Операционный бюджет включает. Основы менеджмента. Смета бюджет денежных средств в ООО Керамзит

Операционный бюджет - это бюджет отдельного Центра финансовой ответственности (ЦИП). Цель составления операционного бюджета - планирование и учет результатов хозяйственных операций, которые осуществляет соответствующий ЦФО. По сути, операционный бюджет - это инструмент делегирования полномочий и ответственности каждого ЦФО по отнесены к нему финансовые показатели.

Для каждого ЦФО составляется один (и только один!) Операционный бюджет. Общее количество операционных бюджетов на предприятии равно количеству сформированных в нем ЦФО. Итак, в этом количественном соотношении соответственно уже просматривается возможность установления связи между финансовой и бюджетной структурой.

Для различных центров финансовой ответственности, которые занимаются подобной деятельностью, содержание и соответственно названия статей и их групп операционных бюджетов могут совпадать.

Примером могут быть Операционные бюджеты за ценре доходов и расходов.

1. Бюджет центра дохода "Бизнес А"

1.1. Реализация основной продукции.

1.2. Готовая продукция.

2. Бюджет центра дохода "Бизнес Б".

2.1.1. Реализация основной продукции.

2.1.2. Услуги.

3. Бюджет центра затрат "Коммерция".

3.1. Коммерческие расходы.

3.1.2. Оплата труда менеджеров по продажам.

3.1.3. Комиссии с продаж.

3.1.4. Транспортные расходы.

4. Бюджет центра затрат "Маркетинг".

4.1. Коммерческие расходы.

4.1.6.1нтернет-продвижения.

Функциональные бюджеты

Хозяйственную деятельность предприятия можно представить как набор определенных функций. В целом перечень этих функций можно представить следующим образом:

Продажи;

Закупки;

Производство;

Хранение;

Транспортировки;

Администрирование (управление)

Финансовая деятельность;

Инвестиционная деятельность.

Статьи операционных бюджетов, сгруппированы по признаку функциональной принадлежности, образуют функциональные бюджеты. Целью составления функциональных бюджетов является определение потребности в ресурсах для различных направлений деятельности предприятия.

Каждый функциональный бюджет составляется в целом по предприятию. Итак, система функциональных бюджетов предприятия образует его бюджетную структуру. Таким образом, Бюджетная структура - это система функциональных бюджетов предприятия, в соответствии с которой происходят последовательное планирование и учет результатов его хозяйственной деятельности.

С позиции этого определения схема составления основного бюджета, безусловно, отражает бюджетную структуру, так как ее блоки представляют собой не что иное, как функциональные бюджеты.

Более подробный перечень функциональных бюджетов, согласно вышеперечисленных функций предприятия, может рассматриваться так, как показано в табл. 5.6.

В табл. 3.6 перечислены функциональные бюджеты на верхнем уровне. Однако какой - либо из указанных бюджетов может быть детализирован в соответствии с потребностями конкретного предприятия. Например, если для предприятия имеет смысл контролировать не только в целом производственные затраты, но и отдельные их составляющие, то Бюджет прямых производственных затрат может, в свою очередь, включать Бюджет материальных затрат, бюджет энергозатрат, Бюджет амортизации и тому подобное.

Таблица 5.6

Пример перечня функциональных бюджетов

Наименование бюджета

бюджет продаж

Бюджет продаж собственной продукции

Бюджет продаж покупных товаров

Бюджет продаж основных средств 03

Бюджет продаж по прочей деятельности

Бюджет остатков готовой продукции (ГП) на начало периода

Бюджет остатков готовой продукции (ГП) на конец периода

бюджет производства

Бюджет остатков незавершенного производства (ГП) на начало периода

Бюджет остатков незавершенного производства (ГП) на конец периода

Бюджет потребностей в сырье, материалах, инструментов и т.п.

Бюджет остатков сырья, материалов, инструментов и другого на начало периода

Бюджет остатков сырья, материалов, инструментов и другого на конец периода

бюджет закупок

Бюджет закупок сырья, материалов, инструментов и т.п.

Бюджет закупок товаров

бюджет закупок

Бюджет остатков товаров на начало периода

Бюджет остатков товаров на конец периода

Бюджет доходов по основной деятельности

Бюджет прямых затрат по основной деятельности

Бюджет прямых производственных затрат

Бюджет прямых коммерческих расходов

Бюджет накладных расходов по основной деятельности

Бюджет накладных производственных расходов

Бюджет накладных коммерческих расходов

Бюджет административных расходов

Бюджет доходов по финансовой деятельности

Бюджет расходов по финансовой деятельности

Бюджет доходов по инвестиционной деятельности

Бюджет доходов от прочей деятельности

Бюджет расходов по другой деятельности

Обозначения типа бюджета:

ДВ - доходов - расходов; РГК - движение денежных средств; НВ - натурально - стоимостные.

При необходимости можно продолжить детализацию еще на один уровень, когда бюджет материальных затрат детализируется на бюджет сырья (в том числе основные виды рассматриваются отдельно), Бюджет материалов. Бюджет комплектующих (опять же выделив основные виды и (или) поставщиков) и др.

На основе показателей бюджетов формируется также итоговый финансовый результат: прибыль / убыток или чистый денежный поток (сальдо денежных средств). На предприятии также могут создаваться дополнительные бюджеты - не для расчета финансового результата, а для контроля над функциональными областями в определенных разрезах. Например, при необходимости управлять затратами на заработную плату по всему предприятию составляют Бюджет расходов на заработную плату, который целесообразно рассматривать отдельно, в разрезе производственных, коммерческих и других расходов. Однако, в любой ситуации следует учесть взаимосвязь операционных и функциональных бюджетов, по торговле схематично представлены на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Взаимосвязь операционных и функциональных бюджетов

Охарактеризуем Сводные (Итоговые) бюджеты предприятия. Каждый функциональный бюджет относится к одному из трех типов бюджетов.

1. Натурально - стоимостный (Бюджет товаров, запасов и необоротных активов).

2. Бюджет доходов и расходов (БДР).

3. Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Согласно этой классификации функциональные бюджеты сводятся по всему предприятию и образуют соответствующие итоговые бюджеты. Так, бюджет прямых производственных расходов, Бюджет накладных расходов, Бюджет коммерческих расходов и т. Д. Группируются и вместе образуют итоговый бюджет доходов и расходов (БДР), а Бюджет поступлений по основной деятельности, Бюджет выплат по прямым производственными затратами, Бюджет выплат по накладным расходах, Бюджет выплат по коммерческой деятельности и т. д. - итоговый Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Многие операции предприятия влияют на все три итоговых бюджеты. Так, реализация продукции будет отображаться в бюджет товаров, запасов и внеоборотных активов как отгрузки готовой продукции и соответственно в основном, в бюджете доходов и расходов - как начисление дохода от реализации, а при оплате этого товара покупателем в бюджете движения денежных средств (БДДС) - как поступления денег от реализации. Следовательно, функциональное Бюджет продаж составляется в разрезе движения товаров, доходов и движения денег и соответствующим образом принимает участие в формировании всех итоговых бюджетов (рис. 5.2).

Рис. 5.2 Взаимосвязь функционального бюджета продаж и итоговых бюджетов

Таким образом, итоговые бюджеты, необходимы не только для планирования финансовых результатов, но и для отслеживания "удаленных" и "побочных" эффектов изменения тех или иных моментов в стратегии и тактике предприятия, а также для обоснованного корректировки бюджета в целом. Рассмотрим их подробнее.

Бюджет доходов и расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия. Цель его составления - управление экономическими результатами деятельности предприятия, то есть его прибылью и рентабельностью. Под экономическими результатами в данном случае понимаем тот результат производственно - финансовой деятельности предприятия, отражающий изменение стоимости имущества предприятия. Он показывает:

Доходы предприятия - в общем объеме и (или) детализированы по тем или иным критерием (ЦФО, источник получения и др.);

Расходы предприятия в общем объеме и (или) детализированы по тем или иным критерием (ЦФО, направление расходов, статья калькуляции пр.);

Разницу (то есть прибыль или убытки) между доходами и расходами за определенный период.

На основе этих данных с помощью определенных инструментов анализа (прежде всего факторного анализа прибыли) можно:

Разработать плановый объем и определить значение каждого источника доходов в общем объеме как доходов, так и прибыли. Такая информация необходима для разработки маркетинговой политики компании, ее производственной программы и тому подобное;

Выявить статьи расходов, на которые имеет смысл влиять с целью улучшения финансовых результатов (выявить статьи расходов, которые имеют резервы экономии).

Формат бюджета доходов и расходов (последовательность и группировки статей) должен соответствовать принятому на предприятии формата отчета о прибылях и убытках (Отчета о совокупных доходах) , так как это соответствие позволит качественно спланировать и учесть весь процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия (табл. 5.7) . Для обеспечения сопоставимости удобным является использование одного и того же формата. Полученные результаты по плану, или по факту не нужно ни перегруппировывать, ни перечислять, ни корректировать.

Таблица В. 7

Схема формирования финансовых результатов

выходной

показатель

корректировка

результат

Действие ("-" - вычитание, "+" - сложение)

Название показателя

Доходы по основной деятельности

Прямые издержки производства

маржинальный

Прямые коммерческие расходы

маржинальный

Накладные расходы бизнеса

Вклад на покрытие расходов

Вклад на покрытие

Накладные расходы предприятия

Прибыль от основной деятельности

прибыль от

основной

деятельности

Доходы по финансовой деятельности

Прибыль до налогообложения

Расходы по финансовой деятельности

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль до налогообложения

Чистая прибыль

Чистая прибыль

Отчисления в фонды предприятия

Нераспределенная

дивиденды

На основе единого формата можно утверждать, что БДТ - так же, как в Отчете о финансовых результатах - предполагает последовательное, шаг за шагом, вычитания из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход и т. Д.) Соответствующих статей расходов. Так по результатам такого вычет расходов на каждом шагу формируются "очищенные" от определенной части расходов финансовые результаты. И если на первом этапе формируется маржинальный доход как разница между общими доходами и себестоимостью, то на последнем - получаем чистую прибыль.

В отдельных случаях целесообразно вводить дополнительные строки "Финансовый результат от финансовой деятельности" и "Финансовый результат от других хозяйственных операций", - что позволит улучшить управление их финансовыми результатами.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) отражает движение денежных средств (денежные потоки) по всем видам банковских счетов, кассы и других мест хранения средств предприятия.

По направленности денежные потоки делят на два их вида:

Поступления на предприятие (денежные поступления предприятию);

Выплаты предприятием (платежи предприятия).

Разница между входными денежными потоками (поступлениями) и выходными (выплатами) определяет чистый денежный поток предприятия, который может быть как положительным, когда на предприятии накапливаются временно свободные денежные средства, так и отрицательным, когда денежные выплаты превышают поступления. Между поступлениями и доходами, а также между выплатами и расходами существует соответствие. Формирование большинства доходов и расходов связано с поступлением и выплатами средств. Уровень детализации статей БДДС и БДР должен быть одинаковым. Пример соответствия статей БДДС и БДР представлен в табл. 5.8.

Таблица 5.8

Соответствие статей БДДС и БДР

Это соответствие провоцирует поставить знак равенства между прибылью и чистым денежным потоком. Однако, даже начальный предприниматель осознает, что между ними существуют и довольно значительные различия. К основным причинам, которые обусловливают различия между доходами и поступлениями или между затратами и выплатами, это:

1) различия в сроках. Поступления по времени могут отставать от доходов, а могут опережать их, в отдельных случаях могут совпадать. То же самое происходит и с платежами. Они могут осуществляться синхронно с расходами, могут опережать их, а могут существенно отставать - порой весьма существенно;

2) различия в суммах. Существуют поступления, которые не являются доходами и наоборот. Предприятие может получать доходы и не иметь соответствующих этим доходам поступлений. По отношению к расходам / платежей имеет место полная аналогия: предприятие может осуществлять расходы, которые не требуют выплат, и проводить выплаты, с бухгалтерской точки зрения не являются расходами.

Каждую расхождение рассмотрим подробнее.

Различия в строках по отношению к доходам выглядят следующим образом (табл. 5.9).

Таблица 5.9

Расхождение в строках по отношению к доходов и поступлений

Определяя связи между БДТ, БГРК и балансом, можно указать, что авансовые поступления образуют кредиторскую задолженность предприятия а коммерческий (товарный) кредит, предоставленный клиентам, - дебиторскую.

Разница в строках по отношению к расходов и платежей имеют такой вид (табл. 5.10):

Таблица 5.10

Срок платежей по отношению к расходам

В балансе авансовые платежи представлены в дебиторской задолженности, а товарный кредит, полученный от поставщиков - кредиторской.

Разногласия в суммах по отношению к доходам не так уж разнообразны: поступления по основной деятельности не может быть больше доходов. Они могут быть только меньше за счет потерь, связанных с "недобросовестной" дебиторской задолженностью. Следовательно, на тех предприятиях, где продукция (работы, услуги) реализуется исключительно за наличные, поступления совпадают с доходами и по срокам, и по объемам. На предприятиях, получают оплату продукции (работ, услуг) авансом, объем доходов и поступлений совпадают, но поступления формируются раньше. На тех же предприятиях, реализующих продукцию преимущественно на условиях коммерческого (товарного) кредита, поступления отстают от доходов и по срокам, и по сумме. Тем не менее по мере нарастания конкуренции коммерческий (товарный) кредит будет расширяться, и этот тип поступлений станет преобладающим.

Финансовая деятельность предприятия, может генерировать поступления средств, которые не являются доходами, а есть кредитам, также поступлениями, которые не имеют связи с доходами, а есть вложениями в уставный капитал предприятия и спонсорской помощи (в том числе бюджетной).

Разногласия же в суммах по отношению к расходам возможны в обоих направлениях: как упоминалось выше, являются платежи, которые не являются расходами, и расходы, которые не требуют выплат. Основные статьи, по которым отличающиеся между собой ЕДВ и БДДС приведены в табл. 5.11

Таким образом, БДДС является обязательным инструментом управления денежными потоками предприятия. С его помощью планируют и анализируют:

Объемы конкретных выплат и поступлений;

Сроки осуществления платежей и поступлений денег;

Направленность денежных потоков - поступлений по источникам, выплат по целевому назначению;

Обороты денежных средств за период (с необходимой периодичностью), что бывает необходимо для оценки потребности в дополнительном финансировании;

Остаток (сальдо) денежных средств на счетах на конкретные (контрольные) даты.

Все указанное позволяет управлять платежеспособностью предприятия, то есть его способностью своевременно погашать обязательства. Это достигается с помощью следующих мер:

Поддержание на счете необходимого объема денежных средств (для осуществления всех запланированных платежей);

Таблица 5.11

Разногласия в статьях между собой БДТ и БДДС

15. В состав операционного бюджета предприятия входит:
a) инвестиционный бюджет
(*ответ к тесту*) b) бюджет прямых затрат на оплату труда
c) бюджет потока денежных средств

Состав операционных бюджетов

Прогнозный отчет о движении денежных средств разрабатывается непосредственно на основе:
(*ответ к тесту*) a) прогнозного отчета о прибылях и убытках
b) бюджета капитальных вложений
c) бюджета общехозяйственных накладных расходов
d) долгосрочного прогноза объема продаж

17. Финансовые показатели бизнес-плана должны быть сбалансированы:
a) с показателями рентабельности
b) с показателями капиталоемкости
(*ответ к тесту*) c) с показателями производства и реализации продукции

18. Смета прибылей и убытков отражает:
(*ответ к тесту*) a) прибыль (убытки) как по основной, так и по другим видам деятельности,
b) прибыль (убыток) от реализации продукции,
c) прибыль организации до налогообложения,
d) прибыль от основной деятельности организации и чистую прибыль.

19. Увеличение остатков готовой продукции на конец периода при постоянном объеме выпуска продукции:
a) не оказывает влияния на объем реализации продукции,
b) увеличивает объем реализации продукции за отчетный период,
(*ответ к тесту*) c) уменьшает объем реализации продукции за отчетный период.

20. К переменным расходам относятся:
a) арендная плата,
b) проценты за кредит,
(*ответ к тесту*) c) расходы на сырье и материалы.

21. Совокупные постоянные затраты организации – 3000 тыс. руб., объем производства – 500 ед. изделий. При объеме производства 400 ед. изделий постоянные затраты составят:
a) 2000 тыс. руб. в сумме,
b) 3000 тыс. руб. в сумме,
c) 7,5 тыс. руб. на единицу,
(*ответ к тесту*) d) верны второй и третий ответы,
e) не один ответ не верен.

22. Связь финансового бюджета с операционным осуществляется через
(*ответ к тесту*) a) прогнозы о прибылях и убытках
b) бюджет продаж
c) бюджет себестоимости
d) бюджет капитальных затрат

23. Работа над финансовыми бюджетами заканчивается составлением…
Закончите предложение.
(*ответ к тесту*) a) прогнозного баланса
b) бюджета движения денежных средств
c) бюджета доходов и расходов
d) бюджета продаж

24.Вставьте пропущенное слово: Периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет, называется … планирования.
a) сроком
b) этапом
c) стадией
(*ответ к тесту*) d) шагом

25. План прибылей и убытков должен быть разработан до того, какначнется разработка
(*ответ к тесту*) a) бюджета денежных средств и прогнозного баланса
b) бюджета административных расходов
c) бюджета коммерческих затрат
d) бюджета общепроизводственных расходов

Производственные затраты. Бюджет затрат

Производственные затраты – это материализованные затраты, они включаются в себестоимость продукции. В их состав входят: прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, общепроизводственные затраты.

Прямые материальные затраты

Данные затраты находят отражение в запасах материалов, в незавершенном производстве, готовой продукции (товаров) на складе организации. Они являются входящими, подлежат инвентаризации и являются активами организации, которые должны принести выгоду в будущих отчетных периодах. В управленческом учете их называют «запасоемкими».

Прямые материальные затраты – это затраты сырья и основных материалов, их стоимость прямо переносится на определенные виды изделий. Они являются переменными, их величина изменяется прямо пропорционально объему производства.

Если стоимость материалов нельзя непосредственно отнести на конкретный вид продукции, то эти материалы учитываются как вспомогательные, относятся к непрямым материальным затратам и включаются в общепроизводственные расходы. Каждая организация исходя из специфики производственного процесса самостоятельно решает какие материалы отнести к основным, а какие включить во вспомогательные.

Прямые трудовые затраты

Прямые затраты на оплату труда включают в себя все расходы по оплате рабочей силы, непосредственно занятых в изготовлении продукции. К ним относится заработная плата операторов машин, основных рабочих. Прямые затраты на оплату труда являются переменными, их величина изменяется прямо пропорционально объему производства.

Затраты на оплату труда цехового управленческого персонала (мастеров, менеджеров, технологов), вспомогательного персонала нельзя прямо отнести на конкретный вид продукции, поэтому они являются непрямыми (косвенными), поэтому они рассматриваются как общепроизводственные.

Операционный бюджет

Деление расходов на оплату труда на прямые и косвенные зависят от конкретной ситуации. Так, например, дополнительная заработная плата основных рабочих, оплата за сверхурочную работу относится обычно к косвенным затратам.

Общепроизводственные расходы.

Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях – участках, цехах, производствах, переделах. Они тесно связаны непосредственно с производством. К ним относятся общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством.

Общепроизводственные расходы делятся на следующие группы :

1) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:

— амортизация оборудования и транспортных средств;

— текущий уход и ремонт оборудования;

— энергетические затраты на оборудование;

— услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест;

— заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование;

— расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;

— износ МБП; прочие расходы, связанные с использованием оборудования;

2) общецеховые расходы на управление (расходы по производственному управлению; затраты, связанные с подготовкой и организацией производства; содержание аппарата управления производственными подразделениями; амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря; содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря; затраты на обеспечение нормальных условий работы; затраты на профориентацию и подготовку).

Основными особенностями их являются :

· комплексный характер (отражают все экономические элементы затрат);

· планируются и учитываются по местам их возникновения;

· контролируются бюджетно-сметным методом;

· распределяются косвенным путем между видами готовой продукции и незавершенным производством;

· эти расходы распределяются сначала между производственными подразделениями по решению бухгалтера. В качестве базы распределения выбирается показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения. База распределения остается неизменной в течение длительного периода времени.

На практике в качестве базы распределения берется:

а) время работы производственных рабочих (человеко-часы) – отражает затраты прямого труда;

б) заработная плата производственных рабочих, если она занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах;

в) машино – часы, если время обработки занимает большую долю;

г) прямые затраты, если стоимость основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих составляет большую долю;

д) стоимость основных материалов;

е) объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении, если подразделение производит один вид продукции, при этом не учитывается трудоемкость продукции, выпускаемой разными подразделениями;

ж) нормативные ставки, рассчитываемые по предприятию в целом, либо для каждого подразделения отдельно (используют в тех случаях, если в подразделениях на все работы затрачивают одинаковое время).

Общепроизводственные расходы могут быть как условно – переменными, таки постоянными.

Условно – переменными общепроизводственными расходами являются:

· расходы энергоресурсов, необходимых для приведения в движение производственного оборудования, машин, механизмов;

· расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами;

Размеры этих расходов во многом зависят от объема производства.

Другие общепроизводственные расходы являются постоянными. К ним относятся: арендная плата, страховые взносы, амортизационные отчисления и т.п.

Прямые трудовые затраты и общепроизводственные затраты образуют группу добавленных затрат: ДОБЗ = ПРТ + ОБЩ

Самостоятельная работа по теме

Подготовить письменное сообщение согласно своего варианта (вариант – первая буква фамилии ):

Вариант Тема сообщения
А, П Экономическое значение объектов рыночных отношений
Б, Р Субъект рыночных отношений
В, С Виды конкуренции
Г, Т Условия возникновения рынка
Д, У Экономическая обособленность товаропроизводителей
Е, Ф Функции рынка
Ж, Х Рыночные структуры
З, Ц Монополистическая конкуренция
И, Ч Олигополия
К, Ш Теории стоимости товара
Л, Щ Ценовые и неценовые факторы изменения спроса
М, Э Некоммерческая организация
Н, Ю Коммерческая организация
О, Я Производственные затраты

О.В.Грищенко
Управленческий учет
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

5.2. Система бюджетов организации

Главный бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджетов.

В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.

Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты:

Производства;

Закупки и использования материальных запасов;

Трудовых затрат;

Общепроизводственных расходов;

Административно-управленческих расходов;

Коммерческих расходов.

Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели организации: объем производства, себестоимость, прибыль и др.

Бюджет продаж — это план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции, который является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов.

Данный бюджет является основой для составления всех остальных бюжетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.

Для подготовки этого бюджета используются различные способы опенки спроса на производимую организацией продукцию, например, экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статические прогнозы па основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; эконометрические модели и методики, на основе которых определяются способы прогнозирования объемов продаж. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

Таким образом, бюджет продажформируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов.

Планирование объемов производства включает определение товарного выпуска и валового выпуска.

Объем производства и объем валового выпуска определяются по следующим формулам:

Q = Qпр + ОгпК — ОгпН

где Q — объем производства; Qпр — объем продаж; ОгпКостатки на конец периода; ОгпН–остатки на начало периода.

ВВ = ТВ + НЗПК — НЗПН,

где ВВ — валовой выпуск; ТВ — товарный выпуск; НЗПК — незавершенное производство на конец периода; НЗПН — незавершенное производство на начало периода.

На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Такой расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия.

Для составления бюджета закупок необходимо дополнительно рассчитать потребность организации во вспомогательных материалах. Расчет осуществляется на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов с целью определения ставки начисления, характеризующей соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении.

Потребность во вспомогательных материалах для хранения, отгрузки и сбыта продукции может рассчитываться на основе калькуляции ставок начисления. В качестве базы начисления используют показатели физического объема реализации.

Затем калькулируется общая потребность организации в материалах путем суммирования плановых величин расхода материалов на основные и вспомогательные цели и составляется проект бюджета закупок с учетом начального остатка запасов материалов на складе и целевого конечного остатка запасов материалов:

Для получения бюджета закупок в стоимостном выражении нужно количество закупаемых материалов умножить на планируемые цены закупки.

Следующим этапом является определение себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность и составление бюджета прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат.

Расчет плановой себестоимости осуществляется на основе принятых в организации методов списания материалов в производство: по средневзвешенной себестоимости; ФИФО, по себестоимости единицы материалов.

На основе полученной величины себестоимости списания в производство и потребности в основных материалах калькулируется бюджет прямых материальных затрат.

Бюджет прямых затрат составляется путем объединения бюджетов прямых материальных затрат и прямых затрат труда.

В данном бюджете представлены затраты труда в часах, необходимые для производства запланированного объема продукции, и планируемые расчетные расходы на оплату производственного труда.

Помимо составления бюджета прямых затрат, необходимо составить бюджет общепроизводственных расходов. Основными методами планирования общепроизводственных расходов являются:

калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);

технологическое нормирование (затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности и площади производственных помещений);

сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);

расчетные методы (например, амортизация производственных помещений).

Бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.

Составление бюджета переменных коммерческих расходов производится на основе определения плановой ставки начисления по отдельным показателям объема продаж. В качестве баз начисления обычно выбираются показатели тех сторон сбытовой деятельности, которые определяют возникновение данной статьи коммерческих расходов.

Затем составляется бюджет постоянных расходов, основой составления которого является сметное планирование в разрезе подразделений организации, контролирующих соответствующие расходы.

На основе запланированных величин расходов определяется себестоимость продажи продукции, что в совокупности с рассчитанной себестоимостью производства позволяет определить конечные финансовые результаты и составить проект отчета о прибылях и убытках.

Операционный бюджет (план) прибылей и убытков в наиболее общем виде включает в себя следующие показатели:

1. Выручка от продаж.

2. Себестоимость продаж.

3. Валовая прибыль (п. 1 – п. 2).

4. Коммерческие расходы.

5.2 Операционный бюджет и его составные части

Управленческие расходы.

6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 2 – п. 4 – п. 5).

Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.

С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

Объем продаж и общая прибыль;

Себестоимость продаж;

Процентное отношение доходов и расходов;

Общий объем инвестиций;

Использование собственных и заемных средств;

Срок окупаемости вложений и др.

В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).

В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений. При составлении проекта бюджета инвестицийорганизации исходят из планов по обновлению парка оборудования и возможному капитальному строительству. Расходы по подобным инвестиционным проектам определяются на основе смет с учетом реального выполнения графика основания средств на начало бюджетного периода.

После составления инвестиционного бюджета организация может составить бюджет движения денежных средств (прогноз денежных потоков), в котором прогнозируется поступление и выбытие денежных средств. Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для составления прогнозного бухгалтерского баланса, а также выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Составление этого типа бюджета является важным этапом в планировании. Разработка бюджета денежных средств или кассовой консолидированной сметы организацией преследует одну цель – обеспечение денежными средствами для покрытия всех необходимых расходов в этой организации. Для этого используются фактически все ранее подготовленные сметы. Данный бюджет разрабатывается на год, квартал, месяц, неделю и может быть рассчитан даже на день. Так как существует некоторая степень неопределенности, особенно в поступлении денежных средств за реализованную продукцию, в этом бюджете допускаются некоторые пределы погрешности, поэтому бюджет подлежит частым и значительным корректировкам. Тем не менее, кассовая смета, в частности, годовая или квартальная, помогает принять решение о привлечении банковских кредитов в случае нехватки денежных средств или об инвестициях в случае превышения текущих потребностей организации. При этом принимается во внимание следующее:

осуществляет ли организация торговлю или нет;

на основе данных прошлых периодов были ли безнадежные долги, которые следует учитывать в бюджете при прогнозировании поступления выручки за проданную продукцию;

сроки погашения полученных кредитов и выплаты процентов по ним;

сроки выплаты заработной платы;

сроки осуществления расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности.

Элементами бюджета денежных средств являются:

поступления денежных средств: от продажи продукции, своих активов, получения займов;

выплаты денежных средств за закупки материалов, в качестве оплаты труда, в счет погашения управленческих и коммерческих расходов, в счет уплаты налогов и сборов, расходы по процентам, возврат займов.

Последним шагом в процессе подготовки главного (сводного) бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении ). Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1.

Расчет ожидаемого бухгалтерского баланса по состоянию на конец планируемого периода позволяет оценить те изменения, которые произойдут с имуществом организации и его источником в результате хозяйственных операций планируемого периода.

Составление подробного сводного бюджета является серьезным подспорьем для собственников организации в обеспечении контроля за эффективностью использования инвестированных в нее средств. Сводный бюджет также важен и для непосредственных руководителей организации. Он позволяет четко определить цели и задачи, стоящие перед ними, на планируемый период и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей.

Поиск Лекций

Тема 2.2 Финансовые и операционные бюджеты. Их виды и назначение

41. Определяющим фактором при составлении бюджета движения денежных средств является:

а) время отгрузки продукции покупателю

б) время фактического поступления денежных средств+

в) время принятия платежных документов банком

42.Степень детализации поддерживающих бюджетов зависит от:

а) величины прибыли

б) величины денежного потока

в) наличия дочерних фирм, филиалов, других относительно обособленных подразделений (центров ответственности) +

д) степени диверсификации деятельности

43. Рыночную стоимость компании можно оценить используя данные:

а) Бюджета движения денежных средств

б) Бюджета доходов и расходов

в) Бюджета балансового листа +

44. «Кассовым разрывом» называют:

а) временный недостаток денежных средств+

б) временный излишек денежных средств

в) временно свободные денежные средства

45. С какого бюджета начинается разработка бюджетов организаций, работающих на «рынке покупателей» (рынке, где предложение превышает спрос):

а) бюджет продаж+

б) бюджет производства

в) бюджет доходов и расходов

46. С какого бюджета начинается разработка бюджетов организаций, работающих на «рынке продавцов» (рынке, где спрос превышает предложение):

а) бюджет продаж

б) бюджет производства+

в) бюджет доходов и расходов

47. К операционным бюджетам относятся:

а) бюджет продаж, бюджет коммерческих расходов, бюджет производства+

б) бюджет производства, бюджет балансового листа, бюджет материальных затрат

в) бюджет управленческих расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет продаж

48. Гашение краткосрочных кредитов банку относится к:

а) Оттоку от финансовой деятельности

б) Притоку от инвестиционной деятельности

в) Оттоку от операционной деятельности+

49. При использовании ускоренного метода начисления амортизации:

а) увеличивается прибыль

б) увеличивается приток денежных средств по операционной деятельности+

в) появляются отложенные налоговые обязательства+

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕДУРАХ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

К инвестиционной деятельности предприятия относится

а) гашение процентов за кредит

б) приобретение оборудования +

в) оплата поставщикам за поставленную продукцию

51. Выручка от продажи объектов основных фондов является:

а) Притоком денежных средств по инвестиционной деятельности +

б) оттоком денежных средств по финансовой деятельности

в) притоком денежных средств по операционной деятельности

52. Изменение первого раздела баланса (внеоборотные активы) отражается на денежном потоке от:

а) основной деятельности

б) финансовой деятельности,

в) инвестиционной деятельности+

г) кредитной деятельности

53. Поддерживающими бюджетами для БДДС являются:

а) плановый баланс

б) календарный план выплат налогов +

в) календарный план погашения процентов+

54.Чистый денежный поток – это:

а) разница между притоками и оттоками денежных средств+

б) сумма денежных поступлений от покупателей за период

в) разница между выручкой и затратами

55. Цикл обращения денежных средств может снизиться за счет:

а) сокращения периода обращения запасов+

б) сокращения периода погашения кредиторской задолженности

в) увеличения периода инкассации дебиторской задолженности

56. Количество товара, которое необходимо произвести рассчитывается по следующей формуле:

а) Товарные остатки на начало периода +товарные остатки на конец периода- объем продаж

б) Объем продаж — Товарные остатки на начало периода +товарные остатки на конец

в) Объем продаж + Товарные остатки на начало периода -товарные остатки на конец +

57. Бюджет движения денежных средств предназначен для управления:

а) финансовыми результатами деятельности

б) платежеспособностью+

в) стоимостью компании

58. Получение организацией кредита отразится в разделе бюджета:

а) движения денежных средств «притоки» по операционной деятельности

б) движение денежных средств «притоки» по финансовой деятельности +

в) в бюджете доходов и расходов разделе прочие доходы

59. Бюджет движения денежных средств относится к:

а) основным бюджетам +

б) операционным бюджетам

в) вспомогательным бюджетам

60. К методам прогнозирования объема продаж относятся:

а) трендовый метод

б) метод «издержки-объем-прибыль»+

в) метод сезонной компоненты

г) метод сравнения

Тема 2.3Консолидация бюджетов. Бюджетный регламент .

61. Бюджетный регламент – это:

а) порядок разработки, составления, утверждения бюджетов +

б) время действия принятого бюджета

в) период принятия бюджетов

62. Бюджетный год — это:

а) период, в течение которого действует бюджет+

б) период, в течение которого утверждается бюджет

в) период, в течение которого составляется бюджет

63. Внутригрупповыми операциями являются:

а) продажи внутри холдинга +

б) займы головной компании холдинга дочерним компаниям

в) выплата заработной платы сотрудникам

64. Гибкий бюджет:

а) учитывает различные уровни продаж и операционной деятельности, изменение внешних и внутренних факторов +

б) учитывает различные возможности поступления денежных средств

в) учитывает различные объемы продаж и операционной деятельности, основан на нормативных затратах

65. Бюджетный регламент включает в себя следующие элементы:

а) положение о бюджетном планировании +

б) положение об отпусках персонала

в) положение о мотивации персонала

66. Отрицательный свободный денежный поток свидетельствует

а) о неэффективном управлении бизнесом

б) низкой ликвидности баланса

в) несбалансированности роста (превышением инвестиций над выручкой)

г) недостаточности чистой прибыли для финансирования операционной деятельности и потребности в привлечении заемного капитала +

67. Продажи внутри холдинга:

а) отнимаются от выручки подразделения +

б) прибавляются к выручке подразделения

в) не учитываются при расчете выручки подразделения

68. Сводный бюджет – это:

а) бюджет, суммирующий постатейно результаты бюджетов различных подразделений группы +

б) совокупность операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов

69. Процесс консолидации концентрируется:

а) в головной компании холдинга+

б) в дочерних компаниях холдинга

70. Процесс консолидации невозможен, если:

а) отсутствует плановый отдел

б) в подразделениях холдинга отсутствуют унифицированные бюджетные формы

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Рисунок 1. Схема генерального бюджета торговой организации.

Разработка операционного бюджета начинается с определения плана продаж, то есть формирования бюджета реализации. Это наиболее ответственный момент планирования, предполагающий исследование рынка, определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов.

После того как руководству организации становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запаса товаров на конец периода разрабатывается бюджет закупок товаров. От предполагаемых объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, затрат на маркетинг, коммерческих затрат.

Конечная цель операционного бюджета – разработка плана прибылей и убытков.

Финансовый бюджет – это план в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.

Также бюджеты разделяют на статический и динамический.
Статический бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета с фактическими достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, то есть все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, то есть предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.

Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных.

Недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет не может содержать одновременно, и доходы, и расходы, нет необходимости чтобы они были сбалансированы. При подготовке бюджета необходимо начать с ясно формированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется.
Процесс составления бюджетов имеет большое значение в системе планирования и контроля деятельности предприятия.

    Бюджетирование как часть управленческого учета .

Управленческий учет - это система внутреннего оперативного управления, основной целью которой является обеспечение менеджеров предприятия всей необходимой им информацией для принятия оптимальных управленческих решений. Бухгалтерский или финансовый учет не обеспечивает информацией стратегию и тактику внутреннего управления предприятием. Для управляющих всех уровней необходим значительный объем оперативной информации, которую в силу своей специфики не может представить финансовый учет. Кроме того, финансовый учет готовит информацию для внутренних и внешних пользователей на базе единых правил ведения.

Основными задачами управленческого учета являются организация информационных процессов и формирование баз данных для:

В управленческом учете информация о движении денежных средств позволяет лицу, принимающему решение, контролировать и регулировать прямые и косвенные денежные потоки, определять структуру использования денежных средств. Немаловажное значение для руководителя имеет информация идентификации (установления на основе документального определенного факта) не только участков и направлений расходования денежных средств, но и ведения суммарного учета движения средств лицами, разрешающими и производящими денежные операции. Состояние денежных потоков в общем случае отражает состояние финансов организации в целом.

Исходя из этого, одним из важных моментов управленческого учета движения денежных средств является получение ответа на вопрос, способна ли текущая операционная деятельность генерировать денежные средства. Определяется это путем расчета чистого денежного потока, определяемого как все денежные поступления минус все затраты или остаток денежных средств на конец отчетного периода минус остаток денежных средств на начало отчетного периода.

Необходимо при принятии управленческих решений обратить внимание на то, что даже если чистый денежный поток по организации в целом положительный, это еще не гарантирует полного благополучия. В любом случае необходимо проанализировать денежные потоки, возникающие от операционной деятельности (т. е. от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, сдачи имущества в аренду и иной деятельности, направленной на извлечение прибыли). Целесообразно сделать такой анализ не только по предприятию в целом, но и по отдельным его структурным подразделениям и видам деятельности (видам выпускаемой продукции).

При регулировании денежных потоков необходимо включить в анализ временные характеристики, т. е. учитывать отложенные платежи, не только проводить анализ текущего движения денежных средств, но прогнозировать их на необходимый период (будущие периоды). Такая корректировка не предусмотрена в общеизвестных формулах расчета денежных потоков и правилах ПБУ, однако она необходима как один из элементов управленческого учета.

Отсюда следует, что управленческий аппарат должен владеть совокупностью стандартных алгоритмов (или заданных и оговариваемых в документах об учетной политике организации) управления денежными потоками. Учитывая специфический характер возникновения потребности в денежных средствах, их приток, характер, в управленческом учете возникают совершенно иные требования формирования информационной базы движения денежных потоков. Это прежде всего временные интервалы как измерения, так и построения расчетных коэффициентов, характеризующих с позиций управления определенное состояние денежных потоков, соотнесенных к определенным производственно-хозяйственным процессам.

Как правило, количество денежных средств, которое необходимо для ведения производственно-хозяйственной деятельности, зависит не только от специфики производства (ресурсоемкости, длительности производственного цикла, длительности цикла продаж и т. п.), но и, в не меньшей степени, зависит от знаний управленческим персоналом предметной области, а также от умения разумно распорядиться ими.

Чтобы управление деньгами было эффективным, при планировании денежных доходов и расходов и при анализе использования денежных средств необходимо учитывать и текущие активы, которые могут быть обращены в денежные средства в короткий срок. К ним относятся материальные ценности и краткосрочные финансовые вложения.

Однако возможность обращения этих активов в денежные средства имеет элемент неопределенности. Если суммовой учет этих средств является предметом финансового учета, то такие понятия, как ликвидность, ценность их с позиций повторного обращения или обмена, являются объектом управленческого учета.

На практике при построении системы управленческого учета уделяют особое внимание выделению центров ответственности.

Как правило, в экономической литературе под центром ответственности понимается структурное подразделение организации, во главе которой стоит руководитель, контролирующий в определенной для данного подразделения степени затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса. По нашему мнению, под центром ответственности вполне можно понимать и структурные единицы, созданные на базе отделов аппарата управления, которые осуществляют контроль и регулирование финансовых потоков, а также определение направлений расходования денежных потоков.

В управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности:

Центр затрат характеризуется наименьшей ответственностью руководителя, который несет минимальную ответственность за полученные результаты, а отвечает лишь за произведенные затраты.

Издержки, учитываемые и планируемые для центра затрат, являются прямыми, и их учет представляет собой горизонтальную структуру затрат, что позволяет осуществить эффективный контроль за их целесообразностью и формированием.

Подобный подход к выделению центров затрат позволит организовать управленческий учет основных направлений оттока денежных средств данного подразделения и даст возможность адекватно планировать предполагаемые оттоки при составлении бюджета денежных средств как по центрам затрат, так и по предприятию в целом.

Центр доходов - это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки.

Для центров доходов наиболее актуально выделить в качестве одного из основных показателей оценки эффективности функционирования возможность генерировать денежные притоки. Подобный подход обеспечит возможность более достоверно планировать ожидаемые денежные поступления и использовать полученные данные при разработке бюджета денежных средств.

Центр прибыли - это сегмент, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. При выделении в структуре предприятия центров прибыли возникает возможность разработки бюджета движения денежных средств в разрезе притоков и оттоков по конкретному подразделению. Это обеспечит возможность использовать наряду с показателем прибыльности и показатель обеспеченности собственными денежными средствами, позволяющий оценить уровень самофинансирования данного подразделения.

Центр инвестиций - сегменты организации, чьи менеджеры не только контролируют затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств. Осуществление инвестирования денежных средств данного подразделения обеспечивается и бюджетом движения денежных средств, и планом капитальных вложений. Соответствие данных бюджетов друг другу является залогом сохранения финансовой устойчивости как данного подразделения, так и предприятия в целом.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

12345Смотреть все

  1. Смета бюджет денежных средств в ООО Керамзит

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … для лиц, назначенных на должности руководителей … бюджет ) денежных средств . Посредством сметы (бюджета ) денежных средств достигаются две цели : 1. Показывается конечное сальдо на счете денежных средств … общего бюджета , его разработка, функции. Общий бюджет

  2. Содержание отчета о движении денежных средств , его формирование

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 1.1 Целевое назначение отчета о движении денежных средств Отчет о движении денежных средств введен в … сальдо денежных средств . Текущая деятельность для целей составления отчета о движении денежных средств определяется …

  3. Отчет о движении денежных средств его содержание, техника составления

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    денежных средств , а также отражение механизма его составления и представления. Задачами курсовой работы являются: — определить назначение … ; суммы налогов и сборов, возвращенные из бюджета . «Денежные средства направленные»: Строка 150 «на оплату …

  4. Денежные средства , денежный кредит

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств , составление бюджетов денежных средств

  5. Денежные средства предприятия

    Контрольная работа >> Менеджмент

    бюджет и во внебюджетные фонды, выплат дивиден­дов акционерам организации и т.д. Основная цель анализа потоков денежных средств … состояния объекта в целом и его различных частей … добровольное) целевое назначение резервного капитала регламентируется …

Хочу больше похожих работ…

Текущие (операционные) и финансовые бюджеты

Наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением текущего (операционного) и финансового бюджетов.

Текущий (операционный) бюджет состоит из бюджета продаж; бюджета производства; бюджета производственных запасов; бюджета прямых материальных затрат (на сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты); бюджета общепроизводственных накладных расходов; бюджета прямых затрат на оплату труда; бюджета коммерческих расходов; бюджета управленческих расходов; отчета о прибылях и убытках.

Текущие (операционные) бюджеты предназначены для управления текущей деятельностью предприятия, для контроля за своевременностью выполнения операций текущей деятельности. Наиболее часто на предприятиях разрабатываются следующие текущие (операционные) бюджеты:

  • бюджет продаж. Самый первый шаг - это построение бюджета продаж на основе прогноза объемов реализации. Формирование бюджета продаж в натуральном выражении должно являться приоритетом службы сбыта. Бюджет продаж формируется на базе подписанных договоров поставки продукции;
  • бюджет производства. На основе бюджета продаж и с учетом производственных мощностей составляется бюджет производства - прогноз объемов производства продукции (предоставления услуг) в натуральных и стоимостных показателях;
  • бюджет прямых материальных затрат. Данный бюджет составляют отделы снабжения и экономический сразу после разработки бюджета производства (производственной программы) для определения потребности предприятия в сырье, материалах, комплектующих, полуфабрикатах;
  • бюджет общепроизводственных накладных расходов. Показывает расходы и затраты, связанные с обслуживанием основного производства;
  • бюджет прямых затрат на оплату труда. Отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала на протяжении всего бюджетного периода в натуральных (человеко-часах) и стоимостных показателях;
  • бюджет коммерческих расходов. Должен соотноситься с объемом продаж. Многие статьи бюджета коммерческих расходов планируют в процентах к объему продаж (за исключением аренды складских помещений и транспортных услуг).

Финансовый бюджет служит для консолидации всех текущих (операционных) бюджетов предприятия. В состав финансовых бюджетов входят:

  • бюджет доходов и расходов. Данный бюджет представляет собой расчетную оценку доходов и расходов предприятия, а также его структурных подразделений на предстоящий период;
  • бюджет движения денежных средств. Цель составления этого бюджета - обеспечить достаточность денежных ресурсов на любой момент для совершения операций но текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Главная задача - проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах;
  • общий бюджет по балансовому листу. Разработка бюджета по балансовому листу, или прогнозного баланса активов и пассивов, является завершающим этапом бюджетирования. Отличительная особенность данного этапа бюджетирования состоит в том, что некоторые статьи баланса появляются в результате разработки бюджета доходов и расходов;
  • инвестиционный бюджет. Показывает соотношение стартовых затрат бизнеса и внешних источников их финансирования. Обычно инвестиционный бюджет отождествляют с планом капитальных вложений.

Составление бюджета капитальных вложений (инвестиционного бюджета) - это процесс планирования и управления долгосрочными инвестициями коммерческой организации.

В инвестиционном бюджете происходит окончательное определение объектов инвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций. В этом документе особое внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых инвестиций на финансовые результаты деятельности коммерческой организации, величину прибыли. Определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости.

Бюджет, или план капитальных (первоначальных) затрат, показывает распределение финансовых средств, выделяемых для начала бизнеса в виде различных стартовых затрат (под представленный бизнес-план или на организацию нового производства, или на модернизацию действующего). В этом документе должно быть показано распределение капиталовложений, других первоначальных затрат (на лицензирование, стартовую рекламу, сертификацию, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам (декадам, неделям) бюджетного периода.

Бюджет (план) первоначальных затрат обычно разрабатывается до бюджета доходов и расходов или одновременно с ним. Набор статей плана капитальных затрат определяют индивидуально не только для предприятия, но и для любого отдельного проекта целиком, исходя из его специфики.

Первоначально при разработке капитальных затрат составляется общий бюджет расходов с максимальной детализацией основных видов первоначальных затрат и без их распределения во времени.

Недостаточная величина капитальных вложений означает, что организация не освоит текущий объем продаж.

Избыточные капитальные вложения чреваты простоями и пустующими производственными площадями, снижением эффективности труда в масштабах коммерческой организации. Внеоборотные активы влекут за собой постоянные издержки, которые повышают порог безубыточности.

При составлении инвестиционного бюджета также необходимо распределять капитальные затраты по структурным подразделениям. Для этого определяется, какие виды затрат будут финансироваться централизованно (за счет предприятия), а какие - в рамках отдельного бизнеса структурного подразделения (центра инвестиций).

После того как финансовый план (бюджет) составлен и принят к реализации, фактические показатели деятельности организации проходят сопоставление с запланированными. Для этого определяется перечень сопоставимых показателей, круг исполнителей, методика сравнения плановых и фактических данных, а также анализа отклонений и выявления их причин с последующим принятием решения о корректировке бюджета или ужесточение контроля его исполнения.

Этой процедуре подвергаются бюджеты центров финансовой ответственности, отдельные характеристики состояния бюджетов (например, соблюдение лимитов затрат), которую осуществляют центры финансовой ответственности, констатируя факт исполнения бюджетов и выявления отклонений между фактическими и запланированными показателями бюджетов. Неэффективной признается такая система планирования, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20-30%.

Виды бюджетов

Общий подход предполагает формирование общего бюджета – скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов – операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия.

Операционный бюджет включает в себя:

1.1. Бюджет продаж.

План продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж.

1.2. Бюджет коммерческих расходов.

В этом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. За разработку, а затем исполнение бюджета коммерческих расходов может нести ответственность отдел продаж.

1.3. Производственный бюджет.

После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало бюджетного периода и о количестве единиц продаж разрабатывается производственный график.

1.4. Бюджет закупки/использования материалов.

В этом бюджете определяются сроки закупки, виды и количества сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для удовлетворения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на оценочные закупочные цены на эти материалы, получают бюджет закупки материалов.

1.5. Бюджет трудовых затрат.

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу, В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда.

1.6. Бюджет общепроизводственных расходов.


Этот бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели: интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и, аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.

1.7. Бюджет общих и административных расходов.

Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов. Эта информация также необходима для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде. Большинство элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.

1.8. Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

На основе подготовленных периодических бюджетов необходимо разработать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Следует отметить, что составление именно этого отчета является последним шагом при подготовке операционного бюджета.

Операционный бюджет составляется для определения величины прибыли от деятельности организации.
Составными частями операционного бюджета являются:
бюджет продаж;
производственная программа;
бюджет производственной себестоимости;
бюджет коммерческих расходов;
бюджет общехозяйственных расходов.
Общехозяйственные расходы, в зависимости от принятой учетной политики, могут включаться в производственную себестоимость продукции.
Планирование операционного бюджета осуществляется на основе норм и нормативов затрат живого труда, предметов труда, использования средств труда, организации производства.
Нормы затрат живого труда - это нормы времени по видам продукции и работ, обслуживания оборудования и рабочих мест, соотношения численности основных и вспомогательных рабочих и других категорий работников, коэффициенты выполнения норм и др.
В нормах затрат предметов труда устанавливается планируемый расход сырья, основных и вспомогательных материалов, различных видов энергии, полуфабрикатов и комплектующих изделий по отдельным видам продукции и работ, а также отходов и потерь.
Нормы и нормативы использования средств труда включают коэффициент использования среднегодовой производственной мощности, нормы выхода продукции с единицы оборудования, нормы трудоемкости ремонта единицы оборудования, часовой производительности оборудования и др.
В нормах и нормативах организации производства устанавливаются длительность производственного цикла, объем незавершенного производства, нормы запасов сырья и материалов и др.
Помимо перечисленных выше норм и нормативов при осуществлении планирования производственной программы используются установленные природоохранные, социально-экономические и другие нормативы.
В бюджете продаж определяется объем, цены и стоимость различных видов продукции и услуг, намеченных к продаже. При подготовке этого бюджета используются оценки специалистов и экспертов по предполагаемому спросу на продукцию и услуги, данные анализа по удовлетворению спроса за прошлые сопоставимые периоды, специальные методики и модели по маркетинговым исследованиям.
Бюджет продаж служит отправной точкой планирования. На его основе составляются производственная программа, бюджет производственной себестоимости, бюджет денежных средств и др. разделы общего бюджета.
В производственной программе определяется объем производства всех видов продукции и оказываемых услуг с учетом остатков готовой продукции на складе на начало и конец соответствующего периода. Для исчисления объема производства каждого вида продукции из намеченного объема продаж вычитают остатки готовой продукции на складе на начало периода и к полученной разнице прибавляют остатки готовой продукции на складе на конец периода. Обычно производственная программа составляется по организации в целом и ее подразделениям на текущий год, по кварталам и месяцам.
Бюджет производственной себестоимости продукции и услуг составляют на основе бюджетов расходов на подготовку и освоение производства по использованию и закупке сырья и материалов, трудовых затрат, общепроизводственных расходов и прочих расходов. В состав производственной себестоимости могут включаться общехозяйственные расходы.
В бюджет расходов на подготовку и освоение производства планируют расходы, учитываемые по данной статье в финансовом учете (п. 13.2).
В бюджете по использованию и закупке сырья и материалов на основе производственной программы определяется планируемый расход каждого вида материальных ценностей умножением планируемого объема производства каждого вида продукции и услуг на норму расхода каж-
дого вида сырья и материалов. После определения расходы сырья и материалов исчисляют объем закупок по каждому их виду с учетом остатков складских запасов на начало и конец соответствующего периода. Расход и закупки сырья и материалов целесообразно планировать не только по месяцам, но и по декадам, неделям, дням, а иногда и сменам, как в нату-ральном, так и в денежном выражении.
В бюджете трудовых затрат определяются затраты времени и затраты труда в денежном выражении, необходимые для выполнения производственной программы.
Расчет потребности в персонале производят в разрезе категорий работников отдельно по персоналу основной деятельности (промышлен- но-производственному) и персоналу неосновной деятельности (персоналу непромышленных организаций, состоящих на балансе организации).
Плановую численность персонала основной деятельности определяют на основе планируемого объема производства, трудоемкости изготовления каждого вида продукции или услуг и всего выпуска, полезного фонда рабочего времени и показателей роста производительности труда.
Плановый фонд оплаты труда работников определяют, как правило, используя данные о планируемом объеме производства и нормативах заработной платы на один рубль (нормо-час) объема продукции или данные о плановой численности работников и планируемой величине средней заработной платы одного работника (по каждой категории в отдельности).
В бюджете общепроизводственных расходов указывают планируемые расходы по содержанию и эксплуатации производственного обору-дования и расходы по обслуживанию, организации, управлению структурным подразделением. Планирование общепроизводственных расходов осуществляется по статьям затрат, применяемым в учете этих расходов (п. 13.2), но без непроизводительных расходов.
В бюджет прочих производственных расходов определяют плановые величины расходов, учитываемых по данной статье затрат (п. 13.2).
Составной частью операционного бюджета является бюджет коммерческих расходов (расходов по продаже). В данном бюджете дается детальный перечень всех расходов, связанных с продажей продукции и товаров. Следует при этом учитывать, что некоторые расходы по продаже продукции могут быть переменными (расходы по транспортировке готовой продукции и товаров), а другие постоянными.
В бюджете общехозяйственных расходов по статьям, применяемым в финансовом учете (п. 13.2), но без общехозяйственных непроизводительных расходов, планируют общие для организации расходы по ее управлению.
После составления указанных бюджетов исчисляют показатели полной и неполной производственной себестоимости продукции, себестои-
мость проданной продукции, указанные показатели по отдельным видам продукции и услуг, показатели плана прибыли, рентабельности и др.
При распределении плановых величин косвенных расходов по отдельным подразделениям, видам продукции, оказываемым услугам и др. объектам учета и калькулирования используют, как правило, способы, используемые в финансовом и управленческом учете.