Гидроизоляция непроходных каналов теплотрасс. Большая энциклопедия нефти и газа

Прокладка трубопроводов в каналах.

Для городских и населенных пунктов по архитектурным соображениям рекомендуется применять подземную прокладку теплопроводов. Независимо от качества грунта, загруженности подземных коммуникаций и стесненности проездов. Для промышленных площадок подземная прокладка используется при высокой насыщенности подземных коммуникаций с целью упорядочения технологических прокладок в одном коллекторе с теплопроводами.

Канальные прокладки предназначены для защиты трубопроводов от механического воздействия грунтов и коррозийного влияния почвы. Стены каналов облегчают работу трубопроводов, поэтому канальные прокладки допускаются для теплоносителей с давлением до 2,2 МПа и температурой до 350С. . В зависимости от ко­личества прокладывае­мых в одном направле­нии трубопроводов при­меняют непроходные, по­лу проходные или про­ходные каналы. Для закрепления трубопровода, а так же обеспечения свободного перемещения при температурных удлинениях трубы укладывают па опоры. Что бы обеспечить отток воды лотки укладываются с уклоном не менее 0,002. Вода из нижних точек лотков удаляется самотеком в систему дренажа или из специальных приямков при помощи насоса откачивается в канализацию. Кроме продольного уклона лотков, перекрытия так же должны иметь поперечный уклон порядка 1-2% для отвода паводковой и атмосферной влаги. При высоком уровне грунтовых вод наружную поверхность стенок, перекрытия и дна канала покрывают гидроизоляцией. Глубина прокладки лотков принимается из условия минимального объема земляных работ и равномерного распре­деления сосредоточенных нагрузок на перекрытие при движении автотранспорта. Слой грунта над каналом должен состав­лять порядка 0,8-1,2 м и не менее. 0,6 м в мес­тах, где движение автотранспорта запрещено.

Непроходные каналы

Применяются при большом числе труб небольшого диа­метра, а так же двухтрубной прокладке для всех диаметров. Их конструкция зависит от влажности грунтов. В сухих грунтах наибольшее распространение получили блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобе­тонные одно- или многоячейковые.

Стенки канала могут иметь толщину 1/2 кирпича (120 мм) при трубопроводах небольшого диаметра и 1 кирпич (250 мм) при трубопроводах крупных диа­метров. Стенки возводят только из обыкновенного кирпича марки не ниже 75. Силикатный кирпич из-за малой его морозоустойчивости применять не рекомендуется. Каналы перекрывают железобетонной плитой. Кирпичные каналы в зависимости от категории грунта имеют несколько разновидностей. В плотных и сухих грунтах дно канала не требует бетонной подготов­ки, достаточно хорошо утрамбовать щебень непосредст­венно в грунт. В слабых грунтах на бетонное основание укладывают дополнительно железобетонную плиту. При высоком уровне стояния грунтовых вод для их отвода предусматривают дренаж. Стенки возводят после монтажа и изоляции трубопро­водов. Для трубопроводов крупных диаметров применяют каналы, собираемые из стандартных железобетонных эле­ментов лоткового типа КЛ и КЛс, а также из сборных железо­бетонных плит КС.

Каналы типа КЛ состоят из стандартных лотковых элемен­тов, перекрываемых плоскими железобетонными плитами.


Каналы типа КЛс состоят из двух лотковых элементов, уложенных друг на друга и соединенных на цементном растворе при помощи двутавра.


В каналах типа КС стеновые панели устанав­ливают в пазы плиты днища и заливают бетоном. Эти каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами.


Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит или пес­чаной подготовки в зависимости от вида грунта. Наряду с рассмотрен­ными выше каналами применяются и другие их типы. Сводча­тые каналы состоят из железобетонных сводов или скорлуп полукруглой формы, которыми накрывают трубопровод. На дне траншеи выпол­няют лишь основание ка­нала. Для трубопроводов крупного диаметра применяют сводчатый двухячейковый ка­нал с разделительной стенкой, при этом свод канала образуется из двух полусводов. При монтаже непроходного ка­нала, предназначенного для прокладки в мокрых и слабых грунтах стенки и дно канала выполненяют в виде железобе­тонного корытообразного лотка, а перекрытие состоит из сборных железобетонных плит. Наружная поверхность лотка (стенки и дно) покрывается гидроизоляцией из двух слоев рубероида на битумной мастике, поверхность основания также покрывают гидроизоляцией затем устанавливают или бетонируют лоток. Перед засыпкой траншеи гидроизоляцию защищают спе­циальной стенкой, выполненной из кирпича. Замена труб, вышедших из строя, или ремонт тепловой изоляции в таких канала возможны только при разработке групп, а иногда и разборки мостовой. Поэтому тепловая сеть в непроход­ных каналах трассируется вдоль газонов или на территории зе­леных насаждений.

Полупроходные каналы.

В сложных условиях пересечения теплопроводами существующих подземных устройств (под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод) вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Полу­проходные каналы применяют также при небольшом количестве труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие про­езжей части исключено. Высоту полупроходного канала прини­мают равной 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобе­тонных элементов. Конструкции полупроходных и проходных каналов практически аналогичны.

Проходные каналы

применяют при наличии большого количества труб. Их прокладывают под мостовыми крупных магистралей, на территориях боль­ших промышленных предприятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Наряду с теплопроводами в проходных каналах располагают и другие подземные коммуни­кации - электрокабели, телефонные кабели, водопровод, газо­провод и т. п. В коллекторах обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам для осмотра и ликвидации аварии.

Проходные каналы должны иметь естественную вентиляцию с трехкратным обменом воздуха, обеспечивающую температуру воздуха не более 40° С, и освещение. Входы в проходные каналы устраивают через каждые 200 - 300 м. В местах, где располага­ются сальниковые компенсаторы, предназначенные для восприя­тия тепловых удлинений, запорные устройства и другое оборудо­вание, устраивают специальные ниши и дополнительные люки. Высота проходных каналов должна быть не менее 1800 мм.

Экономическое обоснование проектных решений по ВиВ

Разработка проекта должна осуществляться на основе задания на проектирование, которое составляется заказчиком с участием проектной организации. Задание специализированным проектным организациям на разработку отдельных частей проекта, например водоснабжения и канализации, выдают ведущие проектные организации. Задание на проектирование должно составляться в соответствии с перспективным планом развития народного хозяйства на основании технико-экономических обоснований (ТЭО) целесообразности намеченного строительства и реконструкции города, промышленных предприятий, а также с учетом проектов районной планировки и застройки городов и сельских населенных мест.

В ТЭО должны содержаться показатели, характеризующие эффективность капитальных вложений, и технико-экономические показатели будущего предприятия или сооружения (удельные капитальные вложения на единицу вводимой мощности и выпуска продукции, сроки окупаемости капитальных вложений, выпуск продукции на 1 руб. основных фондов, рентабельность предприятия, себестоимость единицы продукции, производительность труда).

Разработка проекта производится в соответствии с инструкцией, устанавливающей состав и содержание проекта, порядок разработки, согласования и утверждения проектов и смет, по которым должно осуществляться строительство новых, а также расширение или реконструкция действующих сооружений и зданий.

Проектирование канализации промышленных районов должно вестись на основе комплексного решения всей водохозяйственной проблемы с учетом использования местных водных ресурсов для населения, промышленности, ирригации, судоходства, рыбоводства, энергетики и пр. При этом в общем балансе воды должны учитываться и отработавшие сточные воды, особенно в тех случаях, когда ощущается нехватка воды из-за ограниченности ресурсов источников водоснабжения.

Комплексное проектирование водоснабжения и канализации промышленных предприятий и населенных пунктов предусматривает составление схемы единого генерального плана промышленного узла. Такая схема разрабатывается в целях определения наиболее целесообразного в технико-экономическом отношении объединения отдельных предприятий в промышленный узел с комплексным решением водоснабжения, канализации и других инженерных коммуникаций.

После утверждения схемы исходные ее положения являются основанием для составления ТЭО водоснабжения и канализации промышленного узла или его объектов

ТЭО - предпроектнвтй документ, уточняющий и дополняющий схемы развития и размещения соответствующих отраслей промышленности (народного хозяйства), на основании которого обосновываются размещение намечаемого к проектированию и строительству предприятия (сооружения), его производственная мощность, номенклатура продукции, обеспечение сырьем, полуфабрикатами, топливом, электроэнергией и водой, основные технологические и строительные решения и важнейшие технико-экономические показатели производства и строительства предприятия (сооружения).

При разработке ТЭО должны учитываться новейшие достижения науки и техники с тем, чтобы строящиеся, реконструируемые и расширяемые предприятия (сооружения) ко времени ввода их в действие были технически передовыми, имели высокие показатели по производительности труда и качеству продукции, низкую себестоимость продукции и обеспечивали нормальные условия труда.

Технико-экономические обоснования разрабатываются на полную проектную мощность предприятия и на первую очередь строительства с широким использованием передового опыта по аналогичным действующим предприятиям (сооружениям) и наиболее эффективных проектных решений.

Технико-экономические обоснования оформляются в виде пояснительной записки с приложением необходимых расчетных, табличных и графических (карты, схемы, чертежи) материалов

ТЭО согласовываются с Госпланом СССР и Госстроем СССР и утверждаются министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик.

На основе утвержденного ТЭО составляется задание на разработку технического проекта.

Проектирование канализации ведется, как правило, по двум стадиям. технический проект и рабочие чертежи.

Разработка проекта в одну стадию (техно-рабочий проект) допускается (с разрешения утверждающей инстанции) в тех случаях, когда для выбора строительной площадки или трассы для канализационного трубопровода не требуется предварительного выполнения проектных и изыскательских работ, т. е. когда решение этих вопросов с достаточной очевидностью предопределяется местными условиями строительства, опытом проектирования аналогичных объектов и наличием соответствующих типовых или рекомендованных для повторного применения экономичных индивидуальных проектов.

Техно-рабочий проект должен разрабатываться в объеме, необходимом для оценки принятых решений и производства строительно-монтажных работ, и состоять из пояснительной записки с технико-экономическими показателями, схемой генерального плана (для предприятия) и рекомендациями по организации строительства; рабочих чертежей с приложением заказных спецификаций на оборудование, приборы, арматуру и другие изделия; смет, составленных по рабочим чертежам; паспорта.

В отдельных случаях при проектировании объектов с новым неосвоенным производством или сложным технологическим процессом, а также при проектировании зданий и сооружений особой строительной сложности допускается (с разрешения инстанции, утверждающей проектное задание) до выполнения рабочих чертежей производить доработку проектных решений отдельных цехов, зданий, сооружений и других частей проекта в той степени, в которой это требуется для выявления технических характеристик оборудования и выполнения рабочих чертежей.

Ведение проектирования по двум стадиям основывается на возможности широкого использования для строительства типовых проектов".

Технический проект канализации любого объекта, включая очистку и обезвреживание сточных вод, должен быть выполнен с учетом местных условий и санитарных требований.

В проекте, включающем пояснительную записку с обоснованием расходов и состава сточной воды, с необходимыми графическими материалами и сметой, дается технико-экономическое сравнение возможных вариантов решения схемы канализации города и промышленных предприятий и обосновывается выбор оптимального варианта самой схемы и метода очистки сточных вод, а также места выпуска их в водоем.

В проекте должны быть установлены расчетные сроки работы проектируемой канализации и разбивка строительства на очереди, определены основные размеры сооружений, произведен выбор оборудования, составлено штатное расписание эксплуатационного персонала и исчислены стоимость строительства и себестоимость отведения и очистки сточных вод.

Графические материалы должны включать генеральные планы объекта и планы окрестностей, варианты решения схемы канализации с указанием расположения всех основных сооружений и их чертежи (для определения размеров сооружений и основных конструкций, позволяющих исчислять строительную стоимость).

Порядок составления проекта канализации и характер вопросов, разрешаемых на отдельных стадиях проектирования, приведены ниже.

Технический проект. В пояснительной записке к проекту по канализации приводятся исходные и нормативные данные, гидравлические, технологические, технико-экономические и другие расчеты по количеству и составу сточных вод, сетям, насосным станциями очистным сооружениям, энергоснабжению; определяются материалы и способы производства работ, очередность и сроки осуществления строительства. Решаются вопросы технической эстетики. На стадии технического проекта определяется сметная стоимость строительства канализации.

Канализационные сооружения, при расширении которых в будущем потребуются значительные дополнительные затраты на их устройство, должны проектироваться и осуществляться сразу на расчетный срок. Сооружения, строительство которых можно осуществлять по мере потребности без значительных затрат на их переустройство, должны проектироваться в объеме, необходимом только на первую очередь с расчетом на их полное использование при дальнейшем развитии строительства.

В первую очередь прокладывается та часть канализационной сети, которая необходима для обслуживания уже существующих или строящихся жилых кварталов и промышленных предприятий исходя из капитальной застройки.

Условия спуска сточных вод и способы их очистки должны быть согласованы на стадии проектирования с исполкомом местного Совета депутатов трудящихся, с бассейновой водной инспекцией Министерства мелиорации и водного хозяйства союзных республик, а также с органами Государственного санитарного надзора, а при спуске сточных вод в водоемы рыбохозяйственного значения - и с органами Рыбоохраны. При спуске сточных вод в судоходные реки необходимо согласовать место выпуска и его конструкцию.

В техническом проекте должен быть приведен перечень используемых типовых проектов. Типовые проекты содержат следующие материалы: заглавный лист с перечнями чертежей данной марки, примененных стандартов, типовых чертежей с системой условных обозначений; планы в масштабе 1:200 и в необходимых случаях элементы планов в масштабе 1:50 или 1: 100 с указанием оборудования и сетей водопровода и канализации; схемы водопровода, хозяйственно-фекальной, производственной и ливневой канализации; общие виды нетиповых конструкций, узлов и деталей в масштабе 1:50; указания по антикоррозионной защите, заказные спецификации на все виды оборудования, приборов, арматуры и других изделий. Чертежи водопровода и канализации, как правило, должны выпускаться совмещенными.

Проект и смета к техническому проекту подлежат утверждению в установленном порядке. На основе утвержденного проекта должны составляться спецификации оборудования.

Составленные по техническому проекту сметы на строительство отдельных зданий и сооружений и сметы на отдельные виды строительных и специальных работ согласовываются со строительной организацией. Затем составляется сводка объемов и определяется размер затрат на приобретение оборудования и стоимость работ по его монтажу. После этого составляют сводную ведомость, определяющую потребность в производственных ресурсах.

Рабочие чертежи составляются на основе утвержденного технического проекта и полученных от заказчика технических данных по заказанному оборудованию для строительства канализации. При разработке рабочих чертежей должны быть использованы стандарты и типовые чертежи отдельных сооружений.

Унификация канализационных сооружений (ведущие институты Со-юзводоканалниипроект, Мосводоканалниипроект и Гипрокоммунводока-нал) позволит ускорить темпы строительства и ввода в действие объектов. Монтаж сооружений в этом случае сводится к применению небольшого числа (18-20) унифицированных блоков.

При проектировании сложных объектов целесообразно использование метода объемного (макетного) проектирования. Особое значение этот метод приобретает, когда проектируемые сооружения насыщены большим количеством трубопроводов разного назначения с соответствующей арматурой и приборами автоматизации технологического процесса. Объемное проектирование ведется комплексной группой проектировщиков, состоящей из сантехников, строителей, энергетиков, специалистов по автоматике и контрольно-измерительным приборам. Пользуясь сборнс-разборным макетом, выбирают лучший вариант. Основным видом проектной документации служит фото с масштабного макета. При одностадийном проектировании масштаб модели принимается 1:50 или 1:25, а при большой насыщенности трубопроводами- 1: 10.

После согласования и утверждения окончательного варианта проектировщики производят графическую и расчетную доработку технологических коммуникаций, уточняют диаметры трубопроводов, узлов и т. д. При этом все схемы трубопроводов графически составляются упрощенно. В последнее время вместо графической доработки применяют фотографирование узлов модели с последующим их изготовлением и монтажом по фотографиям.

Опыт объемного проектирования показал, что кроме улучшения качества проекта достигается снижение стоимости проектирования на 10- 15%. Но главное преимущество объемного проектирования - в его наглядности, в исключении ошибок и в возможности лучшей организации строительно-монтажных работ.

Техника безопасности, охрана труда и противопожарные мероприятия при эксплуатации водозаборных

3.1. Техника безопасности и охрана труда Конструкция водозаборных сооружении из поверхностных источников водоснабжения должна обеспечивать безопасность работ при осмотре, ремонте и очистке водозаборных камер и колодцев от осадка, решеток оголовка или берегового водоприемника от засорения плавающими предметами, водорослями и льдом. При выполнении работ по ремонту и эксплуатации водозаборных соору­жений из поверхностных источников водоснабжения необходимо соблюдать тре­бования «Единых правил безопасности труда на водолазных работах» и правил техники безопасности при эксплуатации городских гидротехнических сооружений», ГОСТ 12.3.012-77, который предписывает следующие правила при эксплуатации и обслуживание:

    Оборудование на всасывающих и самоточных линиях, у береговых колодцев и др. (задвижки, шиберы, подъемные механизмы, приемные клапаны и др.) располагают так, чтобы они были доступны для ремонта. Маховички задвижек располагают на поверхности или применяют дистанционное управление.

    Очистка входных решеток ручными граблями с лодок или льда разрешается только в случае слабого течения воды (0,3-0,5 м/сек) и малой глубине (до 2 м) и только при незначительных загрязнениях. На глубоких реках с быстрым течением решетки очищаются водолазами или работниками эксплуатации при условии оборудования специальных устройств и с соблюдением требований НАОП 5.1.21-1.08-90 Единых правил безопасности на водолазных работах (РД31.84.01-90), утвержденных Министерством здравоохранения СССР в 1990 году - (далее НАОП 5.1.21-1.08-90).

    Во время осмотра, ремонта и очистки входных решеток на всасывающих линиях должны останавливаться насосы и обесточиваться линии электроснабжения.

    Во время обогревания решеток оголовка водоприемника паром или горячей водой шланги для ее подачи проверяют на необходимое давление и плотно скрепляют в местах соединений, чтобы предотвратить ожоги работников, которые находятся поблизости.

    Во время электрообогрева решеток временные электролинии от трансформаторов прокладывают изолированными проводами.

    Работы по обогреванию решеток проводят под непосредственным наблюдением и руководством работника, ответственного за работу водозаборных сооружений.

    Во время очистки решеток оголовка откалывание льда с покрытых льдом частей сооружений и тому подобное движение по льду реки или водоема разрешается только после проверки толщины льда в соответствии с НАОП 5.1.21-1.08-90 и при условии постоянного наблюдения за его состоянием. Работники обеспечиваются в это время предохранительными поясами и веревками. На льду для выполнения работ и прохода людей укладывают настилы из досок, а на видных доступных местах размещают спасательные средства (жерди, спасательные круги и тому подобное).

    Работы по укреплению берега на участке водозаборных сооружений выполняют при условии наличия лодки с необходимым спасательным инвентарем. На видном месте размещают спасательные средства (круги, багры, веревки, пояса).

    Перед началом работы в галереях для работников проводят целевой инструктаж по охране труда с оформлением наряда. Около входа в галерею на видном месте вывешивают выписку из этих Правил.

    Во время работы в галереях у входа в галерею для наблюдения за состоянием работ и оказанием в случае необходимости помощи тем, кто работает в галерее ставят двух работников. Не разрешается вход в галерею и выполнение в ней работ одному работнику.

    В других случаях во время выполнения работ в галереях следуют мерам безопасности, как и во время выполнения работ в канализационных колодцах и коллекторах.

    Работы по очистке водоприемных колодцев от осадка и спуск в колодец обслуживающего персонала выполняют под надзором работника, ответственного за работу водозаборных сооружений, с соблюдением мер безопасности, как и во время выполнения работ в водопроводных и канализационных колодцах и коллекторах.

3.2. Противопожарные мероприятия

На водозаборах как предприятия оборудованные большим числом электроагрегатов при эксплуатации предусматриваются следующие мероприятия по противопожарной защите:

    Насосные станции водозаборных сооружений размером машинного зала 6x9 м и более должны оборудуются внутренним противопожарный водопроводом с расходом воды 2,5 л/c.

Кроме того, следует предусматривать:

    при установке электродвигателей напряжением 1000 В и менее - два ручных пенныхх

    при установке электродвигателей напряжением свыше 1000 В или двигателей внутреннего сгорания мощностью более 221 кВт - дополнительно два углекислотных огнетушителя, бочку с водой вместимостью 250 л, два куска войлока, асбестового полотна или кошмы размером 2x2 м.

    В насосных станциях водозаборных сооружений с двигателями внутреннего сгорания размещают расходные емкости с жидким топливом (бензин - 250 л, дизельное топливо - 500 л) в помещениях, отделенных от машинного зала несгораемыми конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 120.

    В помещении насосной станции водозаборных сооружений для подключения установки пожаротушения к передвижной пожранной технике предусматривается трубопроводы с выведенными наружу патрубками, оборудованными соединительными головками. Трубопроводы обеспечивают наибольший расчётный расход в "диктующей" секции установки пожаротушения. Снаружи помещения насосной станции соединительные головки размещаются с расчетом подключения одновременно не менее двух пожарных автомобилей.

    Тушение возможного пожара и проведение спасательных работ обеспечиваются конструктивными, объемно-планировочными, инженерно-техническими и организационными мероприятиями.

К ним относятся:

устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных

Проезды для основных и специальных пожарных машин следует предусматривается в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01, СНиП II-89, СНиП II-97.

    устройство наружных пожарных лестниц и обеспечение других способов подъема персонала пожарных подразделений и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, в том числе устройство лифтов, имеющих режим «перевозки пожарных подразделений»;

    устройство противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, а при необходимости, устройство сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров);

    противодымная защита путей следования пожарных подразделений внутри здания;

    оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей а также планом эвакуации;

Cтраница 1


Проходные каналы должны снабжаться люками. У каждого люка внутри канала должны быть установлены лестницы или скобы.  

Проходные каналы должны иметь входные люки с лестницей или скобами. Входные люки должны предусматриваться также во всех конечных точках тупиковых участков, на поворотах трассы и в узлах установки арматуры.  


Проходные каналы применяются при прокладке большого количества труб.  


Проходные каналы применяют при прокладке большого числа труб.  

Проходные каналы следует выполнять из сборных защищенных от грунтовых вод конструкций, изготовленных из несгораемых материалов.  

Проходные каналы наряду с большими преимуществами (удобство монтажа теплоизоляции, ремонта и наблюдения), в особенности при многотрубных и совмещенных прокладках, применяются лишь при выводах теплопроводов с площадки станций, на соединительных магистралях от ТЭЦ до промышленных объектов и на головных участках площадок промышленных предприятий. Прокладка в проходных каналах в отдельных случаях является рациональной для тех объектов, где не разрешается применение воздушной прокладки.  

Проходные каналы перекрывают железобетонными плитами. Заглубление верха канала принимают обычно не более 500 мм, что обеспечивает достаточную водонепроницаемость покрытия канала. Дно каналов делают из бетона или железобетона по щебеночной подготовке. Для спуска оборудования в каналы, а также входа и выхода из канала устраивают люки и проходы в подвалах здания. Внутри канала у каждого люка устанавливают лестницу. В проходных каналах оборудуется освещение с пониженным напряжением сети, вентиляция и телефонная связь.  

Проходные каналы обычно применяются только для групповой прокладки трубопроводов (от пяти и более труб) с суммой диаметров не менее 1 500 мм. Непроходные каналы выполняются сборными из железобетонных скорлуп, монолитными железобетонными и кирпичными, с днищем или без днища. Прокладка большого количества обогреваемых трубопроводов осуществляется в лотках.  

Проходные каналы оборудуют люками для спуска и вытаскивания элементов трубопроводов при ремонте в процессе эксплуатации. У каждого люка внутри канала устанавливают лестницы.  

Настоящие «Указания” разработаны для проектирования 2-х трубных тепловых сетей в г. Москве и учитывают большую плотность городской застройки, насыщенность территории подземными коммуникациями, ограниченность свободного пространства для строительства подземных инженерных сооружений, и являются обязательными для всех проектных организаций, а также для организаций, согласовывающих проекты в городе Москве. Указаниями следует пользоваться в случаях отступления от действующих нормативных документов.

В случае возникновения при проектировании ситуации, не регламентируемой настоящими “Указаниями...» следует руководствоваться действующими нормативными документами.

Все изменения в проектах, необходимость которых возникает в процессе строительства, должны быть согласованы с проектной организацией до начала строительства участка теплосети, где эти изменения должны быть внесены.

Тепловые сети распределяются на: магистральные, распределительные внутриквартальные абонентские вводы и местные тепловые сети после индивидуальных или центральных тепловых пунктов.

Тепловые сети диаметром более 400 мм как правило, должны прокладываться: вдоль городских проездов в зеленых или технических зонах, за пределами жилой застройки, в промзонах, вдоль полосы отвода железнодорожных линий.

Проектирование тепловых сетей диаметром более 400 мм в пределах жилой застройки допускается только в исключительных случаях с выполнением необходимых защитных мероприятий (см.п.2.19).

Распределительные внутриквартальные тепловые сети, как правило, должны прокладываться внутри квартальной застройки с устройством камер ответвлений к абонентам.

К абонентским вводам относятся тепловые сети от узлов или камер на внутриквартальных тепловых сетях до центрального или индивидуального теплового пункта.

К местным тепловым сетям относятся тепловые сети после индивидуальных или центральных тепловых пунктов.

Строительств о магистральных и внутриквартальных распределительных тепловых сетей, дождевой канализации в новых районах застройки города должно опережать строительство жилых и общественных зданий.

Технический надзор за строительством тепловых сетей осуществляется заказчиком и эксплуатирующими организациями, авторский надзор — проектной организацией.

2. Проектирование тепловых сетей

2.1. В г. Москве, как правило, для сетей с условным диаметром 1000 мм и менее, имеющими рабочее давление <= 1,6Мпа (16кг/см 2) и рабочую температуру тепломагистрали 130°С с кратковременной пиковой температурой до 140°С, должна приниматься подземная бесканальная прокладка трубопроводов с изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке.

2.2. Прокладка выводов от ТЭЦ и РТС с условным диаметром 1400—1200 мм, в отдельных случаях и меньшего диаметра, где температура теплоносителя в рабочем режиме превышает 135°С, должна производиться в непроходных и проходных каналах с теплоизоляцией из минеральной ваты, с защитным слоем из асбоцементной штукатурки по металлической сетке. При рабочей температуре до 130°С допускается прокладка теплопроводов в проходных каналах с пенополиуретановой изоляцией в металлической оболочке.

2.3. Температурный режим теплосети и тип изоляции теплопроводов должны указываться в технических условиях эксплуатационной организации при их оформлении.

2.4. При прокладке тепловых сетей в бесканальном варианте трубы укладываются на песчаное основание с песчаной обсыпкой при несущей способности грунтов не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2). При несущей способности грунтов менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ) основание должно устраиваться по индивидуальным чертежам.

2.5. В слабых грунтах с расчетным сопротивлением менее 0,1 МПа (1,0 кгс/см 2), а также в грунтах с возможной неравномерной осадкой (в неслежавшихся насыпных грунтах) применение бесканальной прокладки тепловых сетей без искусственного основания не допускается.

2.6. Дренаж при бесканальной прокладке тепловых сетей с пенополиуретановой изоляцией в полиэтиленовой оболочке не требуется.

2.7. При обосновании допускается надземная прокладка тепловых сетей с пенополиуретановой изоляцией в металлической оболочке.

2.8. Надземная прокладка тепловых сетей на территории детских и лечебных учреждении, как правило, не допускается.

В исключительных случаях, при отсутствии других вариантов трасс, допускается такая прокладка вдоль существующих глухих заборов, ограничивающих территорию детских и лечебных учреждений с устройством дополнительного ограждения с другой стороны.

2.9. Прокладку тепловых сетей под проездами общегородского значения и площадями с усовершенствованными покрытиями, при пересечениикрупных автомагистралей и железных дорог следует предусматриваться в проходных каналах или щитовых тоннелях. При этом теплопроводы имеющие изоляцию из пенополиуретана должны иметь несгораемый, из тонколистового металла, покровный слой.

2.10. Пресечения теплопроводами проездов местного значения допускается предусматривать в полупроходных канал высотой не менее 1,4 м или футлярах .

2.11. В отдельных случаях, по согласованию со службой технического надзора «Тепловых сетей», разрешается пересечение теплопроводами местных проездов в непроходных каналах.

2.12. При пересечении тепловыми сетями въездов (пандусов) в подземные гаражи, склады и пр. в пределах пересечения и на 5 м в каждую сторону от него , должно предусматриваться устройство монолитного канала при канальной прокладке или стального футляра при бесканальной прокладке.

2.13. При проектировании тепловых сетей в зонах пешеходных переходов теплопроводы могут располагаться либо над пешеходным переходом в толще перекрытия пешеходного перехода с устройством монолитного участка перекрытия корытообразного профиля с минимальной толщиной железобетона 12 см, либо в пазухе лестничного схода с устройством, в этом случае, монолитного канала или стенки схода из монолитного железобетона.

2.14. В зоне пешеходных переходов, совмещенных с входами в метрополитен, как правило, необходимо предусматривать прокладку тепловых сетей на расстоянии не менее 2 м от стенки лестничного схода с устройством монолитного железобетонного канала выходящего на 5 м за габарит схода.

2.15. При пересечении линий метрополитена на тепловых сетях должны устанавливаться секционирующие задвижки на расстоянии до 0,1 км от места пересечения.

В местах плотной застройки, при невозможности выдержать указанные расстояния, разрешается, по согласованию со службами эксплуатации тепловых сетей и метрополитена (на проектируемых и строящихся линиях метрополитена с институтом Метрогипротранс), увеличивать это расстояние, но не более чем до 1,0 км.

2.16. При бесканальной прокладке теплопроводов расстояние от наружной поверхности изолированного теплопровода до фундаментов жилых и общественных зданий должно быть не менее 5м для теплопроводов Ду <= 400мм и 7м для теплопроводов Ду >= 500мм.

2.17. При невозможности выдержать указанные расстояния теплопроводы должны прокладываться либо в каналах, на расстоянии не менее 2-х метров от, фундаментов зданий, либо в пристенных (пристроенных к фундаментам здании) проходных каналах из монолитного железобетона с металлоизоляцией.

2.18. Разрешается пересечение транзитными водяными тепловыми сетями диаметром Ду 300мм и менее жилых и общественных зданий (кроме детских и лечебных) при условии прокладки сетей в технических подпольях, коридорах (высотой не менее 1,8м) или в футлярах с устройством дренирующего колодца в нижней точке на выходе из здания.

2.19. В виде исключения, допускается прокладка тепловых сетей диаметром от 400 до 600мм с пересечением жилых и общественных зданий (кроме детских и лечебных) при обосновании невозможности прокладки тепловых сетей за пределами зданий. При этом следует предусматривать следующие дополнительные меры, обеспечивающие надежную эксплуатацию тепловых сетей:

- устройство под зданием железобетонного монолитного тоннеля или футляра внутренним диаметром не менее Ду 1000мм. Ограждающие конструкции тоннеля или футляра должны выдерживать нагрузку, возникающую при аварии трубопровода с давлением 3,6 МПа (16 кгс/см 2).

- концы тоннеля или футляра должны выходить за пределы фундамента здания не менее 5м.

- стенки тоннеля или футляра должны иметь гидроизоляцию, исключающую проникновение случайных и аварийных вод к фундаментам зданий.

- температура воздуха в тоннеле не должна превышать 40°С.

- трубопроводы, проходящие в подвалах зданий, не должны иметь ответвлений и на них не допускается установка запорной и регулировочной арматуры.

- толщины стенок труб должны быть увеличены в 1,5 раза по отношению к расчетным.

- устройство трубопроводов должно соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды» (издания 1994 г.).

- 100% контроль заводских и монтажных сварных швов.

- устройство из нижней точки тоннеля самотечного водовыпуска диаметром 300мм в существующую дождевую канализацию.

2.20. Расстояние от жилых и административных здании до надземных камер-павильонов при отсутствии в них насосных установок, как правило, должно быть не менее 15м, в стесненных условиях городской застройки допускается уменьшать его до 10м, до промышленных зданий 5м.

2.21. Минимальное расстояние в свету от отдельно стоящих наземных центральных тепловых пунктов (ЦТП) до наружных стен жилых и общественных здании , в соответствии с пунктом 10.3 "Руководства по проектированию тепловых пунктов”, должно приниматься не менее 25 метров.В стесненных условиях города допускается уменьшение расстояния до жилых, административных и общественных зданий до 15 метров при условии соблюдения требований по снижению уровней шума и вибрации от работы насосного оборудования (смотри раздел 10 «Руководства по проектированию тепловых пунктов»). При реконструкции зданий и расположенных в них тепловых пунктов рекомендуется установка бесшумных насосов исключающих вибрацию трубопроводов, выпускаемых фирмами СНГ или иностранными фирмами, а также необходимо предусматривать дополнительные акустические мероприятия.

2.22. Прокладка теплопроводов в районе расположения резервуаров автомобильно-заправочных станций (АЗС) должна производиться на расстоянии не менее 10м для бесканальной прокладки, 15 м. для канальной прокладки , при условии устройства вентиляционных шахт на канале теплосети .

2.23. При проектировании теплопроводов вблизи трансформаторных станций (ТП) и газорегуляторных подстанций (ГРП) расстояние от ТП и ГРП до наружной стенки канала при канальной прокладке или до ближайшего теплопровода при бесканальной прокладке, должно быть не менее 4,0 метров, но не менее 2,0 метров от существующих электрических кабелей.

2.24. Расстояния от теплопроводов до убежищ должны приниматься не менее 5,0 метров при диаметре теплопроводов до 200мм включительно, и не менее 15 метров при диаметре теплопроводов 250мм и более, (см. СНиП II — II -77*) .

В стесненных условиях допускается уменьшение расстояния до 3 м. от защитнных сооружений до теплопроводов диаметром 200мм и не менее 5м до теплопроводов диаметром 250мм и более при условии выполнения следующих мероприятии:

- устройство монолитного канала с металлоизоляцией или устройство стального футляра заключенного в железобетонную обойму с выходом последних за пределы защитного сооружения по 5 м в каждую сторону. Уклон канала с металлоизоляцией должен выполняться от защитного сооружения.

2.25. Минимальное заглубление от поверхности земли или дорожного покрытия до верха изолированного теплопровода бесканальной прокладки допускается:

- в пределах проезжей части - 0.6м.

- вне пределов проезжей части - 0,5м.

- максимальное заглубление до верха теплопровода бесканальной прокладки допускается до 2,0м.

2.26. Пересечения теплопроводов с существующими подземными коммуникациями должны выполняться в соответствии со СНиП 2.04.07. -86* “Тепловые сети. Нормы проектирования” и альбомами Мосинжпроекта:

- СК 3105-88 «Конструкции пересечений теплосети с подземными коммуникациями» (газопровод, водопровод теплосеть, электрокабели).

- СК 3107-85 «Конструкции пересечений теплосети с подземными коммуникациями» (дождевая канализация).

- СК 3108-90 “Типовые проектные решения мест пересечения теплосети и канализации” согласованными с эксплуатационными организациями г. Москвы.

2.27. Расстояние по вертикали до бронированных кабелей связи, силовых, контрольных кабелей напряжением до 35 кВт допускается 0,25 м при условии подтверждения расчетами, что температура почвы в местах пересечения тепловых сетей с электрокабелями на глубине заложения кабелей не должна повышаться более чем 10° С по отношению к высшей среднемесячной летней температуре почвы и на 15°С к низшей среднемесячной зимней температуре почвы; на глубине заложения маслонаполненого кабеля не должна повышаться более чем на 5 0 С по отношению к среднемесячной температуре в любое время года на расстоянии до 3м от крайних кабелей (пункт 2-3-06 ПУЭ).

Во всех случаях пересечения кабеля с теплопроводами должны выполняться по альбому СК-3105-88 “Констукции пересечения теплосети с подземными коммуниакциями”.

В особо стесненных условиях допускается применение нетиповых решений, но их чертеж и тепловой расчет должны быть согласованы с Московской кабельной сетью (МКС). Мероприятия типового альбома СК-3105-88 должны выполняться владельцем тепловой сети , как при новом строительстве, так и при капитальном ремонте тепловых сетей.

2.28. Допускается уменьшение расстояний по вертикали от низа канала теплосети до перекрытии метрополитена приведенных в таблице СНиП 2.04.07-86* “Тепловые сети: Нормы проектирования” при выполнении дополнительных мероприятий, исключающих протечки, согласованных со службами метрополитена или институтом «Метрогипротранс».

2.29. При прокладке теплопроводов в проходных каналах (тоннелях) высота последних в свету должна быть не менее 1,8м , а ширина прохода между теплопроводами не менее 0,7м .

2.30. Запорная арматура на тепловых сетях диаметром 500мм и более , за исключением шаровых задвижек, должна предусматриваться электрофицированной и размещаться в наземных павильонах, причем электрооборудование должно размещаться в выделенных электрощитовых, имеющих отдельный вход.

Схема электроснабжения задвижек должна соответствовать 2-й категории (смотри ПУЭ 1.2.19).

2.31. При невозможности, по архитектурным соображениям, устройства наземного павильона допускается, при согласовании с эксплуатирующей организацией, размещение электрофицированной запорной арматуры в подземной камере , с размещением электрощитовой на поверхности земли и обязательным устройством естественного водоудаления с пола подземной камеры. В этих случаях, для уменьшения габаритов камер, рекомендуется применение задвижек Австрийской фирмы “Клингер” с механическим приводом.

2.32. Сильфонные компенсаторы при канальной прокладке могут располагаться как в камерах, так и в каналах. Направляющие опоры должны быть установлены на расстоянии не более 14 диаметров трубопроводов от компенсатора.

2.33. При прокладке теплопроводов в проходных каналах вдоль проезжей части дорог, выходы из камер должны располагаться за пределами проезжей части.

2.34. Шахты перехода с подземной канальной прокладки теплопроводов на надземную на низких опорах , должны иметь перекрытие и порожек высотой 30см для защиты от атмосферных вод, а так же решетку, предотвращающую проникновение в канал посторонних лиц. В случае прокладки наземного теплопровода на высоких опорах над шахтой устанавливается металлический зонт .

2.35. В тоннелях (проходных каналах) и непроходных каналах необходимо предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с устройством вентшахт сбоку канала или камеры.

2.36. При размещении тепловых сетей в коллекторах и туннелях, в том числе эксплуатируемых организаций “Москоллектор” магистральные и распределительные внутриквартальные теплопроводы с Ду>=300мм должны располагаться за перегородкой, исключающей попадание теплоносителя и пара в отсек кабельных линий.

2.37. Монолитные щитовые железобетонные опоры в каналах должны иметь вентиляционные отверстия над теплопроводами для обеспечения вентиляции по всей длине канала или вентиляционные шахты по обе стороны опоры.

2.38. При проектировании канальной прокладки теплосети в стесненных условиях допускается прокладка дренажа под каналом теплосети с устройством колодцев за габаритами канала.

2.39. Разрешается, на отдельных участках, предусматривать в основании канала пластовый дренаж из гравия или крупнозернистого песка.

2.40. При отсутствии в районе проектирования тепловой сети действующей дождевой канализации разрешается, по согласованию с эксплуатирующей организацией, предусматривать для удаления технологической воды водоприемные колодцы с последующей откачкой ее передвижными насосными станциями.

2.41. При реконструкции тепловых сетей допускается как вариант укладка теплопроводов с изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке в существующий непроходной канал с засыпкой последнего песком .

2.42. Все виды подземной прокладки труб, фасонных деталей и арматуры в пенополиуретановой изоляции в полиэтиленовой оболочке не зависимо от диаметров должны оснащаться системами контроля состояния изоляции теплопроводов.

2.43. При бесканальной прокладке тепловых сетей в пенополиуретановой изоляции в полиэтиленовой оболочке предусматривать водовыпуски из камер в существующую дождевую канализацию, при отсутствии дождевой канализации, в водоприемные колодцы с последующей откачкой.

Надземная прокладка применяется при строительстве ТС предприятий, где технологическая целесообразность превалирует над внешним восприятием, а также вне зоны жилой застройки городов. Надземные теплопроводыобычно прокладываются на отдельно стоящих опорах (низких или высоких), вантовых конструкциях и эстакадах. Прокладка на низких опорах применяется в основном для магистральных теплопроводов на участке от ИТ до зоны промышленной или гражданской застройки. При этом между изолированной поверхностью теплопровода и поверхностью земли просвет должен быть не менее 0,35 м, если ширина группы труб теплопровода не превышает 1,5 м, а если превышает 1,5 м – просвет должен быть не менее 0,5 м.

Высокие отдельно стоящие опоры могут выполняться жесткими, гибкими и качающимися. Материалы для мачт выбираются в зависимости от типа и назначения прокладки.

Водяные, паровые и конденсатные сети и другие трубопроводы предприятий обычно прокладываются совместно на эстакадах. Расстояния между железобетонными или металлическими стойками эстакад принимают равными от 6 до 24 м. Пролёты между стойками перекрывают железобетонными балками, на которых раскладывают траверсы, приваренные к стойкам. Масса трубопровода с теплоносителем воспринимается подвижными опорами. Опоры труб большого диаметра устанавливают над стойками, а малого диаметра на траверсах.

Компенсация температурных удлинений теплопроводов обеспечивается с помощью гибких компенсаторов и самокомпенсации (углы поворота, участки подъёма и опускания труб). Для фиксирования трубопроводов от воздействия температурных нагрузок и усилий от внутреннего давления устанавливают неподвижные опоры, а компенсаторы – между ними.

Подземная прокладка

В ТС наибольшее применение получили подземные теплопроводы. Они делятся на две группы - канальные и бесканальные. В канальных теплопроводах изоляционная конструкция разгружена от внешних нагрузок стенками канала. В бесканальных теплопроводах изоляционная конструкция испытывает нагрузку грунта. Каналы бывают проходными, полупроходными и непроходными (рис 4.2).

Рис. 4.2. Типы каналов подземной прокладки

Они представляют собой сборные железобетонные конструкции. Работы по прокладке и сборке теплопроводов производятся с помощью экскаваторов и подъемно-транспортных машин, что существенно сокращает сроки и стоимость строительства ТС.

Из всех подземных теплопроводов наиболее надежными, но и более дорогими являются теплопроводы в проходных каналах (рис 4.2 а). Их основное преимущество заключается в возможности постоянного доступа к ТС для эксплуатационного обслуживания и ремонта. Применяются они на выводах ИТ и магистральных участках теплопроводов промплощадок крупных предприятий и городов. При этом в общем проходном канале прокладываются все трубопроводы производственного назначения (паропроводы, водоводы, воздуховоды и др.) и инженерных сетей города, за исключением указанных ранее. Высота канала в свету не должна быть меньше 1,8 м, а ширина прохода для обслуживания – 0,7 м. Канал (городской тоннель) обеспечивается приточно-вытяжной вентиляцией для поддержания температуры воздуха в каналах не выше 40°С (при ремонтных работах не выше 33 °С), электрическим освещением низкого напряжения (до 30 В), оборудованием для быстрого отвода воды из канала в канализацию.

Если количество параллельно прокладываемых трубопроводов невелико (2-4), но к ним необходим постоянный доступ, теплопроводы прокладываются в полупроходных каналах (рис 4.2 б). Габариты таких каналов выбирают из условия прохода по ним человека в полусогнутом состоянии. Высота в свету в них должна быть не менее 1,4 мм.

Непроходной канал теплотрассы

Непроходной канал теплотрассы создан для более эффективной прокладки различного рода сетей и элементов инфраструктуры. Он позволяет избежать излишнего давления почвы на сети, кабеля и трубы. Непроходной канал теплотрассы позволяет аккумулировать тепло и не дает воде возможности остыть под землей, напрасно нагревая почву.

Непроходные каналы для теплотрассы являются востребованный материалом для большинства компаний, связанных со строительством и ремонтом тепловых коммуникаций. Задача, стоящая перед такими организациями - поиск и покупка наиболее прочных непроходных каналов теплотрассы. Прокладка трубопроводов в непроходном канале - ответственное мероприятие, которым должны заниматься только проверенные временем и делом специалисты с многолетним опытом работы в этой области.

Устройство непроходных каналов

Непроходные каналы разделяются по весу и ширине. Как правило, устройство непроходного канала подразумевает одну и ту же длину в 1,99 метров. по ширине каналы делятся на:

  • Канал непроходной КН 1 - ширина 730/890 мм. При этом высота канала непроходного КН 1 может быть 200 или 280 мм. Масса канала непроходного КН 1 равна 500 килограмм, а его объем - 0,2 м3.
  • Канал непроходной КН 2 - ширина 970/1140 мм. При этом высота канала непроходного КН 1 может быть 250 или 340 мм. Масса канала непроходного КН 2 равна 700 килограмм, а его объем - 0,28 м3.
  • Канал непроходной КН 3 - ширина 1210/1390 мм. При этом высота канала непроходного КН 1 может быть 320 или 410 мм. Масса канала непроходного КН 3 равна 900 килограмм, а его объем - 0,35 м3.
  • Канал непроходной КН 4 - ширина 1440/1640 мм. При этом высота канала непроходного КН 1 может быть 400 или 490 мм. Масса канала непроходного КН 4 равна 1100 килограмм, а его объем - 0,42 м3.
  • Канал непроходной КН 5 - ширина 1530/1740 мм. При этом высота канала непроходного КН 1 может быть 450 или 540 мм. Масса канала непроходного КН 5 равна 1200 килограмм, а его объем - 0,46 м3.
  • Канал непроходной КН 6 - ширина 2030/2260 мм. При этом высота канала непроходного КН 1 может быть 550 или 660 мм. Масса канала непроходного КН 6 равна 1730 килограмм, а его объем - 0,69 м3.