Наречие. Местоименные наречия Никак местоимение или наречие

Как отличить наречие от местоимения?

    Я б задала вопрос: как можно спутать наречие с местоимением, потому как это две совершенно разные части речи.

    Но если уж такой вопрос стоит, то проще всего отличить по вопросу, значению и синтаксической роли предложении.

    Чтобы отличить наречия от местоимений, нужно, во-первых, хорошо знать разряды местоимений. Например, существуют отрицательные местоимения (никто, ничто, ничей, некого, нечего и др.) и неопределенные местоимения (некто, нечто, некоторый, кто-то, что-то, чей-либо и т.д.).

    Местоимение — это изменяемая часть речи. Почти все местоимения изменяются по падежам (кроме таков, каков, некого, нечего), некоторые только по родам и числам (таков, каков).

    некто— не у кого, никто— ни с кем, ни о ком и т.д.

    Среди наречий выделяют местоименные наречия, образованные от местоимений.Но это неизменяемая часть речи. К примеру вот такие местоименные наречия: здесь, там, оттуда, отчего, почему, зачем.

    Да, есть омонимичные местоимения с предлогом и наречия, которые нужно отличать друг от друга. Тогда смотрим контекст:

    За тем деревом я не спрячусь. Я сделаю уроки, затем пойду на прогулку.

    За чем вы сюда пришли? Я не знаю, зачем я сюда пришел.

    От чего это лекарство, от гриппа? Я не знаю, отчего мне так грустно сегодня. Отчего=почему

    Нужно четко знать, что относительные местоименные наречия (где,куда, откуда, зачем, почему, отчего, как) являются союзными словами в сложноподчиненном предложении, то есть выполняют роль союзов и при этом остаются членами предложения.

    У наречия и местоимения как частей речи в корне разная суть.

    Так, наречие обозначает признак предмета, действия и пр., отвечает на вопросы когда?, где?, откуда?, почему? и т.д., в предложении выступает в роли обстоятельства. Не изменяется по родам, падежам и числам.

    Местоимение же указывает предмет (качество, количество), не называя его и отвечает на вопрос, который можно было бы задать к тому существительному (прилагательному, числительному), которое оно заменяет. Изменяется по родам, падежам и числам.

    Пример с наречием: А затем он разрезал яблоко и протянул мне половину.

    Пример с местоимением: За тем домом располагается моя школа.

    В этой ситуации легче всего различить по вопросу.

    Например, по чему вы идете? имеется ввиду, по какой дороге (грунтовой, асфальтированной). и сам вопрос мы залаем к слову чему, то есть вопрос состоит из предлога и местоимения.

    Почему вы пришли? то есть зачем? в этом случае вопрос задается к слову почему.

Особую группу составляют так называемые местоименные наречия, т.е. слова, не называющие признаки действий, признаки признаков и т.д., а только указывающие на них*: "О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют" (Паст.); "Понял теперь я: наша свобода Толькооттуда бьющий свет, Люди и тени стоят у входа В зоологический сад планет" (Н. Гумилев). Среди них также выделяются функциональные подгруппы: указание на образ действия:так ; указание на место:здесь, там, тут, туда ; указание на время:тогда, тогда-то ; указание на причину:поэтому, потому ; указание на цель:затем. Несколько местоименных наречий употребляется для оформления вопросительных предложений:где ? куда ? откуда ? когда ? зачем ? почему ? как ? Они же выступают в функции союзных слов в сложноподчиненном предложении: "В зное пустыни вытянешь караваны,где львы начеку, – тебе под пылью, ветром рваной, положу Сахарой горящую щеку" (Маяк.).

* О местоименных наречиях см. также раздел данного учебника "Местоимение".

Степени сравнения наречий

Наречия с суффиксом , образованные от качественных прилагательных (красочно красочный,легко легкий,живо живой и т.п.), образуют степени сравнения, аналогичные степеням сравнения качественных прилагательных:сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень наречий выражается двумя способами:синтетическим и аналитическим.

Синтетическая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов-ее (-ей ), -ше , : (рассказывать)интересно – интереснее ; (жить)долго – дольше ; (говорить)громко – громче. Причем отдельные наречия имеют вариантные формы сравнительной степени: и с суффиксом-ее, и с суффиксом - ше . далеко –далее, дальше, рано –ранее, раньше, поздно –позднее, позже. Некоторые из вариантных форм противопоставлены стилистически:ранее – книжн. –раньше – нейтр.;далее – книжн. –дальше – нейтр.: "И столько же любить? Всесильный Бог, Ты знал: ядолее терпеть не мог" (Л.); "В этих плоских краях то и хранит от фальши сердце, что скрыться негде и виднодальше " (И.Бр.); "Улицы в Петербурге образованыранее домов, и дома только восполнили их линии" (Тын.).

Подобно качественным прилагательным, некоторые наречия образуют супплетивные формы сравнительной степени: хорошо – лучше ; много – больше ; мало – меньше и т.п.

Аналитическая форма сравнительной степени образуется при помощи вспомогательного словаболее, сочетающегося с исходной формой наречия: (устроиться)более комфортабельно, (высказываться)более конкретно, (выглядеть)более солидно : "Рассказывайтеболее подробно ", "Посмотрелболее внимательно "; "Информация эта всеболее широко используется в планировании" (Экон. газ. 1987. 18 сент.).

Превосходная степень наречий, как и превосходная степень качественных прилагательных, имеет три формы выражения: а) синтетическую, б) аналитическую, в) сложную.

Синтетическая форма образуется с помощью суффиксов - ейш- , -айш -. Она употребляется крайне редко в современном языке: "покорнейше прошу", "нижайше кланяюсь", "подробнейше изложил" и нек. др. Многие из этих форм воспринимаются как книжные или устарелые.

Аналитическая форма образуется сочетанием слованаиболее с исходной формой наречия:наиболее важно, наиболее актуально, наиболее обстоятельно и т.п. Эта форма имеет книжный характер и употребляется в основном в научном стиле речи и в публицистике: "Наиболее последовательно осуществлена литературная программа декабристов в 25 "Думах"... Рылеева"*.

* Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М., 1964. Стб. 563.

Сложная форма превосходной степени представляет собой сочетание словвсех, всего с синтетической формой сравнительной степени: "бежитбыстрее всех ", "сияетярче всего ", "Больше всего на свете он любил шампанское и охоту" (Ч.).

Урок-дебаты «Местоимения или наречия?»

В дебатах участвуют ученики 6-х и 7-х классов. Шестиклассники пытаются доказать, что слова так, откуда, никогда, почему-то, зачем местоимения, семиклассники – что это наречия.

Цели урока: стимулировать творческую и поисковую деятельность учащихся, тщательно проработать изучаемый материал, развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения, критическое мышление.

ХОД УРОКА

Учитель

Сегодня мы будем говорить о словах, которые вызвали у нас затруднения при определении части речи. Мы будем спорить, ведь, как известно, в споре рождается истина, поэтому давайте вспомним правила ведения дискуссии. (Правила можно спроецировать на экран.)

1. Соблюдаем регламент и не нарушаем порядок выступлений.

2. Высказываемся ясно, понятно, свою точку зрения аргументируем.

3. Используем слова, с помощью которых пытаемся убедить оппонентов в своей правоте.

5. На перекрестные вопросы оппонентов отвечаем четко, убедительно, спокойно.

6. Придерживаемся доброжелательного тона, не перебиваем оппонента, не выкрикиваем с места.

Прежде, чем мы начнем наши дебаты (напоминаю, что дебаты – это особая форма дискуссии), давайте распределим роли.

От каждой команды прошу выделить по четыре человека для судейской коллегии. Как известно, количество судей должно быть нечетным, поэтому один человек будет следить за регламентом.

Теперь выберем секретаря, который будет заполнять протокол; количество участников в каждой команде – три человека. Одного представителя выбираем для подсчета голосов.

Остальные ребята будут зрителями. Перед вами на парте таблички с указанием команд и бланки для итогового голосования, в конце нашей дискуссии вы должны будете проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, более убедительно доказывала свою точку зрения. Ваше голосование напрямую связано с отметкой за сегодняшний урок.

Итак, напоминаю: все началось с того, что шестиклассники решили, что выделенные слова в этих предложениях местоимения, а семиклассники с ними не согласились.

(Материал дебатов проецируется на экран.)

Если нравится тебе, то делай так. (Строчка из детской песенки.)

Откуда ветер дует? (Название русской народной сказки.)

Никогда не говори никогда. (Название художественного фильма.)

Почему плачут лошади? (Название рассказа Ф.Абрамова.)

Зачем нарушил мой покой? (Строчка из песни.)

Где-то гремит война. (Название произведения В.П. Астафьева.)

В тот день, когда закончилась война. (Название стихотворения А.Твардовского.)

Отчего душа певуча... (Название стихотворения О.Мандельштама.)

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. (Н.В. Гоголь)

Предоставим возможность каждой команде выступить. Время для выступления – до 5 мин.

Мы считаем, что выделенные слова – это местоимения, и попытаемся сейчас это доказать. Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, числительные, то есть указывает на предмет, качество или количество, но не называет их конкретно. Посмотрите на эти предложения. Эти слова, как местоимения, слова-указатели, а не слова-названия, конкретно что-то называющие, и их можно заменить знаменательными частями речи: делай руками махи, с какой стороны дует ветер, никогда не говори этого слова, по какой причине плачут лошади, с какой целью нарушил мой покой, за горизонтом гремит война, от любви душа певуча.

В тот день какой? спрашиваем мы и отвечаем – «когда…». Вопрос какой? – вопрос имени прилагательного. В последнем предложении как – это относительное местоимение, которое станет вопросительным в предложении: Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? Точно так же ведет себя местоимение что: Что ты делаешь? (Вопросительное.) – Я вижу, что ты делаешь. (Относительное.)

Семиклассники

Мы не согласны с шестиклассниками, что данные слова – местоимения. Наверное, они полагают так потому, что еще не досконально изучили наречие. Мы уже выучили эту тему и можем утверждать, что для того, чтобы классифицировать данные слова как наречия, достаточно поставить к ним вопросы:

Если нравится тебе, то делай так. (Как?) Откуда ветер дует? (Откуда?) Почему плачут лошади? (Почему?) Зачем нарушил мой покой? (Зачем?) Где-то гремит война. (Где?) В тот день, когда закончилась война. (Когда?) Отчего душа певуча? (Почему?)

Кроме того, все эти слова относятся к глаголам, как и подобает наречиям. И заметьте, мы вопросы к ним ставили исключительно от глаголов. К тому же, обратите внимание, в предложении они являются обстоятельствами, как и полагается наречиям.

Учитель

(После выступления зрителей.)

Переходим ко второй части наших дебатов. Команды готовы предоставить второй аргумент в пользу своей точки зрения, и мы начнем с 7-го класса.

Из выступления семиклассников

У выделенных слов мы определили следующие признаки наречий:

указывают на образ действия (так), место (откуда, где-то), время (когда), причину (почему, отчего), цель (зачем). Кроме того, эти слова не изменяются, а одним из важных признаков наречия как части речи является именно неизменяемость.

Шестиклассники

Раз уж речь зашла о разрядах, то у этих слов легко определить разряды местоимений.

Если нравится тебе, то делай так так указывает, как именно надо сделать, указательное местоимение, как местоимения тот, та, то, те.

Откуда ветер дует? – с помощью слова откуда задается вопрос, значит это вопросительное местоимение, как и в предложениях: Почему плачут лошади?, Зачем нарушил мой покой?, Отчего душа певуча?

В тот день, когда закончилась война – слово когда присоединяет зависимое предложение к главному, значит, это относительное местоимение, как и в другом примере: Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Где-то гремит война – место точно не указано, неопределенное местоимение.

Никогда не говори никогда – отрицательное местоимение.

Кроме того, вышеуказанные слова не обозначают признак действия, как, например, наречия быстро, давно, весело.

Учитель

В качестве третьего аргумента ребята обратились к орфографии. Давайте послушаем еще по одному выступлению.

Из выступления шестиклассников

К этим словам подходят некоторые правила правописания местоимений: никогда – без ударениянужно писать и, в отличие от некогда, как в отрицательных местоимениях:никто, ничто, некто, нечто. А в слове где-то суффикс -то пишется через дефис, как в местоимениях кто-то, что-то, какой-то.

Семиклассники

Правописание приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь через дефис касается не только местоимений, но и наречий (кое-где, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь), а также они могут употребляться и с другими частями речи: сядешь-то или нет.

И еще мы хотим обратить внимание на образование этих слов. Слова отчего, зачем, почему образовались путем сращения предлога и местоимения: от чего, за чем, по чему. Такие слова являются омофонами, а грамматическая омонимия возможна только между разными частями речи: Отчего ты печален? (наречие) – От чего отталкиваться? (предлог + местоимение).

Учитель Уважаемые зрители! Мы просим вас проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, была убедительнее на третьем этапе наших дебатов. Пока данные голосования вносятся в протокол, прошу зрителей высказаться по поводу услышанного.

А теперь прошу вас взять бланк для итогового голосования и проголосовать не за команду, а за часть речи: поставьте галочку напротив слова местоимение, если вы разделяете точку зрения шестиклассников, или напротив наречия, если вы согласны с семиклассниками.

Пока счетная комиссия подсчитывает результат голосования, послушаем выступление независимого докладчика. Прошу его внимательно послушать.

Сообщение независимого докладчика

Некоторые лингвисты считают рассматриваемые слова местоименными наречиями, так как они совмещают в себе признаки двух частей речи: местоимения и наречия. Еще их называют местоимениями-наречиями.

Как и все местоимения, они не называют признака (в данном случае признака действия), а только указывают на него, обобщают или служат для вопроса. Как наречия, они зависят от глаголов, прилагательных, наречий и в предложении являются обстоятельствами, а как местоимения, разделяются на разряды:

1) вопросительные: где, куда, откуда, когда, почему;

2) отрицательные: нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, незачем;

3) неопределенные: некогда в значении «когда-то», где-то, кое-как;

4) указательные: там, туда, сюда, здесь, так, затем, потому;

5) определительные: везде, всюду, всегда, иногда и др.

Учитель

Подведем итоги нашей работы. Предоставим слово членам судейской коллегии.

Судьи комментируют зафиксированные аргументы и контраргументы, а также оглашают результаты голосования на промежуточных этапах и в конце игры. По окончании дебатов называется команда-победительница.

Оценку можно поставить секретарю за умение сжато записывать основные мысли докладчиков.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Наиболее древние по образованию наречия, которые, подобно местоимениям, не обозначают признак действия (обстоятельство), а только указывают на него, исходя из данной ситуации, из обстановки речи. Семантически они входят в общие разряды наречий, выражая значение времени (иногда, навсегда, никогда), места (здесь, отсюда, там, туда), образа действия (как), причины (почему, потому), цели (зачем, затем). По соотношению с местоимениями выделяются местоименные наречия вопросительно-относительные (где, как, когда, откуда), неопределенные (где-либо, как-то, когда-нибудь, некогда), определительные (всегда, всюду), отрицательные (нигде, никак, никогда, ниоткуда), притяжательные (по-моему, по-вашему), указательные (так, этак).

  • - МЕСТОИМЕННЫЕ СЛОВА...

    Литературная энциклопедия

  • - ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРЕЧИЯ. Слова, имеющие форму наречия, т.-е. форму, показывающую отношение этих слов, как названий неглагольного признака, к глаголу...

    Словарь литературных терминов

  • - МЕСТОИМЕННЫЕ СЛОВА...

    Словарь литературных терминов

  • - На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • - см. наречия определительные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Местоимения, совпадающие по синтаксической функции с именами прилагательными...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Местоимения, совпадающие по синтаксической функции с именами существительными. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, кто, что, некто, нечто, никто, ничто...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Местоимения с неопределенно-количественным значением. Несколько, сколько, столько...

    Словарь лингвистических терминов

  • - То же, что соотносительные слова...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Разряд местоимений, указывающих на признак действия или признак признака, т.е. к указательному значению присоединяются значения обстоятельственные. М.-н. отвечают на вопросы: как? когда? где? почему? зачем? Не...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Слова, обладающие неполной номинативной, когнитивной и информативной функцией. Обозначают явления действительности опосредованно, указывая на них. Они не самодостаточны и не самостоятельны в своих значениях...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) Набор языковых средств, характерный для разных стилей, в том числе, и для научного. В научной речи местоименные слова служат для выражения доказательности: Равнины испытывали умеренные моноклинальные влияния...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Предложения, требующие развернутого ответа, включающие в себя вопросительные слова – местоимения и местоименные наречия: кто, что, какой, чей, который, сколько, где, куда, откуда, когда, почему, зачем и др. В ответе...

    Синтаксис: Словарь-справочник

"местоименные наречия" в книгах

КАК УПОТРЕБЛЯТЬ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА И НАРЕЧИЯ

Из книги Азбука хорошего тона автора Подгайская А. Л.

КАК УПОТРЕБЛЯТЬ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА И НАРЕЧИЯ Есть люди, не любящие употреблять иностранных слов, есть и такие, которые сыплют ими на каждом шагу. Чтобы вас хорошо понимали, вы должны отдать себе отчет в том, с кем говорите, и соответственно выбирать выражения. Иностранные

Использование енохианского наречия

Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик

Использование енохианского наречия Последний вопрос – для чего мы можем использовать енохианское наречие в наши дни – самый непростой. Почти никто (за редкими исключениями) не применяет его так, как это делал Джон Ди. Только создание восковых табличек, на которых он

Наречия и другие слова, не вошедшие в остальные группы

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Наречия и другие слова, не вошедшие в остальные группы Брысь, вдруг, вокруг, враз, врасплох, всегда, душно, жаждущих, жалко, жарко, жутко, живо, завтра, заживо, зазря, зараз, зато, каждый, кажется, конкретно, криво, кругом, кыш, может, напрочь, остро, прямо, раз, резко, сейчас

Местоименные слова

автора

Местоименные слова Местоименные слова (противопоставляемые словам знаменательным) выступают в роли существительных (напр., кто, что), прилагательных (напр., какой, такой), наречий (напр., когда, тогда, где, там), числительных (напр., сколько, столько).§ 134. Пишутся слитно

Наречия

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Наречия Вводные замечания. Наречия, образованные с помощью приставок от слов различных частей речи, в соответствии с общими правилами слитного и раздельного написания пишутся слитно. Однако существует объективная сложность разграничения в языке наречий с приставками и

§ 54. Наречия на шипящую

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 54. Наречия на шипящую На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

§ 55. Отрицательные наречия

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 55. Отрицательные наречия В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения – ни (в обоих случаях написание слитное). Например: н?когда заниматься пустяками – никогд? не занимался пустяками; летом н?где было играть – дети нигд? не играли; н?откуда ждать

§ 54. Наречия на шипящую

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 54. Наречия на шипящую На конце наречий после шипящих пишется буква ь, например: наотмашь, настежь, прочь.Исключения: уж, замуж,

§ 55. Отрицательные наречия

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 55. Отрицательные наречия В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения - ни (в обоих случаях написание слитное). Например: не?когда заниматься пустяками - никогда? не занимался пустяками; летом не?где было играть - дети нигде? не играли; не?откуда ждать

6.70. Переход деепричастий в наречия

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.70. Переход деепричастий в наречия Деепричастия, совмещающие в себе признаки глагола и наречия, способны переходить в наречия. Этот процесс называется адвербиализацией. Адвербиализация заключается в утрате причастием значения действия. Обязательным условием

44. Наречия и местоимения

Из книги Латинский язык для медиков автора Штунь А И

44. Наречия и местоимения По способу образования наречия бывают 2-х типов:1) самостоятельные наречия, например: statim – тотчас, saepe – часто;2) производные от прилагательных.От прилагательных I-II склонения наречия образуются путем прибавления к основе суффикса -е, например:

9. Наречия

Из книги Латинский язык для медиков: конспект лекций автора Штунь А И

9. Наречия По способу образования наречия бывают двух типов:1) самостоятельные наречия, например: statim – тотчас, saepe – часто;2) производные от прилагательных.От прилагательных I-II склонения наречия образуются путем прибавления к основе суффикса -е, например: asepticus, a, um – aseptice

Моль родного наречия

Из книги Наплевать на дьявола: пощечина общественному вкусу автора Кучерская Майя

Моль родного наречия Вышел сборник эссе Саши Соколова, автора элегической «Школы для дураков» (1973), фольклорной эпопеи «Между собакой и волком» (1979) и сатирической «Палисандрии» (1985). Гражданин вселенной, после отъезда из СССР Саша Соколов перемещался по миру быстро и

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И НАРЕЧИЯ

Из книги ТРАНСформация автора Бендлер Ричард

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И НАРЕЧИЯ Слова, которые подталкивают слушателя к принятию качества всего, что следует далее: приятно, полезно, удивительно и т.

Образы наречия

Из книги Изучение иностранных языков автора Мельников Илья

Образы наречия Наречия запоминаются также, как и прилагательные. Надо представить образ существительного, которое чаще всего произносится с этим наречием. Здесь надо учитывать и то, что наречие часто по смыслу очень отличается от прилагательного. «Веселый человек» и

1. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

    К местоимениям можно задать вопросы имён существительных (кто? что? ), имён прилагательных (какой? чей? ), числительных (сколько? ), наречий (как? когда? где? ).

Основные признаки местоимений

2. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи:

1. Местоимения-существительные - я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что? );
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательные - мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей? );
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

    Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: - Который час? - Пятый );

3. Местоимения-числительные - сколько, столько, несколько :

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос (сколько? );
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречия - так, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий (как? куда? когда? где? почему? зачем? );
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

Примечания. Традиционно местоимения-наречия исключаются из состава местоимений. В этом случае в состав местоимений включаются только те слова, которые соотносятся с именными частями речи (с существительными, прилагательными, числительными). Но поскольку местоименные наречия там, тогда и др., как и другие местоименные слова, не называют, а лишь указывают (в данном случае на признаки действий), мы рассматриваем их в составе местоимений как особую группу.

3. Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:

1. Личные местоимения : я, ты, мы, вы, он (она, оно, они ) - указывают на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы - 1-е л.; ты, вы - 2-е л.; он (она, оно, они ) - 3-е л.);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число (я, ты - единственное число; мы, вы - множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я - меня, ты - тебя, он - его );
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) - он, она, оно, они .

2. Возвратное местоимение себя - обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою ).

3. Притяжательные местоимения : мой, твой, наш, ваш, свой - указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

    При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их .

4. Вопросительные местоимения : кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. - употребляются в вопросительных предложениях:

  • кто? что? - местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? - местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
  • где? когда? куда? откуда? зачем?

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

6. Неопределённые местоимения : некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь :

    кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

    Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

7. Отрицательные местоимения : никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни- :

    кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

    Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

8. Указательные местоимения : тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

  • тот, этот, сей, оный, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
  • столько - местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - местоименные наречия; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения : сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.

Обратите внимание!

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен ; Сам придёт ; Это книга ; Всё закончилось хорошо ).

2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что, как, когда ): Это книга (местоимение). - Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). - Я знаю, что он здесь (союз).

3. Морфологический разбор местоимений:

План разбора местоимений

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
2 разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
3 лицо (для личных местоимений);
4 число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 падеж;
2 число (если есть);
3 род (если есть).
III Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

(представьте) себе

  1. кому?
  2. Н. ф. - себя . Морфологические признаки:

    2) возвратное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
  3. В предложении - дополнение.

какого-нибудь (ботаника)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?
  2. Н. ф. - какой-нибудь . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    2) неопределённое;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

который

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы который? какой? кто?
  2. Н. ф. - который . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) относительное;
  3. В предложении - подлежащее.

где

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?
  2. Н. ф. - где . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-наречие;
    2) относительное;
    Б) Неизменяемая форма.
  3. В предложении - обстоятельство места.

(до) этих (пор)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос каких?
  2. Н. ф. - этот . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) указательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
  3. В предложении - часть обстоятельства времени.

ничья (нога)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - ничей . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) отрицательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

он

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - он . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-существительное;
    2) личное;
    3) 3-е лицо;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - подлежащее.

свою (коллекцию)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - свой . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) притяжательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

всякими (представителями)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?
  2. Н. ф. - всякий . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) определительное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

Упражнение к теме «3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений»

В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.