Информационная среда преподавателя шахмат. Как шахматы могут научить учителя работать по-новому? Проект «Шахматы дошколятам»


Инфокоммуникационные образовательные ресурсы
для подготовки социальных педагогов-организаторов шахматной работы в РГСУ

Михайлова И. В. ([email protected])

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Правительство Москвы, признавая принцип равных возможностей в области образования для детей и молодежи, имеющих инвалидность, объявило 2009 год Годом равных возможностей и поставило перед педагогическими коллективами задачу разработки системы мероприятий по реализации данного принципа. Подчеркнем, что использование шахмат в качестве модели обучения может стать одним из инновационных подходов к решению проблемы социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, так как в шахматах результат определяется абстрактно-логическим обыгрыванием соперника, а не двигательной активностью индивида. Именно поэтому шахматы как вид спорта так востребованы среди инвалидов.

Однако интегрирование инвалидов в образовательную шахматную среду осложняется рядом препятствующих факторов, имеющих различный масштаб и характер. В частности, существует большая проблема передвижения таких людей для участия в шахматных мероприятиях. Резко повышаются технические и гигиенические требования. Необходима специфическая модификация рабочего места. Так, при игре в шахматы инвалидам зачастую нелегко физически сделать и записать ход. Существует и кадровая проблема – во многих регионах России имеется острая нехватка социальных шахматных педагогов, понимающих специфику психических состояний таких людей и умеющих индивидуализировать обучение.

С целью преодоления этих трудностей сотрудники кафедры педагогики и организации шахматной работы Российского государственного социального университета спроектировали и провели начальную апробацию дистанционного обучения шахматам инвалидов, основанную на применении шахматных компьютерных программ и шахматных ресурсов Интернета. Рассмотрим дистанционную и традиционную формы обучения основам адаптивного шахматного спорта инвалидов.

Процесс обучения может проводиться под руководством педагога по общепринятой методике, применяемой, например, на базе московской спецшколы-интерната ¹ 31; либо осуществляться дистанционно – с использованием специально разработанных шахматных компьютерных программ и телекоммуникационных средств по экспериментальной методике на базе Международного центра шахматного образования (МЦШО), созданного по инициативе ректора РГСУ президента шахматной федерации Москвы В. И. Жукова. МЦШО обладает мощным материально-техническим оснащением, кадровым составом, информационным и программным обеспечением и готов скоординировать работу по интеграции в мировое сообщество детей-россиян с ограниченными возможностями средствами информационно-коммуникационных ресурсов шахмат. Центр располагает 4 турнирными залами для проведения шахматных соревнований, компьютерным классом на 20 рабочих мест, подключенных к Интернету, лекционным залом с демонстрационным экраном и электронными шахматными досками, специализированной шахматной библиотекой, офисными помещениями, блоком питания.

Можно предположить, что каждый персональный компьютер с установленными шахматными программами, средствами работы с шахматными ресурсами Интернета и электронными шахматными базами, обладает функциями искусственного помощника педагога. Отметим, что основными принципами данной формы обучения являются организация самостоятельной когнитивной деятельности шахматистов в развитой учебной среде, базирующейся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, и оперативное общение тренера-преподавателя и обучающегося с использованием телекоммуникационных средств.

Именно совокупное действие инфокоммуникационных компонентов можно рассматривать как действие «искусственного» помощника (ИП) социального педагога-организатора шахматной работы. Дидактические инфокоммуникационные средства обучения в шахматах можно классифицировать по их функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач). Основными дидактическими инфокоммуникационными средствами обучения в шахматах являются:

информационно-поисковая система (ИПС) – функция поиска и предоставления информации;

учебно-методические комплексы (УМК) – функция электронного преподавания;

шахматные компьютерные программы (КП) и электронные учебники (ЭУ) – функция шахматной игры, шахматного задачника и учебника;

шахматные информационные, обучающие и игровые интернет-порталы, выполняющие перечисленные выше функции в режиме реального времени.

Рассмотрим действующие объекты реализации шахматных дидактических инфокоммуникационных средств на конкретных примерах. ИПС Chess Assistant (ИПС СА) – это многофункциональная система для работы и анализа шахматных партий, имеющая игровой тренинг. Поэтому в процессе выступления на Всемирных шахматных олимпиадах и других турнирах адаптивного шахматного спорта высших достижений большое значение имеет использование в подготовке информационно-поисковой функции, образующей информационно-поисковую систему – ИПС СА. По сравнению с дебютными справочниками-книгами скорость обработки информации при ее использовании увеличивается даже не в десятки, а в сотни раз.

Отметим, что основными информационными образовательными ресурсами, независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии, являются учебно-методические комплексы, обеспечивающие эффективную тренировку шахматистов. Были выделены следующие принципы концептуальной основы УМК. Это принцип оперативной обратной связи, присущий всем компьютерным программам и программирование индивидуализированного обучения. Наиболее востребованными являются УМК «Шахматный факультатив в школе», созданный сотрудниками кафедры педагогики и организации шахматной работы РГСУ и УМК «Шахматный университет», обладающие высоким уровнем методических, информационных и учебных материалов. Для обучения слепых и слабовидящих шахматистов УМК «Шахматный факультатив» был озвучен в формате MP3.

Учебные программы-тренажеры, состоящие из игровых и учебных КП, предполагают усвоение новой информации. Основная функция КП состоит в развитии умений и навыков шахматного мастерства по всем аспектам шахматного совершенствования. Разнообразный шахматный учебный материал хорошо подобран и систематизирован в таких обучающих шахматных программах, как: «Энциклопедия миттельшпиля» (I, II, III); «Шахматная стратегия», «Этюды для практиков», «Энциклопедия дебютных ошибок», CT-ART 3.0 (программа обучения шахматной тактике). Основная функция игровых компьютерных программ – это выполнение функции спарринг-партнера. Кроме того, шахматисты успешно используют в процессе тренировки игровые КП для анализа критических позиций на всех стадиях шахматной партии. Среди ведущих шахматных игровых программ выделяются «Rybka», «Deeр Fritz», «Junior», «Chess Tiger».

Ведущие тренеры-преподаватели используют в подготовке своих учеников авторские ЭУ. В нашем случае был разработан и апробирован ЭУ «Мышление схемами» (3). Необходимость создания электронной базы по стратегии «Мышление схемами» диктовалось тем, что стратегическое мышление «искусственного» интеллекта, реализуемого через работу обучающих и игровых компьютерных шахматных программ, оказалось малоэффективным для развития стратегического мышления юного шахматиста. Поэтому были структурированы более 500 примеров из практики «естественного» интеллекта, когда стратегическое мышление чемпионов мира по шахматам используется как эталонная модель в подготовке шахматиста.

Важным фактором, оптимизирующим тренировку шахматистов и расширяющим его возможности, является использование шахматных ресурсов Интернета. Они состоят из игровых, информационных и обучающих порталов. Среди игровых порталов выделяются ICC [доменное имя – www.chessclub.com], Playchess и «Шахматная Планета» . Мощным информационным ресурсом Интернета, сформировавшим виртуальную образовательную шахматную среду РГСУ, стал сайт нашей кафедры, созданный в прошлом году силами ППС и студентов .

Формирование теоретической концепции и практической модели использования адаптивного шахматного обучения и воспитания, позволяет направленно развивать комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений и навыков, формировать осознанное отношение к своим силам и способностям. Исследование феномена шахматной игры как средства и механизма интеграции детей-инвалидов, проводящегося в МЦШО РГСУ, и выработка на этой основе практических рекомендаций позволяет не декларативно, а реально решать многие специфические проблемы формирования деятельностных компетенций у данной группы лиц.

Использование информационно-коммуникационных ресурсов шахмат в процессе актуализации интеллектуального потенциала детей-инвалидов создает более благоприятные интеграционные возможности для практической реализации принципа равных возможностей согласно Всемирной программе действий в отношении инвалидов. Использование мировых информационных, обучающих и игровых шахматных порталов делает возможным привлекать высококвалифицированные тренерско-преподавательские кадры и спарринг-партнеров для обучения шахматистов-инвалидов в отдаленных районах России. Подчеркнем, что программные средства становятся ценными элементами процесса подготовки шахматистов лишь в том случае, когда они используются в тесной связи с методическим обеспечением обучения – применением инфокоммуникационных технологий. Выбор конкретных дидактических средств, используемых в процессе обучения и выступления спортсменов, зависит не столько от материальной оснащенности ДЮСШ и других шахматных образовательных учреждений компьютерами и программным обеспечением, а прежде всего от применения тщательно разработанных и точно выверенных инновационных методик обучения и воспитания.

Принято считать, что для изучения шахматной игры и достижения высоких результатов в ней, необходим особый талант и предрасположенность к логическому мышлению у ребёнка…не могу с этим не согласится, но всё же, если рассматривать шахматы не только как спорт, но и как способ воспитания полноценного, всесторонне развитого человека, то такой подход ограничивает нас в том, чтобы искать пути подачи базовых шахматных знаний, которые подходили бы всем детям, желающим их изучать.

Если учесть всеобщую мировую тенденцию о включении шахмат в школьную программу, как обязательного предмета, то вопрос о методах преподавания становится более актуальным для современных тренеров и учителей.

Мне часто приходилось слышать, что тем детям, которые одарены определёнными умственными способностями в комплексе с трудолюбием и целеустремлённостью, суждено иметь успех в шахматном спорте. Если часть детей отсеивается из группы, объясняется это банальным выражением – “шахматы не для них…Васе надо в футбол играть, а Кате надо вязанием заниматься! Остались те, кто поумнее, сообразительнее и усидчивее”. А ведь процесс обучения, является равным сотрудничеством преподавателя и подопечных! Так почему же существует устойчивая тенденция списывать всю ответственность на наличие (или отсутствие) определённых способностей детей (а вовсе не преподавателя!).

Возможно, когда мы ставим подобный диагноз, в этом есть определённый смысл, но это решать не нам и если у тех детей есть особые способности в других сферах, то они обязательно будут реализованы при должной поддержке. А наша с вами задача – тренеров и учителей – подобрать ключ к каждому ребёнку, привить любовь к этой удивительной игре всех тех, кто проявляет к этому стремление!!!

Самым сложным в этой ситуации является признание того, что возможно, нам самим не хватает определённых знаний в области детской психологии, не хватает энтузиазма или желания искать альтернативные методы преподавания шахмат. Особенно это касается тренеров групп для начинающих.

Для того, чтобы грамотно подбирать материал, планировать ход занятия и увлекательно подавать знания, необходимо разобраться с кем именно мы имеем дело! Знание о том кого мы учим, будет основной подсказкой к тому, как это следует делать, чтобы было всем максимально интересно, а материал усваивался на 100 %.

Именно поэтому каждому тренеру-преподавателю шахмат необходимо уверенно ориентироваться в видах интеллекта детей, типах темперамента и характера, а также в разновидностях усвоения знаний и возрастных особенностях своих подопечных! Эти знания станут основой, благодаря которой будет обеспечен максимальный успех обучения, конечно же, в комплексе с профессиональной компетентностью тренера, как шахматиста.

Так, если проводить занятия, основываясь только на теоретической подаче материала, то дети активного, чувствительного и коммуникативного типа быстро потеряют интерес, и как следствие, внимание будет рассеяно, дисциплина будет нарушена. Если же перенасытить занятия эмоционально и перестараться с второстепенными методами подачи материала, то дети могут не усвоить суть темы, так как будет не достаточно времени, чтобы углубиться в неё, к тому же, будет не просто утихомирить разыгравшихся детей. Чрезмерное стремление тренера научить детей всему и сразу, может привести к тому, что дети рецептивного склада потеряют логическую связь и в результате могут возникнуть серьёзные проблемы, так как подобным детям просто необходимо регулярно повторять пройденный материал, когда как детям коммуникативного склада следует задавать больше вопросов, из чего следует, что тренеру просто необходимо регулярное проведение викторин, небольших конкурсов и.т.п. Подобных примеров и нюансов очень много и это если учитывать только типы темперамента, а ведь ещё есть такие факторы, как типы интеллекта и типы усвоения знаний в сочетание с возрастными особенностями учащихся…

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что каждое занятие должно быть продуманно и составлено из аспектов, которые будут удовлетворять потребности каждого подопечного. В этом заключается главный секрет преподавания шахмат, особенно для начинающих. Со временем, естественно может отпасть такая острая потребность в подобных вспомогательных методах преподавания, но я рекомендую всё же использовать элементы этих идей в любом возрасте и для любого уровня, что сделает занятия насыщенными и эффективными.

Что же может помочь разнообразить занятия шахматами и помочь усвоению материала начинающим чемпионам? Это очень интересная и обширная тема, которая требует отдельной статьи и мы обязательно поговорим об этом на страницах нашего сайта в ближайшее время. На данный момент перечислим несколько способов, которые лично я применяю в своей тренерской практике.

Ниже приведены условные названия подобных методов:

Арт-брейки(короткие перерывы с элементами творчества).

Плей-брейки (перерыв в середине занятия с заданием в игровой увлекательной форме).

Спорт-брейки (небольшой перерыв в игровой форме с элементами спорта).

Видео -брейки (просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например о творчестве известных шахматистов или даже мультфильмы на шахматную тематику) и др.

Шахматные викторины с подсчётом заработанных очков.

Сеансы одновременный игры, где сеанс может проводить один из учащихся, не зависимо от его силы. Тренер курирует и помогает (не подсказывает).

На самом деле таких методов очень много и в арсенале каждого тренера имеются свои “фирменные” рецепты, которые, порой, держатся в строжайшем секрете.

Суть подобных перерывов заключается в том, чтобы отвлечь учащихся от напряжённой мыслительной деятельности, подготовив тем самым базу для восприятия знаний, уже свежим взглядом. Но одной из важных причин данного метода заключается в том, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности детей с разными типами восприятия информации.

Уверенна, что многие могут поспорить с подобными способами преподавания, назвав это самодеятельностью и лишними, не имеющими к шахматам отношения действиями…к тому же, к подобным занятиям необходимо готовится дольше и применять творческий подход, а где-то и вкладывать материальные средства…

Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность

Правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации на 2011-2018 годы. Ханты-Мансийский округ за сравнительно короткий срок вышел на первые позиции по развитию шахматного образования. Во время открытия 17 международного шахматного турнира имени Анатолия Карпова, проходившего в поселке городского типа Пойковском, Наталья Комарова сделала заявление о том, что наш округ переходит на всеобщее шахматное образование.

В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.

Вице Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выдвигая инициативу "Наша новая школа", подчеркнул, что к концепции четырех "И" (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура и инновации) следует добавить пятую составляющую - Интеллект.

Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.

Выдающийся российский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».

Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.

Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.

Анализ результатов опроса родителей показал: 100% родителей считают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детского интеллекта, 100 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился играть в шахматы и 70% считают, что начинать обучение игре в шахматы можно уже в детском саду.

Аннотация проекта

Материал проекта по организации шахматной деятельности, является одним из основных аспектов интеллектуального развития. Показаны пути решения задач создания педагогических условий для интеллектуального развития воспитанников средствами шахматной деятельности, при реализации которых очевидны проявления интеллектуальных способностей у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Особенностью представленного материала является его системность при организации работы по шахматной деятельности в детском саду (ближайшее социальное окружение), ресурсное обеспечение педагогического процесса, материально-техническое оснащение, связь с социумом.

Материал ориентирован на развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе шахматной деятельности.

Основными направлениями проекта являются: создание психолого-педагогических условий для успешной популяризации шахмат среди детей дошкольного возраста и родителей, обеспечение единства образовательного пространства на территории округа, овладение дошкольника азами шахматной игры; формирование предпосылок для осознанного отношения дошкольника к такому виду спорта как шахматы.

Паспорт проекта «Шахматы дошколятам»

Наименование проекта

«Шахматы дошколятам»

Разработчики проекта

Рабочая группа

Назначение проекта

Проект предназначен руководителям, методистам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу дошкольных учреждений в разработке модели методической работы и планирования по шахматному образованию, включающей создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, координирование педагогического взаимодействия, организацию различных видов детской деятельности интеллектуальной направленности, популяризацию шахматной игры у родителей.

Цель проекта

разработать и реализовать педагогические условия для формирования интеллектуальных способностей дошкольников средствами шахматной деятельности.

Задачи проекта

  • Обеспечить подготовку педагогов к внедрению интеллектуальных игр шахматной направленности в образовательную деятельность, организовать активные формы обмена педагогическим опытом;
  • обеспечить методическое сопровождение использования интеллектуальных игр по шахматной деятельности в ДОУ, трансляцию и тиражирование инновационного опыта, обеспечить проведение мониторинга эффективности проекта;
  • разработать методические рекомендации для педагогов по использованию интеллектуальных игр шахматной направленности в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
  • разнообразить формы и средства популяризации интеллектуальных игр, сопряженных с шахматным образованием, в сотрудничестве с семьями воспитанников.

Сроки реализации проекта

1 этап - проектировочный (2014 -2015 учебный год)

  1. Анализ эффективности сложившейся в МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость» системы работы по интеллектуальному развитию дошкольников.
  2. Формирование рабочей группы по реализации проекта;
  3. Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы для реализации проекта;
  4. Составление перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение шахматного образования;
  5. Разработка проекта «Шахматы дошкольникам» в системе шахматного образования;
  6. Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами детского сада;
  7. Разработка системы оценки качества образовательной деятельности по интеллектуальному развитию дошкольников средствами шахматной деятельности.
  1. этап - практический (2015-2016)
  1. Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.
  2. Экспертиза дополнительной образовательной программы по обучению дошкольников игре в шахматы «Белая ладья» интеллектуально-познавательной и физкультурно-спортивной направленности.
  3. Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение педагогов по освоению современных технологий по шахматному образованию (в том числе он-лайн консультации, вебинары для педагогов округа).
  4. Расширение и укрепление связей с общественными организациями, реализация планов совместной деятельности. Апробация новых направлений и форм сотрудничества (в том числе дистанционных) с социальными партнерами;
  5. Реализация дополнительной образовательной программы по обучению дошкольников игре в шахматы «Белая ладья», дополнительного образования.
  6. Реализация мероприятий событийного характера, способствующих интеллектуальному развитию, популяризации шахматной деятельности;
  7. организация досуговой деятельности «В шахматном королевстве», «Умники и умницы», проведение шахматных турниров.
  8. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями города Нефтеюганска: МАДОУ «Детский сад № 9 «Радуга», МАДОУ «Детский сад № 20 «Золушка», МБДУ ДО «Дом детского творчества».
  9. Реализация перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования (в том числе через дистанционные формы обучения).
  10. Разработка критериев и эффективности проекта.
  1. этап - обобщающий (2016-201 7 учебный год)
  1. Мониторинг эффективности реализации основных направлений инновационного проекта; соотношение результатов с поставленными задачами.
  2. Обобщение опыта по созданию педагогических условий для интеллектуального развития дошкольников средствами шахматной деятельности.
  3. Предъявление результатов инновационной деятельности через проведение мастер-классов, педагогических мастерских, практико-ориентированных семинаров, интерактивных площадок, публикации методических материалов в журналах.

Ожидаемый результат

Воспитанник:

С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:

  • развитие логического мышления на 29%;
  • развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%;
  • развитие коммуникативных навыков на 30%;
  • повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.

Родители:

  • создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников;
  • увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников;
  • сформирован положительный позитивный имидж МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость».

Педагоги:

  • приобретен педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
  • повысилась квалификация педагогов по шахматному образованию, имеется понимание необходимости в развития шахматного образования в ДОУ, городе, регионе;
  • пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения;
  • повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Проект «Шахматы дошколятам»

Использование компьютерных технологий на занятиях по шахматам

Поддубная Олеся Александровна, тренер-преподаватель по шахматам

Вашему вниманию предоставляется описание эффективности применения информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) при обучении детей игре в шахматы.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. ИКТ выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества. В настоящее время 85 % детей в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, и многие из них постоянно выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию. Этап заинтересованности в учении обогащается за счёт увеличения возможности восприятия, развития воображения и эмоций. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог по любой направленности мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Это наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет ребенку работать в своём темпе, а педагогу работать с обучающимся дифференцированно и индивидуально, даёт возможность быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.

В обучении по ИКТ на занятиях по шахматам мною успешно используются программы MS Office (Word, Power Point); шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматы с Гарри Каспаровым», «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды», «Шахматный Интернет. Игра и обучение».

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает занятие эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения;
  • расширяет общий кругозор обучающихся;
  • повышает производительность труда педагога и обучающихся на занятии.

Слайды мультимедийных презентаций — прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка.

Творческий педагог, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к занятию. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый материал, рассказывают дома об увиденном на экране.

«Динозавры учат шахматам» данная игра позволяет обучать как группу детей, так и в индивидуальном порядке. В данную игру может играть ребенок от 4 до 8 лет. Игра очень эффективна для обучения. Она помогает достичь базовых знаний. Всего в программе шесть уровней. При прохождении всех шести ребенок достигает уровня 5-4 разрядов по шахматам. После каждого занятия детям дается практическое задание в игровой форме.

Шахматные обучающие программы, такие как «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды» содержат огромное количество учебных заданий, классифицированных по темам и ступеням сложности. Обучение в этих программах, от новичка до мастера, рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек. В программах, применяемых на занятиях, содержатся текстовые и графические подсказки и опровержения ошибочных ходов, что позволяет обучающимся работать самостоятельно.

Применение на занятие компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у воспитанников и своевременно его скорректировать.

Результаты проведения занятий по шахматам с использованием ИКТ радуют. Ребята с удовольствием приходят на такие занятия, активно работают. Применение компьютерных технологий позволяет педагогу: наполнять занятия новым содержанием; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; развивать любознательность обучающихся. Информационно- коммуникативные технологии расширяют возможности педагога для введения детей в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.