Значение опричнины для развития государства. Литературно-исторические заметки юного техника. Михаил Темрюкович Черкасский

Сталкивается с широкой коалицией врагов, к числу которых относятся Королевство Швеция , Королевство Польша , Великое княжество Литовское . Фактически участвует в антирусской коалиции и вассал Османской империи Крымское ханство , которое разоряет регулярными военными походами южные области Руси. Война принимает затяжной изнурительный характер. Засуха и голод, эпидемии чумы, крымскотатарские походы, польско-литовские рейды и морская блокада , осуществляемая Швецией, опустошают страну.

Причины введения опричнины

По мнению советских историков А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевич, причина разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой » состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной . В частности, была дана «неосмотрительная передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств. Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» (в особенности, Адашева) о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе . Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559 г.» и в итоге был отправлен в отставку.

Следует отметить, что подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. В XIX веке Н. И. Костомаров , известный критик централизации, видел подоплёку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады», напротив, оценивал высоко . В. Б. Кобрин также полагал, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако, в то же самое время, он увязывал поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады» . Историки считают, что выбор первого пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, по мнению Кобрина, после 1560 года Иван встал на путь ужесточения власти, который привёл его к репрессивным мерам .

По мнению Р. Г. Скрынникова, знать легко бы простила Грозному отставку его советников Адашева и Сильвестра , но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы . Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал против ущемления привилегий знати и передачи функций управления в руки приказных (дьяков): «писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих » .

Новые недовольства князей, считает Скрынников, вызвал царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, ещё больше, чем прежде, уравнивавший их с поместным дворянством . Вследствие этого в начале 1560-х годов среди знати появляется стремление бежать от царя Ивана за границу. Так, дважды пытался бежать за рубеж и дважды был прощён И. Д. Бельский, были пойманы при попытке к бегству и прощены князь В. М. Глинский и И. В. Шереметев . Среди окружения Грозного нарастает напряжённость: зимой 1563 года перебежали к полякам боярин Колычёв, Т. Пухов-Тетерин, М. Сарохозин. Был обвинён в измене и сговоре с поляками, но после помилован наместник г. Стародуба В. Фуников . За попытку уйти в Литву смоленский воевода князь Дмитрий Курлятев был отозван из Смоленска и сослан в отдалённый монастырь на Ладожском озере . В апреле 1564 года в Польшу перебежал в опасении опалы Андрей Курбский, как позднее указывает в своих сочинениях сам Грозный, прислав оттуда Ивану обвинительное письмо.

По мнению доктора исторических наук И. Я. Фроянова , источники опричнины уходят во времена правления Ивана III , когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, Апостольской Церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И опричнина стала своеобразной формой его защиты .

Устройство

Опричнина учреждалась царем по образцу монашеского ордена , который ему подчинялся непосредственно. Духовным ее центром становилась Александровская слобода (Владимирская область). Идеологическим смыслом опричнины стало «просеивание русской жизни» для отделения «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах» .

Первоначальная численность опричников равнялась тысяче человек. Затем штат опричников расширился, появились опричные воеводы и головы. Одеянием опричники напоминали монахов (черные скуфейки и подрясники), однако в отличие от них они имели право носить и применять оружие. Приветствием опричников был клич «гойда!». Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Будучи опричным «игуменом », царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Вторым после игумена считался келарь Афанасий Вяземский . Пономарем был Малюта Скуратов . Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра - к заутрене , в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия : сам звонил к заутрене, пел на клиросе , усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день .

Опричники были разделены на государев полк (гвардию) и четыре приказа, а именно: Постельный, ведающий обслуживанием помещений дворца и предметами обихода царской семьи; Бронный - оружейный; Конюшенный, в ведении которого находилось огромное конское хозяйство дворца и царской гвардии; и Сытный - продовольственный .

Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны» . Среди учёных нет единой точки зрения, шла ли речь о настоящих собачьих головах, их символических изображениях или просто о метафоре. Обзор литературы и мнений по данному вопросу дает Чарльз Гальперин (сам он склоняется к буквальному пониманию сообщений о головах) . Метла же могла символизировать чудесное оружие, насмерть поражающее врага .

История

Ход событий

При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г. П. Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства » .

В 1569 году умер двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий (предположительно, по слухам, по приказу царя ему принесли чашу с отравленным вином и приказанием, чтобы вино выпили сам Владимир Андреевич, его жена и их старшая дочь). Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая , неоднократно встававшая во главе боярских заговоров против Ивана IV и неоднократно помилованная им же.

В Тверском Отрочем монастыре в декабре Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа , отказавшегося благословить поход на Новгород . Род Колычёвых , к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Ивана.

Формирование опричнины

Началом образования опричного войска можно считать тот же 1565 год , когда был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек. В Опричное войско включались также и отряды стрельцов с опричных территорий. С этого времени служилые люди стали делиться на две категории: дети боярские , из земщины, и дети боярские, «дворовые и городовые», то есть получавшие государево жалование непосредственно с «царского двора». Следовательно, Опричным войском надо считать не только Государев полк, но и служилых людей, набранных с опричных территорий и служивших под начальством опричных («дворовых») воевод и голов.

Шлихтинг, Таубе и Крузе упоминают 500-800 человек «особой опричнины». Эти люди в случае необходимости служили в роли доверенных царских порученцев, осуществлявшие охранные, разведывательные, следственные и карательные функции.

Во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены особые города (около 20, в том числе Вологда , Вязьма , Суздаль , Козельск , Медынь , Великий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины (Чертольская, Арбат , Сивцев Вражек , часть Никитской и пр.); прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также тысяча избранных особо дворян, детей боярских , как московских, так и городских. Условием принятия человека в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей со знатными боярами. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.

Всё остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе , и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского . Все дела должны были решаться по старине, причём с большими делами следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские - то к государю. За подъём свой, то есть за поездку в Александровскую слободу, царь взыскал с Земского приказа 100 тысяч рублей (для того времени совершенно фантастическая сумма).

По мнению академика С. Ф. Платонова правительство предписывало опричным и земским людям действовать вместе. Так, в мае 1570 «приказал государь о (литовских) рубежах говорити всем бояром, земским и из опришнины… и бояре обои, земские и из опришнины, о тех рубежах говорили » и пришли к одному общему решению.

По мнению академика С. Ф. Платонова, после учреждения опричнины было быстро разрушено землевладение крупной феодальной знати, бояр и княжат, которые в массе своей были переселены на окраины государства, где шли постоянные военные действия:

Опричнина была первой попыткой разрешить одно из противоречий московского государственного строя. Она сокрушила землевладение знати в том его виде, как оно существовало из старины. Посредством принудительной и систематически произведённой мены земель она уничтожила старые связи удельных княжат с их родовыми вотчинами везде, где считала это необходимым, и раскидала подозрительных в глазах Грозного княжат по разным местам государства, преимущественно по его окраинам, где они превратились в рядовых служилых землевладельцев.

Критики подхода Платонова указывают на несоответствие его концепций реалиям времени, в частности преувеличивание роли и влияния землевладельцев-феодалов. Как отмечал советский историк C. Б. Веселовский , ещё дед Грозного - Иван III лишил удельных феодалов практически всех прав и привилегий, в том числе независимости от местных великокняжеских волостелей , кроме того в «государеву опричнину» попали в основном земли никогда ранее не принадлежавшие крупным боярским и княжеским родам . По его же словам:

Таким образом, направленность опричнины против старого землевладения бывших удельных княжат следует признать сплошным недоразумением <…> [Существует] другое утверждение С. Ф. Платонова, которое тоже направлено к тому, чтобы осмыслить и реабилитировать опричнину. Я имею в виду его характеристику бывших удельных князей как могущественных феодалов, сохранивших некоторые права полузависимых владетельных государей, и составлявших в классе привилегированных служилых землевладельцев особую категорию лиц с интересами, во многих отношениях враждебными интересам прочих титулованных и нетитулованных землевладельцев. Для времени царя Ивана такой взгляд на княжат следует признать запоздалым лет на сто.

Поход против Новгорода (1569-1570)

В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода .

Несмотря на новгородские летописи, «Синодик опальных », составленный около 1583 года , со ссылкой на отчёт («сказку») Малюты Скуратова , говорит о 1505 казнённых под контролем Скуратова. Советский историк Руслан Скрынников , прибавив к этому числу всех поимённо названных новгородцев, получил оценку в 2170-2180 казнённых; оговариваясь, что донесения могли быть не полны, многие действовали «независимо от распоряжений Скуратова», Скрынников допускает цифру в три-четыре тысячи человек. В. Б. Кобрин считает и эту цифру крайне заниженной, отмечая, что она исходит из предпосылки, что Скуратов был единственным или по крайней мере главным распорядителем убийств. Кроме того, следует отметить, что результатом уничтожения опричниками съестных запасов был голод (так что упоминается людоедство), сопровождавшийся свирепствовавшей в то время эпидемией чумы. Согласно новгородской летописи, во вскрытой в сентябре 1570 г. общей могиле, где погребали всплывших жертв Ивана Грозного, а также умерших от последовавших голода и болезней, обнаружили 10 тысяч человек. Кобрин сомневается, что это было единственное место погребения погибших, однако считает цифру в 10-15 тысяч наиболее близкой к истине, хотя общее население Новгорода тогда не превышало 30 тысяч . Однако убийства не были ограничены лишь самим городом.

Из Новгорода Грозный отправился к Пскову . Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и конфискацией их имущества. Грозный приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены. От этого дела сохранилось только описание в Переписной книге Посольского приказа: «Столп, а в нём статейной список из сыскного из изменного дела 78-го (1570) году на ноугородцкого архиепископа Пимина, и на новгородцких дьяков, и на подьячих, и на гостей, и на владычних приказных, и на детей боярских, и на подьячих, как они ссылались к Москве (были в связи с Москвой; далее - список) … что архиепископ Пимин хотел с ними Новгород и Псков отдати Литовскому королю, а царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии хотели злым умышлением извести, а на государство посадити князя Володимера Ондреевича; и в том деле с пыток многие про ту измену на новгородцкого архиепископа Пимина и на ево советников и на себя говорили, и в том деле многие кажнены смертью розными казнми, а иные разосланы по тюрмам, а до ково дело не дошло, и те свобождены, а иные и пожалованы» ; далее идёт важное примечание: «…а подлинново дела, ис чево тот статейный список выписан, не сыскано, а приговор… и список за дьячьею пометою, хто как кажнен, ветх гораздо и изодрались, а большой статейный список ветх же» ; то есть и здесь нет подлинных документов, как указывает неоднократно С. Ф. Платонов . Были схвачены ряд лиц, которые задавали тон в делах после разгона «Избранной рады»: А. Д. Басманов с сыном Фёдором, дьяк Посольского приказа И. М. Висковатый, казначей Н. Фуников-Курцев, опричный келарь (снабженец) А. Вяземский и др. (все они были умерщвлены, некоторые - особо изуверским образом: так, Фуникова попеременно обливали кипятком и холодной водой, его жену, раздев, посадили на натянутую верёвку и протащили по ней несколько раз, с Висковатого живьём срезали мясо). В Александровой слободе были утоплены в р. Серой домочадцы казнённых (ок. 60 женщин и детей). Всего было приговорено к казни 300 человек, однако 187 из них царь помиловал .

Московские казни 1570‒1571 годов

Теперь под репрессии попали самые приближённые к царю люди, руководители опричнины. Были обвинены в измене любимцы царя, опричники Басмановы - отец с сыном, князь Афанасий Вяземский , а также несколько видных руководителей земщины - печатник Иван Висковатый , казначей Фуников и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек: думный дьяк читал имена осуждённых, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осуждённых кипятком. Как рассказывали, царь лично принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками «гойда, гойда». Преследованию подвергались жёны, дети казнённых, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя. Казни не раз возобновлялись, и впоследствии погибли: князь Пётр Серебряный-Оболенский , думный дьяк Захарий Очин-Плещеев, Иван Воронцов и др., причём царь придумывал особые способы мучений: раскалённые сковороды, печи, клещи, тонкие верёвки, перетирающие тело, и т. п. Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму , чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники - ангелы, а потому должны лететь на небо. Московские казни 1570‒1571 годов были апогеем опричного террора.

Конец опричнины

Жертвами репрессий за всё время царствия Ивана IV стало, по оценке Р.Скрынникова , проанализировавшего поминальные списки (синодики ), около 4,5 тысяч человек, однако другие историки, такие как В. Б. Кобрин , считают эту цифру крайне заниженной.

Непосредственным результатом запустения был «глад и мор», так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов. Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах - отсюда введение «заповедных лет », плавно переросшее в учреждение крепостного права . В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой. Попирание Иваном Грозным православных норм и ценностей и репрессии в отношении церкви лишили смысла самопринятый догмат «Москва - третий Рим » и привели к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени ».

Опричнина показала свою полную военную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царём.

Опричнина утвердила неограниченную власть царя - самодержавие . В XVII веке монархия в России стала фактически дуалистической , однако при Петре I абсолютизм в России восстановился; это последствие опричнины, таким образом, оказалось наиболее долгосрочным.

Историческая оценка

Исторические оценки опричнины могут кардинально разниться в зависимости от эпохи, научной школы, к которой принадлежит историк, и т. п. До известной степени, основы этих противоположных оценок были заложены уже во времена самого Грозного, когда сосуществовали две точки зрения: официальная, рассматривавшая опричнину как акцию по борьбе с «изменой», и неофициальная, видевшая в ней бессмысленный и труднопостижимый эксцесс «грозного царя».

Дореволюционные концепции

По мнению большинства дореволюционных историков, опричнина была проявлением болезненного помешательства царя и его тиранических наклонностей . В историографии XIX века, этой точки зрения придерживались Н. М. Карамзин , Н. И. Костомаров , Д. И. Иловайский , отрицавшие в опричнине всякий политический и вообще рациональный смысл.

Сходно глядел на опричнину и В. О. Ключевский , считавший её результатом борьбы царя с боярством - борьбы, которая «имела не политическое, а династическое происхождение»; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на опричнину и земщину.

Е. А. Белов, являясь в своей монографии «Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.» апологетом Грозного, находит в опричнине глубокий государственный смысл. В частности, опричнина способствовала уничтожению привилегий феодальной знати, которая препятствовала объективным тенденциям централизации государства.

Одновременно делаются первые попытки найти социальные, а затем и социально-экономическую подоплёку опричнины, ставшие магистральными в XX веке. По мнению К. Д. Кавелина : «Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства.»

В своём «Полном курсе лекций по русской истории» проф. С. Ф. Платонов излагает следующий взгляд на опричнину:

В учреждении опричнины вовсе не было «удаления главы государства от государства», как выражался С. М. Соловьёв; напротив, опричнина забирала в свои руки все государство в его коренной части, оставив «земскому» управлению рубежи, и даже стремилась к государственным преобразованиям, ибо вносила существенные перемены в состав служилого землевладения. Уничтожая его аристократический строй, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Она действовала не «против лиц», как говорит В. О. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо более орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений.

С. Ф. Платонов видит основную суть опричнины в энергичной мобилизации землевладения, при которой землевладение, благодаря массовому выводу прежних вотчинников с взятых в опричнину земель, отрывалось от прежних удельно-вотчинных феодальных порядков и связывалось с обязательной военной службой.

С конца 1930-х годов в советской историографии возобладала точка зрения о прогрессивном характере опричнины, которая, согласно этой концепции, была направлена против остатков раздробленности и влияния боярства, рассматривавшегося как реакционная сила, и отражала интересы служилого дворянства, поддерживавшего централизацию, что, в конечном счёте, отождествлялось с общенациональными интересами. Истоки опричнины виделись, с одной стороны, в борьбе крупного вотчинного и мелкого поместного землевладения, с другой же стороны - в борьбе прогрессивной центральной власти и реакционной княжеско-боярской оппозиции. Установочную точку зрения выразил И. В. Сталин на встрече с кинематографистами по поводу 2-й серии фильма Эйзенштейна «Иван Грозный» (как известно, запрещённой):

(Эйзенштейн) изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-клукс-клана… Войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У него старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали как репрессии Николая II и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на это.

Концепция эта восходила к дореволюционным историкам и прежде всего к С. Ф. Платонову, и вместе с тем насаждалась административным путём. Однако, следует отметить, что не все советские историки следовали официальной линии. К примеру, C. Б. Веселовский писал:

С. Ф. Платонов упустил из виду, что Судебник 1550 г. определенно запретил детям боярским, не получившим полной отставки, поступать на службу к владыкам и частным лицам. <…> в том же 1550 г. состоялся указ, запрещавший митрополиту и владыкам принимать к себе на службу детей боярских без особого разрешения царя. А в ближайшие годы, в связи с уложением 1556 г. о кормленьях и службе с земли, служба с земли стала обязательной и все землевладельцы лишились права никому не служить или служить княжатам, боярам и другим крупным землевладельцам. Этот большой удар по пережиткам феодализма был сделан задолго до опричнины <…> И вообще опричнина не имела никакого отношения к этим действительно важным государственным преобразованиям.

В 1946 году вышло Постановление ЦК ВКП(б), в котором говорилось о «прогрессивном войске опричников». Прогрессивное значение в тогдашней историографии Опричного войска состояло в том, что его образование было необходимым этапом в борьбе за укрепление централизованного государства и представляло собой борьбу центральной власти, опиравшейся на служилое дворянство, против феодальной аристократии и удельных пережитков, сделать невозможным даже частичный возврат к ней - и тем самым обеспечить военную оборону страны. .

Развёрнутая оценка опричнины дана в монографии А. А. Зимина «Опричнина Ивана Грозного» (1964), которая содержит следующую оценку явления:

Опричнина была орудием разгрома реакционной феодальной знати, но в то же время введение опричнины сопровождалось усиленным захватом крестьянских «чёрных» земель. Опричный порядок был новым шагом на пути к укреплению феодальной собственности на землю и закрепощению крестьянства. Произведённое разделение территории на «опричнину» и «земщину» (…)способствовало централизации государства, ибо это деление было направлено своим остриём против боярской аристократии и удельно-княжеской оппозиции. Одной из задач опричнины было укрепление обороноспособности, поэтому в опричнину отбирались земли тех вельмож, которые не отбывали военную службу со своих вотчин. Правительство Ивана IV проводило персональный пересмотр феодалов. Весь 1565 г. был наполнен мероприятиями по перебору земель, ломкой сложившегося старинного землевладения В интересах широких кругов дворянства проводились Иваном Грозным мероприятия, имевшие целью ликвидировать остатки былой раздробленности и, наводя порядок в феодальном беспорядке, крепить централизованную монархию с сильной царской властью во главе. Сочувствовало политике Ивана Грозного и посадское население, заинтересованное в укреплении царской власти, ликвидации пережитков феодальной раздробленности и привилегий. Борьба правительства Ивана Грозного с аристократией встречала сочувствие народных масс. Реакционное боярство, предавая национальные интересы Руси, стремилось к расчленению государства и могло привести к порабощению русского народа иноземными захватчиками.

Опричнина знаменовала собой решительный шаг по пути укрепления централизованного аппарата власти, борьбы с сепаратистскими претензиями реакционного боярства, облегчала защиту рубежей Русского государства. В этом заключалось прогрессивное содержание реформ периода опричнины. Но опричнина была и средством подавления угнетённого крестьянства, она проводилась правительством за счёт усиления феодально-крепостнического гнёта и являлась одним из значительных факторов, вызвавших дальнейшее углубление классовых противоречий и развитие классовой борьбы в стране. .

В конце жизни, А. А. Зимин пересмотрел свои взгляды в сторону сугубо отрицательной оценки опричнины, видя в «кровавом зареве опричнины» крайнее проявление крепостнических и деспотических тенденций в противовес предбуржуазным. Эти позиции развили его ученик В. Б. Кобрин и ученик последнего А. Л. Юрганов . Опираясь на конкретные исследования, начавшиеся ещё до войны и проведённые в особенности С. Б. Веселовским и А. А. Зиминым (и продолженные В. Б. Кобриным), они показали, что теория о разгроме в результате опричнины вотчинного землевладения - миф. С этой точки зрения, разница между вотчинным и поместным землевладением была не такой принципиальной, как считалось ранее; массового вывода вотчнинников с опричных земель (в чём С. Ф. Платонов и его последователи и видели самую суть опричнины) вопреки декларациям не было осуществлено; а реальности вотчин лишились главным образом опальные и их родственники, тогда как «благонадёжные» вотчинники, видимо, были взяты в опричнину; при этом в опричнину брались как раз те уезды, где преобладало мелкое и среднее землевладение; в самой опричинине был большой процент родовой знати; наконец, опровергаются и утверждения о персональной направленности опричнины против бояр: жертвы-бояре особо отмечены в источниках потому, что они были наиболее видными, но в конечном итоге гибли от опричнины прежде всего рядовые землевладельцы и простолюдины: по подсчётам С. Б. Веселовского, на одного боярина или человека из Государева двора приходилось три-четыре рядовых землевладельца, а на одного служилого человека - десяток простолюдинов. К тому же террор обрушился и на бюрократию (дьячество), которая, согласно старой схеме, вроде бы должна быть опорой центральной власти в борьбе с «реакционным» боярством и удельными пережитками. Отмечается также, что сопротивление боярства и потомков удельных князей централизации - вообще чисто спекулятивная конструкция, выведенная из теоретических аналогий между социальным строем России и Западной Европой эпохи феодализма и абсолютизма; никаких прямых оснований для таких утверждений источники не дают. Постулирование же широкомасштабных «боярских заговоров» в эпоху Ивана Грозного основывается на утверждениях, исходящих от самого Грозного. В конечном счёте эта школа отмечает, что, хотя опричнина объективно разрешала (пусть и варварскими методами) некоторые насущные задачи, прежде всего усиление централизации, уничтожение остатков удельной системы и самостоятельности церкви - она была, прежде всего, орудием установления личной деспотической власти Ивана Грозного.

По мнению В. Б. Кобрина, опричнина объективно укрепила централизацию (что «Избранная рада пыталась сделать методом постепенных структурных реформ»), покончила с остатками удельной системы и независимостью церкви. При этом опричные грабежи, убийства, вымогательства и прочие бесчинства привели к полному разорению Руси, зафиксированному в переписных книгах и сравнимому с последствиями вражеского нашествия. Главный результат опричнины, по Кобрину, это утверждение самодержавия в крайне деспотических формах, а опосредованно также утверждение крепостничества. Наконец, опричнина и террор, по Кобрину, подточили нравственные устои русского общества, уничтожили чувство собственного достоинства, самостоятельности, ответственности .

Только всестороннее исследование политического развития Российского государства во второй половине XVI в. позволит дать обоснованный ответ на вопрос о сущности репрессивного режима опричнины с точки зрения исторических судеб страны.

В лице первого царя Ивана Грозного исторический процесс становления русского самодержавства нашёл исполнителя, вполне осознававшего свою историческую миссию. Кроме его публицистических и теоретических выступлений, об этом ясно свидетельствует точно рассчитанная и с полным успехом проведённая политическая акция учреждения опричнины.

Попытки «возрождения» опричнины

«Новыми опричниками» называли себя появившиеся в 2005 году активисты Евразийского союза молодежи , которые выступили против попыток совершения оранжевой революции в России . Идеолог «новой опричнины» Александр Дугин проинтерпретировал опричный образ «песьих голов» («киноцефалию » ) как защиту идеала «великого евразийского проекта» против волков (в том числе и в «овечьей шкуре»), нападающих на Святую Русь.

Другой формой возрождения опричнины стало «Опричное братство» Щедрина-Козлова, которое восприняло опричнину как параллельную (обособленную, внутреннюю) церковь с царем-первосвященником, своего рода «православное масонство» . Данную организацию иногда классифицируют как псевдоправославную секту, где почитают иконы Ивана Грозного и Григория Распутина .

Опричнина в произведениях искусства

  • «Песня о купце Калашникове» - историческая поэма М.Ю. Лермонтова
  • «Опричник » - опера П. И. Чайковского по одноимённой трагедии И. И. Лажечникова .
  • «День опричника » и «Сахарный Кремль » - фантастические произведения В. Г. Сорокина .
  • «Царь » - исторический фильм Павла Лунгина 2009 года.
  • «Князь Серебряный » - исторический роман А. К. Толстого
  • «По царскому велению» - рассказ Л. А. Чарской

Примечания

  1. Опричнина - статья из Большой советской энциклопедии .
  2. В. С. Измозик. Жандармы России . - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 640 с. - ISBN 5-224-039630 .
  3. «Учебник „История России“, МГУ им. М. В. Ломоносова Исторический факультет 4-е издание, А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина»>
  4. Фонд Егора Гайдара «Опричнина: террор или реформа?» Публичная беседа с участием историков Владислава Назарова и Дмитрия Володихина
  5. Россия времени Ивана Грозного . - М. , 1982. - С. 94-95.
  6. Скрынников Р. Г. Указ. соч. - С. 66.
  7. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного . - М. , 1982. - С. 95.
  8. Костомаров Н. Личность царя Ивана Васильевича Грозного. - М. , 1990.
  9. Кобрин В. Б. Иван Грозный . - М. , 1989.
  10. Кобрин В. Б. Иван Грозный . - М. , 1989.
  11. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. - С. 75.
  12. Сб. РИБ. Т. XXXI. - С. 114-115.
  13. Скрынников Р. Г. Указ. соч. - С. 78.
  14. Валишевский К. Указ, соч. - С. 252-253.
  15. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Указ, соч. - С. 99-100.
  16. ПСРЛ. Т. 13. - C. 258.
  17. Курбский A. M. Сказания. - С. 279.
  18. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. - С. 86-87.
  19. Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. - С. 115.
  20. Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. - С. 348.
  21. Скрынников Р. Г. Указ. соч. - С. 79.
  22. Скрынников Р. Г. Иван Грозный . - М. : АСТ, 2001.
  23. , - Т. 6. - Гл. 4. .
  24. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Глава 20. Царь Иван Васильевич Грозный
  25. Кобрин В. Б.

В 1560 г. Иван Грозный начал менять систему своего правления. Он распустил Избранную раду, наложив опалу на ее руководителей. Ухудшение отношений с соратниками начинается после 1553 г., когда во время болезни царя они договорились посадить на престол не его сына, а князя Владимира Андреевича Старицкого.

Начинается постепенный переход к опричнине.

Причины опричнины:

1. Неудачи в Ливонской войне.

2. Наличие относительно сильной оппозиции бояр и удельных князей.

3. Стремление царя к укреплению собственной власти.

4. Борьба с сепаратизмом, прежде всего, новгородским.

5. Некоторые особенности личности Ивана Грозного (жестокость, подозрительность и т.д.)

Видимо, опричнина задумывалась как модель идеального, с точки зрения Ивана Грозного, государства.

В декабре 1564 г. Иван Грозный уехал на богомолье в Александровскую слободу. Оттуда в январе 1565 г. (дата начала опричнины) он прислал в Москву два письма. В первом – он «наложил хулу» на бояр – обвинил их в измене. Во втором – обращался к народу, говоря, что зла на него не держит, но на престол не вернется из-за боярских измен. По требованию москвичей бояре вынуждены были поехать к царю на поклон. Иван согласился вернуться на престол с условием, что ему разрешат ввести опричнину .

Основное содержание политики опричнины:

1. Вся земля России делилась на две неравные части – земщину и опричнину.

2. Опричнина (древний термин, обозначающий надел вдовы князя) становится собственностью Ивана и находится под его безраздельной властью.

3. Земщиной управляли Земские соборы, Боярская Дума и приказы, однако в этот процесс вмешивался и царь.

4. Опричное войско боролось с оппозицией внутри опричнины и совершало карательные и грабительские походы в земщину. Апофеозом опричнины стал поход на Новгород 1569 г., поводом к которому послужил ложный донос, обвиняющий новгородцев в измене.

5. Развернут массовый террор против инакомыслящих. Главным палачом стал Малюта Скуратов. Во время Новгородского похода им был задушен митрополит Филипп, осудивший опричнину. Вместе с семьей был убит Владимир Старицкий.

Поскольку политика опричнины не дала желаемых результатов, царь принял решение о ее свертывании. Поводом для этого послужила неспособность опричного войска защитить Москву от походов крымского хана Девлет-Гирея в 1571и 1572 гг. Он был побежден земским войском под командованием Михаила Воротынского. В 1572 г. опричнина была отменена. Однако репрессии продолжались (убит М. Воротынский).

В 1575 г. идея опричнины получила неожиданное продолжение. Иван на год покинул Москву, посадив на царский престол татарского хана Симеона Бекбулатовича. Подлинный смысл этого мероприятия так и остался неизвестным.


Незадолго перед смертью (в 1581 г.) Иван в припадке ярости убил своего старшего сына Ивана Ивановича, единственного полноценного претендента на престол.

В 1584 г. Иван Грозный умирает. Царем стал слабый и болезненный Федор Иванович, при котором фактически правил брат царицы, бывший опричник, Борис Годунов. При нем основан ряд городов (Архангельск, Саратов, Царицын и т.д.). В 1589 г. Русская православная церковь окончательно становится автокефальной (самоуправляющейся) – избран первый русский патриарх Иов .

Продолжается закрепощение: в 1581-82 гг. вводятся «заповедные лета» - временный запрет на переход крестьян в Юрьев день; в 1592 г. проведена перепись населения (составление «писцовых книг»); в 1597 г. введены «урочные лета» – пятилетний сыск беглых крестьян.

В 1591 г. в Угличе при загадочных обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного 14-тилетний царевич Дмитрий. Народная молва обвинила в его смерти Бориса Годунова.

В 1598 г. умирает Федор Иванович и на этом прерывается династия Рюриковичей.

Значение правления Ивана IV:

1. Грабительские походы опричников привели к разорению русских земель.

2. Экономический кризис вызывает массовое бегство крестьян на окраины страны. Идет быстрый рост численности казачества.

3. Бегство крестьян, в свою очередь, приводит к кризису феодального хозяйства – поместья остаются без работников. Желая удержать крестьян на земле помещиков, государство делает новые шаги к их закрепощению.

4. В результате террора уничтожен слой свободных частных собственников (бояр). Таким образом, Россия лишилась социальной базы для развития демократических начал в обществе.

5. Заметно выросла роль в обществе чиновников и дворян. Бояре и удельные князья сильно ослаблены.

6. Растет недовольство народа властью.

7. Возникает непреодолимый династический кризис. Можно утверждать, что глобальным последствием правления Ивана Грозного стало Смутное время.

Культура периода создания Российского централизованного государства (вторая половина XIII – XVI в.)

События, связанные с борьбой против монгольского ига, возвышением Москвы и созданием единого централизованного государства оказали значительное влияние на развитие русской культуры.Главной темой литературы второй половины XIII века стало Батыево нашествие. Первый отклик на это событие – «Слово о погибели русской земли» - проникнуто подлинным трагизмом описываемого. Другое произведение – Повесть о разорении Рязани Батыем» – уже содержит призыв к борьбе против врага. Одним из действующих лиц Повести является рязанский боярин Евпатий Коловрат , ведущий партизанскую войну против монголов. Ему же посвящено отдельное произведение: «Песня о Евпатии Коловрате».

С первыми победами над грозным врагом в русскую литературу приходит оптимизм и гордость за свой народ. Создан целый ряд произведений, посвященных Куликовской битве, которая становится одной из главных тем в культуре этого периода.

Центральное место в литературе этого времени занимают «Задонщина» (кон. XIV века, автор – Сафоний Рязанец) и «Сказание о Мамаевом побоище» (первая пол. XV века, автор неизвестен).

С конца XIV в. возрождается общерусское летописание, прославлявшее деяния московских князей и порицавшее их врагов. В XV веке в литературе все настойчивее подчеркивается избранность Москвы и ее князей. В «Сказании о князьях Владимирских» проводилась идея преемственности власти московских государей от византийских и даже римских императоров (от Августа). Другим произведением такого рода становится послание монаха Филафея Василию III, в котором утверждалось, что Москва – это «третий Рим» (теория «Москва – третий Рим» ). «Первый Рим» (собственно Рим) пал из-за ересей, «второй Рим» - из-заунии (союза) с католичеством (Флорентийская уния). «Два Рима падоша, а третий стоить, а четвертому не бывати». Теория Филафея превращала Москву в столицу православия и возлагала на нее обязанности по его защите.

Во второй половине XV века новое рождение переживает старый жанр«хождений» - описание путешествий. Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором описывается путешествие в Иран и Индию (1469 – 1472гг.).

В начале XVI века в России резко возрастает интерес к чтению. Стремясь удовлетворить этот интерес и направить его в нужное русло, митрополит Макарий создает «Великие Четьи Минеи» . «Четьи» – книги, предназначенные не для церковной службы, а для чтения. «Минеи» – сборники произведений, распределенных для ежедневного чтения.

Выдающимся памятником литературы XVI века стал «Домострой» Сильвестра. В этой книге с патриархальной точки зрения описывалось, какие порядки должны царить в семье и в доме вообще.

Важным достижением стало начало книгопечатания. Первая типография была открыта около 1553 года, но имя печатника не известно. В 1563 – 64 годах работает типография Ивана Федорова, которого и принято считать первопечатником. Первая печатная книга на Руси – «Апостол» .

Одной из основных тенденций в развитии культуры XVI века стало обмирщение или секуляризация , т.е. усиление в культуре светских начал. Одним из проявлений этого процесса становится возникновение русской публицистики . Виднейшими публицистами того времени были Федор Карпов и Иван Пересветов (возможно, под этим псевдонимом писал сам Иван Грозный). Одним из ярчайших памятников публицистики XVI века стала переписка Ивана IV с Андреем Курбским.

Конец XV-начало XVI в. ознаменованы серьезными религиозными спорами. В 1480-х гг. в Новгороде, а затем и в Москве проявляет себя еретическое движениежидовствующих , направленное против официальной церкви. Еретики отрицали основные церковные догматы, требовали уничтожения церковной иерархии, монашества и конфискации церковных земель. В 1490 г. церковный собор осудил ересь. В тоже время внутри самой церкви сформировались два течения:нестяжательство , вожди которого монахи-пустынники Нил Сорский и Бассиан Патрикеев стремились поднять авторитет духовенства отказом от собственности, аскетизмом и нравственным самосовершенствованием; и иосифлянство во главе Иосифом Волоцким, выступавшие за материально сильную церковь. Нестяжатели были осуждены Стоглавым собором как еретики.

Архитектура после нашествия монголов переживала период упадка. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия. Лишь с начала XVI в. оно постепенно возрождается, в основном в Новгороде и Пскове, относительно слабо пострадавших от нашествия, и в Москве. В Новгороде форма церквей еще больше упрощается: она удивительно пластична и выразительна (церковь Николы на Липне). Появляются и памятники, отличающиеся богатством внешнего декора (церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице). Неповторимое своеобразие псковским церквам придавали особые звонницы, возводимые над фасадом церкви или в стороне от него (церкви Василия на Горке, Георгия со Взвоза). В Москве своеобразным символом ее Возвышения: стал белокаменный Кремль (1367 г.). Однако по-настоящему грандиозное строительство разворачивается здесь во второй пол. XV-начале XVI в. Итальянскими мастерами П. А. Солари и А. Фиораванти возводятся новые кирпичные стены Кремля – из красного кирпича, длинной более 2 км, с 18 башнями. На Соборной площади Кремля Аристотель Фиораванти строит Успенский собор , мастера Солари и Руффо вместе с псковскими строителями возводят Благовещенский собор. Таким образом, складывается ансамбль Грановитой палаты.

Наиболее ярким признаком архитектурных памятников XVI века является шатровый стиль. Шедевром и одновременно наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в честь рождения Ивана IV. Вершиной же русского зодчества XVI в., является собор Покрова на Рв у, посвященный взятию Казани (более известен как храм Василия Блаженного – в честь знаменитого московского юродивого). Построен мастерами Бармой и Постником.

В 1530-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города защищавшего центральную часть посада. В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел кольцо укреплений Белого города, заключившее в себя почти всю тогдашнюю Москву. Им же был построен и мощный кремль в Смоленске.

В XIV -XV вв. высшего развития: достигает русская иконопись. Важнейшую роль здесь сыграл византиец Феофан Грек, приехавший в 1370-х гг. на Русь. В 1378 г. он расписал в Новгороде церковь Спаса на Ильине (фрески частично сохранились). Ему приписываются несколько икон Благовещенского собора в Москве. Другим выдающимся иконописцем был Андрей Рублев (около 1360-1430 гг.). Самая знаменитая его икона – «Троица» . Сохранились фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире. Традиции Рублева во второй половине XV-начале XVI в. продолжил Дионисий, из творений которого дошли до нас фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.).

Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир изображаемых персонажей уходят на задний план. Мастера – Прокопий Чирин, братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды. Это направление получило название строгановской школы, по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.

Раздел 6. Россия в XVII веке

Вторая половина XVI века в Московском царстве примечательна таким жутким и бесчеловечным явлением как опричнина . Сутью её являлось совершение бессмысленных и беспрецедентных убийств ради самих убийств. Но самым ужасным и аморальным было то, что царь Иван Грозный и опричники находились в абсолютной уверенности, что делают благое дело, совершая чудовищные злодеяния.

Эти злодеяния были тем более ужасными, что по понятиям того времени на смерть обрекались не только тела, но и их души. Казнённых людей рассекали на части. Отрубали руки, ноги, головы и расчленяли туловища. Православная церковь считала, что без тела душа не сможет явиться на Страшный суд. А стало быть, убиенные обрекались царской волей на вечное небытие.

После страшных казней царь московский заносил имена невинных жертв в синодик. Он служил по ним панихиду и считал, что такого покаяния вполне достаточно для образцового православного христианина. При этом Грозный создал собственную концепцию царской власти. Он полагал, что его величие равно Божьему. А потому все подданные были лишены права в любой форме обсуждать царские деяния.

Причины опричнины

Основную причину опричнины видят в припадке сумасшествия, которое охватило Ивана Грозного в конце 1564 года. Но это слишком упрощённый подход. Суть же заключалась в том, что высшая боярская знать сосредоточила в своих руках очень большую власть. Наряду с этим в Московском царстве сложилась довольно большая прослойка мелкого дворянства, мечтавшего о деньгах, славе и привилегиях.

Иван Грозный отличался непомерными амбициями и властолюбием. Любое противодействие вызывало у царя чувство гнева и ненависти. В 1560 году он упразднил Избранную раду , хотя именно она создала ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом царское величие.

В 1558 году началась Ливонская война . Многие представители феодальной знати были против неё. Они открыто высказывали своё недовольство. Всё это накаляло страсти в высших эшелонах власти. Царь усиливал давление на бояр, но те не хотела покорно склонять головы перед волей монарха. Некоторые князья уехали за границу. Самым известным из них являлся Андрей Михайлович Курбский (1528-1583). В конце апреля 1564 года он бежал в Литву. Там князь был тепло встречен польским королём. Ему пожаловали земли в Литве и сделали членом королевской рады.

Царь переругался не только с князьями, но и с духовенством. То есть он противопоставил себя высшей бюрократии. Конец здесь мог быть только один. Вспомним Павла I. Он также выступил против интересов высшего дворянства и был убит. У Ивана Грозного всё могло быть точно также. Но у него хватило ума одной бюрократии противопоставить другую. Один в поле не воин, поэтому царь сплотил вокруг себя мелкое дворянства. Так и появилась опричнина.

Опричники

Опричнина и её деяния

Активную борьбу за неограниченную власть московский царь начал в декабре 1564 года. Он уехал в свою резиденцию под Москвой (Александрова слобода) и 3 января 1565 года объявил о том, что отрекается от престола. Причину же объяснил тем, что гневается на непокорных бояр и духовенство. Это обычный политический ход, который очень часто использовался в истории хитрыми и кровожадными диктаторами. Вспомним хотя бы товарища Сталина . Он не раз просил политбюро освободить его от обязанностей генерального секретаря. Чем всё это кончилось, мы помним прекрасно.

Узнав об отречении, в царскую резиденцию прибыли представители высшей знати. В их задачу входило уговорить государя не делать опрометчивых поступков. Царь сделал вид, что поддался на уговоры, но при этом выдвинул свои условия. Он потребовал чрезвычайных полномочий. Заключались они в создании особного двора. Это отдельная бюрократическая структура со своей территорией, армией, финансами и аппаратом управления. Подчинялась она только царю и фактически представляла собой государство в государстве.

Представители высшей власти согласились с условиями царя. Бояре даже отдалённо не представляли, что, таким образом, подписали себе смертный приговор. А Иван Грозный, получил все юридические права на создание страшного репрессивного аппарата, направленного в своей деятельности не только против князей и других представителей высшего сословия, но и против простых людей.

Новое образование московский царь назвал опричниной. «Оприч» - это старинное русское слово, обозначающее «кроме». «Кроме нас нет людей, преданных царю«, - говорили опричники. В их задачу входило искоренять всякую крамолу и искать измену. Народ назвал опричников кромешниками . Он ассоциировал их с адом, где правит бал «тьма кромешная». Такое определение очень верно по сути, так как эти царские люди не знали ни жалости, ни сострадания.

Поначалу в новый царский бюрократический аппарат вошло не более 1000 человек. Это были представители мелкого дворянства, получившие, благодаря царской воле, неограниченную власть. Но любая бюрократия нуждается в материальной базе. Опричнине были отписаны такие города как Вязьма, Суздаль, Козельск, Вологда, Каргополь, а также ряд других административных образований в центральных, северных и юго-западных районах Московского царства.

С опричных территорий выселялись местные землевладельцы, а их собственность передавалась мелким дворянам, записанным в особный двор. Новоиспечённая бюрократия получила большие льготы и налоговые послабления. Таким образом было подорвано материальное благополучие крупной аристократии.

Очень быстро численность опричного войска достигла 7 тысяч человек. Оно стало представлять собой сильную боевую единицу, беспрекословно выполняющую волю царя. Опричники получили государственную неприкосновенность. Обычный суд их судить не имел права. Не подчинялись царские слуги также обычным государственным органам власти. Все эти люди попали в касту неприкасаемых. Остальная же часть государства управлялась Боярской думой и получила название земщины . Иван Грозный оказался во главе как бы двух государственных образований. Между ними лежала пропасть, а царь невероятно укрепил свою власть.

Держалась она на патологическом страхе. Вначале опала, а потом казнь - стали обычным явлением. Головы князьям из богатых и древних родов рубили очень охотно, так как все их имущество отходило к особному двору. Каждый государев слуга привязывал к седлу своего коня собачью голову и метлу . Этим он как бы подчёркивал, что грызёт врагов и выметает их с русских земель.

У высшего дворянства опричнина вызвала ярый протест. В 1566 году на Земском соборе многие представители высшей знати подписались под челобитной, просящей государя отменить новое государственное образование. Все челобитчики были схвачены и казнены.

Казнь боярина Фёдорова
Опального боярина посадили на стул, одели в царские одежды, а Иван Грозный встал перед ним на колени, пряча за спиной нож. Царь приблизился к боярину и зарезал его

Страшная волна репрессий началась в 1568 года. Что стоит хотя бы дело боярина Фёдорова. По нему было казнено 400 абсолютно ни в чём неповинных людей. Самое же жуткое преступление свершилось в Великом Новгороде в 1570 году.

В городе было истреблено практически всё население. Не жалели даже младенцев. Маленькие тела безжалостно бросали в ледяные проруби реки Волхов. Новгородские бояре были уничтожены полностью. Но кроме них погибли и простые люди. Это крестьяне, посадские, приказные. Опричники, убивая боярина, вырезали и всех его дворовых людей.

Опьянённые кровью, царские слуги воспылали высокой нравственностью. Они запретили жителям Новгорода употреблять спиртные напитки. А те очень любили расслабиться в праздники. Выпивших людей ловили, нещадно били кнутом, а затем топили в волховских прорубях.

В результате всего этого в стране создалась невыносимая обстановка. О ней очень хорошо сказал граф А. К. Толстой:

Звон медный несётся, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовёт ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьёт,
И звону внимает московский народ.
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный богом Басманов.

Конец опричнины

Опричнина продолжалась с 1565 по 1572 год . Долгих 7 лет на русской земле царил ужас и страх. От всего этого кошмара страну, как ни странно звучит, спас крымский хан Девлет-Гирей (1512-1577). В самый разгар Ливонской войны Ивану Грозному удалось замириться с крымскими татарами. В соглашении оговаривалось, что Девлет-Гирей не будет совершать набегов на русские земли. В связи с этим, войска, охранявшие южные границы Московского царства, были отправлены в Ливонию. Вся южная территория оказалась практически незащищённой.

Но коварный хан нарушил договор. Его конное войско прорвало жидкие вооружённые заслоны и подошло к Москве весной 1571 года. Жители заперлись за городскими стенами, а татары начали обстреливать город зажигательными стрелами. В результате возник пожар. Все постройки были в основном деревянными, поэтому город выгорел за каких-то 3 часа.

Москва в годы опричнины

Бедствие и горе были колоссальными. Многие жители сгорели заживо в огне или задохнулись в дыму. Оставшиеся в живых лишились всего имущества. Иван Грозный бросил клич собираться всем, кто только может носить оружие. Основная его надежда была на опричников. Но «особые люди» в тяжелейшую для государства годину показали всю свою низость и мерзость.

Одни из них дезертировали, другие прикинулись заболевшими или немощными. Выражаясь языком XVI века, «объявили себя в нетях». Героями они были только с беззащитными людьми. А вот перед вооружёнными и сильными врагами оказались трусливыми овечками.

Сопротивление крымским татарам оказал боярин Михаил Воротынский. Он организовал оборону почти полностью сгоревшей Москвы, а затем преследовал неприятеля вплоть до крымских степей. Опричное же войско так и осталось в городе Серпухове, где находилось вместе с царём во время начала рейда крымских татар.

Грозный царь не простил своим «особым людям» трусости. Головы лидеров опричников, испугавшихся татарских сабель, дружно полетели на плахах. Были казнены: князья Михаил Черкасский и лютый Вяземский, Василий Грязной и Алексей Басманов. Фёдору, сыну Басманова, царь предложил сохранить жизнь, если тот сможет перерезать горло своему отцу. Федор согласился и убил отца. Грозный выполнил обещание. Фёдора не стали убивать. Его заковали в кандалы, отправили на север и посадили там в тюрьму, где он вскоре и умер.

В 1572 году Иван Грозный упразднил опричнину. Но это вовсе не означало конец бесчеловечной системы. Смертной казни подвергли лишь небольшую верхушку опричников. К примеру, тот же Малюта Скуратов , самый страшный из всех «особых людей», погиб на Ливонской войне уже после уничтожения своих соратников.

Большинство опричников уцелело. Часть из них была переведена без каких-либо привилегий в служилое дворянство, другая часть постриглась в монахи или устроилась в приказах. Остались у власти и бояре, связанные так или иначе с бесчеловечной системой. Примером тому может служить такая личность как Борис Годунов . Впоследствии он стал царём всея Руси, а Иван IV (Грозный) вошёл в историю как самый кровавый и страшный правитель, принёсший русской земле неисчислимое горе.

Опричнина и опричники – эти слова обрели зловещий оттенок чего-то страшного и неприятного в истории России. Что тогда, что сейчас, люди делятся на два лагеря: одни во всё горло кричат об опричнине как о самой печальной странице из жизни государства и результатом помешательства правителя. Другие же напротив, утверждают, что такое правление царя было вполне ожидаемым и даже вывело Россию на новый уровень, дав возможности для лучшей жизни.

Ответ довольно прост – приближенные царя Ивана Грозного. Само слово «опричник» несет в себе значение «особый, выделяющийся». Именно так это и было, ведь кого попало в помощники к царю не возьмут. Опричники занимались тем, что охраняли покой царя и в общем смысле слова, были привилегированными гвардейцами.

Опричник

Царь Иван Грозный имел план о создании «Избранной тысячи». Такая военная реформа подразумевала создание отдельного подразделения, в которое входили бы потомки княжеских и царских семей. «Избранные» назначались главнокомандующими и полководцами, то есть, в их обязанности входило ведение военных дел и руководство армией.

Темные всадники Российского государства

Страх людей перед опричниками легко можно объяснить. Помощники царя носили длинные балахоны или мантии чёрного цвета, что уже нагнетало жути. Ездили опричники на конях, что делало их похожими на настоящих всадников из старых легенд.

Бытует мнение, что опричники на шеях носили собачьи головы, которые иногда надевали и лошадям. В руках у них всегда были мётлы на кнутовище.

Зрелище не из приятных, конечно же. Но были ли головы и мётлы настоящими, или это всего-навсего метафора, доподлинно неизвестно. О приближенных царя говорили, что собачьи головы – символ бесстрашия, якобы они будут всех кусать и пугать. А мётлы нужны чтобы убирать весь «мусор» в стране.

Свирепые опричники могли творить абсолютный беспредел. Сам царь, под чьим руководством они находились, не предпринимал попыток остановить их. Напротив, бесчинства происходили именно в угоду и по приказу Грозного.

Главные опричники

Среди всех имен опричников стоит упомянуть как минимум два – Малюту Скуратова и Афанасия Вяземского. Первый был главным помощником Ивана Грозного, способный на любые преступления в угоду власти. Сейчас его имя стало нарицательным: так называют самых вредных и опасных хулиганов и палачей.

Прозвище «Малюта» он скорее всего получил благодаря своему невысокому росту, который тем ни менее, не мешал Скуратову пугать жителей страны. Вокруг его имени даже слагались легенды.

Одна из которых гласила, что Малюта утопил Марию Долгорукую, жену Ивана Грозного (по его же собственному приказу). Точных сведений об этой истории нет, но народ, зная Малюту Скуратова и его преданность царю, охотно верил в реальность происшествия.

Еще одним верным слугой Грозного был Афанасий Вяземский, также не отличавшийся широтой и чистотой души. Он был не только приближённым, но и якобы другом Грозного. Общение их было настолько тесным, что царь принимал лекарства, принесённые Вяземским. Но характер интригана дал о себе знать. Афанасий Вяземский был вовлечен в довольно запутанную историю. Его обвини в намерении предать царя, за что он жестоко поплатился. Смерть его наступила во время допроса с пытками.

Опричнина Ивана Грозного – это темное событие на Руси, случившееся в период 1565 — 1572 гг., оставившие глубокий след в истории российского государства. К этому моменту Русь уже пережила не одно событие, которое могло повлиять на государственность в целом и форму правления в частности.

Шестнадцатый век был особенным из-за власти Ивана IV, которому народ дал прозвище «Грозный». Несомненно, события, описываемые в этой статье, дадут полное представление о том, что несло угрозу.

Есть в восточной мудрости краткое изречение о жизни в интересное время. Период царствования Ивана можно с легкостью отнести к такой формулировке. Ведь мало кто мог чувствовать себя в полной безопасности, особенно среди бояр.

Что такое опричнина

По личному распоряжению первого царя (точного мотива нет) на Руси все упоминания об опричниках были удалены из летописей. Термин «опричнина» даже произносить было запрещено. Поэтому нашим современникам сложно представить, что это такое.

Из истории известно два значения этого термина, которые менялись от цели трактовки:

  1. Опричнина – это царский удел, который имел свой государственный аппарат и персональное войско.
  2. Опричнина – это комплекс особых мер, предпринятый царем в период с 65 по 72 года 16 века, направленный на восстановление государственного порядка и уничтожения оппозиции.

Разумеется, царь не может владеть всеми землями страны единолично, поэтому для бояр были выделены иные территории. Если царский удел, по сути, – это опричнина, то боярский удел – земщина.

Схема разделения была простой: наиболее ценные земли передавались в пользование государя, а остальные следовало обложить налогами.

Причины опричнины

Предпосылкой введения особого режима была сложившаяся политическая ситуация в стране. Досадное поражение на западе, постоянные атаки татарского хана с востока, а в стране неуважение к власти – все это стало главной причиной для начала жесткого вмешательства русского царя. Ему требовалось срочно принять меры, чтобы сдержать грядущий раскол.

Усугубило положение предательство видного военачальника из государственного аппарата, который сбежал во враждебную Литву. В сложной политической ситуации для подозрительного Ивана IV такое событие стало знаковым.

Уже через два года он ввел новый государственный режим – опричнину. В переводе со старорусского слово означало «особое положение».

Очередной причиной введения опричнины были личные мотивы Грозного: ограничить влияние оппозиции и церковных сепаратистов.

Кто такие опричники во времена Ивана Грозного

После введения опричнины в 65 году, царь, опасаясь за свою жизнь и самодержавие, обзавелся личной охраной из числа людей царского удела - опричников. Так впоследствии было сформировано опричное войско, которое прославилось своими репрессивными мерами.

Самые известные имена опричников:

  • Скуратов Малюта — главный палач опричного войска. Он виновен в убийстве московского митрополита, осуждавшего опричнину, — Филиппа Московского;
  • Басманов Фёдор — инициатор опричнины;
  • Вяземский Афанасий — глава опричников;
  • Черкасский Михаил — служилый князь удела.

Сущность политики опричнины Ивана IV

Дата начала основных событий — это 60-е годы шестнадцатого века. Чувствуя угрозу со стороны своих поданных, Иван IV покидает Москву. В письмах он обвиняет в предательстве бояр.

Происходит раскол армии и населения. Правда, разделения на богатых и бедных царь не делает, кроме того, в письме он указывает, что не желает зла «простому люду».

Карта России при опричнине (для увеличения нажмите)

В 65 году Грозный разделил территорию страны на опричнину и земщину. При помощи земщины частично пополнялась царская казна, поскольку налоги шли в пользу опричнины. Однако, в итоге, казна все равно опустела.

Из Слободы Иван регулярно приезжал в Москву, чтобы казнить личных врагов и лишить имущества бояр, которых считал предателями. Кровавые казни были прекрасной демонстрацией решимости царя покарать тех, кто смел перечить правителю.

В 69 году шестнадцатого века Иван узнает о готовящемся заговоре в Новгороде. Ему потребовалось менее года, чтобы ввести крупные силы в город. В полуторамесячный период на улицах города произошло свыше полусотен избиений. Сожжен не один дом. В результате подобных репрессий в городе осталась в живых лишь одна пятая часть населения. Любое восстание становилось попросту невозможным.

Из Новгорода карательная операция царя переместилась в Псков, где повторилось то же самое. После карательного похода царь вернулся в столицу, где нашел порядка двух сотен изменников из числа старших бояр.

В результате набегов на города, сократилось число потенциальных защитников страны. Пожалеть об этом пришлось в 71 году, когда хан Гирей вместе со своим войском подошел к стенам Москвы и без особого труда выиграл сражение с опричными войсками русского царя. Противостоять обученным в набегах татарским воинам они не смогли. Татары подожгли окраину, нанеся колоссальный урон городу.

Москву чуть позже освободили. Но поражение в бою с татарами заставило Грозного объединить расколотую армию.

В 72 году (1572г. — год отмены опричнины) опричнина была отменена окончательно, уступив место крепостному праву. По окончании опричнины, у крестьян на многие годы были отобраны право и свобода.

Последствия опричнины для российского государства

К сожалению, они очень велики и трагичны:

  1. За время действия подобного режима, Боярская дума, которая много раз решала политические задачи Руси, перестала существовать как государственный орган, а стала только данью былой традиции.
  2. Десятки тысяч людей потеряли жизни. Причем на одного убитого боярина приходилось до десятка простых крестьян и ремесленных мастеров, что привело к крупному кризису в экономике страны.
  3. Более 80% урожайных полей пришло в запустение. Сельское хозяйство практически не развивалось.
  4. Россия проиграла Ливонскую войну, которая длилась свыше двадцати лет.
  5. После смерти Ивана Грозного, поскольку прямых наследников на царский престол не было, наступили Смутные времена. Многие самозванцы попытались занять место российского государя.

Плюсы и минусы опричнины

Трудно отыскать положительные стороны в тоталитарном режиме.

Главным преимуществом опричнины стало установление государственной власти, а также полное уничтожение оппозиции.

Несмотря на большое количество жертв, Грозному удалось провести реформы в православии и немного укрепить внешнюю политику.

Отрицательных сторон в провидении такого режима было гораздо больше:

  • убийство митрополита Филиппа;
  • шестинедельный террор опричным войском Новгорода;
  • практически заказное убийство брата царя — Старицкого. В тот же день была убита вся семья Старицких;
  • экономический кризис;
  • упадок сельского хозяйства;
  • пустая казна.

Заключение

Споры о смысле столь жестокой формы правления до сих пор ведутся в исторических кругах. Опричнина относится к разумным, а возможно необходимым мерам. Хронологические рамки, в которых упоминается опричнина – это темные века в мировой истории.

Примерно в это же время происходят такие кровавые события как массовое убийство в ночь святого Варфоломея. Поэтому не стоит называть Грозного каким-то неуравновешенным и жестоким правителем. В столь сложные времена он сумел избежать удара ножом в спину (вспомним Цезаря) и вывести страну из политической «бездны».