Биологические факторы риска для медицинской сестры. Факторы риска для медицинской сестры. Дерматиты могут вызывать

Заключаются в воздействии разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем.
Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктивную функцию. Особенно часты различные аллергические реакции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов
бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

Соблюдение профилактических мер медицинской сестрой уменьшает вред от воздействия токсичных веществ.

1. Следует получить полное представление о применяемых препаратах: химическое название, фармакологическое действие, побочные эффекты, правила хранения и применения.

2. При возможности потенциальные раздражители должны быть заменены на безвредные вещества. Химические вещества, обладающие дезинфицирующими свойствами, можно заменить чистящими средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы.

3. Используют защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если резиновые перчатки у людей с повышенной чувствительностью провоцируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвиниловые перчатки с подкладкой из хлопковой ткани. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при контакте с жидкими химическими веществами.

4. Следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами.

5. Приготовление растворов дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.

6. Не следует применять препараты местного действия незащищенными руками. Надевают перчатки или пользуются шпателем.

7. Нужно тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом. После мытья обязательно нужно хорошо вытирать руки. Защитные и увлажняющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических веществ.

8. При несчастных случаях, если препарат попал:
8.1) в глаза - немедленно промывают их большим количеством холодной воды;
8.2) рот - сразу же промывают его водой;
8.3) на кожу - его немедленно смывают;
8.4) одежду - ее меняют.

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

1) физические факторы риска;

2) химические факторы риска;

3) биологические факторы риска;

4) психологические факторы риска.

Физические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры:

1) физическое взаимодействие с пациентом;

2) воздействие высоких и низких температур;

3) действие различных видов излучений;

Физическое взаимодействие с пациентом.

В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму.

Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:

* сверхвысокочастотные;

* ультрафиолетовые и инфракрасные;

* магнитные и электромагнитные;

* световые и лазерные.

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами.

Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры заключаются в воздействии разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем.

Биологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры

К биологическим факторам, действующим на медицинскую сестру в ЛПУ, следует отнести опасность заражения ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования и обеспечение безопасности медперсонала достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных кабинетах и лабораториях, то есть имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и так далее.). Работа в этих функциональных подразделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом

Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

Психологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медицинской сестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение.

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (тревожные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

Стресс и нервное истощение.

Постоянный стресс ведет к нервному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

* физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

* эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;

* психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность

Статья главного технического инспектора труда ЦК Профсоюза Юрия Гузнаева, опубликованная в журнале «Главная медицинская сестра».

Специальная оценка условий труда (СОУТ) выявляет вредные и опасные производственные факторы (далее - «вредности»). Работодатель должен их устранить, а если это невозможно, - компенсировать ущерб, который «вредности» наносят здоровью работника. Результаты спецоценки влияют на размер гарантий и компенсаций, а также уплачиваемых работодателем дополнительных взносов в Пенсионный фонд РФ. То есть у каждого работника личная заинтересованность в том, чтобы все вредные и опасные производственные факторы, с которыми он сталкивается, были учтены по результатам спецоценки. Руководители тоже заинтересованы в этом: никому не нужны разбирательства с подчиненными и проверяющими из-за снятых гарантий и компенсаций по результатам СОУТ.

С какими же «вредностями» чаще всего сталкиваются сотрудники сестринских служб? И на что следует обратить особое внимание главным и старшим медсестрам, отстаивая права подчиненных на компенсации?

Какие «вредности» бывают

Вредные и опасные производственные факторы собраны в специальный Классификатор. Он дан в к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда…».

По классификатору вредные и опасные факторы делятся на 5 групп:

  1. физические факторы - различные виды излучений, виброакустические воздействия, микроклимат, условия освещенности и т. д.;
  2. химический фактор - химические вещества и смеси в воздухе рабочей зоны и на коже работников, в т. ч. биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты);
  3. биологический фактор - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах; патогенные и условно-патогенные микроорганизмы;
  4. тяжесть трудового процесса - физическая динамическая и статическая нагрузки, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения и т. д.;
  5. напряженность трудового процесса - работа с оптикой, нагрузка на голосовой аппарат, длительное сосредоточенное наблюдение и т. д.

В медицинских организациях встречаются факторы из всех этих групп. Вопрос - на каких именно рабочих местах?

На каких рабочих местах ищут «вредности»

Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, - в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Исходя из упомянутого классификатора и ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», эксперт по СОУТ определяет вредные и опасные факторы на рабочих местах:

  • на которых трудятся работники, чьи профессии, должности, специальности включены в списки для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • на которых по результатам ранее проведенной аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда;
  • в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Практически каждое рабочее место медорганизаций подпадает под перечисленные основания. Однако провести СОУТ на всех рабочих местах клиники единовременно вряд ли возможно. По этой причине многие «вредности» в работе медиков не учитываются. На объективность результатов спецоценки значительно влияет и отраслевая специфика. Из-за незнания ее эксперты не учитывают некоторые вредности в работе медиков.

Если работодатель не предоставит по запросу экспертов документы и сведения, организация по СОУТ вправе приостановить проведение спецоценки или не приступать к ней вовсе (ст. 6 Закона № 426-ФЗ).

Какие документы может запросить у вас эксперт по СОУТ

Во многом упрощают задачу экспертам по СОУТ грамотно составленные документы, которые они обязательно запросят во время спецоценки:

  • технологическая документация, характеристики технологического процесса;
  • должностные инструкции и иные документы, регламентирующие обязанности работников;
  • проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристики применяемых в производстве материалов и сырья (в т. ч. установленные по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  • декларации о соответствии и (или) сертификатах соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  • результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

«Срок годности» ранее проводимых исследований (испытаний) и измерений производственных факторов в рамках производственного контроля - 6 месяцев до проведения СОУТ. Более старые данные не пригодятся.

За надлежащее качество и хранение многих из перечисленных документов в части работы сестринских служб отвечают главные и старшие медицинские сестры. Поэтому перед спецоценкой проверьте наличие и содержание:

  • кадровых документов на подчиненных;
  • технической документации на оборудование, с которым работает средний и младший медперсонал;
  • инструкций к лекарственным препаратам и дезинфицирующим средствам, а также документов их учета;
  • документов о встречающихся у пациентов заболеваниях и т. д.

Почему важно предварительно опросить подчиненных

Поскольку сотрудники заинтересованы в том, чтобы спецоценка учла все «вредности» в их работе, с каждым из них предварительно стоит составить лист опроса под подпись.

Эксперты по СОУТ во время оценки обязательно будут опрашивать работников и (или) их непосредственных руководителей. Осмотрят рабочие места, ознакомятся с работами, которые сотрудники фактически выполняют.

Предварительный лист опроса поможет:

  • подчиненным - обратить внимание экспертов на «вредности» в своей работе и ответить на вопросы в ходе проведения на их рабочем месте спецоценки;
  • администрации медорганизации - избежать разбирательств с сотрудниками из-за неполного учета имеющихся на рабочих местах производственных факторов.

Какие факторы могут упустить эксперты: примеры

Пример 1.

Наркотические анальгетики относятся к чрезвычайно опасным веществам - к 1-му классу опасности. Их вдыхание или попадание на кожу должно быть исключено. Тем не менее, когда медсестры экстренно вводят инъекцию или выполняют анестезию, они могут вдыхать находящиеся в воздухе аэрозоли анальгетиков. Эти вещества относятся к химическому фактору. Если эксперты по СОУТ установят, что сотрудник, выполняя должностные обязанности, контактирует с наркотическими анальгетиками, то отнесут условия труда на его рабочем месте к вредному классу второй степени (подкласс 3.2). Причем они не будут ничего замерять, поскольку эта «вредность» устанавливается независимо от концентрации вещества в воздухе (приложение 1 к Методике проведения СОУТ (утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н)).

В приложении 6 к Методике проведения СОУТ дан перечень таких наркотических анальгетиков: кодеин, наркотин, морфин гидрохлорид, тебаин, промедол, фентанил, просидол.

За работу во вредных условиях подкласса 3.2 положены повышенная оплата труда и дополнительный отпуск. Сотрудник может лишиться их, если эксперт по СОУТ не учтет работу с наркотическими анальгетиками.

В перечне приведены сложные названия химических формул этих веществ. И у экспертов СОУТ обычно возникают трудности, когда надо сопоставить со списком торговые или международные непатентованные наименования анальгетиков, которые используют в работе медсестры.

Например, в перечне наркотических веществ указан морфин гидрохлорид, широко применяемый в медицинской практике. Его международное непатентованное название - морфин (Morphine). А торговые наименования этого анальгетика, кроме «Морфин гидрохлорид», могут быть «Долтард», «Морфилонг», «Морфина сульфат», «МСТ континус», «Скенан», «М-Эслон». За применение на рабочем месте препаратов с этими наименованиями должен устанавливаться тот же класс условий труда по химическому фактору, что и за морфин гидрохлорид. А именно - вредный класс второй степени вредности (подкласс 3.2.).

Пример 2.

СОУТ часто не учитывает биологический фактор на рабочих местах. Между тем большинство сотрудников сестринских служб с ним сталкиваются в профессиональной деятельности, оказывая помощь пациентам - зараженным, с неуточненным эпиданамнезом или работая с инфицированными биологическими материалами и жидкостями.

Условия труда при воздействии биологического фактора признаются вредными независимо от концентрации патогенных микроорганизмов. Продолжительность и частота контакта с возбудителями также значения не имеют. Поэтому исследования (измерения) не проводятся. Определяющее значение имеет потенциальная опасность заражения:

Во время контакта с больными и биологическим материалом;

Проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

При профессиональной деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Класс (подкласс) условий труда устанавливается в зависимости от определенной группы возбудителей по приложению 9 к Методике проведения СОУТ. Так, условия труда относят к классу не ниже:

3.1 - при контакте с микроорганизмами 4-й группы патогенности (возбудители оппортунистических инфекций);

3.2 - при контакте с микроорганизмами 3-й группы патогенности;

3.3 - при контакте с микроорганизмами 2-й группы патогенности (вызывающими холеру, СПИД и т. п.).

Узнать, к какой группе патогенности какие микроорганизмы относятся, можно из приложения 3 «Классификация биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности» к санитарным правилам СП 1.3.3118-13. Исходя из этой классификации, работникам сестринских служб не составит труда убедить экспертов по СОУТ в том, что медсестры контактируют с пациентами, инфицированными возбудителями 3-й группы патогенности. А значит - отстоять гарантии и компенсации, положенные за работу во вредных условиях класса 3.2 (повышение оплаты труда и дополнительный отпуск).

Минтруд дал разъяснения, как учитывать биологический фактор при СОУТ медработников, в письме от 18.03.2016 № 15-1/В-871.

Какие рабочие места оценивают по-особенному

СОУТ проводится с учетом особенностей на рабочих местах, представленных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290. К ним относятся рабочие места:

  • отдельных категорий медработников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медпомощь в экстренной или неотложной формах вне медорганизации, в т. ч. в ходе медицинской эвакуации;
  • медработников, трудящихся в помещениях, в которых необходимо поддерживать особое микробиологическое состояние среды и бесперебойную работу медоборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);
  • медработников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры, перечень которой утверждается Минтрудом по согласованию с Минздравом и работу которой могут нарушить средства измерений при проведении СОУТ.

Список микроорганизмов, относящихся к 3-й группе патогенности

К 3-й группе патогенности относятся микроорганизмы, вызывающие коклюш, возвратный тиф, абсцессы, энтериты, холециститы, ботулизм, столбняк, дифтерию, эризипелоид, гастрит, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки, легионеллез, лептоспирозы, листериоз, проказу, туберкулез, гонорею, менингит, пневмонию, остеомиелит, актиномикоз, паратифы А и В, брюшной тиф, дизентерию, сифилис, трахому, урогенитальный хламидоз, грипп, геморрагический конъюнктивит, герпес, ветряную оспу, опоясывающий герпетический лишай, цитомегалию, инфекционный мононуклеоз, аспергиллез, кандидоз, криптококкоз, феогифомикоз, пенициллиоз, висцеральный лейшманиоз, кишечный трихомониаз, малярию, мочеполовой трихомониаз, американский и африканский трипаносомоз, альвеолярный эхинококкоз, гидатидозный эхинококкоз, трихинеллез, чесотку и др.

Сами особенности проведения СОУТ для этих рабочих мест утверждены приказом Минтруда России от 24.04.2015 № 250н. Они касаются обязательного учета ряда факторов производственной среды и трудового процесса оценки напряженности труда в ходе спецоценки. Согласно приказу класс (подкласс) условий труда по фактору напряженности повышается на одну степень, если медработник оказывает экстренную медицинскую помощь в условиях дефицита времени, отсутствия информации о состоянии здоровья пациента и необходимости принятия решений, от которых в дальнейшем зависят его жизнь и здоровье. Также итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряженности трудового процесса повышается на одну степень в связи с оказанием медработниками:

  • специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медпомощи путем выполнения операций в операционных с применением хирургических (микрохирургических) методов лечения, а также при родовспоможении и послеродовой период;
  • реанимационного пособия в отделениях реанимации и интенсивной терапии, отделениях анестезиологии-реанимации, в т. ч. с палатами реанимации и интенсивной терапии, неонатологических отделениях, а также в связи с выполнением манипуляций, направленных на спасение жизни пациента, находящегося в угрожающем жизни состоянии, и управлением жизненно важными функциями его организма.

Для медработников, непосредственно оказывающих скорую помощь вне медорганизации, должны оцениваться травмоопасные факторы. Если на рабочем месте установлен опасный класс травмоопасности, то итоговый класс (подкласс) условий труда повышается на одну степень.

Задача СОУТ - не только в выявлении вредных и опасных производственных факторов, за которые работникам устанавливаются гарантии и компенсации. По результатам спецоценки администрация медорганизации планирует и проводит профилактические мероприятия, чтобы предупреждать профессиональную заболеваемость и травматизм у персонала. Стремитесь улучшить условия труда подчиненных, отстаивайте права сотрудников и учитывайте их мнение - и результаты СОУТ не вызовут раздражения в трудовом коллективе, а помогут вам в работе.


Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала. В деятель-ности медицинской сестры можно выделить четыре группы про-фессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:
физические;
химические;
биологические;
психологические.
Физические факторы риска. К этим факторам относятся:
физическое взаимодействие с пациентом;
воздействие высоких и низких температур;
действие различных видов излучений;
нарушения правил эксплуатации электрооборудования.
Физическое взаимодействие с пациентом. В данном случае подра-зумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.
Выделяют следующие правила поднимания и перемещения тяжестей:
одежда должна быть свободной;
обувь должна плотно облегать ногу, подошва - минимально скользить по полу. Предпочтительна обувь из кожи или плотной хлопчатобумажной ткани с широким каблуком высотой не более 4 - 5 см;
нельзя поднимать тяжести и работать, наклоняя туловище вперед. Нагрузка (давление на межпозвоночные диски) с увеличением угла наклона возрастает в 10 - 20 раз. Это значит, что при поднятии или перенесении предмета массой 10 кг при наклоне туловища вперед человек подвергается нагрузке 100 - 200 кг;
при поднимании тяжелого груза его располагают как можно ближе к груди и только на согнутых и максимально прижатых к груди руках. Чем дальше человек отстраняет предмет от себя, тем большая нагрузка ложится на позвоночник;
нагрузку на руки распределяют равномерно, спину всегда держат прямо;
если нужно поднять предмет из низкого положения, например с пола, присаживаются рядом с предметом, сохраняя прямое поло-жение спины, берут его в руки и прижимают к туловищу, а затем встают, сохраняя прямую спину;
если нужно помочь больному, лежащему в кровати, например передвинуть его или помочь принять сидячее положение, допустимо не склоняться над ним и не тянуться к нему к дальнему краю кровати, а встать на край кровати на одно колено и, крепко упираясь па него, помочь больному;
ноги ставят на ширине плеч, стопы - параллельно друг другу;
если поднятый груз необходимо сместить в сторону, повора-чиваются не только верхней частью тела (плечами и руками, сохраняя ноги в прежнем положении), а всем корпусом;
следует всегда искать возможность облегчить нагрузку: пользоваться помощью пациента (его возможность подтянуться, оттолкнуться, опереться и т.п.) и окружающих;
необходимо использовать специальные приспособления для облегчения работы: опоры, транспортные доски, поворотные круги, подъемники для больных и т.п.
Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму действий.
Действие излучений. Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей (прежде всего костей и молочных желез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.
Чтобы защититься от вредных излучений, следует находиться на как можно дальнем расстоянии от их источников, носить индивидуальные средства защиты. При нахождении рядом с источником излучения все манипуляции нужно выполнять по возможности быстро. Оказывать физическую поддержку пациенту во время рентгенологического исследования или лечения можно только в случае крайней необходимости. Беременность медицинской сестры является противопоказанием для подобного рода услуг.
В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:
сверхвысокочастотные;
ультрафиолетовые и инфракрасные;
магнитные и электромагнитные;
световые и лазерные.
Для профилактики их повреждающего действия на человече-ский организм необходимо соблюдать технику безопасности при работе с соответствующими приборами.
Нарушения правил эксплуатации электрооборудования. В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами. Поражения электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправно-стью.
При работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.
Технические средства защиты от короткого замыкания (автоматические или пробочные предохранители) в электросети должны находиться в исправном состоянии. Категорически запрещается использовать для этой цели самодельные предохранители (куски провода, «жучки»).
Перед использованием электроприбора нужно изучить инструкцию по его эксплуатации.
Электроприборы необходимо содержать в исправном состоянии и своевременно ремонтировать. Их ремонт должны осуществлять только специалисты.
Следует применять только заземленное оборудование.
Под постоянным контролем должно находиться состояние изоляции электропроводки, электрооборудования и прочих элементов электросети.
Элементы электросети, электрооборудование и электроприборы можно ремонтировать и заменять после их обесточивания.
Нельзя допускать запутывания проводов. Перед использованием убеждаются в их целостности.
Прибор включают в электросеть в следующем порядке: сна-чала шнур подключают к электроприбору, а лишь затем к сети. Отключают его в обратном порядке. Нельзя выдергивать штепсель, потянув за шнур.
Электроприборы должны использоваться в помещениях с непроводящими электрический ток полами. Их не следует эксплуатировать во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин или на открытом воздухе.
Нельзя допускать сетевой перегрузки, т.е. включать в одну розетку несколько электроприборов.
Химические факторы риска. В ЛПУ сестринский персонал подвергается воздействию разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.
Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем. Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктивную функцию. Особенно часты различные аллергические реакции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.
Соблюдение профилактических мер уменьшает вред от воздействия токсичных веществ.
Следует получить полное представление о применяемых пре-паратах: химическое название, фармакологическое действие, побочные эффекты, правила хранения и применения.
, 2. При возможности потенциальные раздражители должны быть
заменены на безвредные вещества. Химические вещества, обладающие дезинфицирующими свойствами, можно заменить чистящими средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы.
Используют защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если резиновые перчатки у людей с повышенной чувствительностью провоцируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвини- ловые перчатки с подкладкой из хлопковой ткани. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при контакте с жидкими химическими веществами.
Следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами.
Приготовление растворов дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.
Не следует применять препараты местного действия незащищенными руками. Надевают перчатки или пользуются шпателем.
Нужно тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом. После мытья обязательно нужно хорошо вытирать руки. Защитные и увлажняющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических веществ.
При несчастных случаях, если препарат попал:
в глаза - немедленно промывают их большим количеством холодной воды;
рот - сразу же промывают его водой;
на кожу - его немедленно смывают;
одежду - ее меняют.
Биологические факторы риска. К биологическим факторам риска следует отнести опасность заражения медицинского персонала ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т.е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциштьно инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функциональных помещениях и отделениях требует индивидуальной противо- инфекционной защиты и соблюдения правил техники безопас-
ности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отработанною материала, использования одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности проведения текущих и генеральных уборок.
В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важнейших требования:
сведение к минимуму возможности заноса инфекции;
исключение внутригоспитальных заражений;
исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреж-дения.
Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-ги- гиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ,
Следует помнить следующие основные моменты, способствующие поддержанию санитарно-гигиенического и противоэпиде- миологического режима:
сопротивляться воздействию инфекции могут только чистая здоровая кожа и слизистые оболочки;
около 99% возбудителей инфекционных заболеваний можно удалить с поверхности кожи с помощью мытья рук обычным мылом;
следует ежедневно принимать после окончания работы с больным гигиенический душ;
даже незначительные повреждения на коже рук (царапины, ссадины, заусенцы) надо обрабатывать бриллиантовым зеленым и заклеивать водонепроницаемым пластырем;
оказывая помощь пациенту, медицинская сестра должна ис-пользовать индивидуальные средства защиты согласно действующим правилам;
убирать помещение, где находится больной, следует в рези- * новых перчатках;
ручки умывальных кранов, дверей, выключатели и трубки телефона как наиболее часто используемые предметы необходимо ежедневно мыть и протирать дезинфицирующими растворами;
прежде чем закрыть умывальный кран после мытья рук. его необходимо вымыть так же, как и руки;
если у пациента имеется инфекционное заболевание, переда-ющееся воздушным путем, необходимо работать в маске; *в ОДНОЙ маске нельзя работать более 4 ч, если соблюдать молчание, и более 1 ч, если приходится говорить в маске:
при оправлении постели больного не следует взбивать подушки и встряхивать простыни - это способствует поднятию и перемещению пыли, а вместе с ней микробов и вирусов;
пищу принимают в специально отведенном помещении и обязательно снимают при этом рабочую спецодежду (халат);
при уходе за больным с инфекционным заболеванием, например туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, необходимо делать профилактические прививки.
Психологические факторы риска. В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом 1а больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напря-жения. П сихологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.
Психоэмоциональное напряжение. Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями су-точных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день- ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: не-удовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.
Стресс и нервное истощение. Постоянный стресс ведет к нервному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:
физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);
эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;
психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.
Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения Необходимо как можно раньше.
С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций Медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на Следующие принципы:
четкое знание своих служебных обязанностей;
планироаанИе своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;
понимание важности и значимости своей профессии;
оптимизм _ умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;
соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;
рациональное питание;
соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.
Синдром прс"*фесС1юналъного выгорания. Это сложный психоло-гический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки.
Работа медицинской сестры, как правило, эмоционально на-сыщена. Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми пациенты выражают отношение к своему состоянию, она и сама начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение.
Профессиональное выгорание - это синдром физического и эмоционального истощения, возникающего на фоне хронического стресса, вызиаНного межличностным общением. Существует множество факторов, которые способствует накоплению такого переутомления. Часть из них связана с отношением персонала к своей деятельности и проблемам пациентов. Риск выгорания повышается, если отсутствуют интересы помимо работы, если работа является убежищем от остальных сторон жизни и профессио-нальная деятельность поглощает полностью. Существует несколько видов эмоциональных реакций в профессиональной деятельности медицинской сестры, которые повышают риск выгорания.
Вина перед собой и другими за то, что не успел что-либо сделать для пациента.
Стыд за то4 что результат работы не такой, как хотелось.
Обида на коллег и пациентов, которые не оценили усилий медицинской Пестры.
Страх тог0, что не удастся что-либо сделать, что работа не дает права на совершение ошибки и что действия медицинской сестры могут Не понять коллеги и пациенты.
Синдром профессионального выгорания - это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые имеют существенные индивидуальные различия у каждого конкретного чело-века. Выгорание является очень индивидуальным пропессом, по- НОМУ и* с симптомы появляются неодновременно и с разной степенью выраженности. Среди ранних симптомов можно выделить Общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопреде- |.МНОГО чувства беспокойства. Часто у медицинской сестры развивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.
Профессиональное выгорание не только ухудшает результаты работы, физическое и эмоциональное самочувствие человека; оно также часто провоцирует семейные конфликты, нарушение взаи-моотношений. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, медицинская сестра испытывает потребность уйти на некоторое время от всех, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. Нередко по окончании работы она «берет рабочие проблемы домой», т.е. не перестраивается с роли работника на роль матери, жены, друга. Кроме того, из-за общего душевного переутомления от общения с пациентами медицинская сестра уже не в состоянии выслушать и принять еще какие-то проблемы своих близких, что вызывает непонимание, обиду и часто приводит к серьезным конфликтам вплоть до угро-зы распада семьи.
Выгорание - это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распо-знать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. Выделяют три основные стадии развития синдрома профессионального выгорания.
На первой стадии выгорания человек истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли и общее недомогание.
Для второй стадии выгорания у медицинской сестры может развиться отрицательное и обезличенное отношение к людям, с которыми она работает, или у нее могут возникать негативные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у нее вызывают пациенты. Чтобы избежать этих негативных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разби-тости наблюдается даже после хорошего сна или выходных.
Заключительная, третья стадия (полное выгорание), ко-торая обнаруживается не слишком часто, проявляется полным от-вращением ко всему на свете. Медицинская сестра обижена на саму себя и на все человечество. Жизнь кажется ей неуправляемой, она не способна выражать свои эмоции и не способна сосредоточиться.
Необходимо отметить, что профессиональное выгорание касается не только медицинского персонала, проработавшего с людьми многие годы. Молодые специалисты, недавно начавшие свою профессиональную деятельность, также подвержены этому синдро
му. Их представления о работе и помощи людям зачастую идеализированы, и реальная ситуация оказывается далекой от их ожиданий и представлений. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможностей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собственными реальными достижениями.
Профилактика развития синдрома профессионального выгорания достигается использованием методов мышечной релаксации и приемов аутогенной тренировки. Приемы аутогенной тренировки являются прекрасным средством преодоления стрессов, нервных напряжений и укрепления здоровья. Обучение этим приемам желательно проводить под руководством специалиста-пси- холога в кабинете психологической разгрузки.
Контрольные вопросы
Дайте характеристику психосоциальных факторов риска.
Перечислите мероприятия по обеспечению режима эмоциональной безопасности в ЛПУ.
Назовите факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.
Каковы правила обеспечения безопасности больного?
Охарактеризуйте физические факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ.
Каковы способы зашиты от радиоактивного излучения?
Дайте обоснование технике безопасности при работе с электроприборами.
Опишите химические факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ.
Каковы профилактические меры, уменьшающие воздействие токсичных веществ?
Охарактеризуйте биологические факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ.
Назовите психологические факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние вредных факторов риска на здоровье медицинского работника среднего звена


Введение

лечебный риск здоровье персонал

Актуальность предложенной темы исследования «Влияние факторов риска на здоровье медицинского работника среднего звена», на наш взгляд, совершенно очевидна и продиктована, с одной стороны, жизненной потребностью в самоактуализации, с другой стороны, потребностью снизить уровень профессиональных заболеваний у медицинских работников среднего звена.

Известно, что медицинский работник, вне зависимости от его специализации и компетентности, в течение всей его профессиональной деятельности, подвергается действию огромного множества факторов риска. Влияние этих факторов, к сожалению, непрерывно и не предотвратимо, но в современную организацию здравоохранения вводятся все более новые инновации, направленные на снижение пагубного влияния факторов риска, которые оказывают деструктивное воздействие, как на психологическое, так и на физическое благополучие медицинского работника.

Цель теоритического и практического исследования - установление зависимости влияния профессиональных вредностей на возникновение различных заболеваний у МРСЗ.

Предмет исследования - профессиональные вредности, оказывающие негативное влияние на здоровье среднего медицинского персонала

Объект исследования - средний медицинский персонал разных структурных подразделений

Задачи исследования:

Провести практическое исследование

Определить степень тяжести вредного воздействия на медицинский персонал разных отделений

Выявить факторы риска и определить степень тяжести их воздействия на медицинский персонал

Оценить эффективность ныне существующих методов индивидуальной и групповой защиты

Анализ полученных результатов.

Методы исследования - аналитический обзор первоисточников, тестирование, опрос.

Предполагаемая значимость работы заключаетсяв установлении факта влияния вредных факторов на развитие заболеваний у медицинских работников среднего звена.

В ходе работы мы планируем посетить подразделения различных лечебно-профилактических учреждений и выявить факторы риска, характерные для определенных отделений, а также факторы риска, которым подвержен каждый медицинский работник.

В процессе исследовательской деятельности, мы сделаем акцент на такие группы медицинского персонала, как:

?Работники Станции переливания крови

?Работники Онкологического диспансера

?Работники инфекционных отделений и центра СПИД

?Работники Детской инфекционной больницы

?Работники Кожно-венерологического диспансера

?Работники Противотуберкулёзного диспансера

?Работники реанимационных отделений


1. Теоретическое исследование влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена


Вредные и опасные условия труда среднего медперсонала связаны, прежде всего, с прямым контактом с инфекционными агентами, неблагоприятным воздействием на организм лекарственных препаратов, химически агрессивных веществ и стрессовым воздействием на нервную систему.

В процессе работы медицинским сестрам приходится постоянно контактировать с целым комплексом фармацевтических агентов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья представительниц данной профессии. Лекарства попадают на кожу, в виде аэрозолей и паров нередко оказываются в зоне дыхания медсестры, вызывая различные заболевания профессионального характера, а так же бесплодие, выкидыши и аномалии развития плода.

Кроме того, в условиях нехватки персонала в больницах и поликлиниках медицинские сестры часто подрабатывают санитарками. В этом случае они неизбежно контактируют с такими вредными факторами, как хлорамин, перекись водорода, аммиак и другими веществами, способными вызывать отравления, различные заболевания органов дыхания, в том числе и аллергического характера.

Вредные условия труда в здравоохранении подразумевают наличие стрессовых факторов. Врачи и медицинские сестры постоянно общаются с тяжелобольными пациентами, видят их страдания, являются свидетелями смертельных случаев. Это вызывает хроническое эмоциональное напряжение, депрессии, тяжелые неврозы.

Состояние здоровья сестринского персонала неизбежно отражается на качестве оказания профессиональной помощи населению.


1.1 Факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ


Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

) физические факторы риска;

) химические факторы риска;

) биологические факторы риска;

) психологические факторы риска.

Физические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры:

) физическое взаимодействие с пациентом;

) воздействие высоких и низких температур;

) действие различных видов излучений;

Физическое взаимодействие с пациентом.

В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму.

Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:

сверхвысокочастотные;

ультрафиолетовые и инфракрасные;

магнитные и электромагнитные;

световые и лазерные.

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами.

Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры заключаются в воздействии разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем.

Биологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры

К биологическим факторам, действующим на медицинскую сестру в ЛПУ, следует отнести опасность заражения ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования и обеспечение безопасности медперсонала достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных кабинетах и лабораториях, то есть имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и так далее.). Работа в этих функциональных подразделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом

Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

Психологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медицинской сестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение.

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (тревожные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

Стресс и нервное истощение.

Постоянный стресс ведет к нервному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;

психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность


2. Практическое исследование влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена


Цель исследования - установление зависимости влияния профессиональных вредностей на возникновение различных заболеваний у медицинских работников среднего звена.

Предмет исследования - профессиональные вредности, оказывающие негативное влияние на здоровье медицинского работника среднего звена.

Объект исследования - средний медицинский персонал разных структурных подразделений.

Исходя из цели практического исследования, определены задачи:

.Определить степень тяжести вредного воздействия на медицинский персонал различных структурных подразделений

.Выявить факторы риска и определить степень тяжести их воздействия на медицинский персонал

.Оценить эффективность ныне существующих методов индивидуальной и групповой защиты

Методы исследования - тестирование, опрос.

Базой исследования явились группы штатных сотрудников различных функциональных подразделений лечебных учреждений города в количестве 174 человека.


2.1 Процедура и методики исследования


Описание, бланки и ключи методик исследования представлены в приложении (Прил. 1)

В исследовании приняли участие 174 человека в возрасте от 20 до 70 лет.


Таблица 1. Сводная таблица по стажу работы

РеципиентыСт аж работыДо 5 лет5-10 лет10-15 летБолее 15 летКоличество32783628%18,644,820,616,0


Согласно плану исследования на первом этапе были разработаны анкетные опросники, с последующим проведением практического исследования.

На втором этапе полученные результаты подверглись количественному и качественному анализу.


2.2 Анализ результатов исследования


Исследование началось с работников станции переливания крови .

Проведя исследование, мы выяснили, что в Камчатской станции переливания крови для сотрудников созданы все условия, предусматривающие практически стопроцентную защиту медицинского работника от заражения заболеваний, специфических для данной профессии. Было обследовано 22 сотрудника станции переливания крови. Исходя из результатов опроса, нами было выявлено, что работники станции, следуя инструкции по ТБ на протяжении всей профессиональной деятельности не сталкивались со случаем возникновения аварии с биологическими материалами.

Большинство опрошенных оценили свои условия труда как удовлетворительные, степень тяжести как среднюю.

Но угрозу для сотрудника представляет не только контакт с кровью, но и эмоциональное напряжение. Поэтому вторым этапом исследования медицинских работников стало определение степени развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

Результаты показали, что некоторые сотрудники имеют СЭВ в начальной стадии.

Результаты исследования:

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 0,2%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0,01%

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 0,5%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 1,9%

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 1,6%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 2,6%

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 2%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 3,5%

Следующим подразделением стало инфекционное отделение Камчатской Краевой больницы .

В ходе исследования методом анкетирования было выявлено, что каждый сотрудник инфекционного отделения сталкивался с аварийной ситуацией на работе с биоматериалами, но этому способствовало не халатное отношение к работе, а большое психоэмоциональное напряжение (Прил. 2).

Результаты исследования:

Работники, имеющие стаж работы до 5 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами -8%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -10%

Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами -10%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -15%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 3%

Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 12%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 25%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 5%

Работники, имеющие стаж работы более 15 лет

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 0%

Так же было проведено исследование в онкологическом диспансере . Соблюдение правил техники безопасности сотрудниками этого подразделения помогло свести случаи аварий практически к минимуму. У большинства сотрудников выявлен синдром эмоционального выгорания в фазе прогрессирования. Некоторые сотрудники в процессе своей профессиональной деятельности приобрели хронические заболевания, но как показало исследование, это не связанно с их спецификой работы (Прил. 2).

Результаты исследований:

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -70%

Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами -1%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 85%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 4%

Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 5%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -97%

vПриобрели заболевания в течение своей профессиональной деятельности - 7%

Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 2%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 100%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0%

Следующим подразделением, принявшим участие в исследовании, стал кожно-венерологический диспансер . Старшая медицинская сестра кожно-венерологического диспансера рассказала нам, что действительно каждый медицинский работник подвержен множеству факторов риска. Из них она выделила самые приоритетные:

риск инфицирования

Обработав полученные данные, мы пришли к выводу, что у сотрудников кожно-венерологического диспансера, имеющих небольшой стаж работы в данном учреждении преобладает страх передачи заболеваний от пациентов, чего не скажешь о более опытных сотрудниках. Большинство работников вполне удовлетворены существующими средствами индивидуальной защиты.

Результаты исследований:

Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

vСтрах передачи заболеваний о пациентов -95%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -1%

Работники, имеющие стаж работы более 6 лет.

vСтрах передачи заболеваний о пациентов -10%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -6%

Большой интерес с нашей стороны был проявлен к сотрудникам детской инфекционной больницы . Ведь кто как ни они ежедневно сталкиваются с огромным множеством трудностей. Работая с детьми, они не могут получить информацию о состоянии пациента в полной мере. Проведя исследование и опросив работников детской инфекционной больницы, мы пришли к выводу, что работа с инфекционно-больными детьми, несет в себе тяжелейшую эмоциональную нагрузку. Эта работа требует максимального сосредоточения и ответственности.

Результаты опроса показали: сотрудники детской инфекционной больницы в большей мере подвержены эмоциональному выгоранию. Средства индивидуальной и массовой защиты свели случаи аварий с биоматериалами к минимуму.

На основании полученных данных мы также выяснили, что стрессовые ситуации, возникающие в работе с таким контингентом пациентов, приводят к развитию таких заболеваний как:

Артериальная гипертензия

Ишемическая болезнь сердца

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Из всего этого списка у сотрудников данного учреждения преобладает артериальная гипертензия.

Результаты исследований:

Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -7%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности -0%

vРаботники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -13%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 0%

Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами -0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 15%

vПриобрели заболевания в течение своей профессиональной деятельности - 25%

Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 10%

vПриобретение хронических заболеваний в течение профессиональной деятельности - 57%

Основной проблемой сотрудников противотуберкулёзного диспансера является обсемененность отделения микобактериями туберкулёза. Итог исследования показал, что современные средства индивидуальной защиты вполне удовлетворяют сотрудников противотуберкулёзного диспансера. Соблюдение правил техники безопасности практически полностью оградили сотрудников противотуберкулёзного диспансера от случаев аварий с биожидкостями. Некоторые из сот рудников, имеющих относительно длительный стаж работы, имеют синдром эмоционального выгорания в начальной стадии.

Результаты исследований:

Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 7%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -0%

vУдовлетворённость средствами индивидуальной защиты - 90%

Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -8%

vУдовлетворённость средствами индивидуальной защиты -100%

Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами -0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания - 12%

Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

vСлучаи аварий с биоматериалами - 0%

vРазвитие синдрома эмоционального выгорания -16%

vУдовлетворённость средствами индивидуальной защиты - 100%

Последним подразделением, которое мы посетили стали реанимационные отделения .

Результаты опроса показали, что преобладающим фактором риска в реанимационном отделении является хроническая усталость и постоянное эмоциональное напряжение.

Результаты исследований:

Работники, имеющие саж работы до 5 лет.

vРаспространённость хронической усталости- 16%

Работники, имеющие стаж работы от 5 до 10 лет.

vРаспространённость хронической усталости -29%

Работники, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет.

vРаспространённость хронической усталости - 32%

Работники, имеющие стаж работы более 15 лет.

vРаспространённость хронической усталости - 86%


Заключение


Цель, задачи практического исследования влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена достигнуты и решены:

Выводы:

·На основе обзора первоисточников определено понятие «вредные факторы»

·Провели практическое исследование сотрудников различных функциональных подразделений.

·Проанализировали результаты и сделали выводы:

oСнизив психоэмоциональную нагрузку можно улучшить качество работы, а также снизить риск возникновения аварийных ситуаций и заражения медицинского работника профессиональными заболеваниями.

oЗначимому изменения психологической картины мед. работника способствуют:

§Высокая смертность пациентов;

§Страдания пациентов;

§Увеличившийся за последнее за последнее время «молодой» контингент пациентов;

§«Мрачный» психологический микроклимат в отделении;

§Тяжелая психо-эмоциональная нагрузка при выполнении манипуляций с пациентами;

§Постоянный контакт с неизлечимо больными пациентами и оказание паллиативной помощи;

oСотрудники онкологического диспансера в большей мере подвержены эмоциональному выгоранию

В ходе практического исследования появилась необходимость расширить его границы и охватить дополнительные отделения.

Практическая значимость работы состоит в том, что проведена индивидуальная работа с сотрудниками отделений, установлены факторы риска развития профессиональных заболеваний.

Таким образом, сделанный нами вывод указывает на особую роль профилактики влияния вредных факторов на возникновение и развитие профессиональных заболеваний средних медицинских работников.

В связи с этим нами были разработаны следующие практические рекомендации.

oС целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на следующие принципы:

) четкое знание своих служебных обязанностей;

) планирование своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;

) понимание важности и значимости своей профессии;

) оптимизм, умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;

) рациональное питание;

) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

oПри работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.

oДля снижения риска возникновения аварийных ситуаций с биоматериалами при работе следует строго придерживаться ОСT 42.21.2.85

oСовместно с научным руководителем была разработана памятка, содержащая информацию о способах борьбы психоэмоциональным перенапряжением.


Список литературы


1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004г. №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»// Собрание законодательства Российской Федерации от 6 декабря

г., №49, ст. 4916.

АртамоноваВ.Г.Профессиональные болезни: Учебник/ АртамоноваВ.Г, МухинН.А. - М.: Медицина, 2004.

МаловВ.А.Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебник. - М.: Академия, 2007.

МарченкоД.В.Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.