Учебно тематический план краткосрочной дополнительной программы. Модифицированная краткосрочная образовательная программа дополнительного образования детей. Краткосрочная дополнительная общеобразовательная

Муниципальное автономное образовательное учреждение


2. Техника плетение на проволоке

Виды плетение петель, Параллельные петли, игольчатые плетение, круговая техника.

Практическое занятия. Плетение браслетов. «Цветков».


3.Цветки из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.


Итоговое занятия.

Этапы конструирования изделия. Требования, предьявлеяемые к изделию при конструировании, контроль качества изделий. Виды и композиция орнамента. Разработка эскиза композиций.

Практическое занятия.

Изготовление изделия на свободную тему. Отбор лучших работ кружковцев. Оформление итоговой выставки Подведение итогов.

Нормы оснащения:

При работе с бисером:

Для каждого обучающегося: Иглы, нитки капроновые, ножницы, цветной бисер, линейка, медная проволока (тонкая).

Обеспечение программы.

Инструменты:

Ножницы, рамка со стеклом для витража,


Материалы:

Краски по витражу; бисер, проволока,


Методическое обеспечение.

Сегодня педагогический уровень должен иметь всю методическую оснащенность для проведения занятий в соответствии с требованиями и методическими установками . В перечень учебное - методического обеспечения входит учебная методическая литература для учащихся и преподавателей, отдельный кабинет для ведения групповых и индивидуальных занятий. Всё оборудование должно соответствовать данному предмету, ножницы, проволока, рамка со стеклом и т.д.

Методическая литература имеется для каждой возрастной категорией предусмотренной учебной программой.

ЛИТЕРАТУРА

1. « Бисероплетение» М..,1997

2. Рисунок. Обнинск, издательство «Титул»

3. Живопись. Обнинск, издательство «Титул»

4. . Рукоделие.

5. Журнал «Лена рукоделье».

6.енечки и бисер СПб, 1998.

8.Ю.Давыдова. 2005г.

9., . Студия декоративно- прикладного творчества Издание2008г.

10. . Народное декоративно -прикладное искусство. М,1984г.

11.Журнал «Лена рукоделия»

12.. Рукоделие..

13. Роспись по стеклу.

О реализуемых уровнях образования:

В течение 2014-2015 учебного года в МБОУ ДОД ДЭБЦ будут реализовываться дополнительные общеобразовательные программы по уровням образования:

I уровень - дошкольного образования (5 -6 лет)

II уровень - начального общего образования (7-11 лет)

III уровень - основного общего образования (12-14 лет)

IV уровень - полного общего образования (до 18 лет)

О формах обучения, нормативных сроках обучения :

Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание формального, неформального и информального форм получения образования и форм обучения: дистанционное с использованием ресурсов и сервисов Интернет, предметно-практические лаборатории, учебные командные проекты, элективные предметные и метапредметные курсы, развивающие и формирующие среды (интерактивные музеи, реальные и виртуальные тренажёры и др.).

В течение календарного года реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, которые по уровню освоения образовательных результатов делятся на ознакомительные (краткосрочные), базовые и углубленные. Срок реализации краткосрочных программ от 8 часов до 1 года, базовых и углубленных - свыше 1 года.

О сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации): отсутствует

Об описании образовательной программы с приложением ее копии:

Миссия : оказание образовательных услуг, направленных на социокультурное развитие личности детей, экологически адекватное взаимодействие с окружающим миром.

Цель : обеспечение прав детей на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, развитие мотивации обучающихся к творчеству, ценностному отношению к окружающему миру.

Задачи:

  1. Увеличить охват детей услугами дополнительного образования через реализацию дополнительных общеобразовательных программ ознакомительного уровня и организацию платных занятий по дополнительным общеобразовательным программам.
  2. Увеличить количество обучающихся, имеющих высокий уровень освоения дополнительных общеобразовательных программ, до 50 % (48,1 %) от общего количества детей.
  3. Увеличить количество обучающихся, участвующих в рейтинговых олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня, на 4 % (1,2 %).
  4. Обновить содержание дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семей, изменениями технологического и социального уклада.
  5. Обеспечить результативное взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности центра с целью повышения удовлетворенности родителей качеством оказываемых услуг до 90 % (82 %).
  6. Увеличить количество родителей обучающихся, активно участвующих в реализации экологических проектов до 20 % (5 %).
  7. Оказать услуги дополнительного образования не менее 6 % детей учетных категорий (группы риска и СОП).

Ожидаемые результаты и эффекты реализации дополнительных общеобразовательных программ

  1. Обучающиеся будут воспринимать образовательную деятельность как пространство для саморазвития, самообразования и самореализации.
  2. Обучение по дополнительным общеобразовательным программам поможет ориентироваться в ресурсах дополнительного образования, доступных как в г. Соликамске, так и вне города (в том числе через сеть Интернет).
  3. Обучающиеся получат возможность выбора программ дополнительного образования на основе собственных интересов и увлечений.
  4. Обучающиеся смогут использовать ресурсы городской среды (парки, скверы, площадки, помещения) для реализации групповой досугово-образовательной, эколого-ориентированной деятельности.
  5. Обучающиеся будут мотивированы к получению дальнейшего профильного профессионального образования, к участию в интеллектуальных и культурных формах досуга.
  6. Ознакомительные программы дополнительного образования обеспечат возможность обучающимся попробовать себя в различных видах и формах деятельности, а также обеспечат параллельное освоение программ или переход между программами.
  7. Дети с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в программы дополнительного образования, условия реализации которых соответствуют их потребностям и возможностям.

Об учебном плане:

Об аннотации к краткосрочным образовательным программам:

Солнечные лучики

Хотите удивить друзей и родителей? Подарить им интересный подарок или оригинальный сувенир? А может вы еще не знаете, что такое бумагопластика и гофротрубочки? Тогда вам просто необходимо посетить занятия по программе «Солнечные лучики». Вы научитесь делать удивительные поделки из самой обыкновенно бумаги.

Экологическая сказка для младшего брата

У кого есть младший брат или сестрёнка. Это программа для вас. Вы научитесь иллюстрировать сказку своими руками, чтобы она была красочной и интересной, и вы смогли рассказать как прекрасна наша планета, и что если вы с кем-то не очень дружны - вы всё-таки очень друг другу нужны!

«Куклы - звезды эстрады»

Знаете ли вы, кто такие куклы-марионетки, куклы «с живой рукой», которые ценят дружбу? Ведь куклы убеждены, что друзья - это самое дорогое. Рядом с куклами мы сами становимся добрее и счастливее. На занятиях вы узнаете историю кукол, научитесь их мастерить и «оживлять».

«Серебряные струны»

Кто не учится в музыкальной школе, но очень хочет научиться игре на гитаре, эта программа для вас. Вы сможете исполнять музыкальные произведения, не зная нотной грамоты.

Познавательная экология

В мире флоры и фауны много интересного и познавательного. Есть просто царства, а есть царство природы. Если вы любознательны, то вам интересно будет познакомиться с представителями этого царства. Приглашаем вас на занятия по программе «Познавательная экология», где вы ощутите себя юными исследователями, защитниками и друзьями природы.

«Путешествия в мир природы»

В нашем городе нет зоопарка, но иногда так хочется «прикоснуться» к миру природы. Программа «Путешествия в мир природы» познакомит вас с обитателями пресноводного аквариума, экзотическими птицами из Австралии и острова Мадагаскар, грызунами из Мексики и Африки, позволит совершить виртуальное путешествие с комнатными растениями в тропический лес, пустыню и влажные субтропики.

«В мире растений»

Природа - первооснова красоты и величия, но главным украшением нашей планеты были и остаются растения. Человек, глядя на растения, смог создать сложные технические сооружения. Что же подсказали человеку растения? Программа «В мире растений» поможет раскрывать эти секреты вместе с наукой бионикой.

«Мир лекарственных растений»

Растения окружают нас повсюду, радуя глаз формой и окраской листьев, цветов и плодов, помогая человеку целебными свойствами. Если вы хотите получить знания о растениях, используемых в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности, эта программа для вас. На занятиях вы также узнаете как правильно собирать и хранить лекарственные растения.

Хэй, хоп!

Знаешь ли ты, что такое «чир», «хай-ви», «лоу-ви», «тачдаун»? Если нет, то приглашаем тебя познакомиться с нашей программой. Ты не только научишься двигаться под музыку, сочинять «чиры», но и узнаешь, как правильно изготовить «хэй- помпоны». Мы поможем тебе стать успешным!

«Улыбки»

Если вы хотите с пользой для себя провести свободное время, приходите и участвуйте в нашем краткосрочном проекте «Улыбки». Здесь каждому найдется применение: вы сможете проявить себя в спортивных, творческих, экологических программах и мероприятиях.

«Стань ПРОФИ!»

В современном мире очень много разных профессий. Выбрал ли ты ту, которая подходит именно тебе, ту, в которой ты можешь стать ПРОФИ? Наша программа даёт тебе возможность познакомиться с современными профессиями: стилистом, визажистом, маникюристом, ювелиром, радиоведущим и т.д., встретиться с профессионалами своего дела.

О календарном учебном графике с приложением его копии:

О реализуемых образовательных программах:

Численности обучающихся по реализуемым образовательным программам:

· Численность детей, обучающихся за счет средств бюджета в 2014 - 2015 году составила: 1044 ребенка

· Численность детей, обучающихся по договорам с физическими лицами с оплатой ими стоимости обучения: 10 человек

ДЭБЦ не реализует профессиональные образовательные программы.

Валентина Мокерова
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ

Протокол №___ ___Высоцкая И. В. «___» ___ 20 г Приказ от «___» ___ №__

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Раз словечко , два словечко »

Срок реализации программы : 6 недель (18час)

Вид программы : модифицированная

педагог дополнительного образования

г. Гулькевичи, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Краткосрочная образовательная программа «Раз словечко , два словечко » социально-педагогической направленности способствует развитию познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся и предназначена для организации познавательного досуга детей в летний период, развитию главной ценности образовательной деятельности – творческого мышления, формирования потребности владения языком, совершенствования речи и расширения знаний об окружающем мире.

Новизна программы заключается в сроках ее реализации (6 недель, практико-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса. Программа «Раз словечко , два словечко » предоставляет возможность организовать познавательный досуг детей дошкольного возраста в летнее время. Занятия по программе способствуют формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Дают возможность, как закрепить ранее полученные знания в области, так и приобрести новые, формируют умение пользоваться ими на практике в различных ситуациях. Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр.

Актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей на программы раннего развития в летний период в учреждении дополнительного образования , а также наличием в учреждении необходимых материально-технических условий для реализации этих программ .

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В процессе решения проблемных ситуаций, выполнения игровых заданий каждый ребенок приобретает практические умения и навыки, опыт познания. При этом соблюдается комплексный подход к приобретению знаний, умений и навыков, к развитию и воспитанию детей.

Адресат программы . Программа разработана для детей 5,5-7 летнего возраста. Занятия могут посещать все желающие дети, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить представление об элементарных навыках чтения, письма.

Объем программы : срок обучения - 6 недель, общее количество часов – 18, в неделю - 3 часа.

Форма обучения : очная

Режим занятий : 3 раза в неделю по 1 часу.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия могут посещать дети без медицинского допуска. Программа реализуется в группах переменного состава. Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий. Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии) . Программа предполагает использование различных видов игровой деятельности : имитационных игр и игр-упражнений с предметами, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-упражнений с ориентировкой на определенные достижения, позволяет максимально комфортно и интересно для детей строить образовательный процесс. Занятия направлены на развитие общей культуры мышления , речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.

Занятия состоит из всех трех частей пяти разделов программы . На каждом занятии проводится динамическая пауза в форме подвижных игр и физкультминуток.

Цель программы : Развитие интереса и способностей к чтению через игровую деятельность.

Образовательные :

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

Продолжить знакомить детей с элементарными навыками чтения, письма;

Формировать умение применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли.

Личностные :

Развитие познавательной активности и умения устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей жизни ребенка и развитие интереса познания;

Развивать личность ребенка, его дарование и способность путем

самостоятельного решения творческих и других задач;

Развивать коммуникативные способности детей на основе общения ;

Развитие познавательных способностей : логику мышления, речь, внимание, память, воображение;

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, организованность, аккуратность, умение сотрудничать, коллективизм.

Метапредметные :

Развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;

Формировать культуру общения друг с другом ;

Формировать умение организовать свое рабочее место, понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее, контролировать и оценивать свои действия;

Формировать умение работать индивидуально и в группе : находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формировать ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Учебный план

п/п Тема Количество часов

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности. 1 0,5 0,5

2. Сказочная грамота 6 0,5 5,5

3. Развитие речи. 4 0,5 3,5

4. Веселый карандашик. 6 0,5 5,5

5. Итоговое занятие 1 1

Итого : 18 2 16

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с детским коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков.

Практика.

Упражнение «Телефон» . Игра «Давайте познакомимся» .

Экскурсия по центру.

Раздел 2. Сказочная грамота.

Теория. Знакомство с русскими народными сказками.

Практика. Чтение сказок : «Репка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Кошкин дом» , «Колосок» , беседа о прочитанном. Коллективное составление рассказа по картинкам. Пересказ сказки. Инсценировка сказки. Сочинение своей сказки. Ответы на вопросы.

Построение предложений. Составляем предложение с определенным словом .

Упражнение «Покажи букву» , «Какая это буква» , «Определи, где находится звук» , «Я называю звуки» .

Дидактические игры со словами : «Угадай первый звук в слове » , «Мама пошла в магазин» , «На что похожа буква» .

Игры с магнитной азбукой : «Чудесный мешочек» , «Какой буквы не стало» , «Сложи слово из букв магнитной азбуки»

Раздел 3. Развитие речи.

Теория. Составление описательного рассказа по теме : «Овощи» , «Фрукты» , «Животные» , «Транспорт» , «Профессии» . «Цветы» .

Практика : Просмотр и обсуждение короткометражного фильма «Улыбка природы» .

Игры : «Что растет на огороде?» , «Один - много» , «Скажи ласково» , «Назови одним словом » , «Продолжи ряд слов » , Слово наоборот », «Продолжи предложение» . «Отгадай загадки» .

Разучивание скороговорок.

Раздел 4. Веселый карандашик.

Теория. Готовим руку к письму. Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки. Ориентировка на листке в клетку : рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка, работа с трафаретом.

Практика : Графические упражнения. Упражнение в начертании наклонных линий.

Игровые задания. Обводы фруктов, овощей, транспорта, цветов их штриховка.

Рисование «бордюра» , «Заборчика» , «Домика» , «Зонтика» , «Кораблика» и др.

Путешествие в город мастеров : «Дорисуй узор» , «Закончи рисунок» , Весёлые прописи.

Упражнения с пальчиками : театр пальчиков рисование пальцем в воздухе.

Упражнения игра «Улитка» , «Чаби - чаляби» , «Поварята» .

Раздел 5. Итоговое занятие.

Практика : Конкурс «Самый, самый, самый…»

Условия реализации программы .

1. Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы требуется светлое , проветриваемое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Специальная мебель (столы и стулья) для учащихся, соответствующая 5 -7-летнему возрасту, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доска, магнитная доска с маркерами, наглядные пособия

Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы :

Письменные принадлежности для каждого ученика : ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши;

Демонстрационные наглядные пособия.

Трафареты (овощи, фрукты, транспорт, цветы, листья деревьев) ;

Дидактический и наглядный материал по темам, дидактические игрушки. Наглядно-дидактические карточки.

Развивающие игры «Прочитай по первым буквам» , «Делим слова на склады » и др.

Техническое оснащение : компьютер, принтер, интернет, телевизор и DVD – проигрыватель.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Фотоматериал, письменные отзывы учащихся и родителей, журнал учета работы педагога и посещаемости учащихся, письменный анализ педагога о реализации программы (количество детей, занимающихся в объединении, количество вновь прибывших детей, степень выполнения программ .

Список используемой литературы.

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005г.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г. 3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. «Нева» . Москва «Олма – Пресс» , 2002 г. 4. Синицына Е. И. Умные пальчики //м. Лист, 2009г. 5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» . Москва, 2006г. 6. Шапина О. Чистоговорки и скороговорки для развития речи. Москва, «Сова» , 2007г. 7. Фалькович Т. А, Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «Вако» , 2005 г. 8. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт- Петербург «Детство-Пресс» , 2005 г.

9. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Изд. «Мозаика – синтез» , Москва,2014г. 10. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки» Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят»

Логопедия" href="/text/category/logopediya/" rel="bookmark">логопедические недостатки. Занятия благотворно влияют на психические функции: воображение, память, мышление, речь.

Большое значение мы придаем охране детского голоса и здоровьесберегающим технологиям. Содержание программы построено с учетом особенностей детского голоса, соответствует возрастным, психологическим возможностям детей.

Программа планирует работу и с одаренными детьми, которая направлена на углубленное развитие их вокально-исполнительских способностей.

Программа предполагает репертуар, в котором сочетаются произведения русской и зарубежной классики, фольклор и песни, музыкальные сказки современных авторов.


Программа включает следующие разделы.

2. Сценическая речь.

Предмет «Музыкальный театр» рассчитан на 2 часа в неделю.

Проектируемые результаты

1. У детей будет сформирован стойкий интерес к театрально-музыкальным занятиям, эмоционально-положительное отношение к роли исполнителя; обогащение и расширение нравственного и художественного опыта.

2. Дети приобретут развернутое представление о театральном искусстве, вокальном исполнении, сценической речи.

3. Овладеют основными певческими исполнительскими навыками и смогут применять их при исполнении различных музыкальных произведений.

4. Дети будут иметь навыки сценического поведения, позволяющие успешно участвовать в театральных фестивалях и конкурсах.

Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Количество

Выработка певческой установки

Навыки певческого дыхания

Артикуляция

Округлое формирование гласных звуков

Пение легато

Чистота интонирования всех ступеней лада

Динамические оттенки (пение форте)

Динамические оттенки (пение пиано)

Сценическая речь

Упражнения, снимающие мышечное напряжение

Навыки смешанного диафрагмального дыхания

Тренировка гласных звуков

Тренировка согласных звуков. Классификация

Речь письменная и устная. Буква и звук

Произношение гласных

Произношение согласных

Правила логического чтения текста. Логические ударения

Работа над ролью

Подготовка музыкального спектакля

Всего за год

* На один урок может быть вынесено несколько тем (одна для предварительного ознакомления, другая для детального изучения, третья для закрепления умений и навыков), поэтому указанное общее количество часов следует понимать как время, затрачиваемое на тему в течение всего года.

Данный раздел помогает понять и осознать какое место, и какую роль играет вокал в музыкальном театре, показывает синтез вокала и театра.

Уроки вокала дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух и вкус. Помогают учащемуся более полно раскрыть образ избранного им персонажа.

Ребенок с помощью средств музыкальной выразительности (звуковедение, артикуляция , штрихи, нюансы) доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции. Но прежде чем все это увидит зритель, предстоит огромная совместная работа педагогов и учеников.

Развивать у учащихся:

*общий культурный и музыкальный уровень;

*профессиональные певческие навыки;

*певческое устойчивое дыхание на опоре;

*ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

*высокую вокальную позицию и точное интонирование;

*дикционные навыки, четкую, ясную артикуляцию;

Нравственное воспитание детей осуществляется в процессе обсуждения нравственных коллизий содержания пьес, стихов, песен, обсуждение негативных и позитивных жизненных явлений в детской и подростковой среде.

С детьми проводятся регулярные беседы о том, как беречь голос, при необходимости дети направляются на консультацию к врачу фониатру. На распевании и тренинге используем разработку «Исцеляющие звуки» (см. Приложение 3) и тибетскую гимнастику (см. Приложение 4). Приветствуется привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу: приглашение на выступления, концерты, совместные чаепития; привлечение для пошива костюмов, оформления декораций. Это способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Жинкин речи. – М., 1958.

2. Запорожец сценической речи. – М., 1974.

3. Иванесов литературное произношение. – М., 1972, 1984.

4. Культура сценической речи.// Под ред. . – М., 1979.

5. Монарди и орфоэпия. – М., 1967.

6. Петрова речь. – М., 1981.

7. Промптова режиссера над стихотворной драматургией. – М., 1981.

8. Русское сценическое произношение.// Под ред. Н.И Кузьминой. – М., 1986.

10. Сценическая речь. – М., 1955.

11. Станиславский актера над собой. – М., 1951.

12. Сценическая речь // Под ред. . М.,1976.

13. Тимофеев теории и истории русского стиха. – М., 1958.

14. Хватцев. – М., 1959.

15. Хватцев речи у школьников. – М., 1958.

16. Чарели речевого аппарата к звучанию. – М., 1976.

ДЕТСКИЕ ХОРОВЫЕ СБОРНИКИ

1. Как Рыжик научился петь. – М.: Советский композитор, 1989.

2. Веселые и смешные песни / сост. – Л.: Музыка, 1990.

3. Весна идет. Песни и хоры на стихи Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета – М.: Музыка, 1989.

4. Жаворонок / сост. Г. Струве. – М.: Музыка, 1975.

5. Малыши поют классику / сост. Л. Афанасьева-Шешукова – С-Пб, 1998.

6.Музыкальный театр (вып.1,2,3). Театрализованные представления в сопровождении фортепиано для детей младшего и среднего возраста. – М.: Музыка, 1986.

7. Школа хорового пения. – М.: Музыка, 1986.

8. Хоровой класс. – Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: Советский композитор, 1988.

9. С песней весело шагать. Популярные песни для детей. – М,: Музыка, 1991

10. Хрестоматия русской народной песни / сост. Л. Меканина – М.: Музыка, 1991.

Приложение 1.

РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ-КЛАССИКОВ

1. сл. нар. «Киска».

2. сл. нар. «Тень-тень, потетень».

3. сл. нар. «Сорока».

4. сл. нар. «Колыбельная».

5. сл. нар. «Дождик, дождик».

6. сл. нар. «Барашеньки».

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

1.Русская нар. песня «Как у наших у ворот».

2.Русская нар. песня «Птичка».

3.Русская нар. песня «Скок-поскок».

4.Русская нар. песня, ред. П. Чайковского «Перед весной».

5.Русская нар. песня «Как на тоненький ледок».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ

1. «Песенка-чудесенка».

2. «Про лягушек и комара».

3. «Вот какие чудеса».

4. «Плачет котик».

5. «Простая песенка».

6. «Куры».

7. «Шишковяк».

8. «Игра в гостей».

9. «О ленивом червячке».

10. «Петь приятно и удобно».

11. «Я красиво петь могу».

12. «Модница».

Приложение 2.

ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ

Игры - упражнения могут быть использованы в качестве разминки или тренинга. Цель упражнений – театрально-творческое развитие (развитие индивидуальной выразительности и точности логики действий, а так же умения работать коллективно).

1. «ЭСТАФЕТА». Учащиеся должны вставать друг за другом следующим образом: как только сел предыдущий – встает следующий. Порядок вставания можно менять – по рядам, от парты к парте, змейкой, по алфавиту и т. п. Главное в задании – не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека. В этом случае педагог останавливает цепочку, потому что заданное условие нарушено. Вставание можно заменить передачей хлопков.

«Эстафета» – коллективное упражнение, в нем у каждого есть своя обязанность, которую необходимо выполнить вовремя. Вот это «вовремя» и является единственной трудностью. Причем для исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать и сесть, а для всего коллектива – чтобы не вмешиваться в работу каждого, ждать терпеливо, не торопить, не подталкивать, не останавливать. Это терпеливое отношение друг к другу в таком простом задании оказывается совсем не простым делом.

Для театральной грамоты в этом упражнении важна полная самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга.

2. «ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ». Ученикам объясняется, что по команде учителя в классе должны подняться и стоять столько человек, сколько пальцев покажет учитель, это и будет сигналом к началу выполнения упражнения. Учитель выкидывает руку или две с задуманным количеством пальцев и произносит: «Раз, два, три – замри!» В классе должно стоять столько учеников, сколько было выкинуто пальцев. Никто в классе не знает, сколько человек должно будет встать и кто именно из класса. Поэтому сразу вслед за заданием, сколько пальцев, столько человек должно встать – каждый из участников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Упражнение помогает активизации ученической позиции на занятии. На «отлично» упражнение выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой каждого из участников занятий. Нередко в группе оказываются 2 – 3 ученика, которые встают каждый раз, и 5 – 6 неработающих. Для внесения изменения в настрой каждого из них следует принимать следующие меры: слишком активных просить включаться в работу через 5 – 6 сек. после первой попытки группы выполнить задание; создать отдельную подгруппу из неактивных и для этой подгруппы дать новое задание; можно разбить класс на три группы и устроить соревнование на скорость реакции или даже счета: 1 группа – число, 2 группа – число, 3 группа – сумма. Для актерской грамоты в этом упражнении важна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать и к тому, чтобы не шевелиться, - все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг.

3. «ОДНОВРЕМЕННЫЙ ПОКЛОН, ХЛОПНУТЬ В ЛАДОШИ». Всему классу сразу или одному ряду, одной группе дается время, за которое дети должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3с) снова хлопнуть и т. д. Хлопки можно заменить поклоном в пояс, подниманием рук или подпрыгиванием. Упражнение считается хорошо выполненным, когда делается одновременно, когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях.

Одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Театральное исполнительское искусство требует умений быть самостоятельным и подчиняться. Упражнение тренирует подчинение общему ритму, движению. Научиться делать что-то одновременно с другими – важный навык для исполнительского театрального искусства. Тренировка одновременности, на первый взгляд, подавляет смелость быть самостоятельным, но в реальности только она и подготавливает подлинную смелость и самобытность. Поэтому упражнение типа «одновременно» важно и нужно делать на всех этапах занятий. Причем для средне и малоодаренных детей тренировка в одновременности – поначалу единственная доступная и любимая форма активности, что следует учитывать при работе с полным классом.

4. «УПРАЖНЕНИЕ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (ПФД)». Ученик выполняет манипуляции с воображаемыми предметами, т. е. действует точно так, как бы он действовал с реальными предметами. Учитываются точность направления взгляда и внимания, характер мускульной работы рук, пальцев, корпуса, ног, спины, шеи и т. д.

Упражнения на ПФД должны занимать в работе с классом достаточно большое место. Смысл всех упражнений в воплощении правильного (как в реальности) распределении внимания и мускульных напряжений при действии с предметами (не людьми): «Где глаза?» (куда направлен взгляд – внимание), «Какая мускулатура работает?» (пальцы, ладонь плечо, брюшной пресс, ноги). Причем все это для каждого реального предмета и у каждого реального человека происходит по-особенному. Обобщение в работе мускулатуры и внимания выводит упражнения из сферы актерского тренажа в сферу пантомимы. Начинать упражнения можно легко, дети сами выбирают предметы и действия, которые они могут выполнить по памяти (открыть сумку, забить гвозди и т. п.). Или упражнение выполняется всем классом с одним предметом: шваброй, платком, стулом, графином, портфелем. Затем отрабатывается с каждым отдельно выбранное учеником действие, причем важно, чтобы всегда была возможность и его реального выполнения. Только по действию с реальным предметом педагог и ученики могут проверить верность выполнения упражнения и дать советы. Позже хорошо вводить парные задания (нести ведро, бревно, совок и веник , скатерть, играть в мяч, тянуть и т. п.), а затем и «озвучивать» беспредметные упражнения. В выборе самих дел динамика такова: от памяти работы пальцев и всего корпуса – к сложному переключению мускульных напряжений во всех частях тела; от прямолинейного простого внимания – к его переключению. Театральный смысл упражнений ПФД состоит в фиксации в сознании ученика факта тонких особенностей действий, их зависимости от особенностей человека и ряде особенностей предмета. Способность к театральному искусству проявляется в рождении иллюзии, в возникновении на пустом месте достоверности и правды не только движений, но и чувства.

5. «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ – ПОКАЖЕМ.» Традиционная детская игра, а по существу – групповое упражнение на память физических действий. Чтобы эта игра носила характер учебно-тренировочной по театральному искусству, нужно оговорить требования к достоверности, убедительности, похожести, узнаваемости, скрупулезности, точности действий, чувств, диалогов, атмосферы. Всем этим требованиям, разумеется, игра не удовлетворит, но акцентировка их подведет детей к выполнению театрального этюда.

6. «ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ». Детям предлагается по-разному поднимать руку, сидеть, идти. Например, поднять руку, когда хочешь, чтобы тебя вызвали, и когда не хочешь; сидеть у телевизора, у шахматной доски, на уроке, на концерте, в автобусе, самолете. В задании сначала задается «дело» – ходить, сидеть, размахивать руками, слушать, командовать и т. п. Само задание может выполняться в нескольких вариантах одним человеком, или каждый исполнитель играет только один вариант, а их множество возникает, как сумма разных исполнений. Игра по одному варианту, но без повтора того, что сыграл предыдущий, легче и поначалу хорошо активизирует воображение в области поведения. Но при повторении аналогичных заданий она становится слишком легкой.

7. «ОБСУЖДЕНИЕ УВИДЕННОГО И ФАНТАЗИРОВАНИЕ» – две полезные формы работы в театрально-творческом и общем воспитании детей. Увидели, как «человек идет», и определили все связанные с увиденным «предлагаемые обстоятельства».

8. «ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА». Если стул превращают в мотор автобуса, то другие ученики могут стать пассажирами, кондуктором, помощником слесаря, товарищем шофера и т. п. Когда зрители догадываются о содержании, месте и времени превращения, каждый из них может выдумать роль и дело для себя, но такое, чтобы превращение, заданное первым исполнителем, стало более полным и выразительным.

9. «ПРЕВРАТИЛСЯ САМ». Группе учеников (3 –7) предлагается превратиться в кусты, деревья, фрукты, цветы, игрушки, инструменты, хлеб и т. п. Задание можно давать по форме: «Мы входим в (пауза, собирается внимание)…спортивный магазин. Раз…Два…Три». После команды «три» каждый из группы изображает предмет, меняя свою позу так, чтобы тело напоминало задуманный предмет. В этом упражнении тренируется смелость, фантазия, изобретательность. Например, чтобы изобразить гриб сморчок, мальчик садится на корточки, сжимается, вытягивается и делает мятое лицо-гримасу. Упражнение удобно для начала занятий, усложняется по линии более сложных слов заданий.

10. «ДЕЛИТЬСЯ НА КОМАНДЫ». Все играющие делятся на пары, хотя бы при помощи расчета на первый и второй. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце – дождик; поезд – самолет, капуста – лук и т. п. Причем эти слова нужно не сказать, а сыграть. С течением времени можно условливаться о характере слов, например только одушевленные или неодушевленные; прилагательные, цветы, события и т. п.

11. «ВЗЯТЬ ПАРТНЕРА, МЕНЯТЬСЯ МЕСТАМИ». «Взять партнера» – это значит связаться глазами с кем-то в группе. При этом нельзя пользоваться жестами, словами, только ловить взгляд ток, чтобы связаться глаза в глаза. Тогда возникают пары партнеров, которым затем можно дать любое дополнительное задание – поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т. д. Это упражнение удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине быстро изменить порядок распределения детей в классе: «Взяли глазами партнера (пауза). Бросили этого партнера, взяли другого». В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере и замечать его внимание к себе. Началом этого умения будет тренировка быстро связываться взглядом (смотреть друг на друга). Стоящие в круге перед классом и сидящие за партами связываются глазами и меняются местами. Усложнять: меняясь местами, задайте вопрос; поменяться местами вместе со стульями без грохота и стука и т. д.

12. «УПРАЖНЕНИЯ СО СТУЛЬЯМИ» – вся группа по команде «Приготовились! Пожалуйста!» одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-то фигуры и одновременно садится. Например: «Приготовились одновременно поставить стулья в полукруг лицом к двери! Пожалуйста!» Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, все работали одновременно, приспосабливаясь друг к другу. Такой простой инструмент, как стул, дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу, слаженности действий при реальной возможности оценивать ход и результат работы.

13. «РУКИ – НОГИ». Группа должна безошибочно выполнить простые движения под команду учителя: по одному хлопку поднять руки, по двум -–встать. Если реки уже подняты, то по одному хлопку их нужно опустить, а если уже стоят – по двум хлопкам сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность. Упражнение очень эффективно собирает внимание, его можно включать в любой вид работы и во все этапы и периоды занятий.

14. «ВОРОБЬИ – ВОРОНЫ». Играющие делятся на две команды, которые становятся друг против друга. Команда, которую назовет ведущий, ловит, другая команда убегает. Ведущий говорит медленно: «Во-о-о-ро-о…» - в этот момент готовы и убегать и ловить. Именно этот момент противоречивой готовности и важен в упражнении.

15. «ЖИВОЙ АЛФАВИТ» – ведущий распределяет буквы алфавита между всеми учащимися и задает слово, например «грибок». После этого по хлопку должны выйти те ребята, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. Запятая, точка могут обозначаться общим хлопком в ладоши.

16. «РАВНОМЕРНО ЗАНЯТЬ КЛАСС». По команде группа учеников должна распределиться на равном расстоянии друг от друга, заняв всю свободную площадь комнаты. Ни один из учеников не знает заранее, где ему надо стоять. Упражнение выполняется без слов.

17. «АББРЕВИАТУРЫ». Ученикам предлагается дать свою расшифровку сокращенным названиям, которые можно увидеть на вывесках, обложках, - РЭМ, ЩДР… Упражнение на воображение, знание окружающей реальности и интеллектуальное развитие. Увидеть за буквами слова, да еще организованные между собой в название – задача не столько трудная, сколько неожиданная. Дети легко начинают шутить и смеяться, придумывая смешные названия. Следует вводить ограничения: «Это название из Страны смеха, слез, зверей, звезд, деревьев» и т. п.

18. «ПО ПРАВДЕ И ПОНАРОШКУ». Сначала выполняется реальное «дело» – искать спрятанную иголку, затем это делается понарошку, т. е. выполняющий, зная, что иголки нет, ищет ее так же, как искал по правде. «Дела» могут быть самыми разными: целить и кидать в цель мячик, мыть стены, поливать цветы, выметать пол, тренироваться: по правде, потом понарошку. Упражнение, развивающее наблюдательность и способность находить объяснение, - оправдание всем особенностям поведения человека в данных обстоятельствах, занятого определенным делом. Сравнение того, как мы «играем» ситуацию, и того, как она развертывается, реализуется на самом деле, - необходимая ступень в развитии исполнительской театральной культуры. Если предложить ученику сыграть «мы спрятали указку, найди ее», он будет делать одни действия, а если указку действительно спрятать, а ученик будет искать ее по правде, то он будет действовать совсем по-другому. Эту разницу увидеть легко. И она-то заставляет детей стараться в условиях «понарошку» вести себя «по правде».

19. «ПОВТОРИ, ОТЛИЧИСЬ, ДОПОЛНИ». Введение этих заданий (по одному или поочередно, но все на одном занятии) имеет большое значение для формирования исполнительской культуры и творческого подхода. Любое из предыдущих заданий можно связать с «повтори», т. е. вызывается ученик, который должен точно повторить все, что выполнил другой исполнитель. Для повторения можно вызвать не одного, а двух-трех. Можно, чтобы всякий следующий повторял предыдущего. Многие задания позволяют поставить обязательное условие – «отличись». Это значит, что следующий должен максимально отличить свою работу от предыдущего – сделать не то, не так, по-другому, о другом. Наконец, ряд упражнений позволяет поставить задачу «дополни» – развить, развернуть, добавить к работе исполнителя что-то свое, что не зачеркивает, а дополняет его игру. Упражнения важны в любом виде коллективного труда, а в процессе освоения логики действий, их особенностей, т. е. воспитания навыков восприятия, крайне необходимые. Для того чтобы повторить, дополнить, отличиться в выполнении действий, их надо понять и зафиксировать. «Повтори» – центральное направление внимания на первом этапе, на втором – «отличись» на третьем – «дополни».

20. «УБЕГАЕТ, ДОГОНЯЕТ, БЕЖИТ». Каждый учение показывает эти три вида бега. Дети выясняют разницу в качестве действий (поведения) каждого из вариантов. При выполнении задания следует коротко познакомиться с предлагаемыми выдуманными исполнителем обстоятельствами: «Ты кто?», «От кого?», «Почему?», «К кому бежишь?». На первом этапе важно, чтобы отличились три исполнения каждого ученика. На втором этапе - один и тот же ученик играет разные «убегает»: от волны, от мяча, от врага, от погони. На третьем этапе – парные этюды: двое убегают, и что происходит между ними? Один убегает, другой догоняет. И что случилось и как это происходило, чем кончилось?

21. «ВЫХОД ГРУППЫ». По команде дети выходят на скорость так, чтобы первые не тормозили последних, чтобы не возникало «пробок». Со временем задание усложняется требованием тишины, вплоть до абсолютной.

22. «ХОРОВОД». Ученики, сцепившись за руки, «пишут» своим хороводом заданную учителем букву: Б, Е, Г, О, И, П, Л, Р, В и т. п. До начала письма все должны стоять в хаотическом порядке, каждый сам по себе. Упражнение выполняется легко, если хоровод послушен и сообразителен, если ведущий хорошо пишет. Упражнение дает хорошую разминку, согласованность движений и четкий результат.

23. «ФРАЗА ИЗ СЛОВ». Ведущий называет любой набор слов: «лестница, человек, часы» (наборы лучше составлять на основе какой-то реальной ситуации, окружающей вас). Ученикам предлагается составить предложение, картину из одного предложения, в котором были бы все заданные слова. Разрешается менять падежи и время заданных слов. Даже неожиданный набор слов складывается легко, если слова легкие, из повседневного обихода (воробей, лестница, конфета, бант, холодно), и гораздо труднее, когда привлекаются слова, которые учитель хочет ввести в обиход детей (премьера, роль, репетиция, пауза, зритель, аплодисменты, фантазия, отразил). Для обогащения речи детей такая форма тренировки является очень полезной.

24. «ШУМЫ». Ученики определяют «что, где, когда» по «шумам», которые издают один или два невидимые классу ученика. Воспроизведение жизненной картинки, ситуацию эпизода, обстоятельств, случая может свестись к воспроизведению звуков, входящих в картинку. Можно задать название этюда в одном или нескольких вариантах: утро на море, ночь в лесу, у зубного врача. Можно играть в загадки-этюды. Исполнитель или исполнители играют этюд, класс слушает и пытается определить, «где это было». Коллективный этюд требует достаточной меры собранности, взаимосвязи, серьеза, четкости в работе. Часто дети начинают с этюдов «Утром», «Птичий двор», «В зоопарке» и постепенно выдумывают и играют этюды «Комар в ночном поезде», «Авария на шоссе», «Городская улица».

25. «КАРТИНКА ЗА ОКНОМ». Дается задание записать или рассказать, что ты видишь сейчас за окном. Описание должно быть понятным, четким, чтобы слушатель мог дать потом отчет о том, что у него за спиной, а все другие по его рассказу проверить качество описания. После такого отчета слушателю разрешается повернуться, посмотреть и рассказать так, как это сделал бы он сам. Каждый из нас видит что-то определенное, отличие «видений» – важный момент в художественной практике. На первом этапе описывать можно то, что видят за окном или видели по дороге. На втором этапе – то, что увидят за словом, фразой, текстом. На третьем – за словами пьесы, драматургии. Видение от реальности, живописности должно дойти до видения сюжета, логики поведения, характера, образа.

26. «ВЕС». Разное ощущение человеком своего веса зависит то его самочувствия, настроения: радость, ликование дают ощущение невесомости, полета, легкости. Это состояние обозначается цифрой «один» . При команде «один» все дети превращаются в легких, при команде «два» – в солидных, но довольных; «три» – недовольных, скучных, усталых, обиженных, огорченных; «четыре» – все стали тяжелыми до бессилия, даже головы не держатся, тело налито свинцом, встать, поднять руку тяжело.

27. «ЖИВОТНЫЕ» - домашние, дикие. Зоопарк. Живой уголок. Птичник. Дети выдумывают, превращаются, зрители угадывают. Играть животных – одна из самых традиционных форм овладения элементами актерского искусства. Вера, смелость, игра как таковая, наблюдательность – вот слагаемые превращений в животных. Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить поведение, повадки, особенности домашних, диких зверей и зверей в зоопарке.

28. «ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ». Как и упражнение на превращение вещи, подразумевает выполнение соответствующих действий. Ученик что-то делает в комнате, и мы понимаем, что это уже не комната, а лес, например, или вокзал и т. д. Это упражнение мы считаем центральным театральным заданием первого этапа знакомства с актерским творчеством. Поскольку в условиях класса не приходится рассчитывать ни на что другое, кроме «логики действий», чтобы превратить класс в автобус или музей, постольку центральный феномен театра – действие выступает на первый план и в осуществлении, и в оценке выполнения задания.

Этапы работы обычно таковы:

Начальные пробы;

Анализ получившегося и формирование пожеланий для более совершенных превращений;

Составление плана-заказа-задумки с перечнем необходимых дел и участников;

Осуществление одного из замыслов всей группой;

Вычленение драматурга, режиссера, актеров, зрителей.

Уже на двух последних стадиях возникает новый уровень игры в превращения, так как «помощь» требует сохранения замысла и согласованности действий. Один исполнитель успешно справляется с превращением класса в болото, в музей, в лес. Но в каждом случае легко представить себе коллективное осуществление этой же задачи: один бродит по лесу, другой пугает его, прячась за деревьями, третий встречает его и спрашивает дорогу, четвертый играет зайца, пятый – птицу и т. п. При переходе к коллективной работе полезно вычленить обязанности помогающих. Обычно группа предлагает такие виды «помощи в превращении»: буду делать шумовое оформление, буду изображать декорации (деревья, кусты, дома); буду тоже в этом месте что-то делать (гулять в лесу, лезть через болото…); буду противником (медведем, директором музея); буду помощником-партнером (дедушкой, который учит искать грибы; мамой, которая показывает картины природы и объясняет). Все эти виды помощи имеют в своей основе разные театральные профессии в их назначении – создавать артисту условия для работы.

29. «ТАК И НЕ ТАК». Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же ситуация в двух вариантах ее проживания: правильный и неправильный вид поведения. Перемешанные карточки раздаются всем ученикам, детям предлагается поднять руки, у кого есть картинки с изображением «неправильного» поведения. Один вызывается и рассказывает классу, как нельзя себя вести о чем его картинка. Дети слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, кому досталась такая карточка, и продолжает разговор: он уже рассказывает, как надо себя вести в такой ситуации. И т. д. Первая стадия игры – просто знакомство с заложенными в ее набор правилами вежливости . Вторая – актерское исполнение заданных игрой ситуаций. На третьем этапе следует расширять набор правил, в том числе включать правила общения с театральным искусством. Хорошо играя плохое поведение, ученик как бы получает прививку от такого поведения впредь.

30. «НА ПЯТЬ ОРГАНОВ ЧУВСТВ». Внимание к работе каждого из органов чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание – проявляется в поведении человека. Мы всегда отличим поведение человека, который что-то увидел или рассматривает, от поведения человека, почувствовавшего запах (например, подгоревшего молока или чего-то приятного). Особое поведение у человека и тогда, когда он пробует на вкус или смакует любимую сладость. Вот это и надо сыграть. Этюды можно задавать на одно, два, три, четыре, пять чувств. Выдумывать место и обстоятельство действия каждый может сам, главное требование к детям – правдиво прожить кусочек выдуманной истории. Такие этюды могут быть сыграны как отдельные сценки даже перед публикой.

Приложение 3.

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ЗВУКИ

Благотворное действие пения на организм известно давно. Пение требует от нас нижнего диафрагмального дыхания, которое очень полезно для здоровья. Звук благодаря своей волновой природе может воздействовать на клетки и менять их активность.

Долгое и протяжное пение звука «И» стимулирует головной мозг, глаза и нос. Можно им лечить насморки, гаймориты и воспаления глаз. Он стимулирует гипофиз, щитовидную железу. Когда человек долго поет этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение. Это хорошее средство против плохого настроения.

Звук «У» наполняет человека мудростью. Распевание звука дает прилив сил и энергии для активной деятельности, усиливает динамику его жизни. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.

Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, усиливает творческие возможности и их реализацию.

Звук «Е» оказывает гармонизирующее воздействие. При пении звука стимулируются горло, трахея. Распевание звука настраивает на чувство любви к миру и людям, дает ощущение стабильности, покоя и удовлетворения.

Распевание звука «Э» делает человека коммуникабельным, усиливает сообразительность и предприимчивость.

Звук «Ю» благотворно действует на почки, снимает болевые спазмы. Распевание этого звука открывает новые горизонты в жизни, способствует благополучию.

Звук «О» главный гармонизирующий звук. Чем больше звука «О» в словах, тем больше гармонии. Распевание звука способствует концентрации на чем-либо, структурирует сознание, позволяя сосредоточиться на главном.

Очень важный звук «НГ» помогает настроиться на информацию, которая способствует достижению поставленной цели, расширяет творческие возможности человека.

Произнесение звука «МН» упрощает жизнь. Эти вибрации словно расщепляют все на составные части, мы начинаем видеть отдельные фрагменты, в которых проще разобраться.

Распевание звуков «ЮЯ» помогает адаптироваться в социальной среде не теряя своей индивидуальности.

Звук «ИЯ» благотворно действует на сердце.

Звук «ПА» активизирует работу сердца в щадящем режиме. Стимулирует активизацию мышления и дает уверенность в себе.

Звук «ХА» производит очищающее действие, благотворно действует на дыхание.

Приложение 4.

ТИБЕТСКАЯ ГИМНАСТИКА

1. Усиленно массировать уши прижатыми ладонями сверху вниз и снизу вверх 42 раза. При этом большие пальцы массируют шею сзади, ниже ушей. Упражнение улучшает память.

2. Кончиками указательных пальцев в быстром темпе массируйте козелки 42 раза. Упражнение нормализует артериальное давление.

3. Указательные пальцы воткнуть в ушные проходы и 42 вибрациями «выливать» воду из ушей. Упражнение предупреждает и лечит глухоту.

4. Тыльной стороной больших согнутых пальцев рук 42 кругами по направлению к носу массировать глазные яблоки. Снимает напряжение, предупреждает и лечит глаукому и катаракту.

5. Упражнение «Чакрас». Вдыхая носом, сильно надуть живот. Затем вдвое дольше вдоха выдохнуть через рот – губы трубочкой, со звуками: «фу-фу-фу…» Таких вдохов сделать 42 раза. Восстанавливает работу главной дыхательной брюшной мышцы, лечит астму, бронхит , улучшает работу внутренних органов.

6. Массировать живот ладонями: 42 круга по часовой и 42 круга против часовой стрелки.

7. Кончиками пальцев усиленно массируйте волосяной покров головы – от ушей к макушке и ото лба и затылка к макушке 42 раза. Улучшает память, помогает при головной боли.

8. Ладонями прижать уши и кончиками пальцев 42 раза «ударить» по затылку. Упражнение лечит глухоту, снимает головную боль, снижает артериальное давление.

9. Руки сцеплены в замок на затылке. Голова на месте, а руками вправо – влево 42 раза. Помогает при остеохондрозе.

10. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Сделать 12 или 22 осевых поворотных движений вправо и влево. Профилактика остеохондроза.

11. Ежедневно массировать «точки жизни» не менее 5 минут – она находится на три положенных поперек пальца ниже коленных чашечек, с внешней стороны колена. Нормализует обмен веществ и укрепляет иммунную систему.

Мария Кирилова

Новизна : Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка . Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества . Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов. Реализация курса позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации , обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Цель : Развитие у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности с использованием техники тестопластика .

Задачи :

Способствовать развитию художественного восприятия жизни;

Уточнять представления об окружающем жизни;

Формировать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;

Способствовать развитию творческих способностей в процессе изображения предметов , явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов .

Формировать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; правильные пропорции предметов;

Способствовать развитию композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета.

Упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий красками.

Способствовать освоению технических приёмов лепки из теста : наличие множества мелких деталей;

Поощрять стремление сделать своё произведение красивым, содержательным, выразительным.

Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы , соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их использовать разные техники в лепке и росписи.

Результат :

1. Создание творческой мастерской для детей старшего дошкольного возраста

2. Совершенствование изобразительной деятельность детей : дети самостоятельно определяют замысел, создают выразительный образ , самостоятельно отбирают впечатления, переживания для определения сюжета, выбирают наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы , планируют деятельность, достигают результата и оценивают его.

3. Проявление активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности .

4. Продукты детской деятельности : медальон «Буквица» , «Чудо-булочки» , «Дары осени» натюрморт, лепка по замыслу.

Работа с родителями :

Создание условий в группе для реализации КОПа "Капельки творчества .

Способствовать привлечению родителей в создании образов из солёного теста в домашних условиях , путём бесед и индивидуальных консультаций.

Перспективный план (подготовительная группа)

1 Занятие.

Медальон «Буквица» (изготовление)

Задачи :

1. Познакомить детей с технологией приготовления солёного теста ; с особенностями лепки из теста ; наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей; склеивание.

2. Учить детей лепить медальон «Буквица» .

3. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы.

4. Ознакомить детей с тестопластикой , как разновидностью декоративного искусства.

5. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, желание лепить и расписывать декоративные изделия.

Оборудование :

Алгоритм приготовления

солёного теста . Мука, соль, вода, масло растительное, доска, скалка, стеки, кисть.

Иллюстрации, Фотографии,

Готов. декор. изделия из теста , сказочный персонаж «Колобок» .

2 Занятие.

Медальон «Буквица» (роспись)

Задачи :

1. Познакомить с росписью готового изделия.

2. Освоить технику плотной росписи.

Оборудование :

Просушенные изделия – медальоны, гуашевые краски, кисти №2 и 5, вода, шнурок.

3 Занятие. «Чудо-булочки» .(изготовление)

Задачи :

1. Познакомить детей с изготовлением хлебо-булочных изделий.

2. Познакомить детей со скульптурой малых форм.

3. Учить лепить разные формы (сушки, булочки) из целого куска теста

4. Учить передавать форму, пропорции.

Оборудование :

Иллюстрации изделий из теста , игра «Похож, не похож» , макеты хлебо-булочных изделий, скульптуры малых форм, готовое солёное тесто , стеки, кисти №3,вода, доска.

4 Занятие. «Чудо-булочки» .

Задачи :

1. Завершить работу над скульптурой акварелью.

2. Развивать образное восприятие , чувство цвета.

3. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии готовых образов .

4. Завершить работу над изделиями, расписав его красками.

Оборудование :

Иллюстрации из сказки «Колосок» , акварель, кисти №2 и 5, вода.

5 Занятие.

Панно «Дары осени» .(изготовление)

Задачи :

1. Познакомить с понятием «натюрморт» .

2. Учить создавать композицию с помощью схем построения композиции.

3. Закреплять навыки лепить разные формы (огурец, морковь, горох, чеснок) из целого куска теста , передавать особенности каждой из них.

4. Развивать фантазию при создании композиции

Оборудование :

Иллюстрации натюрмортов, схемы построения композиции, игра «Составь натюрморт» , технологическая

карта приготовления теста , загадки об овощах, овощи, готовое тесто , доска, стеки, скалка, вода, кисть.

6 Занятие. Панно «Дары осени» . (роспись)

Задачи :

1. Познакомить с понятием тональность

2. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета

3. Учить детей доводить начатое дело до конца

4. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии картин.

5. Завершить работу над панно, расписав его красками.

Оборудование :

Игра «Не ошибись» , схема тональности цвета, иллюстрации с изображением овощей , гуашь, кисть, вода.

7 Занятие. «Мир фантазий» .

Задачи :

1. Упражняться в практическом применении полученных навыков.

2. Развивать эстетический вкус и творчество .

3. Закрепить умение вылепливать мелкие детали.

Оборудование :

Схемы последовательности выполнения работы, инструменты для работы, тесто цветное , доска.