Ошибки в поведении медсестры и пациента. Методическая разработка на тему: Типичные ошибки в работе медицинской сестры (Конференция). Сестринские ошибки: проблемы и виды

Открытый, честный, научный анализ причин профессиональных ошибок и упущений в работе - неизменное условие движения вперед, важнейшее средство совершенствования мастерства фельдшеров, медицинских сестёр, воспитания у них высокого профессионального долга перед человеком. Совесть не является сугубо индивидуальным нравственным качеством медработника.

Она тесно связана со всем многообразием моральных норм профессиональных коллективов и общества в целом. Неслучайно мы говорим о совести народа, класса, которая выражает их общественное, а не только личное мнение по тем или другим вопросам жизни общества. Совесть медработника предусматривает глубокое понимание своего общественного долга.

« Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию-задача нравственного воспитания»

Формирование совести начинается в детские годы, в семье, в процессе восприятия хороших поступков и действий родителей и близких, продолжается в школьном коллективе и окончательно завершается в производственной среде, в ходе трудовой деятельности, активного самоанализа собственных поступков и анализа поступков членов коллектива.

Профессиональная совесть среднего медицинского работника формируется в повседневном труде, в тех конкретных условиях, где он выполняет свой долг перед обществом.

Это могут быть:
постель тяжело больного, которому надо своевременно оказать медицинскую помощь, процедурный кабинет, где требуется строгое соблюдение правил асептики и антисептики, операционная с неизбежными физическими и психическими перенапряжениями, здравпункт на промышленном предприятии со своими особыми условиями труда, наконец, полевой стан, где в малоприспособленных условиях надо качественно оказать медицинскую помощь заболевшему труженику. Анализируя и обобщая свой опыт и опыт коллективного труда с его радостями и невзгодами, удачами и ошибками, медицинский работник воспитывает в себе те многочисленные положительные качества, которые выражаются одним емким словом - совесть.

Воспитание совести в каждом медицинском работнике
- одна из важных сторон формирования коммунистической нравственности.

« Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко

Мыльникова И.С.

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок.

Средства массовой информации регулярно сообщают о новых ошибках, допущенных медработниками, в том числе медсестрами, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья и жизни пациентов. Чаще всего заключительные слова таких сообщений гласят: «По факту причинения вреда по неосторожности возбуждено уголовное дело», и большинство склонно думать, что медработник (медсестра), совершивший (ая) ошибку, и в самом деле был (а) недостаточно внимателен (внимательна) и проявил (а) халатность. Другими словами, в настоящее время широко распространенным является суждение: «Раз ошибся, значит, виноват и заслуживает наказания». Однако, так ли это?

В настоящей статье мы постараемся выявить объективные причины ошибок медсестер. Сначала речь пойдет о внешних причинах, связанных с условиями труда медсестер, затем - о внутренних причинах, которые связаны с объективными особенностями человеческой психики, которые следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы.

Организационные недостатки как причины ошибок

Перегрузки и частые отвлечения

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок. Так, ряд европейских исследователей (Malchaire , 1992; Gadbois ; 1992, Estrin - Behar , 1990), изучавших работу медсестер в палатных отделениях крупных европейских больниц, на основании своих исследований сделали вывод, что в ходе своей работы медсестры решают большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки, обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т.п.) и часто прерывая выполнение задачи.

Так, по данным Estrin - Behar , медсестры десяти хирургических и терапевтических отделений французских больниц, где проходили исследования, выполняли в среднем 320 коротких задания за утреннюю смену (8 часов) и 250 заданий - за ночную смену (12 часов). При этом их действия прерывались в ходе выполнения задания: в утреннюю смену - 78 раз, а в ночную - 28 раз. При этом суммарное время, когда медсестра была занята хождением по отделению, стояла в согнутом положении или с вытянутыми руками, сидела на корточках, составляло почти 70 % от общего рабочего времени. За одну смену дневная медсестра проходила около 7 км, а ночная - 5. В этих условиях на непосредственную работу с больным оставалось не более 15-20 % рабочего времени.

Исследователи обратили внимание на то, что в отделениях (палатах), где работа медсестер была хорошо продумана и организована, хождение занимало меньше времени, а число незапланированных отвлечений в ходе выполнения задания было существенно, иногда почти в 2 раза, меньше. Примерами хорошей организации работы назывались четкое разделение функций между медсестрами, планировка палат (рабочих помещений), с выделением функциональных секторов. К примеру, медсестры, занимающиеся приготовлением медикаментов для пациентов, имели специально выделенные индивидуальные места за загородкой. Если какая-то из них отвлекалась, то вернувшись к прерванной работе, она точно знала, что все лежит на прежних местах и не потревожено действиями других коллег.

Дефекты информационного обеспечения

Многие исследователи указывают на несовершенство информационного обеспечения труда рядовых медицинских работников. Во всем мире проблемой является утрата информации при передаче смен. Мало больниц может похвастаться четким регламентом передачи информации от медсестры, сдающей смену, медсестре, принимающей смену.

Большой проблемой является неразборчивый почерк в листе назначений, невнятность информации на многочисленных ярлыках и этикетках. Доказано, что хорошо читаемая этикетка должна иметь матовую поверхность (чтобы блики не нарушали зрительного восприятия), а буквы должны иметь высоту не менее 2,5 мм. Наблюдение показало, что этим требованиям удовлетворяют не более половины лекарственных этикеток. Большое значение имеет дизайн упаковок: совершенно недопустимо, чтобы одинаковый дизайн имели упаковки разных препаратов. Особо опасно, если нельзя различить по внешнему виду упаковки одного и того же препарата, но в разных дозировках.

Проблема последних лет - ошибки при работе с компьютером. Очень часто программы имеют неудобный плохо читаемый интерфейс, сложные системы поиска. В результате компьютер только осложняет работу медсестры, увеличивает риск технической ошибки. Безусловно, это не значит, что нужно отказаться от компьютеризации рабочих мест медсестер, однако делать это надо продуманно, придавая внимание так называемым «мелочам».

В большинстве больниц не отработаны системы передачи устной информации. В экстренных ситуациях врачи часто отдают устные распоряжения и лишь позже делают записи в истории болезни. Необходимо ввести практику, когда исполнитель повторяет вслух сделанное распоряжение, как это принято в армии, в гражданской авиации и т.п. «Полкубика строфантина в вену» - «Есть полкубика строфантина в вену».

Отдельного разговора требует совершенствование звуковых сигналов. В ходе модернизации многие больницы закупили современное оборудование, которое имеет звуковые сигналы. В европейских больницах была обнаружено, что персонал не всегда хорошо идентифицирует сигналы, а если этих сигналов слишком много, то отключает их. Так, в одном из хорошо оснащенных отделений реанимации, медсестры могли идентифицировать по слуху только треть сигналов, подаваемых приборами. В остальных случаях им приходилось обходить всю палату, чтобы найти источник звука. В другом крупном отделении из 1433 сигналов, зарегистрированных за 3 недели проведения исследования, только 8 предупреждали о фатальных нарушениях. Неудивительно, что случаи отключения тревожной сигнализации встречаются все чаще, а это, безусловно, создает риски для больных. Недавно закончилось разбирательство дела медсестры отделения кардиореанимации, якобы заснувшей и не услышавшей сигнала монитора о возникшей у больного фибрилляции желудочков. Больной скончался. Медсестра уверяла, что не спала и что сигнала не было. При проверке оказалось, что звуковой сигнал был отключен. Кто сделал это? Оказалось, что это сделала дневная медсестра. Врач распорядился сделать звук всех сигналов чуть тише, однако она, не зная английского, не разобралась с надписями на экране прибора, который не был русифицирован. Очевидно, что обвинять ее в данном случае не справедливо.

Психо-эмоциональное состояние

Хронический стресс и синдром эмоционального выгорания снижают работоспособность и качество выполнения рабочих заданий, повышает риск профессиональных ошибок. Одной из основных причин хронического стресса медсестер является высокое психо-эмоциональное напряжение, которое отмечают все исследователи этого явления. Что является причиной этого напряжения? К примеру, финские медсестры жаловались на то, что остро чувствуют нехватку знаний, а также отсутствие ясности в разграничении полномочий и ответственности с другими работниками - врачами и медсестрами. Ответственность в сочетании с отсутствием соответствующих полномочий и возможности изменить свою работу, спокойно спланировать предстоящие действия, подготовиться должным образом, - все это создает дополнительное напряжение и беспокоит финских медсестер. Почти половина медсестер говорила о сильных стрессах, переживаемых, если экстренная ситуация возникает в отсутствие врача (Poyhonen , 1990). Согласно масштабным исследованиям, проведенным в ряде европейских стран в 90-х годах, число медсестер, испытывающих постоянный стресс на работе, достигает 25 %. Многие переживают ситуации «с сильным эмоциональным выбросом», конфликты с больными и коллегами и т.п. Стресс усиливается в отсутствие поддержки. Медсестры ощущают, что их не ценят, что их знания и опыт никому не нужны, что они не могут оказать влияния на ситуацию, даже если она полностью соответствует их квалификации. В 1983 году, изучив статистику самоубийств европейских медсестер, Katz обнаружил, что уровень самоубийств медсестер выше, чем в среднем среди женщин в данном регионе. Особо страдающей от стрессов группой являются медсестры, несущие высокую рабочую нагрузку, сочетающуюся с низким уровнем самостоятельности и социальной поддержки. Результаты этих исследований демонстрируют, что расширение самостоятельности и поддержка могут сыграть большую роль в снижении уровня стресса в случаях, когда невозможно снизить давление высокой рабочей нагрузки.

И здесь особую роль играет позиция руководителя сестринского коллектива - старшей и главной медсестры. Были проведены исследования, доказавшие связь между уровнем стресса и стилем работы руководителя. Там, где старшие и главные медсестры считают необходимым вести индивидуальную работу с медсестрами, беседовать с ними, выслушивать и принимать их предложения, ценить их, хвалить даже за небольшие достижения, в этих коллективах уровень стресса среди медсестер ниже.

Большое значение имеют взаимоотношения медсестер с врачами. В коллективах, где эти царит командный стиль работы, отношения между группами персонала расцениваются как «хорошие», средний уровень стресса среди медсестер невысокий.

«Внутренние» причины ошибок, связанные с человеческой природой

«Смотрел, но не видел»

Однако помимо внешних причин ошибок эксперты все настойчивее говорят о внутренних причинах, связанных с природой человеческого познания. Ведь многие ошибки люди делают, совершая привычные действия, а самые чудовищные ошибки чаще наблюдаются у наиболее опытных и квалифицированных работников.

Одна из самых распространенных ошибок совершается по типичному сценарию - «работник смотрел, но не видел». Медсестра смотрела на упаковку с лидокаином, но не видела, что это не 2% раствор, а 10%, который нельзя использовать для разведения антибиотиков для внутривенного введения; водитель смотрел на дорогу, на которую выходит пешеход, но не видел этого пешехода и не сбавил скорость; матрос не увидел стоп-сигнала, рабочий не заметил надвигающегося лезвия пилы и т.п. За каждым из этих случаев - человеческая трагедия. Эксперты считают, что их нельзя связать с небрежностью или глупостью работника. Скорее их причиной являются ограничения внимания при выполнении высокотехнологичных работ.

В поисках причины таких ошибок следует вспомнить об одной особенности нашего восприятия - мы воспринимаем и осознаем далеко не все, что видим и слышим. Органы чувств получают и отправляют в мозг человека массу сигналов, однако для сознательной обработки отфильтровывается лишь только малая часть из них, остальные - отбрасываются. Со всем потоком информации наш мозг просто не справится. Этот фильтр называют вниманием. Оно позволяет нам не осознавать, как мы дышим, как одежда давит на кожу, мы не слышим фоновых звуков. Внимание позволяют мозгу бросить все свои силы на обработку только самой нужной информации.

Однако у внимания есть и оборотная сторона. Концентрируясь на одних сигналах, человек может не заметить важные изменения других, которые он счел на этот момент не самыми важными. Так, водитель, разговаривая по мобильному телефону, может полностью погрузиться в тему разговора, перестроив внимание на эту важную для него информацию и отключившись от сигналов дорожной ситуации.

Специалисты в области безопасность проводят специальные исследования, как сделать, чтобы человек, сконцентрированный на одних сигналах, не упустил появления неожиданных объектов. Раньше для привлечения внимания к таким объектам использовали яркие цвета, контрасты, движения, звуки. Опыт говорит о том, что они работают недостаточно эффективно. Сегодня упор делается на специальном обучении и тренингах персонала. Таким образом, если раньше считалось достаточным сделать на лекарственной упаковке надпись красным «Вводить медленно!», то теперь помимо надписи проводят специальное обучение медсестер, которые должны уметь схватывать содержание информации на упаковке, замечая необычные отклонения. Разработка таких тренингов - задача профессионалов по психологии внимания.

Автоматизм действий, как причина ошибок

Очень часто, делая что-то привычное и хорошо знакомое, мы отключаем внимание и продолжаем действовать на основе «мышечной памяти», т.е. автоматически. Собственно, опытный работник и отличается от неопытного тем, что многие его действия доведены до автоматизма. Автоматизм обеспечивает быстрое и четкое выполнение повторяющихся манипуляций. Однако такой автоматизм может сыграть и злую шутку. Дело в том, что делая что-то автоматически, мы отключаем свое внимание и в этот момент можем не заметить изменения ситуации, требующего изменения порядка действий. Так возникают фатальные ошибки, в основе которых лежит концентрация внимания с последующим автоматизмом действий, что характерно именно для опытных сотрудников.

Представим ситуацию: опытная медсестра, знающая, что флакон с физиологическим раствором для разведения антибиотиков всегда стоит на столике в правом углу, берет его и, практически не глядя, набирает жидкость в шприц. Однако в этот день в кабинет забежала практикантка и передвинула флаконы, в результате на привычном месте оказался хлористый калий или 10-процентный лидокаин. Последствия понятны. В случае если бы на месте опытной сестры оказалась молодая и неопытная, трагедии бы не произошло, так как она, сознательно искала бы флакон с физиологическим раствором, читая этикетки. Она не наработала автоматизма и поэтому не ошибется.

«Вижу то, что ожидаю увидеть»

Еще одна причина ошибок - «видеть не то, что есть, а то, что ожидаю увидеть». Представим медсестру, которая 10 лет подряд ежедневно берет с определенной полки один и тот же флакон и читает на нем одну и ту же надпись. И в один прекрасный день на полке появился такой же флакон, но с другой надписью. Она привычно берет его, смотрит на упаковку и не видит ничего необычного - в ее глазах стоит привычная картина привычной этикетки. Такую ошибку может допустить любой человек, даже самый добросовестный и внимательный.

Заключение

Можно ли уберечься от таких ошибок? Можно ли исключить автоматические действия из своей трудовой практики? Эксперты единодушны: это невозможно. Если в привычной ситуации работники перестанут действовать автоматически, вся работа встанет. Поэтому, если медсестра совершила ошибку и перепутала упаковки, нужно интересоваться не тем, почему медсестра была невнимательна, а тем, почему упаковка не привлекла ее внимание, и медсестра действовала привычно, не заметив изменения. Существует мнение: все должны работать по правилам. Разработай их, и не будет ошибок. Однако это глубокое заблуждение. Строгая работа по правилам - это особая форма забастовки, так как известно, при попытке все делать по правилам, работники просто ничего не смогут сделать. Такую забастовку называют итальянской. Он приносит больше вреда, чем простой отказ от работы.

Таким образом, современные системы безопасности должны работать при среднем уровне внимания работников, с учетом сложившихся автоматизмов и искажений восприятия. Т.е. почти каждая ошибка работника - это ошибка системы. Мы должны говорить об этом, чтобы защитить коллег, совершивших ошибку, от осуждения и уголовного преследования.

Данная проблема в области медицины все время оговаривается на страницах печатных изданий.

Особое значение здесь получил юридический аспект вопроса профессиональных ошибок медицинских работников.

Еще в 1837 году Н.И. Пирогов говорил о том, что всякий добросовестный врач должен обнародовать свои ошибки, чтобы дать пример другим, менее опытным врачам. «Записки врача » В.В. Вересаева говорят о тех же проблемах профессиональных ошибок в медицинской практике.

  1. Что ошибки медицинских работников неизбежны, особенно в период обучения.
  2. Что ошибки являются той самой дорогой ценой, которую приходится платить за прогресс в области медицины.

Современный взгляд медицинского работника на ошибки был заложен еще в 1941 году в работе И.В. Давыдовского под названием «Врачебные ошибки ».

  1. Возрастающей активностью развития медицины.
  2. Узкой специализацией медицинского работника, который более не в состоянии учесть все нюансы проблемы.

И.В. Давыдовский достаточно ясно выражался об ответственности за совершенные врачами профессиональные ошибки. Если ошибка была совершена по причине невежества, то работник должен быть отстранен от медицинской практики, в ином случае «незнание не есть преступление».

В дальнейшем судебно-медицинская экспертиза стала определять врачебную ошибку, как «добросовестное заблуждение, исключающее умысел, неосторожность, недобросовестность». Отсюда следует, что профессиональные врачебные ошибки не подлежат уголовной ответственности.

Один из обзоров судебно-медицинских экспертиз предоставляет следующую статистику:

  • 2,5% всех неблагоприятных исходов трактуется как «несчастный случай»
  • 30% (включая летальные исходы) можно расценивать как «врачебную ошибку»

Несчастные случаи – это ситуации, когда медицинские работники действовали безошибочно, но не могли предвидеть и предотвратить возникших осложнений.

Врачебные ошибки – случаи нетипичного хода заболевания, а также случаи ошибок по вине низкой квалификации врача.

Юридическая сторона вопроса вообще не знает терминов «несчастный случай» или «врачебная ошибка».

При рассмотрении медицинских происшествий в судебном порядке учитывается лишь «виновность» или «не виновность» медицинского работника вследствие неквалифицированных действий или бездействия.

«Положение о медицинской небрежности », принятое в 1992 году ВМА, утверждает, что проблема врачебной ошибки не существует, а есть лишь медицинская небрежность. Жалобы со стороны пациентов, почти всегда, вызваны:

  • подменой понятия «право на охрану здоровья», «правом на гарантию здоровья», чего в принципе не может быть;
  • чрезмерным освещением проблем медицины в СМИ, которые порождают потенциальное недоверие к здравоохранению у населения;
  • чрезмерной скоростью развития технологий, сопряженных с явными рисками медицинской практики.
  • медицинской небрежностью, неспособность обеспечить необходимые стандарты лечения, нехватка профессионального мастерства, небрежность, как причина нанесенного больному ущерба;
  • неудачные последствия оказания медицинской помощи, которые не связаны с неумелыми действиями врача.

ВМА считает, что компенсация пациенту за нанесенный ущерб должна гарантироваться в любом случае. Правда, во второй ситуации необходимо еще подобрать источник финансирования, который бы не наносил ущерба медицинским работникам.

Для разрешения претензий между пациентом и медицинским работником ВМА предлагает максимально увеличить народное информирование о возможных неблагоприятных последствиях лечения, не связанных с профессиональной небрежностью.

К примеру, пациент всегда должен быть проинформирован о рисках и шансах на неудачные последствия, которые могут возникнуть после медицинского вмешательства.

На основе полученной информации пациент принимает самостоятельное осознанное решение, за которое и несет всю дальнейшую ответственность.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы»

«Медицинский колледж № 5»

Филиал №2

Методическая разработка

Студенческой конференции

тема:

II курс

специальность «Сестринское дело»060501

Составители:

Преподаватели ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным :

Титкова З.А.

Ванина С.В.

Зайцева Е.А.

2015 г.

Рецензия

На методическую разработку внеаудиторного мероприятия студенческой конференции: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия студенческой конференции с целью активизации познавательного процесса у студентов и решения не стандартных ситуаций.

В разработке обозначены мотивации и цели мероприятия: закрепление теоретических знаний по дисциплине « Сестринское дело», интереса и любви к будущей профессии.

В сценарии студенческой конференции четко обозначены все темы разделов проведения студенческой конференции

Студенческая конференция

Тема: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Кто чувствует в себе силу сделать лучше,

тот не испытывает страха

перед признанием своей ошибки

Т.Бильрот.


Пояснительная записка

Данная методическая разработка студенческой конференции на тему: « Типичные ошибки в работе медсестры » составлена с целью развития умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ сравнения, делать необходимые выводы.

В разработке указаны основные методические составляющие:

    Пояснительная записка

    Этапы работ ы над конференцией

    Темы разделов конференции

    Цели

    Задачи

    Мотивация

    Приложение

    Список литературы

В информационной части есть не только сценарий, но и мультимедийная презентация.

Данная разработка составлена преподавателями при поддержке студентов.

Этапы работы над конференцией

    Подготовка педагога со студентами о конференции.

    Рационально организованная самостоятельная работа с ее последующей активизацией.

    Наглядные методы (использование конспектов и схем).

    Творческая работа студентов (оформление презентации).

    Методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

Темы разделов конференции

    Сестринские ошибки при идентификации пациентов

    Сестринские ошибки в лекарственной терапии

    Сестринские ошибки при выполнении медицинских процедур

Цели

    Активизировать познавательную, исследовательскую деятельность студентов;

    Способствовать освоению профессиональных и общих компетенций;

    Сформировать ответственное отношение к приобретению знаний для будущей профессии.

Задачи

    Своевременность и правильность диагностики

    Своевременное и правильное оказание медицинской помощи пострадавшему или пациенту

    Своевременное техническое выполнение операции и послеоперационное ведение пациента

Мотивация

Дорогие друзья!

Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медсестры. Следствием таких ошибок бывают страдания, и даже смерть пациента. Последнее время тема медицинских, в том числе и сестринских, ошибок стала серьезно волновать широкую общественность.

Продолжает расти число судебных исков против медицинских работников, ужесточаются наказания. Если еще пять лет назад обвинительный приговор в отношении медицинского работника в нашей стране был редкостью, то теперь он стал практически нормой, многие суды заканчиваются реальным тюремным заключением для обвиняемого врача или медсестры.

Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись. Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.

Сценарий студенческой конференции на тему:

« Типичные ошибки в работе медсестры»

Ошибки - неизбежные и печальные издержки лечебной работы,

ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное,

что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то,

что они по диалектике вещей учат и помогают тому,

чтобы их не было .

ВЕДУЩАЯ : Рассмотрим первую тему раздела нашей конференции - «Что такое идентификация пациентов»

Идентификация - это процедура, которая позволяет установить, что человек с именем, фамилией и паспортом является данным лицом.

Студент 1: Это первый и самый важный этап в обеспечении безопасности обслуживания пациентов. Ошибки, связанные с неправильной идентификацией пациента, случаются практически на всех этапах диагностики и лечения пациентов. Следует отметить, что идентификация пациентов затруднена, если пациенты находятся под действием лекарственных препаратов, или дезориентированы в окружающей среде – все эти факторы повышают риск возникновения ошибок. Вследствие этого пациенту может быть назначено неверное лечение, что чревато фатальным исходом.

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:
- перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;
- перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;
- перед проведением диагностических или лечебных процедур;

Перед проведением хирургических вмешательств

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

    места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);

    возраста;

    состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадеватен);

    объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

ВЕДУЩАЯ: Рассмотрим несколько ситуаций, в которых были нарушены правила идентификации пациентов.

Ситуация№1

Студент 2 В отделение кардиореанимации одновременно по скорой поступили двое пациентов в крайне тяжелом состоянии. Два сопроводительных талона были отданы дежурной медсестре. Но оформить истории болезни при сотрудниках «скорой» она сразу не смогла, так как участвовала в оказании помощи поступившим. Один из поступивших пациентов умер, другой пациент, после купирования болевого синдрома, благополучно уснул. На спящего в реанимационном зале пациента был ошибочно составлен посмертный эпикриз и оповещены родственники. Наутро, осматривая пациента, врач обратился к нему по имени отчеству. Тот удивился и поправил. Врач понял, что произошла ошибка при оформлении в истории болезни. Вскоре родным перезвонили и попытались извиниться за ошибку. С трудом удалось договориться, чтобы обойтись без заявления в соответствующие инстанции. Дежурной медсестре был объявлен выговор, и она была лишена премии.

Ситуация №2

Студент №3 Пациентки из двухместной палаты поменялись койками. Медсестра пришла забрать кровь на определение группы и резус-фактора пациентке, которой запланировали срочное переливание крови. Не помня ее в лицо, но зная расположение койки, без лишних слов медсестра проделала нужные манипуляции. При переливании, буквально через минуту пациентке стало плохо, ее зазнобило, появились сильные боли в пояснице, что указывало на несовместимость крови. Переливание остановили, однако самочувствие больной ухудшалось и спустя несколько часов она скончалась. При разборе случая была обнаружена ошибка при взятии пробы крови на исследование.

ВЕДУЩАЯ : Рассмотрим требования к идентификации пациентов в различных ситуациях на примере работы медсестры, которая выполняет забор крови у пациентов.

Студент 1 После приветствия необходимо попросить пациента, если он находится в сознании, четко выговорить свое имя по буквам и назвать дату своего рождения или адрес места жительства. Затем необходимо сравнить сведения, которые получены от пациента, с информацией, которая указана в заявке на проведение лабораторных исследований. Если информация в заявке не совпадает со сведениями, полученными от пациента, необходимо поставить об этом в известность ответственного сотрудника медицинского отделения.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация амбулаторного пациента

Студент 2 Амбулаторные пациенты обычно находятся в холле, где они ожидают вызова в процедурный кабинет. Вызывая пациента, медицинский работник должен назвать имя и фамилию пациента. Далее необходимо получить подтверждение, что вошедший пациент на самом деле тот человек, которого пригласили в кабинет, так как мог войти однофамилец или кто–то без очереди.

Для проведения идентификации можно попросить пациента предъявить свои документы с фотографией или предложить ему назвать свои фамилию, имя, отчество, дату рождения или адрес проживания. Информация должна совпадать с той, что помещена в направлении на анализ. Медработнику следует вербальной информации предпочитать ознакомление с паспортными данными.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация пациентов, находящихся в состоянии сна.

Студент 3 Спящего пациента необходимо разбудить, его личность должна быть установлена в соответствии с правилами, описанными выше. Сведения, полученные от пациента вербальным способом, необходимо сравнить с информацией, содержащейся в заявке на проведение лабораторного исследования и на идентификационном браслете (если таковой имеется).

Любое несовпадение сведений о больном должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация ребенка и подростка.

Студент 1 Желательно, чтобы идентификация детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов, однако это не всегда осуществимо. Медицинская сестра, опекун или родственник ребенка могут опознать его, назвав имя, дату рождения или адрес. В медицинскую карту необходимо записать данные человека, который подтвердил личность несовершеннолетнего пациента. При получении данных о личности ребенка не рекомендуется спрашивать о нем других братьев, сестер или соседей по палате.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация пациентов отделения реанимации:

Студент 2:


ВЕДУЩАЯ : Современные технологии идентификации пациентов.

Студент 3:

С развитием информационных технологий методы идентификации пациентов становятся все более совершенными. В некоторых медицинских учреждениях уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.

В качестве дополнительного средства для идентификации пациента может использоваться опознавательный браслет с фотографией. Чем больше информации о пациенте у медицинского работника, тем меньше вероятность ошибки.

ВЕДУЩАЯ : Перечислим важные правила идентификации пациентов:

Студент 1:

При идентификации больных рекомендуется использовать как минимум два индивидуальных признака: например, имя пациента и дату рождения. Номер палаты как индивидуальный идентификационный признак использовать не рекомендуется. Признаки идентификации следует утвердить на уровне ЛПУ, их применение не должно зависеть от предпочтений того или иного работника.

Студент 2:

При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод (пациент сам должен назвать себя). В этом случае необходимо терпеливо дождаться ответа пациента.

Студент 3:

Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинском оборудовании.

Студент 1:

Все емкости для исследований должны подписываться в присутствии пациента. Предварительная маркировка емкостей запрещена.

Студент 2:

Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована.

Студент 3:

Если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных, медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.

ВЕДУЩАЯ: а теперь перейдем к рассмотрению второй темы раздела - «Сестринские ошибки в лекарственной терапии»

Студент 4:

Так как ошибки лекарственной терапии являются наиболее частыми причинами неблагоприятных результатов лечения, специалистами в области качества медицинской помощи сформулированы

требования лекарственной безопасности:


ВЕДУЩАЯ: приведем яркие примеры ошибок медсестер в лекарственной терапии.

Студент 5:

В приемное отделение больницы поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и устно назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с коргликоном. Ослышавшись, медсестра начала введение эфедрина с коргликоном, но вдруг больная громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления тонометр показал двукратное превышение показателей нормы. К счастью, вскоре больной стало лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. В этом случае бесполезно выяснять, кто ошибся - врач или медсестра.

Данный случай демонстрирует риски, возникающие при передаче и восприятии устных указаний.

Студент 5:

Пожилая пациентка стала жаловаться на плохой сон по ночам и сонливость днем. Врач расценил эти симптомы как проявление нарушений сна у стариков. По прошествии некоторого времени одна из соседок пожилой пациентки по палате заметила, что она за один раз утром выпивает все пакетики с лекарствами, которые им выдает палатная медсестра на целый день. Таким образом, она выпивает утром и снотворное, которое было завернуто в отдельный пакетик с надписью «на ночь». Эта ошибка объяснила нарушения сна, и, когда она была устранена, сон пациентки восстановился.

Студент 4:

Женщина поступила в терапевтическое отделение с пневмонией. Она страдала также болями в бедре, связанными с недавно перенесенной травмой. Врач, собирая анамнез, выяснил, что пациентка не переносит анальгин, отметив эту информацию в истории болезни. Однако, на ее просьбу дать что-нибудь от болей в ноге, назначил ей анальгин. Медсестра сделала инъекцию анальгина согласно назначению врача, не спросив пациентку о том, переносит ли она этот препарат. У пациентки развилась бурная анафилактическая реакция. Противошокового набора на месте не оказалось. Пришедший по экстренному вызову реаниматолог констатировал смерть. Возбуждено уголовное дело против медсестры.

Студент 4 :

Мы привели вам яркие жизненные примеры и на их основании делаем следующие выводы:


ВЕДУЩАЯ: Переходим к третьей теме раздела - «Ошибки при выполнении медицинских процедур».

Мы хотим рассказать вам случай, когда один из наиболее простых предметов ухода, такой как грелка, дает тяжелые последствия при неправильном применении.

Грелка

Студент 4 :

В детском отделении одной из больниц, в связи с низкой температурой в помещении, педиатр назначил ребенку постановку грелки. Медицинская сестра взяла грелку, залила ее горячей водой из чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком в кроватку. В результате протекания грелки ребенок получил термические ожоги. За халатность на медсестру было возбуждено уголовное дело.

При использовании грелки необходимо соблюдать следующие требования:


Промывание желудка

Студент 3 :

При промывании желудка 76-летней пациентке медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако, приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка жаловалась на боль, но сестра значения этому не предала и хирургу не доложила. Вскоре больной стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии - разрыв задней стенки глотки. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело.

Правила введения зонда:

    При введении зонда необходимо осуществлять контроль свободного прохождения зонда в желудок.

    В случае если возникает сильное сопротивление или же пациент начинает кашлять, задыхаться, синеет лицо, значит, зонд попал в гортань, и следует немедленно его извлечь.

Клизма

Студент 7 :

В одной из больниц умер 3х летний ребенок. В заключение о смерти, которое было выдано родителям, говорилось, что ребенок погиб от диареи. Однако позже специальная комиссия установила, что причиной смерти стала «водная интоксикация» с развитием отека мозга в результате проведения очистительной клизмы, при выполнении которой медсестра ввела ребенку около 1 литра воды.

«Водная интоксикация» - это одно из осложнений, которого следует опасаться при очистительной клизме. Через 20-30 мин после процедуры, а иногда и во время нее у пациента появляются повторная рвота, частый пульс, одышка, бледнеют кожные покровы, западают глазные яблоки; возникают тяжелые нарушения со стороны ЦHC с судорогами. Нередко «водная интоксикация» заканчивается смертью пациента от отека мозга. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело.

Правила постановки клизм:

    количество вводимой воды должно соответствовать возрасту :

    грудным детям – 30-100 мл;

    маленьким детям – 200-400 мл;

    школьникам – 500-1000 мл;

    взрослым – до 1,5 литра.

    наконечник следует вводить осторожно и медленно, чтобы избежать повреждений



ВЕДУЩАЯ:

Подводя итоги нашей конференции, мы хотим, чтобы вы понимали ответственность своей будущей профессии и применяли правила, чтобы избежать ошибок:

Выходят все студенты участники

ВЕДУЩАЯ : НАША КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАКОНЧЕНА. БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!

В конференции принимали участие студенты II курса по специальности «Сестринское дело».

Список литературы

1 . С.А. Мухина, И.И. Тарновская « Практическое руководство по основам сестринского дела» Москва « ГЭОТАР - Медиа» 2009

2. С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету «основы сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ – 2-е изд, М,ГЭОТАР – Мед 2008

3. «Типичные ошибки в работе медсестры» в помощь практикующей медицинской сестре №3 2013

Определение «врачебной ошибки» близко по содержанию к термину «медицинская ошибка», но несколько отличается от него.

На практике врачебные ошибки нередко смешивают с небрежностью или халатностью , однако разные проявления небрежности и ее последствий заставляют в одних случаях признать небрежность проступком, а в других - преступлением. Если врач в своей профессиональной деятельности прямо или косвенно вступает в конфликт с законом, речь идет о преступлении . Под профессиональными преступлениями понимают действия медицинских работников, обусловленные халатностью, безответственностью, бездеятельностью либо неправильными поступками медработников, идущими в разрез с общепринятыми в медицине правилами.

Четко дифференцировать врачебные ошибки с врачебными преступлениями в отдельных случаях чрезвычайно сложно. В таких неясных и спорных случаях необходима высококвалифицированная судебно-медицинская экспертиза с участием авторитетных специалистов.

Под несчастными случаями в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход медицинского вмешательства, вызванный случайными обстоятельствами, которые врач не мог предвидеть. По сути, это ошибки, в которых врач не виноват. При несчастном случае вредные последствия нельзя заранее предвидеть даже при самом добросовестном и скрупулезном соблюдении медперсоналом всех требований, в то время как врачебная ошибка означает, что неблагоприятные последствия действий (бездействия) медперсонала могли быть предвидены при должной внимательности и предусмотрительности. Действия врачей, приведшие к вредным последствиям для пациента, могут квалифицироваться как врачебная ошибка только при неосторожной форме вины.

Классификация медицинских ошибок


1. Диагностические ошибки - это ошибки в распознавании заболеваний и их осложнений, просмотр либо ошибочный диагноз заболевания или осложнения.

1.1. Заболевания и осложнения : основное, конкурирующее и сочетанное заболевания; сопутствующие и фоновые заболевания; осложнения заболеваний и лечения.

1.2. Качество и формулировка диагнозов :

- неустановленный (отсутствие диагноза при наличии заболевания);

- ложный (наличие диагноза при отсутствии заболевания);

- неправильный (несовпавший при наличии другого заболевания);

- несвоевременный (поздний, запоздалый);

- неполный (не названы нужные компоненты диагноза);

1.3. Расхождение исходного и заключительного диагнозов на этапах наблюдения: внебольничных и клинических диагнозов; до- и послеоперационных, клинических и патологоанатомических диагнозов.

2. Лечебные ошибки

2.1. Общие : непоказанное, неправильное, недостаточное, избыточное, запоздалое лечение; неправильный и несвоевременный выбор и дозировка медикаментов, физиотерапевтических процедур и лучевой терапии; назначение несовместимых сочетаний и ошибочное применение препаратов, неправильное диетическое питание.

2.2. Тактические несоответствие действий врача установленному диагнозу и невыполнение тактических принципов и установок, закрепленных в приказах и методических пособиях министерства здравоохранения, местных органов здравоохранения, ССМП (запоздалая и неполноценная первая помощь и реанимация, неправильная транспортировка, необоснованные и несвоевременные показания к операции; недостаточная предоперационная подготовка, неправильного выбора обезболивания и оперативного доступа).

2.3. Технические : недостатки асептики и антисептики, случайное оставление инородных тел в ране, неудачное размещение, сдавление и плохая фиксация тампонов и дренажей и т.п.

3. Организационные ошибки - недостатки в организации тех или иных видов медицинской помощи, необходимых условий функционирования той или иной службы.

3.1. Административные ошибки , от нерационального планирования больницы, до недостаточного контроля качества и эффективности лечебной работы.

3.2. Документационные : от неправильного оформления протоколов операции, справок, выписок из историй болезни, больничных листков; недочеты и пробелы в оформлении амбулаторных карт, историй болезни, операционного журнала; неполноценные регистрационные журналы и прочее.

3.3. Деонтологические - это ошибки в поведении врача, его общении с больными и их родственниками, средним и младшим медперсоналом.

Причины врачебных ошибок

Причины врачебных ошибок могут быть объективными и субъективными . Из важнейших объективных причин следует отметить:

o недостаточный уровень развития науки;

o низкая степень технической оснащенности лечебных учреждений;

o большой объем практической нагрузки врача;

o тяжесть состояния больного, срочность оказания врачебной помощи;

o кратковременность его пребывания в больнице;

o атипичное течение заболевания, редкость заболевания;

o ошибки лабораторно-инструментальных исследований.

По мнению многих исследователей, на долю субъективного фактора приходится 60-70% причин диагностических ошибок. Среди субъективных причин врачебных ошибок встречаются:

o отсутствие у врача достаточного опыта,

o недостаточно конструктивное мышление,

o установки на безошибочность своего диагноза,

o предвзятость мнения, самолюбие и тщеславие,

o нерешительность характера,

o стремление ставить «интересные диагнозы»,

o пессимизм или излишний оптимизм,

o отрицательное влияние неизбежно нарастающей специализации медицины, ограничивающей иногда медицинский кругозор