От чревоугодия помогут простые правила питания. В христианской традиции пища всегда воспринималась как дар божий Православная диета

Великий Пост… В сознании многих наших соотечественников он – не более чем общеправославная диета. И даже воцерковленные люди не всегда могут четко ответить на вопрос: что меняется в пост, кроме ежедневного меню?

Как должен проводить эти 40 дней современный, вечно занятой, человек? Что читать – акафисты, творения святых отцов или этикетки на упаковках продуктов? Как помогать ближнему – подавать милостыню в метро или отправляться на Дальний Восток восстанавливать монастыри?

И главное – для чего нам все эти перемены?

С этими вопросами наш корреспондент отправился к иерею Максиму Первозванскому.

Обновление крещения

— Отец Максим, чем период Великого поста принципиально отличается от остального времени года? Должно ли в нашей жизни что-то меняться, помимо рациона?

— Обязательно, и в этом отношении Великий пост из всех постов наиболее показательный. Другие посты обычно сводятся для людей к каким-то ограничениям – в еде, в развлечениях, т.е. имеют негативный посыл: не делай этого, не вкушай того. А Великий пост, помимо этого, имеет исключительно мощный позитивный смысл, который легко можно почувствовать и испытать на себе.

Это связано с тем, что эти 40-50 дней занимают совершенно особое место в годовом круге жизни христианина: это подготовка к главному православному празднику – Пасхе. А что такое Пасха? Ликующая радость единения человека с Богом, победа жизни над смертью, духа – над плотью. В день Пасхи мы как бы возобновляем наше крещение.

— Как это?

— Крещение — это торжество нашей новой жизни со Христом. А обычная, будничная наша жизнь такова, что это торжество забывается, тускнеет, так как мы расслабляемся, наша связь с Богом ослабевает. Через Великий пост каждый год всякий христианин призван вспомнить, что в свое время он посвятил себя Богу через крещение, и что именно во Христе — средоточие и смысл его жизни.

В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу.

Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая.

Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.

При свечах и на коленях…

— Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния?

— Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся.

Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров — литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа.

Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров.

Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.

Земные поклоны, непривычные молитвы, которые сопровождают эти службы (например, молитва Ефрема Сирина, Великий Канон), – все это совершенно особым образом обновляет нашу молитвенную жизнь.

— Но не все смогут бывать в храме на рабочей неделе и брать отпуск на Страстную. Как быть?

— Конечно, в отрыве от богослужений Великий пост крайне обедняется, обезличивается, теряет свой особый смысл. Это не значит, что если вы не можете бывать в храме, то и поститься не надо. Нужно в таком случае хотя бы стараться причащаться чаще, чем обычно. Это позволит сделать серьезный шаг вперед в борьбе со своими немощами, а значит – навстречу Богу. Традиционно принято в это время приступать к Чаше раз в неделю, но, конечно, лучше этот вопрос согласовывать с духовником.

То, что одного лишь воздержания в пище в Великий пост не достаточно – совершенно точно.

О «синдроме постящегося»

— Помните, на вопрос учеников: «Почему мы не можем изгнать беса?» Христос ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой… Вот тут как раз это и реализуется: пост и молитва. Если мы постимся только телесно, но не постимся духовно, т.е. с одной стороны, не ограничиваем наши развлечения, пристрастия, а с другой – не наполняем нашу жизнь молитвой, великопостным богослужением, это даже может оказаться вредным…

— Каким образом?

— Дело в том, что пост затрагивает дух, душу и тело человека. Говорят, что сытое брюхо даже к учению глухо – так тем более оно глухо к духовным переживаниям. Напротив, воздерживаясь в пище, мы обостряем наше духовное восприятие, как бы освобождаем место для духа. Но если мы не впускаем туда Бога, не наполняем это место молитвой, то оно наполняется страстями: свято место пусто не бывает. Человек, который не понуждает себя молиться, каяться, читать духовную литературу, посещать богослужения, рискует только обострить свои страсти: раздражительность, обидчивость, завистливость – все, что угодно, может вылезти наружу.

— Но ведь раздражительность, так или иначе, «вылезет»: человек в пост лишает себя удовольствий – той отдушины, которая обычно помогает ему справиться с ежедневным стрессом. Значит, «синдром постящегося» неизбежен?

— Раздражительности действительно трудно избежать. Но если прикладывать духовные усилия, то и ее можно, в конце концов, победить и обрести мир. И потом, в этом и смысл поста: увидеть свое истинное лицо, все свои неприглядные стороны и вступить в борьбу с ними.

Только в одиночку, без помощи Божьей, бороться практически бесполезно. Поэтому очень важно, чтобы мы не только соблюдали воздержание в пище, но и молились. Если человек не читает утреннее и вечернее правило, нужно начать его читать. Надо стараться — во что бы то ни стало! — вырываться на будничные богослужения. На Страстную неделю нам вообще предписано каждый день в храме бывать. Предписано не каким-то дядей или «небесной канцелярией» — это нужно для нас же самих, чтобы пост был не обыкновенной диетой, а действительно серьезным духовным переживанием и увенчался духовным ростом.

Нельзя только на запретах, на отрицании держаться: этого НЕ делать, того НЕ делать. Надо еще что-то делать.

Поставить перед собой цель

— Отец Максим, что, например, можно делать?

— Во-первых, до начала поста хорошо бы поставить перед собой какую-то позитивную цель, направленную на себя самого. Взять на себя какой-то дополнительный труд: например, прочитать какие-нибудь книги из Ветхого Завета – хотя бы Бытие и Притчи Соломоновы, которые по церковному уставу прочитываются за период поста.

Во-вторых, желательно поставить перед собой задачу что-то конкретное в себе исправить, например, побороть какую-то свою страсть или привычку: лень, гнев, чревоугодие — у каждого свое слабое место.

Даже исповедь в контексте этой борьбы не должна быть подробной, на 3 страницы. Пусть она будет искренней и ясной: у меня есть такая-то проблема и я собираюсь всеми силами с ней бороться. Каждый день утром, просыпаясь, буду напоминать себе, что борюсь, допустим, с раздражительностью. А вечером буду вспоминать, при каких обстоятельствах и сколько раз я сегодня вышел из себя. За каждый факт раздражения мне, скажем, полагается сделать по 10 поклонов – для памяти. Только все это должно быть разумно, подобную епитимью на себя можно наложить по согласованию с духовником.

— Это вещи, направленные на себя. Вероятно, должно быть и что-то, направленное на других?

— Это следующий момент. Если есть такая возможность, нужно какие-то добрые дела делать. Желательно, чтобы это не ограничивалось милостыней у храма. Надо попытаться по возможности, скажем, куда-то съездить с группой милосердия – к старикам, к бездомным, к детям-сиротам, к больным, принести им какую-то радость. Такие группы милосердия есть почти при каждом храме. Довольно часто бывает так, что нужна машина, чтоб отвезти собранные вещи, допустим, в какой-то отдаленный детский дом. Можно постараться скорректировать свой график и выделить один день для такого дела.

И, наконец, если сил и времени на подобную деятельность катастрофически не хватает, возможность принести кому-то радость все равно всегда найдется. Вспомните: наверняка у вас есть родственники, которые оказались вами забыты. Можно что-то доброе сделать для них – как минимум, позвонить, справиться, как дела.

Это тоже очень важно. Надо себя как-то понуждать жертвовать своим временем, придумывать, где я могу быть полезным.

Без воздержания в пище нет поста

— Так, значит, можно сказать, что все-таки в посте главное – не еда?

— Ставить вопрос нужно по-другому: важно не то, главное это или нет. Важно, что это – не цель, а средство. Средство обновить свою духовную жизнь, открыть в себе новые источники молитвы, любви к Богу и переживания Воскресения Христова. Если человек не постился телесно, ему сложно будет глубоко пережить Страстную седмицу и Пасху, он не получит тех же удивительных духовных плодов, что и постившийся. Поэтому воздержание в пище – хоть минимальное – необходимо. Без этого поста нет.

— Почему? Ведь пост не равнозначен диете. В чем смысл ограничения в еде, почему оно так значимо?

— Дело в том, что очень важно Великим постом прочувствовать, что мы зависим от еды. Такова наша природа: нам необходимо подкреплять свои силы, мы время от времени испытываем голод и, конечно, любим покушать повкуснее. Но наш дух, наше стремление к Богу должно быть выше нашего естественного стремления поесть. А действительно ли это так — можно проверить только тогда, когда человек постится. Тем более, если этот пост длится почти 2 месяца.

Так что здесь есть и момент послушания, и момент проверки, показывающей, что для тебя действительно самое главное.

За Адамом или за Христом?

— Батюшка, а откуда пошла эта традиция — поститься?

— Первыми людьми, которым было предписано воздержание в пище, были Адам и Ева. Для нас наиболее значимы во всей истории человечества два поста, которые являются эталоном – один со знаком «минус», другой – со знаком «плюс».

Адаму в раю было предписано не есть плодов с Древа познания добра и зла; Христос, второй Адам, 40 дней не ел в пустыне. И к тому, и к Другому пришел искуситель и сказал: «Съешь! Тебе же хочется!». Адам не выдержал искушения, не выдержал поста, и был изгнан из рая; Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4:4). Понятно, кому из них стремятся подражать христиане.

Так вот, в Великий пост желательно диету построить так, чтобы к концу этого поприща мы по-настоящему хотели есть, по-настоящему проголодались. Разумеется, у нас при этом не должны от слабости трястись руки и ноги и плохо соображать голова, т.е. пост не должен ухудшить ни интеллектуального, ни физического здоровья человека. Но нам необходимо на деле ощутить, что мы зависим от еды. И тогда вслед за Христом мы сможем сказать: «Не хлебом единым будет жив человек» и преодолеть эту зависимость.

— А если человек по объективным причинам не может отказываться от мяса или кефира – скажем, у него анемия или язва желудка. Неужели и смысл Великого поста для него пропадает?

— Если мы не можем поститься, в частности, по болезни, надо постараться компенсировать это, скажем, отказом от чего-то, что мы любим, делами милосердия.

Интересно, что люди, которые уже имеют опыт поста, лишаясь возможности урезать себя в пище, переживают, как будто у них что-то очень ценное отняли. Иногда они даже каются в этом, хотя, казалось бы, в чем каяться? У человека, скажем, гастрит, он не может обходиться без кефира, он же не виноват! Но некоторые все равно каются, рассуждая так: добрых дел у меня нет — монастыри не восстанавливаю, странников не принимаю, бедным не помогаю, молиться не умею, но хоть мог поститься. А теперь по грехам моим и поститься не могу!

Но, может быть, невозможность соблюдать пост, наоборот, послужит такому человеку во благо: раньше он ограничивался только воздержанием в пище, а теперь его отсутствие будет компенсироваться помощью ближнему.

Ошибка первая: незнание меры

— Какие типичные ошибки делают люди в период Великого поста? И как их не повторять?

— Первая типичная ошибка – незнание меры. Особенно это характерно для тех, кто держит пост в первый, второй или третий раз.

Надо помнить, что нам придется не раз в жизни поститься: если это для нас не блажь, не эксперимент над собой, если мы серьезно к этому подходим, то нам соблюдать посты всю оставшуюся жизнь. Согласно церковному календарю, это порядка 200 дней в году, т.е. больше половины жизни мы, так или иначе, будем воздерживаться в пище. Поэтому надо подходить к этому разумно: повторяю, пост не должен ухудшать ни телесного здоровья, ни интеллектуальных способностей.

Чувство меры приходит только с опытом, но для начала нужно следовать тем традициям, которые сложились в Церкви.

— Но в Церкви не сложилось устава для мирян – есть только монастырский. Далеко не все могут следовать его предписаниям, тем более в условиях нашей экологии и ритма жизни…

— В Церкви неслучайно нет устава для мирян. Свет и указатель для монахов – ангелы, а свет для мирян – монахи, поэтому мы ориентируемся на монашеский устав. Ориентируемся, но исполняем его настолько, насколько нам это по силам. Поэтому в каждом православном народе выработалась определенная практика поста для мирян, и я считаю, что как раз ее нам и следует придерживаться.

Например, устав предписывает Великим постом употреблять растительное масло только в субботу и воскресенье. Но на практике его едят во все дни, кроме первой и последней недели. Кому-то по силам не вкушать его еще и по средам и пятницам. Но даже тот, кто употребляет растительное масло каждый день, в принципе не нарушает пост.

Еще уставом предписывается в среду и пятницу есть только после захода солнца и в остальные дни — только раз в сутки. Обязательно ли нам с вами этого правила придерживаться? Нет, не обязательно — надо знать меру.

— А что обязательно и не подлежит изменению — и для монахов, и для мирян?

— В общем, молочных продуктов и мяса вкушать Великим постом нельзя. Но и здесь не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.

— А как решают вопрос с рыбой – на практике?

— Тем, кто занимается интеллектуальным трудом – школьникам, студентам, научным работникам и т.д. – рыба допускается. Не рекомендуется впрямую, но допускается: если вы чувствуете, что ваши интеллектуальные способности, внимание, память заметно страдают, можно разрешить себе в пост рыбу.

В последнее время утвердилась такая новая для нас практика: по выходным дням есть «гадов», т.е. морепродукты. Это пришло из Греции, там морепродукты чуть ли ни к грибам приравниваются. И греки гораздо строже относятся к растительному маслу, чем к «гадам» – растительное масло не едят Великим постом, а «гадов» – едят!

Лучше недопоститься, чем перепоститься

— Однако нужно ко всему подходить разумно, потому что можно объедаться и постными, и «условно постными» продуктами. Это другая сторона незнания меры – когда человек, наоборот, делает себе слишком много послаблений.

Надо определить свою норму, а она, как правило, находится опытным путем, по совету со священником, со временем. И, кроме того, для этого есть духовная рассудительность – она тоже не с неба падает, но к ней нужно стремиться.

— Отец Максим, а что хуже по последствиям – перегнуть палку в посте или, наоборот, недопоститься?

— Лучше недопоститься, чем перепоститься. Я знаю немало случаев, когда люди постились очень жестко в течение всего Великого поста — например, употребляли 5 просфор в день и ничего больше. Через несколько лет таких подвигов человек вообще бросал поститься.

Так что подвиг должен быть посильным, разумным. В данном случае это именно «подвижка», а не прыжок через пропасть. Он не должен превосходить подвига других людей, иначе можно легко вообразить себя удивительными постниками, этакими героями духа.

Ошибка вторая: не молиться

— Вторая ошибка — когда человек в пост не молится, никак не пытается наладить свою духовную жизнь. А ее важно наладить: посещать храм, молиться дома. Иначе если ты ни холоден, ни горяч, ни к чему не стремишься в духовной жизни, а просто плывешь по течению, то ничего и не добьешься.

С другой стороны, опять же можно и перегнуть палку – «перемолиться»: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Во всем нужно меру знать.

— Для того чтобы не впадать в крайности, нужно ли по малейшим деталям поста советоваться со священником?

— Священник – это не инстанция, которая может разрешить или запретить поститься так или иначе. Он – советчик. Совет нужен обязательно, но ощутить, как ты себя реально чувствуешь, можешь только ты сам. Священник же способен со стороны посмотреть и «диагностировать», скажем, что его чадо перепостилось — у него «крышу» сносит.

Поэтому желательно каждому православному человеку иметь своего духовника, который бы мог помочь, подсказать, сориентировать. Это должен быть не просто священник, у которого мы регулярно исповедуемся, а человек, с которым мы советуемся, обсуждаем проблемы, берем благословение на важные дела.

К слову, надо помнить, что в сам пост у духовника нагрузка будет повышенная и поэтому надо заранее с ним такие вещи обсуждать подробно. Может быть, в будний день прийти и поговорить, потому что Великим постом в воскресные дни в храме всегда много людей.

Ошибка третья: осуждение

— Очень важно при всем при этом не осуждать других. Неслучайно перед Великим постом читается послание к Римлянам, где апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3). Будем помнить, что пост – это не прямая заповедь Божья, как, например, «не убий» , «не укради» , «почитай отца и мать» , и даже не такая, как «помни день субботний, чтобы святить его» . Пост – это церковная рекомендация, церковное предписание для совершенствования духовной жизни. Поэтому мы ни в коем случае не должны осуждать тех, кто не постится или постится неправильно, в нашем понимании.

Апостол Павел пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает » (Рим. 14:4) . Эти слова применимы к посту на 100%: у каждого своя мера, так что не надо смотреть, как постится другой. Не случайно в житии Марии Египетской описывается, как монахи монастыря святого Иоанна Предтечи уходили в пустыню на время Великого поста поодиночке, чтобы никто не видел, как постится и какие подвиги совершает другой.

Пост способен вызвать и осуждение, и гордыню: дескать, мы такие замечательные, совершенные, не как прочие люди. Подобные мысли нужно обязательно от себя гнать.

Пост – это, наоборот, время смирения. Время, когда нам предстоит на деле доказать, что мы готовы отсечь свою волю и свой комфорт ради Бога, ради послушания Ему.

Беседовала Валерия Посашко

Немалое влияние на традиции народов, в том числе и на питание, оказывали религии, направлявшие всю жизнь верующих. Древние летописи донесли до нас увещевания святых подвижников и старцев, обращенные к монахам, соблюдать умеренность в еде. «Обжорство с пьянством» объявлялось «наипачим грехом». Постепенно формировалась культура народа, вырабатывалась стройная система рационального питания. Вольно или невольно многие современные оздоровительные, диетические методики, разрабатываемые и внедряемые официальной и нетрадиционной медициной, используют практический, выверенный столетиями опыт церковных традиций.
Церковь ввела в обиход посты - строгие запреты и ограничения на некоторые виды пищи в определенные дни и недели. Но «не пища - зло, а чревоугодие», как утверждал преп. Максим Исповедник. По завершении поста запрещенная прежде еда: мясо, масло, сметана, сыр и всякие иные разносолы - приносит больше радости, чем употребляемая ежедневно и без ограничений.
О посте
Церковь Христова заповедует христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, а в пятницу - ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь безусловно запрещает употребление мясной и молочной пищи, а период от недели Всех Святых (следующей за «Троицей») до Рождества Христова следует воздерживаться также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду или пятницу приходятся дни празднуемых святых (то есть тех, которым совершается праздничная служба) разрешено растительное масло, а в самые большие праздники - рыба.
Многодневных постов в году четыре.
Самым главным и строгим является Великий пост, который продолжаете* в течение 7 недель перед Пасхой. Он установлен в подражание Самому Господ) Иисусу Христу, постившемуся в пустыне 40 дней.
В Великий пост церковный устав повелевает употреблять растительное масло только по субботам и воскресеньям, а рыба разрешается только в праздники Благовещения (25 марта/7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло. Первые и последние дни поста следует проводить особенно строго, по возможности обходясь без пищи. Великий пост должен быть временем особенного покаяния, усиленной молитвы. Великий пост, по учению святых отцов, - духовная «десятина» года, жертва Богу, путь, покаянием возвращающий человека в рай. Повседневная церковная.служба сопровождается исключительно земными поклонами. Во время Великого поста христиане обязательно должны попасть на исповедь, исполнить полагающиеся епитимии, чтобы встречать Пасху Христову в духовном исправлении. Мясо исключается из употребления в последнюю неделю перед Великим постом - масленицу, или иначе - сырную. Ее название связано с тем, что это «сплошная неделя, во все дни которой дозволяется употреблять молочную пищу».
Близким по строгости соблюдения к Великому является Успенский пост с 1/14 по 14/27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу.
В Успенский пост следует питаться так же, как и в Великий пост. Рыбу разрешается вкушать только в праздник Преображения Господня - 6/19 августа. При совпадении праздника Успения со средой или пятницей, в этот день разрешается есть только рыбу, а розговены (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день.
Рождественский пост продолжается 40 дней перед Рождеством Христовым, он начинается с 15/28 ноября и заканчивается 24 декабря/6 января.
В этот пост в понедельник, среду и пятницу не следует употреблять рыбу и постное масло. После праздника святителя Николы - 6/19 декабря - рыба разрешается только в субботу и воскресенье.
Последние дни поста - с 20 декабря/2 января - следует соблюдать так же, как и Великий пост.
Особо строгий пост налагается накануне Рождества Христова, когда один раз, вечером, при восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается вкусить «сочива», то есть сухих плодов, смоченных вводе, отчего и сам день называется «сочельником».
Рождественский пост называют еще «Филипповым», так как он начинается в день памяти апостола Филиппа.
Четвертый пост — Святых апостолов (Петров пост). Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых перво-верховных апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в Рождественский. Если день конца поста приходится на среду или пятницу, то розговены, как и в Успенский пост, переносятся на следующий день, а в этот день едят только рыбу.
Кроме указанных постов Святой Церковью установлен строгий пост накануне Богоявления (Крещения Господня) 5/18 января, постные праздники-Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа/11 сентября и Воздвижения Креста Господня -14/27 сентября, в которые разрешается только постное масло.
Церковный устав касается пищи, в первую очередь потому, что ею во многом определяется духовное состояние и помыслы человека. Поэтому пост должен быть не только телесным, но и духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи ^клятвопреступления».
Нельзя соблюдать пост, насилуя себя. Он должен быть потребностью души, иначе не произойдет очищения ни тела, ни души.

О молитве
И еще один основополагающий принцип религиозно мыслящих людей представляется нам достойным уважения и хотя бы частичного применения в круговерти наших неспокойных будней. Это - молитва, устроение душевного лада. Считается, что приготовленная с молитвой еда всегда удается, а молитвы «о помощи Божией во всяком добром деле», «пред вкушением пищи», благодарственная за хлеб насущный принесут здоровье, успех, успокоение, радость бытия. „
Мы предлагаем читателю наиболее употребительные в быту молитвы.
Условия правильной молитвы по заветам св. Феофана Затворника таковы: «Не словом только нужно молиться, но и умом. И не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум… Вставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы, и окрылись надеждой, что Он готов исполнить и действительно исполнит прошение твое, если оно полезно душе твоей».

Молитва пред вкушением пищи
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет водя Твоя, яко на небеси, и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Аминь. Господи, помилуй (дважды). Господи, благослови (поклон).

Или:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пишу и во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
Молитва после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего
Царствия, но яко просреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас.

Рецепты монастырской кухни
Тысячелетний монастырский опыт со строгим соблюдением постов и славными трапезами сбережен до наших дней.

Холодные блюда на закуски

Для приготовления грибной икры возьмите два стакана сухих грибов, замочите в воде на 12 час. Варить в небольшом количестве воды, пропустить через мясорубку. Поджарить в растительном масле нарезанный репчатый лук до светло- коричневого цвета. Смешать грибы с луком, добавить по вкусу соль, уксус, сахарный песок, грибной отвар.
Салат из листьев одуванчика: 75 г листьев одуванчика, 10 г зеленого лука, 5 г растительного масла, 5 г 3%-ного уксуса, 8 г зелени петрушки или укропа, соль.
Подготовленные листья одуванчика замачивают в соленой воде (20 г соли на 1 л воды) в течение 30 мин., затем откидывают на дуршлаг, дают воде стечь. Шинкуют, добавляют мелко нарезанный зеленый лук и зелень петрушки, перемешивают, заправляют растительным маслом, солью, уксусом, посыпают нарезанной зеленью укропа.
Салат из подорожника с луком: 50 г молодых листьев подорожника, 30 г репчатого лука, 20 г тертого хрена, 20г крапивы, 15г сметаны, 3 г 3%-ного уксуса, соль.
Подготовленные листья подорожника и крапивы закладывают в кипящую воду на 1 - 2 мин., откидывают на дуршлаг, дают воде стечь, шинкуют, добавляют рубленый репчатый лук, тертый хрен, солят. В скоромные дни посыпают рубленым вареным яйцом, поливают сметаной.

Супы и похлебки

Щавель перебрать, припустить, добавив немного воды. Отдельно припустить шпинат.
Щавель и шпинат протереть через сито, пюре охладить, развести квасом, добавить сахар, лимонную цедру, поставить в холод. Разлить ботвинью по тарелкам, добавить по вкусу ломтики отварной или копченой рыбы, шинкованный зеленый лук, укроп, свежие огурцы, тертый хрен, другие приправы.

Весной, когда нет еще огородной зелени и овощей, можно приготовить суп г (полевица) из дикорастущих растений: крапивы, белой съедобной лебеды (мари), сныти, борщевика, щавеля, кислицы, подорожника, иван-чая, клевера. Щавель и кислица с их кислым вкусом должны составить не более трети сбора. Использовать только молодые растения, листья щавеля и крапивы можно 1 раз ошпарить кипятком, лебеды - 2 раза.
Чисто вымыть 300 - 400 г зелени, мелко нарезать, залить кипящей водой или грибным бульоном. Отдельно слегка обжарить коренья и лук, положить в отбор зелени, добавить 2 - 3 клубня картофеля, нарезанного кубиками, и варить до готовности. За 5- 10 мин. до окончания варки положить лавровый лист, перец, соль, в кислый суп - чайную ложку сахарного песка. Подавать суп, заправленный сметаной или свежей простоквашей.
Для приготовления картофельного супа с грибами протереть через сито 6 - 8 крупных рассыпчатых картофелин, отваренных в соленой воде. Развести пюре молоком и вымесить до гладкости. Потом это пюре разбавить водой, чтобы получился суп нужной густоты. Отдельно потушить в масле с солью, перцем и луком предварительно отваренные и нарезанные сушеные грибы. Положить все это в суп, прокипятить и подавать с гренками, поджаренными в масле.
Молодые листья или свежие побеги крапивы облить кипящей водой, нарезать, добавить щавель, морковь, петрушку, репчатый лук, зеленый лук в примерном соотношении - 150, 50, 5, 5,20, 15г.
Тушить крапиву, пассеровать овощи. В кипящую воду сложить все компоненты, варить еще 20 - 25 мин. За 10 мин. до готовности добавить лавровый лист, перец, гвоздику, растертый картофель. Подавать на стол щи «селянские», полив сметаной, положив по вкусу дольку крутого яйца.
Отварить свеклу, очистить, нарезать соломкой. Замоченные в течение 3 - 4 час. грибы отварить, бульон процедить. Грибы нарезать ломтиками, обжарить в растительном масле. Тонко нашинковать морковь, репчатый лук слегка обжарить в растительном масле (без изменения цвета), добавить томат или очищенные помидоры, прогреть 5 - 10 мин.
Замоченный чернослив проварить, удалить косточки, нарезать ломтиками. В кипящий грибной отвар положить шинкованную свежую капусту, варить 10 - 15 мин., добавить обжаренные грибы, морковь, коренья, чернослив и довести до готовности, положив по вкусу уксус, соль, сахар. Получается постный борщ.
[Капусту, репчатый лук, лавровый лист, петрушку, перец горошком тушить в небольшом количестве воды для приготовления валаамских щей.
Отдельно варить мелко шинкованные свежие грибы. Вынуть грибы из бульона, слегка поджарить.
Когда капуста упарилась, сделалась мягкой, но с хрустом, подсыпать поджаренной до светло-коричневого цвета муки. В бульон от грибов добавить все компоненты, свежую зелень, сметану. Щи долго и медленно прогревать на небольшом огне, не доводя до кипения, чтобы пропитались грибным и капустным духом.
На 1 кг капусты: 2 небольшие луковицы, 1 крупный лавровый лист, растение корневой или 3 - 4 растения листовой петрушки, 8-10 горошин черного перца, 400 - 500 г грибов, 1 столовую ложку муки, свежей зелени по вкусу, 2 столовые ложки сметаны.

Взять смесь круп (допустим: пшеничная и ячневая, кукурузная или рисовая и пшеничная,
кукурузная и ячневая) для приготовления каши мешанки. Главное, чтобы одна из круп была цельная, а другая (или другие) - дробленые. Натереть на крупной терке овощи, не менее двух видов. На стакан смеси круп - стакан овощей.
На дно посуды уложить треть овощей, на них слой крупы, затем снова слой овощей и так далее, чтобы получилось 3 слоя (овощи - сверху). Залить все горячей подсоленной водой, так, чтобы верхний слой овощей был ею закрыт. Поставить в печь на 6 - 8 мин. Подавать со сметаной.
Фаршированная репа готовится так: очищенную от кожицы репу варить 15 - 20 мин.
Затем чайной ложкой вынуть сердцевину, оставляя цельными дно и стенки. Отдельно сварить густую кашу из манной крупы. Сердцевину репы порубить или мелко нарезать, тушить до готовности, смешать с кашей, посолить (можно добавить сахарный песок, яблоко), заложить смесь в репу. Уложить фаршированную репу в сковороду, посыпать сухарями, смазать маслом (растительным или сливочным) и запекать в духовом шкафу 20 - 25 мин. Репу можно наполнить овощным фаршем из моркови, лука, петрушки, сельдерея, помидоров.
Таким же способом готовится и фаршированная брюква.
Для приготовления рисовых блинов разварить в молоке 400 г риса, протереть сквозь
сито, положить 400 г пшеничной муки, развести молоком не очень жидко, как обыкновенно делают тесто для оладьев, добавить 50 г дрожжей, поставить в теплое место, чтобы тесто поднялось. Взять 100 г сливочного масла, растереть с 4 желтками. Четыре охлажденных белка взбить в пену. Когда тесто поднимется, выложить в него желтки и белки, посолить, дать еще раз подняться и печь на маленьких сковородах.

Напитки,кисели

Для приготовления хлебного кваса использовать посуду из нержавеющей стали, эмалированную или деревянную (деревянную посуду необходимо выпарить). Ржаной хлеб (2 кг) нарезать, подсушить в духовке или печке до коричневого цвета и положить в приготовленную посуду. Десять литров воды вскипятить, охладить до 90 °С и, залив им сухари, настаивать 10 - 12 час.,затем процедить через марлю (оставшуюся гущу не выжимать). Взять 100 г дрожжей, 3 столовые ложки пшеничной муки, размешать в небольшом количестве оставшейся хлебной гущи и поставить в теплое место, чтобы дрожжи поднялись. Мяту отдельно залить кипятком и прокипятить в течение нескольких минут, процедить и добавить сахар. Поднявшиеся дрожжи и процеженный мятный чай вылить в хлебную жидкость, хорошо перемешать, накрыть салфеткой и оставить в теплом месте до появления густой пены, которую нужно тщательно снять (если пена останется, то разлитый квас начнет сильно бродить). Потом квас осторожно слить, не взболтав осадка, сквозь сито, покрытое полотенцем или марлей, и разлить в бутылки. Бутылки плотно закупорить и положить горизонтально в погреб или холодильник. Квас можно употреблять через 12 час. Вместо мяты можно взять 3 столовые ложки тертого хрена и, в этом случае, - вместо сахара - мед. Мяту можно заменить листьями черной смородины.
Тридцать грамм ревеня, 200 мл воды, 20 г сахара, 1 г дрожжей. Промытый ревень мелко нарезают, заливают водой и доводят до кипения, настаивают 2 - 3 час., процеживают, добавляют разведенные теплой водой дрожжи и сахар и ставят для брожения. Выбродивший квас процеживают, охлаждают.
Восемьдесят грамм рябинового сока, 12 г сахара, 2 г дрожжей, 120 мл воды. В кипящую воду кладут сахар, доводят до кипения, вливают рябиновый сок, охлаждают до комнатной температуры. Затем вводят разведенные теплой кипяченой водой дрожжи и ставят для брожения. Получается рябиновый квас.
Овсяную крупу залить теплой кипяченой водой, оставить на сутки. Процедить, отжать.
Варить с солью по вкусу, пока масса не загустеет. Разлить в мелкие сосуды, поставить на холод. Застывший овсяный кисель разрезать на порции, полить луковым соусом (репчатый лук обжарить на растительном масле, также охладить.


Христианство

Христианство – монотеистическая религия, основанная на жизни и учениях Иисуса Христа. В христианстве две священных книги Библия (Ветхий Завет) и Новый Завет. Если эти две священных книги расходятся в трактовке каких-то событий и вещей, то несомненное предпочтение отдается Новому Завету. Сами верующие считают христианство здоровым образом жизни .

Очень сильные расхождения в этих книгах по отношению к питанию. Христиане считают, что с приходом Христа многие законы и запреты перестали действовать. Законы существовали для достижения духовности, Христос показал, что любой человек духовен, своей смертью он искупил все грехи человечества.

По отношению к питанию примечательны слова: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи."(1Кор.6, 12-13)

То есть, человек может употреблять в пищу абсолютно все, но далеко не все полезно. А так как мы должны беречь свое тело как сосуд для души, то наша обязанность думать о здоровье и о том, как быть здоровым. Здоровое питание – залог здоровья, поэтому употреблять в пищу все подряд не рекомендовано, хоть и позволительно.

Именно эти принципы заложены в христианстве, где не существует полных запретов на какие-нибудь продукты, но существуют правила ограничений.
Разберемся более детально в питании христиан.

Первые люди были вегетарианцами, ели траву, плоды деревьев. Этим же питались все, «в ком есть душа живая». Эта пища была благоприятна для развития человека, первые люди, по словам из Библии, жили очень долго. Но условия изменились, люди размножились. Ною было разрешено в пищу «все движущееся, что живет». Строгий запрет был на плоть с кровью (душою), любую другую пищу можно было употреблять.

Такой способ питания существовал до того момента, когда особые указания по употреблению пищи получили евреи через Моисея (Левит и Второзаконие). Евреи были сильной, здоровой и умной нацией. Об этом можно судить по тому, что при переходе через пустыню не было заболевших. Об уме еврейских детей можно судить по рассказу о Данииле, жившему во дворце царя египетского. Даниил старался по возможности придерживаться законов кашрута (что было тяжело среди иноверцев). Питание пророка Даниила состояло из овощей, фруктов и злаков. Даниил перед царем показал себя умнее египетских мудрецов.

Иисус Христос, как иудей, придерживался законов питания своего народа. Но после его смерти и воскресения остался лишь один запрет: не есть идоложертвенное, хотя даже в этом случае, если человек не мог знать точно, что это за мясо, лучше было не задумываться о его происхождении. Тем не менее, в рацион включаются продукты, полезные организму. Давайте разберемся, почему.

Христианин должен быть живым свидетельством правильности учения Христа, здоровое тело во многом зависит от питания. Новый Завет содержит множество сведений об отношении христианина к пище. Главное, не налагать никакого бремени, кроме необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, крови, мяса мертвого животного. И все. В христианстве запретов на вид пищи нет. А вот потребление ее строго регламентировано.

Во-первых, актуальна заповедь: не убий, которая распространяется не только на человека, но и на любое животное «с душою». Поэтому убийство животного допускается только при необходимости, когда нет никакой другой пищи. В современном мире другой пищи достаточно, поэтому отказ от мяса животных может только приветствоваться. К тому же, «добродетельный человек чтит жизнь животного».

Во-вторых, хоть и нет явного запрета на употребление в пищу свинины, но все-таки бесов Иисус отправлял в стадо свиней, то есть христианину стоит избегать включения в рацион мяса свиней. Жирное мясо способно вызвать заболевания сердца и психики (стадо свиней в ярости бросалось со скалы, и умирало от разрыва сердца).

В третьих, чем питался Иисус со своими сподвижниками? Как правило, это были плоды деревьев, в тени которых они отдыхали, хлеб, который можно было брать с собой в дорогу, и мед.

Когда проповеди Христа приходили слушать различные люди, которым надо было что-то есть, Христос кормил всех хлебом и рыбой. Он не стал кормить людей более сытным мясом, потому что на переваривание мясной пищи необходимо больше времени, мясо не способствует духовному развитию, кроме того, человеку надо отдохнуть, что непозволительно во время сжатых сроков, которые отводились на проповеди и учение.

Растительное масло применялось не только в пищу, но и в некоторых обрядах, можно сказать, что оно «благословенно», блудница, принесшая Иисусу Христу сосуд с маслом, была допущена к трапезе. Помните, что все сподвижники Христа – иудеи, которым сидеть за столом с не евреем запрещено, а есть продукты, до которых дотрагивался не иудей, – грех.

Как относился Иисус Христос к вину? Вино в рационе допустимо, но оно должно быть качественным (эпизод превращения воды в вино на свадьбе, когда вода стала качественным вином, значительно лучшим, чем подавалось в начале свадебной церемонии). Ни в коем случае нельзя напиваться, это грех.

Иисус Христос соблюдал длительные посты, в которые он практически ничего не ел. Для размышлений он отправлялся в пустыню, чтобы его никто не отвлекал, и не было всевозможных соблазнов. Сам он не говорил, чтобы следовали такой духовной практике все люди, это невозможно, но многие христианские святые, монахи и отцы церкви придерживаются правила соблюдения постов и отказываются от пищи животного происхождения, питаясь растительной пищей. Умеренность в еде необходима, чтобы не плоть руководила нашими поступками, а ум. Нельзя приносить мясо для освящения. Освятить можно плоды, хлеб, растительное масло, кагор, крупяные блюда. В особые дни допускается освящение сдобы (блины, куличи) и яиц. Ритуальная пища раздается голодным и бедным или съедается служителями церкви. Освященную пищу категорически нельзя выбрасывать или отдавать животным. Иисус Христос учил, а позднее повторили его апостолы, что ради еды не надо разрушать божье создание, если есть возможность поесть что-либо другое.

Подведем краткий итог питания в христианстве. Нет никаких запретов на употребление пищи, кроме пищи с кровью и мертвечины. Но употребление мяса не приветствуется, существует множество ограничительных постов и постных дней (в году их более 200). Почти столько же запретительных дней на молочные продукты и яйца (их меньше на неделю, в Масленицу допускается употребление молочных продуктов, а вот мясное уже есть нельзя). Постные дни – дважды в неделю (вне постов). В некоторые постные дни допустима рыба. На способы приготовления пищи запретов нет. Здесь уже можно сказать о традиционной русской кухне, в ней много супов, вторые блюда тушатся, запекаются (еда готовилась в русской печи, жарить на ней было очень трудно). Растительная пища используется по сезону, свежая или подвергшаяся тепловой обработке. Ее можно освящать, значит, именно фрукты и овощи благословенны. Мед не считается пищей животного происхождения, разрешен в пост, он предпочтительнее сахара, особенно в те дни, когда не рекомендуется употребление в пищу приготовленного руками человека. Пост предполагает некоторые дни питаться пищей, которую не надо готовить, то есть орехи, семечки, фрукты и овощи.

В целом такое питание можно назвать здоровым. Для православных, думающих о том, как быть здоровым всем членам семьи, питание в соответствии с канонами религии будет полезным. Разумное чередование употребления животной и растительной пищи, рациональное соотношение по употреблению насыщенных и ненасыщенных жиров. Мучная сдоба и сладости (конфеты, шоколад) по праздникам – это тоже разумно. Недостатки: хоть редко, но разрешена жирная пища животного происхождения (жирное мясо, сало), ограничения только в пост на употребление жирной молочной продукции (сливки, сметану, сливочное масло). Если строго придерживаться постов, то в рационе мало рыбы. Большинство христиан полагают, что рыба не относится к животной пище, и едят ее всегда. Но отношения к рыбе неоднозначны, например, в строгий Великий пост употребление рыбы разрешено всего дважды (Благовещение и Вход Господень в Иерусалим) и один раз икра (Лазарева суббота). Разрешение на свинину и свиное сало можно объяснить климатическими условиями. В России всегда было холодно, поэтому мясная пища необходима. А сало хранится лучше, чем мясо. Поэтому, чтобы продлить возможность потребления мяса, сохранялось и употреблялось в пищу сало.

Каждый человек, придерживающийся тех или иных религиозных убеждений, может подчеркнуть достоинства своего питания и объяснить недостатки (с точки зрения не адепта религии). Например, мусульманин скажет, что еда в пост в вечернее время объяснима жаркими климатическими условиями, днем в пище скорее размножатся всевозможные бактерии, приготовление пищи в вечернее время с этой точки зрения разумнее. Мясо, приготовленное иудеем, мягкое, менее калорийное, бульон от него прозрачен и вкусен. Христианин обилием множества постов и постных дней оправдает ежедневное употребление блинов в Масленицу и куличей в Пасху. Правильность питания своего народа могут отстаивать, причем аргументированно, и врачи. Хочется заметить, что главное при любом питании – умеренность. Если Вы задумываетесь над тем, как быть здоровым, продукты здорового питания можно найти в национальных кухнях любого народа.

Великий Пост… В сознании многих наших соотечественников он – не более чем общеправославная диета. И даже воцерковленные люди не всегда могут четко ответить на вопрос: что меняется в пост, кроме ежедневного меню?

Как должен проводить эти 40 дней современный, вечно занятой, человек? Что читать – акафисты, творения святых отцов или этикетки на упаковках продуктов? Как помогать ближнему – подавать милостыню в метро или отправляться на Дальний Восток восстанавливать монастыри?

И главное – для чего нам все эти перемены?

С этими вопросами наш корреспондент отправился к иерею Максиму Первозванскому.

Обновление крещения

– Отец Максим, чем период Великого поста принципиально отличается от остального времени года? Должно ли в нашей жизни что-то меняться, помимо рациона?

– Обязательно, и в этом отношении Великий пост из всех постов наиболее показательный. Другие посты обычно сводятся для людей к каким-то ограничениям – в еде, в развлечениях, т.е. имеют негативный посыл: не делай этого, не вкушай того. А Великий пост, помимо этого, имеет исключительно мощный позитивный смысл, который легко можно почувствовать и испытать на себе.

Это связано с тем, что эти 40-50 дней занимают совершенно особое место в годовом круге жизни христианина: это подготовка к главному православному празднику – Пасхе. А что такое Пасха? Ликующая радость единения человека с Богом, победа жизни над смертью, духа – над плотью. В день Пасхи мы как бы возобновляем наше крещение.

– Как это?

– Крещение – это торжество нашей новой жизни со Христом. А обычная, будничная наша жизнь такова, что это торжество забывается, тускнеет, так как мы расслабляемся, наша связь с Богом ослабевает. Через Великий пост каждый год всякий христианин призван вспомнить, что в свое время он посвятил себя Богу через крещение, и что именно во Христе – средоточие и смысл его жизни.

В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу.

Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая.

Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.

При свечах и на коленях…

– Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния?

– Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся.

Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров – литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа.

Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров.

Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.

Земные поклоны, непривычные молитвы, которые сопровождают эти службы (например, молитва Ефрема Сирина, Великий Канон), – все это совершенно особым образом обновляет нашу молитвенную жизнь.

– Но не все смогут бывать в храме на рабочей неделе и брать отпуск на Страстную. Как быть?

– Конечно, в отрыве от богослужений Великий пост крайне обедняется, обезличивается, теряет свой особый смысл. Это не значит, что если вы не можете бывать в храме, то и поститься не надо. Нужно в таком случае хотя бы стараться причащаться чаще, чем обычно. Это позволит сделать серьезный шаг вперед в борьбе со своими немощами, а значит – навстречу Богу. Традиционно принято в это время приступать к Чаше раз в неделю, но, конечно, лучше этот вопрос согласовывать с духовником.

То, что одного лишь воздержания в пище в Великий пост не достаточно – совершенно точно.

О «синдроме постящегося»

– Помните, на вопрос учеников: «Почему мы не можем изгнать беса?» Христос ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой… Вот тут как раз это и реализуется: пост и молитва. Если мы постимся только телесно, но не постимся духовно, т.е. с одной стороны, не ограничиваем наши развлечения, пристрастия, а с другой – не наполняем нашу жизнь молитвой, великопостным богослужением, это даже может оказаться вредным…

– Каким образом?

– Дело в том, что пост затрагивает дух, душу и тело человека. Говорят, что сытое брюхо даже к учению глухо – так тем более оно глухо к духовным переживаниям. Напротив, воздерживаясь в пище, мы обостряем наше духовное восприятие, как бы освобождаем место для духа. Но если мы не впускаем туда Бога, не наполняем это место молитвой, то оно наполняется страстями: свято место пусто не бывает. Человек, который не понуждает себя молиться, каяться, читать духовную литературу, посещать богослужения, рискует только обострить свои страсти: раздражительность, обидчивость, завистливость – все, что угодно, может вылезти наружу.

– Но ведь раздражительность, так или иначе, «вылезет»: человек в пост лишает себя удовольствий – той отдушины, которая обычно помогает ему справиться с ежедневным стрессом. Значит, «синдром постящегося» неизбежен?

– Раздражительности действительно трудно избежать. Но если прикладывать духовные усилия, то и ее можно, в конце концов, победить и обрести мир. И потом, в этом и смысл поста: увидеть свое истинное лицо, все свои неприглядные стороны и вступить в борьбу с ними.

Только в одиночку, без помощи Божьей, бороться практически бесполезно. Поэтому очень важно, чтобы мы не только соблюдали воздержание в пище, но и молились. Если человек не читает утреннее и вечернее правило, нужно начать его читать. Надо стараться – во что бы то ни стало! – вырываться на будничные богослужения. На Страстную неделю нам вообще предписано каждый день в храме бывать. Предписано не каким-то дядей или «небесной канцелярией» – это нужно для нас же самих, чтобы пост был не обыкновенной диетой, а действительно серьезным духовным переживанием и увенчался духовным ростом.

Нельзя только на запретах, на отрицании держаться: этого НЕ делать, того НЕ делать. Надо еще что-то делать.

Поставить перед собой цель

– Отец Максим, что, например, можно делать?

– Во-первых, до начала поста хорошо бы поставить перед собой какую-то позитивную цель, направленную на себя самого. Взять на себя какой-то дополнительный труд: например, прочитать какие-нибудь книги из Ветхого Завета – хотя бы Бытие и Притчи Соломоновы, которые по церковному уставу прочитываются за период поста.

Во-вторых, желательно поставить перед собой задачу что-то конкретное в себе исправить, например, побороть какую-то свою страсть или привычку: лень, гнев, чревоугодие – у каждого свое слабое место.

Даже исповедь в контексте этой борьбы не должна быть подробной, на 3 страницы. Пусть она будет искренней и ясной: у меня есть такая-то проблема и я собираюсь всеми силами с ней бороться. Каждый день утром, просыпаясь, буду напоминать себе, что борюсь, допустим, с раздражительностью. А вечером буду вспоминать, при каких обстоятельствах и сколько раз я сегодня вышел из себя. За каждый факт раздражения мне, скажем, полагается сделать по 10 поклонов – для памяти. Только все это должно быть разумно, подобную епитимью на себя можно наложить по согласованию с духовником.

– Это вещи, направленные на себя. Вероятно, должно быть и что-то, направленное на других?

– Это следующий момент. Если есть такая возможность, нужно какие-то добрые дела делать. Желательно, чтобы это не ограничивалось милостыней у храма. Надо попытаться по возможности, скажем, куда-то съездить с группой милосердия – к старикам, к бездомным, к детям-сиротам, к больным, принести им какую-то радость. Такие группы милосердия есть почти при каждом храме. Довольно часто бывает так, что нужна машина, чтоб отвезти собранные вещи, допустим, в какой-то отдаленный детский дом. Можно постараться скорректировать свой график и выделить один день для такого дела.

И, наконец, если сил и времени на подобную деятельность катастрофически не хватает, возможность принести кому-то радость все равно всегда найдется. Вспомните: наверняка у вас есть родственники, которые оказались вами забыты. Можно что-то доброе сделать для них – как минимум, позвонить, справиться, как дела.

Это тоже очень важно. Надо себя как-то понуждать жертвовать своим временем, придумывать, где я могу быть полезным.

Без воздержания в пище нет поста

– Так, значит, можно сказать, что все-таки в посте главное – не еда?

– Ставить вопрос нужно по-другому: важно не то, главное это или нет. Важно, что это – не цель, а средство. Средство обновить свою духовную жизнь, открыть в себе новые источники молитвы, любви к Богу и переживания Воскресения Христова. Если человек не постился телесно, ему сложно будет глубоко пережить Страстную седмицу и Пасху, он не получит тех же удивительных духовных плодов, что и постившийся. Поэтому воздержание в пище – хоть минимальное – необходимо. Без этого поста нет.

– Почему? Ведь пост не равнозначен диете. В чем смысл ограничения в еде, почему оно так значимо?

– Дело в том, что очень важно Великим постом прочувствовать, что мы зависим от еды. Такова наша природа: нам необходимо подкреплять свои силы, мы время от времени испытываем голод и, конечно, любим покушать повкуснее. Но наш дух, наше стремление к Богу должно быть выше нашего естественного стремления поесть. А действительно ли это так – можно проверить только тогда, когда человек постится. Тем более, если этот пост длится почти 2 месяца.

Так что здесь есть и момент послушания, и момент проверки, показывающей, что для тебя действительно самое главное.

За Адамом или за Христом?

– Батюшка, а откуда пошла эта традиция – поститься?

– Первыми людьми, которым было предписано воздержание в пище, были Адам и Ева. Для нас наиболее значимы во всей истории человечества два поста, которые являются эталоном – один со знаком «минус», другой – со знаком «плюс».

Адаму в раю было предписано не есть плодов с Древа познания добра и зла; Христос, второй Адам, 40 дней не ел в пустыне. И к тому, и к Другому пришел искуситель и сказал: «Съешь! Тебе же хочется!». Адам не выдержал искушения, не выдержал поста, и был изгнан из рая; Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4:4). Понятно, кому из них стремятся подражать христиане.

Так вот, в Великий пост желательно диету построить так, чтобы к концу этого поприща мы по-настоящему хотели есть, по-настоящему проголодались. Разумеется, у нас при этом не должны от слабости трястись руки и ноги и плохо соображать голова, т.е. пост не должен ухудшить ни интеллектуального, ни физического здоровья человека. Но нам необходимо на деле ощутить, что мы зависим от еды. И тогда вслед за Христом мы сможем сказать: «Не хлебом единым будет жив человек» и преодолеть эту зависимость.

– А если человек по объективным причинам не может отказываться от мяса или кефира – скажем, у него анемия или язва желудка. Неужели и смысл Великого поста для него пропадает?

– Если мы не можем поститься, в частности, по болезни, надо постараться компенсировать это, скажем, отказом от чего-то, что мы любим, делами милосердия.

Интересно, что люди, которые уже имеют опыт поста, лишаясь возможности урезать себя в пище, переживают, как будто у них что-то очень ценное отняли. Иногда они даже каются в этом, хотя, казалось бы, в чем каяться? У человека, скажем, гастрит, он не может обходиться без кефира, он же не виноват! Но некоторые все равно каются, рассуждая так: добрых дел у меня нет – монастыри не восстанавливаю, странников не принимаю, бедным не помогаю, молиться не умею, но хоть мог поститься. А теперь по грехам моим и поститься не могу!

Но, может быть, невозможность соблюдать пост, наоборот, послужит такому человеку во благо: раньше он ограничивался только воздержанием в пище, а теперь его отсутствие будет компенсироваться помощью ближнему.

Ошибка первая: незнание меры

– Какие типичные ошибки делают люди в период Великого поста? И как их не повторять?

– Первая типичная ошибка – незнание меры. Особенно это характерно для тех, кто держит пост в первый, второй или третий раз.

Надо помнить, что нам придется не раз в жизни поститься: если это для нас не блажь, не эксперимент над собой, если мы серьезно к этому подходим, то нам соблюдать посты всю оставшуюся жизнь. Согласно церковному календарю, это порядка 200 дней в году, т.е. больше половины жизни мы, так или иначе, будем воздерживаться в пище. Поэтому надо подходить к этому разумно: повторяю, пост не должен ухудшать ни телесного здоровья, ни интеллектуальных способностей.

Чувство меры приходит только с опытом, но для начала нужно следовать тем традициям, которые сложились в Церкви.

– Но в Церкви не сложилось устава для мирян – есть только монастырский. Далеко не все могут следовать его предписаниям, тем более в условиях нашей экологии и ритма жизни…

– В Церкви неслучайно нет устава для мирян. Свет и указатель для монахов – ангелы, а свет для мирян – монахи, поэтому мы ориентируемся на монашеский устав. Ориентируемся, но исполняем его настолько, насколько нам это по силам. Поэтому в каждом православном народе выработалась определенная практика поста для мирян, и я считаю, что как раз ее нам и следует придерживаться.

Например, устав предписывает Великим постом употреблять растительное масло только в субботу и воскресенье. Но на практике его едят во все дни, кроме первой и последней недели. Кому-то по силам не вкушать его еще и по средам и пятницам. Но даже тот, кто употребляет растительное масло каждый день, в принципе не нарушает пост.

Еще уставом предписывается в среду и пятницу есть только после захода солнца и в остальные дни – только раз в сутки. Обязательно ли нам с вами этого правила придерживаться? Нет, не обязательно – надо знать меру.

– А что обязательно и не подлежит изменению – и для монахов, и для мирян?

– В общем, молочных продуктов и мяса вкушать Великим постом нельзя. Но и здесь не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.

– А как решают вопрос с рыбой – на практике?

– Тем, кто занимается интеллектуальным трудом – школьникам, студентам, научным работникам и т.д. – рыба допускается. Не рекомендуется впрямую, но допускается: если вы чувствуете, что ваши интеллектуальные способности, внимание, память заметно страдают, можно разрешить себе в пост рыбу.

В последнее время утвердилась такая новая для нас практика: по выходным дням есть «гадов», т.е. морепродукты. Это пришло из Греции, там морепродукты чуть ли ни к грибам приравниваются. И греки гораздо строже относятся к растительному маслу, чем к «гадам» – растительное масло не едят Великим постом, а «гадов» – едят!

Лучше недопоститься, чем перепоститься

– Однако нужно ко всему подходить разумно, потому что можно объедаться и постными, и «условно постными» продуктами. Это другая сторона незнания меры – когда человек, наоборот, делает себе слишком много послаблений.

Надо определить свою норму, а она, как правило, находится опытным путем, по совету со священником, со временем. И, кроме того, для этого есть духовная рассудительность – она тоже не с неба падает, но к ней нужно стремиться.

– Отец Максим, а что хуже по последствиям – перегнуть палку в посте или, наоборот, недопоститься?

– Лучше недопоститься, чем перепоститься. Я знаю немало случаев, когда люди постились очень жестко в течение всего Великого поста – например, употребляли 5 просфор в день и ничего больше. Через несколько лет таких подвигов человек вообще бросал поститься.

Так что подвиг должен быть посильным, разумным. В данном случае это именно «подвижка», а не прыжок через пропасть. Он не должен превосходить подвига других людей, иначе можно легко вообразить себя удивительными постниками, этакими героями духа.

Ошибка вторая: не молиться

– Вторая ошибка – когда человек в пост не молится, никак не пытается наладить свою духовную жизнь. А ее важно наладить: посещать храм, молиться дома. Иначе если ты ни холоден, ни горяч, ни к чему не стремишься в духовной жизни, а просто плывешь по течению, то ничего и не добьешься.

С другой стороны, опять же можно и перегнуть палку – «перемолиться»: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Во всем нужно меру знать.

– Для того чтобы не впадать в крайности, нужно ли по малейшим деталям поста советоваться со священником?

– Священник – это не инстанция, которая может разрешить или запретить поститься так или иначе. Он – советчик. Совет нужен обязательно, но ощутить, как ты себя реально чувствуешь, можешь только ты сам. Священник же способен со стороны посмотреть и «диагностировать», скажем, что его чадо перепостилось – у него «крышу» сносит.

Поэтому желательно каждому православному человеку иметь своего духовника, который бы мог помочь, подсказать, сориентировать. Это должен быть не просто священник, у которого мы регулярно исповедуемся, а человек, с которым мы советуемся, обсуждаем проблемы, берем благословение на важные дела.

К слову, надо помнить, что в сам пост у духовника нагрузка будет повышенная и поэтому надо заранее с ним такие вещи обсуждать подробно. Может быть, в будний день прийти и поговорить, потому что Великим постом в воскресные дни в храме всегда много людей.

Ошибка третья: осуждение

– Очень важно при всем при этом не осуждать других. Неслучайно перед Великим постом читается послание к Римлянам, где апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3). Будем помнить, что пост – это не прямая заповедь Божья, как, например, «не убий» , «не укради» , «почитай отца и мать» , и даже не такая, как «помни день субботний, чтобы святить его» . Пост – это церковная рекомендация, церковное предписание для совершенствования духовной жизни. Поэтому мы ни в коем случае не должны осуждать тех, кто не постится или постится неправильно, в нашем понимании.

Апостол Павел пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает » (Рим. 14:4) . Эти слова применимы к посту на 100%: у каждого своя мера, так что не надо смотреть, как постится другой. Не случайно в житии Марии Египетской описывается, как монахи монастыря святого Иоанна Предтечи уходили в пустыню на время Великого поста поодиночке, чтобы никто не видел, как постится и какие подвиги совершает другой.

Пост способен вызвать и осуждение, и гордыню: дескать, мы такие замечательные, совершенные, не как прочие люди. Подобные мысли нужно обязательно от себя гнать.

Пост – это, наоборот, время смирения. Время, когда нам предстоит на деле доказать, что мы готовы отсечь свою волю и свой комфорт ради Бога, ради послушания Ему.

Беседовала Валерия Посашко

15 октября 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия "Русь"» В.Н. Крисько.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

В Евангелии описывается случай, когда с помощью пяти хлебов и двух рыб Христос накормил около пяти тысяч человек, а затем велел собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Бог, будучи Творцом, показал пример бережного отношения к еде, созданной для поддержания жизни человека.

Сегодня в нашей передаче мы поговорим о бережном отношении к творению Божию и о благотворительности. У меня в гостях — директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия "Русь"» Виктория Николаевна Крисько. Здравствуйте, Виктория!

В. Крисько: Здравствуйте, владыка! Большое спасибо, что пригласили меня на эту передачу.

Наш фонд, действительно, помогает большому количеству людей уже более пяти лет. За это время мы раздали 15 миллионов килограмм еды. Мы много работаем с Русской Православной Церковью. Исторически так сложилось, что нуждающиеся люди приходят за помощью в храм. Вместе с нами работают 15 епархий, через которые мы передаем наши продукты. У нас есть большой проект «Народный обед». Мы собираем продукты в магазинах. Все это делается для людей, которые сейчас оказались в непростой ситуации. Я благодарна Богу, что у меня сейчас такая замечательная работа, такое служение.

Митрополит Иларион: В моей передаче обычно участвуют люди, которые, занимаясь своим делом, болеют за него. Думаю, очень важно, чтобы мы всегда имели возможность обмениваться нашим опытом.

О Церкви часто думают, прежде всего, как о некоем бюро ритуальных услуг. Об этом я могу судить даже по вопросам телезрителей, которые поступают в мою передачу. В основном это вопросы ритуального характера: какой крестик носить? Что можно есть в пост, а что нельзя и так далее.

Но у Церкви гораздо шире тот мандат, который она получила от Самого Господа. Церкви не безразлично, что происходит с людьми в их реальной жизни, в быту. Об этом очень часто говорит Святейший Патриарх. Например, как-то раз, посещая Московскую городскую думу, он сказал о том, как надо утилизировать отходы, как нужно обращаться с мусором. Казалось бы, почему Святейший Патриарх должен об этом говорить? Да потому, что Церкви это небезразлично.

Тема, которой Вы занимаетесь, Церкви также не безразлична, потому что мы все ответственны за Божий мир и за Божие творение. Мы все несем ответственность за то, чтобы люди у нас были сыты, накормлены. Церковь, конечно, не только хлебом насущным занимается, но она заботится, в том числе, и о том, чтобы у людей была еда, и чтобы та пищевая продукция, которая производится, не пропадала. Вы как никто другой знаете, что у нас, кажется, около трети пищевых продуктов пропадает. Поэтому то, чем Вы занимаетесь, очень важно.

В. Крисько: Это действительно так, Вы хорошо осведомлены. Треть продукции уничтожается. Но мы стараемся сделать так, чтобы продукция с ограниченным сроком хранения все-таки поступила в семью, которая будет этому очень рада, ведь ей эта продукция очень нужна.

Одна из наших задач сейчас — бережное отношение к еде. И мы стараемся это нести в жизнь. Работаем с семьями, с нашими приходами, в которые передаем нашу продукцию. Бережное отношение к еде очень важно, особенно сейчас, в такое непростое время, когда, с одной стороны, нам очень хочется помочь, а, с другой стороны, мы понимаем, что отчасти это происходит потому, что нет бережного отношения к продуктам. Мне кажется, что люди, которые приходят в храм, действительно понимают насколько бережно и внимательно нужно относиться к продуктам питания, к еде.

Митрополит Иларион: С одной стороны, у нас есть малоимущие люди, которым реально не хватает средств на жизнь, на продукты питания. Есть семьи, которые питаются очень скромно, им не хватает калорийной пищи, витаминов. С другой стороны, конечно, мы все знаем, что у нас пропадает много еды. Это касается как отдельных семей, так и пищевого производства.

Я помню, как в детстве мои бабушки учили меня, что нельзя оставлять еду: надо положить в тарелку столько, сколько сможешь съесть, а потом еще хлебушком протереть, чтобы ничего не осталось. Сейчас люди отвыкли от бережного отношения к еде: сколько съел — столько съел, а остальное выбрасывается. Иногда у людей пропадает очень много. С другой стороны, есть немало тех, кому еды не хватает. Как же сделать так, чтобы этого дисбаланса не было? Чтобы малоимущим семьям хватало еды, а те, у кого еды много, как говорится, не переводили продукты, не выбрасывали?

В. Крисько: Я с Вами абсолютно согласна. У нас как раз сейчас зреет идея, как обратиться с этой темой в семью, потому что к производителям, к магазинам, к рознице мы уже обратились. У нас есть несколько программ, направленных на то, чтобы производители передавали нам продукты, которые, может быть, впоследствии они бы утилизировали, а в данном случае мы их передаем людям, который сейчас в них нуждаются.

Вторая тема: мы работаем с торговыми сетями, чтобы они помогали нам собирать продукты, которые нужны в семьях. Кстати, нам очень много помогают церковные волонтеры. В Москве у нас началась акция, она проходит в московских торговых сетях. Мы приглашаем волонтеров из храмов, и они для своих же прихожан собирают продукты, то есть у нас есть договоренность с торговой сетью, и, соответственно, нас туда приглашают, создавая нам возможность продуктового сбора. И те продукты, которые семья хочет себе купить, она покупает и для себя, и для людей нуждающихся. Через Вашу программу хотела бы еще раз пригласить к нам волонтеров из храмов.

Митрополит Иларион: В христианской традиции всегда было особое отношение к пище. Пища воспринимается не только как что-то, чем мы удовлетворяем голод, насыщая свои физические потребности. Пища в христианской традиции всегда воспринималась как дар Божий. Ведь неслучайно мы говорим о том, что нельзя садиться за стол, не помолившись, нельзя выйти из-за стола, не поблагодарив Бога за еду.

В монастырях есть даже специальный чин благословения остатков. Например, на Афоне трапеза заканчивается тем, что игумен монастыря благословляет избытки, то есть остатки этой трапезы, чтобы ничего не пропало. Потом все, что не съедено, съедается на следующей трапезе, то есть прилагаются специальные усилия к тому, чтобы еда не пропадала.

Одно из прошений молитвы «Отче наш», которую мы читаем каждый день — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это прошение означает очень многое. С одной стороны, мы просим Бога о том, чтобы Он дал нам ежедневную пищу, чтобы мы не остались голодными. И, естественно, мы просим не только за себя, но и за наших близких, за наши семьи. С другой стороны, Церковь говорит, что есть и тот Хлеб, который сходит с небес — Сам Христос, Который преподает Себя в Таинстве Евхаристии. Все это взаимосвязано. Таинство Евхаристии является благодарением за то, что Бог дарует Себя человеку, но вместе с тем это и благодарение за пищу, которую Бог посылает людям. Всякий раз, когда мы садимся за стол, мы благодарим Бога за пищу, потому что если бы не Божие благоволение, то этого бы не было.

Думаю, нашим телезрителям будет интересно узнать, каким образом происходит распределение продукции, которую Вы находите — тех излишков, которые остаются на производстве. Я знаю, например, что в этом Вам помогает Марфо-Мариинская обитель в Москве на Большой Ордынке.

В. Крисько: Да. Марфо-Мариинская обитель и матушка Елизавета нас очень поддерживают. На территории обители реализуется наш проект «Народный обед». Практически мы кормим ежемесячно порядка 300 семей в Москве. Мы обеспечиваем людей крупами, сейчас добавляются тушенка, масло. Но проект «Народный обед» — это не просто обеспечение продуктами людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Проект имеет большую социальную значимость, потому что приходят волонтеры, которые фасуют эти обеды. По средам в Марфо-Мариинскую обитель могут прийти люди, нуждающиеся в продовольственной помощи, чтобы получить этот обед. Таких цехов фасовки у нас 20 по всей России. Все они расположены либо при храмах, либо при монастырях.

Объем продовольственной помощи ограничен. Мы выделяем, безусловно, те категории граждан, которые действительно находятся в крайне тяжелой ситуации. Как это ни печально, сейчас это большое количество многодетных семей. Когда мы приезжаем в наши цеха фасовки либо в другие центры, где происходит раздача продуктов, и смотрим, кому раздаются обеды, то это, к сожалению, зачастую семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации с большим количеством детей. Много, конечно, и пожилых людей.

Митрополит Иларион: Я, например, вырос в коммунальной квартире. Мы с мамой жили в комнате площадью 14 квадратных метров. Питались на рубль в день. Конечно, в советское время рубль — это хорошие деньги, но все-таки это скромная сумма для пропитания двоих. Но я не хотел бы для себя другого детства.

Мы должны заботиться обо всем. Мы должны и жизнь давать нашим детям, и заботиться потом о том, как их прокормить. У нас во многих приходах созданы кассы взаимопомощи, когда многодетные семьи в значительной степени питаются от прихода. Я знаю, что и в других религиозных общинах такое есть, в частности, у мусульман. И такие инициативы как ваша тоже помогают решить эту проблему.

В. Крисько: Абсолютно верно. Для нас это одна из главных задач. Для меня это дело всей моей жизни, ибо, проработав много лет в больших корпорациях, я поняла, что действительно хочется сделать что-то доброе, полезное. Наш фонд помогает не одной семье, а большому количеству людей. Со своей стороны мы действительно стараемся сделать продовольственную помощь и поддержку здоровой, то есть в нее также входит и молочное питание. Это наша задача. Пусть мама потратит деньги не на молочные продукты, а на что-то другое, а у нее при этом будет продовольственный запас.

Митрополит Иларион: Важно, чтобы расширялись масштабы этого дела. 300 семей…

В. Крисько: Это только в Марфо-Мариинской обители, а у нас таких 20 цехов.

Митрополит Иларион: Думаю, что потребность людей в такой помощи по масштабам страны гораздо больше. И поэтому нужно, чтобы и таких инициатив было больше, и росло число самих людей, которые озабочены этой проблемой. Мне бы хотелось, чтобы и наша передача оставила отклик в сердцах наших телезрителей, у которых обеспеченные семьи. Именно поэтому я и затронул данную тему.

Сегодняшнюю передачу я начал с удивительного рассказа о том, как Господь напитал пять тысяч человек пятью хлебами. Казалось бы, речь идет о чуде, но когда это чудо было совершено и осталось много лишней еды, то Господь сказал: соберите все, что осталось, чтобы ничего не пропало. Почему Он так сказал? На это редко кто обращает внимание. Я, признаюсь, написал целую книгу о чудесах Иисуса Христа, но я не обращал прежде внимание на этот момент, вплоть до того, пока не начал готовиться к нашей передаче. Действительно, Господь позаботился не только о том, чтобы людей накормить, но еще и о том, чтобы ничего не пропало.

В. Крисько: Одна из следующих инициатив, которую мы хотим реализовать, — это бережное отношение к еде в семье. Чтобы семьи, у которых остаются излишки продуктов, могли передать их тем, кто в них сейчас нуждается. Эта акция или инициатива должна быть масштабной. В преддверии зимы особенно хочется, чтобы семьи, которые оказываются в непростых жизненных условиях, были накормлены, сыты.

Митрополит Иларион: Есть, конечно, разные продукты. Есть продукты скоропортящиеся, а есть продукты долгосрочные. Допустим, вы купили арбуз. Вы его разрезали, половину съели, вся семья уже накормлена, а он такой большой, что все равно остается, и вы все равно его целиком не съедите. Тогда отнесите оставшуюся половину соседке, пусть соседские дети порадуются, съедят арбуз.

С другой стороны, есть очень много продуктов, предназначенных для долгосрочного хранения: это крупы, консервы — то, что люди закупают в больших количествах, а потом в какой-то момент, совершая очередную ревизию своего кухонного шкафа или холодильника, обнаруживают, что накупили гораздо больше, чем нужно. И в таких случаях у людей должна быть возможность передать свои запасы тем, кто сможет их распределить нуждающимся.

В. Крисько: Абсолютно верно. Повторюсь, что мы сейчас как раз думаем о том, как это технически организовать, потому что есть люди, которые готовы помогать.

Митрополит Иларион: Я благодарю Вас за Ваши труды, благодарю за участие в нашей передаче. Надеюсь, что наши телезрители откликнутся на то послание, которое мы с Вами попытались им передать, и что бережное отношение к еде действительно поможет, в том числе, и тем людям, которые нуждаются сейчас в помощи.