Улучшение памяти и внимания по методу спецслужб. Денис букин развитие памяти по методикам спецслужб. Как заострить свой ум и развить воображение

В Киеве живет Евгений Степанович Березняк — легендарный разведчик, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Украины, один из спасителей города Кракова, выступивший прообразом советского резидента в культовом телесериале «Майор Вихрь». Перечень его наград и званий — на wikipedia .

В это трудно поверить, но Евгению Степановичу сейчас 99 (!) лет. Стариком не выглядит: у него напрочь отсутствует верный спутник старости — склероз, его памяти может позавидовать любой тридцатилетний.

В 2004 году в интервью «Экспресс-газете» он рассказал о некоторых эпизодах своей биографии: как стал разведчиком, как попал в лапы гестаповцев. Чего только стоит описание гестаповской тюрьмы, побег из которой лег в основу киноленты:

«Гестаповские тюрьмы — это хорошо организованная фабрика пыток для выколачивания признаний. Там не только били, заламывали руки и ноги до хруста в костях, но и подвешивали в спецблоке с помощью различных хитроумных устройств, избивали резиновой палкой, сплошь унизанной остроконечными металлическими гайками, наждачными кольцами сдирали с узников кожу с мясом. Была там и спецкамера-одиночка для особо стойких, где держали несколько дрессированных злющих псов: чуть человек пошевелит рукой или ногой — собаки кидаются на него и рвут на куски».

Восхищает буквально вся история жизни героя. Но тема нашего блога — развитие и тренировка памяти . Поэтому и внимание, прежде всего, хочу обратить на следующие поведанные им особенности подготовки разведчиков:

«Работая в подполье, я своими глазами видел, как немцы расстреливали десятилетних детишек в селе Юрьевка за то, что они носили партизанам хлеб, был свидетелем того, как фрицы расстреляли сто ни в чем не повинных людей на заводе за то, что один рабочий дал пощечину немецкому офицеру. В разведшколе проучился шесть месяцев и был назначен на Первый Украинский фронт. Я отдавал себе отчет, что в десантно-оперативной разведке выживает один из четырех.

Записывать ничего нельзя — все нужно держать в голове! Встретился с нужным человеком — мгновенно «запиши на подкорку» его цвет волос, глаз, покрой костюма, узел на галстуке. Еще нужно уметь «читать» город по карте, запоминать с ходу сотни названий незнакомых улиц, адреса, пароли. А меня природа, увы, не наградила отличной памятью. Тогда мой преподаватель, Василий Степанович, объяснил мне, что память разведчика — отнюдь не дар божий, ее нужно развивать, тренировать, как спортсмены тренируют тело. И получилось — развил! Если бы не это, то операция на краковском рынке Тандетта, шикарно воспроизведенная в фильме «Майор Вихрь», провалилась бы в пух и прах".

Какие выводы из всего вышесказанного мы можем сделать?

  1. То, что легендарный разведчик в свои 98 находится в здравом уме и твердой памяти, несмотря на все, что ему довелось пережить — лишний раз подтверждает тот факт, что мозгу тренировки нужны так же, как и телу. Тренировка памяти положительно сказывается на многих как психических, так и физических процессах, ведь мы знаем, что в организме все взаимосвязано.
  2. Традиционно считается, что разведчики должны обладать исключительной памятью. Образ разведчика с феноменальной памятью воспет в книгах, фильмах и народной молвой. И это совершенно справедливо, ведь отличная память действительно крайне важна для разведчика. Как правило, во время разведывательных операций записывать что-либо нельзя и полагаться приходится только на память. При этом информация, которую необходимо запомнить, предъявляется лишь один раз и на мгновение. А запомнить требуется с абсолютной точностью и надолго, ведь сообщить о добытых сведениях в большинстве случаев получается далеко не сразу.
  3. Важно то, что разведчик может развить и натренировать свою память. Если бы при подготовке разведчиков ориентировались только на тех, у кого врожденная хорошая память, то о самой подготовке разведчиков, как институте, о разведывательной службе в целом не могло бы быть и речи. Отличная память от рождения если и встречается, то очень редко. При этом какой бы хорошей ни была память, без специальной тренировки все равно невозможно запомнить с первого раза сотни подробностей, названий, адресов, шифров, паролей и других точных сведений.

Благо, современные технологии позволяют любому желающему развить память, как у разведчика. Более того, в отличие от разведшкол, где «натаскивают» на запоминание исключительно специфических сведений, особенно важна и полезна практическая направленность сегодняшней мнемотехники.

Восхищаетесь феноменальной памятью разведчиков? Удивляетесь, как они умеют подмечать все мелочи и держать в голове мельком увиденные карты и планы противника, тысячи имен и цифр, легенды, явки и пароли? Теперь вы тоже так сможете: перед вами уникальная книга, в которой раскрыты секреты тренировки памяти, применяемые в разведшколах. Кроме теории и упражнений для самостоятельной тренировки, в книге описаны приемы общения из арсенала спецслужб: вы узнаете, как налаживать контакт и входить в доверие к незнакомым людям, убеждать и оценивать достоверность полученных данных. Также вы освоите методы самоорганизации, научитесь быстро восстанавливать силы и поддерживать высокую работоспособность.

Книга предназначена для всех, кто испытывает сложности с запоминанием, чувствует необходимость развития умственных способностей и хочет стать эффективнее в общении, работе и повседневной жизни, научившись использовать максимум возможностей своего мозга.

Характеристики книги

Дата написания: 2014
Название: Развитие памяти по методикам спецслужб

Объем: 280 стр., 191 иллюстрация
ISBN: 978-5-9614-3501-6
Правообладатель: Альпина Диджитал

Предисловие к книге «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Возможности человеческого мозга потрясают воображение. Память хранит огромный объем информации, далекие события представляются настолько живо и ярко, как будто все произошло только вчера. Мозг справляется с задачами, решение которых недоступно самым современным компьютерам. Мозг пластичен: если какая-то его функция активно работает, она усиливается. Верно и обратное: то, что не используется, отмирает. Рутинная работа, узкая профессиональная специализация, технические «костыли» в виде органайзера, навигатора, записной книжки в телефоне - все это освобождает память от работы, и со временем она ослабевает. Ухудшается способность концентрировать внимание, притупляется острота восприятия.

К счастью, это обратимо. Память можно тренировать. Чтобы тренировки были эффективными, они должны быть:

Регулярными;

Долгосрочными;

На грани возможностей.

Есть профессии, для которых отличная память, ясность и быстрота мышления жизненно необходимы. Одна из них - разведчик. Записывать что-либо запрещают законы конспирации, долго и вдумчиво штудировать документы некогда, перерисовать схему или карту невозможно. Приходится полагаться только на память. И помнить надо невероятно много, а воспроизводить точно.

Военные психологи накопили огромный опыт подготовки сотрудников, способных быстро и надежно запоминать информацию. Было бы глупо не воспользоваться их разработками. Мы и пользуемся!

Программа тренировки памяти в этой книге основана на методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков и контрразведчиков.

О книге

Каждая глава соответствует этапам карьеры агента разведслужбы. Вы пройдете все ступени школы разведчика - от агента-установщика до двойного агента, от самой простой работы в разведке до самой опасной и сложной.

Вас будет сопровождать история одной контрразведывательной операции, изложенная в документах и дневниковых записях ее главного героя. По фактам этой операции будут задаваться вопросы, поэтому постарайтесь запомнить максимум из того, что прочтете.

Несмотря на то, что все персонажи в этой книге выдуманные, а любое сходство и совпадение с реальными людьми случайно, описанные в ней события основаны на действительно произошедшей истории. Также здесь необходимо сказать о том, что все содержащиеся в книге данные взяты из открытых источников.

Каждый этап-уровень содержит инструкции к методикам запоминания и упражнения для их отработки. Упражнения первых уровней могут показаться легкими, но дальше они будут усложняться. Постарайтесь освоить предлагаемые приемы и методы на первых простых заданиях. Даже если вы можете выполнить их без использования специальных методик, в дальнейшем, когда задачи усложнятся, обойтись без них будет крайне трудно.

В книге есть два вида упражнений. Первые обозначены словом «упражнение». Вы можете выполнять их во время отдыха, ожидания, в транспорте…

Вторые, интерактивные, размещены на отдельном сайте. Желательно выполнять эти упражнения по ходу чтения книги.

Повторите каждое упражнение несколько раз, чтобы закрепить успех. Если при его выполнении получается не все, вернитесь к методике, для отработки которой оно предназначено. Перечитайте ее заново и несколько раз выполните упражнение в менее сложном варианте.

Не падайте духом, если у вас не получится выполнить задания с первого раза. Помните, что «тренировки должны проходить на грани возможностей». Учеба в разведшколе похожа на путь мастера боевых искусств: чтобы освоить разведывательное дело, надо пройти через трудности и научиться преодолевать неудачи. Пытайтесь снова и снова, прогресс станет заметен и вам, и окружающим.

Кроме методик, инструкций и заданий в книге описываются особенности человеческого внимания, воображения и памяти, а также приемы работы с ними. Разведчики пользуются этими приемами каждый день. Оставим романтические истории беллетристам - разведывательное дело описано в книге таким, какое оно есть, без прикрас и лоска.

Настоящая, не «киношная» разведка - это не беготня с пистолетом, а работа с информацией. По крупицам данных восстановить целую картину - вот в чем состоит задача разведки.

Возможности памяти

Люди используют возможности своей памяти далеко не в полной мере. Более того, мало кто представляет, насколько велики эти возможности.

Несколько примеров. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его собственным словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена - все, что остановило ваше внимание». Моцарт мог в точности записать сложную партитуру, прослушав произведение всего лишь раз. Услышав однажды сочинение Грегорио Аллегри «Miserere», сохранявшееся до этого Ватиканом в тайне, он сделал его ноты достоянием публики. Моцарту в это время было 14 лет. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Разучивая его произведения, он практиковался в ораторском искусстве. Венгерский шахматист Янош Флеш сыграл в 1960 году 52 партии одновременно, не глядя на доску. По окончании игры, которая длилась более 13 часов, Флеш помнил все ходы на всех 52 досках.

Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80 % - очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100 %.

1. Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2. Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации - мнемотехник - основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

Развитие памяти по методикам спецслужб — Денис Букин (скачать)

(ознакомительный фрагмент книги)

Post Views: 201

Развитие памяти - необходимое дело для каждого. Занимаясь этим в юном возрасте, можно добиться больших успехов.

Студенты и школьники нуждаются в хорошей памяти для достижения успехов в учёбе. В дальнейшем, память необходима на каждом жизненном этапе.

Почему одни люди в панике ищут ручку и листочек, чтобы записать номер, а другие просто запоминают его и потом спокойно вбивают в телефонную книгу?

Почему одни люди могут воспроизвести на фотороботе лицо преступника с точностью до родинки на щеке, а другие не узнают при встрече старых знакомых?

Почему для вас необходимо записывать покупки на листочек, а у других всё свободно умещается в памяти?
Всё дело в том, насколько развиты мыслительные процессы людей.

В старости хорошая память помогает дольше оставаться в своём уме. Слабоумие и другие болезни подобной природы не грозят тем, кто умеет пользоваться своим разумом.

Мнемотехника - ряд развивающих занятий, направленных на улучшение процесса запоминания. Человеческие умственные ресурсы используются не полностью.

Утверждение, что при мышлении используется только 10% мозга, нашло опровержение сегодня. Опыты показали, что задействованы все части мозга, каждая отвечает за определённые функции.

Но ум можно и нужно развивать. Для этого существует много способов и техник.

Мнемотехника является первым средством, заставляющим память работать во много раз лучше. Это способствует развитию умственной деятельности.

Основой для большинства методик служит ассоциация. Человек должен ассоциировать нужную информацию с чем-то привычным и знакомым.

Основы работы упражнения «Дворец памяти»:

Пример необходимой информации для сохранения Ассоциирование Процесс воспроизведения
Числа Привязываем число к определённому предмету в одной из комнат дворца. Можно визуализировать картины и представить на них цифровую комбинацию.

Или устройте мысленный банкет, число гостей которого является первой частью, цифры даты рождения именинника - второй.

Количество выпитых бокалов дамочкой в красной шляпе - третьей

Визуально войдите в комнату, и вспомните все картины на стене, которые отражают числа. Мысленно вернитесь на банкет, и все образы сразу всплывут в вашей памяти
Фразы Чтобы запомнить много неинтересной информации, подумайте, что её рассказывает один из жителей дворца памяти за обедом, а другие задают сопутствующие вопросы.

Визуализируйте каждый момент

Вернувшись за стол, и припомнив начало, остальной разговор всплывёт по цепочке, которая скреплена деталями.
Образы Образы легче запомнить людям, которые легко могут представить в голове любую картинку.

Визуальная память позволяет привязать образ преступника, представив его на знакомстве с родителями возлюбленной во дворце памяти.

Пусть отец девушки удивится его причёске, мама - внимательно оценит наряд

Как только вы откроете воображаемую дверь, сможете снова разглядеть все детали внешности преступника, не пытаясь, всё время удержать его в памяти

Что можно использовать для запоминания:

  • Образы.
  • Интерьер.
  • Запахи.
  • Цвета.
  • Звуки.
  • Факты из жизни.
  • Определённые события.

Привязка - ключ к запоминанию информации. Свяжите незнакомое с привычным, и оно потащит нужную информацию через время.

Тесты и стихи для развития внимания

Для развития детской памяти часто используются стишки. Любая рифма запомнится быстрее, чем простой текст. Но использовать эту технику могут и взрослые.

Если вы - «уличный поэт», и способны рифмовать слова, легко можете применять технику.

Что можно рифмовать:

  • Имя нового начальника или имена сотрудников на новом месте работы.
  • Список покупок.
  • Информацию по работе.
  • Список дел.
  • Список необходимых лекарств.

Тренировки по методу спецслужб

Военные, чьи обязанности засекречены и имеют самый широкий спектр, тренируются по особенным технологиям. Мнемотехника тоже применяется.

Спецслужбы отдельно тренируют зрительную и слуховую память. Эти умения позволят им выполнить задания, предотвратить террор и сохранить жизнь.

Один из способов тренировки памяти разведчиков и специальных агентов заключается в запоминании информации на время:

  1. Испытуемый входит в помещение и видит стол. На нём расположены предметы в хаотичном порядке.
  2. Ему необходимо запомнить каждый из них.
  3. Может включиться звук, называющий цифры или слова. Это усложняет процесс. Всё это должно уложиться в памяти.
  4. Выйдя из кабинета, испытуемый направляется в экзаменационный кабинет, где подробно описывает каждый предмет и звук.
  5. Экзаменатор может дополнительно задать вопрос о том, какого цвета были стены в помещении, была ли люстра на потолке, из чего был выполнен сам стол.

Суть такого эксперимента - убедиться, что, попав во вражеское помещение, будущий агент запомнит все детали, которые послужат подспорьем в борьбе. Не каждый пройдёт такие испытания.

Тренируется выносливость, умение быстро реагировать и действовать в экстремальных условиях.

Другой вид задания - вольная борьба борцов. Цель одного - отвлечь внимание от интерьера.

Второй борец должен не только победить соперника в рукопашном бою, но и рассмотреть как можно больше деталей вокруг.

Битву останавливают по истечению времени. Первого борца оценивают по навыкам физической подготовки, второго - по умению вести бой и запоминать обстановку.

Такие испытания, только в упрощённом варианте, можно создать себе дома. Договоритесь с домочадцами, тренируйте детей самостоятельно.

Память - важнейшая функция. Это - как карта памяти, на которой записывается вся наша жизнь.

Полезное видео

Построить эффективное общение с человеком, которого вы видите впервые, - довольно сложная задача. Немедленно переходить к делу не всегда продуктивно, особенно в российской традиции переговоров. Сначала нужно наладить контакт, побеседовав о «пунктиках» партнера - о том, чем человек увлечен, о чем он может говорить бесконечно долго. Такие «зацепки» есть у каждого - у кого‑то простые, у кого‑то более сложные. О том, как запоминать условия сделки, суммы договоров и номера телефонов по методике спецслужб читайте в нашей статье.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как тренировать память и внимание по методике спецслужб
  • Как легко наладить контакт с потенциальным клиентом или партнером
  • Как держать в голове решения, планы работ и договоренности
  • Как запоминать условия сделки, суммы договоров и номера телефонов

Как тренировать память и внимание управленцам, чтобы запоминать важные мелочи переговоров в работе управленцев? Ответ на этот вопрос ищут сотни коммерсантов. Давайте рассмотрим как тренировать развитие памяти по методикам спецслужб, которые описал в скоей книге Денис Букин, автор книги «Развитие памяти по методикам спецслужб».

Самый простой вариант: если собеседник приехал на встречу на автомобиле, поговорите о марке его машины, парковках, пробках, развязках, ремонте дорожного покрытия и т. д. С женщинами можно беседовать о детях, домашних делах, невзирая на то, что они - бизнес-леди. Но самый эффективный способ наладить контакт - подготовиться к первой встрече. Заранее найдите собеседника в социальных сетях или почитайте его персональный блог, изучите оставленные им в интернете следы - так вы поймете, чем он увлечен. Разговор о его интересах позволит наладить личный контакт.

Дальше нужно позволить собеседнику поговорить о своем увлечении и, слушая его, добавлять комментарии или даже осторожно спорить. Так вы выявите положительные особенности личности партнера, которые надо отметить в разговоре, указав, что вы сами не обладаете ими. Например, спортсмены и болельщики помнят турнирные таблицы, все победы и поражения любимой команды за десятилетия. Такому человеку можно сказать: «У вас прекрасная память. А вот я не такой, не так много помню». Если ваш собеседник мастерит модели самолетов, значит, он обладает терпением, усидчивостью, умением работать руками - тогда заметьте: «А я не такой, у меня не получается работать руками». В большинстве случаев собеседнику неловко из‑за того, что он лучше вас, и он попытается поддержать вас и убедить, что вы тоже так можете, что ничего недостижимого в его способностях нет. Это тот самый момент, когда можно перевести разговор к сути дела, по которому вы встретились: контакт налажен, человек вам доверяет, и вы можете спокойно обсудить детали сделки.

Как надолго запомнить имя человека и его увлечения

На незапланированной встрече - скажем, на конференции - лучше сразу обращаться к человеку по имени и начинать разговор с его «пунктиков». Это вызывает симпатию и доверие. Запоминать и быстро воспроизводить такую информацию можно, используя особенности работы нашей памяти (рисунок).Имя лучше привязать к какой‑либо изюминке внешности - допустим, к выдающейся черте лица. При этом нужно мысленно преувеличить ее. Например, у меня есть борода - хотя это изменчивый фактор, но неплохо подойдет, потому что вы все равно ее запомните. Вы представляете себе, что борода ну просто очень большая. Затем нужно провести ассоциацию с ней: можно представить человека этаким стереотипным русским - хмурым, мрачным, с бородой. Если мрачный, значит, ходит как бука, то есть Букин. В то же время усы можно представить как усы гусарские, а гусар - это Денис Давыдов. Получается Букин Денис. То есть вы строите мысленную модель, картинку и таким образом связываете внешность человека с его именем и фамилией - и запоминаете их.

Дальше к этому образу можно добавить «пунктики». Например, вы заметили, что у собеседника хорошая память. Представьте карикатурный портрет бородатого человека с хорошей памятью - скажем, с преувеличенно большим лбом. Конечно, картинка получится абсурдная, но ничего «неправильного» в этом нет - так информация легче запомнится. Когда вы увидите этого человека снова, у вас сразу появится перед глазами эта картинка, и вы воссоздадите его имя, фамилию и основные «пунктики».

Для успешного использования метода на первом этапе важно сформировать привычку. Возьмите какую‑нибудь газету и попробуйте запомнить всех персонажей, чьи изображения там есть. Вы смотрите на фотографию, представляете главную черту внешности этого человека и по этой черте, а также по его имени и фамилии строите мысленную картинку, историю - и запоминаете. Привычка запоминать таким образом приходит достаточно быстро, часто хватает одной газеты. Но некоторые люди боятся абсурдности этих воображаемых картинок, тогда как в карикатурном преувеличении нет ничего страшного. Чем более необычен образ, тем лучше он запомнится.

Как сохранить в памяти детали переговоров

Чтобы запомнить ход переговоров, важно не столько обладать хорошей памятью, сколько уметь выделять главные моменты и мысленно фиксировать их. Тут мы продолжаем достраивать созданный образ собеседника, добавляя ассоциации. Например, важно запомнить, чем человек занимается. Возьмите уже придуманную вами картинку и встройте в нее сферу его деятельности. Некоторое время назад я общался с установщиком офисных перегородок; в первые минуты я представил его в лабиринте из перегородок - яркий образ позволил мне запомнить род его занятий.

По ходу переговоров не стоит записывать все на диктофон или делать подробные заметки - это непродуктивно. Нужно выделять основные пункты и запоминать их или записывать на бумаге: потом по ним будет гораздо проще воспроизвести сказанное.

Большое значение для памяти имеют мотивация и контекст, ведь человек лучше запоминает необходимую в жизни информацию.

Наш мозг выделяет то, что считает важным, поэтому, прежде чем что‑то запомнить, нужно сформулировать для себя причину, по которой нужно это помнить, и ту пользу, которую вы при этом получите. Например, можно проговорить про себя, что вы запоминаете прайс-лист конкурента, чтобы произвести впечатление на контрагента и выглядеть уверенно, аргументируя изменение цены в свою пользу.

Как держать в голове большое количество цифр

При запоминании цифр важно погружение в тему. Мы хорошо запоминаем информацию, которая касается нашей профессиональной деятельности или увлечений. Каждая цифра в этом случае соотносится с теми, которые мы уже знаем и помним, она встраивается в систему ассоциаций. Вы легко можете воспроизвести суммы контрактов важных клиентов. Но как запомнить менее значимые цифры, например номер телефона? Так как числа - это абстрактная информация, которая неосязаема, нужно превратить ее в материальную. Делать это можно при помощи образов-заменителей: они кодируют цифры в картинку (таблица), и через выдуманную историю цифры можно связать с этими образами. Чем абсурднее будет история, тем лучше она запомнится.

Например, вам нужно запомнить номер договора 19 862. Создаем мысленную картинку: на пляже воткнут в песок длинный ярмарочный шест (1), оканчивающийся леденцом (9). Вокруг шеста на велосипеде (8) едет слон (6), за которым с кряканьем и гоготаньем летает гусь (2).

Как не забывать про планы

За запоминание уже состоявшихся событий отвечает ретроспективная память, а за намерения и планы- проспективная. Припоминание о будущем строится иначе, чем о прошлом. Во-первых, нужно помнить о самом намерении, а во‑вторых, надо вспомнить о нем в нужный момент времени. Чаще всего забывание происходит на втором пункте: люди упускают из памяти свои планы из‑за отсутствия внешнего напоминания.

Чтобы улучшить проспективную память, выберите себе «мишени» - события, которые гарантированно произойдут в течение дня. Например, вы поздороваетесь с консьержкой, пересечете дорогу у своего дома, увидите белый автобус, войдете в метро. Эти «мишени» нужно постараться заметить как можно большее количество раз, отметить событие про себя - подсчитывайте, сколько раз вы «поразили мишень». На одной «мишени» нужно тренироваться несколько дней, затем заменить ее на другую, потом можно ставить себе несколько «мишеней» сразу. Такая тренировка разовьет вашу способность вспоминать о намерении в ответ на внешнее событие.

Затем нужно научиться вспоминать о намерении в нужный момент. Здесь вам понадобится хорошее чувство времени: оно помогает без внешних подсказок вспомнить о запланированном деле именно тогда, когда нужно. Засеките время на секундомере или на часах с секундной стрелкой. Затем, не глядя на часы, отметьте прошедшую минуту, пять минут, десять минут и час. При этом нужно заниматься обычными делами и не пытаться подсчитывать про себя секунды. Если ваше чувство времени неправильное, отметьте это и попробуйте еще раз.

Теперь можно выработать систему, которая поможет вспоминать о планах. Самое простое - записать их в ежедневник и постоянно к ним возвращаться. В таком случае нужно выработать привычку не забывать обращаться к записям в начале каждого дня и после завершения каждого дела. Второй вариант - постоянно «сканировать» намерения, привязав их к какому‑либо событию. Например, каждый раз, когда к вам подходит секретарь с документами, вы припоминаете список срочных встреч и включаете их в план работы.

Самый надежный способ - выработать правила и ритуалы. Например, каждое утро вы собираете данные о делах, выполненных подчиненными за предыдущий рабочий день, а каждый день после обеда проверяете состояние срочных дел, которые еще не поздно исправить.

Также мы часто не завершаем текущие дела, если отвлекаемся во время решения задачи на что‑то другое: внимание переключается, и мы забываем о том, что делаем. Избежать этого можно, если при отвлечении внимания вы остановитесь, зафиксируете в памяти, на чем прервались, затем создадите и мысленно проиграете новый план действий. В плане вы должны представить себе, как откладываете первую задачу, выполняете вторую, после чего возвращаетесь к первой. Так создастся отметка, что дело не закончено, сохранится мотивационное напряжение, и вы будете помнить, что нужно вернуться к первой задаче и завершить ее.

  • Карьера и Саморазвитие

Ключевые слова:

1 -1

“Хорошая память связана с умением перерабатывать информацию и связывать ее с тем, что мы уже знаем.”

“Мозг человека хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации - мнемотехник - основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную”.

Развитие памяти по методикам спецслужб Денис Букин

Чтобы подготовить квалифицированные кадры, работники спецслужб используют ряд упражнений для тренировки и развития памяти.

  1. Ведите дневник. Припоминание событий, которые произошли в течение дня - это само по себе тренировка памяти. Кроме того, различные события имеют свою эмоциональную окраску и запоминаются наиболее яркие из них. Существует даже такое определение «сверхактивизация памяти через воссоздание эмоций».
  2. Видеть и наблюдать.

Упражнение:
- Возьмите какой-нибудь предмет, например, карандаш.
- Сосредоточьте на нем все свое внимание.
- Дыхание спокойное и ровное.
- На выдохе закрывайте глаза - стирайте образ.
- На вдохе - открывайте глаза и снова концентрируйте внимание на карандаше.
- Проделайте упражнение 40-60 раз.
- На вдохе закрывайте глаза - стирайте образ.
- На выдохе открывайте глаза и концентрируйте внимание на карандаше.
- Повторите упражнение 40-60 раз.
Есть целый комплекс упражнений «видеть и наблюдать», которые применяются спецслужбами еще с царских времен (в книге Ильи Мельникова «Методы спецслужб»).

  1. Для развития сосредоточения внимания в спецслужбах и не только использует: Таблицы Шульте, тест Струппе, обратный счет и другие.)
  2. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
  3. Развитие слуховой памяти. Используйте чтение вслух, подслушивайте прохожих в очередях, транспорте, в помещении и со временем вы заметите какие у всех разные голоса, интонация, тембр, манера речи. Больше слушайте. “Молчание - один из наиболее трудно опровергаемых аргументов”. Генри Уиллер Шоу
  4. Запоминание людей. Для работников спецслужб очень важно уметь запоминать людей. Для тренировки этой способности, есть определенные упражнения. Это самый сложный процесс развития памяти.

    Сложнее изучения иностранных языков, сложнее обработки текстов, запоминания рядов цифр. Если перед вами поставить двадцать человек и затем попросить их идентифицировать через десять минут, то результат будет человека три - четыре.

    А если это будет группа людей из других рас, то результат будет еще меньше, тем более, что особых приемов для кодирования и разработки еще не придумано, но несколько правил имеются:
    1. Заставьте свой мозг работать с полной силой.
    2. Максимально сосредоточьтесь. Развивайте наблюдательность.
    3. Настройтесь на запоминание человека.
    4. Запомните необычную черту лица человека.
    5. Расслабьтесь.
    6. Прослушайте, как звучит имя человека. Пропойте его про себя.
    7. Запоминайте всех людей, с которыми знакомитесь.
    8. Свяжите имя человека с его образом.
    9. Запомните, что мозг не терпит насилий.
    10. Тренировки памяти должны приносить удовольствие. Лучше регулярно каждый день, чем через неделю, но долго и нудно.
    11. Через некоторое время почувствуете результаты.
    На знакомство и запоминание людей нужна настройка. Вы должны мысленно отдавать самому себе команды: «Я буду предельно сосредоточен. Я сконцентрирую все свое внимание и обязательно запомню всех представленных людей».


Техники запоминания людей

1. Убедитесь, что абсолютно одинаковых людей не бывает.
2. Сразу же ассоциируйте человека с кем - нибудь, кто вам знаком. Например, вам представят человека по имени Владимир Ильич. Сразу же возникает ассоциативный образ- Ленин сидит за столом. На столе горит настольная лампа под зеленым абажуром.
3. Представьте себе, что вы знакомите своего нового приятеля со своим старым другом.
4. Произнесите несколько раз про себя его имя, отчество, фамилию.
5. Пропойте про себя его имя, причем в разных вариантах (как частушку, как романс, как арию и как народную песню).
6. При знакомстве несколько раз повторите вслух его имя. Например: «Очень приятно, Владимир Ильич». «Рад был знакомству, Владимир Ильич», «Об этом случае мне только что рассказал Владимир Ильич». Больше трех раз произносить имя вслух не стоит.
7. По прошествии тридцати минут после знакомства, обязательно вспомните тех, кому вы были представлены.
8. Попробуйте присвоить созвучные с именем прозвища. Например, Лисовская Корнелия Константиновна (Корлиско). Порядок можно выбрать любой, например (Лисконко, Конкорли,) и так далее.
9. Найдите параллели между его фамилией и его обликом, его привычками.
10. Перед тем как ложиться спать еще раз вспомните всех, с кем познакомились.
11. Запишите всех новых знакомых в записную книжку и сделайте пометки, характеризующие нового знакомого (Володя - офсетпечать, Наташа - парикмахерская).
12. Представьте, что вы снимаете нового знакомого на фотоаппарат, и что изображение появляется постепенно. Повторите два - три раза.
13. Представьте этого человека с табличкой на груди, на которой написано его имя. Через несколько секунд, представьте этот образ еще раз.
14. Свяжите с именем человека прилагательные, которые начинаются на одну букву с именем. Катя- красивая, креативная; Михаил - милый, молодой и так далее. Старайтесь, чтобы прилагательные характеризовали человека.
15. Найдите во внешности человека особенные черты, только ему одному присущие.
16. Мысленно найдите рифму имени. Сергей - воробей, Наташа - каша, Лена - полено и так далее. И представьте себе мысленный образ Сергея наблюдающего за воробьями, Наташу, которая плачет над тарелкой с кашей. Через несколько секунд повторите это действие.
17. Попробуйте мысленно описать своего (своих) новых знакомых.