Почему молодежь не хочет ни учиться, ни работать. Почему молодежь идет учиться не туда и не тому, что ей интересно Почему нынешняя молодежь не хочет учиться

Уже забыли, что нам 12 лет назад обещали к 2020: пенсия 35 тыс, МРОТ 40 тыс, 25 млн рабочих мест Как же легко придумать небылиц на 12 лет вперед. Мол, заводы и теплоходы - всё будет, ты, мужик, главное галочку за кого следует поставь. Нехорошо получилось - 12 лет прошло, срок исполнения обещаний подходит к концу, а перспективы успеть выполнить наобещанное стремятся к нулю. Актер Павел Деревянко в роли чиновника (сериал "Домашний арест") Актер Павел Деревянко в роли чиновника (сериал "Домашний арест") План развития до 2020 года Пару лет назад прочитал потрясающий документ от 2008 года №1662-р (за подписью В.В. Путина), который обещает нам, что уже через несколько дней (!) вся страна заживет в невиданном счастье. О чем же в нем говорится? Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества. А если без всех этих общих слов. Есть конкретный цифры? Да, есть и они просто шикарные. Времени на раскачку нет Все нижеизложенное планировали выполнить за 12 лет (приличное количество времени), но что-то пошло не так и план провалился. Хотя, до 2020 года есть ещё почти месяц, вдруг успеют. Всего-то надо: Установление МРОТ на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза) Смотрим прожиточный минимум для трудоспособного населения от 10.09.2019 (Москва) - 20196 руб. Тогда МРОТ должен быть от 40392 до 44431 руб. Когда уже работающие люди действительно начнут получать не меньше 40 тыс? Средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 м2 на человека. На данный момент он около 25 м2 (например в Чехии эта цифра - 40 м2 на человека). Спасибо партии, что не предлагают купить 11 м2 за 2 млн. Я все пропустил? Уже предлагают? Доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП составят около 13 - 14 %, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран. На 2019 году расходы на образование в России заложено - 4,1%, на здравоохранение - 3,3% от ВВП. Итого: 7,4%. Не сопоставимо с показателями передовых стран. Средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам. Прожиточный минимум пенсионера в Москве на 2019 год составляет 12578 руб. Получаем, что пенсия должна быть около 31445-37734 руб. Граждане пенсионеры, ждать осталось меньше месяца. Пока можете выбрать турпутевки. Снижение уровня абсолютной бедности с 13,4 % в 2007 году до 6 - 7 % в 2020 году, увеличение среднего класса к 2020 году до более 50% населения. Уровень бедности в России в первом квартале 2019 года составил 14,3%, а всем характеристикам среднего класса соответствуют только 7% населения страны. Итого 25 миллионов рабочих мест, инфляция в 3% в год, ВВП по ППС $30000, глобальная конкуренция, эффективные институты, инновации, модернизации и тд. Столько правильных слов было сказано. Искренне хочется увидеть воплощенным в жизнь хоть чего-то из этого списка обещанного, но почему-то вспоминается Михаил Михайлович Жванецкий и его: "мы им обещаем-обещаем, а им все мало".

Хиккикомори и NEET — молодые люди, которые осознанно перестали искать работу, учиться в университетах и налаживать связи со знакомыми — похожи между собой, однако и различий у них хватает. Первые живут в азиатских странах, изначально приветствующих интроверсию, вторые — в Европе, известной ориентацией на активное общение. С российскими членами сообщества ситуация обстоит еще сложнее: в стране до сих пор нет четкого понимания, кто такие NEET и в чем их цель.

По данным Центра стратегических разработок, в России проживает около 8-10% молодых людей, которых можно причислить к добровольным затворникам или самозанятым. Казалось бы, это не так много, однако сам факт их наличия говорит о серьезных проблемах в социальных лифтах страны. Дело даже не в том, что эти люди осознанно перестали вливаться в общество — а в причинах того, почему они выбрали такой путь. Расскажем тебе, кто такие NEET, как они приходят к своему и почему им тяжело живется в России.

Молодые и безработные

Аббревиатура NEET расшифровывается как Not in Education, Employment, or Training и означает принципы, под которыми понимают представителей этого движения: молодых людей, не искавших работу, место учебы или стажировку. В Японии есть схожий термин — хиккикомори — представители янг-эдалта, живущие в условиях добровольной самоизоляции.

О явлении заговорили в конце 20 века и, надо сказать, что, хотя у азиатских и европейских затворников изначально одни корни развития, дальше они проходили через расхожие этапы. Исследователи Тим Ли и Пол Вонг считают, что хикки представляют собой более радикальную формацию — порой их стремление не выходить из дома сопряжено с психическими заболеваниями, такими как ОКР и депрессивное расстройство. NEET же, по их мнению, более расширенная категория, куда входят не только домоседы.

В свою очередь, норвежский исследователь Бьорн Хольте предложил иную градацию NEET, основанную уже на особенностях европейского менталитета. По его мнению, это могут быть:

  • условно безработные, но по факту занимающиеся трудовой деятельностью;
  • молодые родители либо представители, имеющие проблемы со здоровьем: то есть те, кто ограничен в своих возможностях по социальному взаимодействию;
  • желающие быть свободными от обязательств: люди, намеренно не поступающие в университет или не находящиеся в поисках работы. Обычно их образ жизни маргинален и сопряжен с опасностью для них;
  • формально исключенные из общества, но желающие снова в него интегрироваться: например, люди, реабилитирующиеся после тюремного заключения;
  • те, кто добровольно выбрал стратегию поведения NEET для реализации творческих навыков или грамотного, по их мнению, распределения времени и сил: художники, музыканты, дауншифтеры и т.д.

Восток против запада

Различия в классификации вызваны, прежде всего, ответной реакцией молодежи в Азии и Европе на давление извне. Японские и китайские затворники предпочитают избегать открытых конфронтаций с окружающими, поэтому стараются не взаимодействовать с обществом и обрекают себя на изоляцию — хотя Ли с Вонгом выделяют «мягких» хикки, позволяющих себе вылазки наружу. Западные NEET, в свою очередь, не всегда желают ограждаться от социума — скорее, они хотят достичь с ним взаимопонимания, но на своих условиях. Кроме того, в Азии чаще сталкиваются с так называемыми внутренними факторами риска: стремлением ограничить социальные контакты и лишний раз не показывать свою «несостоятельность», вызванные проблемами с интеграцией в общество. Такие подростки еще на этапе обучения в школе обнаруживали проблемы в налаживании контакта и в стремлении избегать их решались на изоляцию. Европейцы обычно сталкиваются с более глобальными факторами, например, несовершенствами в системе, мешающими им влиться в работу.

Следует отметить, что хикки и NEET — это выходцы из семей со средним и высоким достатком: Ли и Вонг считают, что лишь в таком случае молодой человек может оставаться дома без ущерба родителей.

В России, по данным доклада «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», проживает около 10 миллионов молодых людей, которых формально можно отнести к NEET и, в отличие от других представителей, они сочетают в себе признаки и азиатского затворничества, и европейского нежелания заниматься неинтересной им социальной активностью. В силу ментальных особенностей развивались отечественные NEET иначе.

Далеко не осознанный выбор

В РФ не так много NEET, по сравнению с мировым сообществом: по данным, опубликованным в журнале Time в 2011 году, число самозанятых молодых людей в США составляет примерно 15% от общего населения страны — это около 50 миллионов человек. С одной стороны, подобному положению можно порадоваться — ведь отделение человека от социума порождает для него массу проблем в дальнейшем — однако при внимательном рассмотрении феномена можно прийти к неутешительным выводам.

Статистики по NEET в России как таковой нет: данные собираются и систематизируются на основе совершенно иных исследований, например, учета числа самозанятых людей. В расчет не берется молодежь, оставшаяся без возможности повторно влиться в коллектив в результате лишения свободы, проблем со здоровьем.

Кроме того, Россия характеризуется специфическим отношением к академическому образованию. Дело в том, что западный человек остается без учебы или вынужденной необходимости ходить на работу, скорее, благодаря обстоятельствам, в то время как российский NEET становится таковым вопреки. До недавнего времени число молодежи без работы и квалификации снижалось, однако потом их количество стремительно увеличилось: по мнению специалистов, это связано с обесцениванием высшего образования. К 2015 году стало больше выпускников — почти 30%, что заметно превысило показатели прошлых лет. Фактически каждый третий специалист на рынке прошел программу обучения, однако немногие пользуются приобретенными знаниями для работы по специальности. Это и создает обстановку, в которой решающим фактором при приеме на работу становится не наличие компетенций, полученных в ходе обучения, а реальный опыт. Это в дальнейшем и влияет на число студентов.

Наконец, самоизоляция молодежи в России — это, скорее, вынужденный выбор, также вызванный особенностями местных социальных лифтов. Как мы заметили ранее, NEET из более развитых стран — это дети представителей среднего или высшего класса: российские же члены сообщества, как правило, происходят из бедных семей. Наследники людей, которые могут позволить потомству достойный уровень жизни, с подачи своих родителей устраиваются в престижные учебные заведения, после чего работают на какой-никакой должности в семейном деле. Они вливаются в общество и затем успешно в нем функционируют: с самого начала им прививаются ценности, связанные с потребностью в успехе. Те, в свою очередь, неоднократно подтверждаются действиями родственников. Выходец из низшего слоя не видит перед собой достойного примера: отчаявшиеся родители влияют на него лишь при помощи оперирования моралью и верой, что срабатывает далеко не всегда: обозначаемые тезисы опровергаются еще на этапе их внедрения. В итоге, ребенок рискует впитать в себя неудачную родительскую модель поведения и прийти к самоизоляции — из-за осознания туманности собственных перспектив и невозможности успешно влиться в общество.

Есть мнение, что дефицит кадров – прямая угроза экономической безопасности нашего региона. Рабочим специальностям сегодняшние школьники предпочитают профессии юристов, банкиров и менеджеров. Тем временем промышленные предприятия испытывают нехватку сотрудников, а техникумы вынуждены упрощать процедуру поступления, для того чтобы набирать полные группы.

Почему молодые люди не хотят стоять у станка, и на что готовы пойти заводы, чтобы изменить отношение к рабочим профессиям, выяснял Антон Золотых.

На этой неделе представители образовательных ведомств попытались понять, почему школьники не идут в рабочие профессии. Специальность токаря или наладчика станка – не престижна. Такое мнение бытует в обществе и культивируется в среднестатистической семье. “Все-таки продолжает существовать некий навес высшего образования. Эту потребность формируют в том числе и родители, которые видят своих детей именно выпускниками высшей школы”, – считает Елена Зайко, начальник Управления профобразования Министерства образования и науки Челябинской области.

Причина в том, что у детей отсутствует всяческая мотивация. Они считают эти профессии низкооплачиваемыми, бесперспективными, неинтересными и самое главное – грязными.

Этому цеху уступили бы в чистоте многие городские офисы. Оператор второго разряда Илья работает на новом японском станке. “В принципе меня техника всегда привлекала, поэтому работа на станках очень интересна, особенно на программных: много что могут делать, просто интересно даже наблюдать за тем, как они работают”, – делится Илья, оператор программного станка.

Илье двадцать восемь лет. Таких молодых рабочих на заводе катастрофически не хватает. “Мы планируем модернизировать все цеха, приобретая при этом современнейшее оборудование. Это оборудование японских и немецких фирм, тайваньское. То есть оборудование интересное. Вместе с тем мы постоянно ощущаем нехватку специалистов, готовых на сегодняшний момент работать на этом оборудовании”, – отмечает Игорь Афанасьев, заместитель директора крупного предприятия.

Промышленная отрасль оказывается в той ситуации, когда за молодые кадры приходится бороться, а квалифицированные специалисты выбирают, где выше оклад и лучше условия работы, что входит в социальный пакет, и смогут ли предприятия помочь с жильем. Именно жилье потомственный токарь пятого разряда Виктор Фукс называет основной проблемой. “Надо стимулировать, наверное, как-то. Как-то с жилищную проблему решать. Это самое основное – жилищная проблема. Может, какие-то внутризаводские ипотеки, жилье свое строить. Может, тогда молодежь заинтересуется”, – высказывает мнение Виктор Фукс, токарь пятого разряда.

Вернуться к советской практике постройки рабочих жилых кварталов заводы еще не успели. Но жилье снимают и частично оплачивают ипотеку. “Тем ребятам иногородним, которые нам нужны, мы оплачиваем съемное жилье в течение года. Те ребята, которые показали себя, если мы видим, что они развиваются, что они востребованы на нашем предприятии, мы готовы дать им 10% первоначальнго взноса. На сегодняшний день эта сумма утверждена: не побоюсь сказать, 300 тысяч”, – сообщает Наталья Чуглаева, представитель крупного предприятия.

Предприятия всячески пытаются показать свою заинтересованность и в отношении самих студентов ПТУ и техникумов. Это стало нормой, что на конкурсы токарей среди учащихся приходят специалисты с завода, которые уже тогда начинают присматриваться к молодым кадрам. Тимур Усманов такой конкурс выиграл. Ему всего семнадцать лет, а его уже считают лучшим токарем ПТУ. Он надеется получить четвертый разряд и пойти на завод, потому что работать на станке ему интересно. “Вставляем деталь в патрон – она крутится. Резцом можно все сделать: можно конус, можно шарик, фасонную детальку – много интересного”, – рассказывает Тимур Усманов, учащийся второго курса ПТУ.

Если Тимур действительно станет квалифицированным токарем, он попадет под волну межотраслевой конкуренции. Не предприятия будут выбирать его, а наоборот. Ведь мало кто высидит три года за партой ПТУ, чтобы встать потом за станок заводского цеха. Недосиживают многие. Девушки уходят в декрет, а парни – в армию. Но уже на армию многие предприятия готовы закрыть глаза и подождать, а практику на заводе – оплатить. “Ребята-токари работали и летом, и 900 рублей за смену. Я считаю, это неплохой приработок для наших ребят. В основном идет практика оплачиваемая”, – говорит Светлана Хузина, директор профессионального училища.

С каждым годом ПТУ опускают планку требований при поступлении, но ни это, ни оплачиваемая практика, ни даже частичная оплата жилья заводским сотрудникам не являются для среднестатистического школьника весомым аргументом в выборе профессии. И дело далеко не в непрестижности рабочих специальностей, а в бытовых вещах: старые классы ПТУ, невозможность обучения на новом оборудовании, а кого-то просто не устраивает контингент учащихся. Заводы помогают решать жилищные проблемы рабочих, методично модернизируют цеха и закупают новое оборудование, пытаясь сделать производство чистым и безопасным, а работу – привлекательной для молодежи. Но дорога на завод лежит через училище, и основополагающим фактором в принятии решения о будущей профессии является не столько непрестижность работы на заводе, сколько непрестижность обучения в ПТУ.

Престиж высшего образования современные молодые люди ставят под сомнение.

Согласно исследованию ВЦИОМ, важность высшего образования для успешной карьеры отметили 63% опрошенных, причем среди людей старшего поколения эта доля выше (73%), чем среди 18-24-летних (52%). Молодежь придерживается той позиции, что в наше время и без диплома можно подняться по карьерной лестнице. Что же так повлияло на отношение к высшему образованию?

Для поколения 30-летних еще памятно время, когда они охотились за «корочками». Было не принципиально, какой вуз ты окончишь, важно было наличие диплома. Платно высшее образование можно было получить в любом случае, в некоторых вновь открывшихся вузах это даже было не особо дорого. Чем все закончилось, то поколение тоже помнит – значительная часть вузов потеряли лицензии, а потенциальные выпускники остались без дипломов.

Второй мощный удар по престижу высшего образования нанес интернет. Пришли новые герои – революционеры IT-технологий и … недоучки. Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг – все они бросили университеты. И российский «аналог» — Павел Дуров — вписался в общую картину. Далее в наступление перешли герои блогосферы, чья популярность и, как следствие, заработки создавали иллюзию легкости этого пути.

Но молодым нужно помнить, что это путь немногих сверходаренных одиночек. На этот случай есть история одного взрослого героя блогосферы, поделившегося своей историей:

«Мой сын так достал меня фразами: «Зачем учиться, ведь Билл Гейтс не получил высшего образования, зато миллиардер» или «Стив Джобс тоже не учился в универе!», что я не выдержал и принес сыну в комнату разобранный системный блок от компьютера, отрубил в квартире Wi-Fi и сказал: «Если соберешь хотя бы системник без гугла так, чтобы он работал, то можешь спокойно забирать документы из универа!». Через два часа он подошел ко мне с просьбой: «Пап, включи Wi-Fi, мне курсач надо готовить» .

Высшее образование: путь к успеху или трата времени?

Алина

— Качество образования, особенно заочного, оставляет желать лучшего. А для работодателя высшее образование — это формальность, которая не дает преимущества.

Кирилл

— Отношение работодателя к высшему образованию: нужно «для галочки». Платное обучение — вытягивание денег, начиная от «добровольно-принудительных взносов» до угощения комиссии перед экзаменом.

Анастасия

— Для кого-то это путь в профессию, саморазвитие, расширение кругозора. Плюсы учебы в вузе: новые знакомства, новые возможности и навыки.

Михаил

— Если претендуешь на высокую должность, без высшего образования не обойтись. На заводе сможешь работать только рядовым сотрудником.

Павел

— У меня нет высшего образования, я с 20 лет работаю на заводе, и все хорошо. Есть пример перед глазами: человек получил высшее образование и не может найти работу.

Николай

— Высшее образование как поход в армию – определенный этап в жизни. Но нужен диплом. Зачем? Задавал себе этот вопрос, но так на него сам себе не смог ответить.