Периодичность промывки теплообменников зависит от степени загрязнения. Действия населения. Успешная защита от инфекционных заболеваний во многом зависит от степени невосприимчивости населения к ним Текст научной работы на тему «Условия эффективности деяте

Ключевые слова

ВУЗ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / ПРЕДПРИЯТИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / UNIVERSITY / BASIC DEPARTMENT / ENTERPRISE / EDUCATIONAL PROCESS / PRACTICE / COMPETENCES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Радионов Андрей Александрович, Рулевский Александр Дмитриевич

Конкурентоспособность высших учебных заведений и востребованность на рынке труда их выпускников во многом зависит от степени практической направленности проводимых образовательных процедур. Усиление практико-ориентированной части процесса подготовки позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей профессиональной деятельности. Особая роль в этой работе отводится базовым кафедрам , создаваемым непосредственно на предприятиях . В данной статье на основании опыта работы Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, г. Челябинск) сформулированы и проанализированы требования, выполнение которых позволяет добиться максимальной эффективности деятельности базовых кафедр . Определены требования к предприятиям , на которых целесообразно открытие базовых кафедр . Особое внимание уделяется характеру взаимодействия предприятий и вузов , позволяющему добиться взаимной заинтересованности и совпадения интересов в деятельности базовых кафедр . Поскольку требуются специалисты с конкретным набором компетенций , первостепенное значение имеет адаптация образовательных программ базовых кафедр к нуждам предприятий . Показаны возможные пути достижения данного условия. Было определено, что обязательным элементом учебного процесса , проводимого на базовых кафедрах , является организация непрерывной системы производственных практик , позволяющая студентам осуществить последовательную смену рабочих мест и инженерно-технических должностей в подразделениях предприятия , что является важнейшим условием формирования требуемого набора компетенций . Выявленные требования позволяют не только повысить эффективность деятельности базовых кафедр , но и дают возможность создать вокруг них учебную, научно-производственную и социокультурную зону непрерывного инновационного цикла предприятий . Как показывает опыт работы Южно-Уральского государственного университета, это обстоятельство существенно повышает заинтересованность предприятий в расширении института базовых кафедр .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Радионов Андрей Александрович, Рулевский Александр Дмитриевич

  • Построение инновационной модели подготовки технических специалистов на основе базовых кафедр организаций высшего образования

    2016 / Рулевский Александр Дмитриевич, Рыбаков Василий Петрович
  • Организационно-правовые аспекты создания базовой кафедры педагогического вуза в общеобразовательной организации

    2016 / Безвиконная Елена Владимировна, Волох Тамара Сергеевна
  • Модель формирования практико-ориентированных компетенций у бакалавров-инженеров

    2016 / Плаксина Юлия Геннадьевна, Сюськина Юлия Львовна
  • Анализ форм проведения технологических практик для подготовки квалифицированных инженерных кадров

    2016 / Кравченко Игорь Игоревич, Заварзин Валерий Иванович, Бушуев Николай Николаевич, Смирнов Сергей Георгиевич, Бушуева Валентина Викторовна
  • Стратегия развития профильного лингвистического образования в вузе

    2016 / Хомутова Тамара Николаевна
  • Системный подход к построению структуры организационно-функциональной модели цифрового моделирования производственных процессов

    2018 / Куликов Геннадий Григорьевич, Ризванов Константин Анварович, Петров Юрий Евгеньевич
  • Практические аспекты подготовки студентов социокультурной сферы в контексте культурологического и компетентностного подходов

    2014 / Журавлев Владимир Васильевич
  • К вопросу об организации практикоориентированной подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства

    2014 / Бушуева Ирина Викторовна
  • Базовая кафедра вуза в дошкольной образовательной организации как инновационный подход к организации профессиональной подготовки педагогов в области дошкольного образования

    2017 / Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна

The competitiveness of higher education institutions and the labor market demand for graduates depend on the degree of practical orientation of education. The increase of the practice-oriented part of the education process will eliminate the existing gap between the system of preparation of students at higher institution and the effectiveness of their future professional activity. Critical role in this work is given to the basic departments created at the workplace. Analyzing the experience of the South Ural State University (SUSU, Chelyabinsk), the paper describes the requirements that enable to maximize the efficiency of the basic departments. It also defines the requirements for the companies where it is advisable to organize basic departments. Particular attention is given to the nature of interaction between enterprises and universities that should be based on mutual interests. As enterprises need specialists with a particular set of competences , it is critical to adapt the educational programs to the needs of enterprises. Possible ways to achieve this condition are given in the paper. It was determined that an obligatory element of the educational process of the basic departments is a continuous system of practices, allowing students to change their quasi-professional activities, perform different types of work. It is another essential condition for the formation of the desired set of skills. Identified requirements can not only improve the efficiency of the basic departments, but can also give the opportunity to create the educational, scientific, industrial and socio-cultural areas of continuous innovation businesses. The experience of South Ural State University shows that this fact significantly increases the interest of enterprises to the expansion of the university basic departments.

Текст научной работы на тему «Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов»

Проблемы инженерного образования

УДК 378.014 + 378.047 DOI: 10.14529/ped160112

ББК Ч 448.44

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВЫХ КАФЕДР ВУЗОВ

А.А. Радионов, А.Д. Рулевский

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Конкурентоспособность высших учебных заведений и востребованность на рынке труда их выпускников во многом зависит от степени практической направленности проводимых образовательных процедур. Усиление практико-ориентированной части процесса подготовки позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей профессиональной деятельности. Особая роль в этой работе отводится базовым кафедрам, создаваемым непосредственно на предприятиях.

В данной статье на основании опыта работы Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, г. Челябинск) сформулированы и проанализированы требования, выполнение которых позволяет добиться максимальной эффективности деятельности базовых кафедр. Определены требования к предприятиям, на которых целесообразно открытие базовых кафедр. Особое внимание уделяется характеру взаимодействия предприятий и вузов, позволяющему добиться взаимной заинтересованности и совпадения интересов в деятельности базовых кафедр.

Поскольку требуются специалисты с конкретным набором компетенций, первостепенное значение имеет адаптация образовательных программ базовых кафедр к нуждам предприятий. Показаны возможные пути достижения данного условия.

Было определено, что обязательным элементом учебного процесса, проводимого на базовых кафедрах, является организация непрерывной системы производственных практик, позволяющая студентам осуществить последовательную смену рабочих мест и инженерно-технических должностей в подразделениях предприятия, что является важнейшим условием формирования требуемого набора компетенций.

Выявленные требования позволяют не только повысить эффективность деятельности базовых кафедр, но и дают возможность создать вокруг них учебную, научно-производственную и социокультурную зону непрерывного инновационного цикла предприятий. Как показывает опыт работы Южно-Уральского государственного университета, это обстоятельство существенно повышает заинтересованность предприятий в расширении института базовых кафедр.

Ключевые слова: вуз, базовая кафедра, предприятие, учебный процесс, практика, компетенции, эффективность.

Постановка задачи. Наше время предъявляет повышенные требования к выпускникам высших учебных заведений. Их профессиональная квалификация во все возрастающей мере определяется не только уровнем и объемом приобретенных во время обучения в вузе знаний и навыков, но и способностью быстро адаптироваться к меняющимся производственно-хозяйственным условиям, умением постоянно пополнять и творчески использовать получаемую в процессе практической деятельности информацию .

Выпускники вузов должны уметь согласовывать свои решения и действия с задачами предприятий, на которые они приходят работать после завершения обучения. Практика же показывает, что во многих жизненных и производственных ситуациях знания и навыки, полученные во время обучения в вузе, не «срабатывают» и даже зачастую становятся вредными: молодые специалисты используют их чисто автоматически, не понимая сути конкретных ситуаций. Все это приводит к тому, что до того момента, когда выпускник ву-

за становится полноценным работником, способным стабильно выполнять требуемые функции и задачи, которые ставятся перед ним на предприятии, проходит период его адаптации .

Как показывает анализ деятельности различных компаний реального сектора экономики, период адаптации выпускников вузов является довольно длительным и финансово затратным процессом. В этот период непосредственно на предприятиях и организациях проходит их обучение необходимым профессиональным навыкам, которое проводится в виде прохождения всевозможных стажировок и аттестаций. Все это позволяет вчерашним студентам приобрести минимально необходимый производственный опыт. Не менее важное значение имеют и элементы корпоративного воспитания - это, прежде всего, усвоение философии и производственной культуры предприятия. Все это требует не только немалого времени, но и серьезных финансовых ресурсов, поэтому неудивительно, что только прямые затраты предприятий на подобную «доводку-адаптацию» выпускников составляют от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей на человека в год .

При этом нужно учитывать, что гарантия успешного прохождения процесса адаптации выпускниками вуза с дальнейшим их закреплением на предприятии отсутствует. Именно это является одной из основных причин наличия постоянной «текучки» кадров и как следствие этого - необходимости подготовки и отбора новых.

Очевидно, что эффективность подобного алгоритма подготовки специалистов для предприятий реального сектора экономики довольно низка. К числу ее основных недостатков можно отнести:

Сложности с определением реальной компетенции выпускников вузов при приеме их на работу;

Значительные временные и финансовые затраты предприятий на адаптацию молодых специалистов.

Поэтому и перед предприятиями, и перед вузами стоит задача снижения издержек на процесс адаптации выпускников. Ее решение позволит первым снизить непроизводственные затраты и тем самым повысить эффективность своей деятельности, а вторым - по-

высить свою конкурентоспособность и престиж на рынке образовательных услуг.

В данном случае, нужно понимать, что в настоящее время конкурентоспособность высших учебных заведений во многом зависит от степени практической направленности проводимых в них образовательных процессов. Сегодня и абитуриенты, поступающие в вузы, и студенты, уже обучающиеся в них, предъявляют высокие требования к высшим учебным заведениям, ожидая, что по их окончании они будут должным образом подготовлены к практической деятельности в выбранном направлении и без особого труда смогут найти работу по специальности .

Поэтому усиление практико-ориентиро-ванной направленности учебного процесса в вузах является приоритетной задачей и общемировым трендом. На Западе, например, активное распространение получили так называемые «индустриальные департаменты» университетов. Их особенностью является то, что они одновременно работают со многими предприятиями определенной отрасли. «Индустриальные департаменты» организуют для студентов практическое обучение и стажировки в различных компаниях, привлекают для работы в качестве преподавателей специалистов ведущих предприятий, помогают фирмам подобрать студентов для участия в конкретных инновационных и внедренческих проектах .

В российских вузах, согласно основным направлениям деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, количество студентов, обучающихся по практико-ориенти-рованным программам прикладного бакалавриата, должно достигнуть 30 % от числа тех, кто учится за счет средств федерального бюджета .

Особая роль в усилении практической ориентированности процесса обучения прикладных бакалавров отводится базовым кафедрам. В отличие от «индустриальных департаментов», базовая кафедра - это образовательная площадка, находящаяся не в высшем учебном заведении, а на территории предприятия - стратегического партнера вуза. Она создается для сотрудничества с конкретным работодателем, причем рамки взаимодействия в каждом случае оговариваются и формулируются индивидуально на договорных основах .

Первые базовые кафедры появились в нашей стране достаточно давно - еще в начале 2000-х годов. Тогда Министерство образования РФ определило порядок создания вузами кафедр на базе научных организаций, осуществляющих образовательный процесс. В 2013 году появилась возможность организовывать их и на предприятиях реального сектора экономики для реализации практико-ориентированных образовательных программ прикладного бакалавриата с целью наиболее эффективной подготовки специалистов, обладающих компетенциями по решению прикладных, технологических задач .

Полученный за это время опыт практической деятельности базовых кафедр показал, что они могут быть созданы при соблюдении следующих условий :

Соответствие реализуемой вузом образовательной программы профилю деятельности предприятия - стратегического партнера;

Наличие у стратегического партнера вуза материальной базы, необходимой для деятельности базовой кафедры;

Обеспечение на базовой кафедре возможности проведения всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом;

Обеспечение предприятием - стратегическим партнером вуза условий для подготовки обучающимися на базовой кафедре выпускных квалификационных работ;

Создание безопасных условий обучения.

Основным преимуществом базовых кафедр является возможность приблизить учебный процесс к нуждам конкретных предприятий. Это позволяет ориентировать его на получение студентами навыков по решению реальных производственных задач, что делает их готовыми приступить к профессиональной деятельности сразу же после завершения обучения в вузе. Можно даже сказать, что базовая кафедра является своеобразным «окном» вуза в мир реальной экономики. Фактически это площадка, которая позволяет проводить адаптацию студентов к конкретному предприятию или производства в период их учебы в высшем учебном заведении.

В Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ, г. Челябинск) в последние годы были открыты несколько базовых кафедр, которые в настоящее время успешно работают. Имеющийся опыт позволил четко очертить ряд обязательных условий,

выполнение которых позволяет добиться наибольшей эффективности их деятельности. Под эффективностью в данном случае понимается подготовка специалистов, в максимальной степени отвечающих требованиям базовых предприятий.

Отбор предприятий - стратегических партнеров для создания базовых кафедр. Компании для сотрудничества с вузами в качестве стратегических партнеров при создании базовых кафедр нужно отбирать очень тщательно. Это должны быть не просто предприятия, которые хотят решить проблему с кадрами - таких в реальном секторе экономики сегодня большинство, но предприятия, представляющие перспективные отрасли экономики, в которых они являются лидерами.

Это необходимые требования, поскольку главная ценность базовых кафедр для вуза заключается в возможности совершенствования учебного процесса за счет включения в него передового опыта ведущих отечественных и зарубежных компаний. Только в этом случае высшее образование будет лучше соответствовать актуальным потребностям экономики и общества.

Именно передовые предприятия-лидеры, как правило, являются постоянными и самыми крупными заказчиками кадров. Они имеют необходимую материальную, интеллектуальную и организационно-техническую базу для создания и успешного функционирования базовых кафедр. Кроме этого, направленность их развития определяется не текущей рыночной конъюнктурой, а перспективными планами, опирающимися на продуманную долгосрочную стратегию.

Предприятия такого уровня предъявляют повышенные требования к своим работникам и именно поэтому могут быть заинтересованы в создании базовых кафедр: благодаря их работе они смогут получать выпускников с необходимым набором и уровнем компетенций. Поэтому они осознанно идут на значительные первоначальные затраты, требуемые на создание базовых кафедр, которые могут достигать нескольких десятков миллионов рублей, вполне резонно ожидая, что полученный через несколько лет эффект от снижения затрат на адаптацию выпускников вузов перекроет сделанные инвестиции.

Учитывая изложенные выше соображения, базовая кафедра мехатроники ЮУрГУ была создана на базе одного из ведущих рос-

сийских промышленных предприятий - Челябинского трубопрокатного завода, а стратегическим партнером при создании базовой кафедры автомобилей и автомобильного сервиса стал один из крупнейших автомобильных холдингов Урала - «Регинас». Он не только контролирует в настоящее время треть автомобильного рынка Челябинской области, но и имеет в своей структуре завод по производству автомобильных компонентов.

В то же время, как показывает опыт ЮУрГУ и ряда других отечественных вузов, попытки создания базовых кафедр на предприятиях, не отвечающих изложенному выше требованию, оказались неудачными.

Максимальное взаимодействие предприятий-работодателей и базовых кафедр. Опыт ЮУрГУ показывает, что базовые кафедры работают успешно только в том случае, если у вуза и его стратегических партнеров есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. Как показывает практика деятельности ряда российских вузов, там, где это условие не соблюдается, эффективность существования базовых кафедр крайне низка .

Хотя базовая кафедра является структурным учебно-научным подразделением вуза, но предприятие, на котором она создана, должно быть максимально вовлечено в ее деятельность. Так, согласно положению о базовой кафедре автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ, все претенденты на должность заведующего базовой кафедры проходят собеседование с руководством предприятия, а его представители принимают участие в заседаниях базовой кафедры, а также совета факультета и Ученого совета Университета, на которых обсуждаются результаты ее работы.

Одновременно с этим целесообразна и официальная формализация на предприятии заведующего базовой кафедрой с точки зрения его полномочий. Это дает возможность оперативно решать со службами предприятия все вопросы, связанные с функционированием базовой кафедры.

Очень важно, чтобы преподаватели и сотрудники базовой кафедры имели полную информацию обо всех аспектах производственно-хозяйственной деятельности «своего» предприятия. С этой целью, например, в период формирования базовой кафедры автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ все преподаватели прошли двухнедельную стажировку в различных подразделениях компа-

нии «Регинас», на базе которой она была открыта.

Адаптация образовательных программ прикладных бакалавров к нуждам базовых предприятий. В настоящее время вузы готовят специалистов в соответствие с требованиями общих для всех федеральных государственных образовательных стандартов. В этом заключается определенная концептуальная проблема: выпускник получает некий общий набор компетенций, в то время как каждому предприятию требуется специалист с их определенным конкретным набором. Для того чтобы добиться этого, основные положения образовательных программ базовой кафедры и учебных планов, составленных на их основе, должны быть согласованы с ее работодателем.

Разработанные в ЮУрГУ учебные планы базовых кафедр предусматривают, что на первых курсах студенты осваивают большинство дисциплин гуманитарной, социальной и естественно-научной направленности. В то же время, углубленное изучение ряда общепрофессиональных (технических) дисциплин и практическая подготовка для овладения рабочими профессиями проводится в учебных центрах, созданных на базовых предприятиях.

На старших же курсах большая часть профилирующего обучения студентов осуществляется уже в учебных центрах с привлечением к образовательной деятельности ведущих специалистов базовых предприятий. В результате на втором этапе образовательного цикла удается не только обеспечить прак-тико-ориентированную направленность подготовки прикладных бакалавров, но и нацелить ее на решение конкретных запросов и требований базовых предприятий.

Аналогичных принципов придерживаются и другие отечественные высшие учебные заведения. Так, на базовых кафедрах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» сотрудники компаний, на которых они созданы, ведут лекционные и семинарские занятия, проводят мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований .

Создание непрерывной системы производственных практик. Как уже отмечалось, базовая кафедра позволяет сосредоточить практико-ориентированную часть обучения студентов непосредственно на предприятии,

для которого ведется подготовка прикладных бакалавров. Это дает возможность организовать прохождение студентами практик непосредственно на месте их будущей работы.

Особенностью организации производственных практик на базовой кафедре является возможность последовательной схемы смены рабочих мест и инженерно-технических должностей в различных подразделениях предприятия. Это дает возможность формировать у студентов требуемый набор конкретных компетенций.

Организация непрерывного цикла научно-производственной практики и раньше была характерна для ведущих отечественных технических вузов. Именно это позволяло, не снижая уровня образования в области фундаментальных и общетехнических наук, усилить практическую подготовку студентов . В случае же базовой кафедры и студент, и работодатель могут уже в период обучения определиться с будущим местом работы выпускника. В этом случае ведущие специалисты соответствующего подразделения выполняют функции своеобразных наставников, что помогает сократить разрыв между теоретическими знаниями будущего молодого специалиста, полученными в учебном процессе, и его дальнейшей практической деятельностью после завершения обучения в вузе. Фактически это снимает необходимость его профессиональной адаптации.

Расширение направлений деятельности базовой кафедры. Базовая кафедра должна создаваться не только с целью подготовки прикладных бакалавров, но и для проведения научно-исследовательской работы, а также переподготовки и повышения квалификации действующих специалистов . Все эти направления ее деятельности осуществляются, в первую очередь, в интересах конкретного базового предприятия.

Такая комплексность позволяет создавать вокруг кафедры учебную, научно-производственную и даже социокультурную зону формирования непрерывного инновационного цикла базового предприятия, что дает возможность менеджменту проводить оперативное внедрение и коммерциализацию результатов деятельности базовой кафедры. Все это должно существенно повысить заинтересованность и вузов, и предприятий в расширении института базовых кафедр.

Заключение. Опыт работы базовых кафедр ЮУрГУ показывает, что такая форма подготовки прикладных бакалавров имеет перспективы и интересна всем - и студентам, и вузам, и предприятиям. Базовые кафедры позволяют устранить существующий в настоящее время системный разрыв между уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей практической деятельности.

Литература

1. Базовая кафедра. - http://bk-imc.ru (дата обращения: 30.09.2015).

2. Заварзин, В.И. Интеграция образования, науки и производства / В.И. Заварзин, А.И. Гоев // Рос. предпринимательство. -

2011. - № 4. - С. 48-56.

3. Кубанков, А.Н. Опыт взаимодействия вуза и инновационного предприятия при подготовке специалистов для сферы безопасности радиосвязи / А.Н. Кубанков, А.А. Сах-нин //Безопасность информационных технологий. - http://bit.mephi.ru (дата обращения: 30.09.2015).

4. Лабыкин, А. Российские вузы приблизят к реалиям рынка / А. Лабыкин. - http:// expert.ru (дата обращения: 30.09.2015).

5. Миляева, Е. Бакалавр по карману / E. Миляева. - http://national.invur.ru (дата обращения: 30.09.2015).

6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.). - http://garant.ru (дата обращения: 30.09.2015).

7. Попова, Е.М. Роль базовой кафедры вуза в усилении практической направленности обучения / Е.М. Попова, И.Г. Зайцева // Управление качеством в современном вузе: тр. X Междунар. науч.-метод. конф. - СПб.,

2012. - С. 163.

8. Примерное положение о базовой кафедре ФГБОУ ВПО «СПбГПУ». - http:// SpbSTU.ru (дата обращения: 30.09.2015).

9. Рылько, Е. В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес / Е. Рылько. -http://faito.ru (дата обращения: 30.09.2015).

10. Старцева, Т.Е. Решать проблему престижа технических специальностей нужно на государственном уровне / Т.Е. Старцева. -http://podmoskovye.bezformata.ru (дата обращения: 30.09.2015).

Радионов Андрей Александрович, доктор технических наук, профессор, проректор, заведующий базовой кафедрой мехатроники, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected], [email protected].

Рулевский Александр Дмитриевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий базовой кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].

DOI: 10.14529/ped160112

CONDITIONS OF EFFECTIVENESS OF UNIVERSITY BASIC DEPARTMENTS

A.A. Radionov, [email protected], [email protected],

A.D. Rulevskiy, [email protected]

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The competitiveness of higher education institutions and the labor market demand for graduates depend on the degree of practical orientation of education. The increase of the practice-oriented part of the education process will eliminate the existing gap between the system of preparation of students at higher institution and the effectiveness of their future professional activity. Critical role in this work is given to the basic departments created at the workplace.

Analyzing the experience of the South Ural State University (SUSU, Chelyabinsk), the paper describes the requirements that enable to maximize the efficiency of the basic departments. It also defines the requirements for the companies where it is advisable to organize basic departments. Particular attention is given to the nature of interaction between enterprises and universities that should be based on mutual interests.

As enterprises need specialists with a particular set of competences, it is critical to adapt the educational programs to the needs of enterprises. Possible ways to achieve this condition are given in the paper.

It was determined that an obligatory element of the educational process of the basic departments is a continuous system of practices, allowing students to change their quasi-professional activities, perform different types of work. It is another essential condition for the formation of the desired set of skills.

Identified requirements can not only improve the efficiency of the basic departments, but can also give the opportunity to create the educational, scientific, industrial and socio-cultural areas of continuous innovation businesses. The experience of South Ural State University shows that this fact significantly increases the interest of enterprises to the expansion of the university basic departments.

Keywords: university, basic department, enterprise, educational process, practice, competences, efficiency.

1. Bazovaya kafedra . Available at: http://bk-imc.ru (accessed 30.09.2015).

2. Zavarzin V.I., Goev A.I. . Russian Entrepreneur-ship, 2011, no. 4, pp. 48-56. (in Russ.)

3. Kubankov A.N., Sakhnin A.A. . Available at: http://bit.mephi.ru (accessed 30.09.2015). (in Russ.)

4. Labykin A. Rossiyskie vuzy priblizyat k realiyam rynka . Available at: http://expert.ru (accessed 30.09.2015).

5. Milyaeva E. Bakalavr po karmanu . Available at: http://national.invur.ru (accessed 30.09.2015).

6. Osnovnye napravleniya deyatel"nosti Pravitel"stva Rossiyskoy Federatsii na period do 2018 goda (utv. Pravitel"stvom RF14 maya 2015 g.) . Available at: http://garant.ru (accessed 30.09.2015).

7. Popova E.M., Zaytseva I.G. . Upravlenie kachestvom v sovremennom vuze. Trudy X Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii . St. Petersburg, 2012, p. 163. (in Russ.)

8. Primernoe polozhenie o bazovoy kafedre FGBOU VPO "SPbGPU" . Available at: http://SpbSTU.ru (accessed 30.09.2015).

9. Ryl"ko E. V sozdanii bazovykh kafedr zainteresovany i vuzy, i biznes . Available at: http://faito.ru (accessed 30.09.2015).

10. Startseva T.E. Reshat" problemu prestizha tekhnicheskikh spetsial"nostey nuzhno na gosu-darstvennom urovne . Available at: http://podmoskovye.bezformata.ru (accessed 30.09.2015).

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Радионов, А.А. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов / А.А. Радионов, А. Д. Рулевский // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 1. - С. 87-93. Б01: 10.14529^160112

Radionov A.A., Rulevskiy A.D. Conditions of Effectiveness of University Basic Departments. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 87-93. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160112

В 2010 году планы основных строительных компаний города остаются практически на уровне прошлогодних. В ЛенСпецСМУ собираются расширить земельный банк и начать строительство нескольких объектов в Петербурге и Москве. Правда, основные жилые комплексы, на которых сконцентрируется застройщик, -- уже строящиеся «Юбилейный квартал» и «Орбита». В планах ГДСК -- ввод в эксплуатацию порядка 280 тыс. м2 жилья. Среди них новые корпуса в жилых комплексах «Южный», «Фортуна», «Антей», «Каролина». Планируется начать возведение нового объекта на ул. Белышева в Невском районе.

«Мы не останавливали строительство начатых объектов. Все реализованные проекты были обеспечены стабильным финансированием», -- говорит коммерческий директор ООО «ГДСК» Екатерина Немченко. В 2009 году компания ввела в эксплуатацию семь домов полезной площадью 82,2 тыс. м2.

Строительная компания «Темп» планирует завершить строительство двух домов, а также начать возведение жилого комплекса площадью 46,5 тыс. м2 на пересечении ул. Бадаева и Ворошилова.

«Мы практически не ощутили влияния кризиса. Мы строим жилые дома исключительно на собственные средства, не привлекая деньги дольщиков, -- именно такая бизнес-стратегия помогла нам работать стабильно даже в экономически сложный период», -- поясняет генеральный директор строительной компании «Темп» Юрий Лучко. За прошедший год застройщик сдал в эксплуатацию 51,3 тыс. м2 жилья.

Компания «ЮИТ Лентек» в этом году намерена сдать 178,3 тыс. м2 жилья. В первой половине года будут введены в строй жилые комплексы «Комендантский квартал», «Оптимист», «Лотос» и «Ориенталь». Кроме того, застройщик начнет возводить сразу четыре новых объекта.

На текущий момент в активе ЗАО «Строительный трест» более 168 тыс. м2 строящегося жилья, ввод которого намечен на этот год. Дальнейшие планы -- начало строительства объектов на ул. Замшина, Железнодорожной ул., пр. Маршала Блюхера и в Железнодорожном пер. Компания Setl City запустила жилые комплексы «Космос» на пр. Юрия Гагарина и «Токио» на Мебельной ул. в декабре 2009-го, в этом году начнется строительство еще нескольких объектов.

Готовый спрос

Уменьшение кризисных явлений и стабилизация цен на строящуюся недвижимость уже повлекли за собой и увеличение роста покупательской активности. Если в течение всего 2009 года квартиры приобретались только в готовых домах или домах высокого уровня готовности, в начале этого года вернулся интерес потребителей к объектам на начальных стадиях строительства. Но теперь многое зависит от степени доверия покупателей к застройщику.

Количество сделок, по данным департамента консалтинга и оценки компании «МИР недвижимости», в декабре 2009 года выросло почти на 30% по сравнению с ноябрем. В целом за последний квартал минувшего года было реализовано порядка 400 тыс. м2 жилья. За весь же прошлый год продано около 1,2-1,5 млн м2 жилой недвижимости. «Это пока еще далеко до докризисных показателей, но прогресс налицо», -- отмечает директор по маркетингу ООО «МИР недвижимости» Илья Логинов. О том, что оживление спроса не было предновогодним покупательским ажиотажем, говорит тот факт, что и в январе 2010 года продажи велись достаточно активно: они оказались ниже уровня декабря на 10%.

По мнению руководителя отдела проектов и аналитических исследований АРИН Зоси Захаровой, рост продаж квартир обусловлен целым рядом причин. Свою роль сыграли накопившийся отложенный спрос, появление новых маркетинговых программ по скидкам и рассрочке платежей, выход на рынок объектов «альтернативного предложения» -- квартир в ближайших пригородах или на окраинах города, а также снижение банковских ставок по ипотечным кредитам и, как следствие, увеличение доли таких сделок.

Благоприятные для застройщиков изменения произошли и в самой структуре спроса. «Высок спрос на студии, но он не может быть удовлетворен существующим предложением», -- констатирует Илья Логинов.

Также в структуре спроса по-прежнему сильны позиции однокомнатных и двухкомнатных квартир небольшого метража -- до 40 и 55 м2 соответственно -- в домах массовой застройки.

Неплохо продается класс комфорт -- дома, расположенные вблизи метро, с хорошей транспортной доступностью и развитой инфраструктурой.

По мнению заместителя директора агентства недвижимости «Бекар» Ольги Литвиченко, сегодня наметилась тенденция к возобновлению инвестиционных сделок на первичном рынке. «Люди готовы вкладывать примерно 1,5-2 млн рублей (с учетом первого взноса, беспроцентной рассрочки на время строительства) в объекты, строительство которых ведется в соответствии с ФЗ-214», -- резюмирует она. Это подтверждают и другие аналитики.

Как сообщила заместитель директора Консалтингового центра «Петербургской Недвижимости» Ольга Трошева, подобная ситуация складывалась на новых объектах компании Setl City. Покупателей интересуют дома на низкой стадии готовности, если они доверяют репутации застройщика.

Тем не менее пока среди покупателей недвижимости сохраняется интерес к квартирам в сданных или готовящихся к сдаче домах. В большей степени это относится к той категории потенциальных клиентов строительных компаний, которые покупают жилье для собственного проживания.

Директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов считает, что покупатель стал более разборчив, чем до кризиса, и во главу угла ставит не столько ценовую характеристику объекта (особенно на фоне значительного прошлогоднего снижения цен), сколько уверенность в том, что дом будет достроен и сдан в срок.

Ценовые нюансы

Как отмечают аналитики компании NAI Becar, к началу 2010 года наблюдалась серьезная дифференциация цен на строящуюся недвижимость в зависимости от района. Цены больше всего снизились в Выборгском (-19%), Приморском (-16,7%) и Московском (-16,3%) районах.

Также цена варьируется в зависимости от типа дома. В конце декабря средняя стоимость квартир в кирпично-монолитных домах составляла примерно 75 тыс. рублей за 1 м2, а в панельных домах -- 64,8 тыс. рублей. Компания «Строительный трест», специализирующаяся на строительстве кирпичных домов класса комфорт, продает квартиры в своих объектах по средней цене 76 тыс. рублей за 1 м2. «Количество сделок, совершенных в прошлом году, подтверждает, что это объективная цена за квартиры на высокой стадии готовности дома, -- уверен Сергей Степанов. -- Клиент видит то, что покупает, делает осознанный выбор в пользу компании, и для застройщика в такой ситуации самое разумное -- предложить ему наиболее привлекательные условия покупки».

На начало января 2010 года, средневзвешенная стоимость 1 м2 жилья на первичном рынке составила 70 674 рубля. За 2009 год падение цен составило 16% в рублях.

Аналитики связывают снижение среднегородских цен с активным ростом сегмента жилых объектов эконом-класса, расположенных на окраинах города или в ближайшей области.

В состоянии равновесия

Сейчас все эксперты рынка -- и аналитики, и сами застройщики -- уверены, что 2010 год не принесет сколько-нибудь ощутимых ценовых колебаний.

Спрос повысился, но он не имеет лавинообразного характера, который наблюдался в 2005 году после вступления в силу пакета законов, регламентирующих взаимоотношения сторон при долевом строительстве. В результате кризисных явлений благосостояние населения снизилось, и существующий спрос далеко не всегда оказывается платежеспособным.

«Цены находятся на стабильном уровне с незначительными колебаниями. До осени 2010-го ситуация со спросом и ценами не изменится», -- считает Илья Логинов. Единственным фактором, который способен оказать влияние на рынок, по мнению Сергея Степанова, является постепенное снижение ставок по ипотеке. «Если в пик кризиса условия банков были заградительными (первоначальный взнос от 40% и годовая ставка в размере 25-30%), то сейчас, например, Сбербанк предлагает довольно приемлемые условия -- от 13,5% годовых с первоначальным взносом от 15%, -- напоминает он. -- Сейчас для возврата к прежним объемам ипотечного кредитования необходимо в первую очередь сломить психологическое недоверие потребителей. Скорее всего, это произойдет во второй половине года. На рынке есть очень привлекательные предложения по готовому жилью, и, когда ставки достигнут докризисных 11%, люди снова увидят в ипотеке реальный механизм решения квартирного вопроса».

Предпосылки к этому есть: ставка рефинансирования в декабре 2009 года снизилась до 8,75% годовых. В середине текущего года можно прогнозировать и снижение ставок по ипотеке.

По мнению экспертов, сейчас наиболее благоприятная ситуация для покупателя: можно купить готовую квартиру в сданном доме в рассрочку, а потом, со снижением ставок по ипотеке, взять банковский кредит. Тем более что на рынке по крайней мере в течение ближайших 9-10 месяцев будет присутствовать качественное предложение с выгодными условиями покупки.

Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Почва бывает разной: глинистая, суглинистая, песчаная, супесчаная, торфяная. А еще кислая, нейтральная и щелочная. У вас на участке какая? Без знания такого показателя, как кислотность грунта, не стоит даже мечтать об урожаях. От ее уровня поистине зависит многое. Большинство культур предпочитают слабокислую и нейтральную среду. Кислотность - очень важный момент для земледельца. Ведь она существенно влияет на плодородие грунта и соответственно на урожай. Доцент кафедры овощных культур Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, кандидат сельскохозяйственных наук Анна Гордеева в этом уверена на сто процентов.

Реакция среды почвы - это своеобразный пропускной пункт, определяющий, смогут ли растения жить в данных условиях, - объясняет Анна Петровна. - В кислой почве повышено содержание ионов железа, молибдена и алюминия, которое токсично и болезненно для одних растений и в то же время благоприятно для других. Полезные бактерии, усваивающие и накапливающие необходимый для растений азот, в такой среде погибают.

От уровня кислотности также зависит степень проникновения имеющихся в почве тяжелых металлов в ткани растений. Если показатель рН находится в пределах нейтральной области, тяжелые металлы остаются связанными в почве и лишь незначительная их часть попадает и накапливается в растениях. Такая же картина и с радионуклидами: именно от показателя рН зависит, в какой степени они впитаются растениями.

В кислом грунте подавлена и деятельность полезных микроорганизмов. А ведь почва - это живой организм. Самую большую часть по массе (80 - 85%) в почвенном объеме составляют невидимые микроорганизмы, бактерии, грибы, а видимые насекомые и дождевые черви - 20%. И чем плодороднее почва, тем больше в ней живых помощников. Ведь именно они и производят вещества, необходимые для питания растений.

Кислотность почвы определяется количеством содержащейся в ней извести. Чем ее меньше, тем она кислее. И наоборот: чем больше извести, тем она щелочнее. Степень кислотности может варьироваться от 0 до 14. В Беларуси рН, как правило, находится в пределах от 4,5 (кислые почвы) до 7,0 и выше (нейтральные и слабощелочные).


При распаде органического вещества, при дыхании корней растений и микроорганизмов выделяется углекислый газ. В соприкосновении с водой он образует угольную кислоту, которая подкисляет почвенный раствор. При переувлажнении из пахотного горизонта вымываются ионы кальция и магния. Их место на частичках почвы занимают ионы водорода, и почва закисляется. Там, где ежегодно выпадает более 500 мм осадков в год, с 1 кв. м вымываются до 55 г кальция. Приблизительно такое же его количество выносится из почвы и с хорошим урожаем. Несколько закисляют почву хвоя, свежий навоз, а также некоторые минеральные удобрения. В частности, «Сернокислый аммоний», сера, «Карбамид» (или «Мочевина»), «Хлористый аммоний».

В кислых почвах в значительных количествах содержатся алюминий, железо и марганец в форме соединений, неблагоприятных для большинства культур. Приходится вносить намного больше и удобрений, что, естественно, снижает эффективность полезных микроорганизмов и повышает количество патогенной микрофлоры и бактерий, оказывающих негативное влияние на растения. Чем кислее грунт, тем хуже развивается и корневая система, из–за чего слабо усваиваются питательные вещества, необходимые для роста и развития.

Какая почва самая благоприятная для садовых участков? Однозначно ответить нельзя: смотря что на них растет. У каждой культуры - свои вкусы (смотрите таблицу № 1). Можно и на глаз определить кислотность грунта, если присмотреться к растениям, поселившимся на огороде. Они - самый верный индикатор состава почвы.

Но иногда на участках растут и мята, и клевер, и крапива с лебедой. И все они - «показатели» разных типов почв. Чтобы разрешить ситуацию, есть несколько методов.

Первый - при помощи лакмусовой бумаги. Выкопайте на участке яму глубиной 30 - 35 см. С вертикальной стенки в трех–четырех местах возьмите 15 - 20 г почвы. Засыпьте ее в стакан, добавьте 50 мл дождевой или дистиллированной воды (в соотношении 1 к 2) и хорошо смешайте. Дайте немного настояться и опустите лакмусовую бумагу. Если она окрасилась в красный цвет - почва сильнокислая (рН 4 - 4,5), в розовый - кислая и слабокислая (рН 5 - 6), в желтый - близкая к нейтральной (рН 6,1 - 6,5), в зеленовато–голубой - нейтральная (рН 6,51 - 7). Щелочная реакция даст насыщенный сине–зеленый цвет. Слабощелочные рН 7 - 8, среднещелочные рН 8 - 8,5, сильнощелочные рН 8,5 и более.

А можно проверить кислотность иначе. Прокипятите землю в воде, раствор охладите и профильтруйте через плотную ткань, чтобы он стал прозрачным. После этого добавьте сок из цветов, имеющих фиолетовую окраску (ирис, ромашка). Если раствор окрасится в зеленый цвет, значит, у почвы щелочная реакция, в красный - кислая.

Если нет ни лакмусовых бумажек, ни ирисов, то воспользуйтесь листьями смородины или вишни. Положите их 3 - 4 штуки в стакан с доведенной до кипения дистиллированной или дождевой водой. Настой остудите и опустите в него кусочек почвы. По цвету раствора и определите реакцию среды: красный - кислая, синий - слабокислая, зеленый - нейтральная.

В домашних условиях можно определить кислотность по–другому. 1 ч.л. грунта высыпьте на стекло, которое положите на любую темную поверхность. Полейте землю небольшим количеством обычного 9–процентного уксуса и наблюдайте за пеной. Если ничего не произойдет - это признак повышенной кислотности (поскольку уксус - это кислота, то бурной реакции при смешивании с кислым грунтом ждать не стоит). Если же пенообразование сильное, значит, почва щелочная, умеренное - нейтральная.

Некоторые кислотность почвы определяют с помощью обычного мела. Горсть земли засыпьте в бутылку, на которую наденьте соску или напальчник, и залейте водой. Ее должно быть раза в 1,5 - 2 больше, чем грунта. Затем добавьте 0,5 - 1 ч.л. мела и тут же закройте бутылку предварительно скрученной соской (чтобы убрать из нее воздух). После того как наденете ее, она расправится. Но из–за нехватки воздуха внутри бутылки соска все равно будет сжатой. Затем 3 - 5 минут энергично потрясите бутылку. Внимательно следите за соской! Если кислотность почвы высокая, то при взбалтывании между мелом (щелочью) и кислотой в почве произойдет реакция нейтрализации и выделится углекислый газ, который создаст давление в бутылке - и соска расправится. При нейтральной почве соска останется в начальном положении, а при среднекислой - раскроется лишь наполовину.

Определяют тип почвы и по пахотному слою земли. Если в верхних 20 - 25 см видна белесая прослойка, похожая на золу, можно смело говорить о кислой почве. Показатель повышенной кислотности - и позеленение земли, особенно если участок находится не в тени.

Для более точного определения используют прибор Алямовского, который можно приобрести в магазинах. Или же сдают образцы почвы в агрохимлаборатории, которые есть в каждой области.

Итак, мы определили: на участке почва кислая. Что делать дальше? Надо ли раскислять? Все зависит от того, какие культуры вы собираетесь выращивать. Дело в том, что некоторые растения предпочитают именно кислые грунты. Это гортензии, рододендроны, люпин многолетний, вереск, эрика, папоротник, лапчатка, голубика, клюква, брусника. А вот среди овощных культур любителей кислых почв практически не встречается. Капуста поражается килой, морковь - фомозом, свекла - гнилью сердечка, лук - шейковой гнилью. Да и по срокам созревания овощи запаздывают. Кроме того, полно вредителей, которым кислый грунт по душе. Проволочник, например.

Кислотность почвы снижают, добавляя в нее мел, известь, доломитовую и фосфоритную муку. А также всем известную и вполне доступную для каждого огородника древесную золу (1 кг равнозначен 0,5 - 0,6 кг извести), которая одновременно обогащает почву кальцием, калием, фосфором и микроэлементами. Снижает кислотность и внесение подстилочного навоза или компоста. Поскольку большинство растений не выносит свежей извести, то известкование лучше проводить осенью, используя как гашеную, так и негашеную известь.

Кислотность почвы меняется не сразу. В зависимости от внесенной дозы слабокислая или нейтральная реакция устанавливается через 1 - 2 и даже 3 года. Количество извести, которое надо внести, чтобы исправить ситуацию, зависит от кислотности почвы. Как правило, на минеральных землях вносят от 100 до 600 г извести, мела, доломитовой или известняковой муки на 1 кв. м или 1 - 6 кг на сотку. При рН 4,5 - 5,0 дают 200 - 600 г известковых удобрений на 1 кв. м; при рН 5,0 - 5,5 - 100 - 400 г на 1 кв. м, при рН более 6,0 известкование вообще не проводят (смотрите таблицу № 2).


При внесении извести ее надо хорошенько перемешать с пахотным слоем. А потому можно пустить под перепашку или культивацию. Весной, если это необходимо, известкование проводят за 2 - 3 недели до посева под неглубокую перекопку.

Поскольку известь ускоряет процесс разложения органического вещества в почве, то для поддержания плодородия вместе с нею надо вносить навоз или другую органику. Но ни в коем случае нельзя совмещать ее с азотными и фосфорными удобрениями. В первом случае увеличатся потери азота, во втором - снизится доступность фосфора для растений. Если не знаете, можно ли смешивать известь с какими–то минеральными удобрениями, то вносите все по отдельности. Осенью - известь, а весной - «минералку».

Известь раскисляет почву, улучшает ее физические свойства, усиливает деятельность полезных микроорганизмов, а также снижает подвижность вредного для культур элемента - алюминия. С известью в почву поступает необходимый растениям кальций, который стоит на 4–м месте по важности после азота, фосфора и калия. К плюсам известкования также можно отнести и повышение рыхлости почвы - такой грунт будет хорошо впитывать влагу и удерживать ее недалеко от поверхности. Так корни растений получат оптимальную пропитку даже в жаркую погоду. Если известкование проведено правильно, то в несколько раз повышается урожай овощей, ягод и плодов, растения становятся более устойчивыми к заболеваниям.


Но известью не стоит злоупотреблять: во всем важна мера. Чрезмерное известкование приведет к дефициту в почве меди и бора, снизит поступление калия. Растения начнут чаще болеть. К тому же почва станет щелочной и в ней увеличится количество молибдена, который в переизбытке вреден для культур.

В каком виде вносить известь в почву? Поскольку она должна хорошо перемешаться с почвой, то использовать ее лучше как порошок. Негашеная известь не подходит: она комковатая. Поэтому ее нужно погасить, то есть залить водой - на 100 кг извести 4 ведра воды. После того как вода впитается, известь примет порошкообразный вид и ее можно использовать. Гашеная известь (или пушонка) в первые несколько лет нейтрализует почву быстрее, чем обычная известковая мука.

После внесения извести почву необходимо перекопать на глубину 15 - 20 см. Иначе эффективность известкования снижается. Осеннее известкование позволяет более точно отрегулировать соотношение кислот и щелочей в почве, причем результат сохранится на более длительный срок, чем при внесении извести весной.


СОВЕТ «СБ»

Для закисления почвы, предназначенной под выращивание овощей, лучше всего использовать компост или навоз. В среднем для понижения кислотности на 1 рН на 1 кв.м почвы достаточно внести 9 кг компоста или 3 кг навоза.

СПРАВКА «СБ»

На средне– и сильнокислых почвах вы наверняка найдете сфагнум, пушицу, подбел, кошачью лапку, щавель, марьянник дубравный, подорожник большой,


Кислицу обыкновенную, лютик ползучий, хвощ, фиалку трехцветную, веронику дубравную, белоус, щучку дернистую, мокрицу.

На слабокислых и нейтральных почвах великолепно растут ромашка непахучая, мать–и–мачеха обыкновенная, клевер, донник белый, пырей ползучий, калужница болотная, сушеница, лютик ядовитый, толокнянка, седмичник европейский, белозор болотный, фиалка собачья, сердечник луговой, вейник наземный, осот полевой.

Щелочные почвы выдадут смолевка белая, живокость, мак–самосейка, пупавка красильная, люцерна серповидная, осока мохнатая, лядвенец рогатый, гусиная лапка, крапива, пырей и клевер.

Успешная защита от инфекционных заболеваний во многом зависит от степени невосприимчивости населения к ним. Невосприимчивость может быть достигнута, прежде всего, общим укреплением организма путем систематического закаливания и занятий физкультурой и спортом, а также проведением специфической профилактики, которая осуществляется заблаговременно путем прививок.

В случае появления первых признаков инфекционного заболевания, следует немедленно обратиться к врачу и действовать в соответствии с его указаниями.

Для предотвращения распространения инфекционных болезней решением органов местного самоуправления могут вводиться карантин и обсервация.

Карантинный режим вводят в случае возникновения заболевания чумой, холерой, натуральной оспой, а также при массовых заболеваниях туляремией, бруцеллезом, сапом, сыпным и возвратным тифом. При этом предусматривается полная изоляция очага инфекционного заболевания от окружающего населения.

При возникновении очага инфекционного заболевания, не относящегося к группе особо опасных или высокозаразных инфекционных болезней, применяют обсервацию. Обсервация – осуществление усиленного медицинского наблюдения, частичных изоляционно-ограничительных мер, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию очага инфекции.

Следует помнить, что инфицирование человека болезнетворными микробами может происходить при вдыхании воздуха, употреблении зараженных пищевых продуктов и воды, укусах зараженных насекомых, а также при контакте с больными людьми и животными.

Для предотвращения массового распространения инфекционных заболеваний население обязано тщательно соблюдать правила личной гигиены и содержать в чистоте жилища, дворы, места общего пользования. В жилых домах необходимо обрабатывать дезинфицирующими растворами перила лестниц и дверные ручки, унитазы; всю уборку помещений проводить только влажным способом; не допускать размножения мух и других насекомых.

В очаге инфекционного заболевания воду разрешается брать только из водопровода или из проверенных медицинской службой водоисточников. Все продукты следует хранить в плотно закрытой таре и обрабатывать перед употреблением: воду и молоко прокипятить, сырые овощи и фрукты обмыть крутым кипятком. Посуду необходимо кипятить, тщательно мыть руки с мылом после возвращения с улицы, перед приготовлением и приемом пищи.

При обнаружении первых признаков заболевания кого-нибудь из членов семьи нужно немедленно вызвать врача и изолировать больного.

Если заболевший оставлен для лечения дома, его необходимо поместить в отдельной комнате или его кровать отгородить ширмой. Для заболевшего следует выделить отдельную посуду и предметы ухода. В помещении, где находится больной, провести текущую дезинфекцию помещения и предметов, с которыми соприкасался больной, простейшими средствами – обмыванием горячей водой с содой, мылом и другими моющими средствами, а также кипячением белья.



Ухаживать за больным, по возможности, следует одному лицу. При уходе должны соблюдаться меры безопасности и правила личной гигиены: нужно пользоваться марлевыми повязками, мыть и обеззараживать руки. После перевода больного в больницу или его выздоровления проводится заключительная дезинфекция помещения, постельных принадлежностей, предметов, с которыми соприкасался больной.


6. ТЕХНОГЕННЫе РИСКи. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ
ОПАСНОСТИ. ЗАЩИТНЫе МЕРОПРИЯТИя

У некоторых людей самооценка всегда на уровне, им статьи о том, как поднимать самооценку - не актуальны. Что это за люди? Их отличают от всех остальных всего два обстоятельства: реальная жизненная успешность и телесный корсет успешности ​.

Первое: реальная жизненная успешность. Вы живете успешно, вы живете достойно, вас на работе ценят, друзья уважают. Создавайте и укрепляйте свою жизненную базу (уютная квартира, любимая дача и машина очень этому способствует), повышайте свое мастерство, становитесь уважаемым профессионалом, живите как порядочный человек, создайте крепкую и счастливую семью, дружите с достойными людьми... В общем, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, а свобода лучше, чем несвобода.

Как воспитать высокую самооценку у ребенка

Есть несколько основных путей поднять самооценку ребенка. Первый путь - хвалить ребенка за то, что у него есть. Второй - больше требовать с ребенка, добиваясь от него лучших результатовю Третий - учить его, помогая ему осваивать жизнь. Западное воспитание чаще идет по первому пути, азиатское - по второму, и только редкие родители объединяют все эти три подхода. См.