Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с овз в условиях инклюзивного образования. Психолого-педагогические технологии сопровождение детей с овз в условиях инклюзивного образования Методы психологического сопровождения детей с овз

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране пропагандируется идея интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методологические основы педагогической интеграции определены в работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. Д. Глейзер, В. С. Леднёва, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, С. М. Гапеенкова, Г. Ф. Федорец и других. К их числу относят философскую концепцию о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития . На методологическом уровне учеными раскрыта сущность интегративного подхода к явлениям педагогической действительности, интегративных процессов, которые определяются как одна из сторон процесса развития, показаны возможности реализации принципа интеграции к основным компонентам педагогического процесса, что обеспечивает его целостность и системность. Исследователи в своих работах подчеркивают, что интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов или всей системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. В нашем исследовании интерес представляет процесс интеграции, реализуемый в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях массовой школы с целью создания оптимальных условий, для данной категории детей.

Психологи подчеркивают, что интеграция должна обеспечить «психологическую готовность» детей к совместному обучению. Для этого необходимо переосмысление обществом отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей (Н. Л. Белопольская, Е. Е. Дмитриева, М. В. Жигорева, И. А. Коробейников, Т. Н. Князева, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведева, К. Рейсвепкван, Е. А. Стребелева, В. В. Ткачева, У. В. Ульенкова, Н. Д. Шматко, Н. В. Шутова и др.).

Таким образом, включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся учащихся требует значительных изменений в организации процесса обучения, необходимости обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «сопровождение» в исследованиях определяется разносторонне:

во-первых, как особая форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие по оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, выбор способов поведения, принятия решений (Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова);

во-вторых, как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности педагога (Э. Ф. Зеер);

в-третьих, как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н. Л. Коновалова);

в-четвёртых, как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, И. Ромазан, Т. Чередникова);

в-пятых, как системная интегративная «технология» социально-психологической помощи личности (Н. Осухова);

в-шестых, как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына);

в-седьмых, комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого (Л. М. Шипицына).

Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов:

1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития);

2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

В контексте нашего исследования психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ мы будем рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Объектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива.

Групповой командой организуется работа с учителями и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы:

1) помощь в разрешении трудностей в обучении;

2) профессиональной подготовке и ориентации;

3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения. Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.

Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения целесообразно вводить в штатное расписание ставки педагогических работников (учителя-логопеда, педагога-психолога).

В обязанности учителя-логопеда систему сопровождения входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в соответствии с Базисными учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида.

Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

    формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

    обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

    побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

    установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

    использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

    максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

    разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

    использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

    Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом и логопедом с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма первоклассников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность», методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения» . Также используются анкета №1 для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья, и анкета № 2 для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

    Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

    Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

    Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, тест Тулуз-Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется п ротокол первичного обследования ПМПК и дневник динамического наблюдения.

    Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

    Составление индивидуальных карт психолого-медико-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.

Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка, как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

Все выше сказанное позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.

На рисунке 1 представлена модель психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения.

Рисунок 1

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Модель отражает структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности данного процесса. Попытаемся прокомментировать отдельные ее составляющие. Модель психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующим образом:

1) Мотивационный этап – обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. Применительно к любой категории детей с ОВЗ (с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения и т.д.) значим эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, прежде всего между учителями и родителями. От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель-ребенок-родитель зависит коррекционная работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса коррекции в короткие сроки. Мотивационный этап во многом зависит от личных качеств и профессионализма учителя-дефектолога, психолога, насколько убедительно они смогут изложить стратегию психолого-педагогического сопровождения. Заинтересованное объяснений целей и условий предстоящей работы создает положительную установку на совместную работу. На этом этапе подчеркивается, что участники образовательного процесса взаимно обусловливают успех ребенка.

2) Ориентировочный этап – определение смысла и содержания предстоящей работы, выработка общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций относительно ребёнка, распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения (выявление причин затруднений, школьной дезадаптации ребенка; обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм её реализации; выбор способов организации этого процесса с учётом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения; выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах). Коррекционно-развивающий процесс будет осуществляться в реальной ситуации обучения ребенка и в процессе специальных занятий (тренинги (искусственно созданная психологом среда) и коррекционные занятия). Вырабатывается концепция психолого-педагогического сопровождения, конкретизируются требования к микросоциальной среде в условиях семьи.

3) Содержательно-операционный этап – разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. Проводится работа с детьми, психологом, учителем-дефектологом, учителями, родителями в целях их взаимодействия. При необходимости ведется психолого-педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.

4) Оценочный этап – включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы.

Обобщенно технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы:

Постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения;

Коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, специалисты);

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста;

Рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Обобщение вышеизложенного позволяет выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения:

Педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи;

Индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно- развивающая работа;

Создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно-развивающей среды;

Разработка (составление) индивидуальных и групповых коррекционных программ, ориентированных на конкретногоребенкас целью решения соответствующих коррекционных задач;

Психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;

Научное обоснование коррекционных технологий, используемых в процессе обучения и воспитания.

Определение сроков начала интегрированного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей (законных представителей). Это зависит от выраженности отклонений в развитии.

Для реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.

Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей с ОВЗ заводят отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитываются потребности ребенка, запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования. Уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в процессе специальных занятий. Проводимые коррекционные занятия дополняются диагностическими, контрольными срезами. Можно провести 4-8 коррекционных занятий и одно диагностическое, контрольное. По его результатам можно будет провести активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы (определяются причины и способы разрешения возникающих затруднений).

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения.

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с ОВЗ. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

Начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

Ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

Использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

Индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

Максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Сопровождение ребёнка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

Литература:

    Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

    Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

    Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

    Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

    Пузанкова, Е. Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Е. Н. Пузанкова, Н. В. Бочкова. – М: Просвещение, 2007. – 230 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

«Чрезвычайно важно с психологической точки

зрения не замыкать аномальных детей в особые

группы, но возможно шире практиковать их

общение с остальными детьми».

Л. С. Выготский

В настоящее время инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

В последнее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Большая часть детей с нарушениями в развитии, став взрослыми, оказывается неподготовленными к интеграции в социально-культурную жизнь. Вместе с тем, при создании соответствующих условии, любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья может стать полноценной личностью, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. Эффективная реализация включения особого ребенка с особыми потребностями в среду общеобразовательного пространства невозможна без комплексного специализированного психолого-педагогического сопровождения.

Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, то школа должна обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения.

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное оказание возможных путей оптимального развития, при необходимости - помощь и поддержка.

Психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития - особая форма психолого-педагогической практики, предполагающей соучастие взрослого в индивидуальном развитии ребенка за счет отслеживания (диагностики) процесса созревания, роста и формирования необходимых способностей, позволяющих ребенку решать задачи возраста с опорой на собственные ресурсы.

Цель сопровождения - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении (в соответствии с их возрастными индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья), способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

    диагностика

    консультирование (индивидуальное и групповое)

    коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая)

    организационно-методическая деятельность

    психологическое просвещение и образование

Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники, врач.

В сопровождение педагога-психолога входит:

    комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;

    выявление особенностей интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций;

    проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-волевой сферы;

    формирование продуктивных способов мыслительной деятельности;

    исправление возможных нарушений общения и поведения;

    участие в ПМПк;

    оказание методической помощи учителям;

    консультирование родителей по их запросам;

    развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей;

    заполнение материалов сопровождения

Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

В начале учебного года в школе были сформированы классы коррекции – это 6 «В» и 8 «Б» классы. В классы коррекции были зачислены учащиеся с ОВЗ – дети, которые раннее обучались на дому, приемные дети из школ интерната, также из других школ города. Дети, которые обучались индивидуально на дому – это дети, которые мало социализированы. У них не сформированы на достаточном уровне навыки общественного поведения в школе, общения со сверстниками, с детьми и даже с педагогами, т.к. эти дети привыкли общаться только в одном для них привычном окружении – с учителями, которые его посещали для занятий на дому. Дети, пришедшие из других школ и дети обучавшиеся на дому в классы коррекции поступили с повышенной тревожностью, с нарушениями эмоционально-волевой и личностной сфер, некоторые из них были очень замкнутыми, не разговорчивыми, плохо шли на контакт с педагогами, на переменах предпочитали отсидеться в классах. У них присутствовал пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; неадекватные формы эмоционального реагирования; повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; нестабильность эмоциональных контактов с окружающими; непонимание, чрезмерная импульсивность.

Все данные были получены из наблюдений за детьми на переменах, на уроках, при беседах индивидуально. Также из тестирования (тест Филипса на выявления уровня тревожности, тест Лурия на выявления преобладающего эмоционального фона и опроса педагогов-предметников).

Так как дети пришли в новую для них обстановку, адаптация таких детей проходила дольше и сложнее.

И одно из направлений в работе с этими обучающимися было создание элементов сенсорной комнаты.

Сенсорная комната оказывает комплексное развивающее и коррекционное воздействие на ребенка стимулирует процесс мотивации и формирует целостное восприятие мира, благоприятно воздействует на организм, создает атмосферу спокойствия.

Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе.

Специально подобранное оборудование в кабинете психолога позволяет создать реабилитационное и коррекционное воздействие на обучающихся с ОВЗ.

Напольная сенсорная дорожка

    Профилактика плоскостопия;

Детям предлагается ходить по дорожке без обуви, ощупывая поверхностью ступни содержимое коробочек.

Занятия с использованием «Сенсорной дорожка» повышают уровень сенсорного развития .

Сухой душ

«Сухой душ», имитирующий разноцветные водные струи (душ), предназначен для чувствительности. Изделие способствует развитию чувства цвета благодаря специальной подборке разноцветных лент. Ленты расположены по всей поверхности зеркала, как струи воды в душе, при отражении возникает эффект их «бесконечного продолжения» высоко вверх. Игры и занятия с использованием «Сухого душа» доставляют детям огромное удовольствие, формируют устойчивый интерес к самостоятельному решению сенсорных задач.

Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. Сухой душ рекомендуется использовать как «уголок уединения».

Работая с тревожными детьми, я использую сухой душ следующим образом:

    «Наедине с собой». Иногда тревожному, неуверенному подростку сложно рассказать что-либо о себе окружающим. Спрятавшись за лентами сухого душа, он как бы разговаривает сам с собой. При этом чувствует себя более комфортно.

    «На исповеди». Спрятавшись за лентами душа, словно оказавшись в исповедальне, ребёнок говорит: «Я хочу рассказать о том…». («Я хочу признаться…», «Меня давно мучает …», «Я никогда никому не скажу, что…»).

    «В лабиринтах своего внутреннего мира» (при индивидуальной работе). К ленточкам прикрепляются карточки, на которых имеются надписи, соответствующие прорабатываемой проблеме. Например: «Я уверенный в себе человек», «Я – смелый», «Я могу высказать свою точку зрения», «У меня много друзей» и т.п. В руках у ребёнка фонарик, он высвечивает надписи и читает их громко, уверенно.

    «Убежище». Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча прячется за лентами сухого душа.

    «Душ самопознания». Сидящий или стоящий под душем участник задаёт остальным ребятам три вопроса с интервалом, позволяющим получить ответы на них: «Кто Я?», «Какой Я?», «Что Я могу?».

    «Душ превращений». Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под душ, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».

Песочная терапия .

Песок – эта та же краска, только работает по принципу «света и тени». Эта «краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать. Песочная анимация как нельзя кстати подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Работа с обучающимися классов коррекции велась в течении 5 месяцев учебного года, занятия проводились 1 раз в неделю, групповые и индивидуальные. В апреле проводилось повторное тестирование, в течение недели наблюдение на уроках и переменах, также проводился опрос педагогов-предметников. После чего, у обучающихся коррекционных классов, у которых были проблемы в нарушении эмоциональной и личностной сфер, была отмечена динамика снижения тревожности, агрессии, повысился эмоциональный фон настроения, обучающиеся стали общаться не только с одноклассниками, но и с другими учащимися школы на переменах. Более открыто стали идти на контакт с учителями.

Сенсорная комната для детей с ограниченными возможностями представляет собой соединение релаксационного блока, стимулирующей и развивающей зоны.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, так и тонизирующее. Поэтому сенсорная комната позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

Обучающиеся среднего и старшего школьного возраста, вошедшие в сложный подростковый период больше нуждаются в , где они могут сбросить эмоциональное напряжение, избавится от стресса, вызванного семейными и школьными неурядицами, восстановить душевную гармонию.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧЕТНИЯ

Тема: Современные технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в школе

Выполнила:

Педагог-психолог

Кадралиева О.А.

г.Александровск-Сахалинский

2017г.

Дети с ОВЗ должны быть обеспечены специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе. Поэтому основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям. Психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания обеспечивает государственную гарантию доступности и равных возможностей получения полноценного образования учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

создания положительного эмоционального настроения, усиления тактильной

овременные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому важно в работе с дошкольниками использовать различные психопрофилактические методы. В нашем учреждении не так давно появилась сенсорная комната. В чем же ее значимость? Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с использованием сенсорных модулей, позволяют комплексно и профессионально воздействовать на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы ребенка приемами сказко- и игротерапии, релаксации и импровизации. Способствует появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию эмоциональной и познавательной сферы, помогают предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

    снятие психоэмоционального напряжения;

    саморегуляция;

    умение управлять своим телом, дыханием;

    умение передавать свои ощущения в речи;

    умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

    формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

    уверенность в себе.

Развитие психических процессов и моторики детей:

    произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

    память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

    развитие координации.

Оборудование в сенсорной комнате:

Напольная сенсорная дорожка

    Способствует развитию рецепторов стопы;

    Развитие тактильного восприятия;

    Развитие координации движений;

    Профилактика плоскостопия;

    Стимулирует работу внутренних органов.

Большой пуфик-кресло с гранулами

    Позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу.

    Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

    Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.

Проектор «Цветовые пятна»

Восприятие светоэффектов, производимых данным прибором, развивает:

    зрительное восприятие;

    воображение;

    снижает уровень тревожности;

    способствует психоэмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, так и тонизирующее. Поэтому сенсорная комната позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

    стимулирует все сенсорные процессы;

    создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;

    возбуждает интерес к исследовательской деятельности;

    корректирует нарушенные высшие корковые функции;

    развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения;

Дети с нарушенными формами поведения (гиперактивность, синдром дефицита внимания) на занятиях в сенсорной комнате учатся чувствовать свое состояние покоя и комфорта. Их необходимо учить концентрировать внимание на всех ощущениях (слушать различные звуки, видеть объект, более тонко различать качества предметов). Для детей - носителей негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, нарушения сна, аппетита) в работе используется сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений), которые оказывают различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека.

Кроме всего выше перечисленного посещение сенсорной комнаты способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению состояния релаксации и душевного равновесия. Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется не спокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, а также для всех, кто нуждается в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде. Сопровождающая работа находящихся рядом с ребёнком взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. Щеголь В. И. , 2008

Первый подход Сопровождение - процесс проектирования образовательной среды, исходящий из необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (М. Р. Битянова, 1998 г.) Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребёнка в школьной среде (М. Р. Битянова)

Второй подход Процесс сопровождения - развитие личностного потенциала ребёнка в условиях успешности его обучения за счёт недопустимости его дезадаптации (М. М. Семаго, 2003 г.)

Сущность процесса психологопедагогического сопровождения Психолог Социальный педагог Дефектолог Ребёнок с ОВЗ Руководитель Логопед Тьютор Учитель

В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. Щеголь В. И.

Составляющие ППС: - процесс сопровождения - метод сопровождения - служба сопровождения ППС как процесс – совокупность последовательных действий ППС как метод – создание специальных условий ППС как служба – объединение специалистов разного профиля

Сопровождение в отношении обучающихся с ОВЗ: Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса в динамике его психического развития; Создание специальных условий для эффективной адаптации и психического развития и обеспечение успешности в обучении; Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности; Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; Организация жизнедеятельности ребёнка в социуме с учетом его психофизических возможностей

Сопровождение в отношении обучающихся с сохранным развитием: Предупреждение проблем развития ребёнка; Помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; Психологическое обеспечение образовательных программ.

Сопровождение в отношении семей обучающихся: Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся; Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; Повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ; Оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; Формирование психологической культуры.

Сопровождение в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике: Повышение профессиональной компетентности; Формирование навыков командной работы; Формирование психологической культуры

Принципы непрерывность; систематичность; индивидуальный подход; обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса; междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения

Базовые компоненты психологопедагогического сопровождения: Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения. Создание специальных социальнопсихологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.

Формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы

1 этап. Диагностический 2 этап. Поисково-вариативный дифференциация интеграция 3 этап. Практико-действенный дифференциация 4 этап. Аналитический интеграция специалисты команда

Практическая работа Разработайте алгоритм сопровождения ребёнка с ОВЗ в образовательной организации (на примере конкретного нарушения в развитии)

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психологопедагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды

Письмо Минобразования РФ от 27. 03. 2000 N 27/901 -6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

Состав ПМПк заместитель руководителя (председатель консилиума), учитель, представляющий ребенка на ПМПк, учителя с большим опытом работы, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра

Цель деятельности ПМПк обеспечение диагностикокоррекционного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации

Задачи ПМПк выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности

Анкета по выявлению отклонений в развитии (по Н. Я. Семаго) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Поведение ребенка Темповые характеристики деятельности Познавательное развитие Речевое развитие Овладение программным материалом Игра и общение со сверстниками Эмоциональные особенности Моторное развитие

ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ПМПк подготовительный Выявление ребенка, нуждающегося в спец. обр. условиях ПМПК Углубленное обследование ребенка специалистами ПМПк Разработка АОП Реализация АОП, ИУП, режим, формы, методы и приемы, корр. программа Оценка эффективности реализации спец. обр. условий в целом, коррекция всех компонентов АОП Аттестация ребенка. Изменение (при необходимости) образовательного маршрута на ПМПК

Плановый консилиум уточнение стратегии; выработка согласованных решений; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы

Внеплановые консилиумы длительная болезнь ребенка, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных проблем в обучении и коррекции

Документы на ПМПк медицинское представление (сведения из истории развития ребенка); педагогическая характеристика ребенка; заключения на ребенка (от каждого специалиста коррекционной службы), в которых отражена психолого -педагогическая проблема ребенка; письменные работы по русскому языку, математике, рисунку и другие виды самостоятельной деятельности ребенка

Документация ПМПк Журнал записи детей на ПМПк Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника График плановых заседаний ПМПк

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

Задачи выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении проведение комплексного обследования подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-медикопедагогической помощи и организации их обучения и воспитания подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций

Состав педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог.

Виды комиссий Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Республиканский центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Создано в 1991 году на базе школы № 33 г. Ижевска, функционировала ПМПК с целью комплектования специальных (коррекционных) учреждений.

Психолого-медикопедагогическая комиссия (ПМПК) Центральная и территориальные ПМПК Образовательное отделение Классы для детей с умственной отсталостью, сложным дефектом Диагностические классы (обследование - в течение одной учебной четверти) Структурные подразделения ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» Медицинское отделение Центр по ранней помощи детям с отклонениями в развитии (лекотека)

Процедура обследования на ПМПК Предварительный этап: изучение, анализ и уточнение поступившей о ребенке информации; работа с документацией, сбор необходимых дополнительных сведений у родителей, учителей, уточнение запроса. Диагностика Аналитический этап: обсуждение результатов обследования; принятие коллегиального решения. Завершающий этап: Оформление заключения, рекомендаций; консультирование родителей.

Условия Обследование детей проводится в помещениях комиссии. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения (п. 18 Положения о ПМПК) Количество детей, осматриваемых в рамках одного выездного заседания 7 -10 человек. Обследование детей проводится в присутствии родителей

Основные отличия ПМПК и ПМПк Функционал Комиссия (ПМПК) Консилиум (ПМПк) Задачи Формы организации обследования Состав Формулировка заключения

Документы, необходимые для прохождения ПМПК: Заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии; Копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала); Паспорт родителя Направление образовательной организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации;

Документы, необходимые для прохождения ПМПК: Заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии); Заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

Документы, необходимые для прохождения ПМПК: Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации): - врач-педиатр (состояние соматического здоровья на момент обследования и подробная выписка из истории развития ребенка); - врач-офтальмолог (с указанием остроты зрения; при снижении остроты зрения указать условия организации образовательного процесса по состоянию зрения и развернутый диагноз); - врач-оториноларинголог (с указанием остроты слуха; в случаях снижения остроты слуха указать условия организации образовательного процесса по состоянию слуха и развернутый диагноз); - врач-невролог (указать развернутый диагноз и условия обучения и воспитания – при необходимости); - врач-психиатр (с указанием условий организации образовательного процесса по состоянию нервно-психической сферы).

Документы, необходимые для прохождения ПМПК: Характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) ; Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. Личная карта обучающегося, результаты обучения (сводная ведомость) с итоговыми оценками за четверть, за год и с текущими оценками.

Педагогическая характеристика на ребёнка Общие сведения об ребёнке История обучения до направления на ПМПК Информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации Соответствие объёма знаний требованиям программы (по предметам) Характеристика обучаемости (виды помощи и эффективность) Соблюдение учебной дисциплины Работоспособность Уровень общего развития ребенка Цель составления документа Дата, печать образовательного учреждения

1. Образовательная программа 1) обучение по основной общеобразовательной программе 2) обучение по основной общеобразовательной программе с составлением индивидуального учебного плана, __ класс 3) обучение по основной/адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с (указать вид нарушения развития) (вариант №___) с использованием дистанционных образовательных технологий, ___ класс

1. Образовательная программа 4) обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования (вариант №___) для обучающихся с (ЗПР, с нарушением опорно -двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением слуха, с нарушением зрения, с расстройствами аутистического спектра), ____класс

2. Форма наиболее эффективного получения образования 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)

3. Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы обучение по специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся; обучение по учебникам и (или) учебникам с электронными приложениями (для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата); использование учебников, дидактических материалов и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся (слепых/слабовидящих, глухих/слабослышащих и позднооглохших обучающихся); использование альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; использование традиционных (изданных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) и альтернативных форм учебных материалов.

4. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (при необходимости) обеспечение техническими средствами обучения (включая специальный компьютерный инструментарий) с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (указать вид нарушения развития)

5. Направления психологопедагогической коррекционноразвивающей работы систематические индивидуальные/групповые занятия с учителемлогопедом по коррекции устной/устной и письменной речи (по профилактике нарушений письменной речи); систематические индивидуальные/групповые занятия с педагогомпсихологом по развитию (познавательных процессов, зрительнопространственного восприятия; регуляторной и эмоциональноличностной сфер; расширению зоны ближайшего развития; коммуникативных навыков) систематические индивидуальные/групповые занятия с учителемдефектологом (с указанием специализации)

6. Специальное сопровождение ребенка в образовательной организации в организации образовательного процесса необходимо участие тьютора (обучающимся с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата); на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) необходимо сопровождение тьютора (обучающимся с расстройствами аутистического спектра); необходимо присутствие ассистента (помощника), оказывающего ребенку необходимую техническую помощь

7. Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (при необходимости) необходимые условия для беспрепятственного доступа в образовательную организацию и адаптация образовательной среды для обучающегося (указать вид нарушения развития)

8. Другие (дополнительные) условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (при необходимости) дообследование в БУЗ и СПЭ УР «РКПБ МЗ УР» (Бюджетное учреждение здравоохранения и судебно-психиатрической экспертизы УР «Республиканская клиническая психиатрическая больница МЗ УР» с целью уточнения диагноза; дообследование врачом - (офтальмологом, сурдологом, неврологом, кардиологом. . .) с целью уточнения диагноза; комплексное обследование в условиях диагностического класса ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» ; учитывать индивидуально-потребностные особенности ребенка с расстройствами аутистического спектра при организации образовательного процесса; занятия в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. выполнение назначений профильного врача-специалиста (для детей – инвалидов, детей с ОВЗ – при необходимости)

9. Повторное обследование на психологомедико-педагогической комиссии (при необходимости) повторное обследование через один год обучения (для детей, нуждающихся в динамическом наблюдении); повторное обследование при переходе на следующий уровень образования; повторное обследование через один год обучения в случае не освоения образовательной программы и наличия академической задолженности /или стабильно высоких результатов освоения образовательной программы

Основные принципы, положения, цели, задачи получения образования детьми с ограниченными здоровья показаны в «Конвенции о правах ребенка» Организации объединенных наций, в Протоколе №1 «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод». В статье двадцать четвертой Конвенции пишится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Накоплен международный опыт по созданию равных условий в получении качественного образования и социальной инклюзии для всех детей. Среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Великобританию, США, Швецию, Испанию, ЮАР, Данию, Канаду, Кипр и Бельгию. В этих и многих других странах инклюзивное образование существует уже 30-40 лет .

Для наших же педагогов словосочетание «инклюзивное образование» звучит непривычно, воспринимается как западное влияние, не имеющее отношение к российскому образованию. Между тем, в 2012 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Инклюзивное образование закрепляется законом «Об образовании в Российской Федерации», условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах. Но самое главное - инклюзивное образование становится все более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят своих детей в средние общеобразовательные школы для совместного обучения с нормальными детьми. Учителя начальных классов уже после начала учебного года отмечают, что не всем детям легко удается адаптироваться в школе, у многих возникают проблемы в образовании (задания не выполняет, не слышит обращенную речь педагога, ходит по классу, не может усидеть на месте, вскакивает). В связи с этим и после адаптационного периода ребенок продолжает испытывать трудности, и у учителя возникают проблемы в обучении, общении и взаимодействии с таким ребенком. Возможно, учитель захочет обратиться к администрации школы и попросит «перевести» ребенка из класса.

Но… «убрать» ребенка из школы по закону невозможно, если родители настаивают на обучении в этом учреждение. Набирает силу родительское движение. Что тогда делать учителю? Необходимо педагогу также начать адаптироваться к новым условиям обучения. Следует на своих учеников смотреть не в целом, а видеть конкретно каждого ребенка с его особенностями, потребностями, возможностями, интересами. Организация инклюзивного образования очень разных детей требует от учителя перестройки методов и тактики. Это и есть основа инклюзивного образования .

Инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья - совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья, должно обеспечивать адаптацию системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся (воспитанников); социальную адаптацию; интеграцию их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой и профессиональной, деятельности, семейной жизни.

Таким образом, налицо факт, что инклюзивное образование входит в нашу жизнь. Споры и дискуссии вокруг этой проблемы не умолкают. В большинстве мнений инклюзивное образование определяется как отдельная методика или совокупность методик обучения. Получается, что понимания инклюзии в образовании как многоуровневого процесса, не присутствует.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии психолого-педагогической работы.

Под технологией (от греч. тechno - искусство, мастерство, loqos -наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Предметом технологии психолого-педагогического сопровождения является создание системы обучения, поэтому педагогические технологии следует рассматривать как технологии учебного процесса.

Психолого-педагогическая технология - строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Применяемые в инклюзивной практике на уровне начального общего образования педагогические технологии отличаются доступностью и проверяемостью в методах организации учебного процесса, позволяющих достичь диагностично заданных целей обучения .

Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.

Субъектами сопровождения в инклюзивном пространстве являются:

Ребенок, нуждающийся в создании и реализации специальных образовательных условиях;

Другие дети класса, группы, школы, ДОО;

Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и родители других нормальных детей;

Педагогический коллектив и администрация.

Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, в свою очередь, должны опираться на:

Знание этапов и закономернов нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;

Понимание психологических задач каждого конкретного возрастного периода, а не навязанных обществом нормативов обучения;

Специфику психического развития детей с различными отклонениями в развитии, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

Знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;

Учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования;

Знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.

Любая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются:

  • · Концептуальность — опора на определенную научную концепцию.
  • · Системность — технология должна обладать всеми признаками системы.
  • · Управляемость — диагностическое целеполагание, планирование и проектирование процесса сопровождения.
  • · Эффективность — эффективность результатов, конкурентоспособность и оптимальность ресурсных затрат.
  • · Воспроизводимость — возможность применения технологии в других образовательных организациях.

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:

Построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;

Технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;

Технологии выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой);

Технологии оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;

Технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;

Технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;

Технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями .

Эффективно и качественно вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования.

Психолого-медико-педагогический консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды. В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме специалиста, организующего и координирующего всю работу по сопровождению и реализации прописанного психолого-медико-педагогической консультации образовательного маршрута, психолога, логопеда и дефектолога могут входить специалисты, непосредственно работающие с ребенком - воспитатели или учителя, тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач. Председателем ПМПк может быть назначен руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, завуч по УВР или, иной администратор.

К основным задачам консилиума образовательного учреждения следует отнести:

Определение тактики и технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты оказания специализированной помощи ребенку с ОВЗ, и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации включенного ребенка в детской среде и образовательном учреждении в целом;

Реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка, его истинному включению в детское сообщество в целом;

Экспертные задачи по изменению образовательной траектории включенного ребенка в самом ОУ, (при согласии родителей. Если подобные решения являются прерогативой ПМПК (например, при необходимости перехода в другое образовательное учреждение или на иную форму получения образования), то ПМПк просит родителей или законных представителей ребенка обратиться на ПМПК с соответствующими рекомендациями ПМПк образовательного учреждения;

Закономерности по выделению детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный», но, нуждающихся в специализированных образовательных условиях и помощи со стороны специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения. Речь идет о выделении детей, которых можно отнести к категории «ограниченные возможности здоровья» и которые нуждаются в организации специальных условий образования, но не имеют пока еще статуса включенного ребенка.;

Задачи по координации взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям. В то же время, к одной из основных задач деятельности консилиума следует отнести и координацию деятельности всех участников образовательного процесса (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности).

Деятельность консилиума общеобразовательного учреждения может также быть для удобства представления «разбита» на несколько этапов.

Первый этап консилиумной деятельности заканчивается составлением индивидуальных заключений каждым специалистом консилиума. В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования после проведения индивидуальных обследований специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов с одновременным «прописыванием» рекомендаций и определением «контуров» индивидуальной образовательной программы.

Второй этап. К этому этапу можно отнести разработку индивидуальной образовательной программы, ее основных компонентов, в первую очередь, особенностей психолого-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в создании для него специальных образовательных условий.

Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является реализация решений школьного консилиума - реализация индивидуальной образовательной программы, включающей в себя коррекционные и развивающие занятия специалистов сопровождения, или включения специальной абилитационной, коррекционной помощи в процесс обучения и воспитания ребенка, то есть все составные элементы, определяющие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Своеобразным завершением этого этапа работы каждого специалиста является динамическое обследование или итоговое обследование .

Результаты деятельности отражаются в соответствующем заключении специалистов по оценке динамики развития и адаптации ребенка. Таким же итогом следует рассматривать и оценку адаптированности других детей к включению в их сообщество «особого» ребенка. Важным аспектом деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума является форма взаимодействия специалистов.

Совместные междисциплинарные консилиумные разборы вовсе не исчерпывают и не формализуют деятельность специалистов по обсуждению стратегии, конкретных шагов и тактик помощи ребенку с ОВЗ или другим детям инклюзивной группы или класса. Скорее наоборот, такая форма работы специалистов позволяет «запустить» процессы консультирования специалистами педагогов и воспитателей и наоборот, позволяя понять ценность каждого специалиста и значимость его видения выхода из конкретной проблемной ситуации.