заботы. В конце концов, именно на это время должны привезти заказанную мебель из магазина. Или – пригласили на юбилей дорогого для всей семьи человека. Если мы провели этот юбилей благочестиво, почему он может стать препятствием для причащения?

Но все это происходит не каждую субботу. А просто решить, что всенощное бдение – вещь необязательная, и я на нее ходить не буду, – неправильно.